Реферат по предмету "Экономическая теория"


Экономическая конкуренция 2

--PAGE_BREAK--Чистая (совершенная) конкуренция


Чистая (совершенная) конкуренция — это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.

На рынке чистой конкуренции ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой цене. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например картофель. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т.е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен картофелем, купленным у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о конъюнктуре рынка. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок.

Механизм функционирования такого рынка можно проиллюстрировать на следующем примере. Если цена картофеля возрастает в результате увеличения спроса, фермер прореагирует на это расширением ее посевов в следующем году. По этой же причине и другие фермеры сажают большие площади, равно как и те, кто раньше этим не занимался. В результате увеличится предложение картофеля на рынке, что может привести к падению рыночной цены. Если это произойдет, то все производители, и даже те, кто не расширял площади под картофель, будут испытывать проблемы с ее реализацией по более низкой цене.

Таким образом, рынком чистой конкуренции (или совершенным) считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время, для чего необходимы:

·                    неограниченное количество участников хозяйственных отношений и свободная конкуренция между ними;

·                    абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

·                    абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;

·                    наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

·                    абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. (осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов) невозможно без наличия полнойинформации);

·                    стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;

·                    абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

·                    отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.

Однако практически ситуации, когда все эти условия присутствуют, не может быть, поэтому не существует свободного и совершенного рынка. Многие реальные рынки функционируют по законам монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция.
    Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей  и продавцов, совершающих сделки не  по  единой  рыночной  цене,  а  в  широком диапазоне цен. Наличие  диапазона  цен  объясняется  способностью  продавцов предложить покупателям  разные  варианты  товаров.  Реальные  изделия  могут отличаться  друг  от  друга  качеством,  свойствами,  внешним   оформлением. Различия могут заключаться и в  сопутствующих  товарам  услугах.  Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по — разному.  Чтобы выделиться чем — то, помимо  цены,  продавцы  стремятся  разработать  разные предложения  для  разных  потребительских  сегментов  и  широко   пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и  методами  личной продажи.  В  связи  с  наличием  большого  числа  конкурентов  стратегии  их маркетинга оказывают  на  каждую  отдельную  фирму  меньше  влияния,  чем  в условиях олигополистического рынка.
    В данной ситуации не требуется присутствия на рынке тысяч фирм, как при совершенной конкуренции, достаточно несколько десятков.  В  условиях  чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную или  однородную  продукцию, при   монополистической   -   дифференцированную.   Дифференциация    обычно происходит не по основному назначению продукта, а  через  различные  попытки конкурирующего монополиста создать  в  сознании  потребителя  представление, что его продукт заключает  в  себе  больше  полезности,  чем  конкурирующий.

Полезность, которую  несет  дифференцированный  продукт,  является  частично психологической по своей природе. Дифференциация  затрагивает  прежде  всего качество продукта или  услуг,  благодаря  чему  у  потребителя  складываются неценовые предпочтения.
    Фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают  в  соперничество не только через цены,  но  и  через  всемерную  дифференциацию  продукции  и услуг. Эта черта — главная для этой модели рынка. Еще одна характеристика  — относительная легкость вступления в  рынок.  Начальный  капитал  может  быть сравнительно невелик.
    Конкурент — монополист все время сражается за то, чтобы создать  своему продукту  дифференциацию  в  сознании  покупателей,  и  делает   это   через рекламу. Обычно продукты взаимозаменяемы и часто  их  добавочная  полезность носит чисто психологический характер.

Поэтому та группа  продуктов,  которую продают монополисты — конкуренты, очень легко  может  быть  заменена  другой группой.

    Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество  реально существующих  рынков.  Его  характеристики  достаточно  точно  соответствуют большинству  отраслей   сферы   обслуживания   (сеть   ресторанов,   станции технического обслуживания,  сфера  банковских  услуг,  производство  одежды, безалкогольных  напитков,  стирального  порошка,   вычислительной   техники, компьютеров...)
Олигополия.

          Олигополия — это рыночная структура, при которой в реализации

какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и   дифференцированным и стандартизированным.
           Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится   половина и более общих продаж продукта.
           На олигополистических ранках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они, либо их соперники, изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которую отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.

        Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые   существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм.
            Важное  отличие  олигополистического   рынка   от   рынка   совершенной конкуренции связано с динамикой цен. На  олигополистическом  -  тенденция  к устойчивой фиксации, изменяется не столь часто.
    Распространено лидерство в ценах, когда их  преимущество  диктует  одна ведущая фирма, остальные олигополисты следуют за ней.
    Характерная  особенность  олигополистического   рынка   -   зависимость поведения каждой фирмы от реакции  и  поведения  конкурентов.  Производители договариваются  о сотрудничестве и заключают соглашение  о  дележе  рынка  — «картельное соглашение».
    КАРТЕЛЬ — соглашение нескольких предприятий, устанавливающее  для  всех участников объем производства, цены на товар, условия  найма  рабочей  силы, обмен патентами, разграничение рынков  сбыта  и  долю  каждого  участника  в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен,  но  не ограничение  производственной  и  снабженческо   -   сбытовой   деятельности участников.
    Невозможность  полностью   и   постоянно   использовать   картель   для

взаимодействия  олигополистических  фирм  вынуждает  их  идти  на  НЕГЛАСНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  СОГЛАШЕНИЯ  -  тайная  экономическая   политика   в   области изменения цен и  разграничение  сфер  влияния.  Такое  сотрудничество  может проявляться через особую экономическую политику  олигополистических  фирм  в виде «жесткости цен», «лидерства в  ценообразовании»  и  «патентных  пулов»- соглашение о специализации и кооперации производства.
           Можно выделить следующие черты олигополистических рынков:

·         Небольшое число продавцов (покупателей) товара;

·         Продавцы (покупатели) являются крупными экономическими агентами;

·         Существуют значительные барьеры входа и выхода;

·         Прибыль экономических агентов в долгосрочном периоде отлична от нуля;

·         Продаваемый товар может быть как дифференцированным, так и однородным.

Так, например, к олигополиям относятся автомобилестроение, судостроение, производство вычислительной техники и др.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.