Реферат по предмету "Экономическая теория"


Экономическая интеграция Содружества Независимых Государств

--PAGE_BREAK--|                         |третьим странам. Однако возникают и более|

|                         |серьезные внутренние противоречия.       |

|                         |Примером может служить ЕЭС.              |

|Общий рынок              |Полное устранение препятствий для        |

|                         |перемещений всех факторов производства   |

|                         |между странами-участницами. В процессе   |

|                         |решения находятся такие вопросы, как:    |

|                         |полное согласование экономической        |

|                         |политики и т.д., выравнивание            |

|                         |экономических показателей.               |

|Экономический союз       |Возникает на этапе высокого              |

|                         |экономического развития. Проводится      |

|                         |согласованная (или даже единая)          |

|                         |экономическая политика и на этой основе  |

|                         |идет снятие всех препятствий. Создаются  |

|                         |межгосударственные (надгосударственные)  |

|                         |органы. Идут крупные экономические       |

|                         |преобразования во всех                   |

|                         |странах-участницах.                      |

|Валютный союз            |Форма экономического союза и одновременно|

|                         |крупная составляющая экономического      |

|                         |союза. Характерными чертами валютного    |

|                         |союза являются:                          |

|                         |согласованное (совместное) плавание      |

|                         |национальных валют;                      |

|                         |установление по соглашению фиксированных |

|                         |валютных курсов, которые целенаправленно |

|                         |поддерживаются Центробанками             |

|                         |стран-участниц;                          |

|                         |создание единой региональной валюты;     |

|                         |формирование единого регионального банка,|

|                         |являющегося эмиссионным центром этой     |

|                         |международной валютной единицы.          |

|                         |В развивающихся странах под валютным     |

|                         |союзом понимают клиринговые соглашения.  |

|Полная экономическая     |Единая экономическая политика и, как     |

|интеграция               |следствие, унификация законодательной    |

|                         |базы.                                    |

|                         |Условия:                                 |

|                         |общая налоговая система;                 |

|                         |наличие единых стандартов;               |

|                         |единое трудовое законодательство;        |

|                         |и т.д.                                   |
Эта система разработана ВТО и ГАТТ.
Преимущества:

1. Увеличение размеров рынка -  эффект  от  масштабов  производства  (для

стран  с  малой  емкостью  национального  рынка),   на   этой   основе

необходимость определения оптимального размера предприятия.

1. Возрастает конкуренция между странами.

2. Обеспечение лучших условий торговли.

3. Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.

4. Распространение передовой технологии.

Отрицательные последствия:

1. Для более отсталых стран это  приводит  к  оттоку  ресурсов  (факторов

производства),  идет  перераспределение   в   пользу   более   сильных

партнеров.

1. Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению

цен.

2. Эффект потерь от увеличения масштабов производства при  очень  сильной

концентрации.
Проблемы экономической интеграции и их решение, на современном этапе.

Международное сообщество в  любой  сфере  сотрудничества  на  основе

двусторонних  или  многосторонних  соглашений  представляет  собой   систему

отношений  (политических,  экономических,  военных  и  др.),   обусловленную

принципами единства интересов отдельного субъекта международных отношений  и самой  системы.  К  подобному  международному  сообществу,  как  к   системе середины 60-х годов, начали медленно продвигаться две группы  стран  Европы, принадлежавших к различным политическим системам: страны — члены СЭВ и  ЕЭС.

Первоначально  эти  две  системы  региональных   международных   объединений

формировались, прежде всего, на основе «набора»  элементов  совместимости  в

области экономики и идеологии, наиболее общих интересов развития и защитных

барьеров.

В процессе исторического противоборства двух идеологических  лагерей

наибольшего «успеха» достигло западноевропейское сообщество, в то время  как

социалистический  лагерь  ушел  с  исторической  арены.   Однако   вряд   ли

международное сообщество выиграло с его утратой.

Достигнутые   за   последнее   время   определенные    положительные

политические, экономические и, как  следствие,  —  социальные  результаты  в

странах — членах Европейского Союза дают основание и часто  повод  к  выводу

об уникальности и универсальности тех  механизмов  и  принципов,  на  основе

которых  создано   западноевропейское   сообщество.   Нередко   складывается

иллюзорное представление о магической силе этого  западноевропейского  союза

и его возможностях для каждого, вступившего  в  это  объединение  в  надежде

обеспечения высоких социальных стандартов и стабильных гарантий  процветания для своей страны. В то время как в странах Европейского  Союза  в  1992—1996 гг. валовой  внутренний  продукт  рос  на  1—2%  в  год,  в  странах  СНГ  — уменьшался в среднем на 10% в год.

Анализ показывает, что по уровню  валового  внутреннего  продукта  и валового национального продукта  на  душу  населения  Россия  сопоставима  с

Уругваем, где  соответствующие  показатели  составили  6070  и  3470  долл.,

Панамой — 5600 и 2470 долл., Бразилией — 5240 и 2810  долл.  соответственно,

а в России 6140 и 2820 долл. Другие страны  бывшего  СССР  находятся  далеко

позади от показателей уровня ВВП и ВНП на душу населения в России,  хотя,  в

настоящее  время  экономика  Казахстана  заметно  выросла  по  сравнению   с

Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном.  Общество  этих  стран  сегодня

оказалось  за  критической  чертой  национальной  безопасности,  которую   в

геополитическом плане можно охарактеризовать как «закритическую».

Так, например, по объему внутреннего валового продукта как основному

показателю экономического развития, Россия в 10 раз уступает США, в 5 раз  —

Китаю, вдвое — Германии и Индии.[1]

На пути интеграции развивающихся стран  всего  мира  можно  выделить

четыре основных препятствия:
1. Интегрирующиеся страны  слабо  дополняют  экономики  друг  друга,  что

сдерживает  процесс  интеграции;  отсюда   следует,   что   необходимы

структурные изменения;

2. Не развита инфраструктура;

3. Различия уровней и потенциалов развития;

4. Политическая нестабильность.
Экономическая  интеграция  центрально-азиатских  государств,  в  том

числе в рамках Центрально-азиатского Экономического Сообщества (ЦАЭС),  идет очень медленно. Основной причиной низких темпов интеграционных  процессов  в странах  Центрально-азиатского  региона  и  странах  бывшего  СССР  является «слабая  взаимодополняемость»  экономик   государств,   ориентированных,   в основном, на экспорт сырьевых материалов, которые нередко конкурируют  между собой на  внешних  рынках,  что  тормозит  региональную  торговлю.  Нехватка капитала в центрально-азиатских республиках не позволяет им также  развивать активное сотрудничество в актуальной для них инвестиционной сфере.

Нельзя и не сказать о том, что с момента развала  Советского  Союза, за  сравнительно  длительный  промежуток  времени   было   подписано   много

документов,  которые  теоретически  способствуют  развитию  отношений  между

странами, развитию  экономик.  Но  все  подписанные  документы  на  практике

ничего не значат и как мы  видим  интеграционные  процессы  протекают  очень

медленными темпами.

Например: Более чем сто  договоров,  подписанных  между  Украиной  и Белоруссией, в том числе те, которые были  ратифицированы  Верховной  Радой,

как  сообщил  спикер  парламента  Александр   Ткаченко,   оказывается,   «не

работают».
Другой   сдерживающий   фактор   -   проведение   странами    разной

экономической стратегии. Если Казахстан и Кыргызстан  осуществляют  политику

ускоренных рыночных реформ, то в Узбекистане и,  особенно,  в  Туркменистане

до сих пор сохраняются многие элементы  экономики  советского  периода,  что

существенно затрудняет выработку «единых правил» ведения взаимной  торговли.

В этой связи в ближайшие несколько  лет  экономическое  сближение  республик

будет происходить в  замедленном  темпе.  Однако  этот  процесс  значительно

ускорится после выхода стран региона из экономического кризиса.

В настоящее время индустрия многих стран СНГ работает  лишь  на  10%

своих мощностей. Проблемы, с  которыми  сталкиваются  страны,  одинаковы  на

всем постсоветском пространстве и решать их гораздо  проще,  объединив  свои

усилия в рамках СНГ. И, по-видимому, не  случайно,  что  в  настоящее  время

идет поиск новых путей взаимоотношений.
Решить проблемы экономической интеграции стран,  не  так  легко  как

кажется. Казалось бы, для преодоления всех барьеров нужно решить 4  основных

проблемы экономической интеграции,  проблемы,  также  характерные  тому  или

иному региону или стране,  в  результате  чего  решаются  все  противоречия.

Однако это не так, нужно создавать и соблюдать соглашения,  договора,  нужно

учитывать  геополитическое  положение  страны,  экономическое   развитие   и

главное-желание к объединению в единый механизм.

В  сентябре  1993  года  главы  государств  Содружества  Независимых

Государств подписали Договор о  создании  Экономического  союза,  в  котором

заложена концепция  трансформации  хозяйственного  взаимодействия  в  рамках

Содружества Независимых Государств с учетом  сложившихся  в  нем  реалий.  В

основе Договора лежит понимание его участниками  необходимости  формирования общего экономического пространства,  основанного  на  свободном  перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов;  выработки  согласованной  денежно- кредитной, налоговой,  ценовой,  таможенной,  внешнеэкономической  политики; сближения  методов  регулирования   хозяйственной   деятельности,   создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

За восемь лет  существования  договора  об  экономическом  союзе,  и

сотрудничестве,  мало,  что  изменилось  с  момента  его  подписания.   Хотя

государства   понимают   необходимость   создания   единого   экономического

пространства, они не могут, объединится из-за  таких  факторов  как,  единая

налоговая  и  таможенная  система,  единая  валюта,  свободное   перемещение

капиталов,  услуг  и  рабочей  силы.  Эти  вопросы  должны  решаться   более

серьезно. Хотя в настоящее время и есть идеи объединения, они  очень  слабы,

и  порой,  кажется,  что  государства   просто   хотят,   насладится   своей

независимостью, тем самым тянут всю экономику на более низкий уровень.

Можно предположить, что государства просто еще не созрели для такого

объединения, но все же оно произойдет. Развитие экономического  роста  стран

идет, хоть и медленными темпами. Различие в развитии стран уже сейчас  видно

«на лицо», так некоторые страны вырываются  вперед  и  начинают  развиваться

более быстрыми темпами по  сравнению  с  другими  странами.  Так,  например,

Россия, Белоруссия,  Казахстан  уже  сейчас  поднимаются  на  более  высокий

уровень, чем Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан.

29  марта  1996  года  Республика  Беларусь,  Республика  Казахстан, Кыргызская  Республика  и  Российская   Федерация   подписали   Договор   об

углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
Отмечая, что целью  Договора  является  создание  в  перспективе  Сообщества

интегрированных государств, стороны подтвердили свое участие  в  Содружестве

Независимых   Государств   и   готовность   осуществлять   в   его    рамках

интеграционные процессы.

Позднее, 2 апреля  1996  года,  Российская  Федерация  и  Республика

Беларусь, подтверждая свое  участие  в  СНГ  и  Договоре  между  Республикой

Беларусь,  Республикой  Казахстан,  Кыргызской  Республикой   и   Российской

Федерацией,   подписали   Договор   об   образовании   Сообщества,   глубоко

интегрированного   политически   и   экономически   в   целях    объединения

материального и интеллектуального потенциалов своих государств  для  подъема

экономики,  создания  равных  условий  повышения  уровня  жизни  народов   и

духовного развития личности.

В    продолжение
--PAGE_BREAK--  феврале  1999  года  к  Договору  вышеназванных   государств   об

углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях  от  29  марта

1996  года  и  соглашениям  о  Таможенном  союзе  присоединилась  Республика

Таджикистан.
Объективно мы подошли к  выводу,  что  предпосылками  становления  и

развития международной экономической интеграции являются не  только  уровень и  степень  международной  специализации  и   разделения   труда,   характер комбинирования и кооперирования производства  и  формирования  общего  рынка реализации, единство границ  и  географического  месторасположения,  наличие единой инфраструктуры рыночных отношений, но и достаточно схожие  социально- экономические  условия,  а  также  благоприятная  законодательно-нормативная база  организационно-экономического  оформления  международного интеграционного объединения.
Исторически практика интегрирования национальных экономик,  капитала

и внутренних рынков объединяющихся  государств  развивается  преимущественно на основе, прежде всего, усиления  ведущих,  наиболее  сильных  национальных монополий, банков, играющих решающую роль в международных компаниях,  других экономических и финансовых  объединениях  и  представляющих  интересы  своих правительств. Отсюда именно правительства этих  стран  определяют  стратегию экономического и политического  интеграционного  объединения.  Что  касается западноевропейского интеграционного  объединения,  то  именно  правительства

США,  Германии   и   Англии   сегодня   определяют   не   только   стратегию

экономического и политического развития Европы, но и ее судьбу.

Экономическая интеграция стран Европейского Союза.

Рассматривая экономическую интеграцию, наиболее подходящим  примером

успешного объединения  и  развития,  пожалуй,  следует  назвать  Европейское

Сообщество (ЕС).

Пройдя длительный исторический путь  экономического  сотрудничества,

страны Западной Европы вышли на  новый  рубеж.  Они  объединились  в  высшую форму совместного экономического сотрудничества — интеграцию своих  экономик и  рыночной  инфраструктуры  в   форме   западноевропейского   регионального Европейского Союза, регулируемого  и  контролируемого  как  государственными органами   власти   каждого   из   субъектов   этого   сообщества,   так   и межгосударственными  (наднациональными)  органами   управления   на   основе соответствующих уставов, договоров и соглашений  в  рамках  Союза  о  единой таможенной  и  валютной   политике,   едином   законодательстве   в   рамках Европарламента   и   других   принципах   интеграционного    международного сотрудничества.
Европейское  Экономическое  Сообщество  (ЕЭС)  -  объединение   ряда

европейских государств, которые стремятся  к  экономической  интеграции  при

частичном  отказе   от   своих   национальных   суверенитетов.   Европейское

экономическое сообщество было юридически оформлено  Римским  договором  1957 г. и первоначально включало в  себя  шесть  стран:  ФРГ.  Францию,  Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Италию. В 1973 г.  в  него  вошли  Англия,  Дания  и Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания  и  Португалия.  В  основе

экономической политики ЕЭС  лежат  следующие  принципы:  свободный  торговый обмен, свободная миграция  рабочей  силы,  свобода  выбора  местожительства, свобода предоставления услуг, свободное перемещение  капиталов  и  свободный платежный оборот. Первым шагом к реализации этих принципов явилось  создание зоны  свободной  торговли,  что  предполагало  взаимную  отмену   таможенных пошлин, экспортных и импортных квот  и  других  внешнеторговых  ограничений.

Одновременно  с  этим  начала  проводиться  единая  таможенная  политика  по

отношению к третьим странам,  не  являющимся  членами  ЕЭС  (так  называемый «таможенный  союз»).  Реализация  указанных  выше  принципов  привела  бы  к созданию в рамках  ЕЭС  единого  рынка  товаров  и  услуг,  рабочей  силы  и капитала.  Однако   на   практике   внутри   ЕЭС   существуют   немаловажные противоречия. Главным из них является наличие различных налоговых  систем  с неодинаковыми налоговыми ставками, прежде всего в сфере  налогов  косвенных.

Важным  этапом  в  развитии  «Общего  рынка»  явилось  создание  Европейской

валютной  системы.  Хотя  в  этом  случае   наиболее   очевидно   стремление

большинства  стран-членов  ЕЭС  проводить   свою   собственную   независимую

валютную политику. Конечно, валютная и налоговая политика — ключевые  звенья

суверенитета каждой страны,  поэтому  именно  здесь  хорошо  просматривается

противоречие между стремлением к объединению  Европы  и  желанием  отдельных

стран сохранить по  возможности  в  большей  мере  собственный  суверенитет.

Кроме  ЕЭС  существует  европейское  объединение  угля,  и  стали,  а  также

Европейское объединение по атомной энергии.  Эти  три  объединения  известны

под названием Европейские сообщества (ЕС).  Существует  ряд  наднациональных

органов,  которые   осуществляют   руководство   Европейским   экономическим

сообществом: Совет министров (законодательный орган);  Комиссия  Европейских

сообществ  (исполнительный  орган);  Европейский   парламент   (осуществляет

контроль за деятельностью Комиссии и  утверждает  бюджет);  Суд  Европейских

сообществ (высший судебный орган); Европейский совет (в  его  состав  входят

главы   правительств    стран-членов    ЕЭС);    Европейское    политическое

сотрудничество (комитет,  в  составе  которого  насчитывается  15  министров

иностранных дел и один член Комиссии Европейских сообществ).  Усиление  роли

последнего органа свидетельствует о стремлении стран-участниц  не  только  к

экономической, но и к политической интеграции. В настоящее  время  в  состав

Европейского Сообщества входят 15 стран.

Различия в уровнях экономического развития стран ЕС и в  степени  их

желания участвовать в интегрированных областях привели еще  в  80-е  годы  к

появлению идеи  Европы  «концентрических  кругов»  и  Европы  с  “изменяемой

геометрией",  и  в  дальнейшем   обсуждавшихся   и   развивавшихся.   Однако

наибольшую  актуальность  они  приобрели  тогда,  когда   встал   вопрос   о

присоединении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

На сессии Европейского совета  в  Копенгагене  в  июне  1993г.  было

принято  решение  о  том,  что   имеющие   статус   ассоциированных   членов

государства ЦВЕ, которые пожелают  войти  в  ЕС,  смогут  сделать  это,  как

только будут в состоянии выполнить соответствующие требования.

Наиболее   настойчиво   за   скорейшее   включение   центрально-   и

восточноевропейских стран в ЕС  ратует  Германия,  быстро  расширяющая  свое

влияние в этих странах и активно  осваивающая  их  рынки.  Обосновывая  свою

позицию, она аргументирует ее жизненной  необходимостью  распространения  на

этот регион зоны стабильности, существующей в  Западной  Европе.  О  том  же

говорят  и  выводы  группы  ученых  из  ряда  европейских   стран,   которые

анализировали происходящие в Восточной Европе  преобразования.  Эксперты  из

семи научных институтов, в  том  числе  из  немецкого  общества  по  внешней

политике, пришли к  выводу,  что  нестабильным  странам  в  восточной  части

континента,  если  их  вовремя  не  принять  в   ЕС,   могут   потребоваться

чрезвычайные меры помощи в миллиарды долларов, кроме того,  может  произойти

новый раскол между  Востоком  и  Западом,  сопровождаемый  угрозой  усиления

националистических тенденций с обеих сторон  и  возникновения  этнических  и

идеологических конфликтов.

Эта точка  зрения  широко  распространена  и  в  немецких  средствах

массовой  информации.  «Поэтапная  интеграция   в   западное   экономическое

сообщество»  и,  наконец,  членство  проводящих  реформы  стран   Восточной,

Центральной  и  Юго-Восточной   Европы   представляет   собой   единственную

возможность создания там надежного уклада рыночной экономики и демократии".

Многие  европейские  политики  считают,  что  сам  Европейский  Союз

получит от расширения своих  границ  в  восточном  направлении  гарантию  от

экономического коллапса и установления в  этой  зоне  авторитарных  режимов,

которые явились  бы  угрозой  не  только  непосредственно  ряду  европейских

политиков, большему равновесию внутри самого союза, прежде  всего,  учитывая

растущую силу Германии.  Это  особенно  важно,  поскольку  франко-германский

тандем в последнее время начинает давать сбои. Кроме того,  таким  путем  не

только Германия, но и другие страны-члены ЕС закрепили  бы  свое  влияние  в

этой  части  Европы,  хотя   уже   сейчас   50%   торговли   центрально-   и

восточноевропейских стран приходится  на  страны  Запада.  В  связи  с  этим

следует иметь в виду, что, по  расчетам  западных  экономистов,  Центральная

Европа в скором  времени  может  превратиться  в  одну  из  наиболее  быстро

развивающихся частей континента.

Существуют так называемые интегрированные  программы,  которые  были

начаты в качестве эксперимента с  1979г.  Основными  целями  интегрированных

программ является скоординированный  подход  к  решению  сходных  проблем  в

различных   регионах.   Так   примером   могут    служить    программы    по

Средиземноморью.  Страны  с  прилегающими   регионами   согласовывают   свои

действия  по  развитию  этих  регионов,  привлекались  средства  структурных

фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройку промышленности
Основными источниками финансирования программ ЕС являются:

1. Европейский фонд валютного сотрудничества

2. Взаимное кредитование национальных ЦБ
Основными кредитными инструментами ЕС являются:

1. Валютные интервенции.

2.  Краткосрочная  валютная  поддержка  (срок  до  75  дней,   можно

повторять через короткие промежутки времени).

3. Среднесрочное кредитование.

4. Долгосрочная помощь сроком до 5 лет.
Платежный союз в СНГ учитываются элементы ЕВС.
Расширение ЕС на восток, безусловно,  затронет  интересы  России,  и

последствия могут быть для нее весьма неоднозначными, особенно в  переходный

период.   Оно  будет  еще  больше  способствовать переориентации  экономики

ЦВЕ  на  рынке  ЕС  и  сделает  восточно-  и  центрально-европейские   рынки

недоступными для российских товаров, несмотря на  уже  подписанные  торговые

соглашения между Россией и ЕС. Это усугубит  наши  экономические  трудности,

поскольку большая часть промышленной продукции бывшего Советского Союза  шла

именно в эти страны,  в  результате  Россия  лишится  возможности  получения

средств,      необходимых      для      технологического       переоснащения

предприятий.

Не менее серьезной проблемой для России может стать расширение ЕС на

восток и в политическом плане. Присоединение стран Центральной  и  Восточной

Европы к  общей  внешней  политике  и  политике  безопасности  ЕС,  как  это

предусматривается  в  дальнейшем,  лишит  Россию  свободы   дипломатического

маневра при решении сложных международных ситуаций,  в  которых  могут  быть

затронуты ее национальные интересы.
Выработка решений на уровне ЕС происходит по  сути  дела  келейно  и

выведена из-под  контроля  общественности  входящих  в  него  государств.  А

поскольку решения принимаются совместно всеми  правительствами,  в  конечном

счете,  никто  не  несет  ответственности  за  нерациональное   расходование

миллиардов из бюджета ЕС, за  его  плохо  организованную  администрацию,  за

неудачно сформулированные законы. Многие европейцы утверждают, что  подобная

система все глубже ввергает Европу в недееспособность.

Создаваемая  в  ЕС  интегрированная  система  управления оказывается

несостоятельной всякий раз,  когда  правительства  стран-участниц  не  могут

прийти к согласию в отношении принципиальных целей. В настоящее время  в  ЕС

все   еще   действует   система   принятия   решений,   разработанная    для

первоначальных шести членов 35  лет  тому  назад.  Самым  простым  решением,

считают некоторые, было бы  создание  гибкой  федерации,  которая  имела  бы

юрисдикцию в ряде точно определенных областей.

Однако     сама     идея     федерации      открыто      отвергается    продолжение
--PAGE_BREAK--

Великобританией и некоторыми другими  государствами;  Вопрос  о  том,  какие

области политики должны быть  под  общим  контролем,  вызывают  еще  большие

споры.  Некоторые  страны  придерживаются  минимального   подхода,   другие,

особенно малые, как Нидерланды и Люксембург, предпочитают иметь  европейское

правительство,  в  компетенции  которого  находились  бы  все  сферы   жизни

европейского общества.

— принципы голосования

Очень важен  вопрос  о  принципах  голосования  в  ЕС.  Союз  сейчас

практически отошел  от  принципа  единогласия  и  все  больше  оперирует  по

системе большинства. Однако это приводит к  тому,  что  между  «большими»  и

«малыми» странами ЕС возникает  недоверие.  В  Европе  «12-й»  пять  крупных

государств обладали 48-ю голосами в Европейском  совете  (по  10у  Германии,

Франции, Италии и Великобритании  и  8-у  Испании),  а  7  малых  государств

располагали 28-ю голосами. Квалифицированное большинство, которое  требуется

довольно часто, составляло 54 голоса из 76.

Оппозиции двух крупных государств было недостаточно, чтобы провалить

какой-нибудь план, так как для этого требовалось 23 голоса ( так  называемое

«блокирующее меньшинство»). Зато  малые  государства,  объединившись,  могли

поставить пяти крупным арифметический заслон. После увеличения числа  членов

ЕС до 15, а голосов в Совете -  до  87,  дробность  еще  больше    возросла.

Следовательно, усложнилась и

процедура принятия решений, которая сегодня, к тому же, представляет

еще право вето на важные решения любому члену ЕС.

Дальнейшее расширение ЕС без кардинальных изменений в его  структуре

может привести к  хаосу  внутри  Союза  и,  в  конечном  счете,  блокировать

деятельность интеграционного объединения.

В результате государства-члены ЕС приходят  к  пониманию  того,  что

система руководства в  ЕС  должна  быть  серьезным  образом  пересмотрена  и

демократизирована, чтобы эта организация не стала неуправляемой в  условиях,

когда число ее участников может достаточно быстро удвоиться.

Еще в январе  1992г.  депутат  Европарламента  от  Германии  социал-

демократ Клаус Хенш предъявил доклад о  стратеги  Европейского  Союза    при

его     расширении.     Поддержанный     большинством   парламентариев,   он

подчеркнул, что вопрос об увеличении числа членов не  следует  рассматривать

без  институциональных  изменений,  в  частности,  без  нового   определения

квалифицированного большинства  в  Европейском  совете  или  без  укрепления

политической роли КЕС.

— институционные изменения

В июне 1994г. на встрече глав государств ЕС  на  Корфу  было  решено

создать  рабочую  группу,  которая  должна   подготовить   предложения   для

межправительственной  конференции  по  пересмотру  Маасрихстского  договора,

назначенной на лето 1996 г.      Эта   группа  начала  свою  работу  2  июня

1995г. В состав ее вошли личные представители министров  иностранных  дел  и

председателя КЕС, а также два члена Европарламента.

Французские представители выдвинули в свое время предложения о путях

проведения реформы институтов ЕС. Она заключалась в том, что назначенная  на

1996 г. межправительственная конференция должна  изменить  их  революционным

путем. Прежде всего, речь шла о том, чтобы  четко  разграничить  компетенцию

различных  органов   власти   Союза.   Как   известно,   Европейский   Союз,

собирающийся  на  уровне  министров,  не  только  контролирует   Европейскую

комиссию и координирует политические  решения,   но   в   сотрудничестве   с

Европарламентом исполняет и законодательные функции. Если  эта  роль  Совета

будет сохранена, то, считают  французы,  соответствующую  процедуру  следует

сделать гласной и подключить к дискуссии парламентариев.
Однако,  по-видимому, даже  серьезные   институциональные  проблемы,

возникшие внутри ЕС, не вызовут таких споров, какие возникают сейчас  вокруг

вопроса о строении Европейского союза после 1996 г. Речь  идет  о  том,  что

члены ЕС находятся на разных  уровнях  экономического  развития.  Среди  них

есть и богатые, и бедные, и страны со среднем уровнем  развития.  Далеко  не

все из  них  смогут  соответствовать  уровню  поставленных  в  Маастрихтских

соглашениях задач. Уже сейчас ясно, что через два года большинство стран  ЕС

не смогут отвечать критериям, позволяющим создать единую валюту.  Им  будут,

вероятно, соответствовать только Австрия, Германия, Люксембург и,  возможно,

Франция. Присоединение же стран ЦВЕ сильно затормозит процесс  интеграции  в

целом. В связи с этим среди участников ЕС стали  постепенно  созревать  идеи

создания «гибкой» интеграционной системы.

Известный  французский  политолог  Бернар  Кассен  предположил,  что

внутри ЕС или за его пределами следует создать менее крупные, но  сплоченные

единицы. Для начала, считает он,  эти  территории  объединились  бы,  следуя

принципу «изменяемости геометрии», в своего рода конфедерацию. А  когда  они

придут к выводу, что составляет единое целое, -  вот  тогда-то  и  возникнет

настоящий европейский союз.

Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ в переходный период.

8  декабря  1991  года  в   Вискулях   -   резиденции   Белорусского

правительства  в  Беловежской  пуще  -  руководители  Республики   Беларусь,

Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о  создании  Содружества

Независимых Государств (СНГ).

21  декабря  1991  года  в  Алма-Ате  главы  одиннадцати  суверенных

государств (кроме прибалтийских государств и Грузии)  подписали  Протокол  к

этому Соглашению, в котором  подчеркнули,  что  Азербайджанская  Республика,

Республика Армения, Республика Беларусь,  Республика  Казахстан,  Кыргызская

Республика,   Республика   Молдова,   Российская    Федерация,    Республика

Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина  на  равноправных

началах  образуют  Содружество  Независимых  Государств.  Участники  встречи

единодушно приняли Алма-Атинскую  Декларацию,  подтвердившую  приверженность

бывших союзных республик к сотрудничеству в  различных  областях  внешней  и

внутренней  политики,  провозгласившую  гарантии  выполнения   международных

обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к  Содружеству

присоединилась  Грузия.  Содружество  Независимых  Государств  действует  на

основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года.

Содружество Независимых Государств не  является  государством  и  не

обладает  наднациональными  полномочиями.  В  сентябре   1993   года   главы

государств Содружества Независимых Государств подписали Договор  о  создании

Экономического   союза,   в   котором   заложена   концепция   трансформации

хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств  с

учетом сложившихся в нем реалий.  В  основе  Договора  лежит  понимание  его

участниками необходимости формирования общего  экономического  пространства,

основанного  на  свободном  перемещении  товаров,   услуг,   рабочей   силы,

капиталов; выработки согласованной  денежно-кредитной,  налоговой,  ценовой,

таможенной, внешнеэкономической политики;  сближения  методов  регулирования

хозяйственной деятельности,  создания  благоприятных  условий  для  развития

прямых производственных связей.

Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ,  в  настоящее

время кажутся очень перспективными, но  в  тоже  время  процессы  интеграции

протекают очень медленно. Идею создания единого экономического  пространства

предложил  и  прилагает  активные  усилия  для   ее   реализации   Президент

Казахстана Нурсултан Назарбаев. Премьер Казахстана  отметил,  что  в  рамках

СНГ  Центральноазиатский  союз  является  наиболее   продвинутым   в   плане

экономической интеграции.

На заседании в Бишкеке(1998) главы правительств утвердили  программу

первоочередных   действий    по    формированию    единого    экономического

пространства,   в    которой    оговариваются    действия    по    сближению

законодательств, таможенных и транспортных тарифов, взаимодействие  отраслей

и предприятий трех республик.

Акмола, Ташкент и Бишкек приняли документ о  создании  международных

консорциумов. Г-н Султанов отметил, что это решение является  первым  важным

шагом в реализации идеи Президентов трех стран о такой форме  экономического

сотрудничества.

Первым создан  водно-энергетический  консорциум.  Необходимость  его

объясняется рациональным использованием водно-энергетических ресурсов Нарын-

Сырдарьинского  каскада  и  Токтогульской  ГЭС.   Энергетический   комплекс,

обеспечивающий  Киргизию  дополнительным   объемом   электроэнергии   зимой,

производит в холодное  время  года  из  Токтогульского  водохранилища  сброс

воды, которая затопляет пахотные земли Казахстана и  Узбекистана.  В  то  же

время подача воды ограничивается в период посевных  работ,  так  как  в  это

время  в  Киргизии  отсутствует   необходимость   получения   дополнительной

электроэнергии.

В  связи  с  этим  стороны   договорились   о   том,   что   избыток

электроэнергии, вырабатываемой  на  Токтогульской  ГЭС  в  летний  период  в

объеме 2 млрд. 200 млн. кВт/ч, Акмола и Ташкент будут  закупать  у  Бишкека.

Взамен Казахстан обязуется поставлять в Киргизию  на  Бишкекскую  ТЭЦ  зимой

560  тыс.тонн   карагандинского   угля   и   обеспечивать   эту   республику

электроэнергией в объеме 250 млн. кВт/час.

Также,  разрабатываются  конкретные  проекты   по   созданию   новых

консорциумов в области  нефти  и  газа,  геологоразведки,  агропромышленного

комплекса

Тенденции развития экономической интеграции СНГ  также  перспективны

из-за того, что страны СНГ простираются на 11 часовых поясов,  они  занимают

без малого шестую часть  обитаемой  суши  планеты,  а  если  быть  абсолютно

точным, то 22229,6 тыс.кв.км, что почти в 7 раз превышает  площадь  всех  15

государств Европейского Союза. Чтобы пересечь территорию  СНГ  с  севера  на

юг, надо проехать около 5 тысяч километров, а с запада  на  восток  -  почти

вдвое больше. Страны СНГ обладают большой сырьевой  базой,  так  по  оценкам

экспертов, на  страны  Содружества  приходится  более  четверти  разведанных

мировых  запасов  природных  ресурсов  и   10   %   мирового   промышленного

потенциала. А производят они  при  таком  богатстве  по  различным  расчетам

всего от 2 до 3 % мирового ВВП. Это примерно в 5 раз меньше,  чем  создается

государствами Европейского Союза.[2]

На начало 2000 года на территории СНГ проживало  283  млн.  человек,

или 4,8 процента всего населения Земли. В странах ЕС  -  375  млн.  человек,

что  составляет  примерно  7  процентов  жителей  планеты.  Если  пристально

вглядеться в “групповой портрет” населения СНГ, то  нетрудно  заметить,  что

его формируют, в основном, жители  пяти  государств  -  России  (146  млн.),

Украины (50 млн.), Казахстана (15 млн.), Узбекистана (24  млн.)  и  Беларуси

(10  млн.).  На  остальные  семь  стран  -  Азербайджан,  Армению,   Грузию,

Киргизию, Молдову, Таджикистан и Туркменистан  -  припадает  чуть  более  36

миллионов человек. Это говорит о том, что Содружество  обладает  достаточным

количеством    рабочей    силы,    для    развития    производственной     и

сельскохозяйственной сфер.

В начале 2000 года общее число безработных в странах СНГ оценивалось

в 14 миллионов человек, а  на  каждую  вакансию  в  среднем  по  Содружеству

претендовал 41 безработный  из  числа  официально  зарегистрированных,  хотя

разбежка по государствам весьма существенна  -  от  245  в  Армении  до  1,5

человека  в  Узбекистане.  К  этому  следует  добавить  значительное   число

работников, которые заняты в режиме неполного рабочего дня или  находятся  в

отпусках по инициативе администрации. В Беларуси, например, по  итогам  1999

года таких было 8  процентов  от  общего  количества  тружеников  крупных  и

средних предприятий, в Киргизии — более 10 %, в Молдове  -  около  18  %,  в

России — почти 13 % и Украине — свыше 30 процентов.

Так вот, страны альянса в последнее время выкачивают из  своих  недр

более 400 млн. тонн нефти в год. Это свыше 10% мировых  объемов  ее  годовой

добычи, хотя потребляют на собственные нужды чуть больше  половины.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Глобализация как социокультурный феномен и ее проявления в России
Реферат Древнерусское красноречие XI-XVII вв.
Реферат Есенин как поэт "золотой бревенчатой избы"
Реферат Денежно кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации
Реферат Анна Ахматова. Судьба и поэзия
Реферат Круговорот азота в природе
Реферат Лицензирование и сертификация на автомобильном транспорте
Реферат Інститути і норми конституційного права
Реферат Анализ состояния рынка жилой недвижимости города Нижнего Новгорода  Июнь 2009 год
Реферат Синтез системи керування електроприводом технологічної установки
Реферат Первобытное искусство 5
Реферат Дуэль и смерть Александра Сергеевича Пушкина
Реферат Использование генетически модифицированных продуктов в России и в мире
Реферат Secession Of South Carolina Essay Research Paper
Реферат Международная торговля и ее роль