--PAGE_BREAK--Система государственного управления в Беларуси развивается на своей собственной основе.
Стране не была навязана чуждаямодель реформ в чужих интересах. Задачи реформирования подчинены национальным интересам и долгосрочным целям социально-экономического развития без «зацикленностн» на воплощении в жизнь каких-либо экономических теории.
Руководство государства не стремилось просто копировать те или иные хозяйственные и управленческие схемы, не вникая в первопричину их появления, а проводило экономические и социальные реформы с максимально полным учетом исторического прошлого, менталитета общества, его способности адаптироваться к происходящим кардинальным изменениям. То есть, исходило и исходит из того, что государственное управление является отражением общей политической и управленческой культуры народа. Благодаря этому удалось избежать и копирования худших традиции капитализма: лоббирования законов, организованной преступности, ухода от налогов, нескончаемой болтовни политических пустозвонов, юридической тянучки др. Энергия людей была направлена в русло творческого созидания, а не в болото бесплодных споров о либерализации, демократическом, гуманном социализме и т.д. Одновременно и с учетом зарубежного опыта формируется и растет производственная и управленческая культура, достаточно социализированные слои населения приобщаются постепенно к цивилизованному рыночному поведению.
3. В основу методологии реформ были положены принципы постепенности и учета национальных условий. Скорость реформ согласовывается со способностью людей адаптироваться к ним.
Руководство страны понимало, что, прежде чем заниматься политикой, наукой, искусством, необходимо иметь пишу, жилище, одежду (то есть в реформах все происходило в соответствие с классикой менеджмента). Потому реформы в Беларуси начались не с экономики, а с преодоления бедности. Принимались во внимание и неподготовленность основной массы населения к рынку, и энергетическая и товарная зависимость, и недостаток рыночнограмотных кадров. Символами реформ в Беларуси являются понятия «социальной зашиты» и развитие экспорта.
4. Корпоратизация управления – базовые отрасли являются не отдельными бизнесами, а составными частями экономики государства.
Принцип наименьшего действия собственника в рыночной экономике является ведущим. Государство же должно организовывать синергетнческне эффекты, используя национальные ресурсы в интересах развития всего общества, формируя материальные условия для перехода экономики к полноценному рынку. Создать эти условия можно только пройдя длительный этап корпоратнзации госуправления, когда базовые отрасли являются не отдельными бизнесами, а составными частями экономики государства. Экономика дореформенной Беларуси, как и всех стран бывшего СССР, была построена по отраслевому принципу и, по сути, представляла собой единый «завод», административно управляемый с помощью Госплана и других вышестоящих организаций. Быстро перевести такую систему в рыночные условия, как показывает опыт, практически невозможно. Этому должен был предшествовать, как это неоднократно зафиксировано мировой практикой, процесс внутренней конвергенции (корпоратизации), целенаправленно проводимый сверху (наиболее яркий пример – реформирование экономики Японии после войны). Беларусь не спешит либерализовывать и свою финансовую систему, твердо придерживаясь мнения, что государство должно полностью контролировать ситуацию до тех пор, пока в стране не сформируется рыночная инфраструктура, а национальные банки не окрепнут. Государство удерживает в своих руках абсолютный контроль над госбанками, чтобы гарантировать стабильность финансового сектора страны и безопасное развитие экономики.
5. Успех реформ обеспечило руководство страны, и, прежде всего, Президент Л.Г. Лукашенко, не на словах, а на деле заинтересованные в процветании страны. Жизненная стратегия Главы государства совпала с характером, масштабами и направлениями преобразования страны.
Ничто само по себе работать не будет. Никакая даже самая совершенная модель. Нужна побудительная позитивная сила. В этом и состоит суть управления. В Беларуси в государственном управлении сохранено главное – организованность процесса. Для эффективного государства должна существовать политика всех видов производственной и социальной деятельности, увязанных между собой. И место отраслей в этой системе, и их прибыль должно регулировать все-таки государство. Достичь этой синергии возможно только при условии наличия твердой управленческой воли первого лица государства, способного верно оценивать истинный масштаб политических и экономических событий в исторической перспективе, и целенаправленных, последовательных и согласованных действии всего руководства страны.
6. Учет предыстории.Предыстория определяет социальные качества народа. Влияние предыстории сильнее, чем влияние состояния. В сознании основной массы населения рынок представлялся не как базовый экономический институт общества, а, скорее, как товарное изобилие. Общественному сознанию свойственна определенная инерционность (чем больше масштаб, тем больше инерция, т.е. предыстория). В то же время, социальные качества населения образуют целостность – систему. Соотношение индивидуальности и социальности – особая проблема, различная для разных стран. В Беларуси управленческая тактика направлена на то. чтобы прирастить созданное предыдущими поколениями богатство, а не на то, чтобы делить его на отдельные бизнесы, работающие в интересах обособленных кланов.
7. Стабильность развития.Важно, что стабильность понимается не просто как гарантированное продолжительное спокойствие в обществе за счет недопущения его резкого социального расслоения (известно, что когда возникает социальное успокоение в обществе, то у населения возникает стремление к труду, к созидательной, производительной деятельности), а как идея, что Родина вечна (люди не живут «одним днем») и ее народ служит сегодня обеспечению преемственности между ее прошлым и ее будущим. В этом, на мой взгляд, один из главных секретов и опор государственного менеджмента и становления государственности в любой стране.
8. Формирование сильного государства. Для проведения радикальной реформы необходимо сильное государство (реформы могут проводиться только сильным государством, слабое инициирует революции). Имея в качестве бытового компонента реформированную собственность – фундамент экономики, государство может взять на себя заботу об идеологии – общественном сознании и о национальной идее. Концепция реформирования нацелена на интенсивное развитие (самоизменение в соответствии с принципом дополнительности), то есть государственное регулирование рыночных процессов:
— формирование законодательства и «вертикали власти»,
— развитие экспортно-ориентированных предприятий, повышение их конкурентоспособности и зашита внутреннего рынка,
— активная моральная и материальная поддержка пенсионеров и молодежи (как в городе, так и в селе).
обеспечение продовольственной безопасности, стимуляция инновационных процессов.
— строгое регулирование цен и государственное управление всеми экономически значимыми предприятиями,
— осторожная приватизация методом акционирования, локомотив роста – крупные экспортно-ориентированные предприятия.
2.2 Стратегические и тактические цели развития национальной экономики
В стратегии и тактике реформы к началу 1996 г. назрели перемены. Суть их в обобщенном виде состоит:
во-первых, в активном включении регулирующих функций государства в механизм реформирования экономики;
во-вторых, в перенесении центра тяжести на стимулирование деловой, в том числе инвестиционной, активности в реальном секторе экономики независимо от форм собственности и типов хозяйствования;
в-третьих, в усилении внимания к социальным аспектам реформы, введении в систему регулирования социальных индикаторов.
Вышеназванные целевые установки нашли свое принципиальное отражение в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь до 2000 г. В этом документе, разработанном Министерством экономики Республики Беларусь с привлечением достаточно широких кругов общественности, стратегической целью социально-экономического развития страны провозглашено повышение благосостояния ее народа до уровня высокоразвитых европейских государств.
Исходя из этой стратегической установки, в качестве главных задач следует рассматривать стабилизацию социально-экономической ситуации и создание предпосылок устойчивого экономического роста на основе новой системы экономических отношений и активной структурной перестройки народного хозяйства.
Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких черт модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Она осуществляется посредством Конституции и всей системы законов демократического правового государства, четкого определения его функций.
Роль государства в управлении экономикой при переходе к рынку отнюдь не снижается, а во многих отношениях и возрастает.
В этой связи следует отметить, что даже наиболее активные сторонники либеральной школы экономического развития вынуждены признать, что роль государства в хозяйственной жизни общества в двадцатом веке существенно возросла.
В процессе формирования новой экономической модели намечено:
¦ создать правовое обеспечение всего комплекса рыночных преобразований, личных прав и свобод граждан;
¦ осуществить либерализацию экономической деятельности, обеспечить свободу предпринимательства;
¦ создать систему сильной социальной защиты;
¦ осуществить единый и равный подход ко всем формам собственности;
¦ создать конкурентную среду и не допускать недобросовестной деятельности субъектов хозяйствования на рынке;
¦ содействовать рациональному международному разделению труда, обеспечивающему, с одной стороны, проникновение на международные рынки белорусских товаров и услуг, с другой – закупку за рубежом в первую очередь сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, производство которых в Беларуси недостаточно эффективно;
¦ максимально использовать выгодность геополитического положения страны, развивать эффективную систему обслуживания международных транспортных артерий и связей;
¦ преобразовать систему государственного регулирования социально-экономических процессов с переводом его преимущественно на экономические методы и сохранением прямого управления в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы;
¦ сформировать сильную финансовую, денежно-кредитную систему, способную обеспечить социально-экономическую эффективность функционирования и развития народного хозяйства;
¦ создать предпосылки ускоренного технического развития производства на основе полного использования собственного технического потенциала, импорта высоких технологий путем совершенствования механизма привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику страны;
¦ провести глубокую реструктуризацию и коммерциализацию госпредприятий (с индивидуальным подходом к крупным и градообразующим предприятиям), усилить маркетинговую деятельность для эффективного завоевания и удержания рынков;
¦ обеспечить экономическую безопасность страны, исходя из принципа минимальной самодостаточности хозяйственной системы на период выхода из кризиса с последующим созданием системы защиты всей гаммы национальных экономических интересов.
Концептуально модель социально ориентированной рыночной экономики базируется на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней отводится социальным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни населения, защита и улучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальная справедливость; сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны. Нельзя противопоставлять социальные цели и экономическую эффективность, так как социальные расходы – не безвозвратные затраты, а общественно необходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле.
Достижение большего социального равенства и социальной справедливости также необходимо рассматривать не только как политический принцип, желательный сам по себе, но и как фактор, способствующий повышению экономической эффективности. В условиях нынешнего состояния экономики республики приоритет социальных целей должен выражаться в установлении неких пороговых значений социальных индикаторов, которые по мере оздоровления экономики будут трансформироваться в более разветвленный спектр социальных параметров.
Переход к технологической базе постиндустриального типа, структурная перестройка национальной экономики должны обеспечить такую продуктивность народного хозяйства, которая способна создать основу для всестороннего социального прогресса, гуманизации общества.
Конечно, здесь максималистский подход неприемлем. Для создания новой технологической базы потребуется, видимо, несколько десятилетий. Сейчас же необходимо основные усилия сосредоточить на восстановлении экономики.
2.3 Краткий обзор динамики роста и процесса реформ
Начиная с 1996 года в экономике Беларуси отмечается неуклонный и значительный рост. В 1996-2004 годах прирост ВВП составил 77,4 % или 6,6 % в среднегодовом исчислении. Основными движущими факторами роста стали увеличение производительности труда, повышение энергоэффективности и эффективности использования производственных мощностей. Изменения в финансовой и внешнеэкономической сферах способствовали улучшению макроэкономических условий для роста.
Экономический рост в Беларуси имеет под собой широкую экономическую и социальную основу. В отличие от ряда других стран СНГ, структура роста в Беларуси более благоприятна для трудовых ресурсов. Существенный рост в трудоемких отраслях (таких как сфера услуг, пищевая промышленность и машиностроение), подкрепляемый политикой Правительства по увеличению заработной платы и доходов, способствовал распределению результатов экономического роста среди достаточно широких слоев населения. В 1996-2003 годах удельный вес оплаты труда составил около 53 % в совокупном приросте ВВП. Произошло значительное сокращение бедности при относительно стабильных и умеренных показателях неравенства. Удельный вес населения, живущего за чертой бедности (национальное определение), в общей численности населения снизился более чем в два раза – с 38,6 % в 1996 году до 17,8 % в 2004 году. В результате около двух миллионов человек были выведены из категории малообеспеченных (рисунок 2.1).
продолжение
--PAGE_BREAK--
Рисунок 2.1 – Устойчивый рост способствовал сокращению бедности (индекс роста ВВП и удельный вес населения за чертой бедности)
Начиная с 2000 года постепенно корректировалась экономическая политика Правительства, и уменьшалось число искажающих факторов. Несмотря на сохраняющиеся проблемы, в последние годы основой роста стало усиление стимулов для инвестирования и реструктуризации на уровне предприятий. В течение этого периода были предприняты следующие меры по улучшению ситуации:
• Изменение макроэкономической политики: унификация обменного курса, более жесткая денежно-кредитная политика, существенные фискальные и квазифискальные корректировки и более низкий уровень инфляции.
• Политика в сфере оплаты за энергоносители и коммунальные услуги, направленная на обеспечение полного возмещения затрат путем повышения тарифов, соблюдения жесткой платежной дисциплины и повышения эффективности потребления энергии.
• Поэтапный отказ от бартерных расчетов, что, помимо всего прочего, способствовало ускорению процесса диверсификации экспорта и изменению ситуации, при которой экспорт концентрировался исключительно на российском рынке.
В то же время, начиная с конца 1990-х годов Беларусь смогла сохранить и даже повысить эффективность функционирования топливно-энергетического комплекса. Это стало важным фактором макроэкономической стабилизации. В отрасль направлялось достаточно инвестиций для поддержания основных фондов в удовлетворительном состоянии, а также для осуществления проектов по модернизации, которые способствовали повышению энергоэффективности. Размеры квазифискальных субсидий и дефицита снизились, что повысило финансовую жизнеспособность предприятий энергетического комплекса. Кроме того, централизованная структура отрасли и сохранение механизмов административно-командной системы и контроля позволили ей выжить в период экономического кризиса, который имел серьезные последствия для многих республик бывшего Советского Союза и их энергетических отраслей во второй половине 1990-х годов.
Экономический рост происходил на фоне неравномерной динамики макроэкономических процессов, медленных темпов структурных реформ и непоследовательности их реализации. Беларуси удалось сохранить умеренный уровень бюджетного дефицита и долга. Однако инфляция была существенно выше, чем в других странах с переходной экономикой. Учитывая низкий уровень резервов, невозможность привлечения значительных прямых иностранных инвестиций и ограниченный доступ к международным финансовым ресурсам, состояние текущего счета платежного баланса продолжает оставаться неустойчивым. В целом, существуют серьезные макроэкономические риски продолжения следования нынешней стратегии роста. Особенно это касается состояния платежного баланса и концентрации экспорта. Беларусь отстает от большинства стран с переходной экономикой в различных областях посткоммунистического трансформационного процесса. Реакцией Правительства страны на экономический спад в первые годы переходного периода стала политика, направленная на усиление роли государства в экономике. По данным Европейского банка реконструкции и развития, Беларусь добилась наименьших успехов среди всех стран с переходной экономикой в реструктуризации предприятий, крупномасштабной приватизации и реформировании инфраструктуры. По ряду структурных реформ в энергетическом секторе Беларусь отстает от большинства стран СНГ, которые в последние годы энергично привлекают в отрасль частный сектор и предпринимают меры по улучшению институциональной среды путем повышения ее прозрачности и подотчетности.
Для нашей страны 2006 год был особенно насыщенным важнейшими политическими событиями и решениями. Результаты выборов Президента Республики Беларусь и стратегические решения, принятые на третьем Всебелорусском народном собрании, определили перспективы и основные направления дальнейшего устойчивого социально-экономического развития нашей страны.
В июне 2006 года глава государства утвердил Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 20062010 годы. На ее основе был разработан комплекс стратегических программ развития отраслей и регионов страны. В них получили отражение новые направления и эффективные механизмы управления народно-хозяйственным комплексом. От адресной поддержки государством отдельных предприятий и населенных пунктов мы перешли к комплексному решению актуальных социально-экономических и научно-технических проблем.
Эти меры направлены, прежде всего, на сохранение высоких темпов экономического роста, которые были достигнуты в предыдущие годы и уже стали признанной особенностью белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.
В прошлом году по большинству важнейших параметров социально-экономического развития такие темпы были достигнуты (таблица 2.1). Валовой внутренний продукт за 2006 год увеличен на 9,9 % при прогнозе 7-8,5 %, объем производства промышленной продукции возрос на 11,3 % при прогнозе 6,5-8 %. В сложных погодно-климатических условиях выполнен прогноз по производству продукции сельского хозяйства, объем которого увеличился за год на 6,1 %.
Таблица 2.1 – Выполнение важнейших показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 год
2006 г. в процентах к 2005 г.
прогноз на год
факт за год
Валовой внутренний продукт (ВВП)
107-108,5
109,9
Продукция промышленности
106,5-108
111,3
Продукция сельского хозяйства
106-108
106,1
Инвестиции в основной капитал
113-114
131,4
Производство потребительских товаров, в том числе:
продовольственных
непродовольственных
108-109
108,5-109,5
107,5-108,5
110,5
111,3
109,8
Объем внешней торговли (с учетом услуг), в том числе:
экспорт
импорт
108,3-109,3 108,5-109,5
108-109
127,4
121,7
133,3
Реальные денежные доходы населения
107-108,5
117,3
Рентабельность реализованной продукции в промышленности
14,5
15,5
Розничный товарооборот
109-110,5
117,7
Платные услуги населению
108-109
111,2
Снижение энергоемкости ВВП, %
(-6)-(-7)
-4,3
Ввод в эксплуатацию жилья, тыс. кв. м
3700-4200
4136
Инвестиции в основной капитал за прошлый год возросли на 31,4 %, их объем достиг 19,2 трлн. рублей, или почти 9 млрд. долларов США. При этом 65,7 % инвестиций направлено на объекты производственного назначения. Впервые за последние 10 лет в стране за год введено более 4 млн. квадратных метров жилья (4136 тыс. кв. м).
Высокие экономические и социальные результаты прошедшего года обеспечены прежде всего благодаря реализации принятых президентом страны и правительством, Национальным банком, промышленными министерствами и концернами, местными органами государственного управления эффективных мер по регулированию экономического развития, дебюрократизации власти, грамотного управления на всех уровнях народно-хозяйственного комплекса республики. Мы смогли обеспечить проведение последовательной научно-технической, финансовой, бюджетно-кредитной политики, использовать стимулирующую роль повышения внутреннего спроса на товары и услуги, обусловленную значительным увеличением денежных доходов населения.
Благоприятные макроэкономические условия для экономического роста сформированы за счет снижения инфляции до 0,5 % в среднем за месяц, укрепления национальной денежной единицы, снижения налоговой нагрузки.
В 2006-м и в начале 2007 года по инициативе президента страны правительство разработало ряд программ, важнейшими из которых являются Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы, Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы, Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы.
Беларусь развивается в непростых геополитических и экономических условиях. Об этом свидетельствует и прошлый, 2007 год. Новые условия поставки энергоносителей и внешней торговли нефтепродуктами, а также мировой финансовый и платежный кризис потребовали от правительства принятия взвешенных неотложных мер в финансовом секторе экономики, в области повышения энергоэффективности и энергосбережения, в сфере внешней торговли, включения дополнительных резервов во всех секторах экономики и фактически нового уровня государственного регулирования экономического развития.
Правительством обеспечено выполнение 13 важнейших параметров прогноза из 19, сохранена конкурентоспособность реального сектора экономики. Общие темпы экономического роста за 2007 год находятся в пределах прогноза. Так, рост ВВП составил 108,2 % (прогноз – 108-109 %), причем в основном за счет промышленности, которая обеспечила увеличение объемов выпуска продукции на уровне верхней границы прогноза –108,5 % (прогноз 107,5-108,5 %).
За 2007 год в экономику и социальную сферу инвестировано 25,3 трлн. рублей, что составило 115,1 % к уровню предыдущего года (прогноз –114,5-117 %).
Помимо этого, обеспечен существенный рост общего объема иностранных инвестиций, привлеченных в экономику республики (без банков). За 2007 год из-за рубежа поступило более 5,4 млрд. долларов США, что на 34,3 % больше, чем в 2006 году, из них прямых инвестиций – 1,3 млрд. долларов (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Выполнение важнейших показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007 год
2007 год в % к 2006 году
прогноз на 2007 год
факт за
2007 год
1
2
3
Валовой внутренний продукт (ВВП)
108-109
108,2
Продукция промышленности
107,5-108,5
108,5
Продукция сельского хозяйства
106-107,5
104,1
Инвестиции в основной капитал
114,5-117
115,1
Производство потребительских товаров, в том числе: продовольственных
непродовольственных
108,5-109,5 109-110
108-109
108,2
104,2
111,7
Объем внешней торговли (с учетом услуг),
в том числе: экспорт
импорт
сальдо (млн. долларов США)
110,8-112 113,2-114,5 108,5-109,5 500-600
126,3
124,6
128,0
-2685,3
Реальные денежные доходы населения
107,5-108,5
114,7
Рентабельность реализованной продукции в промышленности
14,5
13,0
Розничный товарооборот
109,5-110,5
115,3
Платные услуги населению
109-110
111,5
Производительность труда
107-108,6
107,7
Снижение энергоемкости ВВП, %
(-6)-(-7)
-7,9
Ввод в эксплуатацию жилья, тыс. кв. м
4200-4700
4678,0
Численность занятых в экономике (тыс. человек)
4375-4448
4424,1
продолжение
--PAGE_BREAK--
Особое внимание уделялось развитию строительного комплекса республики, преодолению негативных процессов в жилищном строительстве. В 2007 году введено в эксплуатацию 4678 тыс. кв. м жилья (задание – 4200-4700 тыс. кв. м), в том числе 1494 тыс. кв. м – в сельских населенных пунктах и 613 тыс. кв. м – в малых и средних городских поселениях.
Облик нашей страны, равно как и социальное самочувствие белорусских граждан, во многом зависят от того, какие будут созданы условия для их жизни, труда и отдыха, обеспечения качественными и доступными по цене товарами. В этой связи правительство большое внимание уделяет развитию торговли и сферы услуг. В 2007 году выполнены важнейшие параметры их развития. Розничный товарооборот увеличен на 15,3 % (прогноз – 109,5-110,5 %), платные услуги населению – на 11,5 % (прогноз – 109-110 %). Рост внутреннего спроса обеспечен устойчивым повышением реальных денежных доходов населения, которые возросли на 14,7 % при прогнозе 7,5-8,5 %.
Так, в 2007 году производительность труда возросла на 8,8 %, что несколько выше верхней границы прогнозного коридора (7-8,6 %), а энергоемкость ВВП снижена на 7,9 % (прогноз – 6-7 %).
Правительство уделяет особое внимание финансовому оздоровлению организаций реального сектора экономики, что позволило существенно снизить в прошедшем году количество убыточных предприятий. В целом по народному хозяйству их доля составила 6,3 % от общего числа организаций в сравнении с 8,3 % в 2006 году. В промышленности доля убыточных предприятий составила 13,6 % против 16,2 % в 2006 году.
Несмотря на известные трудности, решены задачи в области повышения оплаты труда и пенсионного обеспечения. Так, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата возросла за год на 18,7 % и составила 701,1 тыс. рублей, а в декабре – 795,4 тыс. рублей (369,1 доллара США в эквиваленте).
В отраслевом разрезе заработная плата в декабре составила в промышленности 877,9 тыс. рублей (407,4 доллара в эквиваленте), строительстве – 1016,7 тыс. рублей (471,8 доллара), транспорте – 883,1 тыс. рублей (409,8 доллара), связи – 870,6 тыс. рублей (404 доллара), сельском хозяйстве – 452,6 тыс. рублей (210 долларов).
В бюджетной сфере заработная плата увеличилась на 14,8 % и составила 615,2 тыс. рублей (287 долларов в эквиваленте), в декабре – 709,3 тыс. рублей (329,1 доллара).
При этом заработная плата врачей в декабре достигла уровня 1188,3 тыс. рублей (551,4 доллара), учителей – 712,7 тыс. рублей (330,7 доллара), профессорско-преподавательского состава – 1224 тыс. рублей (568 доллара), научных работников – 1318,6 тыс. рублей (611,9 доллара).
Среднемесячный размер пенсии по возрасту за год увеличился на 17,8 % и составил 305,3 тыс. рублей (142,3 доллара), а ее реальное содержание повысилось на 8,7 %.
Вместе с тем по ряду направлений экономического развития итоги прошедшего года не отвечают высоким требованиям главы государства и правительства (таблица 2.3). Это относится прежде всего к результатам работы агропромышленного и строительного комплексов, организации внешней торговли и управлению инфляционными процессами, а также производству отдельных видов потребительских товаров.
Правительство критически относится к процессам в строительной отрасли, принципиальную оценку развитию которой дал глава государства на совещании, посвященном проблемам строительного комплекса. Сегодня требуется принятие кардинальных мер по совершенствованию системы управления строительной отраслью, направленных на увеличение объемов и повышение качества строительства объектов как социально-культурного, так и производственного назначения, а также создание современной транспортной инфраструктуры. В ближайшие годы предстоит провести комплексную модернизацию предприятий строительной индустрии, построить новые высокотехнологичные предприятия по производству строительных материалов и конструкций, обеспечить строительные организации высокопроизводительной техникой и оборудованием.
Таблица 2.3 – Выполнение важнейших показателей прогноза социально— экономического развития Республики Беларусь на 2008 год
2008 год в % к 2007 году
прогноз на 2008 год
факт за январь 2008 года
1
2
3
Валовой внутренний продукт (ВВП)
108-109
108,3
Продукция промышленности
108-109
112,1
Продукция сельского хозяйства
107-108
103,5
Инвестиции в основной капитал
115-117
97,1
Производство потребительских товаров,
109-110
109,5
в том числе: продовольственных
108-109
109,4
непродовольственных
110-111
109,4
Розничный товарооборот
110-111
116,2
Ввод в эксплуатацию жилья, тыс. кв. м
4700-5200
277,6
В 2007 году не выполнен прогнозный показатель и по производству потребительских продовольственных товаров. В первую очередь это связано с необеспечением заданных параметров по выпуску промышленной продукции Минсельхозпродом – 102,6 % при прогнозе на 2007 год – 108-109 % и падением относительно уровня прошлого года, допущенном концерном «Белгоспищепром», – 95,8 % при прогнозе 104-105 %.
Не была обеспечена на должном уровне работа отдельных мясокомбинатов. Прежде всего это относится к Минскому (темп роста за 2007 год к уровню 2006 года – 96,4 % при задании 111,5 %), Пинскому (92 % и 107,5-108,5 %), Гомельскому (96,8 и 109,5 %), Калинковичскому (83,4 и 109,5 %) и Слонимскому (98,1 и 110,4-111,4 % соответственно) мясокомбинатам.
Не до конца решены проблемы с обеспечением сырьем предприятий мясо-молочной отрасли, что сдерживает рост производства молочных и мясных продуктов.
Очевидно, что необходимо провести тщательный анализ эффективности использования предоставляемых государством средств и преференций аграрному сектору экономики, а руководителям аграрной отрасли и аграрной науки пора перейти от объяснений к выработке и реализации более эффективных механизмов развития сельскохозяйственного производства.
Среди отраслей материального производства испытывают определенные трудности предприятия легкой промышленности, темпы роста производства в которой составили 98,5 % при задании на 2007 год – 104-105 %. Снизили объемы производства такие предприятия, как Оршанский льнокомбинат, «Ковры Бреста», Пинское «Полесье», Минское производственное кожевенное объединение, Лидская обувная фабрика и ряд других. В числе основных причин такого положения дел – недостаток собственных оборотных средств, необеспеченность сырьевыми ресурсами, закредитованность организаций, потеря партнеров на внешних рынках. Как результат – именно в легкой промышленности запасы готовой продукции в наибольшей степени превышают среднемесячный объем производства (138,7 %). По состоянию на 1 января 2008 года запасы льняных тканей превысили среднемесячный объем производства в 5 раз, шерстяных тканей – в 3,8 раза, чулочно-носочных изделий – в 2,7 раза, обуви – в 1,9 раза.
Таким образом, несмотря на общие положительные результаты работы экономики в 2007 году, существуют значительные неиспользованные резервы для дальнейшего экономического роста.
--PAGE_BREAK--