Вертикальнаяинтеграция – процесс образования (создания) вертикально интегрированных фирм –фирм, включающих более одной стадии производства конечной продукции (включающихпомимо стадий производства еще и реализацию конечной продукции посредникам иликонечным потребителям).
Вертикальнаяинтеграция (ВИ) может иметь 2 направления:
Обратнаявертикальная интеграция направлена на рост фирмы за счет приобретения, либоусиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур,осуществляющих снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграцииможет дать фирме благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимостиот колебаний цен на комплектующие и запасы поставщиков.
Впередидущая вертикальная интеграция выражается в росте фирмы за счет приобретения,либо усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечнымпотребителем, т.е. над системами распределения и продажи. Данный тип интеграциивыгоден в тех случаях, когда необходимо расширение круга предоставляемыхпосреднических услуг или когда фирма не может найти посредников с качественнымуровнем работы.
ПроцессыВИ на участке движения товаров от производителя к конечному потребителю ведут ксозданию вертикальных маркетинговых систем (ВМС).
ВМСсостоит из производителя, одного или нескольких оптовых торговцев и одного илинесколько розничных торговцев, действующих как единая система. В этом случаеодин из членов канала либо является владельцем остальных, либо предоставляет имторговые привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей их полноесотрудничество.
Доминирующейсилой в рамках ВМС может быть либо производитель, либо оптовик, либо розничныйторговец. ВМС возникли как средство контроля за поведением канала ипредотвращения конфликтов между его отдельными членами, преследующимисобственные цели. ВМС экономичны с точки зрения своих размеров, обладаютбольшой рыночной властью и исключают дублирование усилий.
Существует3 основных типов ВМС:
КорпоративныеВМС: последовательные этапы производства и распределения находятся в единичномвладении.
ДоговорныеВМС: состоят из независимых фирм, связанных договорными отношениями икоординирующих программы своей деятельности для совместного достижения большейэкономии и/или больших коммерческих результатов, чем это можно было бы сделатьв одиночку.
ДоговорныеВМС в свою очередь делятся на 3 вида:
Добровольныецепи розничных торговцев под эгидой оптовиков. Оптовики организуют добровольноеобъединение независимых розничных торговцев в цепи, которые должны помочь имвыстоять в конкурентной борьбе с крупными распределительными сетями. Оптовикразрабатывает программу, предусматривающую стандартизацию торговой практикинезависимых розничных торговцев и обеспечение экономичности закупок, чтопозволит всей группе эффективно конкурировать с сетями (Ех.: «Союз независимыхбакалейщиков»).
Кооперативырозничных торговцев. Розничные торговцы могут взять инициативу в свои руки иорганизовать новое самостоятельное хозяйственное объединение, которое будетзаниматься и оптовыми операциями, а возможно, и производством. Участникиобъединения будут совершать свои основные операции через кооператив и совместнопланировать рекламную деятельность. Полученная прибыль распределяется междучленами кооператива пропорционально объему совершенных ими закупок (Ех.«Ассоциация бакалейщиков»).
Организациидержателей привилегий. Член канала, именуемый владельцем привилегий, можетобъединить в свой руках ряд последовательных этапов процесса производства ираспределения. Можно выделить 3 формы привилегий:
системарозничных держателей привилегий под эгидой производителя. Ех.: фирма «Форд»выдает лицензии на право торговли своими автомобилями независимыми дилерами,которые соглашаются придерживаться определенных условий сбыта и организацииобслуживания.
системаоптовиков-держателей привилегий под эгидой производителя. Ех.: фирма«Кока-Кола» выдает лицензии на право торговли на разных рынках владельцамразливочных заводов (оптовикам), которые закупают у нее концентрат напитков,газируют его, разливают по бутылкам и продают местным розничным торговцам.
системарозничных держателей привилегий под эгидой фирмы услуг. В этим случае фирмауслуг формирует комплексную систему, целью которой является доведение услуги допотребителей наиболее эффективным способом. Ех.: прокат автомобилей фирмами«Херц» и «Авис», общепит «МакКрякс», «БергерКинг», мотельный бизнес фирмы«Говард Джонсон», «Раммада инн»
УправляемаяВМС: координирует деятельность ряда последовательных этапов производства ираспределения не из-за общей принадлежности одному владельцу, а благодаряразмерам и мощи одного из ее участников. Так, корпорации «Дженерал Электик»,«Проктер и Гэмбл», «Крафт», «Кэмпбел суп» в состоянии добиться необычайнотесного сотрудничества с промежуточными продавцами своих товаров в делеорганизации экспозиций, выделения торговых площадей, проведения мерстимулирования и формирования политики цен.
Протяженностьвертикальной интеграции определяется числом звеньев в производстве и сбытеконечной продукции, объединенных (находящихся в собственности) иликонтролируемых одной фирмой.
Ширинавертикальной интеграции определяется числом фирм одного (каждого) звена всейцепочки производства и сбыта конечной продукции, объединенных (находящихся всобственности) или контролируемых одной фирмой — инициатором интеграции.
Степеньвертикальной интеграции определяется тем, какой контроль имеет инициаторинтеграции над интегрированными фирмами. Иногда еще эту степень называютстепенью устойчивости вертикальной интеграции.
Вертикальноинтегрированная единица а полном смысле слова предусматривает сочетание двухтипов контроля: контроля над собственностью предприятий, принадлежащих к разнымстадиям технологической и/или сбытовой цепочки и контроля над их поведением.Однако в действительности они могут существовать относительно независимо другот друга: в системе холдинга возможен вертикальный контроль над собственностьюфактически без контроля над поведением, а рыночное поведение формальносамостоятельных предприятий, в свою очередь, может контролироваться вотсутствии контроля над собственностью. В последнем случае можно говорить овертикальной квазиинтеграции или вертикальном контроле, не закрепленномотношениями собственности.
Основнымспособом создания вертикально интегрированных фирм в полном смысле слова,сочетающих контроль над собственностью и поведением, служат слияния ипоглощения. Способы возникновения квазиинтегрированных объединений гораздоразнообразнее; они существенно зависят от конкретных особенностей экономическойсистемы. В условиях развитой рыночной инфраструктуры – устойчивых правовыхнорм, наличие информационной базы принятия решений, урегулированных отношенийсобственности, эффективного финансового рынка – возможности возникновенияотношений вертикальной квазиинтеграции (контроль над поведением без контролянад собственностью) более ограничены, а сам контроль над поведением менееустойчив. Для поддержания контроля над поведением он должен быть дополненконтролем над собственностью. Напротив, неразвитость рыночной инфраструктурыпорождает широкие возможности существования устойчивых квазиинтегрированныхцепочек. Более того, неурегулированность отношений собственности делаетконтроль над поставками и реализацией фирмы в целом более эффективным, нежеликонтроль над собственностью фирм, их осуществляющих.
Выгоды и издержки вертикальной интеграции.
ИздержкиВИ:
отказот разделения труда и специализации может снизить эффективность производства ипривести к росту издержек на единицу продукции. Поэтому может оказаться, чтоиздержки самостоятельного производства для фирмы окажется выше, чем цена, покоторой данный товар можно было бы купить на рынке.
Усложнениепроцесса управления вместе с увеличением масштаба фирмы, т.е. рост издержек науправление.
Слияниеи/или поглощение сопряжены со значительными расходами (как явными, так инеявными) на совершение такого рода сделок.
ВИсоздает барьеры входа на рынок и монопольную власть фирм-продавцов.
ВИ,объединяющая поставщиков промежуточной и производителей конечной продукции налюбом этапе технологической цепочки снижает фактическую и потенциальнуюконкуренцию на рынках как промежуточной, так и конечной продукции. На рынкахпромежуточной продукции доступ новых покупателей ограничен невозможностьюзаключения контрактов с фирмами, включенными в вертикально интегрированнуюструктуру, или неблагоприятными условиями этих контрактов. Если вертикальноинтегрированные фирмы объединяют только часть поставщиков промежуточнойпродукции, повышается монопольная (монопсоническая) власть не вовлеченных вобъединение фирм. На рынках конечной продукции вертикально интегрированнаяфирма обладает преимуществом в издержках, позволяющим повысить монопольнуювласть.
Учитываяперечисленные издержки ВИ, ее целесообразность должна быть обусловленасерьезными соображениями.
Выгодыот ВИ:
ВИснижает трансакционные издержки. Экономия на трансакционных издержках (поО.Уильямсону) бывает пяти видов:
которыевозникают при заключении договоров ( вполне определенный и небольшой выигрыш);
которыевозникают при производстве продуктов, спрос на которые в будущем полностью неопределен: снижается риск инвестиционных программ поставщика промежуточнойпродукции;
снижаетсятакже риск безответственности поведения со стороны одной из сторон контракта,что особенно актуально в случае неопределенности относительно технологии ииздержек производства конечной продукции;
прииспользовании фирмой специализированных активов (рынок специализированныхактивов не может быть конкурентным);
приасимметрии информации о качестве поставляемого оборудования и промежуточнойпродукции
Решениепроблемы «двойной надбавки», или «двойной маржинализации». Эта проблемавозникает в случае, кргда и рынок прмежуточной, и рынок конечной продукцииявляются рынками несовершенной конкуренции. Рассмотрим общий случай –олигополию на рынках промежуточной и конечной продукции.
Нарынке промежуточной продукции (назовем ее рынком А) действует m продавцов, а на рынке конечной продукции (рынок В) – n производителей, одновременно являющихся продавцами.Технология производства продукта В такова, что одна единица промежуточногопродукта А необходима для производства единицы конечного продукта В. Дляпроизводства продукта В требуется еще и промежуточный труд С. Производственнаяфункция товара В – функция Леонтьевского типа: В=min{A,C}.Предположим, что все n фирм на рынкеВ идентичны. Объем продаж отрасли складывается из выпуска каждого производителятак, что />,где i = 1,…,n; qBi – выпуск каждой фирмы на рынке.
/>
MCB = ( PA + PB )
Условиемаксимизации прибыли фирмы на рынке В:
/> , Ed – эластичность рыночного спроса на конечныйпродукт.
/> функция спроса на товар А со стороны одного продавца на рынкеконечной продукции, причем /> – предельная выручка продавца нарынке конечной продукции.
Пустьна рынке действуют фирмы-монополисты (n=1, m=1).
Еслиони принимают решения независимо друг от друга, на рынке промежуточнойпродукции монополист устанавливает цену РА, на рынке конечной продукции другоймонополист – цену РВ, всего на рынке продается количество Q*. Если фирмы объединяться в вертикально интегрированнуюкомпанию, затраты производителя конечной продукции на промежуточный продукт Апонизятся, объем рыночных продаж увеличится, цена конечной продукции понизится,выигрыш потребителя на рынке В повысится, а суммарная прибыль на рынке Спонизится.
Еслимы сравним обе ситуации, то обнаружим, что для производителей конечнойпродукции «двойная максимизация прибыли» в условиях неинтегрированных фирмневыгодна: в этом случае при равновесной цене на рынке остаются покупатели, чьямаксимальная готовность платить за товар В настолько велика, что производство ипродажа дополнительных единиц конечной продукции принесли бы фирмедополнительную прибыль. В случае вертикально интегрированной компании объемприбыли оказывается выше, чем суммарная прибыль производителей конечной ипромежуточной продукции при отсутствии вертикальной интеграции.
Еслимы рассмотрим рынки промежуточной и конечной продукции как рынки не монополии,а олигополии (m>1, n>1), ситуация изменится не принципиально. Однако по мере ростачисла компаний на рынке и приближения рынка к совершенно конкурентному, выигрышит ВИ сокращается. В конце концов при достаточно большом числе фирм на рыне ВИне приносит дополнительной прибыли.
2)Если ресурсы, используемые в производстве конечного продукта являютсявзаимозаменяемыми, то замещение относительно более дорогого ресурса менеедорогим создает дополнительные стимулы к ВИ (ВИ с поставщиком более дешевогоресурса).
3)ВИ позволяет снизить давление государственного регулирования, в том числеуменьшить объем налоговых отчислений. ВИ также позволяет манипулировать объемомполученной прибыли, распределяя ее между подразделениями фирмы, что важно в томслучае, когда государство вводит ограничения на норму прибыли некоторыхпродуктов или услуг компании. В рамках вертикально интегрированных компанийсумма уплаченных косвенных налогов (например, НДС) будет ниже, чем сумма,которая была бы уплачена самостоятельными компаниями. ВИ зачастую даетвозможность обойти установленную государством максимальную границу цен напродукцию.
4)ВИ дает возможность диверсификации производства, которая позволяет снизитьобщий риск хозяйствования.
5)возможность снизить потери от монопольной власти: так, независимые поставщикис/х продукции, сталкиваясь с закупочной фирмой, обладающей монопсоническойвластью, повысят прибыль, объединившись в кооператив и построив предприятие попереработке с/х продукции.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта sergeev-sergey.narod.ru/start/glava.html