Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Московскийпромышленно-экономический техникум
«Допущен к защите»
Зам. директора по учебной работе
200 г.
(подпись) (Фамилия И.О.)
« » 200 г.
Дипломная работа
на тему: «Планирование как основная функция
управления»
Разработал студент
(подпись, фамилия)
« » 200 г.
Руководитель
дипломной работы (подпись,фамилия)
« » 200 г.
Рецензент
(подпись, фамилия)
« » 200 г.
Москва 2004
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Предприятие как объект планирования………………….5
1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием…….5
1.2. Планированиекак наука. Ее объект, методы и предмет……….14
1.3. Предмет планирования………………………………………….19
ГЛАВА 2. Система планирования на предприятии..........................22
2.1. Формы планирования и виды планов. …………………………..22
2.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования………….30
2.3. Организация внутрифирменного планирования………………..35
2.4. Структура плановых органов на предприятии………………...49
ГЛАВА 3. Типы планирования…………………………………………53
3.1. Стратегическое планирование……………………………………53
3.2. Планирование риска………………………………………………58
3.3. Тактическое планирование……………………………………….61
3.4. Планирование производственной программы………………….64
3.5. Планирование потребности в персонале………………………..68
3.6. Планирование издержек…………………………………………..70
3.7. Планирование финансов………………………………………….73
ГЛАВА 4. Составление бизнес-плана…………………………………74
Заключение..................................................................................................79
Перечень принятых сокращений …………………………………….80
Приложение 1…………………………………………………………….81
Библиографический список……………………………………………100
ВВЕДЕНИЕ.
«Мудрость – это способность предвидеть последствия совершаемых действий,готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем.
Планирование – это оружие мудрых, но планирование –это один из самых сложных видов работы, доступных человеку» (Р.Аркофф)
Анализ опыта экономических реформ показал, что эффективность работы предприятия во многом зависит от состояниявнутрифирменного планирования. Сложившаяся на предприятиях методология и методика планирования базируется на концепции централизованного народнохозяйственного планирования, созданной применительно к условиям бывшего хозяйственного комплекса Советского Союза, и не вполной мере соответствует хозяйственному рыночному механизму. Основные недостатки действующей в наше время системы планирования сводятся к следующему. Предприятия необоснованно отказались от перспективного планирования, мотивируя это неопределенностью условий хозяйствования и динамизмом внешней среды. Хотя опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность,функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. Ворганизации, использующей планирование,отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих. Но на сегодняшний момент в действующихорганизациях принимаемые плановые решения охватывают период не более года.В основном же планы разрабатываются на квартал с разбивкой заданий по месяцам. Составляемые планы носятфрагментарный характер, не одержат необходимых разделов и показателей, что не способствует целостности и комплексности планирования и снижает эффект от его применения впроизводственно-хозяйственной деятельности. Различные разделы текущих плановразрабатываются на разной исходной информационной базе, что приводит крассогласованности плановых заданийпо различным областям производственно-хозяйственной деятельности и структурным подразделениям предприятия. Составляемые планы, будучи по свое форме директивными, не содержат механизма корректировки в процессе их реализации, не выполняются, что вносит определенную дезорганизацию в работу структурных подразделенийпредприятия и подрывает доверие исполнителей к возможностям средств и методов планирования,снижает исполнительскую и финансовую дисциплину и ответственность за конечные результаты деятельности предприятия.
Создать организационный иэкономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, устраняющей указанные недостатки, нельзя. Однако построение такой системы – достаточносложный процесс, требующий ресурсов, соответствующих навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров, которым приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем,связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.
Хочу так же отметить, что внутрифирменное планирование всегда ориентируется на данные прошлого, ностремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования еще зависит от и точности фактических показателей прошлого.
ГЛАВА 1. Предприятие как объект планирования.
1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием.
Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, чтоименно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии постановки цели можно отнести предвидение,прогнозирование, планирование. Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели хода производственного процесса, направленного на достижение главной цели предприятия.¹
Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование ипрогнозирование; организация;координация и регулирование; учет,контроль и анализ; активизация истимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим способом воздействияна управляемый объект.²
Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование – прогнозирование»,можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной. Функции управления в своей основе объективны и являются формами реализации управленческих отношений, через которые, в свою очередь, реализуются требования экономических законов развитияпроизводства.
¹Алексеева М.М.Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2000 г., 248с.
² Ильин А.И.Планирование на предприятии. 4-ое издание. Мн.: Новое знание, 2003 г.
Поэтому процесс управления выступает как объективно преодоленная системафункций, которая носит название управленческого цикла,а сами функции называются стадиями управленческого цикла.
Учет, анализ,
контроль
Активизация,
стимулирование
Планирование,
прогнозирование
SHAPE * MERGEFORMAT
Координация,
регулирование
Организация
Рис1. Связь планирования с другими функциямиуправления.
Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность,которая предусматривает выработку целей и задач управленияпроизводством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.
Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, атакже поиск решений, которыеобеспечивают развитие производства в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, егоможно рассматривать как подфункцию планирования.
Организация какфункция управления–это деятельность, направленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы. Взависимости от объекта различаюторганизацию:
— производства
— труда
— управления
Организация управления включает регламентациюотдельных элементов процесса управления(стадий управленческого цикла, процедур и операций управления), установление времени работ выполнения работ, технического иинформационного обеспечения и т.п.
Координация заключается в обеспечении необходимой (предусмотренной проектом организации) согласованности действий работников. Цель координации - устранить параллелизм и дублирование в работе.
Функция регулированиясостоит в сохранении режима функционирования хозяйственной системы. Всилу различных причин производство можетотклоняться от заданных параметров. В этих условиях путем регулирования устраняются отклонения, и обеспечивается нормальное протекание производственных процессов.
С помощью учета осуществляется сбор информации о состоянии хозяйственной системы. Учет служит базой дляанализа – комплексного изучения производственно – хозяйственной деятельности с целью контроля и повышенияэффективности функционирования производства путем выявления имобилизации имеющихся резервов.
Роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он является средством осуществления обратных связей в системе управления. Посредством контроля проверяется выполнение принятых плановых решений, и оцениваются их последствия.
Активизация– это интенсификация трудовой и общественной деятельности работников на основе повышения творческогопотенциала личности коллектива. Активизация достигается комплексным применением методов морального иматериального стимулирования. Воснове материального стимулирования лежат материальные, а в основе морального - социальные потребности личности(в общении, уважении, признании заслуг ит.д.)
Перечисленные функции управления носят название общих. Кроме них в системе управления выделяютконкретные функции, которые учитываютвлияние на них объекта управления, что находит свое отражение в объекте и предмете планирования.
Сам процесс планирования проходит в четыре этапа:
· Разработка общих целей;
· Определение конкретных, детализированных целей назаданный период;
· Определение путей и средств их достижения;
· Контрольза достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.
Планирование налюбом предприятии базируется нанеполных данных, даже если имеется хорошо налаженная система бухгалтерского и статистического учета. Проблема состоит в том, что некоторые аспектыфункционирования экономической системы не поддаются оценке, например,действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка. Показатели конъюнктуры рынка являются исходными для составления плана предприятия. Поэтому планирование, как правило, тем легче, чем крупнее предприятие (хотя на небольших предприятиях некоторые факторы производства оказываются более обозримыми для руководства, чем на крупных). Данные обстоятельства придают планированию вероятностный характер.
С точки зрения формализации процедуры планирование представляет собой алгоритмизированный процесс подготовки решений впротивоположность спонтанному, ситуативному принятию управленческих решений. Противоположностью планированияявляется импровизация, когда решение принимается на основе сложившийся ситуации или из опыта плановика. Четкий алгоритм принятия импровизированных решений отсутствует. Планированиеэффективно там, где одной интуиции недостаточно для того, чтобы принять решение, где требуется улучшить качествопринимаемых решений путем преодоления сложности проблемных ситуаций, обусловленной большим количеством взаимодействующихфакторов и причинно – следственных связей, а также несогласованностью мнений экспертов, принимающих решение относительно сценария развития планируемых процессов и событий.
Несмотря на важность ивидимые преимущества планирования, оно не может заменитьсобой импровизацию. В практикеуправления предприятием спланировать все случаи принятия решений невозможно, да и нецелесообразно. Причиной тому могут быть два фактора:
— несоизмеримостьзатрат на планирование с результатами реализации плана;
— отсутствие объективной,достоверной и достаточной для разработки плана информации
В этих случаях приходится вступать на путьимпровизации и таким образом реагироватьна возникшую ситуацию. Соотношение между запланированными иимпровизированными решениями на конкретном предприятии зависит от многихфакторов, среди которых можно выделить:
· Полнотуи достоверность информации овнешней среде и внутренней структурепредприятия;
· Личные качества, специальные знания, склонность к риску и гибкостьплановых работников;
· Мотивацию(гармонию желаний и интересов исполнителей с целямиплановых решений);
· Правомерность(собственные возможности и предоставленные плановому работнику специальные средства должны позволить осуществить все мероприятия, связанные сподготовкой и реализацией планового решения);
· Информированность(лица, которым поручена подготовка плана, должны знать цели и особенности принятия и реализациипланового решения);
· Допустимость(мероприятия, предусмотренные плановым решением, не должны нарушать нормправа и морали);
· Наличиеформализованного инструментария планирования: экономико-математических моделей, ЭВМ, технических средств.
Процесс планированияхарактеризуется рядом специфических черт.¹
Во-первых, планирование имеет две стороны: социально –экономическую и организационно – техническую.
Организационно — техническая сторона обуславливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования. Социально-экономическаясторона определяется социально –экономическими условиями общества. Поэтому сущность планированияпроизводства необходимо оценивать с двухпозиций:
1.егоорганизационно – технических характеристик;
2.социально– экономических условий.
Иначе нельзя раскрыть многие причинно –следственные связи и зависимости, определяющие цели, формы и методы планирования.
¹ Черныш Е.А., Молчанова и др.Прогнозирование и планирование. М., 2001г.
С точки зрения организационно – технической стороныпланирования страны с развитой рыночной экономикой имеют больше опыта. Применяемый там арсенал технических средств и методов значительно богаче. Отсюда следует, что уровень организациипроизводства и управления в рамкахотдельных предприятий, фирм там выше, чем в странах России. Значит, имеется большая возможность в использовании организационно – технического опыта планирования развитых зарубежных странах и ограниченная возможность применения социально – экономического опытапланирования.
Еще один важный вывод из этогоанализа: социально- экономическая сторона планирования должна быть ведущей впостановке целей планирования и выборесредств их реализации.
Во-вторых, планирование как элемент управления носит информационный характер. Информационная сущность процессапланирования хорошо видна на примере стадий цикла планирования. В процессе производстваперед органами планирования непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем (включает сбор и обработку информации, а также оценкупоследствий возможных вариантовплановых решений). На этой основе принимается плановое решение.Затем оно реализуется. Информация ополученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган.Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирования повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегдаподчинены достижению определенной цели.Поэтому планирование всегда строгоцеленаправленно.
Формулирование
проблемы
Принятие планового
решения
Осуществление
решения
Получение и обработка
информации
Оценка последствий возможных вариантов плановых решений
Результат
Опыт планирования
Рис.2 информационный цикл планирования.
В-третьих, планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации производства. Еще Адам Смит заметил, что эффект совместных действий группы людей,организованных в коллектив, больше суммы эффектов их одиночных действий. Этот дополнительныйэффект он приписал разделению труда и объяснил следующим:
— возрастанием умения каждого работника;
— экономией времени на переход от одного вида деятельности к другому;
— специализацией ивозможностью автоматизации процесса производства.
Источником дополнительного эффекта в процессе специализации труда является планомерность. Именно присуща кооперации планомерность (сознательноустанавливаемая планом связь) рождаетновую производительную силу (синергетический эффект). Современное крупное машинное производство, характеризуемое колоссальнымдинамизмом, большой сменяемостью моделейи типоразмеров изделий, сложностьютехнологических процессов изготовления предъявляет особые требования к внутрифирменному планированию, как средству,призванному определять и поддерживать внутрипроизводственные пропорции. При создании сложных объектов новой техникивнутрифирменное планирование позволяет скоординировать различныенаучно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические,производственные, строительные, монтажные, наладочные и другие работы,выполняемые в порядке кооперированиямногими предприятиями, научно-конструкторскими организациями различных отраслей промышленности. При этомпланы устанавливают не только общую длительность всего процесса, но ипродолжительность, последовательность всех входящих в него работ и их этапов, сводя к минимуму нерациональныезатраты различных ресурсов. Такимобразом, планирование увеличивает эффективность, производительность труда.
Создание системы планирования на предприятии требует затрат, но эффект от рациональной организации производствавсегда превышает эти затраты. Поэтому трактовкавнутрифирменного планирования как сферынепроизводительных затрат глубоко ошибочна и противоречива. При такой трактовке получается, что планированиеповышает производительность труда, а само оно основано нанепроизводительном труде. Отсюда крайние выводы о необходимости любой ценой сократить затраты на планирование, что сплошь приходится наблюдатьна предприятиях в настоящее время.
1.2 Планирование как наука. Ее объект, методы и предмет.
Планирование как самостоятельная отрасль знаний являетсянаукой, специализированным видом управленческой деятельности (профессии) и искусством.
Под наукой вообще поним