Содержание:
1. Введение...................................................................................2
2. Платон:
-жизнь платона........................................................................4
-платон о государстве и обществе.............................5
3. Аристотель:
— жизнь аристотеля..............................................................11
— аристотель о государстве и обществе.................12
4. Заключение.........................................................................17
5. Списоклитературы....................................................18
1. Введение
Усилиями древнегреческих исследователей был совершёнпереход от мифологического восприятия окружающего мира к рацонально-логическомуспособу его познания и объяснения.
Развитию политико-правовой мысли в V веке взначительной мере содействовало углубление философского и социального анализапроблем общества, государства, политики и права.
На пороге XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований. Таким периодам свойственныпереосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотрение творчества античных философов Платона и Аристотеля, живших в эпоху великих потрясений. Мир Платона и Аристотеля – это мир крушения системы греческих городов-полисов и возникновения империи Александра Македонского.
С этой точки зрения было бы интересно, изучая политические взгляды Платона и Аристотеля, проследить за тем, как бурные события общественной жизни той эпохи находили свое отражение в становлении их политических взглядов. Тем более что свойственный этим двум философам, а особенно Платону, антидогматизм и особенный стиль в изложении взглядов позволяет не только ознакомиться с конечными результатами их творческих исканий, но и проследить за ходом мыслей и рассуждений.
Интерес к творчеству этих двух философов неослабевает, и, быть может, дажеусиливается в наше время ещё и потому, что мнение людей, живших две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.
Несомненно, рассказывать об Аристотеле и Платоне, как ученых, очень непросто в том смысле, что слишком большой промежуток времени отделяет их от нас. Быть может, что-то в их взглядах нампокажется бессмысленным, неверным, а может быть и слишком наивным. Конечно, длясвоего времени они были крупнейшими учеными, но следует учитывать, чтопредставления о мире мыслителей, живших в IV в. до н.э., сильно отличаются от нашего мнения.
Мы видим, что уже в Древней Греции были созданысоциально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшееразвитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители былипервооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтомуможно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской,политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулированииотправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.
Интерес к древнегреческим философам Платону и Аристотелю, к их творчеству не ослабевает, быть может, даже усиливается в наше время. Во-первых,мнение даже самого обыкновенного человека, жившего две споловиной тысячи лет назад, интересносамо по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек- Платон или Аристотель.
"… Платон и Аристотель — одни из учителейчеловечества. Не будь их книг, мы не только хуже понимали бы, кем былидревние греки, что они дали миру, — мы хуже понимали бысамих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия,вдохновение, что такое человек, в чемтрудности его исканий и свершений", — писал В.Ф. Асмус. Итак, значение мнения гениальнейшего афинского философа о важнейших человеческих проблемахочевидно.
2. Платон
жизнь платона
В 428 г.до н.э., в самый разгар междоусобной Пелопонической войны, в Афинах у Аристонаи Периктионы родился сын Аристокл, впоследствии Платон. Платон рос в знатной, старинной, царского происхождения семье с прочнымиаристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода.
Большую роль в дальнейшей жизни Платона сыграла его встречас Сократом в 408 г.до н.э. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало вжизни: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путемвнутреннего самосовершенствования. Кэтому времени Платон уже стал признанным философом.
В 399-389 гг. до н.э. Платон, тяжело перенесший смертьСократа, покидает Афины. По некоторым сведениям, он посещает Вавилон, Ассирию иЕгипет. В 387 г.до н.э. Платон едет в Сицилию, где знакомится с тираном Дионисием Старшим. По приказу Дионисия Платона, не пожелавшего льстить тирану, продают в рабство.Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известногофилософа, купил его и немедленно дал ему свободу.
Вернувшись в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил в живописном уголке насеверо-западной окраине города, называемой Академией, сад с домом, где основал свою знаменитую философскуюшколу. Академия просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когдавизантийский император Юстиниан закрыл ее.
В 367-353 гг. до н.э. Платон дважды посещает Сицилию,находящуюся во власти «просвещенного» тирана Дионисия Младшего.
В 347 г.до н.э., по преданию, в день своего рождения Платон умирает.
платон о государстве и обществе
Античнаяполитическая мысль характеризуется пристальным вниманием к исследованию формгосударственного устройства, выявлению достоинств и недостатков, существующихили имевших место в прошлом типов правления, попытками определить наилучшийвариант организации политической власти и управления обществом. В рамкахклассификации политических систем, анализа их видов и постановки проблемы олучшем из них античные мыслители обращаются к рассмотрению методов и средствполитического действия, форм, в которых происходят политические изменения.Именно в таком контексте возникает у них идея реформы, которую в содержательномплане можно рассматривать как пролог возникновения теории реформы как формыобщественно-политических преобразований, свойственной политической мысли Новоговремени.
Рядсущественных черт преобразований, в последствии получивших наименованиереформистских, были определены в политической философии Платона, в центрекоторой находится концепция «идеального государства». Ее особенностью являетсято, что традиционная антитеза «лучшее – худшее» устройство государствапомещается Платоном в координаты «должное – сущее». «Идеальное государство» — это проект «окончательного решения», не выявление лучшего из существующихобразцов, а конструирование совершенного образца, достижение которого означаетв философском плане максимальное приближение к идее блага – венцу платоновскоймодели мира, неподвижному и вневременному.
Свое «идеальное государство» Платонпротивопоставляет его несовершенным, порочным типам. В произведениях Платона ихколичество колеблется. Наиболее проработанный вариант – в «Государстве», где онописывает четыре реально существующие формы государства – тимократию, олигархию,демократию и тиранию. Ни одна из них Платона не устраивает. Все они –извращенные формы, а посему по критерию «лучше – хуже» могут рассматриватьсятолько относительно друг друга, поскольку их противопоставление «идеальномугосударству» носит абсолютный характер.
Вплатоновской теории проект совершенного государства все же имеет не чистоспекулятивный характер. Проецируя на общество мир идей, Платон одновременнопытается найти хоть какую-то опору и в мире вещей, таком, каким он его понимаетв рамках мифологизированной историософии. Для Платона его воззрения нагосударство в плане долженствования отнюдь не были утопическими. Картина мира,который он понимал как мир удвоенный, соответствует реальности, причемумопостигаемый мир идей есть подлинный мир, отражением и искажением которогоявляется мир вещей, в том числе и мир политики. «Идеальное государство» нетолько будущее воплощение первообраза. Оно опирается на прошлое, которое уПлатона, надо заметить, довольно туманно.
«Идеальномугосударству» имеется историко-мифологический прототип. Рассматривая в«Государстве» пять видов государства: образцовое и четыре отрицательных, Платонпредполагает, что в первом случае власть может принадлежать одному, либонескольким, т.е. быть как царской, так и аристократической. Далее в тексте«идеальное государство» и полагается в качестве довольно неопределеннойреальности прошлого в рамках анализа разложения аристократии и превращения ее в тимократию, примеромкоторой называется крито-лакедемонское устройство.
В«Законах» он более определенен на этот счет. Именно в связи с понятием«идеального государства» Платон говорит о счастливом времени Кроноса. Этомустрою люди должны подражать в устройстве государства. В позднем и незаконченномдиалоге «Критий» Платон, говоря о древнем обществе, идеализирует старину,отстоящую на девять тысяч лет назад от своего времени – устройство древних Афини мифологической Атлантиды как наиболее совершенного, достойного подражания.Некоторые черты этого афинского государства, каким его представляет философ,соответствуют требованиям «идеального государства»: наличие благородных мужей,в умы которых боги вложили «понятие о государственном устройстве», сословноеделение («божественные мужи», воины и «разного звания граждане, занимавшиесяремеслами и землепашеством»), общность имуществ у высшего сословия. При этом всвоем рассказе Платон прямо указывает на связь с предполагаемым «идеальнымгосударством», модель которого была им изложена ранее. Таким образом,государство давних, эпических времен становится историко-мифологическиманалогом–эталоном «идеального государства». Здесь Платон утверждаетэмпирическую возможность «идеального государства».
Историко-космическийпереворот, положивший конец одному мировому циклу и давший начало другому,историческому времени, в котором живет современное Платону общество,одновременно положил начало процессам деградации государства. Преодолениепорочной практики смены одних форм извращенного устройства государства другимивыступает у Платона как своеобразная сверхзадача теории и практики, решаемая врамках умственной модели «идеального государства» и ее актуализации.
Вкартине смены тимократии олигархией, олигархии – демократией, последней –тиранией, нарисованной в «Государстве», попытке исторического экскурса, предпринятойв «Законах», просматривается какая-то заданность, предопределенностьпоследовательного распада форм государства, хотя Платон в полной мере учитываетполитические страсти, разыгрывающиеся в обществе, борьбу в нем худших и лучшихначал. Этому совершенно негативному процессу он противопоставляетгармонизированное и статичное общество – «идеальное государство», строящееся напринципах высшей справедливости, а постольку избавляющее людей от раздоров.
Концепция«идеального государства» имеет солидный этический фундамент, связанный с идеейсправедливости как цели «идеального государства». Его схема, изложенная в«Государстве», хорошо известна. Наряду с философами-правителями оно включаетеще два сословия – стражей и ремесленников, землепашцев, торговцев. Каждое изсословий соответствует одному из начал души – разумному, яростному ивожделеющему, и должно заниматься своим делом, что и есть проявлениесправедливости.
В«Законах» Платон вносит коррективы в модель совершенного государственногоустройства. В нем допускаются рабство и частная собственность у всех сословийпри ограничении богатств, вводится имущественный ценз, предполагаются выборы,предельно жестко, детально, даже мелочно, регламентируются все стороны жизнилюдей и общества. «Идеальное государство» «Законов» более статичное,максимально изолированное от внешних влияний. Но при всем том философские опорыплатоновской политической концепции остаются, в общем, теми же самыми, что и в«Государстве»: возможность «идеального государства» и оно само связаны с силойразума, способностью к познанию и обретению знания человеком, его стремлением кдобродетели, справедливости как высшему этическому началу, вытекающимиметодологически и теоретически из онтологии Платона, его архитектурымироздания, поскольку образец «идеального государства» — на небе.
Обоснованиемсовершенного политического устройства тема «идеального государства» у Платонане исчерпывается. Другой ее аспект – вопрос об изыскании способа реализацииидеального проекта. Как пишет Платон, «стоит только дать первый толчокгосударственному устройству, и оно двинется вперед само, набирая силы, словноколесо». ДалееПлатон поясняет, что стоит произойти одной единственной перемене и тогдапреобразится все государство.
Платон прекрасно понимал, что сословиефилософов-правителей, как и два других, все вместе воплощающие справедливость«идеального государства» как строгое следование каждого своему призванию, неспособно появиться сразу, одномоментно. В общетеоретическом плане речь идет осоединении философии и власти, что может, происходить двояко: либо по причинекакой-нибудь необходимости, «которая заставит этих немногочисленных философов –людей вовсе не дурных, хотя их и называют теперь бесполезными, — принять насебя заботу о государстве», либо «по какому-то божественному наитию не будутохвачены подлинной страстью к подлинной философии сыновья нынешних властителейи царей либо они сами. В «Государстве» Платон делает акцент на необходимостьразъяснения, рассматривая обращение к разуму как наиболее надежное средство.Преобразование осуществляется философами на разумных началах (разум даетобразец совершенства) и методами, обращенными в первую очередь к разуму, ведь«доказательства – это и есть преимущественно орудие философа».
Определивдва варианта начала преобразований, Платон все же склоняется ко второму –приобретению властью философского качества, а не к обретению философами власти.Философия должна занять господствующие позиции при помощи фактической власти, ане ее смены. В дальнейшем власть должна сделать возможными необходимые шаги построительству «идеального государства».
В «Законах» не только дополнительнопрорисовываются мрачные подробности тоталитарного проекта, но и уточняется позиция относительно методов егоосуществления. Речь идет скорее не о двух концепциях или моделях «идеальногогосударства» Платона, а о развитии одной концепции и ее разных уровнях в«Государстве» и «Законах». В «Государстве» определена методологическая база политическойтеории и намечены принципиальные решения политических задач. В «Законах»политико-философский (и тем более чисто философский) уровень размышленийпредставлен слабее. Серьезные изменения там действительно есть, но они попреимуществу относятся к платоновской социологии, принципиально не меняя приэтом архетипа его политико-философских построений.
Посмотрим, какой тип государства и правителяподходит для преобразовательного процесса с точки зрения законодателя,призванного устроить государство совершенным образом. Его ответ, как и самогоПлатона, таков: «Дайте мне государство с тираническим строем. Пусть тиран будетмолод, памятлив, способен к учению, мужествен и от природы великодушен; пусть,кроме того, душа этого тирана обладает теми свойствами, которые, как мы сказалираньше, сопровождают каждую из частей добродетели. Только тогда от остальныхего свойств будет польза».
Платонмотивирует преимущества тирании, прежде всего тем, что трудностей приучреждении «идеального государства» тем больше, чем большим является числоправителей. Тирания является такой формой правления, при которой егоединоличный характер сочетается с наибольшей силой в управлении. Поэтому вкачестве субъекта реформации царскую власть он ставит на второе место, натретье – демократию, на четвертое — олигархию. Беспредельная, произвольная власть, коей характеризуется тирания,наиболее пригодна. «Если тиран захочет изменить нравы государства, ему непотребуется особых усилий и слишком долгого времени».
Поскольку разум у Платона является высшейинстанцией, для него очевидно, что и в процессе изменений в направлениидостижения совершенного устройства государства разум должен выступать вкачестве руководящего начала преобразовательной деятельности. Он сравниваетчеловека с чудесными куклами богов, неизвестно для чего созданными. Внутренниесостояния человека словно нити влекут его в разные стороны, но он долженследовать только одному из влечений – к добродетели, «а это и есть златое исвященное руководство разума, называемое общим законом государства».Рассматривая далее соотношение воли и разума, Платон отдает первенствопоследнему и подчеркивает, «что и государству, и каждому из нас должно молитьсяи хлопотать о том, чтобы обладать умом».
Тщательно оценивая начальный этап преобразованийи их фундаментальные принципы, Платон ставит, как минимум, три важных вопроса,относящихся к теории реформы.
Во-первых,вопрос о доктринальных предпосылках реформы. Ей должна предшествоватьтеоретически проработанная модель искомого общественно-политическогоустройства, функции которой для данного случая, как это следует из логикирассуждений Платона, изложены в его концепции «идеального государства».
Обозначенныйподход оказывается естественным образом, связанным с другим вопросом – о ролирационального фактора в реформировании политической (и не только) системы, строительства«идеального государства. Платон не исключает роли бога в созидании «идеальногогосударства», но она все равно реализуется через разумную деятельностьчеловека, способного в процессе познания приблизиться к истине, небесному миру.
В-третьих,это вопрос о роли власти в осуществлении реформы. В его рассмотрении Платономможно выделить, в свою очередь, три аспекта:
1)в какой мере действующая власть (дореформенного общества) является субъектомреформы;
2) в какой степени она является объектомреформирования;
3) каковы прерогативы власти в осуществленииреформы – т.е. относительно объема и характера преобразований, инициируемых ипроводимых ею.
Вкакой мере правители способны самостоятельно осознать необходимость реформацииПлатон однозначно не объясняет. Это может быть внешний толчок, а может быть ирезультат рефлексии, связанной с врожденными качествами правителя.Проблемареформирования самой власти решается в платоновской концепции положительно: впроцессе преобразований старая форма правления (в любом варианте – «стартовая»для перехода к «идеальному государству») должна трансформироваться в правлениефилософов. Необходимо формируется сословие философов-правителей. Причем нетолько как верхушка правящей элиты, но и как непосредственный аппарат власти.Получается, что социология и политология Платона сливаются. Это оказываетсяодной из важнейших задач преобразований – самореформирования (изменения содержания и статуса) государственнойвласти.
Что касается третьего аспекта, то Платонвозлагает на власть всю нагрузку по строительству «идеального государства».Власть становится у него не только инициатором преобразований, она активноеначало на всем их протяжении, причем единственное такое начало. Общество не чтоиное, как материал. Роль власти в реформах абсолютна, тем более, что она имеетв виду благо тех, кто ей подвластен. Все это вполне укладывается в объективныйидеализм Платона, в его диалектику ума и материи.
Такова первая группа общетеоретическихвыводов, следующих из концепции Платона в части анализа им начального этапаобщественно-политических преобразований. Здесь он, помимо своего идеализма,строгий рационалист и институционалист.
Втораячасть платоновской концепции политических изменений связана с анализом ихсодержания и выявлением роли законов в построении «идеального государства».Основными мероприятиями, которые необходимо осуществить, являются очищениеобщества от недостатков и пороков, его социальное структурирование всоответствии с принципом разделения труда в «идеальном государстве» ивоспитание граждан. Философы-правители не могут ограничиться собственнымсовершенствованием. Разрабатывая «набросок государственного устройства», онидолжны взять, словно доску, государство и нравы людей и сперва очистить их, а уж потом вводитьзаконы, т.е. приступать к созидательной деятельности. Стирая и рисуя вновь, онидолжны сделать человеческие нравы угодными богу, соответствующими тому, чтосправедливо, прекрасно, рассудительно. Средством создания прообраза человека,которому присущи богоподобные свойства, становится воспитание. Но оно относитсяк высшим сословиям.
Говоряв «Государстве» об очищении государства и нравов людей, Платон ограничивается,по сути, констатацией необходимости этой акции и переводит решение вопроса впозитивную плоскость – детальную разработку социально-нравственной педагогики иизложение своих взглядов на образование. Режим очищения предполагается довольнощадящим, если вспомнить о том, что в этом трактате он выступает сторонникомиспользования методов разъяснения и убеждения как проявления разумного начала встроительстве «идеального государства».
В«Законах» позиция Платона уточняется и ужесточается. Здесь он делает акцент напринуждение и насилие, понимая при этом очищение не как деятельность в духовнойсфере, но уподобляя усилия власти работе пастуха, отделяющего в стаде здоровыхживотных от нездоровых, породистых от непородистых и отсылающего негодныхживотных в какие-нибудь другие стада. Определяяочищение как важную составную часть реформ, Платон и в этой связи высказываетсвои социальные пристрастия. Они характеризуют Платона как сторонникарешительных действий власти, что совершенно органично для его предпочтениятирании. В рамках рассуждений Платона, произведя очищение, можно приступить,несколько условно выделяя последовательность этапов, к воспитанию граждан Роль воспитания чрезвычайно велика.
Правильноевоспитание пробуждает в человеке хорошие природные задатки. Ошибки в этойсфере, нарушающие порядок новшества в искусствах, приводят в конце концов кпорче государства. Воспитание тождественно высшим целям существования ифилософско-нравственному смыслу «идеального государства». Оно, согласноПлатону, есть то, без чего ни один человек не может обойтись, «то, что сдетства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремитьсястать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться иливластвовать». И далее он как бы завершает свой панегирик воспитанию,характеризуя воспитанность как «самое прекрасное из того, что имеют лучшиелюди».
Вопределении своей позиции в отношении воспитания и его роли в формировании«идеального государства» Платон не ограничивается его нравственными иэстетическими оценками. Воспитание имеет в первую очередь политическоепредназначение, поскольку от него «в конце концов, зависит вполне определенныйи выраженный результат: либо благо, либо его противоположность», т.е. еслиисходить из платоновских философских предпосылок политической теории, возникновениеи существование всей государственной системы.
Для управления государством нужны людипросвещенные и сведущие в истине, но не замыкающиеся одновременно всамоусовершенствовании. Рассматривая воспитание философов-правителей какважнейшую задачу основателей государства, Платон считает допустимымиспользовать принуждение. Получив соответствующее воспитание, они должны будутзаняться полезными делами. «Выдающихся людей он включает в государство не длятого, чтобы предоставить им возможность уклоняться куда кто хочет, но чтобысамому пользоваться ими для укрепления государства». Воспитание для Платонаесть, прежде всего, обучение искусству управления, формирование знаний, качествличности, соответствующих высшим началам бытия. Когда это произойдет, «тогда, — говорит Платон, — государство будет у нас с вами устроено уже наяву, а не восне, как это происходит сейчас в большинстве государств, где идут междоусобныевойны и призрачные сражения за власть, — будто это какое-то великое благо».
Касательнозаконов – их роли в устройстве «идеального государства», соотношения закона ивласти, у Платона много неясного. Он четко и последовательно не сформулировалсвою точку зрения на данный счет. Но достаточно ясно, что специально того неоговаривая, Платон выделяет два уровня законов. Хотя из текста не всегдаследует, о какого рода законах у него говорится.
Во-первых,это закон устройства умопостигаемого мира, закон доступный человеческомупознанию и тождественный истине. Платон рассматривает руководство разума какобщий закон государства. Правитель не может не соотносить своих действий спринципами мироустройства, его «рисунком», земным отражением которых является«идеальное государство».
Во-вторых,позитивные законы, законы, устанавливаемые законодателем в развитие высшихзаконов мироустройства. Законодатель, т.е. философ-правитель, выше этихчеловеческих законов. При такой трактовке снимается противоречие платоновскихвысказываний, когда в одном случае он говорит о верховенстве закона, а в другом– правителя. Так в «Политике» утверждается, что истинный политик (идеальныйправитель) выше закона. Закон является частью царского искусства и прекраснеевсего, когда сила не у закона, а у царственного мужа, обладающего разумом.Закон же дает лишь общие правила и не может со всей точностью и справедливостьюохватить то, что является наилучшим для каждого.
Вреальной практике Платон придает законам большое значение. Для него «идеальноегосударство» и законы находятся в диалектической связи, поскольку «всего дальшеотходит от разума то, что отклоняется от закона и порядка». Это означает, чтопродвижение к «идеальному государству», его строительство есть в то же времяследование закону и продвижение в сторону закона. Здесь можно говорить озаконах обоих уровней.
Нарушение законов переворачивает все вгосударстве вверх дном. Он считает, что даже игры детей должны соответствоватьзаконам, потому что если дети не соблюдают правил, из них не вырастутзаконопослушные граждане. Эта регламентация приобретает в «Законах» поистинетотальный и мелочный характер. Большая часть этой книги и посвящена тщательномуописанию позитивных законов.
Подводяитоги можно сказать, что в политико-философской теории Платона намечен рядосновных позиций концепции реформистских изменений. Речь, само собой, идет нестолько о содержательном аспекте переходных преобразований, хотя в ряде случаевПлатон оказывается достаточно проницательным мыслителем, сколько о постановкепроблем, фиксируемых рубежах реформы и признаках этой формы общественно-политическихизменений.
3. Аристотель
жизнь аристотеля
Аристотель родился в 384г. до н.э. в греческом городеСтагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалосьтем, что он был сыном известного врача Никомаха. Аристотель, по словамочевидцев, с молодости был невзрачного вида: худощавый, маленького роста, сузкими глазами, да к тому же еще и сильно шепелявил. Но зато любил одеться, носилпо несколько дорогих перстней и делал необычную прическу.
Приехав с севера Греции, Аристотель в самом раннемвозрасте (в 17 лет) вошел в школуПлатона. Первые сочинения Аристотеля в стенах Платоновской Академии, куда онпоступает, отличаются склонностью его к риторике, которой он, впоследствии, занимался всю жизнь.
Аристотель представлялся Платону ретивым конем,которого приходится сдерживать уздой. Некоторые античные источники прямоговорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами.Платон не одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться.Аристотель уделял большое вниманиесвоему внешнему виду, а Платон считал, что это неприемлемо истинному философу.
Расхождение во взглядах двух философов позже привелок созданию в 335 г.Аристотелем собственной школы – Лекея. С этих пор он становится завзятым противником своего учителя. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но истина для него дороже. Вся жизнь егосостояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, схватить истину,докопаться до смысла окружающего мира.
Известен тот факт, что в сороковых годах 4 в. до н.э.Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом II на роль воспитателя своего сына –Александра, будущего великого завоевателя.
На многиевека имя Аристотеля стало непререкаемым авторитетом в науке. Его интересовализаконы, управляющие движением тел, — и появилась знаменитая «Физика» (в 8книгах). Он размышлял над различными явлениями природы, о чем говорится в«Метеорологике» (в 4 книгах). Он изучал поведение животных, строение их тел – 5книг под названием «О возникновении животных». И это ещё далеко не все: емупринадлежат труды о логике, этике, поэтике. Но нас, конечно, больше будутинтересовать его сочинения, касающиеся ведения хозяйства, политики и социологии. В их числе «Никромахова этика»,«Политика», «Экономика». Он описал 158 различных греческих и негреческихзаконодательств, так называемых «Политий».
Аристотель был сильным человеком, но он был многимнеугоден. И когда оказалось, что деваться уже некуда, и с ним могутрасправиться как с Сократом, он принял яд. Так кончилась жизнь великого мыслителя древности.
аристотель о государстве и обществе
Одной изхарактерных черт научной деятельности Аристотеля является её многогранность.Своими трудами Аристотель обогатил почти все существовавшие в его время отраслинауки. Государство и общество не остались вне поля зрения философа. Главноеместо среди его произведений, посвящённых изучению государства и общества,занимает «Политика».
Не может бытьсомнения в том, что даже чисто теоретические построения античных мыслителей, вроде«Государства» и «Законов» Платона или тех проектов, которые рассматриваются вовторой книге «Политики», в большей или меньшей степени связаны с реальнойжизнью греческих полисов, что и даёт право современным исследователямиспользовать названные сочинения как источники для уяснения некоторых сторонбытия этих полисов.
Теоретическоепостроение идеального полиса – конечная задача, которую ставит перед собойАристотель в «Политике». Вполне оправданным были бы поиски нитей, связывающихидеальный полис Аристотеля с греческими полисами IV в. до н.э., внешними ивнутренними условиями их существования. Разумеется, этим не исчерпывается связьсодержания трактата Аристотеля с эпохой, в которую он жил. Рассуждение осовершенном полисе занимает в «Политике» много места. Этому рассуждениюпредпослано занимающее гораздо большее место учение о полисе вообще. Здесь мынаходим обоснование мысли, что полис является высшей формой человеческогообъединения способствующей достижению счастливой жизни, т.е. жизни, согласной сдобродетелью; здесь понятие полиса подвергается расчленению на его простейшиеэлементы. Ссылаясь на природу, неравномерно, по его мнению, распределившуюмежду людьми умственные способности, Аристотель защищает один из устоевантичного общества – рабство. Он также выступает защитником частнойсобственности, обосновывая это тем, что потребность в собственности якобысвойственна человеку по природе.
Рассмотрениеразличных теорий государственных устройств Аристотель начинает с анализапроекта Платона. Он особо подчёркивает трудность осуществления этого проекта напрактике, подвергая критике теоретическую позицию Платона – его стремлениеввести в государство полное единство, не считаясь с реально существующеймножественностью. В «Законах» Платона Аристотель находит произвольныеутверждения, а в некоторых случаях непродуманные положения, грозящие припроведении их в жизнь теми или иными затруднениями и нежелательнымирезультатами. Проект Фалея Халкедонского не удовлетворяет Аристотеля потому,что, заботясь об устранении бедности и наделяя граждан равными участками земли,автор проекта упускает из виду необходимость регулировать деторождение, безчего не может поддерживаться равенство земельной собственности у граждан; крометого, придумав лекарство против преступлений, совершаемых ради удовлетворениянасущных нужд, Фалей, указывает Аристотель, забывает о преступлениях,вытекающих из других побуждений. Признавая полезность имущест