ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургскийгосударственный политехнический университет»
Институтменеджмента и информационных технологий (филиал)Санкт-Петербургского государственного политехнического университета вг.Череповце
(ИМИТ СПбГПУ)
Контрольная работа
Дисциплина:«Ценообразование»
Выполнила студентка группы з.472
Кривошеина Н.А.
№ зачетной книжки з4064017
Преподаватель Скоробогатова Т.Г.
г. Череповец 2009г.
Задача 1
Существуютдва смежных рынка — X и Y, на каждом по 20 покупателей. Всеони согласны приобрести товар по 500 руб. за единицу. Чтобы купить товар насоседнем рынке, понадобится истратить на транспортные расходы не менее 100 руб.Перед фирмой, действующей на рынке X, встает следующая проблема: конкурентный выход на рынок свободен —условия производства таковы, что приемлемая для фирмы цена производства составляет400 руб. при выпуске 20 т продукции и 300 руб. — при выпуске 40 т. сдополнительными затратами в 100 руб. на перевозку товара на соседний рынок. Нарынке Y затраты на производство выше.
Какуюстратегию ценообразования должна выбрать фирма?
Решение:
Взависимости от конкурентного положения на рынке Y у фирмы есть несколько вариантов установления цены напродукт на двух рынках.
1) Если конкурентная цена на рынке Y превышает 400 руб. за 1т., то фирмаможет продавать по 20т. товара по 300 руб. за 1т. на рынке X и 20т. товара по 400 руб. за 1т. нарынке Y, что полностью компенсируеттранспортные и другие расходы. Такие цены будут прибыльными для фирмы и одновременнообеспечат защиту от проникновения на рынок конкурентов. Эта стратегия в зарубежной практикеназывается ФОБ (аналог– франко–станция отправления).
2) Если конкурентная цена на рынке Y немного превышает 350 руб. за 1т.,то фирма сможет продавать товар по 350 руб. за 1т. на обоих рынках и достигатьтого же эффекта. Такая цена получена добавлением к приемлемой для производителяцене в 300 руб. (при выпуске 40т.) средней величины транспортных расходов вразмере 50 руб.:
(100руб. * 20т.: 40т.) = 50 руб.
Эта стратегия называется единой ценойназначения (аналог –франко-станция назначения).
3) Если конкурентная цена на рынке Y немногим больше 300 руб. за 1т., тофирма сможет прибыльно торговать на обоих рынках, установив цену в 300 руб. нарынке Y и 400 руб. на рынке X. Эта стратегия называетсяустановлением цен с принятием на себя расходов по доставке, так как рынок Y не несет транспортных затрат,которые на нем возникают. При такой стратегии фирма может частично илиполностью принять на себя расходы по доставке или переложить их на покупателейрынка Х. Такой подход используется при проникновении на новые рынки и дляудержания положения на рынках с обостряющейся конкуренцией.
Вывод:
СтратегияФОБ(аналог – франко–станция отправления)наиболее приемлема для данной фирмы.
Задача 2
Распространительдвух фильмов: «Роман с камнем» и «Место в сердце» действует на рынке, где этифильмы пользуются спросом со стороны двух кинотеатров — «Сатурн» и «Стрела»(данные приведены в таблице).
Максимальныецены, которые готовы уплатить кинотеатры (тыс. дол.)Фильмы
Кинотеатры
'.I «Стрела» «Сатурн» «Роман с камнем» 12 18 «Место в сердце» 25 10
Итого
37
28
Какаястратегия будет лучшей для распространителя, если принять во внимание, что онне может применять ценовую дискриминацию или использовать контракты с нагрузкой(заставить кинотеатр купить оба фильма)?
Решение:
Полнообъемнаястратегия ценовой дискриминации, когда каждого потребителя заставляют заплатитьмаксимальную сумму, на которую он готов, даст доход в 65 тыс.дол.(37+28), ноэто может быть противозаконно. Предположим, что покупатели достаточноинформированы и что товары не подлежат длительному использованию. Тогдадифференцированное ценообразование с помощью переодических или случайных скидокневозможно. Ценовая стратегия проникновения на рынок предполагает установленецены на первый фильм 12 тыс.дол., а на второй – 10 тыс.дол. Однако в такомслучае общий доход от обоих кинотеатров составит лишь 44 тыс.дол. (2*(12+10). Вценовой стратегии чистых компонентов цена первого фильма будет 18 тыс.дол., авторого – 25 тыс.дол., т.е. общий доход составит только 43 тыс.дол.
Наилучшее решение – установить цену напервый фильм 18 тыс.дол., на второй – 25 тыс.дол, предложить оба за 28тыс.дол., что принесет доход в 56 тыс.дол. Отметим, что кинотеатр «Стрела»возьмет два фильма не дороже, чем за 37 тыс.дол., «Сатурн» — за 28 тыс.дол.
Вывод:
Обакинотеатра примут набор за 28 тыс.дол, что принесет распространителюмаксимальный доход, т.е лучшей для распространителя будет являться ценоваястратегия смешанных наборов.
Задача 3
Выход нарынок для фирмы неограничен, а средняя минимальная цена продаж составляет 50руб. за единицу товара при производстве 20 ед. и 30 руб. за единицу припроизводстве 40 ед. При любом объеме для изготовления и поставки на рынокулучшенной модели товара потребуются дополнительные 10 руб. Предположим, чтолюбые постоянные затраты на маркетинг двух товаров вместо одного незначительны.В товаре заинтересованы 40 покупателей. Половина из них чувствительны к уровнюцены и желают получить товар лучшего качества, даже если придется платить по 50руб. за 1 ед. Другая половина чувствительна к цене и хочет приобрести базовуюмодель, но не дороже 30 руб. за 1 ед.
Какуюмодель и по какой цене следует продавать фирме?
Решение:
Затратыпревысят цены, если фирма решит продавать товар только одной группе или толькопо одной цене. Но проблема может быть решена применением цен выше номинала,когда используется неоднородность покупательского спроса. Фирма должна производить40 ед. товара, из которых половину составят изделия лучшей модели, минимальнаяцена которой 40 руб. за 1 ед. Базовую модель фирма должна продавать по 30 руб.,а улучшенную – по 50 руб., т.е. средняя цена составит 40 руб. Это будет дляфирмы прибыльным и предотвратит конкуренцию. Фирма получает прибыль отдорогостоящей модели и убыток от дешевой. Тем не менее, используя общуюэкономию от увеличения масштаба производства и неоднородность спроса, она можетс выгодой производить и продавать товар.
Вывод:
Фирма,используя стратегию «выше номинала», продает товар точно на уровнеминимальной цены продаж, т.е. 40 руб.,(базовая модель – 30 руб., улучшеннаямодель – 50 руб.), что согласуется с конкурентным рынком в условиях свободногопроникновения.
Задача 4
Определитенаиболее прибыльные (прибыльную) товарные позиции (позицию) с точки зренияудельных показателей и показателей объема, используя данные таблицы по строкам1—3.
Ответдайте с помощью расчетов по строкам 4—7.
Показатели Товарные позиции 1 2 3 4 1. Ожидаемые уровни цен (на 1 ед. продукции), дол. 18 16 15 14 2. Ожидаемые объемы продаж (в натуральном выражении), шт. 400 600 800 900 3. Прямые (переменные) затраты на 1 ед. продукции, дол. 8,58 8,46 8,40 8,34
4. Маржинальная прибыль на 1 ед. продукции, дол. (стр.1 – стр.3)
9,42
7,54
6,6
5,66
5. Суммарная маржинальная прибыль, дол. (стр.4 * стр.2)
3768
4524
5280
5094 6. Суммарные постоянные затраты (при 100%-ном использовании производственных мощностей), дол. 3000 3000 3000 3000
7. Реализованная суммарная прибыль, дол. (стр.5 – стр.6)
768
1524
2280
2094
Вывод:
С точкизрения удельных показателей, т.е. величины прибыли от реализации единицыпродукции, более прибыльной является товарная позиция 1, а сточки зренияобъемных показателей – товарная позиция 3. Несмотря на меньшую прибыльностьтретьей позиции от продажи единицы товара, общий объем возможной ее реализацииприносит наибольшую массу прибыли.
Задача 5
Себестоимостьравна 494 тыс. руб.; свободная отпускная цена с НДС составляет 790 тыс. руб.;НДС — 20%.
Представьтеполную структуру свободной отпускной цены.
Решение:
1) НДС = 790 / 120 *20% = 131,6тыс.руб.
2) Прибыль = 790 –131,6 – 494 = 164,4тыс.руб.
3) Структура свободной отпускной цены:
494 /790 * 100% = 62,53% — доля себестоимости
131,6 /790 * 100% = 16,66% — доля НДС
164,4 /790 * 100% = 20,81 – доля прибыли
62,53%+ 16,66% + 20,81% = 100%
Вывод:
Такимобразом Цотп = 790 = 494 + 164,4 +131,6 (тыс.руб.).
Задача 6
Себестоимостьравна 120 руб.; НДС составляет 20%; акциз -30%; свободная отпускная цена с НДС— 400 руб.; посредническая надбавка — 15%, торговая надбавка — 25%.
Определитеуровень и полную структуру розничной цены, если налог с продаж равен 4%, аоптовый и торговый посредники рассчитываются при покупке товаров по безналичнойформе.
Решение:
1) НДС = 400 / 120*20% = 66,7 руб.
2) А = (400 – 66,7)/ 130 * 30% = 76,9 руб.
3) П = 400 – (120 +66,7 + 76,9) = 136,4 руб.
4) Цотп =120 + 136,4 + 66,7 + 76,9 = 400 руб.
5) />/>/>/>РЦбезНп = 400 + 0,15 * 400 +0,25 * (400 + 0,15 * 400) = 575 руб.
Нпоср ТН
/>/>6) РЦ = с/с + П + А + НДС + Нпоср +Нп
Цотп
РЦсНп= 575 + 0,04 * 575 = 598 руб.
Вывод:
Цотп= 400 = 66,7 + 76,9 + 136,4 + 120 ( руб.)., РЦсНп = 598 руб.Следует обратить внимание на то, что если по условию задачи оба посредникарассчитываются по безналичной форме, а товар – подакцизный (т.е. не льготный сточки зрения обложения налогом с продаж), то налог с продаж начисляется лишь напоследней стадии реализации товара – при реализации населению.
Задача 7
Посредникрассматривает предложение о покупке 10 тыс. изделий по свободной отпускной цене7,4 тыс. руб. за единицу. Издержки обращения посредника согласно расчетусоставят 7 млн. руб., приемлемая для посредника рентабельность — 30% к издержкамобращения.
Рассчитайтеминимально необходимый для посредника размер надбавки в рублях и процентах,учитывая, что надбавка облагается налогом на добавленную стоимость по ставке20%.
Какойможет быть минимальная приемлемая цена реализации (без налога с продаж)?
Решение:
Рентабельностьпосредника определяется в процентах к его издержкам обращения (а не к полнойсумме расходов посредника, включая расходы на покупку). В связи с этимсуммарная прибыль посредника равна:
7 *0,3 = 2,1 млн.руб.
По условию задачи НДС в надбавке составляет 20%. Тогда полнаявеличина торговой надбавки равна:
(7 +2,1) + (7 + 2,1) * 0,2 = 10,92 млн.руб.
Величина торговой надбавки равна:
10,92/ 74 * 100% = 14,8%,
где 74млн.руб. – расходы посредника на покупку товара в размере 10000шт.
Соответственно цена покупки 1шт. равна 7,4 тыс.руб.
Минимальнаяприемлемая цена (без налога с продаж) в этом случае равна:
74млн.руб. + 10,92млн.руб. / 10000шт. = 8492 руб.
Вывод:
Минимальнаяприемлемая цена реализации (без налога с продаж) = 8492 руб.
Задача 8
Себестоимостьравна 100 руб.; приемлемая рентабельность составляет 10%; НДС — 20%; максимальновозможный уровень розничной цены — 150 руб.
Каковпроцент торговой скидки, торговой надбавки?
Решение:
Если поусловию дается процент торговой скидки, то через х следует обозначить розничнуюцену (100% — ную базу расчета торговой скидки) :
РЦ = х
ТЦ = 0,2х= ТН
Тогда Цотп= РЦ – ТС(Н) = 0,8х
Следовательно,ТН = 0,2х / 0,8х = 25%
Вывод:
Процентторговой скидки, торговой надбавки равен 25%.
Задача 9
Себестоимостьравна 200 руб.; норматив рентабельности составляет 15%; НДС — 20%.
По какойцене будет осуществляться закупка, если предусмотрена наличная форма расчета, аналог с продаж равен 4%.
Решение:
ЦЗ = с/с+ П + НДС + Нп
ЦЗ = 200+ 0,15 * 200 + 0,2 * (200 + 0,15 * 200) + 0,04 * (200 + 0,15 * 200 + 0,2 * (200+ 0,15 * 200)) = 200 + 30 + 46 + 11,04 = 287 руб.
Вывод:
Закупкабудет осуществляться по цене в 287 руб.
Задача 10
Объединениереализует продукцию по свободной отпускной цене 10 тыс. руб. за единицупродукции с НДС при себестоимости 5 тыс. руб. и ставке НДС 20%.
Какизменится прибыль от реализации единицы продукции, если органами власти будетустановлен предел норматива рентабельности 10%?
Решение:
1) Определим прибыль объединения от реализации единицы продукции:
П = Цотп – с/с– НДС
НДС = (10 * 20%) / 120% =1,67 тыс.руб.
П = 10 – 5 – 1,67 = 3,33тыс.руб.
2) Определимрентабельность:
R = П / с/с * 100%
R = 3,33 / 5 * 100% = 66,6%
3) Если же органывласти введут ограничение по нормативу рентабельности 10%, то величина прибылистанет равна:
5* 0,1 = 0,5 тыс.руб., т.е. уменьшиться на 2,83 тыс.руб. (3,33 – 0,5)
Вывод:
Прибыль от реализацииединицы продукции, если органами власти будет установлен предел нормативарентабельности 10% уменьшиться на 2,83 тыс.руб.
Списокиспользуемой литературы
1. Просветов Г.И./ Цены и ценообразование: Задачи и решения: Учебно –методическое пособие. – М.: Издательство «Альфа – Пресс», 2007.
2. Слепов В.А., Николаева Т.Е. / Ценообразование: Учебное пособие / Подред. Проф.В.А.Слепова. – Рос.экон.акад.им.Г.В.Плеханова – 2-е изд., испр. – М.:ИД ФБК – ПРЕСС, 2001.