Подготовка к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга
Периодподготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга — это прежде всего периодреализации значимых проектов в различных областях науки, техники, городскогостроительства и культуры, которые послужат основой экономического и социальногопрогресса Санкт-Петербурга в XXI веке. 300-летиеСанкт-Петербурга станетопределяющим в укреплении позиций нашего города как мегаполиса мировогомасштаба, крупнейшего транспортного узла, центра развитой промышленности,культуры, образования, науки, деловой активности и туризма.
Праздникцелый год!
Принимаяво внимание важное значение, которое имеет Санкт-Петербург в мировой истории,а также в связи с ожидаемым посещением города большим количеством гостей,решено проводить юбилейные торжества с 24 мая по 1 июня 2003 года. Главныхдней нет — все дни в равной степени насыщены интересными мероприятиями иважными событиями. Разумеется, эти дни являются кульминацией юбилейного года,однако не нужно рассматривать их как всплеск в пустоте: каждый месяц и каждаянеделя 2003 года наполнены событиями, посвящёнными 300-летнему юбилею, май ииюнь характеризуются лишь сравнительным превосходством в количестве и масштабепраздничных мероприятий, но это превосходство не является подавляющим.
Юбилейв Сети
ВИнтернете информацию о подготовке к Юбилею оперативно представляет постояннообновляемый официальный сайт Государственной комиссии и Комитета по подготовкеи проведению празднования 300-летия Санкт-Петербурга — www.spb300.com.Информация о подготовке к Юбилею представлена также и на ряде других сайтов,среди которых: www.300.ru — «Объемная модель исторического центраСанкт-Петербурга» и www.300.years.spb.ru — «Санкт-Петербург: сквозьвека».
ЮНЕСКО
Намеждународном уровне интерес к Юбилею постоянно возрастает. Генеральнаяконференция ЮНЕСКО единогласно выделила на 31-й сессии 300-летиеСанкт-Петербурга как событие всемирного масштаба с точки зрения его культурно-историческогозначения.
СНГ
СоветМежпарламентской Ассамблеи СНГ принял решение объявить 2003 год в государствах- участниках СНГ Годом Санкт-Петербурга. Правительства государств — участниковСНГ предусматривают организационные мероприятия по подготовке и проведениюпразднования юбилейной даты.
Средствана подготовку к празднику
ВладимирПутин заверил, что предусмотренные на подготовку к юбилею средства изфедерального бюджета будут выделяться в срок и в полном объеме. Только в 2001году было выделено на юбилейные цели вдвое больше тех лимитов, которые былипредусмотрены первоначально. Кроме того, федеральный центр готов выдатьгарантии на 3-4 млрд. рублей под кредиты коммерческих банков для вложения их вэкономику города. Напомним, что на финансирование мероприятий, связанных сюбилеем, в текущем году заложены в городской бюджет 2 млрд. рублей. По годамсредства Программы распределены следующим образом: 2001 год — 24%, 2002 — 46% и2003 — 30%. Бюджетные средства расходуются только на первоочередные нуждыгорода с целью существенно и надолго улучшить жизнь горожан. Юбилейные жеторжества пройдут исключительно на привлеченные средства. С целью привлечения иаккумулирования таких средств в 2001 году создан Фонд«Санкт-Петербург». Фондом уже проведена большая организационнаяработа по формированию спонсорских пакетов, достигнуты договоренности обучастии ряда организаций в финансировании праздника, заключен договор сгенеральным спонсором «Ксерокс-СНГ».
Освободитьот налогов
Дляэффективного привлечения инвестиций в реализацию программы «Празднования300-летия Санкт-Петербурга» необходимо как минимум в рамках действующегозаконодательства обеспечить работу льготного кредитования и налогообложения.Владимир Яковлев считает, что спонсорские деньги, выделяемые на юбилейные цели,должны быть освобождены от налогов специальным правительственным решением.
Всемирныйбанк одобряет
Входе недавнего визита в Санкт-Петербург представители Всемирного банка осталисьдовольны тем, как расходуется первоначальный займ в размере 31 млн. долларов.Убедившись в правильном расходовании средств и гарантиях возврата займа,Всемирный банк готов предоставить городу последующий кредит в $269 млн.
Выводы
Какмы видим, в 2003 году петербуржцев ждет большой праздник. Но будем надеяться,что юбилейные торжества в честь 300-летия города — не самоцель и в ходеподготовки к юбилею администрацией города будут привлечены инвестиции, которыепомогут преобразить Петербург не только на дни праздника.Первоочередные городские проекты
Приказом губернатора Санкт-Петербурга от 05.01.2001 г. № 1-п«О первоочередных общегородских проектах, подлежащих реализации в 2002-2004годах», был установлен перечень из 203 городских проектов первоочередныхпо своему приоритету. Ниже приведён список основных и самых важных проектов:Комплекс сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений; Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга (КАД); Развитие транспортных и инженерных коммуникаций зоны Большого морского порта Санкт-Петербург; Градостроительное развитие территорий, предназначенных для строительства логистических терминальных транспортных комплексов; Градостроительное развитие территорий, предназначенных для создания въездных сервисных комплексов; Развитие территорий, примыкающих к международному терминалу «Пулково-3» Преобразование территорий и отдельных объектов Крестовского о., Каменного о. и Петровского о.; Градостроительное развитие территорий, предназначенных для строительства сервисных транспортно-коммерческих комплексов, включающих автовокзалы и автостанции пригородного и международного сообщений; Строительство аквапарка на пр.Славы; Строительство Санкт-Петербургского ипподрома в районе Шувалово; Строительство парка 300-летия Санкт-Петербурга; Развитие пешеходной зоны и строительство бизнес-центра (Финский пер.); Строительство пассажирского морского терминала в районе Гавани; Строительство комплекса Юго-Западных очистных сооружений; Проекты реконструкции и развития яхт-клубов в Санкт-Петербурге; Проекты реконструкции и строительства теннисных центров в Санкт-Петербурге; Проект морского портового комплекса в г.Кронштадте; Проект реставрации и использования Кронштадтских фортов; Строительство Санкт-Петербургского велоцентра; Проекты строительства плавательных бассейнов в Санкт-Петербурге;Программы развития города
Для поддержания развития Санкт-Петербурга создано большое количество целевыхпрограмм направленных на решение различных социальных и экономических проблем.Ниже приведены цели самые значительные из этих программ.
Проект закона Санкт-Петербурга«О целевой программе Санкт-Петербурга „Демографическое развитиеСанкт-Петербурга“ на 2003-2005 годы»
Основныецели Программы
создание предпосылок для стабилизации и улучшения демографической ситуации; формирование системы регулирования демографических процессов в Санкт-Петербурге; укрепление здоровья населения; поддержка семьи и стимулирование рождаемости; координирование миграционных процессов; пропаганда ценностей семьи, здорового образа жизни;
Ожидаемыеконечные результаты Программы
· разработка системы взаимодействия органов государственной власти,общественных, научных и других организаций по вопросам демографическойполитики;
· формирование направлений и мероприятий активной демографическойполитики Санкт-Петербурга на 2006-2015 годы;
· создание научной и информационно-аналитической базы для прогнозирования демографических процессов в Санкт-Петербурге надолгосрочную перспективу;
· формирование основ позитивного общественного мнения о ценностяхсемьи, здоровой, долгой и деятельной жизни как необходимого и важнейшегоусловия преодоления демографического кризиса;
Целевая программа Санкт-Петербурга
«Развитие долгосрочногожилищного
кредитования в Санкт-Петербурге»на 2002-2012 годы
Основныецели Программысоздание условий для формирования и развития системы долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге, позволяющей получить жителям Санкт-Петербурга, имеющим соответствующие доходы, жилищный кредит на приобретение жилья; повышение уровня доступности получения долгосрочных жилищных кредитов жителями Санкт-Петербурга, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; повышение доступности получения долгосрочных жилищных кредитов жителями Санкт-Петербурга, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе работниками бюджетной сферы; создание условий для формирования и развития системы долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге, позволяющей получить жителям Санкт-Петербурга, имеющим соответствующие доходы, жилищный кредит на приобретение жилья;
Ожидаемыеконечные результаты Программыулучшение жилищных условий более 18 тысяч семей за счет внедрения таких форм жилищного кредитования в Санкт-Петербурге, как долевое участие в строительстве жилья с применением ипотечного кредитования, наем жилья с правом выкупа, прямое ипотечное кредитование; формирование системы ипотечного жилищного кредитования, предусматривающей стандарты и порядок выдачи кредитов, рефинансирования коммерческих банков, предоставляющих долгосрочные ипотечные кредиты, механизм долевого участия граждан в строительстве с применением ипотечного кредитования, найма жилья с правом выкупа; создание рынка закладных и облигаций, обеспеченных ипотекой; защита прав кредитора и заемщика; определение процедуры целевой поддержки жителей Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга при выдаче жилищных кредитов; привлечение не участвующих в обороте сбережений жителей Санкт-Петербурга в инвестиционный процесс через ипотечные облигации;
Целевая программа Санкт-Петербурга
«Программа развития высшей школы
Санкт-Петербурга» на 2002-2005годы
Основныецели Программы
преодоление кризисных явлений в высшей школе Санкт-Петербурга; повышение эффективности использования ее научного и образовательного потенциала в интересах социально-экономического развития Санкт-Петербурга;
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
финансовая устойчивость высшей школы Санкт-Петербурга; наращивание образовательного и научного потенциала высшей школы Санкт-Пeтepбypгa; укрепление материально-технической базы высшей школы Caнкт-Петербурга; повышение качества образования в высшей школе Санкт-Петербурга; повышение конкурентоспособности высшей школы Санкт-Петербурга на международном рынке образовательных услуг; создание механизмов рыночной адаптации высшей школы Санкт-Петербурга; оптимизация структуры системы профессионального образования в Санкт-Петербурге;
#G0
Целевая программа Санкт-Петербурга «Молодежи- доступное жилье» на 2003-2010 годы
Основныецели Программы ускорение обеспечения доступным жильем молодежи в Санкт-Петербурге, улучшение социальной защищенности молодежи; разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих активное участие молодежи в строительстве (реконструкции) и приобретении жилья при государственной поддержке; создание финансово-кредитного механизма поддержки молодежи при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья (далее — финансово-кредитный механизм); мобилизация внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодежи.
Ожидаемыеконечные результаты реализации Программы
· улучшение жилищных условий около 1500 молодых семей, состоящих научете нуждающихся в улучшении жилищных условий, что составляет примерно 4500молодых жителей Санкт-Петербурга. При этом начиная с 2007 года Программастановится самофинансируемой;
О целевой программе Санкт-Петербурга«Государственная
поддержка малого предпринимательствав Санкт-Петербурге»
на 2002-2004 годы
Основныецели Программы создание информационной базы поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, в том числе Реестра субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге; совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге; развитие кредитно-финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге; формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге; межрегиональное сотрудничество и выставочная деятельность.
Ожидаемые конечные результатыреализации Программы создание не менее 20 тысяч новых рабочих мест; получение в бюджет Санкт-Петербурга дополнительных налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на сумму не менее 100 млн. рублей ежегодно, начиная с 2002 года; увеличение числа действующих субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге не менее чем на 4 тысячи;
Кольцеваяавтомобильная дорога
Необходимость строительства Кольцевой автомобильной дороги (КАД) вокругСанкт-Петербурга во многом определяется потребностями в развитии экономическогопотенциала Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Являясь одним из крупнейших городов мира, Санкт-Петербург внастоящее время не имеет обходной автомагистрали, что является существеннымпрепятствием для его развития как крупнейшего транспортного центра мировогозначения.
Для Санкт-Петербурга характерна уникальнаяэкономико-географическое положение на пересечении транспортных путей,связывающих Скандинавию и Европу, центральные районы России и страны Балтии.Через город проходит и европейский транспортный коридор № 9, в регионе имеютсямощные портовые комплексы в Финском заливе, внутренняя, судоходная воднаясистема, развитая сеть воздушных сообщений, автомобильных и железных дорог. Всеэто создает необходимые предпосылки для превращения Санкт-Петербурга вконкурентоспособный транспортный центр мирового значения.
В сложившихся условиях улично-дорожная сеть города работает сбольшим напряжением. Средняя скорость движения транспорта на улицах городасоставляет 15-20 км/час.
Многочисленные проекты развития транспортных магистралей городадо настоящего времени практически не реализованы. Вместе с тем, историческисложившаяся радиальная планировка города предполагает необходимость созданияКольцевой автомобильной дороги, строительство которой позволило бы:обеспечить вывод транзитных потоков из центральной исторической зоны города и существенно оздоровить экологическую обстановку в центре, что приведет к улучшению состояния памятников архитектуры мирового значения и разгрузит улично-дорожную сеть центра; осуществить распределение транспортных потоков на подходах к городу; улучшить реализацию транспортных связей населенных пунктов пригородной зоны; осуществить реализацию части внутригородских транспортных связей между периферийными районами города без захода в основную селитебную территорию.
Трасса кольцевой автомобильной дороги станет объединяющимэлементом транспортной системы региона и соединит в единое целое все основныедорожные магистрали, расходящиеся из центра Санкт-Петербурга в направленииХельсинки, Мурманска, Москвы, Киева и Таллинна.
В соответствии с протоколом заседания Государственной комиссиипо подготовке к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга от 31.01.2000 №2кольцевая автомобильная дорога включена в перечень приоритетных объектов,требующих дополнительной поддержки для обеспечения ввода их в эксплуатацию в2003 году.
Кольцевая автодорога будет построена — пусть не в 2003 году, позже, но в том,что она не станет долгостроем, я убежден", — заявил губернаторСанкт-Петербурга Владимир Яковлев.
Культура и туризм
Cанкт-Петербург — один из наиболее привлекательных туристских центров мира.Из общего числа туристов, прибывающих в Россию, не менее половины несколькодней проводят в городе на Неве. Интерес к городу побуждается, прежде всего,культурно-историческим богатством, качеством и культурой обслуживания, обилиеми разнообразием элементов туристического сервиса, радушием горожан. ЮНЕСКО внеслав Список всемирного наследия исторический центр Санкт-Петербурга и еговосхитительные пригороды.
Туризм в Санкт-Петербургеявляется стабильно развивающейся, высокоэффективной отраслью городскойэкономики. В настоящее время в Санкт-Петербурге туристской деятельностьюзанимаются свыше 1500 фирм. Северо-Западный регион РФ посетило около 2,6 млн.иностранных граждан, отнесенных к категории туристов в соответствии со статьей№1 закона РФ “О туризме”. Несмотря на некоторе снижение этого показателя посравнению с 2001г., значительно увеличилось прибытие в Санкт-Петербург туристовиз других регионов России и стран СНГ, в результате чего заполняемость гостиницв 2002г. по сравнению с 2001г. увеличилась на 16,5%. В Санкт-Петербурге имеетсяболее 100 объектов размещения туристов (около 27 000 мест). Среднегодоваязагрузка отелей составляет 50,5 процентов и колеблется в зависимости от сезонаот 25 процентов до 100 процентов. Положительная тенденция наблюдаетсятакже в отношении круизного туризма, в 2002г. порт Санкт-Петербурга посетили232 морских круизных судна, на борту которых находилось 165 тыс. иностранныхпассажиров, это на 10% больше показателя 2001 г.
В городе насчитывается 156объектов размещения, предоставляющих ночлег, с общим числом мест около 32 тысяч.Около 100 из общего числа — это гостиницы самых разных классов. Остальные — базы отдыха, дома для гостей, молодежные центры, студенческие общежития,детские лагеря, санаторно-курортные комплексы.
В Санкт-Петербурге свыше 250 ресторанов, многие из которыхотличаются как изысканной русской кухней, так и национальными кухнямизарубежных народов.Вы найдете здесь все — от классики русской кухни до гастрономической экзотикииз Австралии. Сегодня расширяется спектрразвлекательных услуг, предлагаемых туристам в свободное время: ночные клубы,казино, дискотеки. Развивается сеть кафе и ресторанов быстрого обслуживания.
На туристском рынке Санкт-Петербурга работают свыше 1,5 тысяч туристских фирм,которые организуют комфортный отдых гостям города и предлагают широкий спектруслуг. В городе на Неве ежегодно проводится около 2 тысяч тематическихэкскурсий практически на всех иностранных языках. Ежегоднов городе проходит более 20 международных фестивалей искусств, около 80музыкальных и театральных фестивалей, конкурсов, сотни выставок и премьер.Любители камерной музыки могут насладиться лучшими образцами классическоймузыки, которая звучит в исторических интерьерах петербургских дворцов.
Город имеет и постоянно наращивает опыт проведения крупнейшихспортивных соревнований и форумов. В их числе — Игры Доброй Воли, регата«Катти Сарк», ежегодные гонки на воде Формула-I, крупнейшиесоревнования по фигурному катанию, гимнастике, легкой атлетике, Чемпионат мирапо хоккею 2000 года.
Морскойкруизный туризм
Одним из важнейших направлений развития въездного туризма в Санкт-Петербургеявляется морской круизный туризм. Администрацией Санкт-Петербурга совместно сМорской администрацией порта, агентскими фирмами и фирмами-туроператорами впериод с 1996 по 2000гг. были предприняты определенные меры для успешногоразвития этого виды туризма. По посещаемости круизных судов Санкт-Петербург ужедва года входит в тройку европейских лидеров. Только в 2001 г. Санкт-Петербургпринял 233 судозаходов зарубежных круизных судов, на которых в Санкт-Петербургприбыло 148 тысяч иностранных круизных туристов. Сучетом имеющейся на сегодняшний день инфраструктуры, по оценкам специалистов,количество судозаходов может быть увеличено не более чем на 20%. На 2003-2005гг. направлением деятельности Комитета является прежде всего совершенствованиеинфраструктуры Морского порта Санкт-Петербурга, что будет способствоватьувеличению количества судозаходов и, соответственно, дальнейшему роступассажиропотоков.
Программа«Основные направления деятельности Администрации Санкт-Петербурга поподдержке развития туристской отрасли в Санкт-Петербурге на 2002-2005годы»
Программа определяет основные пути поддержки АдминистрациейСанкт-Петербурга туристской отрасли в целях создания правовой, организационно-управленческойи экономической среды, благоприятной для дальнейшего формирования туристскойиндустрии города.
Программой предусмотрено решение проблемы взаимодействияСанкт-Петербурга с Москвой, Ленинградской областью, Северо-Западом и другимирегионами России.
Программа призвана интенсифицировать туристскую индустрию,стабилизировать процесс рыночных отношений, а также укрепить влияниегосударства на развитие отрасли туризма.
Содержаниепроблемы и обоснование необходимости Программы
Развитие туризма оказывает стимулирующее действие и на другиесекторы экономики (транспорт, связь, торговля и др.), способствует созданиюзначительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы ипоступлений средств от налогов в казну государства. Следует отметить, чтоважнейшими факторами, оказывающими влияние на доходность туризма в экономикестраны, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а такжеполитический климат и уровень благоприятствования государственной политики вотношении туризма.
За последние 4 года в Санкт-Петербурге зафиксированотносительно стабильный рост темпов въездного туризма, который составил 6-8процентов ежегодно.
В тоже время, несмотря на комплекс принятых мер (проведениемеждународных туристских выставок в Санкт-Петербурге, участие в зарубежныхвыставках, создание соответствующих серверов в сети Интернет, издание рядадвуязычных путеводителей по городу, другой рекламной литературы и т.д.),прирост туристских потоков может быть более значительным, что особенно важнотак как въездной туризм является экспортным направлением в экономике отрасли.
Анализ недостаточного роста въездных туристских потоковпозволяет выделить причины внешнего и внутреннего характера.
Причины внешнего характера:экономическая и политическая нестабильность в стране; недостаточность поддержки туризма как отрасли экономики (неразвитость федеральной нормативно-законодательной базы, отсутствие финансирования федеральных программ и т.п.); негативная информация России в зарубежных средствах массовой информации (преступность, низкий уровень жизни, слабая инфраструктура, недостатки в обслуживании и т.п.); выраженный фактор сезонности в туризме, связанный с особенностями климатических условий.
Причины внутреннего характера:недостаточная координация деятельности отраслей городского хозяйства, а также неразвитость внутриотраслевых связей в условиях стихийной рыночной экономики; отсутствие необходимой нормативной законодательной базы и как следствие отсутствие гибкой системы стимулирования (в том числе, отсутствие налоговых льгот) туристских предприятий, занимающихся въездным туризмом; недостаток гостиниц среднего класса; нехватка средств для комплекса мероприятий по рекламе и продвижению Санкт-Петербурга на международные туристские рынки.
Основные цели Программы
Основная цель Программы — обеспечение поддержки АдминистрациейСанкт-Петербурга туристской индустрии в целях интенсификации туристскойдеятельности в Санкт-Петербурге путем создания рациональной системы мер по управлениютуристскими ресурсами и туристской индустрией, создания современноговысокотехнологичного всесезонного туристского продукта, направленного на полноегармоничное удовлетворение потребностей граждан России и иностранных граждан втуристских услугах.
Превращение туризма в одну из высокодоходных отраслей экономикиСанкт-Петербурга, обеспечивающей значительный вклад в социально-экономическоеразвитие Санкт-Петербурга за счет увеличения доходной части бюджетаСанкт-Петербурга и местных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числарабочих мест, сохранения и рационального использования культурно-историческогои природного наследия.
Реализация основных мероприятий Программы будет осуществлятьсяза счет средств бюджета Санкт-Петербурга, выделенных в установленном порядке,иных не запрещенных законом источников, и с привлечением организаций,заинтересованных в осуществлении указанных мероприятий, а также участвующих вразработке Программы.
Перечень основных мероприятий Программы:Формирование положительного имиджа Санкт-Петербурга на российском и мировом рынках туристских услуг. Создание комфортной информационной среды для жителей и гостей Санкт-Петербурга. Развитие туристской индустрии. Развитие статистики туризма. Развитие выездного туризма. Развитие морских и водных видов туризма и отдыха в Санкт-Петербурге.
Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации программы ожидается увеличениедоходности федерального и местного бюджетов, формирование современнойвысокоэффективной туристской индустрии в Санкт-Петербурге, создание системыгосударственного регулирования в управлении туристской индустрией вСанкт-Петербурге, увеличение мощности въездных туристских потоков исреднегодовой загрузки гостиниц и иных объектов размещения туристов.Инвестиции
Инвестиционная политика:
Созданиеблагоприятных условий для привлечения инвестиций на основе повышенияинвестиционной привлекательности.
Инвестиционным законодательством Санкт-Петербурга закрепленыследующие принципы, на которых основывается инвестиционная политика города:доброжелательность во взаимоотношениях с инвестором; презумпция добросовестности инвесторов; сбалансированность публичных и частных интересов; открытость и доступность для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности; ясность и простота инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге; равноправие инвесторов и унифицированность публичных процедур; объективность и здравый экономический смысл в принимаемых решениях; неизменность принятых решений; взаимная ответственность Санкт-Петербурга и инвесторов.
Органами государственной власти Санкт-Петербурга созданыширокие возможности для размещения нового бизнеса во всех сферах деятельности.Условия ведения в Санкт-Петербурге предпринимательской деятельностипредсказуемы и последовательно улучшаются.
Инвестициив Санкт-Петербурге
В результате проведения целенаправленной инвестиционнойполитики, в Санкт-Петербурге на протяжении последних пяти лет отмечалсястабильный рост инвестиций в основной капитал. На протяжении 1997-1998 и 2001годов темпы роста инвестиций в городе превышали аналогичный общероссийскийпоказатель (см. таблицу).
Динамика инвестиций в основной капитал (в %% к предыдущему году)
1997
1998
1999
2000
2001 Россия 95 93 104,5 117 108,7 Санкт-Петербург 117 107 102 79 114
Основной объем инвестиций направлялся в транспорт — 32,5%,промышленность — 28,9% (главным образом, в пищевую, электроэнергетику,машиностроение и металлообработку), а также в строительство,жилищно-коммунальное хозяйство и связь (см. график).
Распределениеинвестиций в основной капитал по отраслям экономики в 2001 году
Высокий уровень инвестиционной привлекательности городахарактеризуется количеством и качеством инвестиционных проектов, реализуемых вСанкт-Петербурге.
К началу 2002 года Администрацией Санкт-Петербурга завершеночередной этап работ по созданию Единой справочно-информационной системы«Развитие территории и недвижимости Санкт-Петербурга» (ЕИСТ). Информационнаясистема призвана обеспечить потенциальных застройщиков и инвесторовбазовой информацией о территории города и идущих на ней инвестиционныхпроцессах. Речь идет об информации, необходимой для предварительных оценокинвестиционной привлекательности тех или иных участков, для поиска участков иобъектов недвижимости с заданными свойствами. В конце 2001 года наИнтернет-сайте www.statedevelopment.spb.ru размещен пятый выпуск ЕИСТ. Вцелях удовлетворения потребности потенциальных инвесторов в необходимой дляпринятия решений информации, Администрацией города издаются справочники исправочные материалы «Как инвестировать в Санкт-Петербурге»,«Справочник инвестора», «Экономика Санкт-Петербурга».
В рамках работы по привлечению инвестиций в Санкт-Петербургбольшое внимание уделяется активизации конгрессной и выставочно-ярмарочнойдеятельности. Среди наиболее значительных событий в этой сфере необходимовыделить Петербургский экономический форум; Международную конференцию«Инвестициии-2001: новые реалии — новые возможности Северо-ЗападаРоссии»; выставку «Российский промышленник», и другие.
Серьезные перспективы развития имеет индустрия туризма вСанкт-Петербурге. В 2001 году был введен в действие гостиничный комплекс«Рэдиссон САС» с объемом инвестиций более 30 млн. долларов. Идетреализация ряда других проектов в области туристического и гостиничного бизнеса(строительство гостиниц «Гавань», «Достоевская», и др.).
Администрацией города активно ведутся работы по содействиюреализации проектов создания Морского грузового района в пос. Бронка(инвестиции — до 100 млн. долл. США), строительства аквапарка в парке 300-летияСанкт-Петербурга, организации скоростного паромного сообщения междуСанкт-Петербургом и Хельсинки, открытия оптово-розничных центров международныхсетей «Метро» и «ИКЕА», создания технопарков для размещенияновых производств: «Ржевка» и «Северо-Западный».
В 2002 году предполагается осуществление ряда крупных промышленныхинвестиционных проектов, таких как, например, строительство завода по выпускуалкогольной продукции «Русский Стандарт», завода по производствусахара, конфетной фабрики, завода по производству бетонных смесей, и др.
Инвестициив экономику Санкт-Петербурга из-за рубежа
Объем иностранных инвестиций в 2001 году — 1171,3 млн. долларовСША из них прямые — 114,1 млн. долл. США.
Постоянный рост иностранных инвестиций в экономикуСанкт-Петербурга наблюдается с 1994 года. Доля Санкт-Петербурга в общем объемеиностранных инвестиций в экономику России на протяжении 1997 — 2001 годовнеуклонно росла: 2%; 4%; 7%; 10,6% и 13% соответственно. По этому показателюСанкт-Петербург среди регионов Российской Федерации занимает второе место(после Москвы).
Основныестраны-инвесторы в экономику Санкт-Петербурга в 2001 году
В 2001 году организации стран СНГ вложили в экономикуСанкт-Петербурга 756 тыс. долларов США, наибольшая доля из которых пришлась наУкраину — 577 тыс. долларов (в машиностроение).
/> Основнымифакторами, обеспечившими рост инвестиций в последние годы, явились:стабильная социально-политическая ситуация в стране и Санкт-Петербурге; прозрачная и сбалансированная бюджетно-финансовая политика города, выражавшаяся в росте кредитного рейтинга и, соответственно, в возможности привлечения заемных средств в валюте на выгодных условиях; рост реальных доходов населения.
В ближайшие годы прогнозируется сохранение высоких темпов ростаиностранных инвестиций. Этому в немалой степени будут способствоватьсформировавшиеся отношения партнерства Администрации и международногоинвестиционного сообщества в рамках реализуемой в городе с 1996 года открытойполитики.
Иностранные инвестиции направляются преимущественно в реальныйсектор экономики: производство продовольствия и товаров первой необходимости, всферу телекоммуникаций.
Объем иностранных инвестиций по видам в 2001 году (млн. долларовСША) Поступило в январе-декабре 2001 В % к Изъято (погашено)в январе-декабре 2001 итогу январю-декабрю 2000 Всего 1171,3 100 101,0 1018,9 в том числе: прямые инвестиции 114,1 9,7 77,8 56,2 из них: взнос в капитал 48,1 4,1 75,1 0,5 кредиты от зарубежных совладельцев 63,5 5,4 78,1 53,4 портфельные 14,5 1,3 2,8 р. 3,5 прочие инвестиции 1042,7 89,0 103,4 959,2 из них: торговые кредиты 220,2 18,8 1,7 р. 223,2 прочие кредиты 810,9 69,2 92,9 723,5 из них: кредиты на срок до 180 дней 615,5 52,6 87,8 539,2 кредиты на срок свыше 180 дней 195,4 16,6 113,9 184,3 Программаэкономического развитияСанкт-Петербургана 2002 – 2004 годыВаловой региональный продукт
При наметившейсятенденции в экономике, ежегодный рост ВРП до 2004 года прогнозируется на уровне5-5,8%. Задача прогноза повышения экономического роста в новой экономическойситуации может решаться на основе выявления приоритетных направлений развития(“точек роста”) – потенциально конкурентоспособных отраслей, обладающих перспективойнаращивания производства и услуг.
Рост ВРП будет определяться в первую очередь от перспектив развития нижеперечисленныхотраслей:
- машиностроениеи металлообработка (отрасль обладает значительным технологическим потенциалом,продукция отрасли конкурентоспособна, пользуется спросом внутри страны и зарубежом, может наращивать экспортный потенциал);
- пищеваяпромышленность (отрасль обладает наиболее современным технологическимпотенциалом, продукция данной отрасли конкурентоспособна и имеет устойчивыйплатежеспособный спрос);
- транспорт(отрасль имеет крайне важное значение для городского хозяйства и всех секторовэкономики города, обладает потенциалом исключительно выгодного географическогорасположения Санкт-Петербурга);/>/>Промышленность
Санкт-Петербург — второй по значению после Москвы промышленный центр России. На долюпромышленности приходится более трети налоговых поступлений в бюджетнуюсистему. В этой отрасли занята четверть работающего населения города.
На результаты работы промышленности в последние годы оказывают наибольшеевлияние три отрасли — машиностроение и металлообработка, пищевая промышленностьи электроэнергетика. Суммарная доля этих трех отраслей в 2001 году составилаоколо 80% всего объема промышленного производства.
Пищеваяпромышленность города занимает 37,5% в структуре объема промышленногопроизводства Санкт-Петербурга, машиностроение и металлообработка — свыше 30%.На долю электроэнергетики приходится 10,5% объема промышленного производствагорода.
За период с 1996 по 2001 год промышленное производство Санкт-Петербургаувеличилось в 1,4 раза. Индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге в2000 году по сравнению с 1999 годом составил 126,8%. За I полугодие 2002 годаиндекс промышленного производства в Санкт-Петербурге составил 110,9%. Попредварительной оценке к концу 2002 года этот показатель ожидается на уровне нениже 110%.
Основные проблемы, влияющие на сдерживание роста промышленного производства вСанкт-Петербурге, следующие:
- недостаточностьинвестиций в сферу производства;
- значительныйфизический и моральный износ основных производственных фондов;
- ростиздержек производства, связанный с опережающим ростом цен и тарифов напродукцию и услуги естественных монополий по сравнению с ростом цен производителейпромышленной продукции;
- дефицитоборотных средств предприятий;
- дефициткадров, прежде всего рабочих;
- низкаяинновационная активность промышленных предприятий;
- несовершенствоналоговой, таможенной политики.
Первоочереднымизадачами промышленной политики на период до 2004 года являются:
— повышение инновационной активности иопережающее развитие промышленных предприятий высокотехнологичных иэкспортно-ориентированных отраслей промышленности;
— привлечение инвестиций в промышленность;
— содействие технологическому перевооружениюпромышленных предприятий;
— развитие кооперации и специализациипроизводства;
— поддержка процессареструктуризации и реформирования предприятий формирование на региональномуровне налоговой политики, стимулирующей процесс реформирования промышленныхпредприятий, повышение эффективности их деятельности;
— формирование нарегиональном уровне тарифной политики в целях обеспечения координации процессоврегулирования цен (тарифов) в важнейших отраслях городского хозяйства;
— повышение эффективности производства черезподдержку формирующихся схем импортозамещения, экспортных контрактов ииспользование других инструментов;
— взаимодействие с федеральными органамивласти по вопросам совершенствования таможенной, тарифной и налоговой политикив условиях предстоящего вступления России в ВТО;
— содействие решению кадровой проблемы впромышленности;
— содействиевнедрению эффективных методов управления качеством, активизация деятельностипромышленных предприятий по повышению качества продукции”.
Впрогнозируемом периоде ведущими отраслями промышленности Санкт-Петербургаостанутся машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность.
По прогнозу, в 2002-2004 годах тенденция роста промышленного производства вСанкт-Петербурге сохранится, в целом за период 2002 — 2004 годы прирост объемапромышленного производства составит порядка 14-17% к уровню 2001 года, в томчисле в электроэнергетике – на 4 – 6%, машиностроении и металлообработке – на24-29%, пищевой промышленности – на 5- 8%./>Наука и инновационнаядеятельность
В сфере научно-исследовательской деятельности в Санкт-Петербурге на конец 2000года было занято 98,4 тыс. человек, из них 79,2 тыс. — это исследователи,выполняющие научные исследования и разработки, остальные — техники ивспомогательный персонал. Среди специалистов, выполняющих научные исследованияи разработки 65,4 тыс. имеют высшее образование, 2,8 тыс. — ученую степеньдоктора, 11 тыс. — кандидата наук. Основная часть специалистов сосредоточена всамостоятельных научно-исследовательских организациях в государственном сектореэкономики.
Число организаций в Санкт-Петербурге, выполняющих исследования и разработки напротяжении рассматриваемого периода не претерпело сколько-нибудь существенныхизменений, а численность специалистов, выполняющих исследования и разработки,сократилась в 1,5 раза.
Показатели патентно-лицензионной деятельности, используемые в мировой практикепри анализе результативности науки, в Санкт-Петербурге, так же как и во всейРоссии имеют тенденцию к снижению. Можно говорить о серьезных проблемах всоздании технологических сдвигов, как точки соединения научно-инновационнойполитики и потребностей структурных изменений. В экономике еще не включен вполной мере механизм вытеснения старых экономических укладов с одновременнымопережающим введением новых и перспективных технологий и производств.
Для науки Санкт-Петербурга характерны все проблемы, свойственные для страны вцелом: старение кадров специалистов, отток молодежи за рубеж, устареваниематериально-технической базы, недостаточная инновационная активностьпредприятий и др.
При переходе к инновационнойэкономике особое значение приобретает вовлечение в хозяйственный оборотрезультатов научной и научно-технической деятельности через управлениеинтеллектуальной собственностью — особым видом нематериальных активов.
Реализация сценария становленияинновационной экономики в Санкт-Петербурге происходит с учетом реалийсовременной ступени развития его экономики. А они таковы, что становитсяочевидной необходимостью преодоление неких порогов, достижения определенногоуровня инновационности региона, большей наукоемкости отраслей, повышения степенираспространения высоких технологий в отраслях путем развития сферы науки, наращиванияее инновационого потенциала, развитие новых форм организации научной деятельности.
К проблемам, решение которыхпредлагается осуществить программными методами, отнесены следующие:
· концентрациябюджетных ресурсов на разработку и реализацию важнейших инновационных проектов.В настоящее время выделяемые городом бюджетные ассигнования на развитие науки итехнологий распылены по многим НИР без учета приоритетности направлений социально-экономическогоразвития региона и поэтому не создающих нового качества экономики;
· созданиеусловий для масштабного притока внебюджетных средств в процессы реализацииважнейших инновационных проектов;
· существенноеповышение уровня управления инновационной деятельностью в городе в рамкахобязательств и компетентности органов власти субъектов Федерации. Информатизация и связь
Санкт-Петербург завершил первый этап перехода к информационному обществу. Этотпериод характеризовался массовым, стихийным внедрением вычислительной техники,автоматизацией отдельных процессов.
На рубеже веков Санкт-Петербург вступил во второй этап перехода к информационномуобществу – перехода к единому информационному пространству. Этот этап характеризуетсясозданием сложных общегородских информационных систем, интегрированием информационныхресурсов.
Главная цель развития отрасли «Связь и информатизация» насреднесрочный период до 2004 года – формирование единого информационногопространства Санкт-Петербурга.
Достижение главной цели предусматривается осуществлять по направлениям:
· совершенствованиенормативно-правовой базы и системы государственной политики Санкт-Петербурга вобласти информатизации и связи;
· обеспечениеширокого доступа населения и хозяйствующих субъектов к информационным ресурсамСанкт-Петербурга;
· повышениеэффективности информационного взаимодействия органов государственной власти иместного самоуправления;
· развитиетелекоммуникационной инфраструктуры Санкт-Петербурга;
· развитиеиндустрии информационных и телекоммуникационных средств и систем вСанкт-Петербурге;
· внедрениеинформационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в экономикуСанкт-Петербурга;
· созданиеавтоматизированных систем ведения государственных кадастров и регистров;
· развитиеэлектронной торговли в Санкт-Петербурге;
· поддержкафундаментальных и прикладных исследований в области развития и применения ИКТ;
· развитиеединой информационной среды науки и системы непрерывного образованияСанкт-Петербурга;
· развитиемеждународного и межрегионального сотрудничества в области разработки ивнедрения ИКТ;
· развитиесредств массовой информации на основе ИКТ.Малое предпринимательство
Основная задача государственной политики в сфере малого бизнеса – создание благоприятногохозяйственного и инвестиционного климата для малых предприятий. Реализация общихмер по улучшению хозяйственного климата, сформулированных в Стратегическомплане Санкт-Петербурга и Программе экономических и институциональных реформСанкт-Петербурга, будет способствовать развитию в том числе и малогопредпринимательства (МП). Однако государственная политика в области малогобизнеса должна исходить из необходимости дополнительных мер поддержки этогопредпринимательского сектора с учетом его большей “чувствительности” кнеблагоприятной рыночной конъюнктуре, негативным последствиям монополистическойдеятельности контрагентов, несовершенным методам государственного регулированиябизнеса.
Анализ динамики числа малых предприятий и количества занятых на них работниковпозволяет выявить несколько этапов в развитии МП в Санкт-Петербурге:1992-1994 гг. — быстрое наращивание количества малых предприятий и числа занятых работников; 1995-1996 гг. — сохранение роста количества малых предприятий при замедлении темпов роста; 1997-2000 гг. — снижение прироста малых предприятий и занятых на них работников.
Проблемыразвития МП:Противоречия между федеральными и региональными законодательными и нормативными актами. Недостаточно благоприятная для малого бизнеса налоговая политика. Наличие административных барьеров во взаимодействии субъектов малого предпринимательства с органами власти и управления федерального и местного уровня. Несовершенный механизм сдачи в аренду нежилых помещений, земельных участков. Проблемы размещения и эксплуатации объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Несовершенный механизм финансовой поддержки малого предпринимательства. Постоянный дефицит денежных средств и незаинтересованность банков в кредитовании малых предприятий. Недостаточное информационное обеспечение как барьер для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов и как фактор, сдерживающий формирование их активной рыночной ориентации.Туризм
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных инаиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Санкт-Петербург (по сведениямООН) в шкале популярности среди крупнейших международных турцентров занимаетвосьмое место (опережая Прагу, Вену, Мюнхен, и т.д.), а его посещает лишь 3,5миллиона зарубежных туристов (при количестве желающих его посетить, превышающим30 млн. человек).
Основныепроблемы, препятствующие увеличению потока туристов в Санкт-Петербург:нехватка гостиничных мест (в среднем по Европе этот показатель составляет – 14-18 мест на тысячу жителей, а в Петербурге – 7 мест на тысячу жителей); неоптимальное посезонное распределение туристских потоков (большинство международных мероприятий проводится в городе в период “Белых ночей”); недостаток в разнообразии туристских продуктов/пакетов, диссонирующий с огромным туристским потенциалом города и его пригородных территорий; крайне низкий уровень использования водных ресурсов города в туристских целях; нехватка инвестиционно-финансовых ресурсов направляемых на развитие туризма; отсутствие надежной и достоверной системы статотчетности; потребность в ускоренном развитии объектов индустрии развлечений.
Основные задачипрограммы связаны с разработкой необходимых рекомендаций для:
- совершенствованиянормативно-правовой базы развития туризма;
- созданияусловий для возрождения традиционных и развития новых видов туризма в городе;
- углублениеинтеграции города в систему российского и международного рынка туристскихуслуг;
- стимулированиеразвития инфраструктуры туризма путем создания благоприятного инвестиционногоклимата;
- совершенствованиесистемы информационного обеспечения сферы туризма.
С учетом того, что туризм как отрасль городского хозяйства объединяет каксобственно туристско-экскурсионные предприятия, так и предприятия транспорта,сферы размещения, общепита, развлечений и т.д., в целях обеспечениякомплексного подхода к решению проблемы развития туристской индустриинеобходимо расширить системы приведенных в Целевой программе “Развитие туризмав Санкт-Петербурге на 2002-2005 гг.” мероприятий путем включения в ее третийраздел “Развитие туристской индустрии” следующих поднаправлений: “Развитиеобъектов размещения”, “Развитие объектов зрелищно-развлекательной и досуговойиндустрии”, “Содействие обустройству территорий (зон) и отдельных объектовпритяжения туристов”.Теневые ресурсы
На основепроведенных исследований можно указать отдельные составляющие теневойдеятельности в экономике Санкт-Петербурга.
Составляющиетеневой деятельности Санкт-Петербурга (млн. руб.)Показатели 1998 год Ориентировочный прогноз на 2004 год 1. Скрытая оплата труда 9097,2 14198,6 2. Сумма укрываемых налогов по альтернативным формам расчетов 1349,9 2989,2 3. Теневая прибыль 27970,7 29144,6 4. Экспортная выручка, оставшаяся за рубежом 15000,0 35272,4
Каждая из составляющихоказывает определенное влияние на бюджет города.
1. Потери бюджета отскрытой оплаты труда имеют, как минимум, две стороны: первая — этоненачисленные налоги на скрытую оплату труда; второе — это сдерживание развитияофициального сектора в силу того, что население предпочитает обращаться кнекоррумпированному производителю в сфере услуг. В этой связи немаловажнымфактором сокращения некоррумпированного производства, и, следовательно,увеличения доходов бюджета могло бы явиться улучшение среды официальногоразвития малого предпринимательства.
2. Вывод из«тени» укрываемых налогов по альтернативным формам расчета можетявиться прямым доходом бюджета. Для выявления конкретных фактов ущерба по этойстатье необходимо повышение эффективности работы налоговой службы по выявлениюальтернативных форм расчета и соответствующих сумм недоплаты налогов.
3. Теневая прибыль неможет однозначно рассматриваться в качестве негативного элемента, поскольку,как показал проведенный анализ, значительная ее часть расходуется на развитиесферы производства. Однако, безусловно, бюджет недополучает отчисления оттеневой прибыли.
4. Наиболее заметнымиэлементами теневой деятельности в Санкт-Петербурге являются прочие финансовыепотоки, через которые деньги уходят за рубеж, включая экспортную выручку,оставшуюся за рубежом. Для выявления этих финансовых потоков необходимоусиление работы таможенных служб и налоговой полиции, совершенствование истабилизация деловой сферы в России, прежде всего, банковской системы.Инвестиции
Инвестиционныйклимат в Санкт-Петербурге в последние годы по сравнению с другими регионамиРоссии оставался стабильным. Общий приток инвестиций в 1998, 1999 и 2001гг. вэкономику города возрастал.
Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям составили в2001 году 47,14 млрд. руб. Продолжали увеличиваться инвестиции в отрасли,производящие промышленные товары (электроэнергетика, машиностроение иметаллообработка). Почти 50% промышленных инвестиций в последние годысоставляли вложения в пищевую промышленность. Значительный удельный вес вотраслевой структуре инвестиций в основной капитал приходился также натранспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и строительство (в 2001 году — соответственно 27,7%; 10,7% и 7,6%).
Основным источником инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятийявились привлеченные средства, доля которых в общем объеме инвестиций в 2001году составила более 57,0%.
В 2001 году поступления иностранных инвестиций составили 1,17 млрд. долл.США, что превысило показатели 1998 года более чем в 2,8 раза. В этот же периодотмечается тенденция снижения прямых иностранных инвестиций и значительный ростдоли зарубежных торговых кредитов, кредитов международных финансовыхорганизаций. В 2001 году наибольшие объемы иностранных инвестиций направлялисьсоответственно в пищевую промышленность (54,8% от общего объема иностранныхинвестиций), в связь (12,6%), в торговлю, общественное питание,материально-техническое снабжение и сбыт (11,2%), в машиностроение иметаллообработку (10,0%).
В то же время инвестиционная активность в Санкт-Петербурге недостаточна для заменывыбывающих основных фондов и обеспечения устойчивого экономического роста. Отраслеваяструктура инвестиций не обеспечивает развитие стратегически важных для города отраслейэкономики и социальной сферы.
Одной из основных проблем, характерной и для других регионов России остается недостатокинвестиционных финансовых ресурсов.
Сдерживающими факторами в развитии инвестиционной деятельности явилось снижениероли государства в воспроизводственном процессе, отсутствие единойскоординированной и выверенной программы развития региона, тщательноразработанных схем структурного размещения отдельных отраслей на среднесрочнуюперспективу
Инвестиционный процесс недостаточно поддерживается структурами городской администрации.
Сохраняется сложность и дороговизна процедур согласования, недостатки координациимежду государственными структурами, чрезмерная централизация регулирования инвестиционнойдеятельности со стороны федеральных и городских органов власти, высокая побочнаяинвестиционная нагрузка.
Значительным тормозом в реализации инвестиционных проектов является отсутствиедоступной базы данных по объектам промышленной недвижимости, инженерным коммуникациями пятнам застройки, неразвитость рынков и оценки объектов инвестирования, в томчисле вторичного рынка земли, недостаточная проработанность предлагаемыхинвесторам проектов.Рынок ценных бумаг
АдминистрацияСанкт-Петербурга использует рынок ценных бумаг для решения двух основных задач:управление долями государства в уставных капиталах акционерных обществ города иприватизация государственной и муниципальной собственности.
Город недостаточно эффективно управляет принадлежащей ему собственностью.Бюджетные доходы от такого имущества крайне невелики. Отсутствуетпредприватизационная подготовка предприятия, ценные бумаги зачастую реализуютсяво вред экономическим интересам города.
Путем использования рынка ценных бумаг могут решаться следующие задачи:
- повышениеэффективности управления долями государства в уставных капиталах акционерныхобществ города;
- совершенствованиепроцесса приватизации государственной и муниципальной собственности;
- принятиемер, направленных на повышение ликвидности и капитализации предприятийСанкт-Петербурга;
- повышениероли Санкт-Петербурга в процессе привлечения капитала посредством рынка ценныхбумаг для предприятий города.
Необходимопровести четкую классификацию акционерных обществ по количественным икачественным показателям с целью определения основных групп находящихся в государственнойсобственности акций, по отношению к которым, в зависимости от приоритетовгосударственных и городских интересов, необходимо применять различные механизмыуправления.
Решением проблемы управления может стать передача пакетов акций в доверительноеуправление инвестиционным компаниям. Отбор компаний – доверительныхуправляющих, можно осуществлять на конкурсной основе по результатам оценки ихпредложений по управлению пакетами.
В решении задач, направленных на более эффективную приватизацию объектов государственнойи муниципальной собственности необходим дифференцированный подход в зависимостиот ее потенциальной ликвидности:
- высоколиквидныепредприятия должны приватизироваться с учетом соблюдения баланса между размероминвестиций, направляемых на развитие предприятий, и размером средств,поступающих в бюджет от продажи предприятий, с учетом их реальной ценовойоценки;
- приватизациюнизколиквидных предприятий целесообразно проводить, в основном, путемпривлечения эффективных собственников. Бюджетно-финансовая сфераДоходы бюджета
В изменениях налогового законодательства, регламентирующего сбор налогов вбюджет Санкт-Петербурга на период на 2002-2004 годов существует ряд негативныхмоментов, затрудняющих обеспечение бюджета города необходимым количествомналоговых доходов:
1. Запланированнаяотмена налога на пользователей автомобильных дорог с 01.01.03.
2. Запланированнаяотмена налога с продаж с 01.01.04.
3. Введение в действиес 01.01.02 25 главы НК РФ, регламентирующей новый порядок исчисления налоговойбазы по налогу на прибыль. Данный порядок позволяет, по экспертным оценкам,более чем в 2 раза снизить объем налогооблагаемой прибыли, а также снижаетставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Санкт-Петербурга.
4. Принятие закона №57-ФЗ от 29 мая 2002 года, позволяющего налогоплательщику существенно снизитьобъем прибыли, исчисленной для целей налогообложения.
К позитивным моментам федеральной налоговой реформы можно отнести планирующуюсячастичную компенсацию выпадающих доходов региональных бюджетов:
1. Повышение ставокакцизов и направление части доходов от акцизов в бюджеты субъектов РФ.
2. Принятиетранспортного налога с предоставлением субъектам РФ права на существеннуюиндексацию ставок.
3. Планирующеесяизменение перераспределения ставок налога на прибыль предприятий в пользубюджетов субъектов РФ.
К существующим проблемам экономического развития Санкт-Петербурга можноотнести следующие:
1. Низкие темпыэкономического роста и тенденция их снижения.
2. Конкуренция соседнихрегионов за инвестиции.
3. Переток инвестиций иинвестиционного капитала в Ленинградскую область, что снижает налогооблагаемуюбазу. Оптимизация расходной части бюджета Санкт-ПетербургаАнализ исходной ситуации
За 10 летрыночных преобразований городская бюджетная система вслед за экономикойСанкт-Петербурга прошла полный цикл трансформации: от инерционного развития в1992-1993 гг. до строительства финансовой пирамиды бюджетного кризиса в1994-1996 гг., от антикризисных мероприятий и реформы бюджетного процесса в1997-1998 гг. до болезненного приспособления к изменившейся макроэкономическойситуации в 1999-2000 гг., и, наконец, до выхода на траекторию устойчивогоразвития начиная с 2001 года. На каждом из этих этапов бюджетная политикагорода следовала определенной стратегии. С 2001 года устойчивый подъемэкономики и завершение, в общих чертах, бюджетной реформы позволили достичьнекоторой стабильности в городских финансах. В предыдущие годы проделанабольшая работа по созданию эффективной бюджетной системы города: осуществленпереход к среднесрочному бюджетному планированию и бездефицитному бюджету,проведена реструктуризация государственного долга, регламентированы процессыпринятия и исполнения бюджета, создано городское казначейство, консолидированыв бюджете внебюджетные фонды, положено начало развитию системы межбюджетныхотношений.
В рамкахантикризисных мер в 1999-2001 гг. в городе началась работа по инвентаризации иоптимизации сети и штатов учреждений, финансируемых из бюджетаСанкт-Петербурга, а также имущественного комплекса города, включающего в себянедвижимость, государственные унитарные предприятия и паи и доли в коммерческихи некоммерческих организациях. При относительной благополучной ситуации стекущим бюджетом, ощущается нехватка инвестиционных средств в рамках бюджетаразвития.
К основнымпроблемам оптимизации и экономии расходной части бюджета Санкт-Петербургаотнесены следующие:Экономия текущих расходных статей бюджета:
· Уточнениесостава бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга и сетиполучателей бюджетных дотаций и субсидий;
· Разработкагосударственных социальных нормативов предоставления государственных услуг;
· Внедрениеказначейской системы исполнения бюджета Санкт-Петербурга;
· Совершенствованиеконкурсных процедур предоставления государственного заказа;
· Аудитестественных и локальных монополистов;
· Замещениебюджетных ресурсов привлечением внебюджетных и частных средств;
· Экономиябюджетных ресурсов не должна противоречить максимальной ориентации бюджетныхрасходов на приоритетные задачи развития города и повышения уровня жизнинаселения.Экономия в рамках бюджета развития:
· Соответствиепрограммы капитальных вложений приоритетам социально-экономического развитиягорода.Экономия расходов на обслуживании городского долга:
· Рефинансированиегородского долга за счет более дешевых кредитных ресурсов и повышениеэффективности их использования.
4. Усиление контрольныхи превентивных мероприятий по предотвращению нецелевого и неэффективногоиспользования бюджетных средств.Заключение
Программа экономического развития на период 2002-2004 годов разработана с учетом основныхположений принятого ранее Стратегического плана Санкт-Петербурга, а такжепроисходящих в стране и городе изменений и новых задач органов власти на всехуровнях. В ее основу положены программно-целевой подход и комплекс конкретныхмер (программных мероприятий) по основным направлениям развития города.
Очень важен следующий шаг — организация работы по выполнению программных мероприятийкомитетами Администрации Санкт-Петербурга, являющимися их исполнителями.Необходимо иметь и применить систему методов привлечения негосударственныхсредств для обеспечения ресурсами программных мероприятий. Среди них — созданиеусловий прозрачности, очевидности выгоды для частных инвесторов. Участие вреализации Программы должно стать престижным и прибыльным делом длякоммерческих структур.
Успех Программы будет также зависеть от того, насколько к работе по еереализации будут привлечены научные и инженерные силы города. Предстоящаязадача состоит в объединении ресурсов Администрации Санкт-Петербурга,банковских, промышленных структур, ученых, инженеров в выполнении программныхмероприятий. Она может быть решена, если будет показано, в какой мере участие вПрограмме хозяйствующих субъектов, других ее исполнителей соответствует ихинтересам.
Необходимо будет задействовать профессиональный, научно-производственный, интеллектуальныйпотенциал города в системе выполнения Программы, достижения ее целей.