Логические уровни процессов и организации информации В структуре нашего мозга, языка и систем восприятия существуют естественные уровни классификации. Наши ментальные стратегии организованы на разных уровнях мышления. На каждом вышерасположенном уровне регистрируются взаимоотношения между событиями с нижнего уровня и, соответственно, следует определенная реакция. Изменив что-либо на высшем уровне, вы несомненно повлияете
и на взаимоотношения низших уровней, изменения же на низших уровнях могут, но не с той долей необходимости, повлиять на вышерасположенные уровни. Я выстроил эти уровни по следующей категории: Духовный Видение и Цель Кто еще? Кто есть я - Идентичность Миссия Кто Моя система убеждений у Ценности и значения Позволение и мотивация Почему? Мои способности у стратегии и состояния
Карты и планы Как? Что я делаю или сделал -специфические поведения Действия и реакции Что? Мое окружение -внешние ограничения Ограничения и возможности Где? Когда? Движущие силы окружения определяют те внешние побуждения, на которые человек должен реагировать. Отвечают на вопросы где? когда? Поведение состоит из особых действий, совершаемых в данном окружении.
Отвечает на вопрос что делаю (делает)? Способности направляют поведение по ментальным картам и стратегиям. Отвечают на вопрос как? Убеждения и ценности обеспечивают усиление (мотивация и разрешение), поддерживают или отвергают способности. Отвечают на вопрос почему? Факторы личностного своеобразия определяют общее видение или цель и формируют убеждения и ценности. Отвечают на вопрос Кто? Духовность это восприятие себя как части гораздо большей системы (
Миссия или транс-миссия ). На нижних уровнях мы проявляем особые виды поведения под влиянием внешних побуждений. Эти виды поведения, однако, подобны коленному рефлексу, привычкам или ритуалам. На уровне способностей мы можем отбирать, изменять и адаптировать поведение для более общих контекстов. На уровне убеждений мы можем поощрять, запрещать или вырабатывать новые формы поведения. Личностное своеобразие, конечно, охватывает всю систему убеждений.
На духовном уровне мы воспринимаем себя как часть большей, окружающей нас системы: семьи, профессионального сообщества, жителей планеты Земля, обитателей Вселенной. Этот уровень соотносится с нашей высшей миссией и предназначением. Чем более абстрактным и отстраненным от специфического поведения и сенсорного опыта становится каждый уровень, тем больше он влияет на наше поведение. На каждом уровне существует свой способ организации,
оценки, отбора и использования информации с уровня нижележащего. Они, таким образом, образуют сеть взаимоотношений. Антрополог Грегори Бейтсон указывал, что во многих сферах поведения и общения люди путают и смешивают логические уровни , что создает проблемы. Огромная разница, например, между понятиями человек выпил (особое поведение) и быть алкоголиком (идентичность), или иметь опухоль и быть жертвой рака .
Примером того, как смешиваются различные уровни, может быть студент, не очень успешно справившийся с каким-то экзаменом. На различных уровнях возможна такая реакция: Личностное своеобразие(идентичность): Я тупой, я неудачник . Убеждения/Ценности: Учиться трудно и скучно . Способности: Я плохо сдаю экзамены . Поведение: Я плохо сдал этот экзамен .
Окружение: Что-то в классе отвлекло меня. Не было нужной лекции . Итак, конфликты могут рождаться на разных уровнях. Возможно, самые сложные конфликты возникают на уровне идентичности личностного своеобразия. Многим из нас знакомы подобные противостояния , например, быть хорошим родителем и в то же время печься о карьере или быть супругом , при этом не ущемляя своей индивидуальности и т.п.
Похоже, например, что теория относительности и стратегия, приведшая к ней Эйнштейна, помогли ему разрешить конфликт собственного дуализма ученого и философа . Чтобы разрешить этот конфликт, нужно подняться над уровнем собственной идентичности. А для осуществления подобного действия мы должны расширить свои карты мира и осознать себя частью огромной системы, ощутить свою миссию и предназначение. Эйнштейн пришел к выводу, что его миссия такова: расширить
круг сочувствия, объять все живые существа и всю природу в ее красоте . Убеждения, ценности и способности ученого ориентированы на углубления знания о том, что есть . А философ посвятил себя исследованию того, что должно или могло быть . Эйнштейн обратил эти дополнительные ресурсы на служение одной общей миссии. Что такое наша личность? Это целый океан, а не просто обитающие в нем разные рыбы.
Истинное личностное своеобразие представляет собой не какой-то отдельный образ или систему измерения скорее, это свет, дарующий жизнь данным образам и измерениям. Может быть, не случайно в истории человечества многие великие люди уподобляли свою личность и дух свету. Когда кто-либо склоняется только к плоти или только к духу , телу или разуму , к эго или ид , левому или правому полушарию, логике или воображению, только к стабильности или только к изменению, то нарушается
равновесие и создается потенциальный конфликт. Но если отождествлять личность со светом, то важное значение приобретают не отдельные составляющие ее элементы, а взаимоотношения между ними. Так, например, эволюция и адаптация на индивидуальном уровне являются функциями изменения, а на уровне окружения они представляют собой процесс стабилизации. Развитие личности требует равновесия сил на различных логических уровнях.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |