Реферат по предмету "Экономика и Финансы"


Шоковая терапия в Казахстане

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСТАНСКО-БРИТАНСКИЙТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра экономики и бизнеса




Реферат
“Шоковая терапия”в Казахстане



Выполнила: ст. гр. ЭиУП-02 
Скибардина Ирина
Преподаватель: д.э.н.,  профессор
Казбеков Б.К.









Алматы 2004
СОДЕРЖАНИЕ
 TOC o «1-2» h z u введение… PAGEREF _Toc86762835 h 3
1 Шок без терапии… PAGEREF _Toc86762836 h 4
1.1Сельское хозяйство.PAGEREF _Toc86762837 h 5
1.2Экспорт нефти. PAGEREF _Toc86762838 h 6
1.3Государственный долг. PAGEREF _Toc86762839 h 6
2 Инструментарий решения экономических проблем… PAGEREF _Toc86762840 h 8
2.1Монетарная составляющая. PAGEREF_Toc86762841 h 8
2.2Приватизация. PAGEREF _Toc86762842 h 8
2.3Создание благоприятного инвестиционного климата. PAGEREF _Toc86762843 h 9
3 Новые горизонты… PAGEREF _Toc86762844 h 10
3.1Влияние внутренних факторов развития экономики. PAGEREF _Toc86762845 h 10
3.2Вызовы и перспективы… PAGEREF _Toc86762846 h 11
3.3Прогнозы дальнейшего развития экономики. PAGEREF _Toc86762847 h 11
заключение… PAGEREF _Toc86762848 h 13
Список литературы… PAGEREF _Toc86762849 h 15

введение
Механизмы, обеспечившие благодаря проведению так называемой“косыгинской реформы” достигнутые в восьмой пятилеткеуспехи, исчерпали себя уже к середине 70-х годов. С этого момента экономикаКазахстана, как и всего Союза, начала стагнировать.Во второй половине и, особенно в конце 80-х – начале 90-х годов, сталаочевидной скорая перспектива краха плановой экономики, а вместе с ней и всейполитической системы Советского Союза.
В 1990 году снижение темпов роста экономики сменилосьсокращением объемов производства. В 1991 году объем ВВП сократился на 8,9процента, денежная масса превышала объем товарной массы более чем в 3 раза,сформировалось избыточное денежное предложение, бюджетный дефицит составлял, поодним оценкам, 8 процентов ВВП, а по другим – 16,5 и даже 26,5 процента ВВП. Нарынках наблюдался товарный голод, прилавки магазинов были пусты, а если что-тои было, то оно оборачивалось на “черном рынке”. Инфляция достигла 94 процентов.Неудержимо росла безработица, особенно в скрытой форме.
На промышленных предприятиях заработанные деньги“отмывались” и переходили в “карман” их руководителей через фиктивно созданныепри заводах и фабриках малые предприятия и кооперативы. Нарастали центробежныесилы под эгидой искусственно надуманного регионального хозрасчета, республикиотказывались переводить налоги и отчисления в союзный бюджет.
Рос внешний долг СССР, он увеличился с 20 млрд. долларов в1985 году до 67 (по другим оценкам, до 113 млрд. долларов) в 1991 году,золотовалютные резервы Госбанка СССР истощились, назревала угроза арестасоветской собственности за рубежом.
Послепутчевая катастрофическая ситуация в СССР требовалапринятия быстрых и радикальных мер, ибо возникла реальная угроза гражданскойвойны, о чем предупреждал осенью 1991 года академик Л. Абалкин. Времени надолгий процесс разработки, обсуждения и согласования какой-либо программы небыло. Положение в экономике стремительно обострялось и требовалось предпринятьнечто такое, что хотя бы отодвинуло перспективу народного бунта.
Требовался решительный шаг, позволяющий быстростабилизировать ситуацию на потребительском рынке; нейтрализовать мощноедавление на рынок огромной избыточной денежной массы, накопленной за последниегоды; сделать мощную скрытую инфляцию открытой и бороться с ней рыночнымиэкономическими методами; нужно было быстро перевести экономику в равновесное состояние,как бы это тяжело не было. При этом в условиях тогдашней расстановки исоотношения сил в обществе нельзя было не принимать во внимание и политическийфактор, связанный с опасностью возврата страны к прежней системе в случаепровала реформ. Выбор был сделан в пользу так называемой “шоковой терапии”.
 «В политическойпрессе начала 90-х часто встречалась следующая фраза – «разойтись понациональным квартирам». Она как нельзя более точно отражает центробежныетенденции тех лет. Некогда монолитное государство, пронизанное тысячами нитейхозяйственных связей, распадалось на прежде условные составляющие – отдельныереспублики. В течение десятков лет финансово-экономическая система СССР былаединым организмом. После обретения республиками независимости повсеместноразразился экономический кризис.
Истоки нынешних бед кроются в нашем прошлом. Еще к 1991году произошло общесоюзное сокращение объемов производства на 13 процентов. К1992 году спад производства в государствах уже бывшего Союза ССР составил от 15до 30 процентов в различных отраслях.[1]
Затем либерализация цен, начатая в январе 1992 года вРоссии, распространила процесс «шоковой терапии» на всю рублевую зону, вкоторую тогда входил и Казахстан. Эта мера, предпринятая для ускорения переходак рынку, на самом деле серьезно разрушила единый народнохозяйственный комплекс.

1 Шок без терапии
Реализация данной стратегии началась в России 2-го, а вКазахстане – 6 января 1992 года. Цены на потребительские товары сразу жеподскочили в 3–3,5 раза. За одну ночь обесценились все сбережения населения и вбанках, и в “чулках”, хотя, сказать по правде, в банках никаких денег уже давноне было. Это, естественно, привело население в настоящий шок. Но в создавшихсяусловиях на рынке и в экономике, денежной системе другого приемлемого вариантапросто не было.
Любой вариант постепенного, мягкого движения к рынкузатянул бы процесс на многие годы, но не исправил бы положение на рынке и вэкономике. А в конкретных социально-политических условиях того периода это былочревато не только возвратом к старой системе, но и перспективой народногобунта. Напомним, что в наших условиях политическая либерализация предшествовалалиберализации экономической, и именно это создало условия для чрезвычайновысокого уровня политизации населения страны.
Должен был сработать парадокс “чем хуже – тем лучше”,отмеченный японскими учеными на примере реформ, проведенных в их стране. Идействительно, за считанные дни рынок был наполнен импортными товарами, очередив магазинах почти исчезли, деньги постепенно стали восстанавливать своюфункцию, возникла и быстро набрала темпы челночная торговля, люди началисамостоятельно искать способы выживания, стали возникать первые ростки частногопредпринимательства. Благодаря политике ужесточения денежно-кредитной эмиссиирезко снизился прирост денежной массы. За январь – май 1992 года ее месячныйприрост был доведен до 9–17 процентов, благодаря чему уровень инфляцииопустился в июне до 11 процентов.
К сожалению, эта политика продолжалась недолго: уже вмае-июне под нажимом острой критики “красного” Верховного Совета РоссийскойФедерации, ее правительство пошло на ослабление денежно-кредитной и бюджетнойполитики. В Казахстане в мае произошло фиксирование цен на энергоносители,металлы, зерно. Увеличились кредитные вливания в экономику, что толькоподстегнуло инфляционные процессы.
Не лучшим образом шло и преобразование государственнойсобственности. Первую программу приватизации собственности в сельскомхозяйстве, направленную на формирование как можно большего числа индивидуальныхчастных собственников, глава государства оценил как проваленную. Впромышленности приватизации подвергались в основном малые объекты, которыепродавались практически за бесценок и без проработки всех сложных вопросов,возникающих при смене формы собственности. Крупные же предприятия формальнопреобразовались в концерны. Создание многих институтов, таких как банки, биржи,фондовый рынок и т. д., носило формальный характер. Принимаемые парламентомзаконы больше основывались на механизмах государственного управления, чемрыночного регулирования.
Прямым следствием такой макроэкономической политики сталораскручивание нового витка спирали инфляции, она приобрела форму гиперинфляции.И хотя уровень годовой инфляции снижался (в 1992 году он составлял около 3000процентов, в 1993-м – 2060, в 1994-м – 1200 процентов), гиперинфляциясохранялась до конца 1994 года.
Не спасли ситуацию ни выход Казахстана из рублевой зоны, нивведение 15 ноября 1993 года национальной валюты, поскольку это было осуществленокак просто техническая операция. Не были проведены важные подготовительныеэкономические мероприятия: создание необходимых золотовалютных резервов;формирование четкой бюджетной системы, сокращение бюджетного дефицита;прекращение субсидирования отдельных отраслей и импорта из бюджета; ужесточениеденежно-кредитной и выработка четкой валютной политики; обоснованноеустановление обменного курса тенге к доллару. Именно поэтому этагосударственной важности реформа не привела к принципиальным изменениям вантиинфляционной экономической политике. Более того, курс национальной валютыстал стремительно падать (9,2 раза к 1993 году), подхлестывая инфляцию (1200процентов в 1994 году) и подрывая доверие населения к национальной валюте.Вслед за инфляцией резко повышались процентные ставки – до 430 процентов, иновые деньги уже не могли выполнять свои основные функции.
В этих условиях не могло быть речи об инвестированииматериального производства. Инвестиционные ресурсы закономерно переключались всферу обращения. Рынки заполнялись только импортными товарами. К тому же началиусиливаться коррупционные тенденции в сфере внешней торговли. Золотовалютныерезервы собирались по крупицам, но бесконтрольно разбазаривались. Как следствиевсего этого, в 1994 году спад производства достиг своего пика. Если в 1992 годуВВП снизился на 5,3 процента, промышленное производство – на 17,1, в 1993 году– на 9,2 и 14, то в 1994 году снижение этих показателей составило 12,6 и 27,5процента. К уровню 1990 года в 1994 году объем ВВП снизился на 33,1 процента, апромышленное производство – на 48 процентов.
Как результат – еще больше углубилась деформация экономики,произошла деградация многих отраслей промышленности и сельского хозяйства.Выбранная стратегия приватизации собственности в сельском хозяйстве оказаласьразорительной для отрасли. Многие крупные предприятия остановили свою работуили были на грани остановки, включая и сырьевые предприятия с производством,ориентированным на экспорт. Такая экономическая политика привела, конечно, кнеизбежному обвальному росту безработицы, дальнейшему падению уровня жизнинаселения, полной деградации социальной сферы, росту коррупции ивзяточничества, процветанию преступности и теневой экономики, массовомуобнищанию народа.
Углубление социально-экономического кризиса не могло неоказать негативного влияния на политическую обстановку в стране. Люди началиоткрыто выражать свой протест в связи с ухудшением уровня жизни, в том числе ив форме несанкционированных митингов и демонстраций. В стране возникалиоппозиционные политические партии и движения, которые стремилисьвоспользоваться этой ситуацией, чтобы ослабить, а по возможности и свергнутьсуществующую власть. Власть обвинялась в том, будто бы она проводит ошибочнуюполитику “шоковой терапии”, не поддерживает производство инвестициями, необеспечивает социальную защиту населения и т. д. и т. п.
На самом деле главной причиной углублениясоциально-экономического кризиса и дестабилизации политической системы в1992–1994 годах стало не проведение политики “шоковой терапии”, а отказ от нееуже в мае 1992 года, непоследовательность и нерешительность правительства восуществлении выбранной стратегии макроэкономической стабилизации и проведенииструктурных и институциональных реформ. Мировой опыт показывает, что позитивныерезультаты достигаются только там, где реформы проводятся системно,последовательно и решительно. Нельзя не обратить внимания и на тообстоятельство, что занимались внедрением рыночных механизмов люди, которыезнали о них лишь понаслышке. Некомпетентное проведение реформ обошлось странеслишком дорого.
1.1 Сельское хозяйство.
Агро-промышленный комплекс Казахстана переживал не лучшиевремена. В 1999 г.Казахстан собрал 14,3 млн. тонн зерна, что позволило удовлетворить потребностинаселения и даже экспортировать излишки (1,8 млн. тонн) в соседние страны(Украину, Россию, Узбекистан, Иран и др.), однако страна находится в зонерискованного земледелия и подобный урожай — большая редкость. В 1998 г. было собрано всего6,4 млн. тонн зерна, в 2000 г.ожидается невысокий урожай – 8,1 млн. тонн. В виде примечания: в советские годыКазахстан собирал ежегодно по 25-26 млн. тонн зерна.
Вцелом за годы независимости, доля сельского хозяйства в экономике упала с 34% в1990 г.до 10% в 1999 г. [1]. И это при том, что на селе живет 45% населения, из 3миллионов трудоспособных селян, согласно официальной статистике, только 657тысяч (или 22%) занято собственно в сельском хозяйстве. Экс-министр(председатель Антимонопольного комитета в 1993-96 гг.) П.Своикутверждает, что посевные площади с 1991 г. сократились в два, а применениеудобрений в 52 раза. Животноводство упало в 4,6 раза, потребление мяса(основного продукта питания казахов) снизилось на 41% [2]. Генетическискотоводческий Казахстан в 1999 г. 1/3 потребляемого мяса завозил из-за границы [3]. Всередине 1990-х гг. пало или было съедено основное поголовье казахстанскогоскота.
Видына урожай 2000 г.испорчены начавшимися массовыми нашествиями саранчи. Вице-премьер Д.Ахметов ужеохарактеризовал ситуацию в стране, как “угрожающую продовольственнойбезопасности” [4].
1.2 Экспорт нефти
 Главной статьей казахстанского экспорта иисточником формирования доходной части госбюджета на протяжении последних летостается торговля нефтью. В 1999 г. в РК добыто 26,6 млн. тонн нефти, из них 20,7 млн.ушло на экспорт. На 2000 г.план – 30,5 млн. тонн. С вводом в строй (по плану — 1 января 2001 г.) нефтепроводаТенгиз-Новороссийск Каспийского транспортного консорциума (КТК) можно увеличитьобъем экспорта до 28 млн. тонн нефти в год. Вдобавок Казахстан не оставляетпопыток найти и “альтернативные” варианты выхода энергоносителей на мировойрынок, минуя Россию. Так, в июне 2000 г. Казахстан начал самостоятельную танкерную перевозку тенгизской нефти в Азербайджанский порт Дюбенди.
Согласноуже заключенным соответствующим соглашениям в 2000 г. Казахстан экспортировалчерез Россию в два раза больше нефти, чем в предыдущем году (а именно: 14 млн.тонн.). Однако, несмотря на это, высокопоставленные казахстанские чиновники продолжаютговорить о приверженности своей страны “многовариантной” схеме маршрутов(последнее по времени подобное заявление прозвучало от министра промышленностии торговли В.Школьника — 1 июня 2000 года).
Различныеказахстанские руководители на самом высоком уровне заявляют о “фантастических”нефтяных возможностях страны. Оценивая “возможности”, как минимум, в 12 млрд.тонн углеводородов, Н.Назарбаев в апреле 2000 г. в очередной раз объявил, что порезультатам бурения на шельфе Каспия Казахстан рассчитывает попасть в 5 крупнейшихнефтеэкспортеров мира  [5]. 10 мая 2000 г. премьер-министрК.Токаев публично заявил, что на казахстанском секторе Каспия найдена большаянефть [6].
Американскаягазета “Вашингтон пост” поспешила растиражировать сенсацию, оценив размеры“открытых” запасов на Кашагане от 8 до 50 млрд. бареллей нефти, что превышает её запасы в НорвежскомСеверном море [7].
Вместес тем Международный консорциум “ОКИОК” (ранее – “Казахстан-Каспий-шельф”),занятый бурением на шельфе, уже пробурил первые скважины в многообещавшихструктурах Восточного Кашагана – нефти там нет, доконца 2000 г.планировалось  “вскрыть” и Западный Кашаган, если результат окажется аналогичным, то Казахстанупридется значительно скорректировать планы. Вдобавок шельфовые нефти (обнаруженныепока не в промышленных количествах) аналогичны по составу тенгизской,т.е. перенасыщены сероводородом, требуют дорогостоящей очистки.
“Прокол”на Каспийском шельфе усугубился не оправдавшимися ожиданиями, связанными “спроектом века” 1997 г.– ожиданием китайских нефтяных инвестиций в размере 10 млрд. долларов. Малотого, что китайская сторона не выдерживает сроков контрактов по строительствустратегических нефтепроводов (Казахстан-Китай, Казахстан-Туркмения). Взяв варенду АО “Актобемунайгаз” и Новоузеньскоеместорождение китайцы сократили 1.700 работающих казахстанцев,заменив их китайцами. Никаких серьезных работ по реконструкции предприятийновые хозяева вести не собираются.
Раздражениеказахстанской стороны по поводу “авансов”, выданных иностранными партнераминарастает. В начале июня 2000 г. экс-премьер, а ныне глава “Казахойла”Н.Балгимбаев обвинил американскую компанию “Шеврон”(основной владелец крупнейшего месторождения, где действительно есть нефть — Тенгиз) в невыплате долга Казахстану в размере 925,7 млн. долл. Также Балгимбаев заявил, что, несмторяна наличие в распоряжении правительства 20% пакетов акций СП “Тенгизшевройл” (дочерней фирмы “Шеврона” в Казахстане),Казахстан полностью отстранен от тендеров на закупку товаров и оказание услугСП, которые узурпировали американцы. Более того, оказывается — за все времясвоей работы в Казахстане (с 1993 г.) СП не пробурило ни одной новой скважины.

1.3 Государственный долг
 По официальным данным, на 31 декабря 1999 г. “валовыйвнешний долг” Казахстана составлял 7,893 млн. долл. или половину (49,9%) ВВПстраны. Из него “государственный и гарантированный государством” – 4 млрд. Впересчете на каждого казахстанца – 527 долларов. За 1999 г. долг сократился на330 млн. долл., но это сокращение не затронуло его “государственную часть”[7].После нулевого варианта в 1992 г., когда все долги СССР взяла на себя Россия, Казахстанежегодно брал в долг по 1 млрд. долл. Каждый из казахстанских премьеровпридерживался общей тактики — “смело брали кредиты, зная о том, что искатьсредства для выплаты долгов будут их преемники”. 5 мая 2000 г. председатель Нацбанка Г.Марченко с гордостью заявил, что Нацбанк досрочно и полностью погашает задолженность передМВФ (400 млн. долл. США) [8]. Данный тезис повторил и Президент Н.Назарбаев:“недавно мы досрочно вернули все долги МВФ… это второй подобный случай в истории(первой была Южная Корея)” [9].
Но,по словам казахстанских журналистов, “нужда в деньгах оказалась сильнее, чемпоказная бравада на недавнем саммите… где казахстанские чиновникидемонстративно подчеркивали решимость своего отказа от кредитов МВФ”. Не прошлои недели, как Казахстан объявил о намерении выпустить очередной пакет 7-летнихзаемных еврооблигаций на сумму 350 млн. долл. [10]. Почти одновременно правительствозаключило соглашение о займе (размер – 400 млн. долл.), предоставляемомКазахстану Азиатским банком развития (АБР) [11]. Таким образом, расплачиваясьпо одним долгам (и громко оповещая об этом мир), правительство Казахстанаодновременно, но теперь уже молча занимает вновь. Всего в 1999 г. Казахстан выпустил иразместил еврооблигаций на сумму порядка 500 млн. долл.
Намарт 2000 г.продолжала сохраняться 20-миллионная задолженность Казахстана перед различнымимеждународными организациями, включая ООН. Будучи членом более чем 80 подобныхструктур, Казахстан с большим напряжением и крайне нерегулярно оплачиваетчленские взносы. Путем многотрудных переговоров казахстанскому МИДу удалосьснизить процент взноса РК в ООН с 0,35 до 0,048%. Дошло до того, что в МОТ, ВОЗи МАГАТЭ республика официально лишена права голоса, как неполноценный партнер[12].
КакКазахстан собирался ликвидировать задолженность, – неизвестно. На апрель 2000 г. “валовыемеждународные резервы” Нацбанка составляли – 1.981,5млн. долл., из них “чистые” – 1.565 млн. долл. Хотя, по данным Нацбанка, наблюдается устойчивый рост золото-валютныхзапасов республики [13].
Противоречиваяэкономическая статистика. Данные Агентства РК по статистике по первомуполугодию 2000 г.полны оптимизма – рост реального объема ВВП – 9,1% (в сравнении с тем жепериодом 1999 г.),внешнеторговый оборот – рост 49%, госбюджет на апрель 2000 г. исполнен с профицитом в 15,2 млрд. тенге. Лучшие показатели в СНГтолько у России. Особенно бурно почему-то увеличилось производство молока – на44%. Ускоренными темпами развивается горнодобывающая промышленность. По даннымПредседателя Нацбанка Г.Марченко, хотя импорт за 1999и сократился на 15,4%, экспорт, напротив, вырос на 2%. Всего составил: экспорт,5.988,5 млн. долларов, импорт – 5.644,8 млн. долл.[14].
Вобщем, за 1999 г.ВВП вырос по сравнению с 1998 г. на 1,7%, объем промышленной продукции увеличился на2,2%, объем сельскохозяйственного производства — на 28,9%, доходы населениявыросли на 12,8%.
Поиндексу человеческого развития Казахстан находился в 1999 г. на 76 месте, в 1998 г. был на 93-м.Согласно данным Статистического агентства, Казахстан уверенно и с большимотрывом занимает первое место среди стран СНГ по размерам среднемесячнойминимальной зарплаты – 92,9 доллара, на втором месте Узбекистан – 67,1 доллара,Россия, соответственно, на четвертом – 61 доллар [15]. Однако авторитетныйроссийский журнал “Эксперт” приводит другие цифры: средняя зарплата вКазахстане – 15 долларов, при средней плате за коммунальные услуги — 25долларов [16].
Цифры,вселяющие оптимизм и уверенность, некритически принимать на веру достаточноопасно. Казахстан – страна “странных” цифр. Местная статистика совершенносерьезно продолжает уверять, что на одну среднемесячную зарплату в Астанесегодня можно купить 12 одинаковых продуктовых наборов, в то время как в Москветолько 9-ть. [17].
 
2 Инструментарий решенияэкономических проблем
Избранный в середине 1990-х гг. руководствомКазахстана путь “шоковой терапии”, пытаясь преодолеть экономические проблемыпутем массированной приватизации госсектора, либерализации внешней торговли,создания максимально благоприятного климата для внешних инвестиций, жесткоймонетарной политики не оправдал ожидания.
В1998 г.к 1990 г.,по данным экс-спикера парламента С.Абдильдина,в Казахстане снизилось производство по всем основным видам продукции, кромедобычи нефти, а именно: железной руды на 83%, чугуна на 50%, угля на 47%,электроэнергии на 43%, стали на 52%, минеральных удобрений на 90%, тракторов на95%, цемента на 92%, тканей на 94% и т.д. [18]. Угрожающие размеры принялоразворовывание металлов и металлоконструкций, путем сдачи в лом с последующейперепродажей за границу (главным образом в Китай). Из одной толькоКарагандинской области за 1999 г. незаконно вывезено за рубеж 1,5 тысячи тонн цветноголома на примерную сумму в 1 млн. долл. [19]Причемметаллы и “лом” часто имеют достаточно высокий радиационный фон. В 1998 г. объем экспортаметаллолома составил 92.000 тонн (из них – 49.000 тонн алюминия). Правительствупришлось своими распоряжениями от 5 декабря 1998 г. — вводить эмбарго наэкспорт алюминиевого лома и 5 февраля 1999 г. – запрет на прием металлолома уфизических лиц. После этого (в 1999 г.) экспорт упал до 12.000 тонн (частично перейдя в“теневую сферу”). Согласно последнему распоряжению правительства (март 2000 г.) все запретительныемеры отменены [20]. 2.1 Монетарная составляющая
Положение требовало возвращения к жесткой антиинфляционноймакроэкономической политике. Для этого необходимо было новое правительство, внем должны были появиться новые люди, ибо лимиты как времени, так и народноготерпения были почти исчерпаны.
Смена правительства произошла в октябре 1994 года, а вместес ней завершился и первый этап радикальных экономических реформ, который можноназывать этапом трансформационного кризиса и “ловушек реформ”. Новоеправительство взяло курс на решительное проведение макроэкономическойстабилизационной политики, структурных и институциональных преобразований.
Уже в конце 1994 года все цены были либерализованы. В1995-м началась отмена квот на импорт и экспорт, экспортных пошлин и снижениеимпортных пошлин, что в значительной мере либерализоваловнешнеэкономическую сферу. Но наиболее значимым было ужесточение с 1995 годаденежно-кредитной политики, хотя тогда ее еще нельзя было называть дажеумеренно жесткой, так как денежная масса увеличилась на 204,8 процента, аинфляция сократилась лишь до 176,2. Только в 1996–1997 годах денежно-кредитнаяполитика правительства стала достаточно жесткой – прирост денежной массысократился до 40,5, а уровень инфляции – до 22,7 процента. Впервые за годыреформ процентная ставка стала положительной, резко замедлилась скоростьдевальвации тенге. В 1996 году курс тенге снизился всего на 6,3, а в 1997-м –на 8,1 тенге за доллар США.
Позитивным результатам макроэкономической стабилизациитакже способствовали введение более или менее упорядоченной бюджетной системы,снижение бюджетного дефицита с прекращением покрытия его за счет кредитовНационального банка, нового налогового законодательства с сокращением видовналогов до 11, а суммарной их ставки до 41 процента ВВП.
2.2 Приватизация
 Социальное недовольство подогревается исерьезными ошибками правительства в ходе приватизации. Так называемая “народнаяприватизация” в Казахстане была осуществлена по российской схеме, только вместоваучеров казахстанцам были розданы “ПИКи” (приватизационные инвестиционные купоны), которыепредлагалось населению вложить в Приватизационные накопительные фонды(последних было создано 169), акции и иные ценные бумаги. Всего в середине1990-х гг. было “приватизированно” 1.707 предприятий,однако, как отмечает журналист О.Малахова, никто из простых граждан “не получилни акций обратно, ни дивидендов”. Попытки казахстанских парламентариев весной 2000 г. поднять вопрос орасследовании итогов приватизации натолкнулись на единодушное сопротивлениегосчиновников.
Едвали не главным итогом приватизации по “шоковым схемам” стала значительная олигархизация экономики Казахстана. По данным российскогожурнала “Эксперт”, одна только т.н. “Евразийская группа” “контролирует” до 20%ВВП Казахстана [21].
Вусловиях, когда более чем 70% всего промышленного производства и 90%промышленного сектора оказались в собственности или под контролем иностранныхфирм и компаний, трудно не согласиться и с точкой зрения экс-директораИнститута стратегических исследований при Президенте Казахстана У.Касенова, что “это уже не угроза, а состоявшаяся утратаэкономической независимости Казахстана” [22].
Массоваяприватизация и передача предприятий иностранному капиталу не стали панацеей дляказахстанской промышленности. На декабрь 1999 г. в РК существовало 56.875 промпредприятий. Официально фиксируется уровень безработицыв 288 тыс. человек (или 4,5% экономически активного населения), однаконезависимые экономисты называют цифру – 4 миллиона “скрытых безработных”, или40% трудоспособного населения [24].
Поданным Статагентства, на июнь 2000 г. (данные обычнозасекречивают) в Казахстане полностью остановлено 371 крупное предприятие, 607– остановлены частично, 261 – перешли на неполный рабочий день. В вынужденныхотпусках находится 72 тыс. человек.

2.3 Создание благоприятного инвестиционного климата
Неоправдал ожидания и приход в Казахстан серьезных иностранных инвесторов.Несмотря на то, что практически все крупные предприятия были отданы в концессиюиностранному капиталу, кардинального улучшения ситуации не произошло. По даннымроссийского журнала “Эксперт”, медную промышленность контролирует на данныймомент южнокорейская фирма “Самсунг”, Карагандинскийметаллургический комбинат – индийская “Испат”,угольные разрезы Экибастуза — американская “Аксесс Индастриз”, “Евразийская группа” А.Машкевичавладеет алюминиевой промышленностью, АО “Казхром” и Соколо-Сарбайским железорудным комбинатом и т.д.Значительная часть инвесторов не выполнила своих обязательств и контракты сними расторгаются. Так, на Новоджамбулском фосфорномзаводе (НДФЗ) за годы независимости сменилось 6 управляющих инвесторов [25],Карагандинский металлургический комбинат четырежды менял хозяев.
Всвою очередь и ряд инвесторов обвиняет правительство Казахстана в сознательномнарушении условий контрактов и добивается через международные суды выплатзначительных компенсаций за понесенный ущерб (последний пример — в январе 2000 г. подала иск вСтокгольмский суд бельгийская компания “Трактебель”владевшая концессией на газотранспортную сеть Юга Казахстана).
Казахстанза годы независимости привлек в свою экономику 10 млрд. долл. инвестиций(главным образом из – США, Южной Кореи, Турции, Германии, Франции). На декабрь 1999 г. в стране работало1.500 зарубежных компаний. Но большим вопросом оставалась эффективностьиспользования привлеченных ресурсов. Значительная часть капитала утекает ипродолжает утекать из Казахстана в различные офшорныезоны. Недаром в 1999 г.на третье место по объемам казахстанского экспорта (после России и Китая) вышлиБермудские острова (естественно, многочисленные офшорытам расположенные) – 213,7 млн. долл. Больше половины — 67% экспортаказахстанской нефти — в том же 1999 г. пришлось на офшорыБританских Виргинских и тех же Бермудских островов. “Бермудизацияэкономики” обернулась весной 2000 г. круп


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.