Реферат по предмету "Экономика и Финансы"


Финансовое планирование. Курс лекций для вечернего отделения специальности ФПУ Пермского государственного университета

Курслекций для вечернего отделения специальности ФПУ Пермского государственногоуниверситета.
Финансы.  Тема 1. Введение в финансовое планированиеПонятие, роль, цели финансового планирования. Задачи и принципы планирования финансовой деятельности. Методы планирования.
Финансовое планирование (ФП) – расчет объемафинансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям целевогоиспользования в соответствии с производственными и маркетинговыми показателямипредприятия на планируемый период.
План бесполезен, если он не воплощается. Планирование – однаиз ведущих функций управления.
Раньше планирование было в масштабах всей страны,следовательно механизм можно было осуществить только на теоретическом уровне.До сих пор невозможно рассчитать производную i-того порядка(например резина на нескольких этапах производства). Учесть все невозможно.Система была негибкой, не мобильной, план делался на 5 лет – т.н. «пятилетка».Финансовое планирование сейчас добровольное, чаще носит  внутрифирменный характер.
Цели финансового планирования:Новаторские – творческие, перспективные цели. Решение проблемы (зачем нам нужна прибыль). Обычные рабочие обязанности (предъявляем требования к работникам, планируем заранее). Самосовершенствование (личные творческие цели конкретных специалистов).
Задачи ФП:Определить источники и размеры собственных финансовых ресурсов (прибыли, амортизационного фонда и устойчивые пассивы – кредиторская задолженность, которая законно находится в обороте). Принятие решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов. Уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций. Развиваться лучше не за счет своих средств, а за счет внешних кредиторов. Главные кредиторы в мире – банки. Выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности. Определить финансовые взаимоотношения предприятия с госбюджетом, банками, с вышестоящими организациями. Нужны ли нам эти взаимоотношения? В госбюджете  сейчас должна быть проведена оптимизация налогообложения. Обеспечивается соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Контролируется финансовое состояние, платежеспособность и кредитоспособность предприятия.
Принципы ФП.:
a)      Принципнаучности в планировании финансов (научно обоснованные методы расчета ит.д.). Анализ финансовой и хозяйственной деятельности.
b)      Принципкомплексности в планировании финансов (увязка показателей финансовогоплана)
c)      Принципоптимальности в планировании финансов (выбор одного наиболееоптимального планового решения из возможных вариантов плана). Существует 3 видаплана: оптимистический, пессимистический, нейтральный. Финансовый планоказывает влияние на экономику. Это влияние обусловлено: 1) т.к. в финансовыхпланах происходит соизмерение намечаемых затрат с реальными возможностями, то врезультате достигается материально-финансовая сбалансированность; 2) статьифинансового плана связаны со всеми экономическими показателями работыпредприятия.
ФП должно предшествовать всейпоследующей деятельности.
Методы ФП. Делятся на 2 группы.Методы расчета отдельных финансовых показателей.
1)      Расчетно-аналитический.В основе лежит использование экспертной оценки. (Отчетные данные запредплановый периодÞЭкспертнаяоценка динамики отчетных показателейÞЭкспертная оценка перспектив развитияÞРасчетфинансового показателя). Этот метод неоптимален –метод от достигнутого.
2)      Нормативный.На основе заранее установленных нормативов рассчитывается потребностьорганизации в финансовых ресурсах и их источниках. Этот метод более научный.
 В РФ применяется система норм и нормативов :
a)       федеральных налогов, ставка рефинансированияЦБ, МРОТ и т.д.)
b)     
c)     
d)      предприятий определенныхорганизационно-правовых форм: нормативы числа работающих для малых предприятий)
e)     
Достоинства нормативногометода: более точная оценка планируемых финансовых показателей ивыявление резервов роста дохода.
Недостатки нормативногометода: трудоемкость создания норм и контроля за ними.
3)      Балансовый.Применяется при прогнозировании поступления выплат  из фондов потребления и накопления, присоставлении квартального плана доходов и расходов, при составлении платежногокалендаря. Применяется по чисто финансовым показателям,  следовательно достигается синхронность вовремени.
4)      Методоптимизации плановых решений. Он же метод многовариантностирасчетов. Предполагает составление нескольких вариантов расчетов ивыбора оптимального на основе принятого критерия. Существует 2 направлениявыбора: 1 вариант – если даны ресурсы, то стремятся получить наилучшийрезультат от их использования; 2 вариант – если задан результат, то ищут вариантминимизации затрат.
5)      Экономико-математическоемоделирование (ЭММ). Эти методы количественно выражают теснотувзаимосвязи между финансовыми показателями и основными определяющими ихфакторами с помощью математических приемов (Модель Кобба-Дугласа).
Достоинства ЭММ: Болееобоснованное предвидение эффективности намечаемых заданий; Позволяют перейти отсредних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей.
Недостатки ЭММ: Достаточнотрудоемки, и требуют больших профессиональных знаний.
Можно выделить 5 этапов построенияэкономико-математической модели (ЭММ):
1)     
2)     
3)     
4)     
5)     Общие методы составления финансового плана или программы в целом.
1)     
2)     
·        
·        
·        
3)        ипринятия совокупности разнохарактерных принимаемых на разных уровнях, но тесно взаимосвязанных решений. Методиспользуется для решения крупных проблем перспективного развития, включает всебя:
·        
·        
·        
·        
Тема 2. Процесс ФП.
1.     Определение процесса ФП.
2.     Перспективное ФП.
3.     Текущее ФП.
4.     Оперативное ФП: платежный календарь,кассовый план.Определение процесса ФП.
Процесс включает в себя несколькоэтапов:
                              I.     Бухгалтерского баланса. Отчета о прибылях и убытках (Ф-2). Отчета о движении денежных средств (Ф-4).
Задача анализа: оценитьфинансовые возможности фирмы и определить проблемы.
                           II.     
                        III.     
                        IV.     
                           V.     
                        VI.      внедрение планов и контроль за их выполнением.Перспективное ФП.
 Определяет важнейшие показатели, пропорции итемпы расширения воспроизводства. Составляется на срок 3-5 лет. В настоящеевремя им занимаются редко.
Задачи: Обоснование путей максимального использования для достижения своих целей, благоприятных факторов и способов нейтрализации неблагоприятных факторов. Оптимизация рисков. Выбор и обоснование источников финансирования выбранной стратегии. Включает в себя:
1)        финансовой стратегии предприятия.
2)     
Финансовая стратегия должна соответствовать целям и направлениямэкономической стратегии. Иногда финансовая стратегия оказывает решающее влияниена общую стратегию.
6 типов стратегий поведения фирмы:Вхождение в новый бизнес. Стратегия «дойной коровы» базируется на предположениях:
a)     
b)      Стратегия выхода из данного бизнеса. Расширение данного бизнеса. Инновации в данный бизнес. Стратегия выживания.
Этапы разработки финансовой стратегии предприятия:Расчет периода реализации стратегии. Анализ фактов внешней финансовой среды фирмы, изучение экономико-правовых условий фирмы, факторов риска. Формирование стратегических целей финансовой деятельности. Требования к стратегическим целям: их система должна быть четкой и краткой, каждая цель должна быть представлена в виде конкретных нормативов. Разработка  финансовой политики фирмы по конкретным направлениям финансовой деятельности (отдельно налоговая, дивидентная, амортизационная политика). Разработка системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии. Оценка разработанной финансовой стратегии, в т.ч. ее согласование :
a)     
b)     
c)     
Прогнозирование финансовой деятельностисостоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительнуюперспективу.  Разрабатываютсяальтернативные финансовые показатели и параметры, определяются тенденцииизменения ситуации на рынке, варианты развития финансового положенияпредприятия. Результатом является разработка 3-х документов:
1.     
2.     
3.     
Сейчас всем понятно, что нужно составлять J.Текущее финансовое планирование. 
Это конкретизация показателей стратегических планов.Составляется на 1 год, разбивается на кварталы и/или месяцы. Разрабатываются 4документа:
1)     
2)     
3)     
4)     
Цель – оценка финансовогоположения фирмы на конец планируемого года. В основе планирования лежитопределение объема будущих продаж. Прогнозируется объем натуральных продаж,цены и объем реализации по стоимости (= объем натур. Продаж*Цены).Чем короче период, тем точнее информация.
Далее рассчитывают план попроизводству. Затем определяется количество необходимых материальных и трудовыхресурсов, прогнозируются изменения цен на них, определяются прямые (переменные)затраты на производство.
Обобщаем результаты в планеотчета  о прибылях и убытках (гл.25 НК«Валовая прибыль»).
План движения денежныхсредств (ПДДС).
Учитывая приток денежных средств(поступления и платежи) и отток  (затратыи расходы), рассчитываем чистый денежный поток (избыток, дефицит).
Значение: даннаяформа ПДДС позволяет проверить реальность источников поступления средств,обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможнуювеличину потребности в заемных средствах.
Составление бухгалтерскогобаланса.
Цели:
1)     
2)     
Построение финансового плана.
Он составляется  ввиде баланса доходов и расходов, в нем не отражаются затраты пр текущей деятельности. Состоит из 4-разделов (по выбору):
1.     
2.     
3.       раскрывающие объемы привлекаемых в оборотпредприятия финансовых ресурсов банков и цены этих кредитов.
4.     
Форма финансового плана нежесткая, желательно егосогласовать с вышестоящей организацией.
Оперативное финансовое планирование.
ОФП дополняет текущее ФП. Цель – контроль за формированием и расходованием финансовых ресурсов,ожидаемых в ближайшем будущем. ОФП составляют все предприятия.
Задача:
1)        контроль за формированием и использованием финансовыхресурсов.
2)        запасов,сырья и материалов. Коэффициент ликвидности = обор.средства– запасы. Коэффициент ликвидности – краткосрочная кредиторская задолженность.Показывает число дней, в течение которых фирма может работать исключительно засчет  имеющихся у нее ликвидных активов.
Составляется 3 плана:
1)     
2)     
3)     
Платежный календарь.
Составляется на квартал с разбивкой по месяцам или болеемелким периодам. Обязательно балансируютсяпритоки  и оттоки денежных средств.
Назначение:
1)     
2)        изменений.
3)     
4)        заемных средств.
5)     
6)     
Процесс составления:
1.     
2.     
Основывается этот этап нарезультатах анализа внутренней и внешней информации. Окончательный объем продажувязывают с производством. Существует 2 варианта увязки:
1)     
2)     
3.        денежных поступлений сучетом объема реализации и дебиторской задолженности.
4.     
5.     
6.     
5 и 6 этапы допустимо менятьместами. Кроме платежного календаря составляется еще и налоговый календарь, чтопозволяет избежать просрочек и пени.
Кассовый план – планоборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличныхденег через кассу. Обеспечивает контроль за поступлением и расходованиемналичных. Разрабатывается на квартал и представляется в коммерческий банк.Исходные данные для его составления:
1)     
2)     
3)     
4)     
Заключительный этап финансового плана – составлениеаналитической записки, в которой указываются: величина и структура доходов ирасходов и взаимоотношения предприятия с бюджетом, коммерческими банками,контрагентами. Особая роль отводится анализу источников финансирования. Большеевнимание уделяется распределению прибыли. В заключении делаются выводы оплановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами в структуреисточников их формирования.
Тема 3. Методика расчета финансового плана.Планирование источников доходов и поступлений. Планирование  расходов и отчислений. Проверка финансового плана.
            I.     
1)        товарной продукции.Рассчитывается  в ценах и условиях  предыдущего (отчетного) года. Основа расчетаприбыли от реализации – объем реализованной продукции и ее себестоимость наоснове расчетов маркетологов.
2)      внереализационные доходы):
·        
·        
·        
·        Внереализационные доходы могут бытьубыточными.
         II.     
      III.     
      IV.     
         V.     
      VI.     
   VII.      эмиссионного дохода от реализации акций. Базируется на котировках акцийна фондовой бирже.
 VIII.     
      IX.     
         X.     
      XI.     
   XII.     
Финансовый план.
Год
В т.ч. кварталы
I
II
III
IV
1.Доходы  и поступления:
2. Расходы  и отчисления:
3. Платежи в бюджет
Отражаются только те расходы предприятия, которые связаны срасширением  и развитием производства.Удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей, прочие расходы.Все конкретные направления и пропорции использования средств предприятиеопределяет самостоятельно.
            I.     
         II.     
      III.     
      IV.      и отраслевых  тарифныхсоглашениях.
         V.     
1.        других предприятий – 8-10%. Источник –прибыль.
2.        в любыхобъемах, но за счет себестоимости – лишь в пределах 2 % от объема реализованнойпродукции. Дополнительные суммы резервов – за счет прибыли (по желанию).
3.     
4.      рекультивационныеработы как себестоимость товарной продукции.
5.     
6.     
7.     
8.     
Платежи в бюджет.
1.     
2.     
·        
·        
·        
·        кв.метр).
·        
·        
·         (24 % к прибыли).
·        
Степень напряженности – соотношение уровня финансовыхресурсов, абсолютно необходимых для нормального функционирования предприятия и общего объема доходов, запланированных кполучению. Чем меньше величина показателя, тем менее напряженным будетфинансовый план.
Существует проверочная таблица (шахматка).
Тема 4. Бюджетирование.
1.     
2.      бюджетирования.
2.1. Структура сводного (мастер)бюджета.
2.2. Основы бюджетирования.
Бюджетирование  (как процесс)- процесс составленияфинансовых планов и смет.
Бюджетирование(как технология ФП) – поставленная на регулярную основу система«сквозного» комплексного планирования, контроля и анализа хозяйственнойдеятельности компании (фирмы). Основной объект бюджетирования– бизнес как вид деятельности, (например: производство, сбыт), обособленныетерриториально, технологически или по сегментам рынка.
Бюджет – финансовый план, охватывающий всестороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенныезатраты и полученные результаты на предстоящий год в целом и по отдельным подпериодам.
Функция бюджетирования– прогнозирование финансового состояния ресурсов, доходов и затрат.
Роль:
1)     
2)     
3)     
Экономическое назначение:
1)        финансовое состоятельность отдельных видовбизнеса и финансовую устойчивость всего предприятия.
2)     
3)     
4)     
Принципы:
1)     
2)      Унифицированность форматов, процедур и регламентов.
3)     
Объекты бюджетирования.Делятся на 3 группы.
 I.       Несут ответственность за все финансовыерезультаты, составляют все виды основных бюджетов, принятые в организации.
II.     
III.       контролировать иобеспечивать.
Выстраивается финансовая структура. Стоятся бюджеты. Есть 4основных группы бюджетов:
1.     
·        
·        
·        
2.  Операционные бюджеты.
·        
·        
·        
·        
·        
3. Вспомогательные бюджеты.
·        
·        
4.  Дополнительные (специальные) бюджеты.
·        
·        
·        
·        
·        
·        
Все они обеспечивают составлениесводного бюджета прямо или опосредованно.
Мастер-бюджет –совокупность взаимосвязанных между собой 3-х основных бюджетов компании + набороперационных и вспомогательных бюджетов, необходимых для их составления.
Мастер-бюджет можетбыть разработан как для отдельного бизнеса, для центра ответственности так идля предприятия в целом.
Назначение операционных ивспомогательных бюджетов – они обеспечивают увязку натуральных показателей состоимостными либо  определяют наиболееважные пропорции, ограничения, допущения. Их состав определяется руководствомпредприятия.
Особенность составленияоперационных бюджетов –отражение затрат различного вида в расчете на единицустоимости готовой продукции (калькуляция). Желательно произвести деление затратна переменные и постоянные.
Специальные бюджеты необходимыдля уточнений целевых показателей и нормативов для учета местного(регионального) налогообложения. Также должны составляться отчеты об исполнениибюджетов за истекший период. «План-факт» анализ составляется для всех основныхбюджетов и некоторых операционных.
Бюджет доходов и расходов.
Показывает соотношение всехдоходов (выручки) от реализации со всеми видами расходов с выделением наиболееважных (критических) статей расходов. Показывается валовая, операционная,балансовая и чистая прибыль. В этом смысле этот бюджет приближен к форме отчетао финансовых результатах (Ф-2), но могут быть различия. Минимальная разбивкаэтого бюджета – помесячная (может быть подробная). Позволяет рассчитатьрентабельность производства, массу прибыли, т.е. возможности погашения кредита,точку безубыточности (постоянные расходы/цена-средниепеременные расходы), сумму перечислений вышестоящим органам управления.
Значение бюджета доходов ирасходов:
1)        бизнеса.
2)        видоврасходов, прибыли, резервов формирования и увеличения прибыли.
3)     
4)     
Показатели бюджета доходови расходов:
1)     
2)     
3)     
4)        втечение 1-3 лет. Конкретный набор зависит от вида бизнеса, но выделяется всегда3 основных статьи:
1.     
2.      операционных (производственных, эксплуатационных) расходов.
3.       персонала.
5)     
6)     
7)     
Для получения инвестиционного кредита в России нормачистой прибыли должна составлять 20-25 %, в развитых странах – 10-15 %. Тогдаэто считается высокорентабельным видом бизнеса и дает возможность получитькредит на 10-15 лет, в России – не более чем на 1 год.
Бюджет движения денежных средств (БДДС).
Это план движения расчетных счетов и наличия денежныхсредств в кассе. Все доходы и расходы увязаны во времени, а также по условиямпоступления и использования.
Задача бюджета: контроль положительного конечногосальдо БДДС. Составляется на весь бюджетный период с помесячной (или болееподробной) разбивкой. Бюджет отражает потребность в дополнительных источникахсредств (кредиты, инвестиции). При расчете источников существует следующийпорядок:
1)     
2)      числе для пополнения оборотных средств.
3)     
Расчетный баланс.
Состоит из активов и пассивов.
Активы: имущества, обязательства потребителей (другихлиц), которыми будет располагать предприятие на определенную дату бюджетного периода.
Пассивы: те обязательства, которые будет нестипредприятие перед кредиторами (поставщиками, инвесторами).
Расчетный баланс довольно трудоемок, следовательнонеобязателен, хотя желателен.
Тема 5. Бизнес планирование.
1.      Определениебизнес-плана (БП). Цели, структура.
2.      Методикаразработки резюме. Планов производства и маркетинга.
3.      Методикаразработки финансовой части БП.
1.     Бизнес-план(БП) – это документ внутрифирменногопланирования, излагающий основные аспекты планирования производственной икоммерческой деятельности фирмы, анализирующий риски, с которыми она можетстолкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственныхзадач.
Законаего разработки нет. Он не входит в состав учредительного пакета документов.
Целибизнес-плана:
1)     
2)     
3)     
4)     
5)     
6)     
Типы БП:
1.     
2.      коммерческой идеи или инвестиционного проекта.
3.     
4.     
5.     
6.     
7.     
БП  должен быть достаточно подробным иобычно состоит из 4 частей:
1.     
2.     
1)     
2)     
3)     общефирменныхцелей, т.е. за счет чего достигаются стратегические цели. Имеет место идеологияSMART (Specific — конкретные цели, Measurable-поддающиесяоценке, Agreedupon-актуальные,Realistic-реалистичные,Trackable-отслеживаемые)
Здесь рассматриваются условия работы фирмы: циклыделовой активности фирмы; возможные изменения конъюнктуры рынка; наличиеквалифицированной рабочей силы; источники материальных и финансовых ресурсов;взаимодействие с государственными, общественнымиорганизациями, банками.
3.     
4.       сроки утверждения продукциина рынке. Обосновываются возможности дальнейшего расширения рынка.Целесообразно приготовить 3 сценария поведения товара на рынке –оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. Проводитсяреалистическая оценка сильных и слабых сторон конкурирующих товаров иназываются выпускающие их фирмы. Определяются источники информации, указывающиена то, какие товары являются наиболее конкурентоспособными, сравниваютсяконкурирующие товары по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантиями другим признакам.
5.     
6.     
1)     
2)     
3)     
4)     
5)     
6)     
Объем производства показывается по номенклатуреизделий. Производство разбивается в номенклатурном разрезе: 1 год – покварталам, 2 год – по полугодиям, а последующие годы показываются целиком (безразбивки). Объем реализации в стоимостном соотношении прогнозируется с учетомвремени с момента начала производства до момента первых поступлений денег отреализации. Потребность в основных фондах рассчитывается по каждому видуосновных  фондов. Потребность вматериальных ресурсах определяется в натуральном и стоимостном отношении сучетом индекса роста цен. Норма переходного запаса определяется суммой среднеготекущего и страхового запасов. Расчет затрат приводится по калькуляционнымстатьям раздельно по видам продукции.
7.  Планмаркетинга. Цель его – разъяснить пути воздействия на рынок, методыреагирования на изменения. Здесь должна быть соблюдена четкая ориентация напотребителя. Возможны 3 варианта стратегии развития предприятия.
   1 вариант.Интенсивный рост. Характеризуется:
a)     
b)     
2 вариант. Интеграционный рост. (Вертикальнаяинтеграция). Характеризуется:
a)     
b)     
c)     
3 вариант. Диверсификационныйрост.
a)     
b)     
c)     
d)    
Японские принципы маркетинговой стратегии.
1.      &n


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.