Реферат по предмету "Экономика"


Виды и особенности ценообразования на различных типах рынков

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Факультет заочного образования
Контрольная работа №1
по дисциплине: «Ценообразование»
Выполнил студент
ПАВЛОВ П.Н.
Шифр Э — 02 — 76 — М
Специальность 0060800
«Экономика и управление напредприятии»
НОВОСИБИРСК
2005

Содержание
1. Виды и особенности ценообразования на различных типахрынков
1.1 Рынок совершенной конкуренции
1.2 Рынок чистой монополии
1.3 Рынок монополистической конкуренции
1.4 Рынок олигополистической конкуренции
1.5 Постановка задач ценообразования
1.6 Расчет цены на основе анализабезубыточности и обеспечения целевой прибыли
Задачи
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Используемая литература
1. Виды и особенности ценообразования на различных типахрынков
Существует четыре типа рынков,каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования и от которыхзависит ценовая политика продавца.1.1 Рынок совершенной конкуренции
Существование рынкасовершенной (чистой) конкуренции определяется следующими основнымиусловиями:
Все фирмы выпускают абсолютноидентичные, стандартные, равноценные по качеству и потребительским свойствамтовары. В результате при равенстве цен на эти товары покупателю безразлично, ккакому поставщику обращаться.
Размеры производства каждой изкомпаний настолько малы, что уменьшение или увеличение выпуска продукции илидаже уход с рынка не способны повлиять на хозяйственные решения другой фирмы,повлечь изменение цены продукции.
Все производственные ресурсыабсолютно мобильны: каждая из фирм имеет к ним равный, неограниченный доступ. Ресурсылегко перемещаются из одного вида деятельности в другой.
Все участники сделок на рынкеимеют абсолютно достоверную информацию о рынке. Решения принимаются в условияхопределенности.
Каждый из покупателей обладаетравными возможностями для приобретения нужного ему товара.
Совершенно очевидно, чтоперечисленные условия настолько строги, что им едва ли может удовлетворятьреальный рынок.
В условиях совершеннойконкуренции рыночная цена на продукцию устанавливается путем взаимодействиярыночного спроса и предложения. Ни один отдельный покупатель или продавец неоказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец нев состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободноприобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Небудут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать всё,что нужно, по существующей рыночной цене. Продавцы на этих рынках не тратятвремени на разработку стратегии маркетинга, так как, пока рынок остаётся рынкомсовершенной конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности поразработке товара, политике цен, рекламы, стимулирования сбыта минимальна.1.2 Рынок чистой монополии
Монополия — тип структурырынка, который характеризуется следующими чертами:
При чистой монополии на рынкевсего один продавец, продающий свою продукцию множеству покупателей. Это можетбыть государственная организация, частная регулируемая монополия или частнаянерегулируемая монополия.
Нет близких заменителей продуктамонополиста.
Барьеры входа в рынок стольвысоки, что приток новых фирм невозможен.
Отсутствует стратегическоеповедение.
В отличие от совершеннойконкуренции монополист сам устанавливает не только количество предлагаемойпродукции, но и ее цену, выбирая точку на кривой отраслевого спроса.
Государственная монополия можетс помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей. Она можетустановить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение дляпокупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Ценаможет быть составлена с расчётом на покрытие издержек или получение хорошихдоходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерногосокращения потребления.
В случае регулируемой монополиигосударство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение«справедливой нормы прибыли», которая даст организации возможностьподдерживать производство, а при необходимости расширять его.
И наоборот, в случаенерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, какуютолько выдержит рынок. Тем не менее, по ряду причин фирмы не всегда запрашиваютмаксимально возможную цену. Здесь может играть роль боязнь введениягосударственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов или стремлениебыстрее проникнуть — благодаря невысоким ценам — на всю глубину рынка.1.3 Рынок монополистической конкуренции
Рынок монополистическойконкуренции — тип рыночной структуры, при которой обладающие рыночнойвластью продавцы дифференцированного товара конкурируют в области объема продаж.Основные черты этого рынка:
Товар каждой фирмы, торгующей нарынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами,однако его перекрестная эластичность должна быть положительной и относительнобольшой. Дифференциация продуктов возникает из-за различий в потребительскихсвойствах, качестве, сервисе, рекламе. Реальные изделия могут отличаться другот друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключатьсяи в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях иготовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены,продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительскихсегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий,рекламой и методами личной продажи. Часто потребитель платит не только закачество, но и за торговую марку.
Рынок монополистическойконкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки непо единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона ценобъясняется способностью продавцов предложить покупателям разные вариантытоваров. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ перед другими.
Продавцы на рынке не считаются среакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколькопроизводить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решениеодного мало влияет на положение других.
Есть условия для свободноговхода и выхода. На рынок могут свободно прийти новые фирмы, однако ужесуществующие имеют преимущество, и вновь приходящие фирмы будут испытыватьтрудности, так как завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугамнелегко.
Таким образом, монополистическаяконкуренция похожа на монополию, так как отдельные фирмы могут контролироватьцену, однако она же похожа и на совершенную конкуренцию, так как каждый товарпродается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход-выход.
В связи с наличием большогочисла конкурентов стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирмуменьше влияния, чем в условиях олигополистического рынка.1.4 Рынок олигополистической конкуренции
Олигополия — рыночнаяструктура, которая характеризуется следующими основными чертами:
Олигополистический рынок состоитиз небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразованияи маркетинговым стратегиям друг друга. Небольшое количество продавцовобъясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждыйпродавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Если какая-токомпания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переключатся на этогопоставщика. Другим производителям, придётся реагировать либо тоже снижениемцен, либо предложением большего числа или объёма услуг.
Олигополистические ситуациимогут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные (алюминий,медь), так и дифференцированные (электробытовые приборы, компьютеры) товары.
Высокие барьеры для вхождения вотрасль, связанные прежде всего с финансами. Многомиллиардная стоимостьзаводов-олигополистов служит надежным барьером на пути проникновения в отрасльновых компаний.
Всеобщая взаимозависимость — этоеще одна черта олигополии. Олигополия возникает там и тогда, где и когда числофирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своейэкономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороныконкурентов. На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмымогут влиять на цену, благодаря их большим долям в общем объеме выпуска данноготовара.
Олигополист никогда неиспытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результатаза счёт снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены,конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придётся либовозвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользуконкурентов.
Таким образом, возможности ипроблемы политики цен меняются в зависимости от типа рынка. За исключениемслучаев работы на рынках совершенной конкуренции, фирмам необходимо иметьупорядоченную методику установления исходной цены на свои товары.

Методика расчета исходной цены
Постановка
задач
ценообразования Определение спроса Оценка издержек
Анализ цен
и товаров конкурентов
Выбор
методов ценообразования
Установление
окончательной
цены 1.5 Постановка задач ценообразования
Прежде всего, фирме предстоитрешить, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара. Есливыбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно продуманы, тогдаподход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, довольноясен. Ведь стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятымирешениями относительно позиционирования на рынке.
Определение спроса.
Любая цена, назначенная фирмой,так или иначе, скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой исложившимся в результате этого уровнем спроса представлена кривой спроса. Криваяпоказывает, какое количество товара будет продано на рынке в течениеконкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в рамкахиного отрезка времени. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратнопропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос.
/>/>Высокая    Цена                                Цена
                                                          
/>/>/>                                                              Ц3
/>Ц2                                         
/>/>/>/>/>/>                             Ц2                                    
Ц1                                                                 
/>/>/>                                                                Ц1 
/>/>Низкая                                                                     
Малое К2К1  Большое                                К1 К2           
Рис.1 Для большинства товаров Рис.2. Для престижных товаров.

И соответственно, чем ниже цена,тем выше спрос. Так что, подняв цену с Ц1 до Ц2, фирмапродаст меньшее количество товара. Вероятно, потребители с ограниченнымбюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станут покупать меньшетех, цены которых оказываются для них слишком высокими.
Большинство кривых спросастремится вниз по прямой или изогнутой линии, как показано на рисунке 1. Однаков случаях с престижными товарами кривая спроса иногда имеет положительныйнаклон типа представленного на рисунке 2.
Обеспечение выживаемости.
Обеспечение выживаемостистановится основной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком многопроизводителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребностиклиентов. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров, фирмывынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответнуюреакцию потребителей. Выживание важнее прибыли. Чтобы выжить, попавшие втрудное положение фирмы прибегают к обширным программам ценовых уступок. До техпор пока сниженные цены покрывают издержки, эти фирмы могут еще некоторое времяпродолжать коммерческую деятельность.
Максимизация текущей прибыли.
Многие фирмы стремятсямаксимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержекприменительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечитмаксимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещениезатрат. Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для фирмы важнеедолговременных.
Завоевание лидерства попоказателям доли рынка.
Другие фирмы хотят быть лидерамипо показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самаябольшая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременныеприбыли. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, они идут на максимальновозможное снижение цен. Вариантом этой цели является стремление добитьсяконкретного приращения доли рынка. Скажем, в течение одного года фирма хочетувеличить свою долю рывка с 10 до 15%. С учетом этой цели она Судет формироватьи цену, и свой комплекс маркетинга.
Методы оценки кривых спроса
Большинство фирм проводят исследованияизменений спроса. Различия в подходах к замерам диктуются типом рынка. В условияхчистой монополии кривая спроса свидетельствует о том, что спрос на товар обоснованценой, которую фирма за него запрашивает. Однако с появлением конкурентов криваяспроса будет меняться в зависимости от того, остаются ли цены конкурентов постояннымиили меняются.
Для замера спроса необходимопровести его оценку при разных ценах. На рисунке представлена оценка спроса на кукурузныехлопья. Спрос растет по мере снижения цены с
11500 рублей до 6500 рублей Однакона уровне 4000 рублей он начинает падать, ибо люди думают, что кукурузные хлопьяслишком дешевые и следовательно, низкого качества.
/>

12000
10000
8000
6000
4000
2000
200                        400                        600                       800                        1000
Объем спроса в коробках
При замере соотношений междуценой и спросом исследователь рынка должен помнить, что на спросе могутсказаться, помимо цены, и другие факторы. Если фирма со снижением цены увеличитсвой рекламный бюджет, нельзя установить, какая часть увеличения спроса объясняетсяснижением цены, а какая — увеличением рекламы. Такое же положение складывается ив предпраздничные дни, когда цены снижаются. В праздники люди больше покупают продуктов.
/>

К1                       К2                       Количество
Экономисты установили, что под влияниемнеценовых факторов происходит сдвиг кривой спроса, а не изменение её формы. Предположим,что начальный уровень спроса представлен на рисунке кривой С1. Продавец запрашиваетцену Ц и продаёт К1 штук товара.
Предположим также, что положениеэкономики неожиданно улучшилось или продавец удвоил свой рекламный бюджет. Повысившийсяв связи с этим уровень спроса отражается в виде сдвига вверх кривой спроса изположения С1 в положение С2. Не меняя цены, продавец стал теперь продавать К2штук товара.
Оценка издержек.
Спрос, как правило, определяетмаксимальную цену, которую фирма может запросить за свой товар. Ну аминимальная цена определяется издержками фирмы. Компания стремится назначить натовар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по егопроизводству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли заприложенные усилия и риск.
Виды издержек.
Издержки фирмы бывают двух видов- постоянные и переменные.
Постоянные издержки (известныетакже под названием “накладные расходы”) — это расходы, которые остаютсянеизменными. Постоянные издержки присутствуют всегда, независимо от уровняпроизводства.
Переменные издержки меняются впрямой зависимости от уровня производства.
В расчете на единицу продукцииэти издержки обычно остаются неизменными. А переменными их называют потому, чтоих общая сумма меняется в зависимости от числа произведенных единиц товара.
Валовые издержки представляютсобой сумму постоянных и переменных издержек при каждом конкретном уровнепроизводства. Руководство стремится взимать за товар такую цену, которая какминимум покрывала бы все валовые издержки производства.
Анализ цен и товаров конкурентов.
Хотя максимальная цена можетопределяться спросом, а минимальная — издержками, на установление фирмойсреднего диапазона цен влияют цены конкурентов и их рыночные реакции.
Знаниями о ценах и товарахконкурентов фирма может воспользоваться в качестве отправной точки для нуждсобственного ценообразования. Если ее товар аналогичен товарам основногоконкурента, она вынуждена будет назначить цену, близкую к цене товара этого конкурента.В противном случае она может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, фирмане сможет запросить за него цену такую же, как у конкурента. Запросить больше,чем конкурент, фирма может тогда, когда ее товар выше по качеству. По существу,фирма пользуется ценой для позиционирования своего предложения относительнопредложений конкурентов.
Выбор метода ценообразования.
Зная график спроса, расчетнуюсумму издержек и цены конкурентов, фирма готова к выбору цены собственноготовара. Цена эта будет где-то в промежутке между слишком низкой, необеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса.
Минимально возможная ценаопределяется себестоимостью продукции, максимальная — наличием каких-тоуникальных достоинств в товаре фирмы. Цены товаров конкурентов и товаров — заменителейдают средний уровень, которого фирме и следует придерживаться при назначениицены.
Фирмы решают проблемуценообразования, выбирая себе методику расчета цен, в которой учитывается какминимум одно из этих трех соображений.
Расчет цены по методу “средниеиздержки плюс прибыль".
Самый простой способценообразования заключается в начислении определенной наценки на себестоимостьтовара. Разница в размерах наценок отражает различия в стоимости товарныхединиц, объемах продаж, оборачиваемости товарных запасов и соотношениях междумарками производителей.
Логично ли при назначении ценпользоваться стандартными наценками? Как правило, нет. Любая методика расчета,не учитывающая особенностей текущего спроса и конкуренции, вряд ли позволитвыйти на оптимальную цену. Кладбище розничного бизнеса забито могилами купцов,которые твердо держались за свои стандартные наценки, в то время как конкурентыустанавливали цены со скидками. И все же методика расчета цен на основе наценокостается популярной по ряду причин. Во-первых, продавцы больше знают обиздержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает длясебя проблему ценообразования. Ему не приходится слишком часто корректироватьцены в зависимости от колебаний спроса. Во-вторых, если этим методомценообразования пользуются все фирмы отрасли, их цены скорее всего будутсхожими. Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму. В-третьих, многиесчитают методику расчета “средние издержки плюс прибыль" более справедливойпо отношению и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы ненаживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получитьсправедливую норму прибыли на вложенный капитал.1.6 Расчет цены на основе анализа безубыточности иобеспечения целевой прибыли
Цены и ценообразование являются однимиз ключевых элементов рыночной экономики. Цена — сложная экономическаякатегория, в ней практически все основные проблемы развития экономики обществав целом.
Ценообразование представляет собойпроцесс формирования цены на товар или услугу. Имеются в основном две системыценообразования:
Централизованное, котороепредполагает формирование цен государственными органами на основе издержекобращения и производства.
Рыночное, основанное навзаимодействии спроса и предложения.
Все цены в зависимости экономическихпризнаков классифицируются по видам и разновидностям. Первым и важнейшимпризнаком классификации цен является их дифференциация в зависимости отобслуживания сферы товарного обращения.
Цены подразделяются на следующиеосновные виды:
Оптовые цены на продукциюпромышленности;
Цены на строительную продукцию;
Закупочные цены насельскохозяйственную продукцию;
Цены и тарифы грузового ипассажирского транспорта;
Розничные цены;
Цены и тарифы на коммунальные ибытовые услуги, оказываемые населению;
Цены, обслуживающиевнешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).
Оптовые цены на продукциюпромышленности — это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий,фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядкеоптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой формсобственности, чего не было при административном ценообразовании. В этомпринципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.
В свою очередь оптовые цены напродукцию промышленности подразделяются на два подвида:
оптовая цена предприятия (отпускныецены);
оптовая цена промышленности.
Оптовая цена предприятия(отпускная цена) — это цена изготовителя продукции, по которой реализуетсяпроизведенная продукция оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям.
Эти цены призваны обеспечивать возможностьдальнейшей хозяйственной деятельности предприятия или организации (возместить своииздержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволилабы им выжать в условиях рынка).
Нормативы прибыли,рентабельности «сверху» устанавливаются только для продукции отраслейи предприятий монополистов, по которым осуществляется регулирование ценгосударством.
Оптовая цена состоит изсебестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (поподакцизным товарам) и НДС.
Разновидностью оптовой цены предприятия- изготовителя является трансфертная цена, которая применяется при совершении коммерческихопераций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Она может использоватьсякак отношение готовых изделий, сырья, полуфабрикатов так и в отношении услуг, втом числе управленческих платежей и процентов за кредит. Использованиетрансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность конечногопродукта с другими фирмами. Путем занижения цен на сырье и материалы,поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить конкурентоспособностьконечного продукта. Пониженные трансфертные цены иногда применяются дляуменьшения таможенных пошлин, однако это противоречит антимонопольному законодательствуи может быть наказуемо.
Оптовые цены промышленности — это цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают снабженческо-сбытовым(оптовым) организациям. Оптовая цена промышленности включает в себя кроме оптовой(отпускной) цены снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая(оптовая) наценка или скидка — это цена услуги по снабжению и сбыту и как любаяцена, она должна компенсировать издержки этих организаций и обеспечить им получениеприбыли. Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевоготовара или биржевых сделок, которая формируется на базе биржевой котировки инадбавок или скидок с неё в зависимости от качества товара, расстояния товара отмест поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
Таким образом, цены различаютсяпо стадиям товародвижения. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения.
Предприятие — оптовая торговля;
оптовая торговля — розничнаяторговля;
розничная торговля — потребители.
Этим стадиям товародвижения исоответствуют три вида цен: оптовая цена предприятия (отпускная), её называют ещеценой изготовителя; оптовая цена промышленности и розничная цена.
Цены на строительнуюпродукцию.
Продукция строительства оцениваетсяпо трем видам цен:
Сметная стоимость — предельныйразмер затрат на строительство каждого объекта;
Прейскурантная цена — усредненнаясметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за1 кв. м. жилой площади.1 кв. м. полезной площади, 1кв. м. малярных работ и др.)
Договорная цена, устанавливаетсяпо договоренности между заказчиком и подрядчиком. Сфера действия этой цены всеболее расширяется с развитием рыночных отношений.
Соответственно сужается сфера действиядругих видов цен на строительную продукцию.
Закупочные цены — этоцены оптовые, по которым реализуется сельскохозяйственными предприятиями,фермерами и населением. Закупочные цены — договорные (свободные) цены иустанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения. По своемусоставу закупочная цена содержит себестоимость и прибыль, необходимую дляпродолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночныхотношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства.
Отличие закупочной цены отдругих видов цен (оптовых и розничных) состоит в том, что в нее не входит НДС иакцизы. НДС также не входит в стоимость приобретаемых сельских хозяйствомматериально-технических ресурсов.
Важнейшей проблемой для развитиясельского хозяйства является обеспечение ценового паритета в обмене междупромышленностью и сельским хозяйством, эквивалентности этого обмена, недопущениеценового противостояния между городом и селом.
Такой паритет должен обеспечитьчерез цены взаимовыгодный обмен продукцией между промышленностью и сельскимхозяйством без потерь, как для сельского хозяйства, так и для промышленности.
Тарифы грузового ипассажирского транспорта - это плата за перемещение грузов и населения. Составныеэлементы тарифа — издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.
Затраты грузового транспортараспределяются по двум ставкам:
ставки за начально-конечныеоперации (погрузка и выгрузка);
ставки за перевозочную операцию(транспортировка грузов).
Розничные цены - этоцены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению,предприятиям и организациям. Они являются конечными ценами: по этим ценам товарывыбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или впроизводстве.
Розничная цена образуется изследующих экономических составляющих: оптовая цена, НДС, торговая надбавка илиторговая скидка. Торговая надбавка состоит из издержек обращения торговыхорганизаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливаетсяпредприятием розничной торговли в%% — х. к ценам приобретения товаров (с НДС).
Разновидностью розничной цены являетсяаукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. Она может существенноотличаться отрыночной (может многократно выше её) и в значительной степени зависитот уровня профессионализма лица, проводившего аукцион.
Классификация цен в зависимости оттерритории действия
По этому признаку различают ценыединыеили поясные, цены региональные или местные. Единые поясныецены регулируются и устанавливаются государственными органами. Это о такихвидах продукции и услуг, как газ, электроэнергия, транспорт, квартплата и др.
Региональные цены регулируются региональнымиорганами власти и управления. Эти цены ориентируются при своем формировании наиздержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональнымиявляются цены и тарифы на большинство коммунальных и бытовых услуг, оказываемыхнаселению. Региональными ценами являются закупочные цены на продукцию сельскогохозяйства.
При переходе к рынку появляетсятакой классификационный признак как степень свободных цен от воздействия государствапри их определении.
Свободные ценыскладываются на рынке под воздействием спроса и предложения, свободны от какогобы то ни было прямого воздействия государственных органов. Государство можетоказать влияние на эти цены лишь косвенным путем влияния на конъюнктуру рынкадоступными способами.
Свободные цены устанавливаютсяпо согласованию сторон. При определении учитывается полезность товара,качество, конъюнктура рынка. Свободные цены могут быть изменены по согласованиюсторон в зависимости от изменения цен на сырьё, материалы и другие факторы.
Фиксированные цены -прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти иуправления (Министерства экономического развития и торговли РФ и отделамиуправления цен региональных органов власти и управления).
Формы фиксирования: прейскурантныецены и замораживание рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен.
В переходный период к рыночнойэкономике преимущественно будут действовать два вида цен: свободные (рыночные) ирегулируемые. При этом их удельный вес в общей массе производимых и реализуемыхтоваров может меняться в зависимости от изменений, происходящих в экономикестраны.
С 1 января 1992 года послелиберализации цен сфера действия свободных цен резко расширилась, и набольшинство товаров действуют свободные цены. Однако решением Российскогоправительства предусмотрено, что круг потребительских товаров продаваемых посвободным ценам, может быть расширен или сужен и по ним могут вводитьсярегулируемые цены.
При выпуске на рынок новоготовара предприятие или фирма выбирает одну из наиболее распространенныхстратегий установление цен:
цена «снятие сливок» — с самого начала изготовления и появления на рынке нового товара,устанавливается более высокая цена в расчете на потребителя, готового купитьэтот товар. Цена понижается лишь после того, как удовлетворяется спрос по этоймаксимальной цене. Преимущества этой цены- высокая цена обеспечиваетдостаточно большой размер прибыли даже при относительно высоких издержкахобращения в первый период выпуска товара. Основным недостатком этойстратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов.Условием успеха является достаточно высокий спрос.
Для товаров реализуемых на рынкеотносительно длительное время используются следующие виды цен:
скользящая и падающая ценаустанавливается в прямой зависимости от состояния сырья и предложения ипостепенно снижается по мере насыщения рынка (особенно оптовая, так какрозничная цена может быть относительно стабильной). Такой метод чаще всегоприменяется к товарам первой необходимости;
долговременная ценаустанавливается на товары массового спроса и не подвержена изменениям напротяжении долгого времени;
гибкие цены быстроменяются по мере изменения соотношения спроса и предложения на рынке. Например,понижение цен к концу дня при продаже скоропортящихся продуктов (овощей, свежейрыбы, молочной продукции, цветов и др.);
договорная цена. Вотличие от российской практики эти цены выгодны, а не разорительны дляпокупателей. При этом покупателям предлагаются какие-либо льготы и скидки посравнению с обычной ценой. Например, при покупке двух видеокассет третью можнополучить бесплатно, у покупателя создается впечатление получения выгоды, нофактически основную выгоду получает продавец, так как у него увеличиваетсятоварооборот и повышается прибыль;
внешнеторговые цены используютсяпри экспорте и импорте товаров. Мировая цена — денежное выражение мировойинтернациональной стоимости товара и формируется под воздействием спроса ипредложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов ит.д. Мировые цены находятся под влиянием государства, которое проводитрегулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование,квотирование, субсидирование экспорта и импорта. На мировые цены большоевлияние оказывает инфляция. В структуре экспорта России в нынешних условияхпреобладающее место занимают нефть, газ, лес, материалы и другие виды сырья.
На экспортируемые товары вмировой системе действуют два вида цен:
цена франко — стация отправления;
цена франко — станция назначения.
Они различаются методамивозмещения транспортных расходов. Обе эти цены имеют много разновидностей. Наэкспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены и надбавкик ценам.
Розничные цены на импортныепотребительские товары устанавливаются внутри страны, как правило, свободные,исходя из соотношения спроса и предложения.
Порядок формирования отпускныхцен на продукцию
производственных предприятий
Методология ценообразования — это совокупность общих правил, принципов, методов разработки концепции ценообразования,определение и обоснование цен.
Методология едина для всехуровней установления цен, т.е. основные положения и правила формирования цен неменяются и не зависят от того, кто устанавливает цены и на какой срок. Этоявляется необходимым для создания единой системы цен, действующей в экономикестраны.
На основе методологииразрабатываются стратегия ценообразования, методика содержит конкретныерекомендации и средства для реализации этой стратегии на практике.
Методики различны для разныхуровней управления для различных видов цен и групп продукции. Каждая методикаимеет свои особенности, но эти особенности и различия не должны выходить зарамки требований единой методики.
Вторым важным составляющимэлементом методологии являются принципы ценообразования. Которые могут бытьреализованы только на основе разработки и применения соответствующих методов (методик).
Важными принципамиценообразования являются:
научное обоснование цен;
целевая направленность цен;
непрерывность процессаценообразования;
единство процессаценообразования и контроля за соблюдением цен.
Принцип научной обоснованностицен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективныхэкономических законов развития рыночной экономики и законов стоимости, спроса ипредложений.
Научное обоснование ценбазируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, атакже действующей в экономике системы цен, при этом необходимо выявлятьтенденции развития производства на перспективу, прогнозировать изменение уровняиздержек, спроса, качества товаров.
Научная обоснованность ценво многом зависит от полного информационного обеспечения при установлении цен,оно требует обширной и разнообразной информации и, прежде всего, экономической.
Целевая устремленность,цель, требующая четкого определения приобретенных экономических и социальныхпроблем, которая решается с помощью цен. Например, решение проблемы социальнойзащиты населения или целевой ориентации цен на освоение новой продукции,повышение ее качества. Целевые приоритеты и целевая направленность цен меняетсяна каждом этапе развития экономики.
Непрерывность процессаценообразования. Процесс ценообразования динамичен, непрерывен. Продукцияот сырья до готового изделия проходит ряд этапов (например, руда — чугун — сталь- прокат и т.д.) на каждом этапе товародвижения имеется своя цена, вдействующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием спроизводства устаревших товаров и освоения новых.
Принцип единства процессаценообразования и контроля за соблюдением цен основан на том, чтобыгосударственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространен,прежде всего, на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляетсягосударственное регулирование цен. Это продукция предприятий — монополистов,услуги транспорта, связи, газ, электроэнергия и др. Цель контроля — проверкаправильности применения, установления законодательством общих принципов иправил ценообразования.
Все действующие в экономике ценывзаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянномдвижении под воздействием множества рыночных факторов.
Эта система состоит из отдельныхблоков цен, находящихся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. Основнымии наиболее важными блоками единой системы цен являются:
Оптовые цены;
Закупочные цены;
Розничные цены;
Тарифы на услуги транспорта.
Блок оптовых цен подразделяетсяна два подблока — оптовых (отпускных) цен предприятия и оптовых ценпромышленности.
В условиях рынка важнейшую рольв формировании цен играет полезность товара. Относительно низкая продажная ценана товар ещё не свидетельствует о том, что она выгодна для покупателя. Ценапотребления нередко выступает важным фактором конкурентности любого товара.
В основе взаимосвязи всех цен,образующих единую систему, лежит принцип «сообщающихся сосудов» — изменениецен в одном из основных блоков системы быстро передается во все другие блоки.
Ведущую роль во всей системе цениграют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относятсятопливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика),а также отрасли металлургии. Так изменение цен на энергоносители находятбыстрое отражение в уровне цен всех без исключения отраслей экономики.
Взаимосвязь и взаимозависимостьцен в единой системе не исключает и самостоятельность движения отдельных блоковцен и цен на конкретные товары внутри этих блоков, а наоборот, предполагаеттакое движение.
Систему цен характеризуетуровень цен, структура цен и динамика цен.
ЗадачиЗадача 1
 
Производственной программойфирмы предусмотрен выпуск продукции в объеме 280 тыс. штук.
Постоянные затраты определены всумме 2600 тыс. руб., переменные — 120 руб. на единицу продукции. Целеваяприбыль в бизнес-плане фирмы установлена в объеме 1100 тыс. руб.
Рассчитайте:
цену за единицу продукции доляполучения целевой прибыли;
объем производства, необходимыйдля обеспечения безубыточной работы фирмы при расчетном уровне цены.
Маркетинговой службой фирмыпрогнозируется изменение расчетной цены с учетом конъюнктуры рынка: по первомуварианту — снижение цены на 5%, по второму — на 8%.
Рассчитайте:
прибыль фирмы при прогнозируемыхуровнях цены;
объемы производства, необходимыедля обеспечения целевой прибыли при прогнозируемых уровнях цены;
объемы производства,обеспечивающие безупречную работу предприятия при прогнозируемых уровнях цены.
Постройте графики «точкибезработицы» для расчетного уровня цены и прогнозируемых вариантовпродукции.
РЕШЕНИЕ.
Определяем переменные затраты изусловия задачи: выпуск продукции в объеме 280 тыс. штук.
Переменные затраты на единицупродукции — 120 руб.
На весь объем переменные затратысоставят:
120 руб. × 280 тыс. шт. =33600тыс. руб.
2. Общие производственныезатраты составят: постоянные затраты + переменные:
2600тыс. руб. +33600 тыс. руб. =36200тыс. руб.
3. Себестоимость выпускапродукции с учетом целевой прибыли: общие производственные затраты + целевая (плановая)прибыль:
36200 тыс. руб. + 1100 тыс. руб.= 37300 тыс. руб.
Определяем цену за единицупродукции для получения целевой прибыли:
37300 тыс. руб.: 280 тыс. шт. =133 руб.22 коп.
без учета целевой прибыли ценаза единицу продукции составит:
36200 тыс. руб.: 280 тыс. шт. =129 руб.29 коп.
Определяем расчетную цену сучетом конъюнктуры рынка — снижение цены на 5%
Цена за единицу продукции безучета целевой прибыли составит:
129 руб.29 коп. × (100-5) =122 руб.85 коп.
Цена продукции за единицу безучета получения целевой прибыли при снижении цены на 8% составит:
129 руб.29 коп. × (100-8) =118 руб.95 коп.
Расчетная цена 122 руб.85коп.
Безубыточный объем производствав сумме составляет 36200тыс. руб.
Определяем выпуск продукции вколичестве
36200 тыс. руб.: 122 руб.85коп. =295тыс. штук
при расчетной цене 118руб 95коп объемвыпуска продукции будет равен:
36200 тыс. руб.: 118 руб.95коп. =304 тыс. штук
При получении целевой прибыли всумме 1100тыс. руб. объем продукции при цене 122 руб.85коп. составит:
37300тыс руб.: 122руб85коп=304тыс. штук;
при цене 118 руб.95 коп. объемвыпуска продукции составит:
37300 тыс. руб.: 118руб 95 коп=314тыс. штукЗадача 2
 
Оптовая база заключила договор смеховой фабрикой на поставку 200 шт. головных уборов по цене 950 руб., в томчисле НДС — 158руб, издержки обращения по закупке и реализации партии головныхуборов составляет 23520руб, расчетная прибыль 11400руб.
На основе конъюнктуры рынка службамаркетинга оптовой организации установила, что прейскурантная оптово-отпускнаяцена на головные уборы может быть увеличена по сравнению с расчетнойоптово-отпускной на 10%.
Для стимулирования сбыта оптоваябаза применяет систему оптовых скидок:
Постоянным покупателям — 5%.
На срок оплаты «3/10, нетто30».
На объем партии, превышающей 22тыс. руб., — 3%.
Определите расчетную и прейскурантнуюоптово-отпускную цену головного убора, а также контрактную цену (цену «нетто»),по которой головные уборы будут закуплены магазином.
Решение: Определяем стоимостьзакупленных головных уборов у меховой фабрики согласно договора:
950 руб. × 200 шт. =190000 руб.,
в том числе НДС:
158 руб. × 200 шт. = 31600руб.
Стоимость товара без НДС
190000 руб. — 31600 руб. =157400 руб.
Определяем себестоимость 200штук головных уборов:
Стоимость закупки 190000руб.
Издержки обращения по закупке иреализации: 23520 руб.
Расчетная прибыль 11400руб.
Итого: 224920 руб. с налогом на добавленнуюстоимость (НДС)
Определяем расчетную цену одногоголовного убора
224920 руб.: 200 шт. = 1124 руб.06коп.
Определяем прейскурантную цену (увеличениена 10%)
1124 руб.06 коп. × (100+10):100 = 1237 руб.06 коп.
Определяем цену реализациипостоянным покупателям (скидка 5%)
1237 руб.06 коп. × (100-5)= 1175 руб.20 коп.
Определяем контрактную ценуреализации головных уборов на объем партии свыше 22 тыс. руб. (скидка 3%)
1237руб.06 коп. × (100-3) =1199 руб.95 коп. = 1200руб.Задача 3
Определите средний фактическийуровень торговой надбавки для обеспечения рентабельной работы торговойорганизации на основе данных табл.5.
Таблица 5Показатели Вариант 5 Оборот розничной торговли, тыс. руб. 620.,3 Издержки обращения, тыс. руб. 131,0 Налог на добавленную стоимость, тыс. руб. 24,0 Уровень рентабельности, % 6,0
Средний расчетный уровеньторговой надбавки определите по формуле:
/>
/>где/> - средний расчетныйуровень торговой надбавки,%;
И — издержки обращения;
Пр — расчетнаяприбыль торговой организации;
НДС — сумма НДС;
Ор — оборот розничнойторговли.
Расчетную прибыль определитеследующим образом:
/>
где Ур — уровеньрентабельности, %.
Решение
1. Расчетную прибыль определяемпо формуле:
/>=/>
2. Определяем средний расчетныйуровень торговой надбавки:
/>=/>/>
Используемая литература
1. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск:НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2003. — 129 с.
2. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. — М.: ИВЦ «Маркетинг»,1999. — 520 с.
3. Цены и ценообразование / Под ред. И.К. Салимжанова. — М.: Финсатинформ,1999. — 416 с.
4. Ценообразование: Программа, методические указания и задания контрольныхработ/ сост. А.Р. Бернвальд, Л.А. Ефимовская. — Новосибирск: СибУПК, 200. — 64с.
5. П.М. Шуляк. Ценообразование. Учебник для вузов. — М.: ИВЦ «Маркетинг»,2004.
6. Закон о ценовой политике в Кемеровской области от 17.09.1998,№ 374.
7. Распоряжение администрации Промышленновского района от 28.11.2002, № 827р.
8. Методические рекомендации по формированию тарифов (цен) в Кемеровскойобласти.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.