--PAGE_BREAK--2. Благотворительные пожертвования на нужды образования
Частные лица и компании соглашаются вкладывать свои средства в некоммерческие организации, не имея от этого прибыли, по разным причинам: чтобы способствовать развитию образования в стране или получить квалифицированных специалистов для своих финансово-промышленных групп, из рекламных соображений или для повышения корпоративного имиджа. Спонсорская поддержка образования считается в мире признаком респектабельности, солидности, хорошего вкуса. Спонсор таким образом реализует достойные цели — возвышает образ фирмы и получает шанс войти в историю как известный меценат. Чтобы такие пожертвования государственным и частным школам или вузам, а также благотворительным организациям, которые направляют часть средств на нужды образования, стали регулярными, специалисты предлагают создать благоприятные условия.
Первое условие — освободить благотворительные взносы от налогов. Когда введены весомые налоговые льготы, получается, что, жертвуя средства на подготовку специалистов, на научные исследования, отдельные люди или организации берут деньги не столько из собственного кармана, сколько из налога в бюджет. Но направляют они их в те институты или школы, которые считают лучшими. Тем самым будущее системы образования начинают определять не чиновники, распределяющие бюджетные средства, а граждане — потребители образовательных услуг. Государство в целом выигрывает за счет повышения качества образования и подготовки специалистов. К тому же создается питательная среда для развития духа меценатства. Пока наша страна этим похвастаться не может. В России юридические лица вправе расходовать на благотворительные цели 1,5-3% своей прибыли, в западных странах — 5-10%.
Второе условие — государственная школа юридически вправе принять пожертвование и может должным образом им распорядиться. Эти средства не поступят в «общий котел» РУНО, чтобы там раствориться, не дойдя до конкретного адресата. Иными словами, важна организационно-правовая форма школы: является ли она самостоятельным субъектом финансово-хозяйственной деятельности (т.е. юридическим лицом) или бесправным филиалом РУНО.
Третье условие — меценаты-учредители могут проконтролировать, куда конкретно расходуются выделяемые ими средства. Как показал зарубежный опыт, для этого хорошо подходит такая организационно-правовая форма, как благотворительный фонд (негосударственная некоммерческая организация). В форме фонда может создаваться как благотворительная организация, направляющая полученные средства на нужды образования (в Великобритании на науку и образование расходуется до 45% всех пожертвований благотворительных фондов, в Японии — 40%), так и само учебное заведение (в США многие университеты имеют статус фонда).
3. Благотворительные организации
Как показывает мировой опыт, в финансировании сферы образования, кроме государства и граждан, активную роль играют различные благотворительные организации, имеющие чаще всего форму негосударственных некоммерческих фондов. Благотворительная деятельность занимает в мировой экономике достаточно весомое место. В первой половине 90-х годов в развитых станах в негосударственных некоммерческих организациях работали 4,5% всех занятых в народном хозяйстве и 11,8% занятых в сфере услуг. Объем деятельности таких организаций достигал 5-6% ВВП этих стран.
С началом экономических реформ этот сектор развивается и в России. В 1997 г. действовали около 10 тыс. различных благотворительных организаций, половина из них — в Москве. Они оказывали помощь не только в получении образования, но и в оплате сложных операций и лечения за рубежом, предоставляли гранты молодым талантам.
Этот весьма перспективный в мире способ внебюджетного финансирования образования в нашей стране дискредитирует то, что значительная часть российских организаций, объявивших себя фондами, в действительности использует предоставленные им средства не на уставные цели, а на личное обогащение учредителей. Тем не менее в проектах концепций большое внимание уделяется внебюджетным региональным, муниципальным и негосударственным фондам поддержки и развития этой сферы как важному негосударственному источнику финансирования. Их разработчики считают, что фонды в качестве доходов могут использовать переданную им в пользование государственную и муниципальную собственность, а также должны проводить благотворительные акции (концерты, лотереи, распродажи) и полученные средства направлять на поддержку образовательных учреждений. При этом во избежание использования средств на неуставные цели и личное обогащение учредителей важно, чтобы решения принимались не единолично руководством фонда, а наблюдательным советом, состоящим из представителей педагогической общественности, родительских комитетов, местных органов власти. Не менее актуально обеспечить прозрачность деятельности таких фондов, они должны публиковать отчеты об исполнении своих бюджетов в местных средствах массовой информации.
Следует еще раз подчеркнуть, что важным условием активизации создания и работы таких фондов является государственное стимулирование и поддержка благотворительной деятельности. Современные отечественные меценаты занимаются благотворительностью в той мере, в какой она представляет собой эффективные инвестиции. Весьма незначительные льготы на суммы пожертвований не добавляют им энтузиазма.
4. Самофинансирование учебных заведений
Закон «Об образовании» в редакции 1996 г. закрепил право школ и вузов предоставлять платные дополнительные услуги, не предусмотренные обязательными программами и государственными стандартами, и заключать договоры с физическими и юридическими лицами на полностью платное обучение сверх финансируемых за счет учредителей заданий по приему обучающихся и переподготовке специалистов. Как уже отмечалось, на полностью платной основе вузам разрешено принимать лишь 25% обучающихся по каждой специальности (юриспруденция, экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление).
Стремление вузов стабилизировать свое финансовое положение обусловило развитие платного обучения. На условиях полного возмещения затрат в 1993 г. обучались 3,7% студентов, в 1994 г. — 4,6, в 1995 г. — 8,7, в 1996 г. — 11,6% (или 326 тыс.). На контрактной основе в государственных вузах и средних специальных учебных заведениях обучались соответственно 3 и 2% студентов. По данным Минобразования, в 1998 г. в вузы принято примерно 545 тыс. абитуриентов (кстати, самый большой прием был в 1985 г. — 635 тыс.). Из них 103 тыс. студентов учатся за счет спонсоров, свыше 72 тыс. оплачивают обучение в негосударственных вузах.
В разработке образовательных стандартов преобладает максималистский подход. Специалисты предметники пытаются включить в необходимый минимум практически все, что преподавалось в школе (общественность к разработке стандартов практически не допускается). При этом о связи между тем, что специалисты хотели бы заставить считать обязательным для школьника знанием, и объемами государственного финансирования его обучения говорить пока не приходится. Поэтому неудивительно, что школы, стремящиеся обеспечить высокий уровень знаний учащихся, нацелены на привлечение внебюджетных средств (плата родителей, пожертвования).
Закон «Об образовании» определил правовые основания для самостоятельного получения школами дополнительных доходов, включая оказание платных дополнительных образовательных услуг и предпринимательскую деятельность с использованием вверенного им имущества. В условиях, когда образовательные стандарты оторваны от их финансирования, понятие дополнительных образовательных услуг оказалось крайне размытым и позволяет произвольно включать обязательные образовательные услуги в состав платных.
В письме Минобразования от 21 июля 1995 г. приведен примерный перечень платных дополнительных образовательных услуг, которые могут оказывать государственные школы. К ним относятся изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом; изучение иностранных языков; освоение новых специальностей (вождение автомобиля, машинопись, стенография); создание различных студий, групп по обучению живописи, графике, скульптуре, народным промыслам — т.е. все то, что способствует всестороннему гармоничному развитию личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов, а также создание секций и групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика и т.д.). Однако дополнительные занятия в школе по предметам, которые стоят в учебном плане, не могут быть платными. Учебный план предусматривает факультативы как для учеников, проявляющих повышенные способности, так и для неуспевающих.
Обучение в частных школах (которые возникли не на базе имущества государственных школ, а самостоятельно, по воле учредителей) по определению платное. Оно обходится от 150 до 10000 долларов в месяц. Столь значительную стоимость обучения, с одной стороны, можно понять хотя бы потому, что явно недостаточна государственная поддержка и финансовая помощь со стороны местных органов власти. Повторяем, из закона «Об образовании» исключены положения о праве негосударственных вузов, даже прошедших государственную аккредитацию, на бюджетное финансирование, в местных бюджетах дополнительные средства на нужды образования не предусмотрены. Кроме того, не предусмотрены финансовые льготы по аренде помещений частными учебными заведениями, практикуется их «коммерческое» налогообложение. Частные школы приравнены к коммерческим предприятиям. Даже в случае, когда школа за уменьшенную плату или бесплатно обучает детей-сирот или детей из малообеспеченных семей, она все равно должна платить налог.
Но, с другой стороны, высокая плата за обучение не всегда соответствует его качеству и предоставляемым услугам, нередко огромные суммы запрашиваются просто за евроремонт и орхидеи в классах. Иногда частные школы требуют от родителей, кроме ежемесячной платы, вступительный («благотворительный») взнос от 500 до 20 тыс. долларов.
Высокая плата за обучение в частных школах создает трудности и для них самих. В частности, она не позволяет набирать необходимый контингент учащихся в пределах данного района города, приходится организовывать дополнительный набор в других районах. А отбор в частную школу детей только из обеспеченных семей сужает возможности ее развития, ибо такие дети подчас имеют более низкий уровень интеллектуального развития, чем дети из интеллигентных семей.
Самофинансирование также может осуществляться от сдачи помещений в аренду. Полученные от сдачи в аренду госимущества деньги составляют до 30% всех внебюджетных доходов в системе профессионального образования и являются чуть ли не единственным более или менее стабильным и реальным их источником. Поэтому неудивительно, что стремление правительства (через дополнения к закону «О федеральном бюджете на 1998 год») перечислять в бюджет деньги, полученные от сдачи учебными заведениями помещений в аренду, вызвало мощное сопротивление. Вузам оставалось только уводить в тень и без того зачастую полулегальные сделки с недвижимостью.
Более эффективным представляется обеспечение прозрачности хозяйственно-финансовой деятельности образовательных учреждений. Легализация всех получаемых доходов ограничит возможности руководителей этих учреждений за определенный куш лично для себя занижать арендные ставки, тем самым лишая учреждение немалой части средств.
5. Внебюджетное финансирование учебных заведений
Основные функции управления финансами учебных заведенийзаключаются в поиске новых источников финансирования, эффективном их формировании и распределении.
Экономическая база образования и финансовые потоки его системы формируются на основе комбинации следующих основных источников средств: государственного бюджета; обучаемого, его семьи или работодателей; средств, зарабатываемых самими учебными заведениями на основе использования собственного потенциала.
За счет средств налогоплательщиков формируются доходы государственного бюджета, из которых осуществляется централизованное финансирование учебных заведений. Финансовые ресурсы, формируемые за счет средств обучаемых, их семей и работодателей, являются для системы образования децентрализованными внебюджетными финансовыми ресурсами. К внебюджетным относятся также средства, формирующиеся за счет использования собственного потенциала учебных заведений.
По оценке экспертов объемы бюджетных ресурсов, направляемые в последние годы в систему образования, удовлетворяют ее суммарные потребности менее чем на половину, что привело к невыполнению государственных гарантий доступа к образованию, росту социального и территориального неравенства в этой сфере.
На 2001 г. запланирован некоторый рост доли расходов в целом на образование. Так, по прогнозам расходы консолидированного бюджета на образование составят 2,9 % ВВП (в 2000г. – 2,6 %); средства, выделяемые из федерального бюджета на систему образования, составят 0,59 % ВВП (в 2000 г. – 0,49 %), но при этом доля расходов на образование по отношению к расходам федерального бюджета останется неизменной и составит 2,3%.
Практически во всех странах мира бюджетная составляющая является основной частью финансирования образования, достигая в ряде стран (Северная Европа) 100 %. Тем не менее привлечение внебюджетных средств вполне целесообразно и с позиций активизации связи учебных заведений с внешней средой, и в интересах самих учебных заведений.
Привлечение внебюджетных источников финансирования учреждений образования характерно для ряда стран и оказывает положительное воздействие на формирование их финансовой базы. Так, например, в финансировании высших учебных заведений в странах ОЭСР доля внебюджетных источников составляет: в США – 52 %; Великобритании – 38 %; Канаде – 39 %; Японии – 57 %.
В Федеральной программе развития образования определена необходимость создания условий для привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования образования без снижения норм, нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования.
Доля внебюджетной составляющей в бюджетах российских учебных заведенияхсоставляет в среднем 40 % и может доходить до 60 %. При этом размеры привлекаемых внебюджетных средств и их значимость различаются в зависимости от вида учебного заведения.
В целом усиливающееся значение внебюджетной деятельности связано со все более возрастающей «техноемкостью» учебного процесса, необходимостью приобретения и постоянного обновления дорогостоящего оборудования, а также c тенденцией снижения уровня оплаты труда преподавателей и сотрудников учебных заведений по сравнению с другими сферами деятельности. Внебюджетная деятельность учебных заведений дает возможность компенсации снижения заработной платы за счет получения дополнительных заработков.
Возможности внебюджетных источников финансирования в деятельности учебных заведений усиливаются с ростом потребности населения в получении образования, необходимостью перепрофилизации своей профессиональной деятельности, необходимостью повышения квалификации, переподготовки и доподготовки кадров в соответствии со структурой спроса на рынке труда и платежеспособностью граждан и работодателей в реализации этого направления внебюджетной деятельности.
Одним из факторов, способствующих быстрому росту объемов внебюджетной деятельности, является развитие научной, опытно-конструкторской и проектной деятельности, способствующей превращению учебных заведенийв составную, нередко центральную часть технопарков и технополисов, в которых осуществляется эффективная взаимосвязь процесса обучения, науки, экспериментального производства и коммерческого освоения результатов НИОКР.
Развитие внебюджетной деятельности учебных заведений определяется также высокой потребностью различного рода услугах со стороны хозяйствующих субъектов.
При осуществлении внебюджетной деятельности получают возможность маневренности в распределении и использовании собственных финансовых средств на цели, самостоятельно определяемые учебными заведениями.
Позитивным направлением по привлечению внебюджетных финансовых источников, не нашедшим широкого распространения в нашей стране, является спонсорская помощь. За рубежом сложились устойчивые связи учебных заведений со спонсорами, в основном крупным бизнесом. Связи эти осуществляются на взаимовыгодной основе. В частности, осуществляя благотворительные акции через спонсорство, компании выводят из налогообложения свои доходы. В свою очередь, получая спонсорские средства, учебные заведения официально представляют продукцию и услуги компаний посредством проведения рекламных акций и использования предоставленных компанией продуктов и услуг.
продолжение
--PAGE_BREAK--