Реферат по предмету "Экономика"


Валютный контроль и валютное регулирование

/>/>СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Валютное регулирование и валютный контроль
1.1 Понятие валютного контроля и валютного регулирования
1.2 Принципы валютного регулирования и валютного контроля
2. Анализ и перспективы развития валютного контроля и регулирования
2.1 Анализ осуществления валютного контроля на современномэтапе
2.2 Перспективы валютного регулирования
Заключение
Литература

/>/>/> 
ВВЕДЕНИЕ
В целях обеспечения реализацииединой государственной валютной политики, устойчивости валюты РФ и стабильностивнутреннего валютного рынка был введен особый порядок контроля по валютным операциямрезидентов с нерезидентами — валютный контроль.
Специфика института валютногоконтроля заключается в его межотраслевом или смешанном характере, так как он основанна совокупности норм валютного, банковского и таможенного права. Учитывая, что данныеотрасли появились в системе российского права недавно, наряду с ними институт валютногоконтроля переживает период своего бурного роста и становления, сопровождаемого проблемамикак нормотворческого, так и правоприменительного характера.
Агентамивалютного контроля являются уполномоченные банки, получившие лицензии Центральногобанка Российской Федерации на проведение операций в иностранной валюте.
Цель даннойработы – рассмотреть валютный контроль и валютное регулирование.
/>/>/>/>/>1. Валютное регулированиеи валютный контроль/>/>/> 1.1 Понятие валютного контроляи валютного регулирования
Валютноерегулирование — деятельность государственных органов по управлению обращением валюты,контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты,ограничению использования иностранной валюты.
Валютныйконтроль – контроль со стороны государства за порядком приобретения юридическимии физическими лицами иностранной валюты и проведения валютных операций, за перемещениемвалюты через таможенную границу.
Созданиедейственного финансово-правового механизма валютного контроля является необходимымусловием обеспечения государственных экономических интересов. Механизм валютногоконтроля за экспортными и импортными операциями позволяет также осуществлять ихучет и выявлять нарушения валютного законодательства, допущенные в процессе исполнениявнешнеэкономических сделок. Вместе с тем финансово-правовой механизм валютного контроляне должен ущемлять права подконтрольных субъектов. В этих целях валютным законодательствомустановлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерациивалютные операции, имеют право:
а) знакомитьсяс актами проверок, проведенными органами и агентами валютного контроля;
б) обжаловатьрешения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностныхлиц в административном и судебном порядке;
в) на возмещениев установленном законодательством порядке реального ущерба, причиненного неправомернымидействиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностныхлиц.
При осуществлениивалютных операций на территории Российской Федерации резиденты и нерезиденты обязаны:
а) представлятьорганам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведениемвалютных операций, открытием и ведением счетов;
б) вестив установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютнымоперациям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течениене менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранеесрока исполнения договора;
в) выполнятьпредписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актоввалютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Осуществлениеконтрольных мероприятий в любой сфере финансовой деятельности, а в валютной особенно,должно основываться на адекватном законодательстве. Несовершенство валютного законодательства,просчеты и недостаток опыта в работе контролирующих и правоохранительных органовиспользуются в криминальных целях посредством совершения сделок, наносящих ущербэкономической безопасности государства.
Как показываетмировой опыт, только страны с мощным экономическим и финансовым потенциалом могутсправиться с серьезными финансовыми проблемами без установления жесткого валютногоконтроля за международным движением платежей и капиталов. Несмотря на усиление вмире тенденции к отмене валютных ограничений, современное состояние экономики ифинансов России, в значительной мере подорванное бесконтрольным вывозом национальныхресурсов, не позволяет в настоящее время полностью отказаться от применения государствоммер валютного регулирования и контроля.
Одной изважнейших задач проводимых контрольных мероприятий должно стать своевременное выявление,пресечение и предотвращение нарушений установленных законодательством правил валютногорегулирования, призванных обеспечить устойчивость национальной валюты РФ.
/>Валютныйконтроль и регулирование в Российской Федерации осуществляется Правительством РоссийскойФедерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным закономи иными федеральными законами.
/>Органамивалютного контроля и регулирования в Российской Федерации являются Центральный банкРоссийской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти,уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
/>/>Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельностив области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихсяорганами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РоссийскойФедерации./>/>/>/>/>1.2Принципы валютного регулирования и валютного контроля
/>Основными принципами валютного регулирования и валютного контроляв Российской Федерации являются:
/>1) приоритет экономических мер в реализации государственной политикив области валютного регулирования;
/>2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органовв валютные операции резидентов и нерезидентов;
/>3) единство внешней и внутренней валютной политики РоссийскойФедерации;
/>4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
/>5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересоврезидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Валютныйконтроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общиечерты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты.Его основными направлениями являются:
а) определениесоответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличиянеобходимых для них лицензий и разрешений;
б) проверкавыполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а такжеобязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России;
в) проверкаобоснованности платежей в иностранной валюте;
г) проверкаполноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.
 
/>/>/>2.Анализ и перспективы развития валютного контроляи регулирования/>/>/> 2.1 Анализ осуществлениявалютного контроля на современном этапе
На таможенные органы как агентоввалютного контроля возложен контроль за соблюдением валютных ограничений в сферевнешнеэкономической деятельности, связанной с перемещением товаров через таможеннуюграницу Российской Федерации.
В соответствии с приказомФТС России от 08.05.2008 № 557 осуществляется реализация аналитической программыФТС России «Разработка и внедрение прогрессивных методов осуществления таможеннымиорганами валютного контроля, основанных на использовании современных информационныхтехнологий».
Совместно с Банком Россиис июля 2008 года ведется работа по внесению изменений в Соглашение об информационномобмене от 26.11.2006 в части расширения состава представляемой Банком России в ФТСРоссии информации за счет включения в нее сведений о расчетах по контрактам на экспорти импорт работ и услуг, связанных с перемещением товаров и транспортных средствчерез таможенную границу Российской Федерации (в настоящее время в ФТС России поступаютсведения только по договорам купли – продажи) и значительного сокращения сроковпередачи информации – до технологически необходимого срока формирования банковскойотчетности (1 – 1,5 месяца), а также расширения состава представляемой ФТС РоссииБанку России информации за счет включения в нее сведений о расхождениях данных обоформленных паспортах сделок и ГТД.
ФТС России совместно с БанкомРоссии в результате применения автоматизированной технологии валютного контроля(основанной на применении паспортов сделок), осуществляемого таможенными органами,выявлены схемы проведения незаконных валютных операций по переводу денежных средствза рубеж (на основании представляемых в банки поддельных таможенных деклараций).По данным фактам в 2008 году возбуждено 32 уголовных дела.
В 2008 году при осуществлениивалютного контроля таможенными органами достигнуты следующие результаты.
/>
Рис. 1. Объем экспортно-импортныхопераций с расчетами денежными и иными платежными средствами, средствами, охваченныхтехнологиями валютного контроля, в 2007 – 2008 годах
Объем экспортных операцийс расчетами денежными и иными платежными средствами, охваченных технологиями валютногоконтроля, за 2008 год составил 462,2 млрд. долларов США и по сравнению с 2007 годомувеличился на 30%.
Объем импортных операций срасчетами денежными и иными платежными средствами, охваченных технологиями валютногоконтроля, за 2008 год составил 240,5 млрд. долларов США, что на 27% превышает объемимпортных операций за 2007 год.
За 2008 год таможенными органамипроведено более 23 тыс. проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательстваРоссийской Федерации, в ходе которых выявлено более 37 тыс. нарушений на сумму 105,6млрд. рублей. По сравнению с прошлым годом количество проверок сократилось на 30%,административная нагрузка на участников ВЭД снизилась, однако количество выявленныхнарушений выросло на 34%, а их сумма – в 2,8 раза, что говорит о значительном ростеэффективности проверочной работы подразделений валютного контроля.
По нарушениям валютного законодательства,выявленным в 2008 году, таможенными органами возбуждено 9,3 тыс. дел об АП, предусмотренныхстатьей 15.25 КоАП РФ, что на 28% превышает показатель 2007 года. Рассмотрение делданной категории осуществляет орган валютного контроля – Росфиннадзор.
/>
Рис. 2. Сведения о перемещенииналичной иностранной валюты физическими лицами и юридическими лицами в 2007 – 2008годах
За 2009 год по делам о нарушенияхвалютного законодательства, возбужденным таможенными органами, Росфиннадзором наложеныштрафы на сумму 4 млрд. рублей, что на 28% больше, чем за 2008 год.
В соответствии с постановлениемПравительства Российской Федерации № 80 между ФТС России и Росфиннадзом централизованноосуществляется обмен информацией и документами о нарушениях валютного законодательства.За 2009 год ФТС России передала в Росфиннадзор 37,5 тыс. сообщений о выявленныхтаможенными органами нарушениях валютного законодательства на сумму 105,6 млрд.рублей, а также направила 13,3 тыс. документов, подтверждающих данные нарушения./>/>/>2.2Перспективы валютного регулирования
Истощающаявалютные резервы страны спекулятивная атака на рубль требует серьезной инвентаризациимер валютного контроля.
Российскиеэкономисты спорят, что более оправданно: проводить обесценение рубля в несколькоэтапов или обвалить курс разом, а потом, если не будет противопоказаний, начатьпостепенный разворот? Другими словами, предлагается выбор между «плохим» и «оченьплохим» сценариями, которые рассматриваются как вынужденная мера ввиду отсутствияразумных альтернатив.
При этомпродолжают по инерции повторяться мысли о необходимости диверсификации экономики,об уменьшении ее экспортной и сырьевой направленности, о погашении внешнего долга,о превращении рубля в полноценную мировую валюту, о снижении инфляции — хотя решениевсех этих системных задач серьезно усложняется в условиях интенсивного ослаблениякурса национальной валюты.
В последниегоды (до нынешних кризисных событий) население и бизнес стали более охотно работатьс рублями и сберегать в рублях. Эта тенденция была крайне важна, ведь доверие ипредпочтения в валютной сфере — вещи очень инерционные, они формируются в течениедлительного времени, и их весьма трудно переломить. И вот с начала острой фазы финансовогокризиса за какие-то неполные шесть месяцев доля валютных депозитов предприятий играждан вновь возросла до уровня восьмилетней давности, и этот показатель продолжаетбыстро расти. Как же можно рассчитывать на оживление внутреннего спроса, необходимоедля оживления всей экономики, когда обесценение национальной валюты ведет к прямообратному — обесценению рублевых активов и депозитов населения и бизнеса и, следовательно,сжатию спроса?
Конечно,роль валюты определяется в первую очередь положением внутри самой экономики, нос помощью целенаправленной курсовой политики можно ситуацию как улучшить, так иухудшить, причем существенно.
В условияхкризиса весь мир переходит на принципиально иную идеологию и иные подходы в регулировании.
В российскойситуации проблемы должны решаться с учетом глобальных изменений качественного плана.Если снижение резервов и связанное с этим обесценение рубля приближаются к границам,создающим угрозу платежеспособности компаний и страны в целом, необходимо, чтобыучастники рынка знали, какие рычаги могут быть применены для нормализации положения.
В первуюочередь важны не запретительные меры, а экономические стимулы, делающие операциис рублями более оправданными.
Акцент можетбыть сделан на нормативно-регулирующие механизмы, которые должны установить болеепривлекательный режим работы с национальной валютой. Балансовые и иные нормативы(норматив достаточности капитала, нормы резервирования и др.) в этом случае должныбудут трактовать операции с рублями как предпочтительные по сравнению с размещениемсредств в валюте, делая рублевые инвестиции экономически более целесообразными.
В российскихусловиях при расчете действующих нормативов, таких как достаточность капитала, рискна одного заемщика и т. п., целесообразно принимать во внимание фактор риска с учетомстрановых критериев, специфики контрагентов (резидентов, нерезидентов и др.), отдельныхфинансовых инструментов, с тем чтобы стимулировать рублевые операции. При этом важно,чтобы переход в рублевые активы подкреплялся соответствующими изменениями в пассивах,чтобы избежать нарушений в валютной позиции.
Одним изстимулов, способствовавших использованию трансграничных операций и наращиванию внешнегокорпоративного долга в России в 2000-е годы, был более льготный режим резервированияпо обязательствам перед банками-нерезидентами по сравнению с ресурсами, привлеченнымис внутреннего рынка (нормы составляли 2 и 3,5% соответственно).
Эти преференциив пользу валюты и банков-нерезидентов действовали с августа 2004-го по сентябрь2006 года, когда формировались новые опоры внешних связей в условиях валютной либерализации,и на том этапе в комплексе с другими факторами дали импульс увеличению иностранныхзаимствований. Лишь когда рост внешних заимствований стал чрезмерно быстрым, в течениепримерно одного года (с середины 2007-го до октября 2008 года) Банк России началприменять более высокие нормы резервирования по внешним ресурсам. Затем, в разгаркризиса, ставки были резко снижены и выровнены по всем источникам привлечения. Возможно,в настоящий момент, для того чтобы переломить курсовую тенденцию и дать рублю дополнительныеточки опоры, стоило бы вновь рассмотреть дифференцированное резервирование, создавпреимущество для рублевых операций? А запланированное на май повышение нормы резервированияпо рублям осуществить не в полном размере? Естественно, этот шаг должен дополнятьсякомплексом других мер по увеличению привлекательности операций в рублях.
Для недопущениянеоправданного сокращения резервов можно рассмотреть и те рычаги, которые применялисьв разгар валютно-финансового кризиса в конце 1998 года, когда ЦБ сделал для банковобязательным поддержание нулевой валютной позиции по конверсионным операциям. Посуществу, действовавший тогда порядок строго ограничивал нетранзакционный (отличныйот обеспечения внешнеторговой деятельности клиентов, бесперебойной работы обменныхпунктов и операций с банковскими картами) спрос банков на валюту. Эта мера быладостаточно жесткой, но в условиях кризиса помогла восстановить стабильность на валютномрынке.
Кроме того,для пополнения резервов можно вновь обратиться к практике частичной продажи валютнойвыручки. Для начала эти нормативы могут быть достаточно низкими и выполнять скореесигнальную функцию для участников внешнеэкономической деятельности, и лишь при ухудшенииположения они могут затем повышаться.
Возможно,эти шаги не потребуются и будут применены совсем иные меры. Но в любом случае ненужно бояться использовать те механизмы, которые диктуются новыми условиями.
Так же вобласти совершенствования валютного контроля Министерство финансов РФ подготовилозаконопроект «О внесении изменения в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях», которым уточняется перечень нарушений норм валютногозаконодательства РФ и актов органов валютного регулирования, предусматривающих административнуюответственность.
В частности,предлагается предусмотреть административную ответственность за несоблюдение установленныхпорядка и (или) сроков представления отчётов о движении средств по счетам (вкладам)в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, подтверждающихдокументов и информации при осуществлении валютных операций, а также за нарушениеустановленных сроков хранения учётных и отчётных документов по валютным операциям.Предполагается, что закон вступит в силу по истечении 90 дней со дня его официальногоопубликования.
/>/>/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Валютноерегулирование — деятельность государственных органов по управлению обращением валюты,контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты,ограничению использования иностранной валюты. Валютный контроль – контроль со стороныгосударства за порядком приобретения юридическими и физическими лицами иностраннойвалюты и проведения валютных операций, за перемещением валюты через таможенную границу.
При осуществлении валютныхопераций на территории Российской Федерации резиденты и нерезиденты обязаны: а)представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанныес проведением валютных операций, открытием и ведением счетов; б) вести в установленномпорядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечиваясохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех летсо дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнениядоговора; в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленныхнарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Валютный контроль в РоссийскойФедерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентамивалютного контроля в соответствии с Федеральным законом и иными федеральными законами.
С институциональнойточки зрения валютные рынки — это совокупность бирж, брокерских фирм, банков, разногорода фондов, корпораций.
За 1 квартал 2008 года подразделениямивалютного контроля и должностными лицами, исполняющими функцию валютного контроляосуществлено 1812 проверок соблюдения участниками ВЭД требований актов валютногозаконодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Основнаядоля правонарушений приходится на правонарушения, ответственность за которые установленачастью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Эти правонарушения составляют около 66,5% от выявленных.В стоимостном выражении – на долю этих правонарушений приходится 96,3% общей суммывыявленных правонарушений.
Истощающаявалютные резервы страны спекулятивная атака на рубль требует серьезной инвентаризациимер валютного контроля.
В российскойситуации проблемы должны решаться с учетом глобальных изменений качественного плана.Если снижение резервов и связанное с этим обесценение рубля приближаются к границам,создающим угрозу платежеспособности компаний и страны в целом, необходимо, чтобыучастники рынка знали, какие рычаги могут быть применены для нормализации положения.В первую очередь важны не запретительные меры, а экономические стимулы, делающиеоперации с рублями более оправданными. Кроме того, для пополнения резервов можновновь обратиться к практике частичной продажи валютной выручки.
/>/>/>ЛИТЕРАТУРА
1.  ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютномрегулировании и валютном контроле» (с изм. и доп.)
2.  Бурлак Г.Н., Кузнецова О.И. Техника валютныхопераций. – М.: ЮНИТИ, 2005.
3.  ИоноваА.Ф., Тарасова Н.А. Учет, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельностиорганизации. – М.: Логос, 2009.
4.  Истощающаявалютные резервы страны спекулятивная атака на рубль требует серьезной инвентаризациимер валютного контроля.// Михаил Ершов. «Эксперт» №7 (646)/23 февраля 2009
5.  ПрокушевЕ.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Дашков и К, 2006.
6.  СвинуховВ.Г., Оканова Т.Н. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности.– М.: Магистр, 2008.
7.  ШуваловаЕ.Б., Шепелева П.М. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности.– М.: Дашков, 2010.
8.  www.customs.ru – ФТС.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Программы для обработки звуковой информации
Реферат Методы расчета естественного и искусственного освещения
Реферат Облік зносу та амортизації основних засобів
Реферат Протестное движение в колониальном Казахстане истоки мифологизации
Реферат Тяжелая сочетанная травма как форма экстремального состояния организма
Реферат Організаційно–господарські системи логістики
Реферат Финансы и кредит Финансовое отражение
Реферат Хронологические рамки нового времени
Реферат История возникновения речевого этикета
Реферат Договор финансирования под уступку денежного требования
Реферат Выбор и оценка качества эффективности методов обработки женского жакета на подкладке, изготовленного в ателье высшего разряда
Реферат Образование, наука и культура России в первой половине XIX века
Реферат Развитие познавательного интереса к урокам русского языка. Роль занимательности в процессе обучения
Реферат Отраслевые особенности налогообложения на предприятиях по добыче драгоценных металлов (на примере ЗАО «НОДОК»)
Реферат Особое производство в гражданском судопроизводстве