--PAGE_BREAK--
Кооператив— это общество, деятельность которого направлена в принципе не на получение доходов, а на оказание помощи и содействия членам общества. Кооперативные общества возникли очень давно, однако основоположниками современных кооперативов считаются 28 рабочих из города Рочдейл (Англия). В 1844 г., сберегая по несколько пенсов в неделю, они собрали начальный капитал в 28 фунтов, на который сняли магазин и начали небольшую торговлю мукой, овсяной крупой, сахаром, сливочным маслом и свечами. Прибыль от этого предприятия делилась между членами пропорционально количеству их покупок. Такие общества получили название потребительских кооперативных обществ. Наряду с ними существуют производственные кооперативные общества, созданные производителями. В России кооперативы получили распространение прежде всего в производственной деятельности, в сфере услуг и торгово-посреднической области. Для кооперативной формы предпринимательства характерно установление тесной связи членов кооператива с самим кооперативом. Кооператив является юридическим лицом, а поэтому и субъектом права.
В современной деловой практике кооперативы по обороту занимают относительно небольшой удельный вес, хотя они распространены во многих странах. Это объясняется рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что на кооперативных предприятиях наблюдается тенденция к «декапитализации» доходов, что снижает эффективность производства, сдерживает инновационный процесс, затрудняет структурные преобразования.
С другой стороны, эта форма имеет явные преимущества, среди которых одним из важных является высокая мотивация, обусловленная единством собственности и труда. Но она действует лишь в том случае, если вместо обезличенной «коллективной собственности», которая, по существу, означает собственность коллектива, существует собственность членов этого коллектива.В США, например, для характеристики таких предприятий применяется термин «собственность работника». Он гораздо точнее поскольку собственность работника — это разновидность частной собственности, отличающейся от классической частной собственности тем, что собственник обязательно одновременно работает на предприятии, совладельцем которого является, и существует определенный механизм, обеспечивающий его участие в управлении предприятием.
В России и других странах СНГ предприятия, основанные на собственности работников, только создаются. Отношение к ним в обществе неоднозначное. Среди ученых, например, есть немало критиков «народных предприятий», апеллирующих часто к югославскому опыту «рабочего самоуправления», которое, как известно, не выдержало проверки временем.
Государственное предприятие.Во многих странах современного мира активным предпринимателем является государство, в собственности которого находится от 5-10 до 35 % основного капитала. В бывших социалистических странах государству принадлежала подавляющая часть производственных фондов, что сделало его, по существу, единственным хозяйствующим субъектом в экономике. В середине 80-х г. доля предприятий государственного сектора в создании добавленной стоимости составляла: в Чехословакии — 97%, в ГДР — 97, в СССР — 96, в Югославии — 87, в Венгрии — 86, в Польше — 82, во Франции — 17, в Италии — 14, в ФРГ — 11, в Англии — 11, в Дании — 6, в США — 1%.
Из приведенных данных видно, что в так называемых социалистических странах доминировала «государственная экономика», тогда как в западном мире государству отводилось относительно ограниченное поле деятельности. Однако по меркам рыночной экономики масштабы деятельности оказались слишком большими, что побудило правительства западных стран пойти по пути приватизации. Эта приватизация не носит столь грандиозного характера, как в восточноевропейских странах и СНГ но важна сама тенденция к расширению негосударственной экономики. Вместе с тем и в этих условиях многие государственные предприятия играют заметную роль в национальном хозяйстве, а порой являются лидерами среди промышленных фирм. Так, например, в Италии список крупнейших промышленных предприятий возглавляют государственные ИРИ, ЭНИ, во Франции — «Эльф-Акитен», «Рено», в Финляндии «Несте».
Таким образом, существование в рыночной экономике более или менее крупного государственного сектора требует уточнения и разъяснения некоторых проблем его экономического содержания, возникновения и организационного оформления.
Признаки государственного предприятия. Государственное предприятие представляет собой производственную единицу, характеризующуюся двумя основными чертами. Первая заключается в том, что имущество такого предприятия и управление им полностью или частично находятся в руках государства и его органов (объединений, министерств, ведомств); они либо владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частными предпринимателями, но воздействуют на них и контролируют их. Вторая касается мотивов функционирования государственного предприятия. В своей деятельности оно руководствуется не только поиском наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворить общественные потребности, что может снижать экономическую эффективность или даже вести в некоторых случаях к потерям, которые, однако, оправданны. От государственных предприятий следует отличать государственные учреждения, которые преследуют внеэкономические цели (больницы, школы, общественные службы) и не участвуют в собственно рыночном обмене.
Причины возникновения предприятий государственного сектора
Известный французский экономист, бывший премьер-министр Франции Раймон Барр выделяет несколько групп причин развития государственных предприятий, которые носят исторический, финансовый, технический и доктринальный характер.
Исторические причины. Некоторые государственные предприятия возникли в Европе благодаря инициативе государства в эпоху меркантилизма. Во Франции, например, при королевском строе государственные власти решили создать ферму, рудник и современные для того времени мануфактуры (инициатором создания мануфактур был Комбер). В России активный процесс создания государственных мануфактур (основанных на крепостном труде) был начат Петром I.
Другие государственные предприятия появились в результате экспроприации, вызванной особыми обстоятельствами. Р. Барр приводит, в частности, пример конфискации французским государством заводов «Рено» и«Берлие», чьи хозяева были обвинены в сотрудничестве с фашистами.Наконец, некоторые предприятия возникли при вмешательстве государства, которое решило выкупить частные предприятия, находящиеся награни банкротства или испытывающие серьезные трудности в области технической модернизации. Во многих странах государство национализируетчастные предприятия, оказывающие общественные услуги и неспособныефункционировать без постоянного бюджетного финансирования (так называемые бюджетные предприятия).
Основной финансовой причиной возникновения государственных предприятий является стремление государства иметь постоянный и стабильный источник доходов. С этой целью государство устанавливает монополию на производство некоторых товаров массового спроса (табак, водка, спички).
Технические причины. К ним относятся причины, обусловленные техническими свойствами таких производств, которые не в состоянии развиваться в рамках частной инициативы (железные дороги, электростанции, атомная энергетика и т. п.)
Доктринальные причины возникновения государственных предприятий имеют место тогда, когда расширение госсектора в экономике происходит в ходе социальных или экономических реформ. Чаще всего такие реформы происходят на фоне политических перемен. Например, в Великобритании широкая национализация промышленных предприятий происходила, когда у власти находились лейбористы. Во Франции идейным истоком национализации в послевоенный период стала программа Национального совета сопротивления. В бывших социалистических странах национализация проводилась с целью создания общенародной (государственной) собственности как условия реализации социалистических идеалов.
Формы государственных предприятий. Как уже отмечалось, предприятие является государственным, если государство контролирует структуру и функционирование производственной единицы. Правовые статусы государственных предприятий в различных странах весьма разнообразны. При этом даже в одной стране, как правило, не существует единого законодательного акта, регулирующего положение всех государственных предприятий. Практически каждое предприятие образуется и действует на основании специального постановления государственных органов, регламентирующих методы контроля и руководства со стороны государства, а также регулирующего финансовые и имущественные отношения с государством и рынком.
В зависимости от способа и степени участия государства в собственности предприятия и в его управлении различают три основные формы государственных предприятий: бюджетные предприятия; государственные корпорации («паблик корпорейшнз»); смешанные компании.
Бюджетные предприятия. В эту группу входят предприятия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. По своему положению они относятся к системе государственного административного управления и непосредственно подчиняются или входят в какие- либо министерства, ведомства или органы местного самоуправления. Они не платят налоги на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через госбюджет.
Внешними источниками финансирования они обычно не пользуются, а субсидируются за счет государственной казны. Руководители предприятий назначаются соответствующими государственными органами и наряду с остальным персоналом являются государственными служащими. К числу бюджетных предприятий обычно относятся службы связи, верфи, арсеналы и т. п. Такие предприятия выступают, по выражению Р. Перру, в качестве неких «продолжений государства» и представляют собой самые старые и классические формы государственных предприятий.
Государственные корпорации. Это распространенная организационно-правовая форма государственных предприятий. Они наделяются определенной правосубъектностью и имеют собственное имущество. Как правило, наряду с хозяйственной деятельностью они выполняют определенные регулирующие и управленческие функции в установленных пределах от имени государства. Другими словами, государственные корпорации сочетают черты коммерческого предприятия и государственного органа. Государственные корпорации могут быть образованы в форме акционерного общества, все акции которого принадлежат государству. Предпринимательская деятельность государственных корпораций обычно осуществляется на коммерческой основе в рамках устанавливаемых соответствующими министерствами или ведомствами планов. Экономической основой такой деятельности служат собственный капитал корпораций, образуемый за счет государственных фондов, акционерный капитал и капитализируемая прибыль. Используется также заемный капитал в форме облигационных займов, кредитов банков и других финансовых институтов. Но размеры заемных средств обычно лимитированы, что снижает возможность маневрирования финансовыми ресурсами.
Показатели рентабельности и эффективности деятельности государственных корпораций зачастую несопоставимы с аналогичными показателями частных фирм, поскольку убыточное производство у первых обычно безвозмездно субсидируется государством, а реализация произведенной продукции и услуг осуществляется по административным ценам.
Смешанные компании. Они образуются в форме акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, акции которых принадлежат государству и частным вкладчикам. Смешанные компании действуют в соответствии с законом об акционерных обществах и являются юридическими лицами, участвуя в хозяйственном обороте на коммерческой основе наравне с частными фирмами. Тем не менее они по сравнению с частными фирмами обычно пользуются определенными привилегиями, которые могут выражаться в государственных субсидиях и дотациях, льготном режиме получения импортных лицензий, гарантированных поставках сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по фиксированным ценам, гарантированном рынке сбыта производимой продукции, экспортных дотациях и т. д. Собственный капитал смешанных фирм складывается из акционерного
капитала, капитализированной прибыли и эмиссионного дохода, если их акции реализуются на фондовой бирже. Государство и частные акционеры получают доход от своей деятельности в виде дивидендов. Смешанные компании имеют более широкие возможности пользоваться заемными средствами, чем государственные корпорации.
Хозяйственная деятельность смешанных компаний осуществляется на предпринимательской, коммерческой основе. Однако для наиболее важных в экономике страны компаний могут устанавливаться планы, разрабатываемые их администрацией совместно с соответствующими министерствами и ведомствами. По сравнению с государственными корпорациями они пользуются большей хозяйственной самостоятельностью. Проведенный анализ показывает, что государственное предпринимательство на Западе вопреки распространяемому иногда у нас мнению о его нежизнеспособности выполняет важные экономическую и социальную функции. Роль государственного сектора заключается в том, чтобы способствовать функционированию национальной экономики в условиях, близких к экономическому оптимуму: он должен обеспечить возможность более эффективного использования ресурсов страны и увеличения совокупного продукта.
Сама эта роль, по словам Р. Барра, имеет двоякое выражение: во-первых, как компенсирующая роль по отношению к частному сектору. В период депрессии, например, инвестиции в государственный сектор заменяют недостающие частные капиталовложения; во-вторых, как роль инициатора по отношению к частному сектору. В этом случае госсектор совершает автономное действие: производя с меньшими издержками и продавая по более низким ценам, он оказывает благоприятное воздействие на всю экономику. Таким образом, путем создания госсектора государство получает инструмент управления национальной экономикой.
Отсюда следует, что и наше обновляющееся общество, переходя к рынку, также не может обойтись без государственной формы собственности и хозяйствования. Вопрос стоит лишь о ее масштабах, сферах распространения, экономических границах, одним словом, о ликвидации монопольного положения государства в хозяйственной системе страны. Разумеется, мы должны отказаться от догматического представления о том, что государственная форма собственности и общенародное хозяйствование в наибольшей степени отвечают интересам социально-экономического прогресса. Однако при этом нельзя забывать о сильных сторонах государственной собственности, связанного с ней централизованного управления (возможность концентрации ресурсов, мобильность в решении ряда макроэкономических проблем). Не случайно послевоенное восстановление экономики стран Западной Европы сопровождалось национализацией ряда базовых отраслей промышленности.
В то же время надо ясно видеть и другую сторону государственного предпринимательства, связанную с характером собственности и управления принадлежащими государству предприятиями. Поскольку государство олицетворяет монополию политической власти, черты монополизма в той или иной мере проявляются и в процессе экономической реализации государственной собственности. Кроме того, поскольку в системе государственного управления центральное место занимает чиновничий аппарат, постольку управление государственной собственностью имеет тенденцию к бюрократизации, а процесс ее использования — к расточительству. Эти негативные тенденции особенно нетерпимы в условиях инновационного прогресса, когда резко возрастает значение конкуренции и инициативы. Поэтому представление о том, что эволюция форм собственности и предпринимательства идет от частнокапиталистических к кооперативным формам и далее — к государственной, является упрощенным и требует
критического пересмотра с учетом современной практики. На Западе в 80-е годы, когда сформировался инновационный тип экономического развития, развернулся процесс приватизации, обеспечивающий большинству стран дальнейшее продвижение по пути научно-технического прогресса.
1.2
Продукт деятельности фирмы
Фирмы нанимают людей на работу, производят товары и услуги.
Под производством в современной микроэкономике понимается деятельность по использованию факторов производства (ресурсов) с целью достижения наилучшего результата. Если объем использования ресурсов известен, то максимизируется результат, если известен результат (которого необходимо достичь), то минимизируется объем ресурсов. Под затратами понимается все, что производитель (фирма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата. Выпуском может быть любое благо (продукция или услуга), изготовленное фирмой для продажи. Деятельность фирмы может обозначать как производственную, так и коммерческую деятельность, например транспортировку, хранение и даже покупку продукции с целью ее последующей перепродажи.
В современном обществе любая фирма производит, как правило, не одно, а целый ряд экономических благ, однако в целях упрощения будем пренебрегать этим обстоятельством; предполагается, что производится лишь один товар (или услуга).
Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией:
Q=f(F1,F2,...,Fn), (3.1.)
где Q — максимальный объем производства при заданных затратах;
F1 — количество использованного фактора f1;
F2 — количество использованного фактора f2;
Fn — количество использованного фактора fn. Предположим сначала, что F1 является переменным фактором, тогда как остальные (n-1) факторов постоянны.
Для того чтобы отразить влияние переменного фактора на производство, вводятся понятия совокупного (общего), среднего и предельного продукта.
Совокупный продукт (total product) — это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора. Разделив совокупный продукт на израсходованное количество переменного фактора, можно получить средний продукт (average product):
АР= Q/ F1
Предельный продукт (marginal product) обычно определяется как прирост совокупного продукта, полученный в результате бесконечно малых приращений количества использованного переменного фактора:
Совокупный продукт (Q) с ростом использования в производстве переменного фактора (F1) будет увеличиваться, однако этот рост имеет определенные пределы в рамках заданной технологии. При неизменном состоянии техники, например, рост использования труда ограничен.
На первой стадии производства увеличение затрат труда способствует все более полному использованию капитала: предельная и общая производительность труда растут. Это выражается в росте предельного и среднего продукта, при этом МР > АР. В точке предельный продукт достигает своего максимума.
На второй стадии величина предельного продукта уменьшается и в точке Б' становится равной среднему продукту (МР = АР). Если на первой стадии совокупный продукт возрастает медленнее, чем использованное количество переменного фактора, то на второй стадии совокупный продукт растет быстрее, чем использованное количество переменного фактора.
На третьей стадии производства (БВ) МР
В результате прирост переменного фактора F1 приводит к уменьшению выпуска совокупной продукции (конечно, при условии, что все единицы переменного фактора качественно однородны и добавление все новых и новых единиц не ведет к качественному изменению технологии). В этом заключается закон убывающей предельной производительности (law of diminishing marginal returns).
Он утверждает, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции. Увеличение использования одного из факторов (при фиксированности остальных) приводит к последовательному снижению отдачи его применения.
Закон убывающей производительности никогда не был доказан строго теоретически, он выведен экспериментальным путем (сначала в сельском хозяйстве, а потом и применительно к другим отраслям производства). Он отражает реально наблюдаемый факт определенных пропорций между различными факторами. Нарушение их, выражающееся в чрезмерном росте применения одного из ресурсов, может довольно быстро исчерпать границы взаимозаменяемости ресурсов и в конечном итоге приведет к недостаточно эффективному его использованию (если другие факторы производства остаются неизменными).
Закон убывающей предельной производительности носит не абсолютный, а относительный характер. Во-первых, он применим лишь на краткосрочном отрезке времени, когда хотя бы один из факторов производства остается неизменным. Во-вторых, технический прогресс постоянно раздвигает его границы.
Рисунок 1- Рост переменного фактора: стадии производства.
В точке В (см. рис. 1)совокупный продукт достигает своего максимума, а предельный продукт равен 0
(МР = 0). До точки В МР > 0, после этой точки МР
MRP = MRC (3.4)
Это означает, что для того, чтобы максимизировать прибыль, каждый производитель (фирма) должен использовать дополнительные (предельные) единицы любого ресурса до тех пор, пока каждая дополнительная единица ресурса дает прирост совокупного дохода, превышающий прирост совокупных издержек.
Правило наименьших издержек
Равновесие производителя обеспечивается тогда, когда он достигает максимума производства, точно так же, как и потребитель оказывается в положении равновесия, когда максимизирует свое благосостояние (удовольствие от потребляемых благ).
Предположим, что цены ресурсов, готовой продукции и количество денег, которым располагает производитель для организации производства, являются фиксированными (заданными) и что производитель использует два фактора производства F1 и F2.
Допустим, что их предельная производительность составляет соответственно MRP1 = 60 и MRP2 = 70, а цены — P1= 5 долл. и Р2= 10 долл. Взвешенные предельные производительности равны MRP1/P1= 12, MRP2 / Р2 = 7. Очевидно, что использование первого ресурса более эффективно, чем второго, поэтому целесообразно отказаться от одной единицы фактора F2 (что сэкономит нам 10 долл.) и купить соответственно две единицы фактора F1, что повысит нашу прибыль. При этом мы потеряли 70 единиц продукции, так как MRP2 = 70, но приобрели при этом 120 (60 х 2). Чистый выигрыш составил 50 единиц.
Так мы будем перераспределять ресурсы до тех пор, пока взвешенные предельные производительности не будут равны друг другу. Это правило применимо для любого количества факторов производства (ресурсов):
Правило наименьших издержек (least cost combination rule of resources) — это условие, согласно которому издержки минимизируются в том случае, когда последний доллар (марка, рубль и так далее), затраченный на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу — одинаковый предельный продукт. Правило наименьших издержек обеспечивает равновесие положения производителя.
Когда отдача всех факторов одинакова, задача их перераспределения отпадает, так как уже нет ресурсов, которые приносят больший доход по сравнению с другими. Производитель находится в положении равновесия. В этом положении достигается оптимальная комбинация факторов производства, обеспечивающая максимизацию выпуска.
Правило наименьших издержек касается не только набора всех ресурсов, но и использования одного и того же ресурса в разных производственных процессах. Оно имеет важное значение для рационального ведения хозяйства, обеспечивающего максимизацию выпуска при имеющихся ресурсах.
Правило максимизации прибыли
Предельная производительность ресурса является мерой его вклада в производство благ. Этот вклад зависит не только от его свойств, но и тех пропорций, которые существуют между ним и другими ресурсами.
В какой степени нужен тот или иной ресурс в производстве? Чем определяется степень его использования? Прежде всего разницей между доходом (выручкой), которую он приносит, и издержками, связанными с его использованием. Рациональный производитель стремится максимизировать эту разность.
При совершенной конкуренции цены благ и цены ресурсов являются заданными, независимыми от данного производителя величинами. Отсюда можно сделать вывод, что предельная производительность какого-либо ресурса в денежном выражении будет иметь ту же динамику изменения, что и предельная производительность в натуральном («физическом») выражении, поскольку, чтобы получить первую, достаточно вторую умножить на постоянную цену. Ресурс поэтому будет находить применение в производстве до тех пор, пока его предельная производительность в денежном выражении будет не ниже его цены (рис. 2). Это означает, что цена ресурсов измеряет предельную производительность этих факторов. Если цена ресурсов равна Р, а кривая ВС является стоимостным выражением предельной производительности MRP, то производство будет продолжаться до тех пор, пока MRP не будет равно Р (см. рис. 2). В этом случае производитель будет максимизировать свой доход.
Правило максимизации прибыли является дальнейшим развитием правила минимизации издержек и утверждает, что это соотношение равно единице для всех i= 1,2,...n или MRPi = Pi
Рисунок 2- Предельная производительность, цена и степень использования ресурса в производстве
Правило максимизации прибыли (profit-maximizing rule) на конкурентных рынках означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам, или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене. Поэтому, согласно теории предельной производительности, каждому фактору производства полагается тот доход, который он создает.
Распределение всех доходов можно было бы назвать в известном смысле справедливым, если бы первоначальное распределение факторов производства характеризовалось равенством, одинаковой оплатой каждого фактора и господством совершенной конкуренции. Однако в условиях современной рыночной экономики нет ни того, ни другого, ни третьего. Распределение ресурсов характеризуется значительным неравенством; каждый фактор оплачивается по-разному (труд — заработной платой, земля — рентой, капитал — процентом, предпринимательская способность — прибылью) и подчиняется разным законам распределения. Рынки факторов производства весьма далеки от условий совершенной конкуренции. продолжение
--PAGE_BREAK--