Содержание
Введение
1. Российская экономика на «пороге» кризиса
2. Началокризиса. Падение фондового рынка: август 2008 года — январь 2009 г.
2.1 Валютный рынок и промышленность
3. Преодоление кризиса. Действия руководства страны
4. Развитие экономики: 2009–2010 гг
Заключение
Введение
В центре глобального кризиса2008 года стоит американская финансовая система. Причиной послужили инновации вобласти ипотечного кредитования. Низкие процентные ставки сделали кредиты привлекательнымидля широких слоев населения. Огромное количество кредитов, выданных американскимибанками, напоминало настоящий “пузырь”, который в один прекрасный день лопнул. Вследствиеэтого начался кризис строительства, ведь банки перестали кредитовать строительстводомов, а вслед за неразберихой в стройиндустрии появились проблемы с безработицей.Кроме этого, отмечается заметное снижение темпов роста экономики и производстваво многих развитых странах, в том числе в Китае и Индии, население которых составляеттреть земного шара. Этот спад сказался на стоимости нефти. Спрос на нее упал, авместе с ней и цена за баррель. Это не могло не сказаться на экономике России идругих стран. По мнению помощника Президента России А. Дворковича, Финансовый кризис2008—2009 годов в России, как часть мирового финансового кризиса стали возможнымииз-за произошедшей интеграции российской экономики в мировую экономику, когда «любоесобытие за рубежом оказывает влияние на стоимость российских облигаций и акций,на ликвидность, доходы граждан и рост экономики».
По оценке Всемирного банка,российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированныйчрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока:со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешнихзаимствований».
1. Российская экономика на «пороге» кризиса
Год перелома вэкономической динамике – 2008 г. – оказался наиболее проблемным для российской экономикиза последнее десятилетие.
Первое полугодие2008 г. было отмечено позитивными тенденциями: ВВП продолжал интенсивно расти (всередине года прирост ВВП на 2008 г. оценивался в 7,5%). Это происходило на фонеопережающего роста инвестиций в основной капитал (I кв. – 23,6%, II кв. – 17,4%к соответствующему периоду 2007 г.), обеспечивающего быстрое обновление производственногоаппарата в ряде отраслей и расширение жилищного строительства. Возросшие финансовыевозможности государства позволили существенно увеличить финансирование расходовна долгосрочное развитие российской экономики. Значительные инвестиции были направленыв развитие инфраструктуры, капитализацию институтов развития.
Положительноевнешнеторговое сальдо и приток прямых иностранных инвестиций вели к быстрому наращиваниюзолотовалютных резервов, составивших к середине 2008 г. 568,3 млрд. долл.
Результатом мобилизации«нефтяных» доходов (с профицитом все последние годы) стало быстрое формированиерезервных фондов федерального бюджета. Объем Стабилизационного фонда (с начала годаразделенного на два – Фонд будущих поколений и Фонд национального благосостояния)к концу 2008 г. равнялся 3849 млрд. руб. (157 млрд. долл.).
Год перелома вэкономической динамике – 2008 г. – оказался наиболее проблемным для российской экономикиза последнее десятилетие.
Первое полугодие2008 г. было отмечено позитивными тенденциями: ВВП продолжал интенсивно расти (всередине года прирост ВВП на 2008 г. оценивался в 7,5%). Это происходило на фонеопережающего роста инвестиций в основной капитал (I кв. – 23,6%, II кв. – 17,4%к соответствующему периоду 2007 г.), обеспечивающего быстрое обновление производственногоаппарата в ряде отраслей и расширение жилищного строительства. Возросшие финансовыевозможности государства позволили существенно увеличить финансирование расходовна долгосрочное развитие российской экономики. Значительные инвестиции были направленыв развитие инфраструктуры, капитализацию институтов развития.
Положительноевнешнеторговое сальдо и приток прямых иностранных инвестиций вели к быстрому наращиваниюзолотовалютных резервов, составивших к середине 2008 г. 568,3 млрд. долл.
Результатом мобилизации«нефтяных» доходов (с профицитом все последние годы) стало быстрое формированиерезервных фондов федерального бюджета. Объем Стабилизационного фонда (с начала годаразделенного на два – Фонд будущих поколений и Фонд национального благосостояния)к концу 2008 г. равнялся 3849 млрд. руб. (157 млрд. долл.).
Вместе с тем несбалансированностьсоциально-экономического развития – отчасти связанная с наследием 1990-х годов,отчасти приобретенная в последние годы – привела к формированию ряда зон напряженности,которые обусловили развитие кризисных процессов в российской экономике во второмполугодии 2008 г. и в начале 2009 г.
Перегрев потребительского рынка. Рост доходов и потребления населения,как и в предыдущие годы, основывался на отрыве динамики заработной платы от динамикипроизводительности труда. В последние годы этот разрыв был примерно 2,5 – кратным.
Интенсивный ростзаработной платы в этот период происходил в широком спектре отраслей, причем высокимитемпами она увеличивалась не столько в экспортно-сырьевых отраслях (в них «всплеск»оплаты труда произошел раньше), сколько в обрабатывающей промышленности и в бюджетномсекторе.
В определенноймере этот рост связан с возникшим перегревом рынка труда и структурным дефицитомрабочей силы, что вело к образованию «рынка продавца рабочей силы» (особенно квалифицированногоперсонала) и соответственно к быстрому повышению заработной платы.
Такая ситуациясоздавала одновременно несколько узлов напряженности, существенно снижая конкурентоспособностьроссийской экономики и усиливая зависимость уровня заработной платы от притока «нефтяныхдоходов».
Во-первых, приростзаработной платы – причем параллельно с не менее быстрым ростом инвестиций в основнойкапитал – был возможен только на основе масштабного притока в экономику доходовчисто конъюнктурного характера.
Во-вторых, конкурентоспособностьроссийских товаров (прежде всего, продукции обрабатывающей промышленности) ослабляласьпо отношению к импортным аналогам стратегических конкурентов. В начале 2008 г. российскаяэкономика по уровню оплаты труда (в долларах) превзошла экономики основных стран-конкурентов– Бразилии, Китая и Индии, приблизившись к показателям восточноевропейских стран– новых членов ЕС.
В-третьих, ростзаработной платы (и соответственно доходов населения) в свою очередь стимулировалразогрев рынка потребительских кредитов. Расширение этих рынков, происходившее в«двойном перегреве»: и рынка труда, и собственно потребления населения, стало важнейшимфактором экономического роста вплоть до начала кризиса. Наоборот, синхронное прекращениесверхбыстрого повышения заработной платы (из-за финансового кризиса предприятий)и замедление роста потребительского кредитования из-за усиления рисков невозвратовстали основным фактором торможения экономического роста в конце года.
Потеря конкурентоспособности российских товаров. Быстрый экономический рост, базировавшийсяна притоке внешнеэкономических доходов, маскировал потерю позиций российских компанийна внутренних и внешних рынках. Это проявлялось в опережающем росте импорта по отношениюк расширению основных рынков (и потребительского, и инвестиционного). При этом ростобщего объема внутренних рынков был настолько интенсивным, что на фоне стремительногорасширения конкурирующего импорта оставалось пространство и для наращивания внутреннегопроизводства.
О динамике инвестиционного импорта. До середины 2008 г. наблюдался стремительный,«взрывной» рост инвестиционного импорта. По оценке, за 2006 г. он увеличился на46,4%, за 2007 г. – на 46,9%, в первое полугодие 2008 г. – 36,3% (по отношению кпервому полугодию 2007 г.).
Такая динамикаинвестиционного импорта отчасти сформировалась вследствие решений государства обобнулении таможенных пошлин на широкий круг импортируемого оборудования. Это решениедолжно было стимулировать максимально быстрое обновление производственного аппаратароссийских компаний, причем на современной технологической базе. Кроме того, оностимулировало развертывание в России инвестиционных проектов, организуемых иностраннымикомпаниями (включая проекты по промышленной сборке автомобилей и др.).
Проблема, однако,состояла в том, что стремительный рост импорта технологических решений, воплощенныхв готовых изделиях (что, по меньшей мере, снимает соответствующие технологическиериски), нанесло ущерб сфере разработки и производства российской высокотехнологическойпродукции. Это связано, в частности, с диспаритетом технологических рисков при закупкеотработанной в производстве и эксплуатации импортной продукции и при вложениях впроизводство российской (в лучшем случае – не имеющей положительной истории эксплуатации,а в худшем – не завершенной проектированием). Другие факторы, например, слабостьинвестиционного кредитования, отсутствие адекватной системы поддержки поставленнойпродукции в течение ее жизненного цикла также снижают конкурентоспособность российскойпродукции.
Таким образом,помимо очевидных выгод, наблюдался и определенный урон – российский высокотехнологичныйсектор лишь в ограниченной степени смог воспользоваться мощным притоком в экономикудоходов, обусловленных внешнеэкономической конъюнктурой. Разомкнулся цикл: прикладныенаучные исследования (финансируются государством и частично иностранными заказчиками)– ОКР – производство машин и оборудования – инвестиционный спрос со стороны модернизирующихсяотраслей экономики.
О последствиях укрепления рубля. В результате роста активного сальдо торговогобаланса и притока капитала сложилось устойчивое превышение спроса на валюту надее предложением. Это создало возможность проведения монетарными властями политики«сильного рубля», направленной на сдерживание инфляции.
Следствием такойполитики стало повышение реального курса рубля на 30% по отношению к валютам стран– торговых партнеров России за 2005–2008 гг.
К началу 2007г. был исчерпан эффект девальвации 1998 г.: достигнут преддевальвационный уровеньреального курса национальной валюты. В 2008 г. соотношение обменного курса и паритетапокупательной способности рубля достигло исторического минимума). Это способствовалоснижению ценовой конкурентоспособности экономики, росту относительной стоимостифакторов производства. Последнее в свою очередь стало одной из значимых причин слабостироссийской экономики в условиях кризиса.
Перегрев жилищного рынка в крупных городах. Если говорить об общем перегреве в инвестиционнойсфере, то для подобного утверждения оснований недостаточно, но по отношению к перегревув сфере жилищного строительства – по крайней мере в мегаполисах – такие основанияесть. Действительно, в последние годы на рынке наблюдались классические признакиперегрева: сочетание быстрого роста объемов подрядных строительных работ и вводовжилья (с 44 кв. м в 2005 г. до 64 кв. м в 2008 г., что соответствует уровню конца1980-х годов) с опережающим повышением цен на жилье. В 2008 г. в Москве ввод жильяоценивался в 30%. В принципе, это сочетание – сверхбыстрый рост рынка в совокупностис ускоренным ростом цен – само по себе является признаком перегрева рынка.
С точки зрениясоциального эффекта на рынке жилья сложилась парадоксальная ситуация.
С одной стороны,наблюдался быстрый рост вводов жилья, с другой – его социальный эффект (рост ценовойдоступности жилья, сокращение продолжительности ожидания социального жилья и др.)был минимальным, если не отрицательным. Во всяком случае, уровень ценовой доступностижилья заметно снизился – что стало результатом опережающего роста цен на жилье посравнению с доходами населения. Так, если в 2003–2005 гг. в Москве занятому требовалосьв среднем работать четыре месяца, чтобы приобрести 1 кв. м жилья (на первичном рынке),то в 2008 г. на это требовалось уже пять месяцев.
Особенностью ситуациина рынке недвижимости в последние три года стало формирование – классического дляситуации перегрева – цикла роста стоимости недвижимости: рост спроса – рост цен– усиление инфляционных ожиданий – возникновение инвестиционного компонента спросана недвижимость – дальнейший разогрев спроса и рост цен. По экспертным оценкам,уровень доходности в операциях с жильем (в жилищном строительстве и торговле недвижимости)к середине 2008 г. достигал 50–100%.
Интенсивный ростцен на недвижимость в последние годы имел ряд важных результатов.
Во-первых, перегревспроса вызвал соответственно ускоренный рост цен на стройматериалы: цемент (особеннос учетом региональной монополизации рынков) и металлоконструкции. Избыточная загрузкамощностей не позволила в последние годы провести модернизацию соответствующих производств,направленную на повышение эффективности (прежде всего энергоэффективности – чтоособенно актуально для цементной промышленности). Очевидно, модернизировать производствапридется уже теперь – в условиях дефицита как собственных, так и заемных финансовыхресурсов.
Во-вторых, роствводов жилья происходил на базе «старых» инфраструктурных сетей, что существенноповышало нагрузки на них и в дальнейшем потребовало значительных вложений в модернизациюинфраструктурных сетей.
В-третьих, «настройка»всего рынка жилья на высокие цены и уровень доходности бизнеса практически устранилавозможность формирования рынка массового жилья, ориентированного, в частности, наобеспечение массовых миграций, связанных с перемещением населения из депрессивныхв развивающиеся регионы страны.
Однако, стоитотметить то, как оценивали состоянии Российской экономики в преддверии кризиса зарубежныеиздания, так The Financial Times замечала появление в конце мая 2008 «первых признаковнадвигающейся беды» (атака на британскую сторону в совместном англо- российскомпредприятии ТНК-BP); вынужденный отъезд из страны в июле генерального директорапредприятия Роберта Дадли (Robert Dudley); заявление Путина тогда же в отношенииглавы компании «Мечел» Игоря Зюзина, послужившее толчком к панике среди инвесторов;последовавшие расследования со стороны антимонопольных служб в отношении прочихкрупных металлургических компаний. Финальным толчком к обрушению рынка, по мнениюиздания, стала военная кампания против Грузии: «Война в Грузии для многих сталапоследней каплей. Страх перед капризным и своенравным поведением Кремля привел кмассовому бегству инвесторов из страны; по оценке экспертов, в первые нескольконедель после начала боевых действий из России ушло инвестиций на сумму в двадцатьодин миллиард долларов. Дополнительными негативными факторами стала общая нестабильностьмировых фондовых рынков и падение цен на нефть, от которых зависит финансовое благополучиеРоссии. 16 сентября Алексей Кудрин заявил, что в случае, если нефть будет стоитьменее 70 долларов за баррель, федеральный бюджет придет к дефицитному балансу. Вектор падения, наметившийся на рынках в результате бегства инвесторов, стал особеннорезким после того, как внутренние инвесторы стали сталкиваться с маржевыми требованиямипо акциям, купленным на заемные средства.» Так же оценивали ситуацию и американскиегазеты International Herald Tribune и The Wall Street Journal (которая, в частности,обвиняет Путина в том, что тот «испугал» рынок)
2. Начало кризиса. Падение фондового рынка: август 2008 — январь2009 г
Обозреватель журналаResearch Алексей Байер в «Ведомостях» от 10 октября 2008 года писал, что удар глобальногокризиса по России был сильнее, чем по экономикам иных стран вследствие 3-х причин:«американской финансовой катастрофы», негативно отразившейся на всех рынках и финансовыхсистемах развивающихся стран; падения цен на нефть при значительной зависимостиРоссии от её экспорта; политических ошибок российского руководства. Автор высказалпредположение, что если все три фактора сравнимы, то «с середины года рынок потерялоколо 600 пунктов только из-за ухудшения инвестиционного климата в России — из-законфликта с Грузией и из-за ссоры акционеров ТНК-BP, атаки на „Мечел“».
Экономист, бывшийсоветник президента России (2000—2005) А. Н. Илларионов в октябре 2008 года полагал,что российский фондовый кризис следует отсчитывать от 19 мая 2008 года — дня, когдароссийские фондовые индексы перестали расти, и началось падение.
Начавшееся в концемая 2008 года снижение котировок акций российских компаний стало перерастать в обвалв конце июля. По мнению ряда СМИ и финансовых аналитиков, первое резкое падениекотировок произошло вследствие заявлений премьер-министра Владимира Путина в адресруководства компании «Мечел» 24 июля.
6 октября 2008года произошло рекордное за всю историю российского рынка акций, падение индексаРТС (за день на 19,1 % — до 866,39 пункта; в Лондоне, где торги не останавливались,российские «голубые фишки» подешевели на 30—50 %.
С начала августапо начало октября 2008 года капитализация российского фондового рынка снизиласьна 51,7 %, в то время как капитализация фондовых рынков развивающихся стран в целомупала на 25,4 %.
8 октября 2008года индекс ММВБ упал при открытии на 13 %, через полчаса падение составило 14,35%: индекс опустился до отметки 637,87 пункта. Торги акциями были приостановленыдо появления соответствующего решения ФСФР. Торги на РТС, где индекс опустился доотметки 761,63 пункта, были приостановлены на час, но после полудня не возобновились— также до выхода специального распоряжения ФСФР. Торги российскими бумагами — депозитарнымирасписками на акции — переместились в Лондон.
9 октября 2008года журналист «Независимой газеты» Сергей Куликов утверждал, что «за последниеполгода российский рынок потерял около 70 % капитализации, тогда как остальные страныпотеряли около 25 или 30 %», что, по мнению директора департамента стратегическогоанализа компании ФБК Игоря Николаева, наряду с прочими факторами, объяснялось «перекапитализированностьюроссийского фондового рынка, которая была достигнута к началу текущего года в результатереализации принципа „чем больше капитализация — тем лучше“».http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81_2008%E2%80%932009_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8- cite_note-NGCrash-83
В связи с сериейприостановок торгов на российских торговых площадках, в октябре 2008 года объёмторгов на ММВБ упал более чем наполовину: если в августе среднедневные обороты биржисоставляли около 150 млрд рублей, то в октябре они упали до 60 млрд13 октября 2008года индексы на РТС и ММВБ продолжали падение — на фоне максимального роста за своюисторию европейских фондовых индексов Dow Jones Stoxx 600, DAX и CAC 40. ИндексРТС снизился на 6,3 %, до 791 пункта; ММВБ — почти на 5 %, до 666 пунктов.
15 октября 2008года оппозиционный политик и бывший председатель правительства России М. Касьяновзаявил: «Стоимость акций некоторых российских предприятий, за которыми стоят реальныеактивы, ниже, чем стоимость самих этих активов. Поэтому есть основания считать,что рынок практически умер.» 24 октября 2008 года произошло падение российскогофондового рынка РФ: индекс РТС потерял 10,63 % и составил 568.87 пункта; российскиеакции достигли уровня 1997 года. По итогам октября 2008 года российский фондовыйрынок продемонстрировал худшие результаты среди всех рынков мира.
По итогам рабочейнедели, закончившейся 14 ноября 2008 года, РТС и ММВБ стали лидерами падения средимировых фондовых площадок. 19 января 2009 года российский фондовый рынокиспытал сильнейшее падение в 2009 году: индекс РТС потерял 6,2 %, опустившись доотметки 531,66 пункта — минимального уровня с июля 2004 года; индекс ММВБ в валютномвыражении потерял 5,4 %. Основной причиной падения стала, по мнению аналитиков,политика управляемой девальвации рубля, проводимая ЦБ РФ.
23 января 2009года индекс РТС упал на 3,34 %, за неделю потеряв 12 %, до отметки 498,2 пункта— ниже отметки 500 пунктов, самого низкого уровня с 2003 года; капитализация рынкаакций опустилась до $305 млрд, что ниже рыночной стоимости одного Газпрома в мае2008 года ($365,7 млрд); индекс ММВБ по итогам торгов снизился на 0,71 %, до 553,62пункта. Акции Сбербанка снизились до исторических минимумов, потеряв на ММВБ 2,88% и опустившись до минимальной отметки 15,2 руб за акцию, что ниже цены размещенияв марте 2007 года на 82,92 %.
2.1 Валютный рынок ипромышленность
Валютный рынок.
24 октября 2008года, в пятницу, сообщалось, что Центробанк РФ за минувшую неделю мог потратитьоколо 13 млрд долларов из золотовалютных резервов на валютные интервенции с цельюне допустить падения рубля к бивалютной корзине.
Газета «Ведомости»от 30 октября утверждала, что средства, которые правительство и ЦБ направляют вадрес банков, последние тратят в значительной мере на покупку валюты, «провоцируяослабление рубля и заставляя население панически скупать доллары, ещё больше понижаястоимость национальной валюты».
В конце октября2008 сообщалось, что за неделю по 24 октября резервы Центробанка уменьшились на$31 млрд до $484,7 млрд; за четыре недели они упали на $78,1 млрд, что было вызванокурсовой переоценкой резервов (за счёт падения курса евро к доллару) и валютнымиинтервенциями ЦБ.
Утром 11 ноября2008 года на ММВБ произошло значительное снижение курса рубля по отношению к бивалютнойкорзине.
Редакционная статьяв газете «Ведомости» от 13 ноября 2008 года писала, что население и рыночные игрокивосприняли слова председателя ЦБ, сказанные им 10 ноября (о «повышении гибкостивалютного курса с некоторой тенденцией к ослаблению рубля»), «как сигнал к действию:теперь даже самые стойкие сторонники рубля запасаются долларами».
19 ноября 2008года председатель ЦБ С. Игнатьев сообщил Госдуме: «На 1 ноября 2008 года объём золотовалютныхрезервов в Российской Федерации составил 484,6 миллиарда долларов США. За сентябрьи октябрь золотовалютные резервы снизились на 97,6 миллиарда долларов.» Из названнойсуммы 57,5 миллиарда долларов были потрачены на валютном рынке с целью поддержаниякурса рубля.
После очередногоснижения курса рубля 5 декабря 2008 года относительно бивалютной корзины на 1 %,что связывалось с удешевлением основой статьи российского экспорта — нефти (ценына марку Urals 5 декабря снизились до четырехлетнего минимума — $36 за баррель),участники рынка ожидали от ЦБ более резкой девальвации уже в начале 2009 года.
Промышленность.
8 октября 2008года было сообщено об остановке конвейеров ГАЗа и уменьшении количества рабочихдней на КамАЗе.
По данным Росстата,в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3 %по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре — 8,7 %), что стало самым глубоким спадомпроизводства за последнее десятилетие; в целом в 4-м квартале 2008 года падениепромпроизводства составило 6,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.Цены производителей промышленных товаров в декабре 2008 года продолжили снижение,упав по сравнению с ноябрем на 7,6 %, с декабрем 2007 года — на 7 %.
Согласно даннымРосстата, по сравнению с январем 2008 года промышленное производство в январе 2009года упало на 16 % — самое глубокое падение с 1994 года. Наиболее сильный спад произошёлв обрабатывающих отраслях, где производство снизилось на 24,1 %.
По данным Росстата,в феврале 2009 года индекс промышленного производства снизился на 13,2 % по сравнениюс аналогичным показателем прошлого года. Объём производства в обрабатывающих отрасляхпромышленности в январе — феврале сократился на 21 %, добыча полезных ископаемыхсократилась на 4,5 %, производство электроэнергии — на 7,2 %.
К середине февраля2009 года среднесуточная добыча газа к уровню 2008 года в целом по России снизиласьна 9,9 %, в «Газпроме» — на 13,3 %.
По итогам 2009года индекс промышленного производства России уменьшился на 10,8 %.
Индекс промышленногопроизводства России в I квартале 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009года увеличился на 5,8 %. К апрелю 2010 года в российской обрабатывающей промышленностипрактически не осталось отраслей, находящихся в рецессии.
В январе 2009года впервые в XXI веке была зафиксирована отрицательной динамика объёма работ встроительстве. Строительство сократилось на 16,8 % (в декабре 2008 года рост составил0,1 %)
2.2 Преодолениекризиса. Действия руководства страны
В 2008 году бюджетныеантикризисные меры составили 1089 млрд рублей (2,6 % ВВП), из них на укреплениефинансового сектора было направлено 785 млрд рублей, на поддержку реального сектораэкономики — 304 млрд рублей.
Меры по укреплениюфинансового сектора, реализованные в 2008 году:
· субординированныекредиты — 450 млрд рублей;
· рекапитализация идругие меры прямой поддержки — 335 млрд рублей;
· рекапитализация Агентствапо страхованию вкладов — 200 млрд рублей;
· рекапитализация банков— 75 млрд рублей;
· рекапитализация Агентствапо ипотечному жилищному кредитованию — 60 млрд рублей.
Меры по поддержкереальной экономики, реализованные в 2008 году:
· меры налогово-бюджетногостимулирования, направленные на поддержку производителей — 272 млрд рублей;
· снижение налоговогобремени — 220 млрд рублей;
· поддержка отраслей— 52 млрд рублей;
· меры налогово-бюджетногостимулирования, адресованные населению — 32 млрд рублей;
· приобретение жильядля военнослужащих и для социально уязвимых групп населения — 32 млрд рублей.
На 2009 год былообъявлено о бюджетных антикризисных мерах на 1834,77 млрд рублей, из них на укреплениефинансового сектора планировалось направить 625 млрд рублей, на поддержку реальногосектора экономики — 798,3 млрд рублей, на помощь регионам — 300 млрд рублей, назащиту уязвимых групп населения — 111,5 млрд рублей. Август — октябрь 2008года
Стремясь предотвратитькризис ликвидности, в августе Министерство финансов России разместило в коммерческихбанках 166 млрд рублей; в сентябре — 763 млрд рублей (лимит повышен до 1,5 трлнрублей); ещё 300 млрд рублей были высвобождены ЦБ посредством снижения требованияк резервам банков.
В сентябре-октябре2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленныена решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системыРоссии.h В число этих мервошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которыебыли нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями,снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. Расходы бюджета,направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялисьпо двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов ипосредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, «этопозволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефициталиквидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковскойсистемы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротствсреди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора».
7 октября 2008года Президент России Д. Медведев, после совещания с экономическим блоком правительства,сказал, что государство предоставит российским банкам субординированный кредит насумму до 950 млрд рублей сроком не менее чем на пять лет. Из общей суммы кредитаСбербанк должен был получить до 500 млрд рублей, ВТБ — до 200 млрд рублей, Россельхозбанк— до 25 млрд рублей; оставшиеся 225 млрд смогут получить прочие российские банкипри условии, что сумма кредита не будет превышать 15 % уставного капитала банка,а владельцы банка будут готовы внести два рубля своих средств на рубль государственных.
The FinancialTimes от 10 октября 2008 года отмечала, что накопленные резервные средства России,по мнению экспертов, дают стране преимущество: «Президент Дмитрий Медведев пообещалвыделить примерно 20 миллиардов долларов бюджетных средств для интервенции на фондовомрынке с целью покупки акций. Десятки миллиардов долларов из бюджета были также перечисленына счета неплатежеспособных банков в виде займов. Государственный Внешэкономбанкпредоставил 50 миллиардов долларов заёмных средств тем российским компаниям, которыене в состоянии справиться с выплатой валютных долгов. В результате Россия оказаласьв довольно неплохом положении, будучи в состоянии пережить нынешний кризис. У нееогромные запасы денежных средств, а ее банковская система хоть и нестабильна, ноне настолько велика в сопоставлении с остальной экономикой, как в западных странах.»
10 октября 2008года Государственная дума приняла ряд законопроектов по стабилизации финансовойсистемы. В частности, поправки разрешают размещать средства Фонда национальногоблагосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую суммуне более 450 млрд рублей по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российскимправительством. Член комитета Госдумы по экономической политике Наталья Ермаковавыразила мнение, что тем самым «законодатель дает Центробанку еще один сильный инструментдля того, чтобы поддерживать ликвидность». Аналитики, опрошенные журналом «Эксперт»,позитивно оценили принятые меры: «Меры, направленные на стабилизацию финансовойсистемы России, безусловно, улучшат ситуацию в экономике и приведут к тому, чтоповысится ликвидность финансового рынка в целом, снизится напряженность на рынкемежбанковского кредитования, на долговом и фондовом рынках».
Также 10 октября,Председатель Правительства В. Путин заявил, что в роли оператора размещения госсредств(включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акциии облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк), в котором он является председателемНаблюдательного совета. Министр финансов А. Кудрин в Вашингтоне заявил, что будетрассмотрена возможность использовать для поддержания российского фондового рынкаи средства пенсионных накоплений; он также сказал, что кризис может продолжаться«более двух лет», а роста российских активов «нужно будет ждать в течение 3—5 лет».
За неделю, прошедшуюпосле заявлений Путина, Медведева и Кудрина, к 17 октября 2008 года индекс РТС упална 21 %. В целом за пять месяцев индекс РТС потерял более 73 %, опустившись с 2487,92пункта 19 мая 2008 года до 667,62 пункта 17 октября 2008 года.
13 октября 2008года Президент Медведев подписал пакет законов, ранее принятый Государственной Думойи одобренный Советом Федерации; Д. Медведев отметил на встрече с помощником ПрезидентаА. Дворковичем, что законы касаются «одного вопроса: обеспечения стабилизации нанашем финансовом рынке — имея в виду, естественно, те очень сложные процессы, которыесегодня происходят на международных финансовых рынках, нашу зависимость от этихпроцессов и необходимость предотвратить наиболее сложные последствия для нашей страны.Правительство сейчас приступит к реализации этих законов.» Дворкович, со своей стороны,сказал, что для «начала размещения средств Фонда национального благосостояния навнутреннем финансовом рынке» будет достаточно акта Правительства, проект которого«подготовлен».
Русский Newsweekот 13 октября 2008 года сообщал2, что ВЭБ уже под обеспечение кредитазабирает в залог акции российских предприятий, что создаёт «риск национализации»и передела собственности2. Аналогичные опасения высказывал крупный предпринимательи депутат Госдумы четвёртого созыва А. Е. Лебедев: «В политической элите есть сторонникиидеи о возврате контроля над этими бизнесами государству. Кризис представляет дляэтого удобный путь. Правительство рефинансирует долги этих компаний перед иностраннымикредиторами, а спустя некоторое время становится владельцем контрольных пакетовакций. И не нужно ни платить много, как за Сибнефть, ни банкротить и возбуждатьуголовные дела, как с ЮКОСом.» Политолог А. Белковский считал, что «те меры, которыесегодня принимает правительство против финансового кризиса, фактически направленына одну цель — на спасение личных кошельков нескольких сотен представителей правящейэлиты.» Такое же мнение высказывала газета Ведомости в своей редакционной статьеот 23 октября 2008 года: «Государство, долго не раздумывая, кинулось спасать бизнесменов.Объём государственной помощи приближается к 6 трлн руб. — это ненамного уступаетрасходам недавно уточнённого бюджета России на 2008 г. (6,75 трлн руб.). Вроде быто же самое сейчас делают все правительства, у которых есть хоть какие-нибудь денежныезапасы. Но с принципиальным отличием: они на государственные средства спасают систему,поддерживая ее там, где кризис прорвал оборону, а мы спасаем конкретный бизнес конкретныхлюдей.»
23 октября 2008года Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях поправки в федеральный бюджетна 2008—2010 годы, которые увеличивают финансирование по отдельным антикризиснымнаправлениям; также были приняты законы, расширяющие полномочия Банка России, позволяяему идти на «спецмеры» по скупке кризисных банков и оперировать не только государственнымиценными бумагами, но и осуществлять куплю-продажу корпоративных ценных бумаг.
27 октября 2008года, в обстановке секретности, Наблюдательный совет Внешэкономбанка одобрил выделениеденег ряду компаний, распределив около $10 млрд из общей суммы $50 млрд: в числекомпаний, спасаемых от проблем с margin call, были UC Rusal, ритейлер X5 RetailGroup, Вымпелком; часть средств получило также ОАО РЖД. Около половины выделеннойВЭБом суммы — $4,5 млрд — досталось компании О. Дерипаски UC Rusal13.Ноябрь — декабрь 2008года
8 ноября 2008года Председатель Правительства В. Путин утвердил подготовленный в соответствиис поручением Президента Дмитрия Медведева «План действий, направленных на оздоровлениеситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики»13.
11 ноября 2008года Президент Д. Медведев в Кремле на встрече с президиумом Торгово-промышленнойпалаты (ТПП) России заявил о необходимости сократить число посредников, участвующихв распределении государственных ресурсов конкретным предприятиям; также было сказаноо необходимости усиления государственного контроля за деятельностью банков. В тотже день ЦБ РФ объявил о «расширении с 11 ноября 2008 года коридора допустимых колебанийоперационного ориентира курсовой политики — рублёвой стоимости бивалютной корзины»симметрично в каждую сторону.
Газета «Ведомости»от 17 ноября 2008 года, говоря о значении антикризисного саммита G20, по итогамкоторого Президент Медведев поставил подпись под декларацией, которая, в частности,обязывает участников воздерживаться от каких-либо новых торговых заградительныхмер, отмечала: «Годовой мораторий на протекционистские меры, с которым согласилисьвсе участники саммита, — с одной стороны, довольно общее заявление, с другой — накладываетнекие ограничения, прежде всего, моральные. Никаких механизмов принуждения к соблюдениюморатория нет. Но, конечно, страну, заподозренную в протекционизме, остальные участники„двадцатки“ смогут публично осудить. В этом смысле очень интересно, как будет действоватьроссийское правительство. Наш план борьбы с кризисом на протекционизме держится.В нём предусмотрено повышение таможенных пошлин на несколько десятков товарных позиций,в том числе запретительные пошлины на ввоз иностранных автомобилей старше пяти лет.Поставщики российских товаров получат ценовые преференции при госзакупках: их признаютпобедителями, даже если товар дороже иностранного аналога на 5-25 %. А сельхозпроизводителии экспортеры получат от государства щедрые субсидии.». Утверждённый ранее, 8 ноября2008 года, Председателем Правительства В. Путиным «План действий, направленных наоздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики» предусматривалповышение импортных пошлин на широкий круг товаров 17 ноября В. Путин публично поставилпод сомнение обязательство об отказе от протекционизма, заявив, что Россия выполнитрешения саммита G20, но реализует намеченные меры по защите национальных интересов.
19 ноября, выступаяперед Госдумой, министр финансов А. Кудрин утверждал: «Достигнутые показатели объемазолотовалютных резервов, которые Россия скопила за последние годы, и понимая, иоценивая опыт дефолта и опыт девальвации 1998 года, позволяют говорить о том, чтосегодня накоплена прочная основа для стабильности макроэкономики, стабильности курсанациональной валюты.»
20 ноября, выступаяна 10-м съезде «Единой России», лидер партии В. Путин предложил снизить налоги набизнес. В тот же день Президент Медведев пригласил ряд крупнейших предприниматлейРоссии (Владимир Потанин («Интеррос»), Алишер Усманов («Металлоинвест»), МихаилФридман («Альфа-групп»), Виктор Вексельберг («Ренова»), Михаил Прохоров («Онэксим»),Олег Дерипаска («Базэл»), Алексей Мордашов («Северсталь»), Алексей Миллер («Газпром»),Игорь Зюзин («Мечел»), Владимир Лисин (НЛМК), Виктор Рашников (ММК), Дмитрий Пумпянский(ТМК), Владимир Богданов («Сургутнефтегаз»), Вагит Алекперов («Лукойл»)) на ужинв своей резиденции в Барвихе; во время беседы выступил каждый бизнесмен: гости говорилио необходимости ускоренного возврата НДС, снижения НДПИ и налогов в целом, замораживаниятарифов естественных монополий, просили приостановить либерализацию энергорынка,дать льготные кредиты для рефинансирования внешних займов и капвложений; Медведевзаинтересовался, кто уже успел получить госкредиты14. Оппозиционнныйполитик Владимир Милов оценил заявленные В. Путиным меры как «имитационные»14.
21 ноября Наблюдательныйсовет ВЭБа одобрил кредит для горно-металлургической группы Evraz Group на $1,8млрд.
24 и 28 ноябряЦБ РФ повторно расширил валютный коридор на 30 копеек в обе стороны, что привелов совокупному падению рубля к корзине валют примерно на 9 % с максисмума, отмеченногов августе 2008. Некоторыми экспертами высказывались сомнения в адекватности мерЦБ РФ ситуации и задачам. С 1 декабря ЦБ повысил ставку рефинансирования с 12 до13 % и основные ставки по ключевым операциям и продлил с трёх месяцев до полугодасроки кредитования ЦБ банков на беззалоговых аукционах.
19 декабря насовещании по вопросам развития автомобильной промышленности был принят пакет протекционисткихмер с целью поддержания российского автопрома.
25 декабря Правительственнаякомиссия по повышению устойчивости развития российской экономики утвердила переченьсистемообразующих организаций, имеющих стратегическое значение, которые могут претендоватьна получение прямой государственной поддержки. В этот список вошли 295 предприятий.Кроме того, был опубликован список из 1148 регионально значимых предприятий, которыетакже могут претендовать на прямую господдержку. 2009 год
19 января ПредседательПравительства В. В. Путин поручил Минфину пересчитать федеральный бюджет 2009 года,исходя из новых макроэкономических параметров, представленных Минэкономики: среднегодоваяцена на нефть (Urals) в $41 за баррель, сокращение ВВП на 0,3 %, инфляция — на уровне13 %, рубль, девальвированный до 35 руб/$. Исходя из них, дефицит федерального бюджетав 2009 году составит 5 % ВВП.
10 марта министрфинансов Алексей Кудрин объявил о решении правительства на время отказаться от трёхлетнегобюджета, а также оптимизировать ряд расходных статей бюджета на 2009 год.
27 марта 2009года Государственная Дума во втором и третьем чтениях одобрила поправки к Бюджетномукодексу, которые предоставили правительству правовые основания для внесения в Госдумуновой редакции закона о бюджете на 2009 год: было снято ограничение на использованиесредств резервного фонда для финансирования дефицита бюджета (по прежней версии,деньги фонда можно было использовать лишь для замещения недополученных нефтегазовыхдоходов).
В июне 2009 годаВ. В. Путин подписал новую программу антикризисных мер, приоритеты которой — социальныеобязательства, промышленность, инновации и мощная финансовая система.
30 декабря 2009года на заседании Правительства Российской Федерации была принята программа основныхантикризисных действий на 2010 год, а ее приоритетами стали: поддержка социальнойстабильности и социальная защита населения; поддержка оживления экономики и наращиваниеинвестиций в человеческий капитал.
4. Развитие экономики: 2009–2010 гг
Развитие экономикив 2009 г. происходило в поле реализации двух ключевых решений. Во-первых (как ужеговорилось) речь идет о введении верхнего предела колебаний обменного курса. Следуетотметить, что это решение реально принято рынком. Это нашло свое отражение в уровневалютных фьючерсов на середину года. С начала марта 2009 г. (в расчете по бивалютнойкорзине) их стали заключать по курсам ниже уровня верхней границы технического коридора,причем еще в феврале фьючерсные контракты на июнь заключались, исходя из стоимостибивалютной корзины 44 руб. (на сентябрь – 46 руб.).
Во-вторых – опереходе к политике «дорогих денег». Средний уровень ставок привлечения ресурсовкредитными организациями в Банке России повысился с 7,6% в сентябре 2008 г. до 16%в феврале 2009 г. Одновременно стал снижаться объем кредитных ресурсов, размещаемыхБанком России на аукционах (естественно, в противофазе с динамикой ставки, что отражаетснижение доступности кредитных ресурсов).
Эта мера предпринималасьотчасти для снижения давления на валютный рынок (мера, в целом, используемая в мировойпрактике – хотя и приводящая к тяжелым последствиям с точки зрения экономическогороста) и одновременно, для сдерживания инфляции. Пожалуй, единственным позитивнымрезультатом сложившейся ситуации может стать очень сильный антиинфляционный эффект.
Действительнонаблюдается снижение динамики денежного предложения как по каналам покупки валютыв золотовалютные резервы, так и связанного с кредитованием коммерческих банков БанкомРоссии. Такое снижение сопровождается сжатием денежной массы. Новая ситуация зафиксированауже в январе 2009 г., когда на фоне стабилизации (на уровне порядка 400 млрд. долл.)золотовалютных резервов резко упал, и затем стабилизировался уровень денежной базы.
В сочетании состабилизацией обменного курса рубля это оказывает, видимо, достаточно сильный антиинфляционныйэффект. Несмотря на высокую инфляцию в I кв. 2009 г. (105,4% по сравнению с 104,8%в 2008 г.) можно ожидать, что монетарная инфляция снизится настолько ощутимо, чтоитоговый уровень инфляции в 2009 г. составит примерно 109% – меньше, чем в 2008г.
Вместе с тем принятыерешения ведут к возникновению ряда рисков, которые могут в перспективе привестик замедлению выхода российской экономики из рецессии.
Стратегический выбор. Важнейший вопрос, определяющий будущийход экономического развития: произойдет или нет «зацикливание» экономического кризиса,переход к его «самовоспроизводству» – если развитие кризисных процессов в данныйпериод автоматически ведет к их дальнейшему расширению. Такое «зацикливание» возможнов рамках нескольких механизмов. Причем эти механизмы усиливают взаимное действие,что создает риск возникновения нового витка экономического кризиса и его переходав затяжную форму. В то же время решение этих проблем (наряду с другими направлениямидействий) способно привести к достаточно быстрому завершению кризиса и переходук новому периоду экономического роста уже в 2010 г.
К числу потенциальныхзон воспроизводства кризиса можно отнести следующие.
Возобновление сжатия кредитования компаний реального сектора. Высокий уровень процентных ставок, существеннопревышающий уровень доходности бизнеса в условиях кризиса, отсекает от рынка банковскихкредитов основную часть компаний. Отметим, что средневзвешенный уровень процентныхставок по краткосрочным кредитам предприятиям с 2000 г. устойчиво превышает уровеньинфляции в годовом измерении.
Как следствиев феврале 2009 г. впервые за последние несколько лет произошло снижение кредитовбанков предприятиям (с исключением эффекта роста объема кредитного портфеля за счетпереоценки валютных кредитов).
Перечислим далееважнейшие макроэкономические факторы риска, связанные с данным режимом развития.
Повышение рисков кредитования для банков. Снижение доступности банковских кредитов(из-за роста рисков и повышения процентных ставок) ведет к ухудшению финансированияоборотных средств нефинансовых компаний и к возникновению дефицита этих средств.До сих пор развитие самого процесса сдерживалось вследствие интенсивной продаживалюты предприятиями и банками. Возможное исчерпание в дальнейшем действия этогофактора может привести к спектру негативных последствий с точки зрения и экономическогороста, и финансовой устойчивости российских компаний. Это в свою очередь может вызватьдальнейший рост неплатежей по банковским кредитам. Если исходить из нормативно-правовойбазы, то неминуемо дополнительное расширение резервных фондов банков. Соответственносузится база для дальнейшего расширения краткосрочного кредитования для пополненияоборотных средств компаний, что может привести к дальнейшему росту неплатежей.
Собственно, ужевозникновение кризиса привело (с сентября-октября 2009 г.) к быстрому наращиваниюпросроченной задолженности предприятиями перед банками. В результате, за 2008 г.(в основном, за четвертый квартал) просроченная задолженность предприятий передбанками увеличилась почти в 4 раза. В 2009 г. проблема усугубилась: только за январь-февральобъем просроченной задолженности по кредитам предприятиям возрос на 56% 16.
Дополнительнымфактором развертывания кризиса кредитования стал кризис залогов. Одной из причинкризиса кредитования стал избыток плохих залогов, являющихся обеспечением по кредитам.Сегодня к числу активов, на которых может базироваться расширение кредитования предприятий,нельзя отнести ни пакеты ценных бумаг (из-за неопределенности их стоимости дажев краткосрочной перспективе), ни производственные запасы (из-за их низкой ликвидности),ни недвижимость, тем более, объекты незавершенного строительства.
Риск усиления экономического спада. Снижение доступности кредитов для корпоративныхзаемщиков ведет к быстрому расширению сферы неденежных расчетов – неплатежей (дебиторскойзадолженности), бартерных расчетов, вексельного оборота. Так, только за январь 2009г. объем эмитированных банками векселей возрос на 22%. Необходимо отметить, чтоставки по привлечению средств с использованием вексельных инструментов в ряде случаевв 2–3 раза ниже, чем по кредитам предприятиям.
Однако в настоящеевремя, судя по данным опросов предприятий18, компании не готовы к принятиюрисков, связанных с неплатежами и скорее снизят уровень отгрузок продукции в соответствиис ожидаемым уровнем рисков неплатежей. Таким образом, возникает риск дальнейшегоусиления экономического спада.
Стагфляционная ловушка. Российская экономика в настоящее времяоказалась в стагнационной ловушке, характеризующейся сочетанием стагнации или дажеспадом производства и высокой инфляции. В 2009 г. спад ВВП, по нашим оценкам, составитоколо 8%, при этом ожидается достаточно высокий уровень инфляции, порядка 9%, обусловленныйпоследствиями девальвации рубля и повышением цен (тарифов) естественных монополий.
Дополнительнымфактором замедления роста может оказаться сжатие инвестиционного спроса. Причинамиэтого сжатия могут стать:
· рост стратегическойнеопределенности относительно перспектив развития рынков, соотношения рисков и доходностиинвестирования, наличия и доходности альтернативных инвестиционных инструментови др.;
· вынужденный переходк самофинансированию инвестиций компаний реального сектора (в условиях сжатия инвестиционногокредитования и притока прямых иностранных инвестиций), причем на фоне снижения рентабельностибизнеса и ухудшения ликвидности компаний.
Проблема состоитв том, что такой режим развития труднопреодолим: классическим способом выхода изкризиса производства является поддержка спроса (инвестиционного и потребительского)и соответственно проведение мягкой денежной политики. Однако проведение такой политикиведет в гораздо большей степени к усилению инфляции, чем к возобновлению экономическогороста. Соответственно рост инфляции приводит к повышению рисков и искажению инвестиционныхи потребительских мотиваций, что в конечном счете обусловливает дальнейшее закреплениерецессии и ее углубление.
Дополнительнымосложняющим фактором является крайне «антисоциальный» характер российской инфляции:рост инфляции происходит, прежде всего, на рынках товаров и услуг, приобретаемыхмалообеспеченными слоями населения. Так, в 2007 г. при общем 13-процентном уровнеинфляции удорожание «корзины бедных» составило 17,8%, в 2008 г. – соответственно13,4 и 17,8%.
Сужающееся воспроизводство. Ключевой вопрос в сфере производстванасколько далеко зайдет адаптация компаний к условиям сжатия спроса, конкретнее,возникнет ли цикл: сжатие спроса – сжатие производства – коррекция программ развития(инвестиционных, развития человеческого потенциала, НИОКР) – сжатие спроса и производственногопотенциала – дальнейшее снижение производства и возможностей для экономическогороста в перспективе.
В 2008 г. этотпроцесс только начался: результатом сжатия внешнего спроса и инвестиций в жилищноестроительство стало снижение производства и инвестиций в ряде отраслей.
Рубеж 2009–2010гг. может стать решающим, начнется ли новая волна корректировки производственныхи инвестиционных планов российских компаний, сопровождающаяся сокращением производственногопотенциала и закреплением потери внешних и внутренних рынков, или пауза роста окажетсяотносительно кратковременным сбоем, после которого экономический рост восстановится(пусть и с несколько меньшими темпами, чем раньше)19.
Сегодня наблюдаютсяпризнаки возможности и того, и другого развития событий. С одной стороны, стабилизацияцен на сырье, произведенная (и оконченная) девальвация рубля, а также реализациякак в России, так и в других экономически развитых странах мира пакетов антикризисныхмер создали основу для определенной стабилизации ситуации в сфере производства.Соответственно, по имеющимся сообщениям, ряд компаний (в добыче и переработке углеводородов,на транспорте) приняли решение далее не сокращать масштабов инвестиционных программ.
В то же время,по имеющейся информации, начинается волна сокращения занятых в ряде регионов и секторовэкономики, что свидетельствует о «настройке» компаний на длительную рецессию.
Спираль девальвационных или инфляционно-девальвационных ожиданий. Существует, хотя и уменьшившаяся в последнеевремя, вероятность того, что ослабление рубля и (или) сообщения о снижении золотовалютныхрезервов приведут к усилению девальвационных ожиданий и соответственно к росту спросана валюту (пример – декабрьская паника на валютном рынке). Поскольку при достаточномасштабном скачке спроса на валюту удержание курса может оказаться проблематичным,панические ожидания способны оказаться и самореализовывающимися, и самоусиливающимися.
С макроэкономическихпозиций значимым является риск возникновения инфляционно-девальвационной петли «девальвация– инфляция – индексация – девальвация», хорошо известной по опыту латиноамериканскихстран. В рамках этой логики девальвация национальной валюты обусловливает рост уровняинфляции, которая, с одной стороны, начинает размывать конкурентные преимущества,связанные с девальвацией валюты, а с другой – определяет потребность в дополнительнойиндексации заработной платы и других выплат населению. Соответственно снижение конкурентоспособностиэкономики ведет к ускорению роста импорта, ухудшению параметров платежного балансаи к необходимости очередной девальвации.
В более долгосрочнойперспективе цепь девальваций и скачков инфляции ведет в свою очередь к снижениюинвестиционной привлекательности экономики, искажению поведения внутренних инвесторови к уменьшению склонности к сбережению. Втягивание в этот режим вызывает размываниеимеющихся конкурентных преимуществ и как следствие закрепление экономической отсталости.
Дополнительнымифакторами риска, которые – в той или иной степени будут определять реальную повесткудня в российской экономике, являются нижеследующие.
Проблема обслуживаниявнешнего корпоративного долга. На начало 2009 г. объем внешнего долга российскихбанков и компаний составил 452 млрд. долл. В значительной степени этот навес сконцентрированв экспортно-сырьевых отраслях (нефтяные и газовые, металлургические компании), атакже в банковском секторе (37% долга), т.е. в секторах, понесших наибольшие потериот развертывающегося финансово-экономического кризиса (в разных его аспектах). Из-западения мировых цен на российские экспортные товары в 2009 г. соотношение внешнегодолга негосударственного сектора и объема экспорта впервые за последние годы превысит100%.
С учетом того,что экспортеры брали кредиты под нереализовавшиеся ожидания дальнейшего роста доходностибизнеса (расширения рынков, роста мировых цен), а также роста долговой нагрузкина компании из-за девальвации рубля – возникает вероятность роста дефолтов крупныхкомпаний по внешним долгам и в конечном счете возникновения «размена внешних долговна активы».
Это в свою очередьведет к риску размыкания цепочек создания добавленной стоимости в российской экономикеи утрате контроля за ключевыми активами в высококонкурентоспособных сырьевых секторахэкономики.
Декапитализация банков из-за наращивания долгов компаний реальногосектора. Если кризисфинансов реального сектора продолжится, вероятно усиление роста неплатежей (просроченнойзадолженности) по кредитам банков. Итогом списания такой задолженности может статьпотеря капиталов и соответственно прекращение деятельности значимого числа банков.Это в свою очередь может стать «спусковым крючком» для возобновления бегства вкладчиковиз банковской системы, оттока капитала из страны, а также нового кредитного сжатия.
В перспективныйпериод декапитализация банков и формирование масштабного навеса неурегулированныхдолгов может привести к утрате банковской системой способности адекватно финансироватьэкономический рост.
Проекция социального кризиса на региональные бюджеты. Важнейшей особенностью 2009 г. стал ростсоциальной напряженности в ряде регионов страны. С одной стороны, она будет связанас расширением безработицы и соответственно социальной нагрузки на региональные бюджеты(рост безработицы уже начался в ряде регионов – и процесс, похоже, только начинается).С другой – с размыванием доходной базы бюджетов субъектов РФ. В ней ключевую роль(за исключением трансфертов с федерального уровня) сегодня играет налог на прибыль.Сжатие доходов компаний и населения приведет к соответствующему сокращению этихвидов доходов и далее к значительному росту напряженности субфедеральных бюджетов.Собственно говоря, снижение обеспеченности бюджетов субъектов РФ собственными источникамидоходов началось в 2008 г. и этот процесс (компенсатором которого являются трансфертыс федерального уровня) несомненно, продолжится и в ближайшие годы.
Суть дела состоитв том, что – и в регионах с их высокой социальной нагрузкой это особенно заметно– в бюджетной сфере проявляется следующая закономерность: доходы бюджета следуютза изменением (сегодня, несомненно, сжатием) доходов предприятий и населения. Вто же время расходы бюджета в лучшем случае неэластичны к доходам субъектов экономики(в наших условиях – растут при улучшении экономической конъюнктуры в силу взятиябюджетом на себя дополнительных мандатов по расходам и не уменьшаются при снижениидоходов бюджета). Разрыв с необходимостью заполняется трансфертами с федеральногоуровня.
«Повестка дня»в российской экономике на перспективный период может выглядеть следующим образом:
· обеспечить балансмежду мерами по поддержке финансового сектора (восстановление краткосрочного кредитования,капитализации банковской системы) и мерами, направленными на стабилизацию обменногокурса и сдерживание инфляции;
· своевременно начатьснижение процентных ставок (вслед за снижением монетарной инфляции и закреплениемумеренных девальвационных ожиданий), обеспечивающее поддержание уровня ликвидностив российской экономике, возможно, в сочетании с введением элементов валютного контроляза трансграничными капитальными потоками;
· поддержать бюджетысубъектов РФ и через перераспределительные механизмы – уровень жизни и занятостьнаселения в регионах России;
· обеспечить финансированиеинвестиционных программ, государственного оборонного заказа, а также капитализациюфинансовых институтов развития, создающих как возможность роста определенности всреднесрочной перспективе (объема спроса, цен и др.) для российских компаний, таки условия для конкурентоспособности российской экономики на длительную перспективус учетом роста неопределенности перспектив развития важнейших мировых рынков, усиленияконкуренции на них и т.д.
Нетрудно заметить,что набор этих действий противоречив. С одной стороны, необходимость макроэкономическойстабилизации требует проведения достаточно жесткой денежной и бюджетной политики,создающей условия для прекращения расходования золотовалютных резервов и резервныхфондов (Резервного и Фонда национального благосостояния) федерального бюджета, сдерживанияослабления рубля и уменьшения инфляции. С другой – поддержание банковского сектора,доходов субфедеральных бюджетов и создание потенциала долгосрочного устойчивогоразвития, наоборот, предполагают и смягчение денежной политики, и расширение бюджетныхрасходов.
При этом риски,связанные с разрешением указанных противоречий, не поддаются однозначной оценке.Если кризис мировой экономики имеет более или менее краткосрочный характер (в 2011–2012гг. начнется рост мировых товарных и финансовых рынков, рост мировых цен и т.д.),то станет возможным – кроме всего прочего – проведение достаточно мягкой денежнойи бюджетной политики, поскольку в среднесрочной перспективе по этому варианту начнетсярост стоимостных объемов экспорта. Соответственно стабилизируется объем золотовалютныхрезервов и резервных фондов федерального бюджета. Если кризис мировой экономикипримет затяжной характер, вопросы устойчивости платежного баланса (соответственнообменного курса) вновь могут проявиться в фокусе экономической политики, что в своюочередь требует низкого уровня инфляции и проведения жесткой бюджетной и денежнойполитики. При этом непонятно, как в этом варианте возможно решение задачи созданияпотенциала будущего развития, должного обеспечить позиционирование российских компанийна рынках, которые станут интенсивно расширяться в перспективный период – тем более,с учетом усиления конкуренции и на сырьевых, и на машиностроительных рынках.
30 декабря 2009года В. В. Путин заявил, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена.16
По итогам 2009года российский фондовый рынок оказался мировым лидером роста, индекс РТС выросв 2,3 раза. 12 марта 2010 года «Независимая газета» отмечала, что российскому фондовомурынку удалось отыграть большую часть падения, произошедшего в начале мирового финансовогокризиса. По мнению «Независимой газеты», это произошло благодаря осуществлённойроссийским правительством антикризисной программе.
В марте 2010 годав докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше,чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошлоблагодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.
По итогам первогоквартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства(5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив толькоЯпонии. В октябре 2010 года В. В. Путин заявил, что глобальный экономический кризисстал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранногоправительством пути, а «заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическаяполитика, успешно реализованная антикризисная программа – всё это позволило смягчитьпоследствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернутьсяна траекторию роста».
Индекс промышленногопроизводства России в I квартале 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009года увеличился на 5,8 %.
К апрелю 2010года в российской обрабатывающей промышленности практически не осталось отраслей,находящихся в рецессии.
По итогам 2009года российский фондовый рынок оказался мировым лидером роста, индекс РТС выросв 2,3 раза. 12 марта 2010 года «Независимая газета» отмечала, что российскому фондовомурынку удалось отыграть большую часть падения, произошедшего в начале мирового финансовогокризиса. По мнению «Независимой газеты», это произошло благодаря осуществлённойроссийским правительством антикризисной программе.
Заключение
Несмотря на то, что Россия,в целом, положительно перенесла кризис 2008-2009 годов, 2010 год для России принесновые глобальные проблемы. Засуха и пожары оказали очень сильное влияние на экономикустраны. И международные, и отечественные эксперты стали активно пересматривать своипрогнозы по российской экономике в худшую сторону с конца августа. «Резкое падениеиз-за засухи объемов производства в сельском хозяйстве и более слабый, чем ожидался,рост ВВП в первом полугодии привели к тому, что консенсус-прогноз на текущий годпо российскому ВВП предполагает подъем в районе 3,5%-4%, более ранние оценки предполагалирост почти на 5%», – отмечает аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский. ОценкиВсемирного банка экспертов не удивляют.
«Летние климатические условиясыграли «злую шутку», спровоцировав в последние месяцы ускорение роста цен. В итоге,уже практически наверняка по итогам 2010 года инфляция в стране превысит 8%», –говорит Вязовский. По его словам, с учетом набирающего темпа роста денежной массывряд ли в 2011 мы увидим существенное снижение инфляции. «Единственным позитивныммоментом в нынешнем пересмотре является лишь показатель дефицита бюджета, – добавляетВязовский. На фоне относительно высоких цен на нефть оценка дефицита в 4,4% ВВПтакже представляется весьма реалистичной».
Пересмотренный Росстатом рядданных по ВВП показывает значительное падение темпов роста с уровня около 6,7% (споправкой на сезонность) в годовом выражении во втором полугодии 2009 года до 4,0%в первом полугодии 2010 года, напоминает эксперт Экономической экспертной группыАлексей Балаев. «Данное замедление вместе с ухудшением перспектив роста мировойэкономики означают, что восстановление экономики России будет медленным», – поясняетон. По оценкам Балаева, ч учетом риска слабого роста внутренних инвестиций темпыроста российской экономики могут составить 3,9-4,0% в 2010 году и 4,1% в 2011 году.Всемирный банк представил очередной доклад, посвященный экономике России. Прогнозпо росту ВВП он снизил, одновременно повысив прогноз по инфляции. Эксперты банкапредупреждают: на нефть особо полагаться не стоит, а вот на потребительские ценынадо обратить повышенное внимание. Перспективы развития российской экономики нестоль радужны, как считали эксперты еще этим летом. Об этом говорит очередной докладеВсемирного банка об экономике РФ. ВБ снизил прогноз роста ВВП России в 2010 годус 4,5% до 4,2% (4,5% в 2011 году и 3,5% в 2012 году). Свое решение он объясняет«более медленный, чем ожидалось, восстановлением экономики в первом квартале 2010года и сохраняющимися рисками дальнейшего замедления роста мировой экономики».
В числе других рисков ВБ называетчрезмерную зависимость от цен на нефть, волатильные потоки капитала и растущее инфляционноедавление. По оценкам Всемирного бака, по итогам года рост потребительских цен вРоссии составит 8-9%. В 2011 году инфляция вряд ли будет ниже 8%, а в 2012 годусоставит не менее 7%.
«Ужесточение кредитно-денежныхусловий может быть довольно эффективным инструментом сдерживания инфляции в 2011и 2012 годах», – говорится в докладе.
Одновременно с этим ВБ снизилпрогноз дефицита федерального бюджета России с 4,6% до 4,4% ВВП в 2010 году. Правда,на 2011 год прогноз дефицита повышен с 3,8% до 4% ВВП, в 2012 году дефицит прогнозируетсяв размере 3,1% ВВП.
В докладе отмечается, чторост бюджетных доходов в результате повышения цены на нефть будет, по-видимому,частично нивелирован дополнительными расходами на инфраструктуру и модернизациюэкономики
К тому же большая часть Резервногофонда будет израсходована к концу текущего года. Так что в последующие два годабюджетный дефицит придется финансировать за счет внутренних и внешних заимствований,причем в объемах, превышающих запланированные. На нефть России полагаться особ нестоит, считают эксперты. «Что касается доходной части бюджета, нефтегазовые доходы,как ожидается, в среднесрочной перспективе снизятся в совокупности на 1,4% ВВП вследствиеотсутствия роста добычи, которое не будет компенсировано повышением цен», – говоритсяя в докладе.
По мнению аналитиков ВБ, этоснижение несет в себе две проблемы. Во-первых, «база ненефтяных доходов остаетсяузкой, и маловероятно, что она сможет компенсировать сокращение нефтяных доходов».Во-вторых, а это куда важнее, в проект бюджета заложен благоприятный прогноз ценна нефть (75 долларов за баррель в 2011 году, 78 долларов в 2012 году и 79 – в 2013году). «Хотя в целом этот прогноз соответствует рыночным ожиданиям, включение такихцен в бюджет делает Россию уязвимой перед внезапным падением цен на нефть», – полагаютв ВБ. В том случае, если стоимость черного золото снизится до 60 долларов за баррель,нефтяные доходы сократятся на 2% ВВП, результатом чего станет рост дефицита бюджета2011 года до отметки, «значительно превышающей 5% ВВП» (официальная цифра 1,8 млрдрублей или 3,6% ВВП). «При этом встанет вопрос о том, как финансировать такой большойдефицит», – предупреждают авторы доклада. Кроме того, банк значительно ухудшил прогнозпо капитальному счету России по сравнению с июньской оценкой. Так, летом ВБ прогнозировалчистый приток капитала в Россию в размере 31 млрд долларов в 2010 году и 60 млрддолларов в 2011 году. «С учетом ограниченных возможностей рефинансирования в частномсекторе, в 2010 году по счету операций с капиталом прогнозируется дефицит в размереоколо 10 млрд долларов, мы прогнозируем профицит по счету операций с капиталом вобъеме 23 млрд долларов в 2011 году и 54 млрд в 2012 году», – сообщается в новомдокладе
Хорошей новостьюможно считать то, что ВБ в 2010-2011 годах не ожидает серьезных дефолтов по внешнимдолговым обязательствам со стороны крупных российских компаний и банков.