Реферат по предмету "Экономика"


Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности в учреждениях культуры

Содержание
Введение
1. Коммерческая деятельность учреждений социально-культурнойсферы
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности
1.2 Причины коммерческой деятельности учреждений культуры
1.3 Особенности коммерческой деятельности учреждений СКС
2. Сущность взаимодействия коммерческой и творческой деятельностиучреждений СКС
2.1 Теоретические аспекты взаимодействия коммерческой и творческойдеятельности в учреждениях СКС
2.2 Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности напримере театра
Заключение
Список литературы

Введение
Социально-экономическиереформы, осуществляемые в ходе становления в России рыночной экономики, привелик радикальным переменам в жизни общества. Важнейшим их следствием стали преобразованияв формах собственности, сводящиеся, в частности, к возникновению, наряду с государственными,негосударственных форм хозяйствования. В полной мере эти процессы охватили и социальнуюсферу.
Переход общероссийского и региональных народнохозяйственныхкомплексов на принципы рыночной экономики остро поставил вопрос выживаемости отраслейсоциальной сферы. Учреждения социально- культурной сферы в условиях недостаточногобюджетного финансирования находят выход в осуществлении коммерческой деятельности.Данная работа рассматривает то, как учреждения социально-культурной сферы осуществляюткоммерческую деятельность и как взаимодействуют коммерческая и творческая деятельностьэтих учреждений.
Формируя теоретическую базу исследования, мы обратились к работам,посвященным вопросам об источниках финансирования учреждений социально-культурнойсферы. О коммерческой деятельности как источнике финансирования говорят – ИвановГ.П., Шустров М.А., Помпеев Ю.А.; о творческой деятельности учреждений СКС пишетЖаркова Л.С.; взаимодействие коммерческой и творческой деятельности рассмотрел АпфельбаумС.М.
Мы в данной работе пытались определить, не страдает ли конечныйтворческий продукт учреждений культуры при осуществлении им коммерческой деятельности.
Цель данной работы – изучение взаимодействия коммерческой итворческой деятельности учреждений культуры.
Задачамиданной работы являются:
· Описать особенностикоммерческой деятельности учреждений СКС;
· Выявить влияние коммерческойдеятельности на творческую деятельность учреждений культуры;
· Провести анализ взаимодействиякоммерческой и творческой деятельности на примере определенного учреждения культуры.
Объектом данного исследования является деятельностьучреждений социально-культурной сферы.
Предметом исследования – взаимодействие коммерческой и творческойдеятельности учреждений социально- культурной сферы.
Методы данной работы – ознакомлениес учебным и научным материалом на заданную тему и их анализ.

1.Коммерческая деятельность учреждений социально-культурной сферы
1.1Понятие и сущность коммерческой деятельности
Чтотакое коммерция? Умение перепродать дороже? В какой-то мере да, но не только это.Понятие «коммерция» значительно шире, более глубоко по содержанию и умению ее осуществлять.
Коммерция – вид торгового предпринимательства илибизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любой по-настоящемуцивилизованной рыночной экономики.
Коммерция – слово латинскогопроисхождения (от лат. commercium – торговля). Однако надо иметь в виду, что термин«торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасльнародного хозяйства (торговлю), в другом – торговые процессы, направленные на осуществлениеактов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятиемторговли – торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью полученияприбыли. (14.С.17)
Толковый словарь В.И.Даляопределяет коммерцию как «торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы».Иначе говоря, эти понятия предполагают осуществление актов купли-продажи с намерениемкупить дешевле, а продать дороже. В широком смысле под коммерцией часто понимаютлюбую деятельность, направленную на получение прибыли.
Чтобы обеспечить продажии приобретение товаров, торговые организации ведут исследования рынков, рекламу,вступают в договорные отношения с посредниками, банками, контролирующими организациями,защищают свои интересы в судах и арбитражах и т.д. Весь этот комплекс операций торговыхорганизаций – производителей товаров и услуг или независимых торговых организацийназывается коммерческой деятельностью.
Коммерческая деятельность– более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство – это организацияэкономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателюдоход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия,сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокатскойконторы, издательства, исследовательского учреждения, кооператива и т.д. Из всехэтих видов предпринимательской деятельности, по-мнению Синицкого Б.И. (16.С.15)только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью.
Таким образом, коммерциюследует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности.В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществлятьсяоперации по купле—продаже товаров, сырья, заготовленной продукции, полуфабрикатови т.п., т.е. элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видахпредпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.
С развитиемрыночных отношений расширяется сфера коммерческой активности, охватывая обмен продуктами,не только материального производства, но и интеллектуальной деятельности. Практическиневозможно найти область предпринимательской деятельности, в которой коммерческиеструктуры не играли бы важнейшей роли. (16.С.17)
Следовательно,рыночные отношения не последние в деятельности современных учреждений культуры исоциальной сферы. Рассмотрим основные причины коммерческой деятельности учрежденийСКС.
 
1.2 Причиныкоммерческой деятельности учреждений культуры
Решающуюроль в распределении финансовых ресурсов в отрасли культуры по-прежнему играют государственныеорганы и органы местного самоуправления. Бюджетное финансирование является главнымденежным ресурсом учреждений культуры. Оно покрывает основные статьи затрат: содержаниезданий, коммунальные платежи, базовая заработная плата, приобретение необходимыхсредств. Но этого финансирования катастрофически не хватает для того, чтобы выполнятьв полном объеме функции учреждений культуры. (5.С.36)
Бюджетныйдефицит, отсутствие альтернативных (внебюджетных) источников финансовой поддержкинекоммерческих учреждений, а также отсутствие четких приоритетов в развитии культурыи искусства (при которых процедура распределения бюджетных средств не была бы связанас субъективизмом, ведомственностью и прямыми злоупотреблениями) обусловливает то,что учреждения социально-культурной сферы занимаются коммерческой деятельностью.(13.С.76)
СогласноФедеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» некоммерческаяорганизация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку,поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностьюпризнаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям созданиянекоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественныхи неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществахна вере в качестве вкладчика.(21.С.14)
ЗаконодательствомРоссийской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельностьнекоммерческих организаций отдельных видов.
Е.Я. Морозова,Э.Д. Тихонова (13.С.67) считают, что в условиях формирующихся в России рыночныхмеханизмов регулирования экономикой особую значимость для организаций СКС приобретаютфинансовые ресурсы. Финансовые ресурсы и право на их расходование позволяют даннымпредприятиям организовывать социально-культурную деятельность, приобретать материальныересурсы, рассчитываться с собственными работниками и сторонними организациями посвоим обязательствам. Финансовые средства некоммерческих организаций СКС отличаютсямножественностью источников формирования; их структура и границы использования зависятот целого ряда факторов.
Экономическиереформы в социально-культурной сфере развивались в основном в двух направлениях.Ряд государственных предприятий переводился на рельсы регулируемого рынка с минимальнымгосударственным вмешательством в их деятельность (например, кинематограф, цирки),в других развивались принципы смешанного финансирования, когда бюджетные ассигнованиядополнялись платными услугами.
Вследствиеряда реформ учреждения СКС для осуществления в полном объеме своих функций вынужденобыло заняться коммерческой деятельностью. Изменились социально-экономические условияжизни, которые требовали новые источники финансирования.
Следовательно,коммерческая деятельность – следствие недостаточного бюджетного финансирования ивмешательства рыночной экономики в СКС.
 
1.3 Особенностикоммерческой деятельности учреждений социально-культурной сферы
Сегодня практически все учреждения социально-культурной сферыоказывают определенные услуги за плату. Традиционно выделяют следующие группы образовательных, информационныхи культурных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю за Плату:
• платные занятия встудиях, классах, кружках, секциях, коллективах художественной самодеятельности,технического творчества, физической культуры;
• лекции и консультации,тематические праздники, представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки концертыи спектакли, экскурсии, восстановительные и оздоровительные процедуры, выставки-продажи;
• услуги обслуживающегоплана: настройка и прокат инструментов, инвентаря, реквизита, снаряжения, оборудованияи аппаратуры;
• кино-, фото- и видео-обслуживание,пользование аттракционами, игровыми автоматами, тирами, тренажерами, мастерскими;
• услуги по информационномуобслуживанию: фото- и ксерокопирование, микрофильмирование материалов и документовиз библиотечных, музейных и других фондов, услуги Интернета.
Как представляется,в настоящее время величина доходов от платных форм культурной деятельности зависитот следующих факторов:
• социально- культурнойзначимости услуг;
• степени их востребованностиконкретными потребителями;
• ценовой политики,предусматривающей приоритет коммерческих или некоммерческих видов деятельности;
• уровня профессионализмаменеджеров;
• общей экономическойситуации в стране и, как следствие, от уровня платежеспособности населения. Высокийспрос на определенные услуги учреждений культуры позволяет им устанавливать высокиецены и не только компенсировать понесенные при этом затраты, но и получать значимуюприбыль. Например, в настоящее время устойчивым спросом пользуются услуги, имеющиедля потребителя возможный экономический результат (казино, тотализаторы, игровыеавтоматы, лотереи) и услуги развлекательного характера (шоу-программы, ночные дискотеки,стриптиз-шоу и пр.).
Любые платныеформы социально-культурной деятельности культурно-просветительных учреждений, театров,филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские,если доход от них полностью расходуется на их развитие и совершенствование.
Для некоммерческихорганизаций определяющим при формировании цены является социальная политика обеспечениядоступности широких слоев населения к культурным благам. В то же время, как показалоисследование деятельности учреждений культуры и искусства, инфляционные процессыи рост текущих издержек побуждают некоммерческие организации культуры повышать ценына услуги, несмотря на снижающийся спрос. (13.С.67)
Большая частьсредств, получаемых от платных услуг, идет на покрытие расходов, связанных с ихоказанием. Любые платные услуги вводят определенные ограничения на доступ к нимнаселения. Именно поэтому платные услуги, с точки зрения перспективы финансированияучреждений культуры, не будут играть в этом процессе главной роли. (5.С.36)
Расширение сферы платных услугучреждениями культуры имеет своей целью наиболее полное удовлетворение интересови увлечений, формирование и развитие творческих, технических, физических, организаторскихспособностей и дарований, воспитание высоких эстетических и моральных качеств, удовлетворениекультурных и бытовых потребностей и запросов, организацию содержательного досуга.
Расширениеплатных услуг, оказываемых населению, имеет также своей целью укрепление материально-техническойбазы учреждении культуры, предоставление их руководителям возможности больше проявлятьделовую, хозяйственную предприимчивость, находчивость и инициативу, более глубокоизучать интересы и запросы населения, постоянно искать новые формы и методы связейи работы с массами, т е. быстрее решать вопросы перехода организационно-хозяйственногомеханизма учреждения культуры на рыночные отношения, улучшать качество работы вовсех звеньях культурного и бытового обслуживания населения.
Работникиучреждений культуры должны постоянно помнить и учитывать то, что у различных категорийнаселения имеются свои интересы и увлечения, что посетители будут пользоваться лишьтеми услугами, которые соответствуют их вкусам, интересам увлечениям, в которыхсмогут найти новое, нужное, полезное, содержательное для удовлетворения своих потребностей.Только при соблюдении этих условий учреждения культуры станут местом подлинногообщения, удовлетворения постоянно возрастающих культурных интересов и запросов.(6.С.170)
Отсюда можносделать вывод, что несмотря на то что многие организации культуры в той или инойстепени имеют возможность заработать средства, реализуя свой творческо-производственныйпродукт (услугу), нельзя отрицать необходимость удовлетворения потребностей большинствалюдей в культурных благах по ценам, доступным для всех социальных слоев населения.
К сожалению,бюджетные средства, реально выделяемые учреждениям культуры, не обеспечивают дажеих выживания. Из-за чего они вынуждены искать другие источники доходов. К другимдоходам и поступлениям некоммерческих организаций, как правило, относят результатыпредпринимательской деятельности. Например, в соответствии со ст. 47 «Основ законодательстваРФ о культуре» к предпринимательской деятельности относятся:
• реализация и сдачав аренду основных фондов и имущества для целей, не связанных с культурной деятельностью;
• торговля покупнымитоварами и оборудованием;
• оказание посредническихуслуг;
• долевое участие всоздании коммерческих предприятий;
• приобретение акций,облигаций, ценных бумаг и получение доходов по ним;
• осуществление приносящихдоход и не предусмотренных Уставом операций, работ, услуг.(8.С.215)
Снижение посещаемости должно побуждать учреждения культуры и искусствак поиску дополнительных источников доходов за счет развития предпринимательскойдеятельности. Однако тенденция снижения доли собственных доходов в структуре ихфинансовых ресурсов об этом не свидетельствует.
Таким образом,можно выделить следующие тенденции формирования финансовых ресурсов некоммерческихорганизаций:
•        увеличениепоступлений в абсолютном выражении и снижение доли расходов на культуру и искусствов структуре расходов бюджетов на социально-культурные мероприятия как на федеральном,так и на региональных уровнях;
• изменение соотношениядолей расходов на культуру и искусство, выделяемых федеральным бюджетом и бюджетамирегионов в сторону последних;
• увеличение собственныхдоходов от оказания платных услуг населению не столько за счет привлечения посетителей,сколько за счет повышения цен на билеты, при этом доля собственных доходов в структурефинансовых ресурсов уменьшается;
• поскольку в официальнойстатистике отсутствуют данные о доле спонсорской и меценатской помощи, банковскихкредитах и предпринимательской деятельности в структуре доходов государственныхорганизаций культуры и искусства, можно лишь предположить, что существенной ролиони пока не играют.
Для коммерческихорганизаций источником финансовых ресурсов является только собственные средства,полученные в результате их деятельности.
Анализ основныхтенденций в формировании ресурсов государственных учреждений культуры и искусствана позволил так же сделать вывод: в условиях экономической нестабильности, сниженияуровня доходов основной массы населения, снижения посещаемости большинства учрежденийкультуры и искусства бюджетные ассигнования по-прежнему являются одним из значимыхисточников формирования их финансовых ресурсов. (13.С.89)
Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут быть ибанковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр. Однако пассивное отношение,например, к сдаче помещений в аренду («лишь бы сдать кому угодно») имеет печальныепоследствия. Различные разбирательства, суды с арендаторами доставили многим учреждениямкультуры множество неприятностей, несоизмеримых с размерами арендной платы. «Лопнувшие»фирмы, криминализированные структуры, сеансы массового «исцеления» сильно подорвалиавторитет учреждений культуры и их руководителей. Более эффективна «активная» аренда,использование потенциала учреждений культуры для PR-деятельности, участие в стимулировании продаж, рекламных акцияхи т. п., о чем уже говорилось ранее.
Поэтому следует наращивать дополнительную активную коммерческуюдеятельность. Например, мало что мешает создать банк культуры — обыкновенный, впринципе, банк, с той лишь разницей, что он будет иметь льготную тарифную ставку,разница которой, например, со средневзвешенной ставкой может идти нанужды поддержки и развития сферы культуры, в том числе и через Фонд развития культурыи искусства. Чрезвычайно перспективным представляется и развитие страховой деятельностив сфере культуры — в отличие от зарубежной практики, в России практически отсутствуетстрахование деятельности в сфере культуры. Представляется очевидным, что активностьв инициировании и стимулировании страховой деятельности — дело органов государственногоуправления сферой, так как часть доходов от страхования также может направлятьсяна нужды культуры.
Уже из приведенного перечнявозможных источников финансирования деятельности учреждений культуры возникают несколькоочевидных вопросов, важных для практического менеджмента в сфере культуры. Во-первых,это определение соотношения между бюджетным и внебюджетным финансированием. Иначеговоря, что может обеспечиваться на коммерческой основе, а что — только на основебюджетного финансирования. Значит, во-вторых, это определение приоритетов для бюджетногофинансирования: кому и что должно быть гарантировано в сфере культуры государством.В-третьих, каким образом могут быть привлечены и аккумулированы («сшиты») средстваиз различных источников.( 13.С.81-82)
Существует еще один способ– самофинансирование, получивший распространение в условиях современных рыночныхотношений и также направленный на удовлетворение культурно- досуговых потребностейклиентов, пользующихся услугами. В обиходе учреждений культуры это обычный коммерческийобмен (деньги-товар, услуги-деньги) либо некоммерческий (благотворительный). Разумеется,деление на коммерческий и некоммерческий сектор условно, поскольку различные понаправленности жанровые формы культурно-досуговых занятий и услуг характеризуютсяразличными уровнями коммерциализации. Так, в структуре ежегодного денежного оборотана рынке альтернативных услуг в сфере культуры большую часть составляет оборот отвидео обслуживания, дискотек, игорного и шоу-бизнеса, эстрады и т.п., в то же времясокращается посещаемость театров, кинотеатров, концертных залов. Тем не менее строгойпривязки каждого объекта культуры к коммерческому или некоммерческому сектору несуществует. Многие традиционно бюджетные государственные учреждения культуры и искусства– клубы и Дома культуры, библиотеки, парки, музеи, театры, цирки и другие – в поискахдополнительных средств используют как коммерческие, так и полукоммерческие проекты.(11.С.392)
Таким образом, значительныйобъем культурно-досуговых услуг формируется за счет предпринимательской активностиорганизаций культуры и досуга. Чем более деятельность конкретной организации досуганосит коммерческий характер, тем в меньшей степени ее персонал рассчитывает на финансовуюпомощь извне, но большей ориентируется на потребительский спрос.


2. Сущность взаимодействиякоммерческой и творческой деятельности в учреждениях СКС
 
2.1 Теоретическиеаспекты взаимодействия коммерческой и творческой деятельности в учреждениях СКС
Коммерческаяи творческая деятельность учреждений СКС между собой взаимосвязаны, так как творческаядеятельность учреждения СКС зависит от умения введения коммерческой деятельности,так как деятельность предприятия культуры в условиях рынка направлена на:
· производство художественногопродукта для удовлетворения соответствующих потребностей индивидуумов, отдельныхгрупп населения и общества в целом;
· всемерное расширениереальной аудитории различных видов культуры и искусства и освоение свободного временикультурным обслуживанием населения;
· обеспечение представительствавсех возрастных групп и социальных слоев общества в аудитории различных видов художественногопродукта сферы культуры;
· сохранение и развитиенациональных культурных традиций народов Российской Федерации, взаимообогащениенациональных культур;
· создание и распространениевысокохудожественных ценностей, имеющих нравственное значение и отвечающих задачамсобственного развития культуры и искусства.(14.С.23)
Предприятиекультуры на основе данных учредителя, имеющихся творческих и экономических ресурсов,запросов населения и заказов юридических и физических лиц самостоятельно разрабатываети утверждает план своей деятельности. В соответствии с «Положением об основах хозяйственнойдеятельности и финансирования организаций культуры и искусства» (2002 г.), планвключает в себя
· мероприятия, направленныена реализацию творческо-производственной и самостоятельной хозяйственной деятельности,укрепление материально-технической базы и социальное развитие организации культуры;
· объемы основной деятельности,определяемые спецификой организации культуры и региональными условиями;
· объем финансовых средстви направления их использования в соответствии с уставом (положением);
· единовременные бюджетныеассигнования для выполнения целевых социально-творческих заказов учредителя на проведениеотдельных мероприятий (работ, услуг).(7.С. 52)
Услуги творческихпредприятий как результат их культурной деятельности весьма неоднородны и специфичны,порой – уникальны. Но воспроизводство ресурсов социально-культурного обслуживанияпредставляет собой схожее с природой других предприятий движение общественного труда:подготовка сценария, производство спектакля, репетиционная работа, премьерный покази т.д. Живой труд овеществляется при этом не в каком-либо предмете, а в творческомакте, он переходит в форму прошлого труда в измененных способностях человека.
Учреждениякультуры, с одной стороны, являются юридическими лицами и хозяйствующими субъектамисуществующих рыночных отношений, с другой стороны, сферой потребления бесплатных,льготных и платных услуг. Независимо от формы конечной реализации результатов своейдеятельности, учреждения и организации социально-культурной сферы, прежде всего,выступают покупателями материальных условий своего существования. Приобретение оргтехники,компьютеров, печатной продукции, музыкальных инструментов, звукозаписывающей и усилительнойаппаратуры, радио – и видеоаппаратуры, аренда помещений и т.п. становится все болееощутимой по своему удельному весу частью внутреннего и отчасти внешнего рынка страны.Широко используются предприятиями продажа результатов своего труда в форме либоуслуг, либо пригодных для продажи товаров, существующих, по давнему наблюдению К.Маркса, «отдельно от художественной деятельности создающего их художника». Техническиевозможности реализации результатов художественного творчества в виде товара, существуюего отдельно от творца, приводят к созданию и развитию предприятии фото- и видеозаписи,репродукции картин, проката фильмов, производства видеокассет и т.д.
Общесоциальнаяполезность художественного продукта отражается в целевом бюджетном финансировании,обеспечивающем регулярную деятельность творческих коллективов в социально-культурнойсфере, оплату государственного или иного творческого заказа, субсидирование гастролейв определенном регионе и другие формы культурного обслуживания населения.
· Общественное переустройствонемыслимо без признания основополагающей роли социально-культурной деятельностив духовном обществе людей, обмене производственным опытом, достижениями науки ихудожественного творчества, в освоении продуктов духовного производства. Социально-культурныефакторы содействуют развитию и самореализации личности, гуманизации общества, развитиюдемократии, социально-экономического прогресса, укреплению целостности РоссийскойФедерации на основе межнационального культурного сотрудничества и интеграции отечественнойкультуры в мировую культуру на основе законов рынка. (14.С.23)
Рыночнаяформа связи и свойственные ей условия внешней среды координации культурной деятельностичасто не позволяют реализовать целевую функцию организации культуры и она ищет выходво внерыночной среде, или ограничении рыночной среды, хотя полностью освободитьсяот рыночных методов ей не удается. Однако доля нерыночных форм регулирования деятельностиорганизации культуры остается достаточно высокой. Складывающиеся условия хозяйственнойдеятельности организации определяют основные принципы хозяйственного механизма,стремящегося сочетать внутренние закономерности с факторами внешней среды, вызываютк жизни особые методы управления, принятия решения, способ производства и реализациисвоих услуг.
Хозяйственнаядеятельность организаций культуры таким образом не может регулироваться исключительнорыночными механизмами. Нерыночные методы выделения ресурсов, утилизации результатовдеятельности организации культуры ведут к необходимости обращения организации культурык другим не преследующим чисто рыночные цели или преследующие их опосредованно участникамэкономических процессов (государство, общественные организации и т.д.).
В свою очередьнерыночные методы регулирования экономических отношений диктуют реализацию в другомтипе хозяйственной деятельности, ограничивают конкурентные отношения и ведут к монополизациикультурной деятельности, стремятся оказать влияние на содержательную составляющуюкультурного процесса.
Характертворческих процессов в сфере культуры в силу внутренней логики развития обусловливаетстремление преодолеть реальные отношения внешней среды, выйти за их рамки, что порождаетпоиск особых условий хозяйствования и организационно-экономических и правовых формдеятельности. При этом корпоративные интересы организации культуры могут оказатьсябезучастными к конечному потребителю результатов своего труда. Однако они вынужденысчитаться с интересами непосредственных заказчиков, финансирующих их деятельность(государственных, политических, коммерческих и других органов). В этом случае интересынепосредственного потребителя, а именно населения, могут оказаться ущемленными.(9.С.57) Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения то, что рыночная экономика предлагаетмногообразие субъектов хозяйственной деятельности, и в сфере культуры и досуга хозяйственноепространство делится между частными, государственными и некоммерческими учреждениями.Однако главная трудность, с которой сталкиваются исследователи, заключается в том,чтобы определить, какие именно отрасли и направления культурной деятельности требуютгосударственного финансирования, а какие могут существовать самостоятельно. Ее решение,очевидно, лежит в плоскости изучения специфики производства и потребления услугв сфере культуры и досуга, которая на сегодняшний день еще мало изучена.
Социально-экономическийанализ специфики рынка услуг в социокультурной сфере обнаруживает действие факторовнесовершенства рынка, которые в экономической теории получили название ошибок рынка,характерных для социокультурной сферы. Так, в социокультурной сфере нередко возникаеттак называемая естественная монополия, ликвидация которой в принципе невозможнабез резкого увеличения затрат на единицу продукции. В основе ее формирования лежат,как правило, локальный характер рынков, нетранспортабельность услуг и преимуществаконцентраций. Например, в небольшом населенном пункте спрос на развлечения удовлетворяетсяодним-единственным клубом, который, по сути, является естественной монополией. Однаконеобходимо иметь в виду особенность конкуренции в сфере культуры и досуга, котораяосуществляется не столько между потреблением товаров определенной группы в рамкаходного вида деятельности, сколько за «место» в структуре досуга, т.е. между предложениямипо развертыванию разных типов досуговой деятельности. В небольшом населенном пунктеконкурентами клубу могут быть различные формы домашнего досуга, спортивные учреждения,отдых на природе, на улице.(20.С.27)
В настоящеевремя социальные и экономические аспекты деятельности организаций СКС находятсяв состоянии нестабильности и несбалансированности. Те организации, для которых социально-культурнаязначимость выполняемых функций по-прежнему оставалась главной, неизбежно оказалисьв более сложном финансовом положении, нежели те, в деятельности которых преобладалисоображения экономической выгоды.
Некоторыедостаточно тревожные явления и тенденции, существующие в настоящее время, свидетельствуюто кризисной ситуации в культуре и искусстве; для устранения этих тенденций необходимымеры по формированию новой культурной политики.
Культурнаяполитика, заключающаяся только в разработке и инициировании различных социокультурныхпрограмм, не может быть жизнеспособной в условиях бюджетного дефицита, политическойи экономической нестабильности хотя бы потому, что эти явления не позволяют обеспечиватьреализацию культурных программ надлежащими финансовыми ресурсами. (13.С.98)
Подводя итог,можно заметить, что главная задача государства – обеспечить условия для более эффективнойкоммерческой деятельности учреждений СКС. Но самое главное, силы всех участниковфинансирования культуры должны быть направлены на достижение единой цели – сохранениеи развитие культуры и искусства. Если общество поймет это, то Россию ждет великоебудущее.
2.2 Взаимодействиекоммерческой и творческой деятельности на примере театра
Реформа бюджетнойсферы возобновила дискуссии об особой природе театрального искусства и необходимостивыбора особого режима деятельности для выживания театра в рыночных условиях. Слишкомвелика опасность коммерциализации театра, за которой с неизбежностью следует снижениехудожественного уровня и потакание самым неизменным запросам публики. Вместе темкоммерческий театр – явление гораздо более сложное. Осмысление его сущности и местав театральной системе позволяет расширить традиционный взгляд на современные моделиреализации творческой деятельности.
Со многимикритическими замечаниями в адрес коммерческого театра трудно не согласиться. Действительно,большинство постановок, появившихся последние годы в России, — будь то заимствованиязападных образцов или попытки создать оригинальный продукт – оставляют впечатление,что заработать на театре можно при минимальных творческих и материальных затратах.Непритязательный (желательно комедийный) сюжет, небольшое число актеров, среди которыхобязательно присутствие известных имен, скромное сценическое оформление. Другаямодель постановки, способной приносить прибыль, представляет собой масштабное иэффектное шоу, сочетающее элементы различных видов искусства и рассчитанное на самуюширокую аудиторию, но редко получающее признание профессионалов,
В то же времяистории и сегодняшней практике коммерческого театра известны образцы, весьма далекоотстоящие от традиционных схем. В разнообразии репертуара можно найти и серьезнуюдраматургию (от Шекспира и Ибсена до современных классиков), и произведения, требующиебольшого состава высококлассных исполнителей, и новаторскую сценографию, техническоевоплощение которой слишком дорого для некоммерческого театра. Данная система нетолько использует уже состоявшихся артистов, но и создает собственных «звезд»: заметнаяроль в коммерческой постановке открывает широкие возможности для начинающих артистов,становится их «визитной карточкой», свидетельствующей о высоком профессиональномуровне.
Так что коммерческийспектакль – совсем не обязательно низкопробное развлекательное шоу. Более того,любые попытки отождествить коммерческий театр с теми или иными творческими составляющимивесьма относительны. Единственный абсолютный критерий в этом случае один – спектакльдолжен быть ориентирован на кассовый успех, который может быть достигнут как благодаряжанру постановки или именам исполнителей, так и через абсолютно неожиданное, авангардноережиссерское прочтение материала. Сформулируем по-другому: любая постановка, отвечающаяусловиям достаточно частых показов при полных залах и соответствующих ценах на билеты,- потенциально коммерческая.
Вместе стем понятно, что данный фактор относится не только к «эксплуатационным характеристикам»спектакля, но и напрямую определяет его художественное решение.
Постановкам,изначально созданным для коммерческого проката, как правило, не удается избежатьтворческих компромиссов. Не желая рисковать, продюсеры стремятся задействовать ужепроверенные методы, гарантирующие успех у публики. Отсюда частая облегченность иразвлекательность, шаблонность сюжетов и, в целом, использование художественныхприемов б качестве своеобразных технологий, способных вызвать нужную реакцию зала.Все это, естественно, не способствует развитию художественного процесса, апробацииновых идей и форм, подлинному самовыражению авторов.
Конечно,бывают и исключения, когда интуиция и профессиональное чутье создателей подсказываютнестандартные ходы, а риск оправдывается не только финансовой, но и значительнойтворческой удачей. Однако общая тенденция такова, что возможности творческого поискав коммерческом театре ограничены. Полем для экспериментов и собственно развитияискусства становятся организации некоммерческой сферы, играющие на современном этапевсе большую роль.
Таким образом,театральное искусство демонстрирует способность существовать в различных экономическихмоделях, быть основой деятельности организаций, ставящих перед собой разные задачи.
Но если определитьцели хозяйствования этих организаций можно довольно четко, то разграничить собственнокоммерческое и некоммерческое искусство столь однозначно нельзя.
Как былопоказано выше, творческая состоятельность и коммерческий потенциал – величины хотяи в значительной степени связанные, но не обратно пропорциональные. Подчеркнем ещераз, что коммерческий спектакль может отвечать самым взыскательным требованиям,так же как и произведение, реализующее смелые художественные искания, способно оказатьсявполне коммерчески успешным.
Как же напрактике решаются вопросы такого рода разграничения? Обратимся к опыту СоединенныхШтатов Америки, где развитие некоммерческого театра сочетается с успешной эксплуатациейпостановок, приносящих прибыль.
В течениедолгого времени американский театр развивался преимущественно именно как коммерческий.Вершиной этого процесса стали постановки, осуществляемые на одной из центральныхулиц Нью-Йорка. Бродвей — не только знаковое место, но и символ коммерческого театракак такового, а также отправная точка единой системы проката: свой «Бродвей» естьне только в каждом крупном американском городе, но и во всех мировых мегаполисах,где одновременно идут постановки, либо уже сошедшие с подмостков Бродвея, либо те,которым еще предстоит его покорить.
Как альтернативаданной системе возникли спектакли в других районах Нью-Йорка — термин «off-Broadway» («не на Бродвее») также стал нарицательным.Но несмотря на желание подчеркнуть свою независимость, сегодня эти театры – продолжениевсе той же системы. Здесь могут реализовываться более оригинальные проекты, бытьниже затраты и возможная прибыль, но по своей организационной структуре, правовомуи экономическому статусу такие постановки практически ничем не отличаются от бродвейских.Нередко их называют «витриной Бродвея» – полем, где продюсеры без ощутимых финансовыхпотерь апробируют свои проекты, в случае успеха перенося их на Бродвей. Таким образом,вся творческая деятельность этих театров целиком подчиняется условиям коммерческогопредприятия. В то же время, несмотря на выдающуюся роль «Бродвея», театральная жизньСША не ограничивается несколькими кварталами Нью-Йорка. В качестве реального противовесавыступает система региональных репертуарных театров.
Более корректноеобозначение этих негосударственных некоммерческих организаций – театры-резиденты(resident theatres). Дело в том, что, появившись как альтернативаНью-Йорку, такие театры уже «доросли» до столичного уровня, и сегодня только в этоммегаполисе их насчитывается несколько десятков.
Понятие «репертуарный»в данном случае означает не наличие в театре при одновременном прокате множестваспектаклей, а последовательный показ в течение сезона нескольких новых названий.В такой специфической, непривычной для нас трактовке название «репертуарный» говорито том, что театр создан не для отдельного проекта, а для реализации долгосрочнойхудожественной программы.
Американскиетеатры-резиденты сочетают в себе практически все, что известно о современном менеджментенекоммерческого театра:
· планомерную адреснуюработу со зрителями;
· развитую систему многоканальногофинансирования;
· активное содействиев различных начинаниях попечительского совета.
Все это позволяетокружить театр лояльным сообществом, которое обеспечивает ему относительно стабильноесуществование.
Важнейшиммоментом в функционировании стационарных театров является получение статуса некоммерческойорганизации в соответствии с налоговым кодексом США. Такой статус снимает значительнуючасть налогового бремени не только с самой организации, но и с адресованных ей пожертвований,что является экономической основой успешного фандрейзинга. Любопытно, что в перечнеструктур, освобождаемых от налогов (Internal RevenueCode Slection), в искомом пункте «501 (с)(3)» театрыили другие организации исполнительских искусств отдельно никак не выделяются. Речьидет об институтах, ставящих перед собой цели образовательного, научного, религиозногохарактера, занимающихся защитой детей и другими социально значимыми проектами.
Таким образом,сознательно или нет, американское законодательство уходит от довольно шаткого определения«некоммерческое искусство». Право же на налоговые льготы дается организациям культурыпотому, что их деятельность имеет ясную социальную ориентированность.
В случаетеатра – это обеспечение доступного уровня цен и введение значительных скидок дляотдельных категорий зрителей, разработка мероприятий для вовлечения в культурнуюжизнь различных социальных и этнических групп, проведение образовательных программи т. д.
Безусловно,создание и показ спектаклей сами по себе выполняют значительную социальную функцию.В этом смысле деятельность Бродвея столь же важна для общества. Однако в коммерческомтеатре особые социальные программы возможны лишь в случае, если это не противоречитосновным целям. В частности, применение значительных скидок – например, в день спектакля– определяется, прежде всего, маркетинговыми, а не социальными задачами.
Примечательно,что присвоение кода некоммерческой организации – довольно длительный процесс, входе которого, еще не имея запрашиваемого статуса, организация должна подтвердитьсвои намерения. Точно так же, не получив должного общественного признания или «свернув»социальные программы, данный статус можно потерять.
Возможностьполучения благотворительных взносов – один из элементов, обеспечивающих жизнеспособностьнекоммерческих театров и позволяющих ставить художественные задачи в качестве приоритетных.
Вместе стем ситуация далека от идиллии, и американские некоммерческие театры находятся,пожалуй, в наиболее жестких финансовых условиях. Практически не имея государственнойподдержки или другого постоянного источника финансирования, они в огромной степенизависимы от кассовых сборов, составляющих до 60% доходов, и различных доноров, чьипожертвования покрывают существенный дефицит бюджета.
Большинствоже абонементодержателей (годовые абонементы – основа билетных продаж), как и крупныеблаготворители, люди состоятельные и «состоявшиеся», чьи вкусы, как правило, ужесформированы, и слишком смелые эксперименты могут оказаться для них неприемлемыми.Поэтому соблюдение театром выверенного баланса между доступностью и «интересамиискусства», постепенное культивирование публики является абсолютно необходимым.Тем не менее, зрители приходят в репертуарный театр в поисках досуга, отличногоот традиционных бродвейских развлечений, готовые участвовать в непредсказуемом творческомпроцессе. Именно такая заинтересованность аудитории в развитии коллектива дает театрамправо на художественные «пробы и ошибки».
Прокат репертуаратакже диктуется экономическими условиями, согласно которым театры-резиденты не могутсебе позволить ежедневно чередовать спектакли или хранить запасы декораций; стольже высока и стоимость сезонных контрактов с исполнителями. В итоге, даже самый успешныйспектакль некоммерческого театра, исчерпав объемы местной аудитории, вынужден сходитьсо сцены через 6-8 недель непрерывного показа. Однако если постановка оказываетсядействительно заметным явлением – получает одобрение критики и пользуется популярностьюзрителей, спектакль имеет шансы оказаться на Бродвее. В контексте наших рассужденийданный процесс заслуживает особого внимания. Отметим, что адаптация спектакля, включающаяпокупку авторских прав, новые контракты с исполнителями, в т. ч. С режиссером, руководящимпереносом всех элементов художественного решения на новую сцену, весьма выгоднаобеим сторонам – и театру, и продюсерам.
Продюсерыполучают уже готовый, проверенный «продукт», что существенно снижает издержки ивозможные риски проката. А для самого некоммерческого театра это не только ощутимыйдоход, но и реальная возможность продлить жизнь своему детищу. Помимо этого, самфакт переноса спектакля на Бродвей до некоторой степени поднимает статус театра,свидетельствуя о качестве его деятельности. Перенос на бродвейские подмостки спектаклей,созданных в некоммерческом театре, пока не носит массового характера. Но о его регулярностисвидетельствует то, что возможность коммерческого проката спектакля и возникающиепри этом особенности тщательно прописываются в документах, регулирующих отношениятеатров-резидентов с авторами и исполнителями.
Безусловно,адаптированные спектакли не могут сравняться по уровню прибыли и времени прокатас бродвейскими хитами-долгожителями. Очевидно, что большая часть бродвейской продукции– постановки, созданные специально для коммерческого проката, аккуратно выверенныес точки зрения зрительского успеха и, соответственно, наиболее выгодные финансово.Однако наличие в ней перенесенных спектаклей очень важно для развития как самогоБродвея, так и театра в целом.
В репертуареБродвея оказываются произведения, которые вряд ли могли быть созданы в рамках коммерческогопредприятия. Именно за счет таких спектаклей он обогащается актуальными темами иновыми формами, реально участвует в развитии творческого процесса. Благодаря этомуБродвей оказывается не только составной шоу-бизнеса, но и частью общей театральнойсистемы, наиболее эффективно используя тот ее небольшой сегмент, который способенокупаться. Полученная же прибыль перераспределяется, в том числе и в пользу новыхработ театров-резидентов.
Система,сложившаяся в США, довольно органично сочетает различные модели создания и эксплуатациихудожественного продукта – не только поддерживает начинания, не рассчитанные намассового потребителя, но и обеспечивает равную конкуренцию для произведений, способныхсуществовать в рыночных условиях.
Пример СоединенныхШтатов говорит о том, в современном театральном мире коммерческий и некоммерческийтеатры могут функционировать неизолированно и вполне органично дополнять друг друга.
Изложенныефакты не просто весьма познавательны, но могут быть полезны для анализа современногороссийского театра, пестрая картина которого не отличается столь четкой структурой.Более того, развитие коммерческого сектора происходит здесь в довольно причудливыхформах.
Если дляамериканской системы ключевыми становятся экономические цели деятельности, то вРоссии в настоящий момент разграничение происходит, главным образом, по форме собственности.Так, с точки зрения законодательства работа государственных {муниципальных} театроваприори считается некоммерческой, в то время как любой независимый проект фактическирассматривается как коммерческий. В этой связи беспокойство вызывает явно коммерческийуклон некоторых спектаклей государственных театров. Хотя, как подчеркивалось выше,зрительский успех и кассовые сборы еще не говорят о «коммерческой природе» спектакля,целый ряд постановок государственных театров последних лет не оставляет сомненийв их характере.
Такие факты,как:
· превалирование отдельныхназваний в репертуарном предложении, смещающее понимание миссии театра;
· установление цен набилеты, недоступных традиционным театральным зрителям;
· появление специфическойпублики, которая посещает только «громкие»
коммерческиепостановки и не становится постоянными зрителями того
или иногоколлектива,
входят вглубокое противоречие с творческими и социальными задачами государственных театрови вызывают справедливую тревогу театральной общественности.
С другойстороны, при появлении спектакля, способного привлечь более широкую аудиторию, сохранениесреднего для театра уровня цен и баланса в прокате оказывается искусственным: приэтом не удовлетворяется реальный спрос на постановку и создается поле деятельностидля билетных перекупщиков. Парадоксальность такого положения заключается в том,что, создав по-настоящему востребованный «продукт», театр не имеет возможности вполной мере его реализовать.
Таким образом,российская театральная система демонстрирует еще одну причину, диктующую необходимостьразвития коммерческого сектора, — ситуацию, когда спектакль «вырастает» из масштабовнекоммерческой организации и для дальнейшего проката нуждается в соответствующейинфраструктуре. В США ее обеспечивает бродвейская система, принося, как уже отмечалось,определенную пользу и репертуарным театрам. В России же вся эта работа пока происходитвнутри государственных структур, вызывая большие вопросы относительно основ деятельностиданных коллективов и целесообразности их государственной поддержки.
Понятно,что развитие рыночной экономики должно скорректировать сложившуюся структуру, сформированнуюеще в советское время и не отвечающую современным требованиям, в которых уже работаютроссийские театры. Оговоримся, что изменение ситуации не может происходить радикальнымиметодами. Перспективы прямого переноса американской модели также представляютсякрайне сомнительными – уж слишком разные наши системы.
Отечественныетеатры должны будут выработать свой механизм взаимодействия коммерческого и некоммерческогосекторов, а российское законодательство – установить более четкие и прозрачные «правилаигры». В частности, это должно коснуться поддержки независимых творческих начинаний,в том числе через стимулирование частной и корпоративной благотворительности, Вэтом случае американский опыт содействия негосударственным некоммерческим организациямможет оказаться крайне полезным.(2.С.78-84)

Заключение
В наше времявопрос влияния перехода социально-культурной сферы к рыночным отношениям — в первуюочередь вопрос установления зависимости между творческой деятельностью учреждениякультуры и коммерческой. Главное, чтоб функцией учреждений культуры по-прежнемуоставалось сохранение культурного наследия и культурное просвещение населения. Переходк рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельностиучреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Проведя анализвзаимодействия коммерческой и творческой деятельности учреждений культуры можносделать выводы:
· Причиной коммерческойдеятельности учреждений СКС является недостаточное бюджетное финансирование учрежденийи переход учреждений СКС на принципы рыночной экономики;
· Отличительной чертойкоммерческой деятельности учреждений СКС является то, что цель этой деятельностине только получение прибыли, но и наиболее полное удовлетворение интересов и формированиетворческих способностей потребителя услуг;
· Взаимодействие коммерческойи творческой деятельности учреждений СКС заключается в том, что производство художественногопродукта в условиях рыночной экономики идет ориентировано на интересы потребителя.

Списоклитературы
 
1. Аваян, А.Г. Актуальныевопросы финансирования культурных учреждений [Текст] / А. Аваян // Культура: управление,экономика, право. — 2004. — № 1. — с. 4-8.
2. Апфельбаум, С.М Современныемодели реализации творческой деятельности [Текст] / С. Апфельбаум // Справочникруководителя учреждения культуры. — 2006. — № 6. — с. 78-84.
3. Асаинова, М.В. Финансированиесоциокультурных проектов: проблемы, перспективы [Текст] /М. Асаинова // Культура:управление, экономика, право. — 2005. — № 2. — с. 30-31
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации в 2-ух частях, часть1,Москва: Де-Юре, 1995 г.
5. Дегтяренко, Г.Б. Финансированиесферы культуры[Текст] / Г. Дегтяренко// Культура: управление, экономика, право.- 2004. — № 1. — с. 36-39
6. Жаркова, Л.С. Деятельностьучреждений культуры [Текст]:учебное пособие/ Л.С. Жаркова -М: МГУКИ, 2000. – 216с.
7. Законодательная политикаи правовое регулирование в сфере культуры: аннот. библиогр. указ./ М-во культурыРос. Федерации, Рос. ин-т культурологии. – М.: РИК.
8. Законодательство о культуре: [Сборник/Сост. Б. Букреев]. – М.: Касаткина, 2001. – 471 с.
9. Иванов, Г.П., Шустров,М.А, Экономика культуры [Текст]: учебное пособие для вузов/ Г.П. Иванов, М.А Шустров– М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 184с.
10. Игнатов, В. Г. Экономикасоциальной сферы [Текст]:учебное пособие / В. Игнатов – Москва – Ростов –на –Дону: Издательский центр «МарТ»,2005. – 528с.
11.Киселева, Т.Г., КрасильниковЮ.Д. Социально-культурная деятельность [Текст]: учебник/ Т.Г. Киселева, Ю.Д Красильников– М: МГУКИ, 2004. – 539с.
12. Мешканцов, А.А. Источникифинансирования в сфере культуры[Текст] / А. Мешканцов // Культура: управление, экономика,право. — 2004. — № 1. — с. 4-8.
13. Морозова, Е.Я., Тихонова,Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы [Текст]: учебноепособие/ Е.Я Морозова, Э.Д. Тихонова – Спб: Издательство Михайлова В.А., 2002. –318с.
14. Панкратов, Ф.Г., Серегина, Т.К. Коммерческаядеятельность [Текст]: учебник/ Ф.Г.Панкратов, Т.К.Серегина — М.: ИВЦ «Маркетинг»,2000. – 413с.
15. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность[Текст]: учебник /Ф.П.Половцева — М.: «Инфра-М», 2000. – 367с.
14. Помпеев, Ю.А. Экономикасоциально-культурной сферы [Текст]: учебное пособие/ Ю.А. Помпеев – Спб: Санкт Петербургский университеткультуры и искусств, 2003. – 96с.
15. Рубинштейн, А.Я. Экономикакультуры [Текст]: учебник/А.Рубинштейн – М: Изд-во «Слово/Slovo»,2005. – 608с.
16. Синицкий, Б.И. Основыкоммерческой деятельности [Текст]: учебник/ Б. Синицкий – М: Юристъ, 1998. – 659с.
19. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сферекультуры [Текст]/ Г.Тульчинский. – СПб.: Издательство «Лань», 2001. –384 с., ил.
20. Устюжанина, Л.В. Проблемаформирования и регулирования рыночных отношений в сфере культуры и досуга [Текст]/ Л. Устюжанина // Культура: управление, экономика, право. — 2003. — № 1. — с. 27-29.
21. ФедеральныйЗакон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 г. //Российская газета от 18.01.95г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.