Реферат по предмету "Экономическая теория"


Белорусская модель экономики

--PAGE_BREAK--Система государственного управления в Беларуси развивается на своей собственной основе.

Стране не была навязана чуждаямодель реформ в чужих интересах. Задачи реформирования подчинены национальным интересам и долгосрочным целям социально-экономического развития без «зацикленностн» на воплощении в жизнь каких-либо экономических теории.

Руководство государства не стремилось просто копировать те или иные хозяйственные и управленческие схемы, не вникая в первопричину их появления, а проводило экономические и социальные реформы с максимально полным учетом исторического прошлого, менталитета общества, его способности адаптироваться к происходящим кардинальным изменениям. То есть, исходило и исходит из того, что государственное управление является отражением общей политической и управленческой культуры народа. Благодаря этому удалось избежать и копирования худших традиции капитализма: лоббирования законов, организованной преступности, ухода от налогов, нескончаемой болтовни политических пустозвонов, юридической тянучки др. Энергия людей была направлена в русло творческого созидания, а не в болото бесплодных споров о либерализации, демократическом, гуманном социализме и т.д. Одновременно и с учетом зарубежного опыта формируется и растет производственная и управленческая культура, достаточно социализированные слои населения приобщаются постепенно к цивилизованному рыночному поведению.

3. В основу методологии реформ были положены принципы постепенности и учета национальных условий. Скорость реформ согласовывается со способностью людей адаптироваться к ним.

Руководство страны понимало, что, прежде чем заниматься политикой, наукой, искусством, необходимо иметь пишу, жилище, одежду (то есть в реформах все происходило в соответствие с классикой менеджмента). Потому реформы в Беларуси начались не с экономики, а с преодоления бедности. Принимались во внимание и неподготовленность основной массы населения к рынку, и энергетическая и товарная зависимость, и недостаток рыночнограмотных кадров. Символами реформ в Беларуси являются понятия «социальной зашиты» и развитие экспорта.

4. Корпоратизация управления – базовые отрасли являются не отдельными бизнесами, а составными частями экономики государства.

Принцип наименьшего действия собственника в рыночной экономике является ведущим. Государство же должно организовывать синергетнческне эффекты, используя национальные ресурсы в интересах развития всего общества, формируя материальные условия для перехода экономики к полноценному рынку. Создать эти условия можно только пройдя длительный этап корпоратнзации госуправления, когда базовые отрасли являются не отдельными бизнесами, а составными частями экономики государства. Экономика дореформенной Беларуси, как и всех стран бывшего СССР, была построена по отраслевому принципу и, по сути, представляла собой единый «завод», административно управляемый с помощью Госплана и других вышестоящих организаций. Быстро перевести такую систему в рыночные условия, как показывает опыт, практически невозможно. Этому должен был предшествовать, как это неоднократно зафиксировано мировой практикой, процесс внутренней конвергенции (корпоратизации), целенаправленно проводимый сверху (наиболее яркий пример – реформирование экономики Японии после войны). Беларусь не спешит либерализовывать и свою финансовую систему, твердо придерживаясь мнения, что государство должно полностью контролировать ситуацию до тех пор, пока в стране не сформируется рыночная инфраструктура, а национальные банки не окрепнут. Государство удерживает в своих руках абсолютный контроль над госбанками, чтобы гарантировать стабильность финансового сектора страны и безопасное развитие экономики.

5. Успех реформ обеспечило руководство страны, и, прежде всего, Президент Л.Г. Лукашенко, не на словах, а на деле заинтересованные в процветании страны. Жизненная стратегия Главы государства совпала с характером, масштабами и направлениями преобразования страны.

Ничто само по себе работать не будет. Никакая даже самая совершенная модель. Нужна побудительная позитивная сила. В этом и состоит суть управления. В Беларуси в государственном управлении сохранено главное – организованность процесса. Для эффективного государства должна существовать политика всех видов производственной и социальной деятельности, увязанных между собой. И место отраслей в этой системе, и их прибыль должно регулировать все-таки государство. Достичь этой синергии возможно только при условии наличия твердой управленческой воли первого лица государства, способного верно оценивать истинный масштаб политических и экономических событий в исторической перспективе, и целенаправленных, последовательных и согласованных действии всего руководства страны.

6. Учет предыстории.Предыстория определяет социальные качества народа. Влияние предыстории сильнее, чем влияние состояния. В сознании основной массы населения рынок представлялся не как базовый экономический институт общества, а, скорее, как товарное изобилие. Общественному сознанию свойственна определенная инерционность (чем больше масштаб, тем больше инерция, т.е. предыстория). В то же время, социальные качества населения образуют целостность – систему. Соотношение индивидуальности и социальности – особая проблема, различная для разных стран. В Беларуси управленческая тактика направлена на то. чтобы прирастить созданное предыдущими поколениями богатство, а не на то, чтобы делить его на отдельные бизнесы, работающие в интересах обособленных кланов.

7. Стабильность развития.Важно, что стабильность понимается не просто как гарантированное продолжительное спокойствие в обществе за счет недопущения его резкого социального расслоения (известно, что когда возникает социальное успокоение в обществе, то у населения возникает стремление к труду, к созидательной, производительной деятельности), а как идея, что Родина вечна (люди не живут «одним днем») и ее народ служит сегодня обеспечению преемственности между ее прошлым и ее будущим. В этом, на мой взгляд, один из главных секретов и опор государственного менеджмента и становления государственности в любой стране.

8. Формирование сильного государства. Для проведения радикальной реформы необходимо сильное государство (реформы могут проводиться только сильным государством, слабое инициирует революции). Имея в качестве бытового компонента реформированную собственность – фундамент экономики, государство может взять на себя заботу об идеологии – общественном сознании и о национальной идее. Концепция реформирования нацелена на интенсивное развитие (самоизменение в соответствии с принципом дополнительности), то есть государственное регулирование рыночных процессов:

— формирование законодательства и «вертикали власти»,

— развитие экспортно-ориентированных предприятий, повышение их конкурентоспособности и зашита внутреннего рынка,

— активная моральная и материальная поддержка пенсионеров и молодежи (как в городе, так и в селе).

обеспечение продовольственной безопасности, стимуляция инновационных процессов.

— строгое регулирование цен и государственное управление всеми экономически значимыми предприятиями,

— осторожная приватизация методом акционирования, локомотив роста – крупные экспортно-ориентированные предприятия.
2.2 Стратегические и тактические цели развития национальной экономики

В стратегии и тактике реформы к началу 1996 г. назрели пе­ремены. Суть их в обобщенном виде состоит:

во-первых, в активном включении регулирующих функций государства в механизм реформирования экономики;

во-вторых, в перенесении центра тяжести на стимулирова­ние деловой, в том числе инвестиционной, активности в реаль­ном секторе экономики независимо от форм собственности и ти­пов хозяйствования;

в-третьих, в усилении внимания к социальным аспектам реформы, введении в систему регулирования социальных инди­каторов.

Вышеназванные целевые установки нашли свое принципи­альное отражение в Основных направлениях социально-эконо­мического развития Республики Беларусь до 2000 г. В этом до­кументе, разработанном Министерством экономики Республи­ки Беларусь с привлечением достаточно широких кругов обще­ственности, стратегической целью социально-экономического развития страны провозглашено повышение благосостояния ее народа до уровня высокоразвитых европейских государств.

Исходя из этой стратегической установки, в качестве главных задач следует рассматривать стабилизацию социально-экономи­ческой ситуации и создание предпосылок устойчивого экономиче­ского роста на основе новой системы экономических отношений и активной структурной перестройки народного хозяйства.

Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких черт модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная диф­ференциация и др. Она осуществляется посредством Конститу­ции и всей системы законов демократического правового госу­дарства, четкого определения его функций.

Роль государства в управлении экономикой при переходе к рынку отнюдь не снижается, а во многих отношениях и возрас­тает.

В этой связи следует отметить, что даже наиболее активные сторонники либеральной школы экономического развития вы­нуждены признать, что роль государства в хозяйственной жиз­ни общества в двадцатом веке существенно возросла.

В процессе формирования новой экономической модели на­мечено:

¦ создать правовое обеспечение всего комплекса рыночных преобразований, личных прав и свобод граждан;

¦ осуществить либерализацию экономической деятельнос­ти, обеспечить свободу предпринимательства;

¦ создать систему сильной социальной защиты;

¦ осуществить единый и равный подход ко всем формам соб­ственности;

¦ создать конкурентную среду и не допускать недобросовес­тной деятельности субъектов хозяйствования на рынке;

¦ содействовать рациональному международному разделе­нию труда, обеспечивающему, с одной стороны, проникновение на международные рынки белорусских товаров и услуг, с дру­гой – закупку за рубежом в первую очередь сырьевых и топ­ливно-энергетических ресурсов, производство которых в Бела­руси недостаточно эффективно;

¦ максимально использовать выгодность геополитического положения страны, развивать эффективную систему обслужи­вания международных транспортных артерий и связей;

¦ преобразовать систему государственного регулирования со­циально-экономических процессов с переводом его преимущест­венно на экономические методы и сохранением прямого управ­ления в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы;

¦ сформировать сильную финансовую, денежно-кредитную систему, способную обеспечить социально-экономическую эффек­тивность функционирования и развития народного хозяйства;

¦ создать предпосылки ускоренного технического развития производства на основе полного использования собственного технического потенциала, импорта высоких технологий путем совершенствования механизма привлечения внешних и внут­ренних инвестиций в экономику страны;

¦ провести глубокую реструктуризацию и коммерциализа­цию госпредприятий (с индивидуальным подходом к крупным и градообразующим предприятиям), усилить маркетинговую де­ятельность для эффективного завоевания и удержания рынков;

¦ обеспечить экономическую безопасность страны, исходя из принципа минимальной самодостаточности хозяйственной систе­мы на период выхода из кризиса с последующим созданием систе­мы защиты всей гаммы национальных экономических интересов.

Концептуально модель социально ориентированной рыноч­ной экономики базируется на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эф­фективности. Приоритетное место в ней отводится социальным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни насе­ления, защита и улучшение среды обитания людей; социаль­ные гарантии и социальная справедливость; сохранение и ум­ножение культурных и духовно-нравственных ценностей с уче­том традиций и национальных особенностей страны. Нельзя противопоставлять социальные цели и экономическую эффек­тивность, так как социальные расходы – не безвозвратные за­траты, а общественно необходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле.

Достижение большего социального равенства и социальной справедливости также необходимо рассматривать не только как политический принцип, желательный сам по себе, но и как фактор, способствующий повышению экономической эффек­тивности. В условиях нынешнего состояния экономики респуб­лики приоритет социальных целей должен выражаться в уста­новлении неких пороговых значений социальных индикаторов, которые по мере оздоровления экономики будут трансформиро­ваться в более разветвленный спектр социальных параметров.

Переход к технологической базе постиндустриального типа, структурная перестройка национальной экономики должны обеспечить такую продуктивность народного хозяйства, кото­рая способна создать основу для всестороннего социального прогресса, гуманизации общества.

Конечно, здесь максималистский подход неприемлем. Для создания новой технологической базы потребуется, видимо, не­сколько десятилетий. Сейчас же необходимо основные усилия сосредоточить на восстановлении экономики.
2.3 Краткий обзор динамики роста и процесса реформ

Начиная с 1996 года в экономике Беларуси отмечается неуклонный и значительный рост. В 1996-2004 годах прирост ВВП составил 77,4 % или 6,6 % в среднегодовом исчислении. Основными движущими факторами роста стали увеличение производительности труда, повышение энергоэффективности и эффективности использования производственных мощностей. Изменения в финансовой и внешнеэкономической сферах способствовали улучшению макроэкономических условий для роста.

Экономический рост в Беларуси имеет под собой широкую экономическую и социальную основу. В отличие от ряда других стран СНГ, структура роста в Беларуси более благоприятна для трудовых ресурсов. Существенный рост в трудоемких отраслях (таких как сфера услуг, пищевая промышленность и машиностроение), подкрепляемый политикой Правительства по увеличению заработной платы и доходов, способствовал распределению результатов экономического роста среди достаточно широких слоев населения. В 1996-2003 годах удельный вес оплаты труда составил около 53 % в совокупном приросте ВВП. Произошло значительное сокращение бедности при относительно стабильных и умеренных показателях неравенства. Удельный вес населения, живущего за чертой бедности (национальное определение), в общей численности населения снизился более чем в два раза – с 38,6 % в 1996 году до 17,8 % в 2004 году. В результате около двух миллионов человек были выведены из категории малообеспеченных (рисунок 2.1).

    продолжение
--PAGE_BREAK--
Рисунок 2.1 – Устойчивый рост способствовал сокращению бедности (индекс роста ВВП и удельный вес населения за чертой бедности)

Начиная с 2000 года постепенно корректировалась экономическая политика Правительства, и уменьшалось число искажающих факторов. Несмотря на сохраняющиеся проблемы, в последние годы основой роста стало усиление стимулов для инвестирования и реструктуризации на уровне предприятий. В течение этого периода были предприняты следующие меры по улучшению ситуации:

• Изменение макроэкономической политики: унификация обменного курса, более жесткая денежно-кредитная политика, существенные фискальные и квазифискальные корректировки и более низкий уровень инфляции.

• Политика в сфере оплаты за энергоносители и коммунальные услуги, направленная на обеспечение полного возмещения затрат путем повышения тарифов, соблюдения жесткой платежной дисциплины и повышения эффективности потребления энергии.

• Поэтапный отказ от бартерных расчетов, что, помимо всего прочего, способствовало ускорению процесса диверсификации экспорта и изменению ситуации, при которой экспорт концентрировался исключительно на российском рынке.

В то же время, начиная с конца 1990-х годов Беларусь смогла сохранить и даже повысить эффективность функционирования топливно-энергетического комплекса. Это стало важным фактором макроэкономической стабилизации. В отрасль направлялось достаточно инвестиций для поддержания основных фондов в удовлетворительном состоянии, а также для осуществления проектов по модернизации, которые способствовали повышению энергоэффективности. Размеры квазифискальных субсидий и дефицита снизились, что повысило финансовую жизнеспособность предприятий энергетического комплекса. Кроме того, централизованная структура отрасли и сохранение механизмов административно-командной системы и контроля позволили ей выжить в период экономического кризиса, который имел серьезные последствия для многих республик бывшего Советского Союза и их энергетических отраслей во второй половине 1990-х годов.

Экономический рост происходил на фоне неравномерной динамики макроэкономических процессов, медленных темпов структурных реформ и непоследовательности их реализации. Беларуси удалось сохранить умеренный уровень бюджетного дефицита и долга. Однако инфляция была существенно выше, чем в других странах с переходной экономикой. Учитывая низкий уровень резервов, невозможность привлечения значительных прямых иностранных инвестиций и ограниченный доступ к международным финансовым ресурсам, состояние текущего счета платежного баланса продолжает оставаться неустойчивым. В целом, существуют серьезные макроэкономические риски продолжения следования нынешней стратегии роста. Особенно это касается состояния платежного баланса и концентрации экспорта. Беларусь отстает от большинства стран с переходной экономикой в различных областях посткоммунистического трансформационного процесса. Реакцией Правительства страны на экономический спад в первые годы переходного периода стала политика, направленная на усиление роли государства в экономике. По данным Европейского банка реконструкции и развития, Беларусь добилась наименьших успехов среди всех стран с переходной экономикой в реструктуризации предприятий, крупномасштабной приватизации и реформировании инфраструктуры. По ряду структурных реформ в энергетическом секторе Беларусь отстает от большинства стран СНГ, которые в последние годы энергично привлекают в отрасль частный сектор и предпринимают меры по улучшению институциональной среды путем повышения ее прозрачности и подотчетности.

Для нашей страны 2006 год был особенно насыщенным важнейшими политиче­скими событиями и решениями. Результаты выборов Президента Республики Беларусь и стратеги­ческие решения, принятые на тре­тьем Всебелорусском народном собрании, определили перспекти­вы и основные направления даль­нейшего устойчивого социально-экономического развития нашей страны.

В июне 2006 года глава госу­дарства утвердил Программу социально-экономического разви­тия Республики Беларусь на 2006­2010 годы. На ее основе был разра­ботан комплекс стратегических программ развития отраслей и регионов страны. В них получили отражение новые направления и эффективные механизмы управ­ления народно-хозяйственным комплексом. От адресной под­держки государством отдельных предприятий и населенных пунк­тов мы перешли к комплексному решению актуальных социально-экономических и научно-техни­ческих проблем.

Эти меры направлены, прежде всего, на сохранение высоких тем­пов экономического роста, кото­рые были достигнуты в предыду­щие годы и уже стали признанной особенностью белорусской моде­ли социально ориентированной рыночной экономики.

В прошлом году по большинс­тву важнейших параметров соци­ально-экономического развития такие темпы были достигнуты (таблица 2.1). Валовой внутренний продукт за 2006 год увеличен на 9,9 % при про­гнозе 7-8,5 %, объем производства промышленной продукции возрос на 11,3 % при прогнозе 6,5-8 %. В сложных погодно-климатических условиях выполнен прогноз по производству продукции сельско­го хозяйства, объем которого уве­личился за год на 6,1 %.

Таблица 2.1 – Выполнение важнейших показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 год



2006 г. в процентах к 2005 г.

прогноз на год

факт за год

Валовой внутренний продукт (ВВП)

107-108,5

109,9

Продукция промышленности

106,5-108

111,3

Продукция сельского хозяйства

106-108

106,1

Инвестиции в основной капитал

113-114

131,4

Производство потребительских товаров, в том числе:

продовольственных

непродовольственных

108-109

108,5-109,5

107,5-108,5

110,5

111,3

109,8

Объем внешней торговли (с учетом услуг), в том числе:

экспорт

импорт

108,3-109,3 108,5-109,5

108-109

127,4

121,7

133,3

Реальные денежные доходы населения

107-108,5

117,3

Рентабельность реализованной продукции в промышленности

14,5

15,5

Розничный товарооборот

109-110,5

117,7

Платные услуги населению

108-109

111,2

Снижение энергоемкости ВВП, %

(-6)-(-7)

-4,3

Ввод в эксплуатацию жилья, тыс. кв. м

3700-4200

4136



Инвестиции в основной капи­тал за прошлый год возросли на 31,4 %, их объем достиг 19,2 трлн. рублей, или почти 9 млрд. долла­ров США. При этом 65,7 % инвес­тиций направлено на объекты производственного назначения. Впервые за последние 10 лет в стране за год введено более 4 млн. квадратных метров жилья (4136 тыс. кв. м).

Высокие экономические и социальные результаты прошед­шего года обеспечены прежде всего благодаря реализации при­нятых президентом страны и правительством, Национальным банком, промышленными минис­терствами и концернами, мест­ными органами государственного управления эффективных мер по регулированию экономического развития, дебюрократизации влас­ти, грамотного управления на всех уровнях народно-хозяйственного комплекса республики. Мы смог­ли обеспечить проведение после­довательной научно-технической, финансовой, бюджетно-кредитной политики, использовать стимули­рующую роль повышения внут­реннего спроса на товары и услу­ги, обусловленную значительным увеличением денежных доходов населения.

Благоприятные макроэко­номические условия для эконо­мического роста сформированы за счет снижения инфляции до 0,5 % в среднем за месяц, укреп­ления национальной денежной единицы, снижения налоговой нагрузки.

В 2006-м и в начале 2007 года по инициативе президента страны правительство разработало ряд программ, важнейшими из кото­рых являются Государственная программа инновационного раз­вития Республики Беларусь на 2007-2010 годы, Государственная комплексная программа разви­тия регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы, Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы.

Беларусь развивается в непростых геополитических и экономических условиях. Об этом свидетельствует и прошлый, 2007 год. Новые условия поставки энергоносителей и внешней торговли нефтепродуктами, а также мировой финансовый и платежный кризис потребовали от правительства принятия взвешенных неотложных мер в финансовом секторе экономики, в области повышения энергоэффективности и энергосбережения, в сфере внешней торговли, включения дополнительных резервов во всех секторах экономики и фактически нового уровня государственного регулирования экономического развития.

Правительством обеспечено выполнение 13 важнейших параметров прогноза из 19, сохранена конкурентоспособность реального сектора экономики. Общие темпы экономического роста за 2007 год находятся в пределах прогноза. Так, рост ВВП составил 108,2 % (прогноз – 108-109 %), причем в основном за счет промышленности, которая обеспечила увеличение объемов выпуска продукции на уровне верхней границы прогноза –108,5 % (прогноз 107,5-108,5 %).

За 2007 год в экономику и социальную сферу инвестировано 25,3 трлн. рублей, что составило 115,1 % к уровню предыдущего года (прогноз –114,5-117 %).

Помимо этого, обеспечен существенный рост общего объема иностранных инвестиций, привлеченных в экономику республики (без банков). За 2007 год из-за рубежа поступило более 5,4 млрд. долларов США, что на 34,3 % больше, чем в 2006 году, из них прямых инвестиций – 1,3 млрд. долларов (таблица 2.2).

Таблица 2.2 – Выполнение важнейших показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007 год



2007 год в % к 2006 году

прогноз на 2007 год

факт за

2007 год

1

2

3

Валовой внутренний продукт (ВВП)

108-109

108,2

Продукция промышленности

107,5-108,5

108,5

Продукция сельского хозяйства

106-107,5

104,1

Инвестиции в основной капитал

114,5-117

115,1

Производство потребительских товаров, в том числе: продовольственных

непродовольственных

108,5-109,5 109-110

108-109

108,2

104,2

111,7

Объем внешней торговли (с учетом услуг),

в том числе: экспорт

импорт

сальдо (млн. долларов США)

110,8-112 113,2-114,5 108,5-109,5 500-600

126,3

124,6

128,0

-2685,3

Реальные денежные доходы населения

107,5-108,5

114,7

Рентабельность реализованной продукции в промышленности

14,5

13,0

Розничный товарооборот

109,5-110,5

115,3

Платные услуги населению

109-110

111,5

Производительность труда

107-108,6

107,7

Снижение энергоемкости ВВП, %

(-6)-(-7)

-7,9

Ввод в эксплуатацию жилья, тыс. кв. м

4200-4700

4678,0

Численность занятых в экономике (тыс. человек)

4375-4448

4424,1
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Особое внимание уделялось развитию строительного комплекса республики, преодолению негативных процессов в жилищном строительстве. В 2007 году введено в эксплуатацию 4678 тыс. кв. м жилья (задание – 4200-4700 тыс. кв. м), в том числе 1494 тыс. кв. м – в сельских населенных пунктах и 613 тыс. кв. м – в малых и средних городских поселениях.

Облик нашей страны, равно как и социальное самочувствие белорусских граждан, во многом зависят от того, какие будут созданы условия для их жизни, труда и отдыха, обеспечения качественными и доступными по цене товарами. В этой связи правительство большое внимание уделяет развитию торговли и сферы услуг. В 2007 году выполнены важнейшие параметры их развития. Розничный товарооборот увеличен на 15,3 % (прогноз – 109,5-110,5 %), платные услуги населению – на 11,5 % (прогноз – 109-110 %). Рост внутреннего спроса обеспечен устойчивым повышением реальных денежных доходов населения, которые возросли на 14,7 % при прогнозе 7,5-8,5 %.

Так, в 2007 году производительность труда возросла на 8,8 %, что несколько выше верхней границы прогнозного коридора (7-8,6 %), а энергоемкость ВВП снижена на 7,9 % (прогноз – 6-7 %).

Правительство уделяет особое внимание финансовому оздоровлению организаций реального сектора экономики, что позволило существенно снизить в прошедшем году количество убыточных предприятий. В целом по народному хозяйству их доля составила 6,3 % от общего числа организаций в сравнении с 8,3 % в 2006 году. В промышленности доля убыточных предприятий составила 13,6 % против 16,2 % в 2006 году.

Несмотря на известные трудности, решены задачи в области повышения оплаты труда и пенсионного обеспечения. Так, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата возросла за год на 18,7 % и составила 701,1 тыс. рублей, а в декабре – 795,4 тыс. рублей (369,1 доллара США в эквиваленте).

В отраслевом разрезе заработная плата в декабре составила в промышленности 877,9 тыс. рублей (407,4 доллара в эквиваленте), строительстве – 1016,7 тыс. рублей (471,8 доллара), транспорте – 883,1 тыс. рублей (409,8 доллара), связи – 870,6 тыс. рублей (404 доллара), сельском хозяйстве – 452,6 тыс. рублей (210 долларов).

В бюджетной сфере заработная плата увеличилась на 14,8 % и составила 615,2 тыс. рублей (287 долларов в эквиваленте), в декабре – 709,3 тыс. рублей (329,1 доллара).

При этом заработная плата врачей в декабре достигла уровня 1188,3 тыс. рублей (551,4 доллара), учителей – 712,7 тыс. рублей (330,7 доллара), профессорско-преподавательского состава – 1224 тыс. рублей (568 доллара), научных работников – 1318,6 тыс. рублей (611,9 доллара).

Среднемесячный размер пенсии по возрасту за год увеличился на 17,8 % и составил 305,3 тыс. рублей (142,3 доллара), а ее реальное содержание повысилось на 8,7 %.

Вместе с тем по ряду направлений экономического развития итоги прошедшего года не отвечают высоким требованиям главы государства и правительства (таблица 2.3). Это относится прежде всего к результатам работы агропромышленного и строительного комплексов, организации внешней торговли и управлению инфляционными процессами, а также производству отдельных видов потребительских товаров.

Правительство критически относится к процессам в строительной отрасли, принципиальную оценку развитию которой дал глава государства на совещании, посвященном проблемам строительного комплекса. Сегодня требуется принятие кардинальных мер по совершенствованию системы управления строительной отраслью, направленных на увеличение объемов и повышение качества строительства объектов как социально-культурного, так и производственного назначения, а также создание современной транспортной инфраструктуры. В ближайшие годы предстоит провести комплексную модернизацию предприятий строительной индустрии, построить новые высокотехнологичные предприятия по производству строительных материалов и конструкций, обеспечить строительные организации высокопроизводительной техникой и оборудованием.

Таблица 2.3 – Выполнение важнейших показателей прогноза социально— экономического развития Республики Беларусь на 2008 год



2008 год в % к 2007 году

прогноз на 2008 год

факт за январь 2008 года

1

2

3

Валовой внутренний продукт (ВВП)

108-109

108,3

Продукция промышленности

108-109

112,1

Продукция сельского хозяйства

107-108

103,5

Инвестиции в основной капитал

115-117

97,1

Производство потребительских товаров,

109-110

109,5

в том числе: продовольственных

108-109

109,4

непродовольственных

110-111

109,4

Розничный товарооборот

110-111

116,2

Ввод в эксплуатацию жилья, тыс. кв. м

4700-5200

277,6



В 2007 году не выполнен прогнозный показатель и по производству потребительских продовольственных товаров. В первую очередь это связано с необеспечением заданных параметров по выпуску промышленной продукции Минсельхозпродом – 102,6 % при прогнозе на 2007 год – 108-109 % и падением относительно уровня прошлого года, допущенном концерном «Белгоспищепром», – 95,8 % при прогнозе 104-105 %.

Не была обеспечена на должном уровне работа отдельных мясокомбинатов. Прежде всего это относится к Минскому (темп роста за 2007 год к уровню 2006 года – 96,4 % при задании 111,5 %), Пинскому (92 % и 107,5-108,5 %), Гомельскому (96,8 и 109,5 %), Калинковичскому (83,4 и 109,5 %) и Слонимскому (98,1 и 110,4-111,4 % соответственно) мясокомбинатам.

Не до конца решены проблемы с обеспечением сырьем предприятий мясо-молочной отрасли, что сдерживает рост производства молочных и мясных продуктов.

Очевидно, что необходимо провести тщательный анализ эффективности использования предоставляемых государством средств и преференций аграрному сектору экономики, а руководителям аграрной отрасли и аграрной науки пора перейти от объяснений к выработке и реализации более эффективных механизмов развития сельскохозяйственного производства.

Среди отраслей материального производства испытывают определенные трудности предприятия легкой промышленности, темпы роста производства в которой составили 98,5 % при задании на 2007 год – 104-105 %. Снизили объемы производства такие предприятия, как Оршанский льнокомбинат, «Ковры Бреста», Пинское «Полесье», Минское производственное кожевенное объединение, Лидская обувная фабрика и ряд других. В числе основных причин такого положения дел – недостаток собственных оборотных средств, необеспеченность сырьевыми ресурсами, закредитованность организаций, потеря партнеров на внешних рынках. Как результат – именно в легкой промышленности запасы готовой продукции в наибольшей степени превышают среднемесячный объем производства (138,7 %). По состоянию на 1 января 2008 года запасы льняных тканей превысили среднемесячный объем производства в 5 раз, шерстяных тканей – в 3,8 раза, чулочно-носочных изделий – в 2,7 раза, обуви – в 1,9 раза.

Таким образом, несмотря на общие положительные результаты работы экономики в 2007 году, существуют значительные неиспользованные резервы для дальнейшего экономического роста.


--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.