Реферат по предмету "Экономика"


Билеты по истории экономических учений

1. Становление экономической теории
Зачатки экономической теории – у Аристотеля (1Ув. до н. э.). Учение о богатстве в натуральной форме – экономика, оденежном богатстве – хрематистика. К экономике относится также мелкая торговляради удовлетворения потребностей. Хрематистика (торговля ради наживы иростовщичество) осуждается. На идеи А. опирался Фома Аквинский (Х111в.), но он оправдывает торговую прибыль, если она служит источникомсуществования илииспользуется на богоугодные цели. Оправдывается иссудный процент. Учение о справедливой цене: она должна отражать затраты и в тоже время обеспечивать продавцу приличествующий его сословию образ жизни. Назаре капитализма – учение меркантилистов. Богатство – только деньги. Оно растетлишь за счет внешней торговли (ввоза золота и серебра в страну). Ранний илимонетарный меркантилизм ~. Стаффорд, начало ХУ111 в.)требует запрета импорта товаров. Поздний (Т. Мен, перваяполовина ХУ111 в.) допускает импорт, но при активном торговом балансе.
2. Физиократы
Первая теоретическая концепция (Франция, ХУ1П в.).Торговля лишь перемещает богатство, создается оно в производстве, но толькотам, где работает природа. Промышленники – бесплодный, стерильный класс.Создают богатство земледельцы. Полученную прибыль они отдают как арендную платуземлевладельцам, на которых нужно переложить все налоги. «Экономическаятаблица»» Ф. Кенэ – первая модель общественного воспроизводства(перемещение продуктов и денег между тремя классами, воспроизводствопотребленного). А. Тюрго в отличие от К. признаетпромышленную и торговую прибыль, но считает ее вычетом из продуктаземледельцев. Т. – автор теории бережливости как первоначальногоисточника капитала. Физиократы – противники государственного вмешательства вэкономику.
3.Английская классическая школа
Основа – трудовая теория стоимости (ценности). Еезачатки – у меркантилиста В. Петти и физиократа П. Буагильбера.Создатель школы – А. Смит («Исследование о причинах иприроде богатства народов», 1776). Ценность создается в материальном производстве.Ее величина определяется средними затратами труда на изготовление товара.Стоимость раскается на доходы 3-х классов: зарплату, прибыль, земельную ренту.Материальные затраты в конечном счете сводятся к этим доходам и потому неучитываются в ценности совокупною общественного продукта («догма Смита»).С. не всегда последователен: у него ценность то распадается на доходы,то слагается из доходов. Экономика саморегулируется («невидимая рука рынка»).Вершина школы – Д. Рикардо («Начала политической экономиии налогом обложения», 1817). Величина ценности определяется трудом,затрачиваемым в наихудших условиях, если он нужен обществу. Зарплата диктуетсяценой средств существования рабочих. Так как цена сельхозпродуктов определяетсязатратами труда на наихудших обрабатываемых землях, лучшие приносят избыток,становящийся земельной рентой.
С. иР. –основоположники экономического либерализма.
4.Эволюция классической школы
Последователи Смита:Ж. Б. Сэй и Т. Р. Мальтуе.Исходя из утверждения Смита, что ценность слагается из доходов, Сэйсоздал концепцию факторов производства, каждый из которых вносит свой вклад вценность и получает свою долю при распределении. Товары на рынке меняются натовары, поэтому общий кризис сбыта невозможет. Мальтус объяснял причинубедности масс тем, что рост населения опережает рост производствапотребительских товаров. Реализация всей произведенной продукции невозможна без«третьих лиц», которые только покупают, ничего не продавая. Последователи Рикардо:Джеймс Миллер, Мак-Куллах, Сениор. По Д. М.,ценность создается как живым, так и овеществленным трудом. М-К. объявилтрудом и действие сил природы. С. – автор теории воздержания как основывознаграждения на капитал. Джон Стюарт Милль пытался соединить трудовуютеорию стоимости с определением стоимости как точки равновесия спроса ипредложения.
5.Экономические концепции раннего социализма
Из рикардовской трудовой теории стоимости исходилисоциалисты-рикардианцы, а также П. Прудон и К. Род6ертус.П.: «Собственность – это кража». Р. – родоначальник государственного" социализма. Во Франции – самостоятельные мыслители К. А. Сен-Симони Ш. Фурье. У С.-С. последовательный историзм.Капиталистическое общество – переходное к индустриализму, когда крупнаяпромышленность будет управляться по единому плану.
Частнаясобственность сохранится, но при условии личного труда капиталиста и подчиненияобщему плану. По Ф., в будущем обществе соединятся промышленный и аграрныйтруд. В фаланге труд станет потребностью, на протяжении рабочего дня – перементруда. Распределение между трудом, капиталом и талантом как 5:4:3. В Англии Р.Оуэн – теоретик кооперативного социализма. Продукты сдаются на общий склад,откуда в соответствия с трудовым вкладомможно получить все необходимоедля жизнии производства. Швейцарец С. Сисмондикаккритик капитализма и сторонник мелкого товарного производства.
6.Экономическое учение марксизма
Создатели – К.Маркс («Капитал», т. 1-111,1867-1894) и Ф. Энгельс («Анти-Дюринг», 1878). Двойственныйхарактер труда воплощенного в товаре (конкретный труд как создательпотребительной ценности, абстрактный труд – стоимости). Рабочая сила как товар.Прибавочная стоимость как разница между стоимостью рабочей силы и стоимостью,созданной рабочей силой. Средняя норма прибыли как результатмежотраслевого переливания капитала. При развитом капитализме товары продаютсяне по стоимости, а по ценам производства, но общая сумма цен производствасовпадает с суммой стоимости. Наряду с дифференциальной рентой существуетабсолютная рента как следствие монополии собственников на землю. Схемы простогои расширенного воспроизводства. Всеобщий закон капиталистического накопления:накопление капитала есть в то же время накопление нищеты масс.
Рост органического строения капитала как причина безработицы.Закон концентрации капитала и производства. Две фазы будущего коммунистическогообщества. На первой фазе – распределение по  количеству труда, на второй – попотребностям. Ликвидация товарных отношений при общественной собственности.
7. Зарождение математического направления
Математический анализ взаимосвязи цен и спроса уфранцузского ученого А. 0. Курно (1838). Спрос как функция цены. К.ввел понятие «эластичности спроса». Функция цены непрерывна, поэтому длянахождения максимума валового дохода используется дифференциальное исчисление.Немецкий помещик И. Г. Тюнен – основоположник теорииразмещения, предшественник идей эконометрики. Модель оптимального размещенияотраслей с разной интенсивностью хозяйствования с учетом издержек на транспортировкуготовой продукции к единому рынку сбыта. Немецкий исследователь Г. Госсен– предшественник австрийской школы. В основе теории – анализ потребительскогоспроса. «Законы Госсена» (1854). По Г., полезность благ убывает с ростом ихколичества. Понятие «предельные затраты». Равновесие в экономике возможно лишьпри равном доступе всех к ресурсам, земле, образованию.
8. Историческая школа
Сложилась в Германии в 40-50-х т. Х1Х в. Еепредшественник – Ф. Лист. По Л., экономикаотдельных стран подчиняется собственным законам. Производителен любой труд,способствующий прямо или косвенно росту богатства Л. сторонникгосударственного протекционизма. Деятелю исторической школы – В. Рошер, Б.Гильдебранд, К. Книс. Общей для всех стран экономическойтеории быть не может. Экономика зависит от морали, права, обычаев,политики. Особое внимание – истории экономического развития нации. К.вообще отрицал экономические законы, ибо в хозяйственной жизни нетповторяемости. В 70-е п. – новая историческая школа: Г. Шмоллер, К. Бюхер,Л. Брентано. Государственно-правовое регулирование – условиесуществования народного хозяйства. У Б. – схема развития хозяйства, воснове которой длина пути, проходимою продуктом (домашнее хозяйство, городскоехозяйство, народное хозяйство). Левое крыло – Брентано. Он загосударственное регулирование условий труда, пенсионное обеспечение и т. п. Подвлиянием исторической школы М. Вебер и В. Зомбарт.
 
9. Лозаннская школа
Л. Вальрас – первая математическая замкнутая модель общего экономического равновесия.Условия равновесия: равенство эффективного спроса на производительные услуги ипредложения этих услуг устойчивость цен; продажная цена продуктов равнаиздержкам их производства, выраженным в производительных услугах. В. Паретооперирует не полезностями, а предпочтениями. Использует аппарат кривыхбезразличия. Критерий равновесия: если путем производства и обмена нельзяповысить благосостояние хотя бы одного субъекта без ущерба для других («оптимумПарето»). Впоследствии этот подход развит Н. Колдороми Д.Хиксом(«компенсационный критерий: оптимум Пареттособлюдается за счет того, что выигрывающие компенсируют другим их проигрыш). «ЗаконПарето»: устойчивость распределения населения по величине получаемогодохода.

10. Австрийская школа
Основоположник – К. Менгер(“Основанияполитической экономии”, 1871). Ценность единицы блага для субъекта определяетсянаименее важной потребностью, удовлетворяемой при данном количестве единицблага. Функция полезности дискретна. Ценность производственных благ (благвысших порядков) зависит от ценности создаваемых с их помощью потребительскихблаг (благ низшего порядка). Субституция и комплементарность производственныхблаг. О.Бем-Баверксвязывает полезность не только судовлетворением потребности, но и с освобождением от тягот. Он признаетконкретное измерение полезности благ (кардиналистский подход). Капитал –необходимое условие окольных методов удовлетворения потребности. Единственнаяформа прибыли – процент порождается разной оценкой настоящих и будущих благ.Ф. Визер– автор “Закона издержек производства”: ценностьпроизводитель-ных благ определяется наименьшей предельной полезностью из набораблага, которые могут быть сданы этими производительными благами. В.стоит на позициях порядкового сравнения полезностей (ординалистский подход). Имзаложены основы теории вменения.
11. Кембриджская и американская школы
Лидер кембриджской школы – А. Маршалл (“Принципыэкономической науки”, 1890). Предельная полезность и издержкипроизводства– равноправные факторы, обуславливающие цену.Равновесие достигается засчет изменения выпуска продукции.В краткосрочном плане цены зависят отдинамики спроса, в долгосрочном– от динамики предложения. Разработкакатегории эластичности спроса. “Рента потребления" как избыток полезности,достающийся потребителю, поскольку цены на блага массового потребления ниже ихценности, определяемой полезностью. Глава американской школы – ДБ.Кларк. Оценку полезности дают не индивидуумы, а классы покупателей. Любоеблаго – связка ценностей. Законы предельной, специфической и убывающейпроизводитель-ности. Деление экономики на статику и динамику.Предпринимательский доход – премия затехнический прогресс, существующийтолько в динамике.
12. Социальная школа
Сложилась в Германии в конце Х1Х – начале ХХ в.Экономическая жизнь обусловлена этико-правовыми отношениями. У Р. Штаммера– акцент на праве, у Р. Штольцмана – на этическихначалах. 0. Шпанн критиковал маржиналистов за выведениеэкономических явлений из психологии индивидуума. В экономике действуют группы,а их психология иная. В отличие от исторической школы социальная признавалаобщие законы экономики. Наиболее развита собственно экономическая концепция у Штольцмана.Деление на капиталистов и рабочих отражает потребности ворганизаторах иисполнителях. Шпанн провозглашал замену капитализма универсализмом, прикотором возникнет иерархия корпораций – от государства до рабочих (на принципахотношений “сюзерен-вассал”).
13. Институционализм
Зародился в США в конце Х1Х в. Основоположник – Т.Веблен. Экономическое поведение обусловлено исторически сложившимисяинститутами. 2 стадии рыночного хозяйства: напервой – раскол междусобственниками и организаторами производства (между бизнесом и индустрией).Превращение капиталистической собственности в абсентеистскую. Гипертрофиякредита и кредитная инфляция как основа кризисов. Разрешение конфликта бизнесаи производства через установление технократии. Д. Коммонс – автортеории сделок. Субъекты сделок на стадии финансового капитализма – объединенияиндивидуумов. Государство как экономический арбитр. Ожидаемый переход кадминистративному капитализму. У. Митчелл – исследовательэкономических циклов. Асинхронность изменений взаимосвязанных экономическихявлений («опережения» и «запаздывания»). Институционалисты как сторонникигосударственного регулирования.
14.Экономические концепции социал-демократизма
Ф. Лассаль(60-е гг. Х1Х в.): «Железныйзакон заработной платы», устранение наемного труда через производственныеассоциации с государственной поддержкой. Ревизионизм в марксизме (началоХХ в.). Э. Бернштейн: критика марксова положения обабсолютном обнищании пролетариата, теория демократизации капитала черезакционирование. К. Шмидт: высвобождающиеся вследствиетехнического прогресса в промышленности найдут работу в сфере услуг. Австромарксизм(20 – 30-е гг.). 0. Бауэр:причина кризисов – бесплановоепульсирующее обновление основного капитала. К. Реннер: программапостепенной социализации, в т. ч. снижения через банковскую систему прибылейкапиталистов до оплаты квалифицированного труда. Фабианский социализм вАнглии (конец Х1Х – начало ХХ в.). С. Вебб: все доходы – рента (на землюи недвижимость, на движимый капитал, на человеческий капитал). Лейбористскаяконцепция «социального контракта» – соглашения между правительством,профсоюзами и корпорациями. Гильдейский социализм: согласование«бюджетов» отраслевых гильдий, ассоциаций потребителей и объединений граждан.
15. Теории монополии и конкуренции
Концепция финансового капитала Р. Гильфердинга: подчинениепромышленности банковским монополиям. Банковские монополии как основа«организованного капитализма». Теория ультраимпериализма К. Каутского:всемирный картель как орган планирования в международном масштабе. В. И. Ленино создании банковских промышленных монополий и смене капитализма свободнойконкуренции монополистическим капитализмом. Монополии как источник тенденции кзастою и загниванию. Теория эффективной конкуренции И. Шумпетера: эффективнатолько конкуренция издержек, а именно монополиям доступно Использованиеновейшей техники. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина:любой производитель в чем-то монополист, поэтому чистой конкуренции небывает, авсегда существует конкуренция монополистов. Производителиконкурируют лишь в той мере, в какой их товары представляют субституты с точкизрения покупателей. Теория несовершенной конкуренции Д. Робинсон:монополии проводят политику «дискриминации в ценах», маневрируя ценами вовремени и пространстве с учетом специфики разных групп покупателей. Отсутствиесвободной конкуренции может быть компенсировано только государственнымрегулированием экономических процессов.
16. Шведская (стокгольмская) школа
У истоков – К. Виксель (рубеж ХХв.). Анализ структуры капитала (ширина и высота капитала). Концепциякумулятивных процессов, связанных с ожиданиями. Регулирование экономики черезбанковский процент: если фактическая, «денежная» ставка процента нижеестественной, появляется стимул к инвестированию. Собственно шведская школа (20-ег.): Э. Линдаль, Г. Мюрдаль, Б. Олин,Э.Лундберг. Линдалевские понятия «временного равновесия» и «межвременногоравновесия». Изменение ожиданий как причина смены экономических периодов.Мюрдалевская концепция ожиданий. Нарушение равновесия вызывается внутреннимисилами. Критика Олиным обеспечения равновесия путем регулирования процентнойставки и монетаристской теории. Источник неустойчивости, по Лундбергу, –опережение и запаздывание в динамике различных зкономических процессов. 2 видакризисов: из-за нехватки сбережений и из-за чрезмерных сбережений в ущербпотребительским расходам.
17.Кейнсианство
«Общая теория занятости, процента и денег» (1936) –опровержение концепции саморегулирования рыночной экономики. Динамиканационального дохода определяется не предложением, а спросом. Падение долипотребления при росте личных доходов – основной психологический закон.Компенсировать это падение может только инвестиционный спрос. Инвестиции влюбую отрасль вызывают рост занятости, доходов и потребления по всей цепочкесопряженных отраслей (эффект мультипликатора). Стремление к ликвидности какпсихологический закон. Процент – плата за отказ от ликвидности. Регулированиеспроса через бюджетную политику эффективнее, чем через денежно-кредитную.Предпочтительней не государственные инвестиции, а государственные заказычастным компаниям. Левое кейнсианство
Д.Ро6инсон): государственные расходыдолжны быть социально ориентированы. Неокейнсианство (Р. Хэррод,А. Калдор): необходимо не спорадическое, а постоянноевмешательство государства (особенно вложения в научно-технические работы иструктурную перестройку). Р. Хэрродкак один из пионеровтеорий экономического роста. Включение вконцепцию динамики факторовтехнического прогресса, учет капиталоемкости национального дохода. Е. Домар:основная проблема в том, чтобы сбалансировать одновременно вызываемыйинвестициями рост доходов и рост предложения товара. У Р. Солоу в модельдинамики включается
замещение труда вещественным капиталом, что делает ростпроизводства относительно независимым от предложения труда. Использованиеаппарата производственных функций.
18.Развитие неоклассических теорий цены, капитала и экономического равновесия
Д. Хикс: новый подход кценообразованию. Понятие предельной нормы замещения вместо предельнойполезности. Если спрос описывается кривыми безразличия, то предложение –кривыми одинакового уровня производства. Анализ не индивидуального, аагрегированного спроса. Теория динамического равновесия. Ожидания как стабилизаторыи дестабилизаторы экономики. Несогласованность ожиданий, их спонтанноеизменение, несовпадение результатов и ожиданий – причина нарушения равновесия.П. Самуэльсон: равновесие динамично, статика – вырожденныйслучай. Взаимосвязь стремления к экономическому максимуму иэкономическому равновесию. В динамической системе меняются темпы измененияпеременных. И. Фишер: процент есть результат разной оценкиблаг настоящего и будущего. Ф. Найт: прибыль как излишекнад процентом есть результат успешной деятельности при подлиннойнеопределенности.
19.Концепция государственного социализма
Государственная собственность как последовательносоциалистическая. Пересмотр В. Лениным марксистских взглядов накооперативную собственность. И. Сталин о превращении кооперативнойсобственности в государственную на станции социализма. Две формы собственностикак основа товарно-денежных отношений. Товарные отношения междугосударственными предприятиями – форма без содержания, только для учета. Законпланомерного, пропорционального развития. Опережение производствапотребительским спросом – стимул развития. Распределение по количеству икачеству труда. Признание дифференциальной и отрицание абсолютной ренты. В60-80-е гг. – эволюция концепции в сторону признания большей роли товарныхотношений и чистого дохода как стимула производства.
20.Вклад российских ученых в экономическую теорию ХХ в.
В.Дмитриев – предшественник моделирования типа «затраты –выпуск». Ординалистские модели Е. Слуцкого. Н. Кондратьева– автор теории больших циклов. Длинные волны конъюнктуры, на которыенакладываются средние, короткие и сезонные циклы. Г. Фельдман:модель взаимосвязи темпов роста дохода, фондоотдачи, производительноститруда и структуры использования дохода. Включение В. Новожиловымв теорию равновесия 4 фактора дефицита товаров. Л. Канторович– создатель линейного программирования. Разрешающие множители(объективно-обусловленные оценки) как предельные цены ограничивающих факторов.
21.Экономический либерализм в ХХ в.
Неолиберализм
Л. Мизес – критик интервенционизма. Концепцияневозможности экономического расчета при социализме. Социалистическая экономикакак имитирующая система. Ф. Хайек: любое ограничение игры рыночных сил –путь к тоталитаризму. Важность информационных процессов для рыночной экономики.Конкуренция как способ распространения экономической информации. Требованиеденационализации права валютной эмиссии. В. Ойкен как основательнеолиберализма (фрейбургской школы). Концепция социального рыночного хозяйства:допускается вмешательство государства для устранения негативных социальныхпоследствий.Рынок без монополистов, устойчивость денежного обращения на основесбалансированного бюджета и выравненного платежного баланса. Эволюциянеолиберализма в сторону признания более активной роли государства в экономике:субсидии частным предприятиям, прямые государственные инвестиции.
22.Эволюция кейнсианства и монетаризм
Монетарное посткейнсианство: построенная на денежныхконтрактах на срок экономика прощально неравновесна. У денег нулевыеэластичность по спросу и эластичность замещения по цене. Калецкианскоепосткейнсианство: объяснение стагфляции несовершенной конкуренцией.Неорикардианское посткейнсианство: соединение концепции Кейнса и трудовойтеории стоимости Рикардо. Анализ долгосрочного эффективного спроса. Новоекейнсианство: взаимосвязь оплаты труда и занятости рассматриваются в свететеории монополистической конкуренции. Рецепты дляслаборазвитых стран.Школа рациональных ожиданий (Р. Лукас), ее расхождение скейнсианством. Чикагская школа: ограничение регулирующей ролигосударства сферой денежного обращения. «Денежное правило» М. Фридмена: условиеэкономической стабильности –, систематическое, соответствующее долгосрочнымтенденциям роста валового продукта и независящее от конъюнктуры увеличениеденежной массы в обращении.
25.Новые сферы исследований в экономической теории
Д. Стиглер: информационные проблемы рыночного поведения. Решения не всегдаоптимальны, ибо поиск оптимума может обойтись дороже, чем потенциальныйвыигрыш. Р. Коуз вводит в анализ трансакционные издержки. Исследованиеим экстерналий. Ф. Модильяни: модель жизненного цикла сбережений.Теоремы Модильяни-Миллера о рациональном  поведении инвесторов.
Неошумпетерианцы о технологических сдвигах как основе экономическихциклов. А. Кляйнкнехт  о факторе риска в фазах подъема идепрессии. Расхождение между различными школами в оценке главных путейэкономической интеграции стран. Неолибералы: устранение барьеровдвижения факторов производства. Кейнсианцы: единообразие государственнойэкономической политики. Неоинституционалисты: унификациясоциально-экономических институтов и создание единых органов власти.Синтетическая модель Б. Балаши.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация расчетно-кассового обслуживания физических лиц
Реферат Корейська народно-демократична республіка
Реферат Туберкулез. История болезни
Реферат Разработка конструкции и технологии изготовления частотного преобразователя
Реферат Литература - Терапия Дифференциальный диагноз при шумах сердца
Реферат Frankensteine3333 Essay Research Paper In Shelly
Реферат Классификация методов диагностики Системы фокусировки СВЧ-энергии
Реферат Вплив теплових двигунів на навколишнє середовище
Реферат 1: Происхождение государства и права
Реферат Radiologists Essay Research Paper Radiologists interpret radiographs
Реферат Социологические концепции Питирима Александровича Сорокина
Реферат Экономический расчет проекта производства ацетонилацетоуксусного эфира
Реферат Восстановление прорванного фронта (7-15 октября)
Реферат Рынки информационных и интеллектуальных услуг в России
Реферат Шамаилы