--PAGE_BREAK--2. Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета РФ. Общие основы составления проектов бюджетов разных уровней, их характеристика. Использование правовых норм Бюджетного кодекса РФ и Налогового кодекса РФ в ходе составления проекта федерального бюджета. Порядок утверждения федерального бюджета. Функции Государственной Думы, Совета Федерации, Президента. Принятие Закона РФ «О федеральном бюджете» на предстоящий период, его содержание. Сводная бюджетная роспись, ее содержание и порядок составления.
Положения закреплены в бюджетном законодательстве и состоят в следующем:
1. Составление бюджета происходит в соответствии с прогнозом, программами социально-экономического развития страны и территорий. На основе этих программ формируется развитие национальных, государственных и административно-территориальных образований. Исполнительные органы власти вносят свои предложения о предстоящих доходах, расходах проекта бюджета, собирают информацию о содержании консолидированного бюджета, о минимальных бюджетах ниже стоящих территорий.
2. Правительство РФ организует доведение до органов представительной, исполнительной власти субъектов не позднее, чем за семь месяцев до начала финансового года инструктивного письма об особенностях составления проектов бюджетов на предстоящий год, доводит предполагаемые цифры доходов и расходов, нормы, нормативы. В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджетов органы власти нижестоящих бюджетов представляют в вышестоящий орган собственные расчеты для обоснования размеров необходимых расходов, т. е. показывают дополнительные средства от регулирующих налогов и в качестве прямой финансовой поддержки.
3. В основе составления проектов бюджетов нижестоящих уровней лежат:
— проектируемые нормативы отчислений от регулирующих доходов;
— объемы дотаций, субвенций намечаемые к представлению нижестоящим бюджетам;
— доли доходов, закрепленных за нижестоящими бюджетами (должны быть не менее 70 %);
— перечень расходов, передаваемый из вышестоящих бюджетов в нижестоящие.
Решение о начале работы над составлением очередного федерального бюджета принимает президент за 18 месяцев до финансового года. В постановлении Правительства определяются порядок, сроки, разработки бюджетных показателей. Минфин обеспечивает методическое руководство по координации всей работы: составления бюджета и бюджетного послания.
Составление проекта осуществляется в три этапа. На первом этапе, длительность которого 3 месяца, проводится разработка прогноза социально-экономического развития страны. Составляется финансовый сводный баланс, определяются основные направления бюджетной политики, расчет контрольных цифр проекта федерального бюджета.
Второй этап длится 4 месяца. Контрольные цифры направляются в субъекты РФ, министерства и ведомства, которые проанализировав свои возможности, направляют свои встречные цифры в Минфин. Минфин анализирует показатели проекта федерального бюджета, вносит коррективы в проект и предложения.
Третий этап длится 2 месяца. Правительство готовит проект федерального бюджета и проект бюджетного послания. Бюджетное послание содержит в себе:
1. Основные показатели социально-экономического развития страны.
2. Сводный финансовый баланс по территории страны.
3. Основные направления бюджетной политики в стране.
4. Сведения о государственных доходах на территории страны.
5. Проект федерального бюджета.
6. Проект консолидированного бюджета РФ.
7. Оценка исполнения бюджетов в предшествующих и текущем годах.
Президент РФ в начале апреля предшествующего бюджетному году выступает с бюджетным посланием перед Государственной Думой либо на совместном заседании перед Государственной Думой и Советом Федерации. Бюджетное послание публикуется и далее Государственная Дума начинает рассматривать проект федерального бюджета. В начале проект бюджета рассматривают комитеты и комиссии в Думе и вносят свои поправки, заключения. Представляют их в общую комиссию ГосДумы по бюджетам, планам, налогам, ценам. Комиссия обобщает все заключения, составляет общее заключение и представляет на заседании ГосДумы. Заслушивается постатейно заключение в четырех чтениях, проводится дискуссия по содержанию проекта бюджета, принимается постановление ГосДумы о санкционировании доходной и расходной частей проекта. Принимаются необходимые законопроекты по осуществлению определенных расходов, получению доходов. Президент организует доработку проекта бюджета. Опять направляется проект в комиссии и комитеты на доработку, далее в общую комиссию и затем опять на заседание ГосДумы.
Бюджет должен быть принят к 1 декабря. Несвоевременное его принятие разрешает использовать только 1/12 часть расходов предыдущего года по данному месяцу.
В процессе рассмотрения проекта определяются характеристики будущего бюджета: верхний предел объема ассигнований текущих расходов, бюджеторазвитие, пределы несбалансированности бюджета и др. Ассигнования превышающие 1 млрд. руб. по отдельным статьям рассматриваются отдельно. Выделяются отдельной строкой ассигнования на финансирование деятельности органов власти как законодательной, так и исполнительной, а также судебной.
Решения принимаются простым большинством голосов. Принятый ГосДумой бюджет оформляется законом и в течение 5 дней передается в Совет Федерации в верхнюю палату. В течение 14 дней Совет Федерации рассматривает и одобряет либо отклоняет этот бюджет. Закон считается одобренным, если за него проголосует больше половины членов верхней палаты, либо если его не успели рассмотреть в этот срок. В случае отклонения закона две палаты образуют согласительную комиссию, вносят изменения в бюджет и закон проходит через нижнюю палату. Принятый таким образом ГосДумой закон в течение 5 дней направляется президенту для подписания. Президент в течение 14 дней подписывает и обнародует закон, либо отклоняет и передает Федеральному Собранию. Если при повторном рассмотрении закон одобрен в ранее принятой редакции не менее 2/3 голосов всего Федерального Собрания, то этот закон подлежит подписанию президента.
Документом на основании которого осуществляется исполнение бюджета является бюджетная роспись, то есть это распределение доходов и расходов бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. Составляется финансовыми органами, утверждается представительной властью, а зачисление сумм поступающих на счет конкретного бюджета кредитного учреждения осуществляют на основании действующего законодательства и указаний вышестоящих органов.
3. Проведите анализ и сделайте заключение о структуре и динамике расходной части бюджета Территориального фонда социального страхования Российской Федерации за 3 года (включая текущий).
Структура расходов ФСС сформирована из трех разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы», «Образование», «Социальная политика».
Расходы Фонда предусмотрены – в 2008 году в сумме 375,5 млрд. рублей, или 122,6% к уровню 2007 года, в 2009 году – 356,1 млрд. рублей, или 94,8% к уровню 2008 года, в 2010 году в сумме 389,5 млрд. рублей или 109,4% к уровню 2009 года, включая расходы по следующим видам: на обязательное социальное страхование – в 2008 году в сумме 264,8 млрд. рублей, или 130,6% к уровню 2007 года, в 2009 году — 259,6 млрд. рублей, или 98% к уровню 2008 года, в 2010 году — 288,4 млрд. рублей, или 111,1% к уровню 2009 года; на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2008 году в сумме 49,9 млрд. рублей, в 2009 году – 51,9 млрд. рублей, или 104% к уровню 2008 года, в 2010 году – 55,3 млрд. рублей, или 106,6% к уровню 2009 года.
Таблица 3.1.
Горизонтальный анализ бюджетных показателей расходной части ФСС на 2008 год и на период до 2010 года.
Статьи расходов
Сумма расходов
на 2008 г., тыс. руб.
Сумма расходов
на 2009 г., тыс. руб.
Темп роста, %
Сумма расходов
на 2010 г., тыс. руб.
Темп роста, %
1) Общегосударственные вопросы
3427,8
3164,4
92,3
3218,4
101,7
Международные отношения и международное сотрудничество
3427,8
3164,4
92,3
3218,4
101,7
2) Образование
17123502
17120286
99,9
18147507,1
106
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации
578307,1
615897
106
652850,9
106
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров
42465,9
45226,1
106
47939,7
106
Молодежная политика и оздоровление детей
1654516
16504391
99,8
17494656,2
106
3) Социальная политика
358421499
338943928
95
371312882
109
Социальное обеспечение населения
356928881
337356401
95
370236459
109
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации
8989699
9680090
108
10387050
107
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию
34351125,6
16795276
49
17169184,8
102
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию
45220082,2
52220719
115
59032339,6
113
Пособия при рождении ребенка
14723016
13772000
87
14062400
102
Пособия при временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию
134059547
128267460
95,7
143236160
111,7
Пособия по беременности и родам
39697020
33901200
85,4
38798085
114,4
Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде
16600000
17000000
102
17000000
100
Пособия по временной нетрудоспособности по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
2395877,4
1768181,8
74
1801006,2
102
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников
4383536,5
4189187,7
96
4440538,9
106
Другие вопросы в области соц. политики
1411508,2
1501145,4
106
984857,4
66
Итого расходов
375548429
356067380
94,8
389463607,5
109,4
продолжение
--PAGE_BREAK--