1. Выручка от реализации продукции, ее состав,структура, факторы формирования и методика расчета. Способы учета выручки отреализации в целях налогообложения.
Стоимостьпроизведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) выражается ценой реализуемого товара.
Выручкойот реализации продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступившие на расчетный спредприятия за продукцию, отгруженную покупателю.
Своевременноепоступление выручки — очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия.Во-первых, выручка от реализации продукции является основным регулярнымисточником для предприятия по удельному весу среди всех возможных поступленийсредств. Во-вторых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается
реализацией продукции ипоступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производстводенежных средств и создание необходимых условий для возобновлен следующегокругооборота.
От поступления выручкизависят устойчивость финансового положения предприятия, состояние его оборотисредств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетнымифондами, банком, поставщиками, рабочими и служащими предприятия.Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов, штрафам исанкциям, что в конечном итоге означает не только потери прибылипредприятия-поставщика, но и перебои в работе и остановки производства насмежных предприятиях.
Выручка,поступающая на расчетный счет предприятия, сразу же используется на оплатусчетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, запасныхчастей, топлива, энергии. Из выручки осуществляют отчисления налогов в бюджет,отчисления во внебюджетные фонды, выплата заработной платы в установленные сроки,возмещается износ основных производственных фондов, финансируются расходы,предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость продукции.Выручка от реализации продукции, несмотря на внешние признаки (денежнаяформа, поступление средств за отгруженную продукцию, выполненные работы,оказанные услуги, регулярность поступления, источник различных платежейпредприятия), не является доходом в полном смысле этого слова, так как из неепрежде всего необходимо возместить понесенные расходы, выплатить заработнуюплату. Оставшаяся часть выручки примет форму чистого дохода предприятия, т. е. прибыли.
Направленияраспределения выручки показаны на схеме (рис. 1).
Выручка отреализации продукции
(работ, услуг)
Прибыль
Заработная плата
и отчисления
Возмещение материальных расходов, износа основных производственных фондов
Рис. 1. Распределение ииспользование выручки от реализации продукции (работ, услуг).
На размер выручкиот реализации продукции (работ, услуг) оказывают влияние следующие факторы:
-в сфере производства — объем производства, качество
продукции, ее ассортимент, ритмичность выпуска и др.;
-в сфере обращения — ритмичность отгрузки, своевременное
оформление транспортныхи расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора,оптимальные формы расчетов, уровень цен;
-не зависящие от деятельности предприятия — нарушениядоговоров поставщиками материально-технических ресурсов, недостатки в работетранспорта, несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия у покупателясредств.
В зависимости от целейпланирования выручку от реализации продукции можно планировать на предстоящийгод, на квартал и оперативно. Годовое планирование выручки, так же как ирасходов на реализуемую продукцию, в настоящее время затруднено из-занестабильных экономических условий хозяйствования. Квартальное планированиевыручки возможно и необходимо для определения прибыли, оперативное — в целяхконтроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет предприятия.
Общаясумма выручки от реализации продукции на предстоящий период (год, квартал)включает: выручку от реализации товарной продукции и полуфабрикатовсобственного производства; выручку от выполнения работ и оказания услуг промышленногои непромышленного характера.
Выручка от реализации продукции рассчитываетсяна основе объема реализованной на сторону продукции, исходя из действующих ценбез налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок (поэкспортируемой продукции — без экспортных тарифов).
Налог надобавленную стоимость и акцизы, хотя и включены в цену товара, не принадлежатпредприятию и как косвенные налоги поступают в бюджет. Торговые и сбытовыескидки также не являются доходом предприятия-производителя, они поступаютпосредническим организациям, реализующим его продукцию. Экспортные тарифы уплачиваютпредприятия — экспортеры продовольствия, минерального сырья и топлива, черных ицветных металлов, кожевенного и текстильного сырья, авиатехники, вооружения идругой продукции. Экспортные тарифы поступают в бюджет, а потому неучитываются при определении выручки.
Величина выручки от выполненных работ и оказанныхуслуг зависит от объема работ и услуг и соответствующих расценок итарифов по каждому направлению реализации работ, услуг.
Денежныепоступления, связанные с выбытием основных средств, материальных оборотных инематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг невключается в состав выручки от реализации продукции. Результаты по такимоперациям рассматриваются как доходы или убытки и учитываются при определенииобщей (балансовой) прибыли. Денежная выручка по этим операциям можетпланироваться оперативно, например, при составлении платежного календаря.
В современных условиях хозяйствования предприятия самостоятельновыбирают метод учета выручки от реализации продукции (выполнения работ,оказания услуг) исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров: помере оплаты продукции, поступающей на расчетный счет или в кассу предприятия,или по отгрузке товаров и предъявлению расчетных документов покупателю(заказчику). Второй метод учета выручки — по отгрузке продукции, выполнениюработ, оказанию услуг и предъявлению расчетных документов — не являетсятрадиционным для российских предприятий. При углубляющемся кризисе неплатежейон практически не применяется, исключение составляют некоторые совместные предприятия.Рекомендации использовать этот методсвязаны с переходом России на международные стандарты учета и статистики, ноконкретные экономические условия еще не позволяют предприятиям ориентироватьсяна международный опыт. Предприятие-поставщик действительно рискует, отгрузивпродукцию или выполнив работы, так как вероятность не получить своевременнооплату очень высока.
Несмотряна то, что практически все предприятия вРоссии учитывают выручку по поступлению денег на расчетный счет (в кассу)предприятия, планирование выручки необходимо рассмотреть применительно к обоимметодам.
Выручка отреализации продукции (работ, услуг) планируется на объем реализуемой продукциитак же, как и расходы на реализуемую продукцию:
врп =О1+ ТП-О2,
где Врп — планируемая сумма выручкиот реализаци продукции;
О1 — нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;
ТП — товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;
О2 — остатки нереализованной продукции на конец
планируемого периода.
Все составные частирасчета выручки от реализации продукции выражены в ценах реализации: остатки наначало года — в действовавших ценах периода, предшествующего планируемому;товарная продукция и остатки нереализованной продукции —- в ценах планируемого периода.
В основе определения стоимоститоварного выпуска в действующих ценах реализации лежит объем производственнойпрограммы, которая составляется на основе полученных предприятием госзаказов,заключенных хозяйственных договоров на поставку продукции и заявокпотребителей.
Остаткинереализованной продукции на начало планируемого периода в действующих ценах напредприятии не учитываются, кроме того, в момент планирования точные данные обэтих остатках могут отсутствовать. Поэтому в расчет принимается ожидаемаявеличина остатков нереализованной продукции так же, как и при планированиирасходов на реализуемую продукцию, а стоимостьостатков в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета. Онравен частному от деления объема продукции в ценах периода, предшествующегопланируемому, на производственную себестоимость продукции того же периода.
При планировании выручки по отгрузкенереализованной продукции является только готовая продукция на складепредприятия. Отгруженная продукция считается реализованной, а следовательно,оплаченной в ближайшее время. На практике, к сожалению, более вероятна другаяситуация — длительный период осуществления расчетов или непоступление платежаот покупателя продукции. На случай непоступления платежей от потребителейпредусматривается создание фондариска, или, иначе говоря, резерва по сомнительным долгам предприятия. Сомнительным долгом считается дебиторскаязадолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленныедоговорами, но обеспечена гарантиями. На стадии планирования выручки это учестьвозможно, поэтому предприятия, определяющие выручку по отгрузке, имеют правообразовывать резерв по сомнительным долгам. Источник образования резерва —прибыль до ее налогообложения.
2.Финансовое планирование на предприятии.
Важнейшим элементом предпринимательскойдеятельности является планирование, в том числе финансовое. Эффективноеуправление финансами фирмы возможно лишь при планировании всех финансовыхпотоков, процессов и отношений фирмы.
Планирование на предприятииосуществлялось и в условиях административно-командной экономики. Планыпредприятий в те годы определялись заданиями отраслевых министерств и получалисьгромоздкими и трудно применимыми на практике. В рыночной экономике планированиена предпринимательской фирме является внутрифирменным, т.е. не носит элементовдирективности. Основная цель внутрифирменного финансового планирования — обеспечениеоптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получениенеобходимых для этого средств и в конечном итоге достижение прибыльностифирмы. Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действийв области финансов, с другой- с уменьшением числа неиспользованныхвозможностей. Таким образом, финансовое планирование представляет собой процесс разработкисистемы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечениюразвития предпринимательской фирмы необходимыми финансовыми ресурсами иповышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде.
Основными задачами финансовогопланирования деятельности фирмы являются:
-обеспечение необходимыми финансовымиресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
-определение путей эффективноговложения капитала, оценка степени рационального его использования;
-выявление внутрихозяйственных резервовувеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
-установление рациональных финансовыхотношений с бюджетом, банками и контрагентами;
-соблюдение интересов акционеров идругих инвесторов;
-контроль за финансовым состоянием,платежеспособностью и кредитоспособностьюфирмы.
Рыночнаяэкономика требует от предпринимательских организаций качественно иногофинансового планирования, так как все негативные последствия и просчеты разрабатываемыхпланов ответственность несут сами организации.
Большие возможности для осуществленияэффективного финансового планирования имеют крупные компании, так как у нихдостаточно финансовых средств для того, чтобы привлекатьвысококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабнойплановой работы в области финансов.
Нанебольших предпринимательских фирмах, как правило, для этого не хватает денежныхсредств, хотя потребность в финансовом планировании именно у таких фирм острее,чем у крупных. Небольшие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств,для обеспечения своей хозяйственной деятельности; кроме этого, внешняя средаоказывает значительное влияние на их деятельность и труднее поддается контролю.В результате — будущее небольшом предпринимательской фирмы более неопределеннои непредсказуемо.
Значение финансового планирования дляфирмы состоит в том что оно:
-воплощает выработанные стратегическиецели в форму конкретных финансовых показателей;
-предоставляет возможности определенияжизнеспособности финансовых проектов;
-служитинструментом получения внешнего финансирования.
Процесс финансового планирования.
Исходя из целей, стоящих передфинансовым планированием на фирме, можно отметить, что это — сложный процесс,включающий в себя несколько этапов, которые отображены на рис.2
Напервом этапе анализируются финансовые показатели деятельности фирмы за предыдущийпериод на основе важнейших финансовых документов — бухгалтерского баланса,отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное вниманиеуделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученнойприбыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результатыдеятельности фирмы определить проблемы, стоящие перед ней.
Второйэтап — это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основнымнаправлениям финансовой деятельности фирмы. На этом этапе составляются основныепрогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам ивключаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается нафирме.
Впроцессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основныепоказатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовыхпланов.
На четвертом этапе происходитсостыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими,инвестиционными, строительными и другими планами и программами,разрабатываемыми предпринимательской фирмой.
Пятый этап — это осуществление оперативного финансового планированияпутем разработки оперативных финансовых планов.
Планирование предусматривает осуществлениетекущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы,влияющее на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом.
Завершается процесс финансового планирования на фирмеанализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключаетсяв определении фактических конечных финансовых результатов деятельностипредпринимательской фирмы, сопоставлении с запланированными показателями, выявлениипричин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранениюнегативных явлений.
SHAPE * MERGEFORMAT
Процесс финансового планирования
Анализ финансовой ситуации
Разработка общей финансовой стратегии фирмы
Составлении текущих финансовых планов
Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана
Разработка оперативных финансовых планов
Рис.2.Основные этапы финансового планирования на фирме
Финансовое планирование на предпринимательской фирме включает в себятри основные подсистемы:
-перспективное финансовоепланирование;
-текущее финансовоепланирование;
-оперативное финансовоепланирование.
Каждой из этих подсистемприсущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и четкие границыпериода, на который эти планы разрабатываются.
Все подсистемыфинансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются вопределенной последовательности. Исходным этапом планирования являетсяпрогнозирование основных направлений финансовой деятельности фирмы, осуществляемоев процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметрытекущего финансового планирования. В свою очередь база для разработки оперативныхфинансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.
Перспективноефинансовое планирование
Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели,пропорции и темпы расширенного воспроизводства, оно является главной формойреализации целей фирмы.
Перспективное финансовое планирование всовременных условиях охватывает период от 1 года до 3 (редко — до 5) лет.Однако такой временной интервал носит условныйхарактер, поскольку зависит от экономической стабильности в стране деятельности,возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления ихиспользования.
Перспективное планирование включает разработкуфинансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансовогопланирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономическогоразвития фирмы, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированнымиобщей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительноевлияние на формирование общей стратегии экономического развития фирмы.Происходит это в силу того, что изменение ситуации на финансовом рынке влечетза собой корректировку финансовой, а затем, как правило, и общей стратегииразвития фирмы. В целом финансоваястратегия представляет собой определение долгосрочных целейфинансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов и путей ихдостижения.
Процесс формирования финансовой стратегии фирмывключает в себя следующие основные этапы:
-определение периодареализации стратегии;
-анализ факторов внешнейфинансовой среды фирмы;
-формированиестратегических целей финансовой деятельности;
-разработку финансовойполитики фирмы;
-разработку системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии;
-оценку разработаннойфинансовой стратегии.
Важным моментом при разработке финансовойстратегии фирмы является определение периода ее реализации. Продолжительностьэтого периода зависит в первую очередь от продолжительности периода формированияобщей стратегии развития фирмы. Кроме этого, на него воздействуют и другиефакторы, такие, как:
-динамикамакроэкономических процессов;
-изменения, происходящиена финансовом рынке;
-отраслевая принадлежность и специфика производственной деятельностифирмы.
Достаточно важноевнимание в процессе формирования финансовой стратегии отводится анализуфакторов внешней среды путем изучения экономико-правовых условий финансовойдеятельности фирмы, кроме этого, особое внимание отводится учету факторовриска.
Формированиестратегических целей финансовой деятельности фирмы является следующим этапомстратегического планирования, главной задачей которого является максимизациярыночном стоимости фирмы. Система стратегических целей фирмы должнаформироваться четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях— нормативах. Обычно в качестве таких стратегических нормативов используются:среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых извнутренних источников; минимальная доля собственного капитала; коэффициент рентабельностисобственного капитала фирмы; соотношение оборотных и внеоборотных активов фирмыи др.
На основе финансовой стратегии определяется финансовая политикафирмы по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой,амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.п.
В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализациюфинансовой стратегии, на фирме формируются «центры ответственности»,определяются права, обязанности и меры ответственности их руководителей зарезультаты реализации финансовой стратегии фирмы.
Заключительным этапом разработки финансовойстратегии фирмы является оценка эффективности разработанной стратегии, котораяосуществляется по нескольким параметрам.
Во-первых, оценивается, насколько разработанная финансоваястратегия согласовывается с общей стратегией фирмы, путем выявления степенисогласованности целей, направлений и эталон реализации этих стратегий.
Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегиифирмы с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.
В-третьих, оценивается реализуемостьразработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности фирмы вформировании собственных и привлечении внешних финансовых ресурсов.
В заключение оценивается результативностьфинансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетахразличных финансовых показателей, а также на основе прогноза динамики нефинансовыхрезультатов реализации разработанной стратегии, таких, как рост деловойрепутации фирмы, повышение уровня управляемости финансовой деятельностью егоструктурных подразделений и т.п.
Основу перспективного планирования составляетпрогнозирование, которое является воплощением стратегии предпринимательскойфирмы на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состоянияфирмы на длительную перспективу. Прогнозирование базируется на обобщении ианализе имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантовразвития ситуаций и финансовых показателей. Важный момент при осуществлениипрогнозирования — признание факта стабильности изменения показателейдеятельности фирмы от одного отчетного периода к другому.
Текущее финансовое планирование.
Система текущего планирования финансовой деятельностифирмы основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политикепо отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансовогопланирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовыхпланов, которые дают возможность фирме определить на предстоящий период всеисточники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов изатрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определитьструктуру активов и капитала фирмы на конец планируемого периода.
Результатом текущегофинансового планирования является разработка трех основных документов:
— плана движения денежныхсредств;
-плана отчета о прибыляхи убытках;
-плана бухгалтерскогобаланса.
Основной целью построения этих документовявляется оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода.Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, сразбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствуетзаконодательным требованиям к отчетности. Текущие финансовые планы предпринимательскойфирмы разрабатываются на основе данных, которые характеризуют:
-финансовую стратегию фирмы;
-результаты финансового анализа за предшествующий период;
-планируемые объемы производства и реализации продукции, а такжедругие экономические показатели операционной деятельности фирмы;
-систему разработанныхна фирме норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;
-действующую системуналогообложения;
-действующую систему нормамортизационных отчислений;
-средние ставкикредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т.п.
Для составления финансовых документов в процессе осуществлениятекущего финансового планирования важно правильно определить объем будущихпродаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организациипроизводственного процесса, эффективного распределения средств. Как правило,прогнозы объемов продаж составляются на три года, годовой прогноз разбиваетсяна кварталы и месяцы, при этом чем короче период прогноза, тем точнее иконкретнее содержащаяся в нем информация. Прогноз объема продаж помогаетопределить влияние объема производства, цены реализуемой продукции нафинансовые потоки фирмы.
На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимоеколичество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другиесоставные затраты на производство. С использованием полученных данныхразрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках, с помощью которогоопределяется величина получаемой прибыли в предстоящем (планируемом) периоде.
Особое внимание при составлении плана отчета о прибылях и убыткахуделяется определению выручки от реализации продукции. Как правило, в качествеисходной точки берется значение выручки от реализации за предшествующий год.Затем эта величина изменяется в текущем году с учетом изменений:
-себестоимости сравнимойпродукции;
-цен на реализуемуюфирмой продукцию;
-цен на покупныематериалы и комплектующие;
-оценки основных средстви капиталовложений фирмы;
-оплаты труда работниковфирмы.
Далее определяется плановая среднегодовая суммаамортизационных отчислений на основе данных о среднегодовой балансовойстоимости основных фондов и норм амортизационных отчислений.
Правильно определить плановую суммуамортизационных отчислений для фирмы достаточно важно в силу того, что онаявляется частью себестоимости производимой продукции. Важно также правильнозапланировать расходы на сырье и материалы, прямые издержки на оплату рабочейсилы и накладные расходы.
Далее разрабатываетсяплан движения денежных средств. Необходимость его составления определяется тем,что многие из затрат, показываемых при расшифровке плана прибылей и убытков,не отражаются на порядке осуществления платежей. План движения денежных средствучитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежныхсредств (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит).Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной ифинансовой деятельности. Разграничения направлений деятельности при разработкеплана движения денежных средств позволяют повысить результативность управленияденежными потоками в процессе осуществления финансовой деятельности фирмы.
План движения денежных средств составляется нагод с разбивкой по кварталам и включает в себя две основные части: поступления и расходы.
Оперативное финансовое планирование
В целях контроля за поступлениемфактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовыхресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняеттекущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должноосуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективногоконтроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планированияфинансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочныхплановых заданий но финансовому обеспечению основных направлений хозяйственнойдеятельности фирмы.
Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнениеплатежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочномкредите.
В процессе составления платежного календарярешаются следующие задачи:
-организация учета временной стыковки денежныхпоступлений и предстоящих расходов предприятия;
-формирование информационной базы о движенииденежных потоков и оттоков;
-ежедневный учетизменений в информационной базе;
-анализ неплатежей (по суммам и источникамвозникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;
-расчет потребности в краткосрочном кредите вслучаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативноеприобретение заемных средств;
-расчет (по суммам и срокам) временно свободныхденежных средств фирмы;
-анализ финансового рынка с позиции наиболее надежногои выгодного размещения временно свободных денежных средств фирмы.
Платежный календарь составляется на квартал сразбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того чтобы он был реальным,его составители должны следить за ходом производства и реализации, состояниемзапасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансовогоплана.
Процесс составленияплатежного календаря можно разделить
на пять этапов:
1.выбор периода планирования. Как правило, это —квартал или месяц, на предприятии, где часто изменяются во времени денежные потоки,возможны и более короткие периоды планирования
(декады);
2.расчет объема возможныхденежных поступлений (доходов);
3.оценка денежныхрасходов, ожидаемых в плановом периоде;
4.определение денежногосальдо представляетсобой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования;
5.подведение итогов показывает, будет ли у предприятия недостатоксредств или излишек.
Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовыйплан — план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплатыналичных денег через кассу. Кассовый план необходим для контроля запоступлением и расходованием наличных средств.
Исходныеданные для составления кассового плана:
-предполагаемые выплатыпо фонду заработной платы и фонду; потребления в части денежных средств;
-информация о продажематериальных ресурсов или продукции
работникам;
-сведения окомандировочных расходах;
-сведения о прочихпоступлениях и выплатах наличными деньгами.
Кассовый план долженпредставляться всеми предпринимательскими фирмами за 45 дней до началапланируемого квартала в банк, с которым фирма заключила договор орасчетно-кассовом обслуживании.
Кассовый план необходим фирме для того, чтобы повозможности более точно представлять размер обязательств перед работникамифирмы по заработной плате и размер других выплат. Банку, обслуживающему предпринимательскуюфирму, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый планна обслуживание своих клиентов в установленные сроки.
Использование рассмотренных систем и методовфинансового планирования позволяет обеспечить целенаправленность финансовойдеятельности предпринимательской фирмы и повысить ее эффективность.
Способыучета выручки от реализации в целях налогообложения.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является одним изважнейших показателей в бухгалтерской и налоговой отчетности, поскольку именноона принимается за основу при расчете основных налогов.
Поэтомуподготовку к составлению годового отчета мы советуем начать с проверкиправильности формирования выручки от реализации продукции.
Дляотражения выручки в бухгалтерском учете момент реализации совпадает с моментомперехода права собственности, вне зависимости даты фактического получениясоответствующих документов, а тем более от момента оплаты этой продукции.Момент оплаты может иметь значение только в том случае, если всоответствии с условиями договора правособственности переходит после оплаты.
Прирасчете налогооблагаемой базы порядок учета выручки зависит от принятой ворганизации учетной политики – «по отгрузке» или «по оплате». При этом моментоплаты определяется по-разному в зависимости от формы расчетов за реализованнуюпродукцию.
Это определяется ст. 167 налогового кодекса РФ, в котором прописано, что моментом определенияналоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политикидля целей налогообл