Реферат по предмету "Экономическая теория"


Этапы формирования рынка в России

--PAGE_BREAK--
Роль рынкав общественном производстве сводится к следующему:

1. Выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.

2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.

3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.

4. «Санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

Типология рынка.

История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.                        Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

1. Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними.

2.Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества.

3.Полная мобильность факторов производства; неограниченная • свобода передвижения капитала.

4. Наличие у каждого участника полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации.

5. Полная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.).

6. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами.

7. Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции.

8. Отсутствуют монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.

Преимущества свободного рынка заключаются в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Механизм свободного рынка – это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов; максимальное использование достижений НТР; способность к удовлетворению разнообразных потребностей: повышение качества товаров и услуг, относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.

Регулируемый рынок– это когда государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности.
Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

К основным чертам деформации рынка можно отнести: отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности; отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности; несбалансированность спроса и предложения, с каждым годом возрастающую; расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков; деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности; отсутствие у потребителя права выбора товара.


Развитие рыночных отношений в России.

В нашей стране развитие товарно-денежных отношений прошло несколько этапов. В 1921 г. в Советской России был введен НЭП. В этот период были проведены меры по развитию частного предпринимательства. Крупномасштабные преобразования были осуществлены в финансовой сфере, в области денежного обращения. Подразверстка была заменена продналогом, введена сводная торговля. В промышленности было осуществлено трестирование производства, а новые производственные образования переведены на самоокупаемость и самофинансирование. Предпринятые меры позволили быстро восстановить равновесную рыночную систему.                         В 1930-х гг. в СССР началось вытеснение рыночных отношений и формирование командно-административной системы. В конце 1950-х-начале 1960-х гг. была предпринята попытка осуществить либерализацию командно-административной системы, осуществить меры, направленные по распространению рыночных отношений на производство и реализацию средств  производства.                                                                                                                      Крупная экономическая реформа по возрождению рыночных отношений в нашей стране была проведена в 1966-1971 гг. В качестве важнейших оценочных показателей функционирования предприятий были введены прибыль, рентабельность, реализованная товарная продукция. Усилилась материальная заинтересованность предприятий в результатах деятельности. Стали создаваться фонды экономического стимулирования, введены плата за фонды, рентные платежи. Новый, крупномасштабный процесс перевода экономики на рыночные методы хозяйствования начался во второй половине 1980-х гг.     Достигнутые в СССР к 60 – 70-м годам достаточно высокие уровни развития производительных сил и жизни населения привели к существенной дифференциации потребностей людей, их быстрой изменчивости. Производительные силы для своего дальнейшего развития требовали совершения технологического переворота во всей системе производства. Между тем существовавшие общественные отношения сдерживали развертывание качественных преобразований системы «наука – техника – производство». Значительный отрыв интересов бюрократизированной части партийно-государственного аппарата от интересов основной массы населения, громоздкость системы управления, замедленность ее реакции на изменения общественных потребностей существенно снижали заинтересованность членов общества в высокопроизводительном труде, в использовании новейших достижений научно-технического прогресса.     Объективно назревшая задача отхода от единой административно-командной системы неизбежно приняла форму задачи формирования рыночной системы хозяйствования. Решение этой «двуединой» задачи в ее общей постановке соответствует потребностям современного российского общества. Однако разные интересы социальных групп и слоев приводят к разному пониманию рыночной системы хозяйствования и путей ее формирования. Поэтому столь важно определить такой характер рыночной системы хозяйствования и такие пути ее формирования, которые соответствовали бы интересам основной массы населения. Чтобы правильно подойти к решению этой задачи в ее экономическом и социальном аспектах, необходимо выявить ряд проблем философско-методологического плана.                                                                   Основу современной организации национального хозяйства составляют два «начала»: рынок и государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой, что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1991-1994гг. ПРОГРАММА РЕФОРМ.



Предпосылки формирования к рыночной экономике начались в 1991 г. Состояние экономики в конце 1991 г. ухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофическому. Потребительский рынок практически не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми, торговля проводилась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из – за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране, с этим все было нормально, просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам и они выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на «черном» рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 г. правительство закупило менее 20% урожая.

Обострившийся экономический кризис сдерживал рыночные преобразования, а нерешительность, непоследовательность реформ и сопротивление консерваторов еще более углубили положение.                                              Кроме того, в наследство от СССР Россия получила крайне несбалансированную экономику с открытой инфляцией 260% в год[1] и дефицитом государственного бюджета, превышающим 16% ВВП[2], по другой оценке, дефицит бюджета составлял даже 31% ВВП[3]. Одновременно сохранялась и подавленная инфляция, которая привела к концу 1991 г. к всеобщей нехватке важнейших товаров и развалу административной торговли. В крупнейших городах надвигалась угроза голода.

Кризис усугублялся тем, что Россия традиционно была экономическим донором большинства союзных республик, особенно по энергоносителям и наиболее капиталоемким видам производства. Сохранение этих поставок, продолжавшееся в рамках СНГ, оплачивалось в кредит или безналичными рублями, которые эмитировались национальными банками стран СНГ в виде безналичных рублевых кредитов. Для России эта денежная масса только увеличивала инфляцию.

Огромный внешний долг, который резко возрос в конце 1980 – х годов до 70 млрд. долларов[4], невозможно было обслуживать, даже, использовав для этого весь объем валютных сбережений в стране. Иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и зарубежные банки не хотели больше предоставлять их, поскольку в декабре 1991 г. страна не могла выплатить по ним проценты. А обязательства перед СССР и, соответственно, Россией были сосредоточены в основном в странах третьего мира, платежеспособность которых была весьма низкой, а точнее нулевой. Получается «заколдованный круг» какой – то. К тому же по политическим соображениям эти страны не стремились и до сих пор не стремятся рассчитаться с Россией по долгам. Золотовалютные резервы были исчерпаны и достигли небывало    низкого уровня – всего 289,6 т[5], что было несопоставимо с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энерго – и теплоснабжениями из – за неритмичных поставок топлива. Отсутствие валютных резервов, которыми союзное правительство оплачивало централизованный импорт, привело к фактическому банкротству Внешэкономбанка СССР. За этим последовал отказ от возврата валютных накоплений всем юридическим и физическим лицам на общую сумму 5,5 млрд[6]. долларов. Кроме того, на оплату импорта была потрачена часть золотого запаса страны на сумму 3,4 млрд.[7] долларов.

В этих экстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых и решительных мер, ответственность за судьбу страны в ноябре – декабре 1991 г. взяло на себя российское правительство во главе с президентом Б. Н. Ельциным, предложившее два варианта дальнейших действий.

В соответствии с первым вариантом следовало  сначала стабилизировать экономическую обстановку при помощи традиционных советских методов, которые носят в основном административный, запретительный характер: замораживание цен, ограничение деятельности кооперативов, запреты производителям снижать объемы производства, отказываться от заключения договоров и т. п. Постепенность финансового оздоровления, позволяющая выживать неэффективным предприятиям;  постепенное разгосударствление. Насыщение потребительского рынка за счет увеличения объемом производства при неизменных ценах, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров. И только после этого можно было приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению институциональных реформ. Такую последовательность действий предусматривала Программа 500 дней.

Второй вариант предполагает глубокую и резкую, сконцентрированную на коротком отрезке времени ломку всех сложившихся структур, единовременное снятие всех ограничений рыночного механизма. Запуск рыночного механизма связывается с полным или почти полным отказом от контроля за ценами и доходами. Их сдерживание осуществляется только за счет решительных мер по финансовому оздоровлению, включая санирование балансов предприятий, далеко идущее сокращение государственных расходов на инвестиции и дотации к розничным ценам, рестриктивную кредитную политику (т.е. ограничение банками и государством размеров кредита в целях сдерживания инфляции). По сути, речь идет о том, чтобы комплексом единовременно осуществляемых мер, практически одним актом, перейти к той хозяйственной системе, которая должна стать результатом реформы.

Первый вариант был более понятен как для руководителей всех уровней, так и для народа. Но реализация этого варианта упиралась в одну проблему: в стране на этот период не было политических и организационных механизмов, которые смогли бы осуществить «административную стабилизацию». Фактически распалась жесткая властная вертикаль, органы принуждения и правопорядка были основательно подорваны.

Второй вариант был сложен и малопонятен как для населения, так и для хозяйственных руководителей. Экономика страны должна была очень быстро переходить к совершенно новым методам хозяйствования, к чему никто не был подготовлен и был связан с болезненными шагами. Этот путь был сопряжен и с обязательным скачком цен, связанным с существованием огромного инфляционного «денежного навеса». Конечно же, такие мысли сразу отбрасывали романтическую «перестроечную» иллюзию о всесильном и популярном правительстве.                                                                             
Надо было что – то делать, хотя бы и с какими – то жертвами. Да, никто из высших руководителей и не знал, что делать, ни на что не мог решиться. Ситуация между тем обострялась. Политическая активность населения нарастала и все больше обращалась против власти. Достижениями гласности и демократии накормить голодный народ было нельзя. Надо было выбирать из двух вариантов, либо беспощадное подавление по – большевитски, либо радикальные и быстрые реформы. Президент Б. Н. Ельцин после некоторого колебания сделал выбор в пользу второго варианта, и в ноябре 1991 г. было сформировано новое правительство.
            
Ослабление, а затем и падение союзных структур власти позволили российскому руководству энергичнее взяться за реализацию социально-экономических реформ.                                                                                                В ноябре1991 г. правительство России представило первую программу радикальных реформ. Она предусматривала экономическую стабилизацию в течение года с последующим подъемом производства. Главным звеном программы стала реформа ценообразования, автором которой выступал Е. Гайдар. Он справедливо полагал, что именно нерешительность в этой сфере погубила экономические реформы Горбачева. Поэтому с 1 января 1992 г. Было решено отпустить цены на большинство продуктов. Это был не только сильный и решительный, но и опасный шаг российского руководства, способный вызвать мощный социальный взрыв.                                                       В декабре того же года Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. После этого правительство России дополнило программу реформ мерами по приватизации государственной собственности. Предполагалось также осуществление жесткой финансово-кредитной политики (
представляет собой один из важнейших методов государственной экономической политики и в конечном итоге нацелен на достижение макроэкономической стабильности в обществе). Авторы нового курса рассчитывали с помощью предложенных мер не только ослабить экономический кризис в стране, но и сформировать новый класс собственников, каковым, по их мнению, могло бы стать большинство населения страны. Этот «средний класс», по их прогнозам, должен был по западному подобию явиться своего рода буфером между нарождающейся крупной буржуазией и трудящимися, оплотом социальной стабильности в обществе.


РЕФОРМЫ ГАЙДАРА – ЧЕРНОМЫРДИНА
.

Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. Это было прямо противоположно программе «500 дней». В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, по существу, конфискованы. Соответственно покупать акции приватизируемых предприятий оказалось не на что. В этих условиях летом 1992 г. была утверждена программа приватизации, согласно которой с 1 октября 1992.г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий, которые в перспективе должны были обеспечить получение прибылей. Однако одновременно с выдачей ваучеров началась их неконтролируемая скупка у населения новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами.                                                           В январе 1992 г., наряду с освобождением цен, была упразднена централизованная система распределения ресурсов. И все же центральным положением реформы стали новые цены. При сохранении сверхмонополизации экономики они выросли в 100 – 150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10 – 15 раз. Наиболее сильно пострадали от такого положения дел работники бюджетных организаций. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу). Изменение структуры питания, отсутствие у малообеспеченных слоев населения возможности получить квалифицированную медицинскую помощь привели к абсолютному сокращению населения России в 1992 г. на 70 тыс. человек.   Продолжался спад промышленного производства, достигший в первом году реформ 35%[8]. Не удалось добиться перелома и в проведении финансовой реформы: жесткая кредитная политика первых месяцев 1992 г. сменилась под давлением Верховного Совета, директорского корпуса, профсоюзов новыми крупными кредитами убыточным предприятиям России и государствам рублевой зоны. К январю 1993 г. в России было напечатано денег в 4 раза больше; чем их было в июле 1992 г. Это привело к новой волне инфляции.   Не оправдались и расчеты Гайдара на значительную финансовую поддержку Запада. Ссылаясь на неустойчивость политической ситуации в России, Международный валютный фонд и страны «семерки»» отказали России в обещанных кредитах. Япония попыталась связать финансовую поддержку российских реформ с возвращением ей четырех островов Курильской гряды.         Нестабильность обстановки вела и к тому, что российские предприниматели полученные в ходе реформ доходы вкладывали в западные банки и предприятия. Только за 1992 г. из России было вывезено более 17 млрд.[9] долларов. Прежде скрытая коррупция государственных чиновников стала носить открытый характер.В результате главная задача первого года реформ- макроэкономическая стабилизация — так и не была решена. Правда, из  государственных и муниципальных предприятий за 1992 г. большинство перешло в частную собственность, а многие предприятия были преобразованы в акционерные общества. Значительно расширился рынок продовольственных и промышленных товаров. Это несколько ослабило социальную напряженность, хотя реформы Гайдара вызвали у многих россиян полное неприятие. Естественно, это не могло не отразиться на расстановке политических сил, активизации оппозиции реформаторам. В декабре 1992 г.
VII
съезд народных депутатов России оценил деятельность правительства как неудовлетворительную и добился отставки Е. Гайдара с поста премьер-министра. Новым главой правительства был избран

 бывший руководитель газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин. С его приходом в рыночные реформы были внесены коррективы. Сохраняя общее направление движения в сторону рынка, новый премьер сделал ставку на поддержку государственных (в том числе убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, получившим от правительства значительные кредиты. В декабре 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере. Все это потребовало новых средств и привело в итоге к усилению инфляции. На Западе да и в самой России заговорили не о корректировке, а о смене курса реформ. В этих условиях Президент Б. Ельцин назначил вице-премьером Гайдара, который вместе с министром финансов Б. Федоровым путем возобновления жесткой финансовой политики сумел снизить темпы инфляции к концу 1993 г.                                             В то же время протекционизм продолжал оставаться главной чертой политики Черномырдина. Из-за несогласия в принципах проведения реформ Гайдар и Федоров в начале 1994 г. покинули правительство, перейдя в парламентскую оппозицию.
Либерализация цен – важный элемент в формировании рыночной экономики в истории России.
Либерализация экономики, то есть снятие многообразных административных ограничений на хозяйственную деятельность, сокращение вмешательства государства в экономику, радикальное повышение степени экономической свободы, — ключевой момент в переходе от планово – распределительной экономики к рыночной. Она предполагает прежде всего либерализацию цен, снятие ограничений на доходы и заработную плату, открытие экономики, то есть либерализацию внешнеэкономической деятельности. Определяющие шаги по этим направлениям, которые я рассмотрела выше, были предприняты в России в 1992 г. Главный элемент указанных процессов – либерализация цен.

Контролируемые цены влекут за собой действие закона «дать меньше – получить больше». Дефицит – прямое следствие их преобладания. Свободные цены при некоторых дополнительных условиях (конкуренция, жесткие бюджетные ограничения) ведут к сбалансированности рынка, понуждают производителей экономить. Поэтому либерализация цен – крупнейшее революционное институциональное изменение в составе рыночных реформ.

Возможны два варианта либерализации цен: а) поэтапный – был предложен в программе 500 дней; б) единовременный – разовый акт.

В итоге либерализации цен мы получили: открытую экономику, насыщение рынка, ликвидирование дефицита, удар по советскому монополизму, свободный доступ к товарам, ранее казавшийся недосягаемой мечтой, и к заработкам от внешней торговли. Это снижало социальную напряженность, что особенно было необходимо, поскольку либерализация цен – весьма болезненная мера.

Но в конечном итоге решение о либерализации цен, является основным аккордом ключевого этапа рыночных преобразований. Наши же коммунистические лидеры не хотели перемен и, тем более не хотели брать на себя какие – либо непопулярные решения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Внутренний и внешний рынки России. Их состояние на сегодняшний день.

Рынок России делится на внешний и внутренний, где происходят продажа и обмен товаров в пределах одной территории или за пределами страны, выходя на мировой уровень.
На данном этапе экономика  России находится в состоянии кризиса, и это не могло не сказаться на внутреннем и внешнем рынках: внутри страны из-за разорения закрываются мелкие предприятия, появляется все больше товаров зарубежных марок, вывоз товаров за границу стал сильно ограничен, да и цены на товары оставляют желать лучшего… Но что же все-таки представляют из себя внешний и внутренний рынки?..



Внутренний рынок— рынок, действующий внутри страны, в ее пределах.


Внешний рынок
— совокупность зарубежных рынков по отношению к рынку данного государства. Все внешние (по отношению к данному) национальные рынки взаимодействуют как между собой, так и с мировым рынком в целом. Одно из следствий этого — наличие у каждого национального рынка определенного импортного компонента (доли рыночного спроса, удовлетворяемого за счет импорта), а у национальной экономики — экспортного компонента, т.е. доли производимых товаров и услуг, реализуемых в счет экспортных поставок.


Стратегия развития внутреннего рынка России на сегодняшний день.


Взгляд на проводимые в стране реформы с позиций сути самих рыночных преобразований приводит к неутешительному выводу. Выбрано неправильное (неэффективное) направление рыночных преобразований, ориентированное на создание модели экономики совершенной конкуренции и, так называемых, конкурентных рынков, конкурентность которых обуславливается, в основном, свободным входом и выходом (пакет нормативных актов, регулирующих свободу входа, представлен правительством). Эта модель, во-первых, не согласуется с существующими экономическими условиями экономики России, во-вторых, не характерна для развивающейся экономики, в-третьих, нацелена на макроэкономическую стабилизацию и, в — четвертых, не использует эффективные формы конкуренции (ценовую и качественную). Согласно экономической теории рынки разделяются на рынки совершенной (свободной) конкуренции и рынки несовершенной конкуренции. Принципиальное отличие между ними состоит в том, что на рынках несовершенной конкуренции товаропроизводители могут управлять как ценами на товары и услуги, так и влиять на их качество, то есть проводить ценовую и качественную конкуренцию. Предлагаемая стратегия развития внутреннего рынка построена на модели экономики несовершенной конкуренции, что в наибольшей степени отвечает реалиям нашей экономической системы. Суть рыночных преобразований состоит в формировании конкурентной рыночной среды, базирующейся на условиях ценовой конкуренции и конкуренции товаров по качеству как основных движителей рыночных преобразований и обусловленного ими экономического развития. Само экономическое развитие с точки зрения рынка выражается в виде изменений в совокупном спросе и совокупном предложении, которые отражаются в важнейших экономических показателях — уровне цен и объёме реального национального продукта. Взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением определяет уровень развития внутреннего рынка, макроэкономическое состояние экономической системы.                                                                      В отличие от общепринятого подхода, связывающего экономический рост с инвестициями, обосновывается двухэтапное экономическое развитие, первый этап которого характеризуется увеличением оборотного капитала, снижением цен и накоплением денежных средств. Этап базируется на создании условий ценовой конкуренции, которая определяется формированием товаропроизводителями эффективного совокупного предложения, состоящего в предложении предприятиями известных потребителям товаров и услуг по сниженным ценам при одновременном увеличении их количества.                                                           Микроэкономический эффект предложения основывается на возможности предприятия увеличивать свою прибыль через увеличение товарооборота при понижении цены и росте объёмов выпуска (пока предельный доход превышает предельные издержки; уменьшение переменных единичных издержек с ростом объёмов выпуска даст большую эффективность.) Этап связан с жизненным циклом товара и основными стадиями пребывания товара на рынке: выведения товара на рынок, зрелости, насыщения, при этом последовательно с понижением цены товара, растёт прибыль и увеличивается товарооборот предприятия, создаются условия для производственного накопления денежных средств. Объёмы выпуска растут за счёт увеличения объёмов товарного спроса.                                Эффективное предложение, взаимодействуя с совокупным спросом, стимулирует увеличение объемов совокупного спроса. Объемы спроса дополнительно регулируются путем перераспределения национального дохода через налоговую систему, при этом доходы перераспределяются от домохозяйств с высокими доходами к домохозяйствам с низкими доходами. Перераспределение доходов позволит в той или иной мере выровнять доходы и создать массового потребителя, тем самым, увеличив объем спроса на товары массового спроса. Рост объемов совокупного спроса связан с решением социально значимой задачи по увеличению количества потребляемых товаров и услуг на душу населения. Повышается прежде всего потребление хорошо известных покупателю потребительских товаров массового спроса. Эффективное предложение ориентируется на массового потребителя.                                                                                                                В условиях ценовой конкуренции совпадают интересы трех субъектов экономики государства, товаропроизводителей и населения: товаропроизводителей, поскольку при снижении цен на товары увеличивается с ростом товарооборота получаемая предприятиями прибыль; населения, поскольку оно может по пониженным ценам купить большее количество товара; государства, поскольку растет уровень национального продукта, а с ним улучшаются и все другие показатели социально-экономического развития.                                                                        На втором этапе экономическое развитие базируется на конкуренции товаров и услуг по качеству и связано с увеличением капитальных вложений путем производственного финансирования. В результате капитальных производственных вложений и обновления основного капитала производство становится способным создавать качественно новые товары, находящиеся на начальных этапах жизненного цикла и обладающие высоким потенциалом увеличения товарооборота. Эти товары формируют спрос в сторону его повышения, так как за товары более высокого качества потребитель готов заплатить более высокую цену. На данном этапе закладывается фундамент экономического роста.                                                                        Естественно, что предлагаемая модель экономического развития предполагает проведение совершенно иных (по отношению к нынешним) институциональных реформ. Остановимся на основных.                              Выполняя многочисленные, часто ненужные функции, государство не выполняет, пожалуй, самой главной своей функции: обеспечения экономической системы деньгами, что автоматически подрывает основу рыночных отношений. Часто недостаток денег связывают с монетаристской концепцией, что совершенно неправильно. В основе монетаристской концепции лежит увеличение денежной массы пропорционально росту национального продукта (денежная масса при этом соответствует стоимости товарной массы), а не просто ограничение денежной массы (как это у нас обычно понимается), что в корне отличается от политики, используемой в нашей экономике.                              В настоящее время многие отрасли обладают значительными неиспользуемыми производственными мощностями, что снижает инвестиционную нагрузку на производственную систему и делает проблемы роста производства товаров и услуг зависимыми только от наличия оборотного капитала. Обеспечение оборотными денежными средствами позволит многим предприятиям, хотя и не без значительных трудностей, нарастить выпуск товаров в относительно короткие сроки, не связывая рост производства капитальными предварительными вложениями.


    В марте 2009 г. на внутреннем рынке наличной иностранной валюты продолжилось падение спроса населения как на доллары США, так и на евро. При сохранении высоких объемов предложения населением наличной иностранной валюты это привело к формированию, впервые за последние 10 месяцев, чистого предложения, объем которого составил 1,3 млрд. долларов США в долларовом эквиваленте (здесь и далее по тексту — долларов).

    [10]В результате при перенасыщенности рынка внутренними ресурсами наличной иностранной валюты (на руках у населения и в кассах уполномоченных банков) уполномоченные банки свели к минимуму ее ввоз в страну.




 

Март 2009 г.

Март 2008 г.
к февралю 2008 г.,
прирост, %

млн. долл.

к февралю 2009 г., прирост

к марту 2008 г.,
прирост, %

млн. долл.

%

Емкость рынка

18 008

—1 132

—6

14

2

Обороты межбанковского рынка

3 391

—413

—11

—40



Обороты операций физических лиц

13 173

—1 842

—12

—5

1


    Емкость рынка (суммарный объем наличной иностранной валюты по всем источникам поступления, включая ее остатки в кассах уполномоченных банков на начало периода) в марте 2009 г. по сравнению с февралем снизилась на 6% и составила 18 млрд. долларов. Обороты межбанковского рынка снизились на 11%, обороты операций физических лиц — на 12% — до 3,4 и 13,2 млрд. долларов соответственно.




Спрос физических лиц на наличную иностранную валюту


    В марте 2009 г. совокупный спрос населения на наличную иностранную валюту (сумма купленной в обменных пунктах, полученной по конверсии и снятой с валютных счетов наличной иностранной валюты) по сравнению с февралем уменьшился на 24% и составил около 6 млрд. долларов. Его объем превысил совокупный спрос в марте 2007 г. на 5%, но был ниже его уровня в марте 2008 г. на 14%.




    Спрос на европейскую валюту снижался более высокими темпами, чем спрос на доллары США (на 32 и 17% соответственно). В результате доля доллара США в структуре совокупного спроса составила 59%, евро — 40% относительно 55 и 44% в феврале 2009 года.

    В марте 2009 г. населением было куплено в обменных пунктах и операционных кассах наличной иностранной валюты на треть меньше, чем в феврале. Объем покупки евро сократился на 44%, долларов США — на 26%. Количество операций по покупке физическими лицами наличной иностранной валюты снизилось на 11% — до 2 млн. сделок, средний размер сделки по покупке уменьшился на 28% — до 1343 долларов.




 

Март 2009 г.

Март 2008 г.
к февралю 2008 г.,
прирост, %

млн. долл.

структура, %

к февралю 2009 г., прирост

к марту 2008 г.,
прирост, %

млн. долл.

%

Совокупный спрос


5 957


100


—1 860


—24


—14


—15


доллар США


3 540


59


—738


—17


1


—2


евро


2 353


40


—1 089


—32


—29


—26


куплено в обменных пунктах и получено по конверсии

2 904

100

—1 508

—34

—40

—20

доллар США


1 753


60


—601


—26


—22


—6


евро


1 109


38


—883


—44


—56


—30


снято с валютных счетов

3 053

100

—352

—10

46

—2

доллар США


1 786


59


—137


—7


41


5


евро


1 244


41


—206


—14


53


—12



    Объемы наличной иностранной валюты, снятой физическими лицами с валютных счетов, открытых в уполномоченных банках, в марте текущего года составили около 3,1 млрд. долларов, что на 10% меньше, чем в предыдущем месяце. При этом европейской валюты со счетов было снято на 14% меньше, чем месяцем ранее, а долларов США — на 7%.




 

Март 2009 г.

Март 2008 г.
к февралю 2008 г.,
прирост, %

значение показателя

к февралю 2009 г., прирост

к марту 2008 г.,
прирост, %

млн. долл.

%

Количество сделок по покупке физическими лицами наличной иностранной валюты в обменных пунктах


Количество сделок, тыс. ед.

2 048

—245

—11

—20

—1

Средний размер сделки, долл.

1 343

—520

—28

—22

—22

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Інформація, щодо підприємств, організацій та фізичних осіб – суб’єктів підприємницької діяльності у Миколаївській області, які провадять діяльність, пов’язану з виробництвом засобів вимірювальної техніки
Реферат Планирование инвестиционной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО "Нижнекамскнефтехим")
Реферат Зовнішньоекономічна діяльність комерційних банків 2
Реферат Ancient Greek And Roman Similarities Essay Research
Реферат 030505. 65 – Правоохранительная деятельность
Реферат Политика государства в области занятости
Реферат Оценка конкурентоспособности и пути е повышения
Реферат Инфоpмационные системы в pаботе менеджеpа
Реферат Авторская позиция и средства ее выражения в комедии Горе от ума
Реферат Обложение налогом внешнеэкономической деятельности
Реферат Дознание как форма предварительного расследования 2
Реферат Словотворчество Хлебникова и континуальное мышление
Реферат JRR Tolkien Essay Research Paper John Ronald
Реферат Paternalisic Laws Essay Research Paper The Seatbelt
Реферат Завдання щодо вдосконалення вищої освіти в Україні у контексті вимог Болонського процесу