Реферат по предмету "Экономика и Финансы"


Статистический учет экспорта нефти в 1998-2002 гг.

МИНИСТНРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСАКафедра экономики и управлениясобственностью
Контрольная работа подисциплине
«Таможенная статистика»
на тему: «Статистическийучет экспорта нефти в 1998-2002 гг.»                                                                                             Выполнил: ст. гр. 1404
Харлан Елена
                                                                                      Проверил:   доцент
Юшков О.А.Тюмень, 2003Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2Глава1: Основные аспекты нефтяного рынка России………………………….5
1.1.        Структура отрасли…………….………………………………………5
1.2.        Особенности и факторы размещения нефтяной промышленностиРоссии………………………………………………………………….7
1.3.        Государственное регулирование экспорта нефти…………………15
Глава 2: Особенности экспорта нефти вРоссии………………………………20
1.1.        Россия на мировом рынке нефти……………………………………20
1.2.        Основные рынки сбыта российской нефти………………………...25
1.3.        Динамика экспорта нефти в 1998-2002 гг. и факторы, ееобусловившие………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………….……43
Приложение 1…………………………………………………………………….47
Список литературы…………………………………………………………...….48
Введение
Развиваясь,человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную игеотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную идругие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергиейвсех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Добыча и потребление этих ресурсов, пришедших в начале XXвека на смену деревуи углю, растет с каждым годом.
Топливно-энергетическийкомплекс тесно связан со всей промышленностью страны. На его развитиерасходуется более 20% денежных средств и 30% основных фондов и 30%  стоимости промышленной продукции России. Ониспользует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукцииметаллургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ изначительное количество сырья для химической промышленности. Его доля вперевозках составляет 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозокморского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.
В наше время контроль за топливно-энергетическими ресурсами исредствами их транспортировки играет не последнюю роль в определениигеополитической ситуации той или иной страны. С ними напрямую связаноблагосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция.
Наибольшеезначение в топливной промышленности страны принадлежит трем отраслям: нефтяной,газовой и угольной, из которых особо выделяется нефтяная.
Нефтьявляется одной из основ российской экономики, важнейшим источником экспортныхпоступлений страны. В силу конкурентных факторов Россия на сегодняшний день неспособна существенно увеличить долю готовых изделий и, прежде всегомашинно-технических, в своем экспорте. Экспорт жидких углеводородов останется вближайшем будущем основным источником внешнеторговых валютных поступлений и,следовательно, основным источником финансирования импорта, который необходим нетолько для наполнения потребительского сектора экономики страны, но и дляобеспечения развития промышленной и сельскохозяйственной базы за счет ввозасовременных высокотехнологичных и эффективных инвестиционных товаров.
Нефтяная промышленность сегодня — этокрупный  хозяйственный комплекс,  который живет и развивается по своим закономерностям.Нефть — национальное  богатство,  источник могущества страны, фундамент ее экономики.
Целью данной контрольной работыисследование статистики экспорта нефти за период 1998-2000 гг.
В данной работе я поставила передсобой следующие задачи:
·             Рассмотреть структуру нефтянойотрасти РФ;
·             Изучить особенности сырьевых базосновных нефтедобывающих регионов;
·             Раскрыть особенности законодательнойбазы, регулирующей поставки нефти за рубеж;
·             Определить положение России наморовом нефтяном рынке;
·             Изучить динамику экспорта нефти в1998-2002 гг.
Предметомисследования курсовой работы являются структура и основные аспекты экспортанефти из России, проблема государственного регулирования экспортаэнергоносителей, основные рынки сбыта нефтяного сырья.
  Стоит отметить, что ввиду своей актуальностиданная тема широко освещается как в специализированной, так и вобщеэкономической периодической печати. При подготовке работы я использовалатакие авторитетные издания как журнал «Эксперт», «МЭ и МО», «Бизнес иполитика», «Финансовая газета» и специализированные издания «Бизнес-Нефть»,«Нефть России», «Нефтяная торговля» и «ТЭК России», также ресурсы Интернет.
  При обработке информации я использовала методсравнения, метод динамических рядов, для определения темпов роста показателейэкспорта,  индексный метод, позволяющийопределить средние изменения, произошедшие в структуре экспорта нефти с1998по2002 г., долю отдельных частей в общей структуре экспорта нефти, а такжеграфический метод, позволяющий более наглядно проследить основные тенденцииэкспорта нефти.
Глава 1: Основные аспекты нефтяного рынка России.
1.1. Структура отрасли
Внаше время контроль за топливно-энергетическими ресурсами и средствами ихтранспортировки играет не последнюю роль в определении геополитической ситуациитой или иной страны. Специфика современной ситуации для России состоит в том,что во-первых, наша страна столкнулась с новой для себя расстановкой сил на такназываемом «постсоветском» пространстве. Во-вторых, ее определяющая роль втопливно-энергетической сфере заметно модифицируется.
РаспадСССР расколол нефтяную отрасль на отдельные, прежде тесно взаимосвязанныесегменты. В России осталась основная добывающая база, а почти вся транспортнаяинфраструктура экспорта нефти оказалась на территории ныне независимых от неесоседей. Здесь же сосредоточена и значительная часть нефтепереработки.
Нефтьявляется одной из основ российской экономики, важнейшим источником экспортныхпоступлений страны. Россия занимает восьмое место в мире по запасам нефти итретье – по ее экспорту. Более 40% нефти Россия экспортирует, главным образом,в Европу (в Великобританию, Германию, Францию, Италию, Испанию).
Вотрасли практически завершены структурные преобразования, связанные с переходомк рыночной экономике.
 Добычу нефти в стране осуществляют 132предприятия-недропользователя. В России действует 12 нефтяных холдингов, 10 изних имеют разветвленную структуру и являются вертикально-интегрированныминефтяными компаниями (ВИНК). Основной прирост добычи нефти обеспечили нефтяныекомпании “ЛУКойл”, “Сургутнефтегаз”, “Роснефть”, “КомиТЭК”, “Юкос”, «Татнефть»,«ТНК», «Сибнефть», «Роснефть», «Башнефть», «Славнефть».

Диаграмма 11
Нефтегазовыйкомплекс  имеет ярко выраженнуюэкспортоориенти-рованную направленность. В силу конкурентных факторов Россия насегодняшний день не способна существенно увеличить долю готовых изделий и,прежде всего машинотехнических, в своем экспорте. Несмотря на разговоры ораспродаже невосполнимых природных ресурсов России, экспорт жидкихуглеводородов останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговыхвалютных поступлений, и, следовательно, основным источником финансированияимпорта. Вопрос заключается не в том: вывозить или не вывозить нефть инефтепродукты, а в обеспечении максимально возможной эффективности экспортажидких углеводородов.
Насегодняшний момент страна обладает мощностями НПЗ (нефтеперерабатывающиезаводы) чуть ли не втрое превосходящими внутреннее потребление нефтепродуктов.При суммарной мощности наших НПЗ более полумиллиарда тонн сырой нефти в годреально не перерабатывается и четверти миллиарда.  Загрузка мощностей — менее 50 %. Такогонизкого показателя нет нигде в мире. Это результат развала экономики исокращения внутреннего потребления нефти. Наши избыточные мощности работают нена экспорт, а просто простаивают. Мы свободно могли бы перерабатывать всю добываемуюу нас нефть (360 млн. т. в год), но экспортируем главным образом нефть сырую.
Традиционнов СССР и в России проблемы торговли нефтью и газом были не только и не столькоэкономическими, сколько политическими. Стратегия развития отрасли и экспортнойполитики определяется исходя из интересов сиюминутной внешней и внутреннейполитики страны и правящих групп. В настоящее время в стране отсутствуетдолгосрочная стратегия использования нефтяных ресурсов. Правительство России неосознало необходимость проведения целенаправленной политики защиты интересовсвоих нефтегазовых компаний за рубежом. Руководители исполнительной власти ещене привыкли рассматривать топливно-энергетический комплекс как средоточиерабочих мест, как один из немногих конкурентоспособных сегментов отечественнойэкономики.
1.2. Особенности и факторы размещения нефтянойпромышленности России.
Россияотносится к немногим странам мира, имеющим возможность в течение длительноговремени развивать крупномасштабную нефтяную промышленность, полностьюориентируясь на собственные природные ресурсы. Нефтяной потенциал Россииреализован менее чем наполовину, и сохраняются значительные резервы дляобеспечения долгосрочных потребностей промышленности. Ниже кратко рассмотримосновные характеристики сырьевой базы нефтяной промышленности субъектовРоссийской Федерации.  В силу спецификигеологических условий каждая из этих территорий имеет индивидуальнуюнаправленность геологоразведочных работ и сопутствующие технико-экономические проблемы. Западная Сибирь — крупнейший нефтеносный и нефтедобывающий район России, включающий территориюТюменской, Томской, Новосибирской и Омской областей, Ханты-Мансийского иЯмало-Ненецкого автономных округов, а также прилегающий шельф Карского моря.Добыча нефти ведется с 1964 г., когда почти одновременно были введены вразработку Трехозерное, Мегионское и Усть-Балыкское месторождения.
Важнейшаяособенность сырьевой базы нефти Западной Сибири заключается в исключительноблагоприятной структуре разведанных запасов. Главный фактор — высокаяконцентрация запасов в крупных и крупнейших месторождениях (Самотлорском,Федоровском и др.).
Ханты-Мансийскийавтономный округ — богатейший нефтяной регион Западной Сибири и России в целом,он производит 2/3 добываемой в стране нефти (90% разведанных запасов) и имеетразвитую инфраструктуру. В его пределах открыто 273 месторождения нефти, изкоторых 120 введено в разработку.
Ямало-Ненецкийавтономный округ также характеризуется крупнейшими запасами и ресурсами нефти,но по сравнению с Ханты-Мансийским автономным округом структура последнегосложнее, так как преобладающую роль имеет нефть высокой плотности и вязкости(Русское, Северо-Комсомольское, Тазовское, Западно-Мессояховскоеместорождения).
Томскаяобласть образует третий по значению центр нефтедобывающей промышленностиЗападной Сибири, обладающий развитой сырьевой базой и нефтяной инфраструктурой.В разработку вовлечено 18 из 84 нефтяных месторождений, в том числе все крупные(Советское, Первомайское, Лугинецкое, Игольско-Талое). Неразведанные ресурсынефти в Томской области превышают согласно геологическому прогнозу ужеразведанные запасы в 1.8 раза, что создает возможность многолетней сырьевойобеспеченности нефтедобывающих предприятий.
Остальныеадминистративно-территориальные субъекты Западной Сибири (юг Тюменской, а такжеНовосибирская и Омская области) играют незначительную роль в региональномбалансе запасов и добычи нефти Западной Сибири. В трех областях открыто 16небольших месторождений, из которых только три — Кальчинское в Тюменской области, Прирахтовское в Омской и Малоичское вНовосибирской областях — находятся в промышленной или опытной разработке.Геологические перспективы развития сырьевой базы в целом незначительны.
Уральский и Поволжский районы — районы,объединяющие ряд республик и областей Приуралья, Среднего и Нижнего Поволжья,составляют второй по значению (после Западной Сибири) крупнейшийнефтедобывающий центр России, известный как Урало-Поволжье.
ДляУрало-Поволжья характерно наличие большой группы крупнейших нефтяныхместорождений, включая Ромашкинское, Арланское, Туймазинское, Мухановское,Шкаповское, Кулешовское, Батырбайское и др.
РеспубликиТатарстан и Башкортостан являются центрами нефтяной промышленностиУрала-Поволжья, на долю которых приходится 65% добычи нефти.
ВТатарстане в разработку вовлечено 87% разведочных запасов при среднейвыработанности открытых месторождений на 67%, в том числе по крупнейшим:Ромашкинскому, Ново-Елховскому и Бавлинскому — на 73-85%. Уже длительное времяподготовка запасов нефти осуществляется за счет мелких месторождений и нефтиухудшенного качества. Неразведанные ресурсы нефти в Татарстане оцениваются в500 млн. т., некоторые перспективы связываются с малоизученными западными еерайонами.
ВБашкортостане разрабатываются 146 из 158 открытых месторождений, включающих98.4% разведанных запасов нефти. Средняя выработанность начальных запасовместорождений составляет 78%. Неразведанные запасы нефти в республикеоцениваются в 385 млн. т.
Потенциалнефтеносности Самарской области реализован почти на 80%, сохраняя лишьперспективы небольших открытий. В разработку вовлечены 101 из 145месторождений, в них заключено 92.7% разведанных запасов нефти.
Пермскаяи Оренбургская области относятся к «старым» нефтедобывающим районамУрало-Поволжья. В Оренбургской области открыто 178 нефтяных месторождений, изкоторых 82 разрабатываются; доля последних в объеме текущих запасов нефти 75%.В Пермской области открыто 163 нефтяных месторождения, из которых 98разрабатываются. В разрабатываемых месторождениях сосредоточено 92% разведанныхзапасов. Средняя по области выработанность запасов составляет 50%, в том числепо основным месторождениям: Ярино-Каменоложскому —90%, Павловскому — 37%,Батырбайскому —58%, Осинскому —52%.  
Переченьосновных нефтедобывающих центров Урало-Поволжья завершает Республика Удмуртия,которая стала осваиваться значительно позже всех рассмотренных выше, вследствиечего выработанность запасов открытых нефтяных месторождений является наименьшей(30%). Разрабатываются 23 из 67 месторождений, в том числе все крупные(Чутырско-Киенгопское, Мишкинское и Ельниковское). Относительно низкий темпосвоения запасов нефти в республике во многом объясняется сложностью структурызапасов, где преобладает тяжелая нефть (83%).
Европейский Север включаеттерриторию Республики Коми, Архангельской области и Ненецкого автономногоокруга, а также прилегающий шельф Баренцева моря. Северный район в основномсоответствует Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Сухопутная частьТимано-Печорской провинции расположена в Республике Коми и Ненецком автономномокруге (НАО). Месторождения, находящиеся в Коми, достаточно разведаны, наиболееизученные из них разрабатываются АО «Коми ТЭК». Шельфовая зона Тимано-Печорыизучена в меньшей степени. На долю Ненецкого АО сегодня приходится 52.7%начальных суммарных ресурсов этой нефтяной провинции. Успешное развитиенефтегазопоисковых работ в данном районе вывело Тимано-Печору на третье местопо запасам нефти в России после Западно-Сибирского и Волго-Уральского бассейнов.
 В Северо-Западном экономическом районеРоссии к середине 90-х годов в Северо-Западном районе были открыты18 небольших месторождений, общие начальные запасы нефти которых оценивалисьприблизительно в 40 млн. тонн. На сегодняшний день 13 из этих месторожденийвведены в разработку и выработаны уже в среднем на 75%. Калининградскаяобласть  является, вот уже более 30 лет,нефтедобывающим регионом, однако все же будущее нефтяной отрасли здесь связаноименно с шельфом. Во-первых, все разрабатываемые сухопутные месторождениярегиона — небольшие по размерам. Во вторых, из-за того, что ландшафт области, смногочисленными речками, ручейками, озерами, развитой сетью дорог, не позволяетбурить «где захочется», нефть трудно добывать. Кравцовское месторождение,которое расположено в 12 морских милях от побережья,   содержит, по предварительным оценкам, около8 млн т нефти. Отметим, что ряд морских месторождений (например, Кравцовскоеи Калининградское) находятся в многолетней консервации, несмотря на то, чтосодержат не менее половины разведанных запасов нефти Калининградской области.Перспективы расширения сырьевой базы в целом ограниченные.
Восточно-Сибирский экономический район Росси — сегодняединственный крупный нефтяной район России, полностью лишенный нефтянойинфраструктуры и реально действующих нефтедобывающих предприятий. К 1995 годуна территории Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского АО и Иркутскойобласти открыто 15 нефтяных месторождений, из которых 7 подготовлено дляпромышленной разработки и 8 разведываются. Почти 95% разведанных запасов нефтиВосточной Сибири сосредоточены в крупнейшем Юрубчено-Тохомском и семи крупныхместорождениях. Территориальная отдаленность, слабая обжитость и отсутствиенеобходимой инфраструктуры в сочетании с экстремально тяжелойприродно-климатической обстановкой являются факторами, сдерживающими освоениенефтяных месторождений Восточной Сибири.В Таймырском(Долгано-Ненецком) АО открыты крупные Сузунское и Пайяхинское месторождения сзапасами нефти более чем в 1,5 млрд. Прогнозные ресурсы нефти Эвенкийский АОпревышают 5 млрд. тонн. Открыто 4 нефтяных месторождения с запасами нефти около360 млн. т, однако с высшей категорией геологической сложности На остальныхтерриториях Красноярского края открыты крупные Лодочное, Тагульское иВанкорское нефтегазовые месторождения. Определенные перспективы сохраняются и вкрайних южных районах Красноярского края, относящихся к Республике Хакасия. ВИркутской области открыто 6 нефтяных месторождений, включая крупноеВерхнечонское месторождение с начальными извлекаемыми запасами нефти 170,5 млн.тонн. Прогнозные ресурсы нефти в Иркутской области оценены в 1,8 млрд. тонн.
Центральный и Волго-Вятский экономические районы России. Центральныйрайон (Ивановская, Костромская, Ярославская и смежные с ними области) в видунепосредственной близости к Урало-Поволжью уже давно привлекает вниманиегеологов-нефтяников. С 50-х годов ведутся, хотя и с перерывами, специальныенефтепоисковые работы, включая бурение глубоких скважин. На отдельных разведочныхплощадях были получены прямые проявления нефти, однако этого недостаточно дляоднозначной оценки перспектив на открытие промышленных месторождений.Волго-Вятский район включает территорию республик Марий-Эл, Мордовии, Чувашии,Кировской и Нижегородской областей. Этот район непосредственно примыкает ичастично входит в Волго-Уральскую нефтегазоносную провинцию и рассматриваетсякак перспективный для поисков нефтяных месторождений, хотя прогноз ресурсовнефти невысокий. В Кировской области открыто два месторождения (Золотаревское иИльинское), законсервированные в с вязи с небольшими запасами и сложнымсоставом нефтей.
Северокавказский экономический район России — этостарейший и наиболее разведанный нефтяной район России. Поиск, разведка иразработка нефтяных месторождений ведутся в Краснодарском крае с 1864 года, вСтавропольском крае с 1946 года. За столь длительный период изучения ипромышленного освоения на Северном Кавказе открыто 191 нефтяное месторождение идобыто 823 млн. тонн нефти. Северный Кавказ уже давно прошел пик развитиядобычи нефти и практически не имеет реальных геологических перспектив дляоптимального воспроизводства сырьевой базы и предотвращения дальнейшего спададобычи нефти. Основные месторождения находятся в поздней стадии разработки,сильно выработаны и обводнены. Краснодарский край сохраняет ведущее положение вдобыче нефти на Северном Кавказе. Однако из 75 месторождений в разработкувовлечены 65. В них заключено 92,5% разведанных запасов нефти в крае.Прогнозные ресурсы нефти оценены в 113 млн. тонн и не позволяют рассчитывать насущественное обеспечение добычи запасами. Аналогичная ситуация внефтедобывающей промышленности Республики Чечня, включая смежные с нейтерритории Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии. Добыча нефти здесьведется на 24 из 29 месторождений, начальные запасы выработаны в среднем на89%. В том числе по Старогрозненскому месторождению на 94%, Молгабек-Горскомуна 97%, Октябрьскому на 95%. Прогнозные остаточные ресурсы нефти составляютменее 100 млн. тонн и наполовину связаны с отложениями на глубине свыше 5 км.Несколько более благоприятное положение в Ставропольском крае, где в разработкувовлечены 35 из 49 месторождений, которые в среднем выработаны на 67% в томчисле по наиболее крупным Величаевско-Колодезному иЗимне-Ставкинско-Правобережному соответственно на 81 и 73%. Прогнозные ресурсысоставляют 150 млн. тонн, т.е. являются наибольшими на Северном Кавказе. ВДагестане за 110 лет изучения открыто 37 небольших месторождений, из которых завсе годы добыто 37 млн. тонн нефти при остающихся на балансе запасов 9,9 млн.тонн нефти. Перспектива выявления новых месторождений на суше в целомограничена. Невелики перспективы открытий нефти и в Ростовской области. Дальневосточный экономический районРоссии
ДальнийВосток — это сложный геологичекий регион с неоднородным распределением нефтяныхресурсов, которые изучены и освоены промышленностью очень слабо и неравномерно.К 1995 году на Дальнем Востоке открыто 60 нефтяных месторождений, но 45 из нихнаходятся на острове Сахалин и прилегающем к нему шельфе Охотского моря. 12 — вРеспублике Саха (Якутия) и 3 — в Чукотском АО. В то время как другие территории(Камчатка, Хабаровский и Приморский края, Амурская область и особеннокрупнейшие по площади акватории Охотского, Японского, Берингова, Чукотского,Восточно-Сибирского морей и шельфа Тихого океана) исследованы в отношениинефтеносности очень мало. Остров Сахалин является единственным нефтедобывающимрайоном Дальнего Востока и одним из старейших в России. Он базируется насложных запасах нефти, заключенных в многочисленных, но небольших по объемуместорождениях и залежах. Начальные извлекаемые запасы нефти открытых островныхместорождений составляют 154 млн. тонн, из которых 99 млн. тонн или 64% ужедобыты. В разработку вовлечено 24 месторождения. В них сосредоточен 91%разведанных запасов нефти. морские месторождения (Одопту-море, Чайво, Лунского,Пильтун-Астохского, Аркутун-Дагинского), разведанные на северо-восточном шельфеострова в пределах глубин моря до 50 метров. По сравнению с месторождениямисуши их отличают большие размеры, более благоприятное тектоническое строение иболее высокая концентрация запасов. Имеется значительный резервный фонд морскихперспективных площадей в различных участках шельфа, где можно рассчитывать наоткрытие 11-12 крупных месторождений нефти и газа. Нефтяной потенциалРеспублики Саха (Якутия) связан главным образом с юго-западной частью еетерритории. В этом районе открыто 12 нефтяных и нефтегазовых месторождений, втом числе крупные Среднеботуобинское и Талаканское, не вовлеченные, однако, вразработку. По геологичеким оценкам Республика Саха располагает крупнейшиминеразведанными ресурсами нефти, превышающими несколько миллиардов тонн. Но какпоказывает практика геолого-разведочных работ, природные геологические условиядля поиска месторождений очень сложные и многие новые районы недостаточноподготовлены методически. 1.3. Государственное регулированиеэкспорта нефти.
Государственноерегулирование экспорта нефти и газа осуществляется в соответствии спостановлением правительства РСФСР от 15 ноября 1991 года №7 «О регулированиипоставок нефти и продуктов ее переработки за пределы РСФСР» (действующаяредакция от 15.09.97) и указом президента Российской Федерации «Об упорядоченииэкспорта природного газа» (в ред. Указа Президента РФ от 16.05.97 N 491).
Вцелях усиления контроля за вывозом энергоресурсов Государственный таможенныйкомитет Российской Федерации приказом от 10 ноября 1994 года №576 утвердил«Положение об энергетической таможне». Энергетическая таможня осуществляетконтроль за таможенным оформлением товаров в соответствии с Приказом от 30ноября 1995 года «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводнымтранспортом». На энергетическую таможню возложены обязательства подекларированию товаров и валютному контролю.
Важнойформой регулирования экспорта нефти и газа за пределы Российской Федерацииявляется и ставка акциза. В соответствии с Федеральным законом «Об акцизах»ставка акциза для всех предприятий была единой. Для более эффективногорегулирования экспорта Правительство РФ 15 января 1997 года принялопостановление «Об установлении дифференцированных ставок акциза на нефть,добываемую на территории Российской Федерации». В соответствии с даннымпостановлением при экспорте по решениям Правительства  Российской Федерации  нефти  и газового конденсата организациями,  закупающими нефть и газовый конденсат унефтедобывающих предприятий по внутренним ценам российского рынка, взиманиеакциза таможенными органами производится по установленной для соответствующегонефтедобывающего предприятия ставке акциза.
Сегодня в распоряжении госструктуростаются самые разные рычаги воздействия на нефтегазовые корпорации. Первый изних – это собственно экономическая политика в применении к отрасли. Онавключает в себя установление налогов, пошлин и тарифов, предоставление льгот иквот, выдачу лицензий на разработку месторождений, утверждение соглашений оразделе продукции, назначение руководителей госкомпаний. На политическом уровнеделается выбор в пользу приоритетного развития тех или иных регионов (гдезачастую присутствуют интересы нефтегазового сектора), усиления или ослабленияфискального давления на ТЭК, защиты (или, наоборот, отказа от защиты) правинвесторов на конкретных предприятиях.
Второй рычаг влияния государства наситуацию в нефтегазовом секторе– это его политика в отношениях с“олигархическими” группами, владеющими значительной частью российской“нефтянки”. По многим признакам, в руководстве исполнительной власти поканет четкого видения будущей системы взаимоотношений с “олигархами”. Полностьюотказаться от услуг крупного бизнеса будущему руководству страны вряд лиудастся: с ними, как минимум, придется консультироваться по важнейшимэкономическим вопросам, а как максимум, активно использовать их ресурсы дляпополнения бюджета, снижения социальной напряженности, реализации различныхполитических проектов, обеспечения влияния Центра на события в регионах.
В настоящее время главным органом государственного регулированиятопливно-энергетического комплекса является Министерство топлива и энергетики.Министерство имеет статус головного разработчика или согласователя ряда правительственных документов,регулирующих ситуацию в ТЭКе.
27 февраля 1998 года Министерство топлива и энергетикиРоссийской Федерации приняло приказ «О совершенствовании организации поставокнефти на экспорт». В  целях  повышения эффективности  экспорта российскойнефти, совершенствования организации  государственного   контроля  при планировании   экспорта  и повышения  ответственности  работников центрального аппарата Министерстваи нефтедобывающих организаций и предприятий топливно — энергетическогокомплекса с 1 марта 1998 г. вводится новый порядок разработки, движения  и утверждения документов,  касающихся поставок нефтяногосырья  за пределы  таможенной  территории Российской  Федерации,утвержденный   Министерством   топлива  и  энергетики  Российской Федерации 27 февраля 1998 г. Всоответствии с данным приказом начата работа по совершенствованиюкоординации   поставок   нефти по  экспортным направлениям  и подготовка предложения по организации  работы координаторов экспортных направлений с учетом изменения транспортныхсхем экспорта,  структуры нефтяныхкомпаний ТЭК и условий рынка сбыта российской нефти.
В контексте топливного обеспечения северных регионов Россиироль Минтопэнерго проявляется в разработке совместно с Госкомсевером Программыиспользования альтернативных источников энергии.
Далеко идущая цель, которую Минтопэнерго связывает сбалансовыми заданиями, состоит в формировании Энергетического союза России,Казахстана, Туркмении и Белоруссии. Инструментом его создания рассматриваетсяразработка и принятие консолидированного четырехстороннего баланса ТЭР. Поитогам визита Калюжного в Казахстан в феврале 2000 г. уже принято решение оначала работы двухсторонней группы по формированию российско-казахстанскогобаланса ТЭР.
Непременно в задачи государственного регулирования входит координация внешнеэкономической деятельностинефтегазовых компаний. Минтопэнерго принципиально настаивает наинформировании госорганов о всех значимых внешнеэкономических договоренностях иконтрактах, заключаемых российскими нефтегазовыми компаниями.
Насегодня рыночная экономика предлагает нам две альтернативы регулированияэкспорта – квоты и налоги (акцизы).
Чтотакое квота? Это показатель, определяющий, сколько нефти будет продано затекущий временной отрезок, и сколько достанется каждой компании.  Квоты хороши тем, что, являясь нерыночныминструментом регулирования, они позволяют государству более четко и оперативнореагировать на изменения конъюнктуры рынка. Еще один плюс такого решения в том,что квоты позволяют координировать российский экспорт с экспортными квотамиОПЕК, что дает возможность, в свою, очередь, избегать резких падений цен.
Вторая альтернатива – налоговое регулирование. С точкизрения соответствия стандартам рыночной экономики налоговое регулированиепредпочтительнее. Налоговое регулирование позволяет правительству адаптироватьэкспортные пошлины к тенденциям мировых цен на нефть. Как известно, рольэкспортных пошлин на нефть двойственна. С одной стороны, они формируютзначительную часть доходов бюджета и при этом, что особенно важно, валютныепоступления в бюджет. Их непосредственный эффект прост – чем выше пошлины, темлучше бюджету, хотя, впрочем, отдаленные эффекты могут быть иные и их можнообнаружить, например, при сравнении экономической эффективности работыбюджетных денег и денег, которыми оперирует нефтяной сектор. С другой стороны,экспортные пошлины непосредственно влияют на финансовые показатели нефтяныхкомпаний. Чем выше экспортные пошлины, тем финансовые показатели нефтяныхкомпаний хуже. Отсюда уровень экспортной пошлины – это всегда компромисс междуинтересами бюджета и интересами нефтяных компаний.
ВРоссии либерализация государственного регулирования в области экспортаэнергоноси­телей привела к росту экономической преступности. Стала возрастатькоррупция. Больших размеров достиг отток российских нефтедолларов в зарубежныебанки. Одновременно это привело к неоправданному снижению цен на рос­сийскуюнефть на мировом рынке. Мировой опыт показывает, что в крупнейших странах-экспортерах топлива осуществляетсядостаточно жесткий государственный контроль за его экспортом. Это относится какк промышленно развитым, так и развивающимся странам. Сохранение жесткогогосударственного контроля над внешней торговлей топливом дает возможностьстранам более эффективно бороться с коррупцией, отстаивать национальныеинтересы государства на, мировых рынках.
Сейчас наступает время, когда остро необходимо сочетание плановыхи рыночных механизмов. Оно и понятно: рынок должен беспрепятственно формироватьцену бензина на заправочных станциях, а государству пристало в плановом порядкерегулировать освоение своих нефтяных ресурсов, косвенно воздействуя этим нацену нефти и бензина.
 
      
 
 
 
Глава 2. Особенности экспорта нефти в России
2.1. Россия на мировом рынке нефти
Внаше время контроль за топливно-энергетическими ресурсами и средствами ихтранспортировки играет не последнюю роль в определени


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.