--PAGE_BREAK--
2.2 Особенности формирования бедности в Республике Беларусь
Сегодня Беларусь развивается в непростых геополитических и экономических условиях. Об этом свидетельствует и прошлый, 2008 год. Новые условия поставки энергоносителей и внешней торговли нефтепродуктами, а также мировой финансовый и платежный кризис потребовали от правительства принятия взвешенных неотложных мер в финансовом секторе экономики, в области повышения энергоэффективности и энергосбережения, в сфере внешней торговли, включения дополнительных резервов во всех секторах экономики и фактически нового уровня государственного регулирования экономического развития. Основной целью принимаемых правительством мер было и остается обеспечение благоприятных социально-экономических условии жизни наших граждан во всех регионах страны.
Важнейшим индикатором устойчивого и динамичного развития общества наряду с ростом валового внутреннего продукта является увеличение доходов населения как материальной основы повышения уровня его жизни. Рассматриваемый период (2000-2008 гг.) характеризуется в целом положительными тенденциями повышения уровня жизни населения
Рисунок 2.2 – Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики в январе-декабре 2008 г. составила 886 тыс. рублей), в том числе в декабре 1000,2 тыс. рублей. По сравнению с ноябрем 2008г. средняя заработная плата увеличилась на 45 тыс. рублей, или на 4,7%).
В 2008 году реальные денежные доходы населения (с учетом индекса потребительских цен) увеличились по сравнению с 2007 годом на 12,7% и составили в расчете на душу населения 657,2 тыс. рублей в месяц.
Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-декабре 2008 г. увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 9,9%, в декабре по сравнению с ноябрем 2008 г. на 3,5%.
Одой из проблем экономики Беларуси, как и других стран Восточной Европы и СНГ, является региональная дифференциация социально-экономического развития, индикатором которой служат территориальные различия уровней доходов и качестве жизни населения, а также диспаритет существующим между городом и деревней. Риск попадания за черту малообеспеченного населения г. Минска в 2,8 раза ниже среднего уровня по республике, в то время как наиболее высоким риском бедности отличаются домашние хозяйства Могилевской, Брестской и Гомельской областей, где проживает 53,8% от общего числа бедных домохозяйств.
Показатели малообеспеченности населения Республики Беларусь представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 -Основные показатели малообеспеченности населения
Показатель
1995г.
2000г.
2002г.
2007г
2008г
Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже минимального потребительского бюджета, тыс. чел.
8195,8
7683,8
7056,5
6897,1
6783,5
% к общей численности населения
80,4
76,8
71,1
71,1
70,1
Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума, тыс. чел.
3914,4
4192,1
3027,1
2987,5
2847,3
% к общей численности населения
38,4
41,9
30,5
30,8
29,4
Динамика малообеспеченного населения представлены в приложении А.
В 2007 г. в республике насчитывалось 3847,4 тыс. домашних хозяйств, что охватывало почти 98,5 % населения. В городских поселениях — 67 % домашних хозяйств, а в сельской местности — 33 %. Остальные 148 тыс. человек (1,5 %) жили не в домашних хозяйствах, а в специализированных учреждениях, предназначенных для коллективного проживания. К ним относятся: Дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот, дома-интернаты для престарелых, тюрьмы, казармы и т.д.
Домашние хозяйства неодинаковы по размеру, половозрастному составу и другим признакам. В республике распространены домохозяйства в основном небольшие, состоящие из одного, двух, трёх и реже четырёх человек. Средний размер домашних хозяйств составляет 2,6 человека (в городских поселениях — 2,7 и в сельской местности — 2,4 человека). По размеру домашние хозяйства распределились следующим образом: одинокие лица — 25,9 %, состоящие из двух человек — 26,5 %, трёх — 22,1 %, четырёх — 18,5 %, пяти и более человек — 7 %. В последние годы увеличивается доля малочисленных семей при одновременном снижении доли семей, состоящих из четырёх и более человек.
В городских поселениях наибольший удельный вес имеют домашние хозяйства, состоящие из 2-3 человек (49,6 %), в сельской местности — из 1-2 человек (62,5 %).
Главное отличие домашних хозяйств состоит в числе иждивенцев, в основном детей. В 2008 г. удельный вес домашних хозяйств, имеющих детей до 18 лет, составил 8,6 %, в том числе в городских поселениях — 5,3 %, в сельской местности — 3,2 %. Из общего их числа доля домашних хозяйств, имеющих одного ребёнка, — 4,9 % в городских поселениях и 3,3 % — в сельской местности, двоих детей и более 14,5 % (Приложение Б)
Среди домашних хозяйств, имеющих детей, растёт доля неполных семей, т.е. имеющих только одного из родителей. Доля неполных семей с детьми на начало 2007 г. составила 12,5 %. В городских поселениях — 12,9 %, в сельской местности — 11,4 %. В основном это семьи, имеющие одного ребёнка (65,5 %).
Следовательно, структуру бедности по областям можно представить следующим образом.
Рисунок 2.3- Структура уровня бедности по областям
Республики Беларусь и г. Минску, %
Как показывают данные обследования, уровень жизни домашних хозяйств зависит главным образом от занятости их членов и наличия в них иждивенцев, т.е. лиц, не имеющих источников существования. Доля иждивенцев практически не отличается в городских поселениях и сельской местности (29,9 % и 27,8 %). Наибольшую долю среди всех иждивенцев занимают дети в возрасте до 18 лет (78,3 %) [21, с. 387].
Распределение населения по соотношению среднедушевых располагаемых ресурсов с бюджетом прожиточного минимума в процентах к итогу представлена в приложении В.
Уровень доходов населения находится в тесной связи с уровнем занятости. В Республике Беларусь, наиболее высокими темпами в начале 1990-х годов занятость населения сокращалась в сельской местности, где численность работающего населения за 1991—1995 гг. уменьшилась па 21,1%, в то время как в городах ее сокращение было почти в 2 раза ниже — 11,4%.
В последующие юлы динамика занятости в разрезе городской и сельской местности приобрела различную направленность. Начиная с 1996 т. отмечается тенденция роста городской занятости, в то время как сельская местность по-прежнему теряет кадры. Так, за 1996—2007 гг. численность занятого населения в городах и поселках городского типа увеличилась на 8,4% и составила 3443,4 тыс. человек, в сельской местности за этот период она сократилась на 25% и составила 926,6 тыс. человек (рисунок 2.4).
Тенденция роста городской занятости в целом стране обусловлена увеличением численности работающих в г. Минске, где сконцентрировано значительное число динамично развивающихся предприятий, более развита социальная инфраструктура и, следовательно, имеются большие возможности для трудоустройства. Для других регионов характерна устойчивая тенденция сокращения уровня занятости в городских поселениях.
Устойчивое снижение уровня сельской занятости во многом связано с исчерпанием демографической базы села, продолжающимся миграционным оттоком трудоспособного сельского населения в город.
Рисунок 2.4 Динамика занятости населения в разрезе городской и сельской местности
Трансформация отраслевой структуры занятости населения в Республике Беларусь характеризуется сокращением численности работников в производственном секторе экономики и усилением ее социальной направленности. Численность работающих в сфере производства товаров уменьшилась с 3230,8 тыс. человек в 1990 т. до 2030,3 тыс. человек в 2005 т., или па 1,2 млн. человек (37,2%). По сравнению с 1990 г. доля занятых здесь снизилась с 62,7% до 46,7% от общей численности работающих в экономике.
Статистические данные свидетельствуют, что общее балансовое уменьшение численности занятых в экономике происходило в основном за счет трех ведущих производственных отраслей: промышленности — на 435 тыс. человек (27,0%), строительства — 232 тыс. человек (40,6%) и сельского хозяйства — на 528 тыс. человек (53,6%) [3]. В то же время рост численности работников наблюдался в большинстве отраслей сферы услуг: торговле и общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании, кредитно-финансовом обслуживании, Становление рыночных отношений привело к естественному перемещению занятости из производственного сектора в сферу услуг.
Определяющим фактором социального устойчивого развития страны и благополучия людей является обеспеченностьжильем, которое составляет ядро социальной инфраструктуры, является материальным базисом воспроизводства населения. Жилищные условия являются организующей основой жизнедеятельности, быта и удовлетворения потребностей семей.
Реформирование жилищной сферы привело к структурным изменениям в собственности на жилье. На конец 2008 г. доля жилья, находящегося в собственности граждан, достигла в целом по республике 81,7% общего объема против 42,3% в 1990 г. В городах частный жилищный фонд составил 76,9% общего объема городского жилищного фонда против 31,5% в 1990 г. В сельской местности, где частный жилищный фонд традиционно преобладает, его удельный вес составил 90,5% против 74,3% в 1990 г. Около 43,2 тыс. граждан имеют в собственности более одной квартиры.
По удельному весу жилья, находящегося в собственности граждан, Беларусь не уступает экономически развитым странам Западной Европы, где доля домов и квартир, находящихся в собственности жильцов, составляет от 40% до 70%.
Динамика обеспеченности населения жильем характеризовалась следующими данными. На одного жителя Беларуси в 2008 г. приходилось в среднем 22,6 м2 общей площади жилья против 17,9 м2 в 1990 г. В городах обеспеченность жильем увеличилась за прошедший период с 15,5 м2 до 20,3 м2, т.е. более чем на 30%; в сельской местности — с 27,6 м2 до 28,4 м2[3].
В настоящее время Республикой Беларусь взят курс на социально ориентированную экономику, и одним из приоритетных направлений социальной политики страны является совершенствование механизма регулирования уровня жизни и доходов населения, системы социальной защиты малообеспеченных граждан.
3 Направления преодоления бедности в мировом сообществе
3.1 Пути сокращения бедности в отдельных странах мира
Государства экономически развитых стран разрабатывают и осуществляют комплекс мер по регулированию доходов населения. Борьба с бедностью стоит в центре этой деятельности, она связана со значительными денежными издержками. Здесь обычно выделяются два аспекта работы: с одной стороны, проводятся мероприятия по социальному страхованию населения в связи с уходом на пенсию. К этому разделу помощи относятся и пособия по безработице, ибо они также вычитаются из заработка работника и затем возвращаются ему как заработанные ранее деньги.
С другой стороны, выступают программы государственной помощи или благотворительные программы, в соответствии с которыми пособия предоставляются тем, кто не может заработать эти средства сам по тем или иным причинам. Программы эти финансируются за счет средств, аккумулируемых государством в виде налогов с населения, хотя они называются государственными благотворительными программами.
Кроме названных средств регулирования доходов и борьбы с бедностью, разрабатываются еще специальные программы государственной помощи. Они касаются лиц, которые не могут работать: престарелые, инвалиды с детства, нетрудоспособные. Подобные программы имеют целью установить некий минимальный уровень дохода для указанных лиц с тем, чтобы они относительно независимы были от семей родственников и близких в плане жизнеобеспечения [2, с. 224].
Большинство цивилизованных стран используют также систему помощи неполным семьям с детьми. Цель подобных программ — оказание помощи сиротам, семьям, в которых дети не имеют финансовой поддержки одного из родителей вследствие их смерти, потери трудоспособности или ухода из семьи.
Борьба с бедностью один из основных приоритетов Программы развития ООН, нашедших отражение в Декларации тысячелетия. К 2015 году: по сравнению с уровнем 2000 года, во всем мире бедность должна быть сокращена вдвое.
Выражением основных идей национальных стратегий выступают цели, рассматриваемые в качестве временных ориентиров и индикаторов успеха стратегий. Анализ зарубежного опыта показывает, что стратегические цели являются выражением намерений и ожиданий стран по сокращению бедности в течение определенного времени. Наиболее четко они сформулированы в документах стран Балтии, причем в Литве и Латвии стратегические цели имеют количественное выражение.
Так, в Национальной стратегии сокращения бедности Литвы поставлены следующие цели:
— ликвидация крайней бедности к 2003 г.;
— сокращение относительной бедности до 13% к 2005 г.;
— сокращение бедности среди наиболее уязвимых групп населения до 20% к 2005 г.
Цели стратегии сокращения бедности в Эстонии:
— снижение социальной и экономической уязвимости групп населения, живущих ниже черты бедности;
— снижение факторов риска бедности, создание возможностей для улучшения условий жизни [8, с. 53];
— развитие и более эффективное использование человеческого потенциала;
-соблюдение принципа социальной справедливости для людей с низкими доходами (обеспечение доступа к услугам образования и здравоохранения, создание новых рабочих мест, увеличение экономических возможностей).
Основными направлениями достижения поставленных целей, как правило, являются:
— совершенствование макроэкономической политики и обеспечение экономического роста в интересах бедных;
— развитие социальной политики в направлении усиления адресности и ориентации на поддержку наиболее уязвимых слоев населения:
— расширение и углубление процесса участия для обеспечение прав и реализации возможностей людей как активных членов общества;
— разработка системы мониторинга, позволяющей не только отслеживать тенденции реализации стратегии, но и принимать меры по отклонениям от намеченного курса, корректировать намеченные планы.
Логическим продолжением разработанных стратегией направлений борьбы с бедностью часто выступают программы их реализации, определяющие временные рамки выполнения тех или иных мероприятий в разрезе организаций, вовлеченных в данный процесс.
Основой для постановки стратегических целей, равно как и инструментом их реализации, выступают макроэкономическая политика и обеспечение экономического роста в интересах бедных, совершенствование денежно-кредитной и финансовой политики, бюджетного процесса, политики приватизации, улучшение инвестиционного климата, секторальной экономической политики и институционального регулирования.
В ходе подготовки и разработки стратегий Сербии, Армении, стран Балтии был проведен анализ хода реформ и их влияния на уровень, масштабы и распространение бедности, были исследованы динамика и распределение экономического роста, изучено место и роль малого бизнеса в решении проблем малообеспеченности. В рамках Национальной стратегии Украины разработана модель для оценки ресурсов, требующихся для поддержания существующей системы социального обеспечения при различных вариантах развития макроэкономической и демографической ситуации. Эта модель позволяет также определить, к каким последствиям в области финансовой, экономической и налогово-кредитной политики может привести реформирование социальной сферы [8, с. 55].
В блоке финансовой политики, как правило, рассматривается влияние действующей налоговой системы на динамику бедности, осуществляется анализ расходов бюджета на социальные цели, оценивается механизм финансирования социальных программ.
Важным элементом национальных стратегий, обеспечивающим их реализацию, является совершенствование системы государственного управления и законодательства. Так, например, в стратегических документах России ж Литвы осуществлен всесторонний анализ действующего законодательства и его влияния за масштабы и распространение бедности, приведены уровни принятия решений по вопросам реализации национальной стратегии.
Социальная политика — это центральный блок национальных стратегий сокращения бедности, поскольку в нем определяются меры, непосредственно направленные на преодоление итого явления, в таких областях, как:
— политика формирования доходов;
— политика на рынке труда, обеспечение занятости;
— развитие социальных услуг (здравоохранения, образования и др.);
— система социальной защиты и социального страхования;
— пенсионная система;
— развитие малого и среднего бизнеса как самозанятости и самопомощи.
Например, в национальных стратегиях Болгарии и Сербии приведены результаты комплексной оценки плюсов и минусов отказа от универсальной системы предоставления и перехода на систему строгой адресной поддержки тех, кто больше всех в ней нуждается. Эксперты этих стран пришли к выводу, что сохранение в прежнем виде существующей системы категориального распределения неэффективно с точки зрения борьбы с бедностью и проблематично из-за ограниченности финансовых возможностей государств.
В качестве способа нивелирования этих проблем рассматривается взвешенный отказ от категориального принципа предоставления льгот, скрытых привилегий и последовательный системный переход на адресную помощь социально уязвимым группам населения по мере подготовки административных условий.
В стратегических документах таких стран, как Эстония, Литва, Сербия, особый акцент при обосновании стратегических направлений сокращения бедности сделан на целевой характер социальной политики. В Эстонии, например, в качестве целевых групп были определены дети и семьи, имеющие детей; длительно безработные; инвалиды и хронически больные; работающие бедные; престарелые; маргинальные группы.
Для каждой из перечисленных групп намечены основные цели по предотвращению бедности, очерчен круг задач, решением которых можно достигнуть этих целей. Так, в частности, для группы «Престарелые» была поставлена цель: «Снижение высокого риска бедности и обеспечение достойной жизни». Для достижения указанной цели предлагается: предоставлять престарелым различные виды поддержки и услуг; облегчить их доступ к помощи и услугам; улучшить структуру потребления престарелых; сохранить их социальную активность; расширить возможности жить самостоятельно.
3.2 Основные направления предотвращение и сокращение бедности в Республике Беларусь
Предотвращение и сокращение бедности один из основных приоритетов ООН. Эта задача масштабная, и многим государствам не под силу решить ее в одиночку.
Беларусь находится в первой десятке стран со средним уровнем развития человеческого потенциала и демонстрирует гораздо более высокое качество жизни населения, нежели заявленная в Декларации тысячелетия черта бедности — доход менее одного доллара в день на человека. Для нашей страны предотвращение бедности означает совершенствование социальной политики государства и постоянный рост благосостояния народа. Один из первых шагов на этом пути — разработка Национальной стратегии предотвращения бедности.
Одной из целей социальной поддержки наряду с обеспечением устойчивого повышения уровня и качества жизни населения является сокращение малообеспеченносги (бедности).
Регулирование процессов расслоения общества основано на использовании системы потребительских бюджетов. При решении проблем повышения уровня доходов особое внимание уделяется обеспеченности работников на основе потребительских бюджетов. В Республике Беларусь существует несколько официальных уровней обеспеченности населения: минимальный потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума и 60% от бюджета прожиточного минимума.
Согласно Закону Республики Беларусь от 9 января 1992 г. «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» ежеквартально утверждаются и публикуются расчеты среднедушевых минимальных потребительских бюджетов (МПБ) для различных социально-демографических групп населения и по структуре основных статей потребительских расходов. Сфера применения МПБ на практике ограничена. Соотношение среднедушевого дохода и МПБ имеет большое значение в системе показателей уровня жизни населения и характеризует уровень средней обеспеченности граждан [21, с. 506].
Согласно Закону Республики Беларусь от 6 января 1999 г. «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» бюджет прожиточного минимума (БПМ) является основным критерием признания граждан (семей) малообеспеченными. Малообеспеченные граждане (семьи) — граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума (статья 1). На практике БПМ в среднем на душу населения используется при пересчете минимальных пенсий по возрасту, размеров государственных пособий семьям, воспитывающим детей, установлении норматива индексации доходов населения с учетом инфляции. При анализе и прогнозировании уровня жизни населения государственные минимальные социальные гарантии (минимальная заработная плата, тарифная ставка первого разряда, минимальная пенсия и др.) сравниваются с БПМ. Определение черты малообеспеченности важно для государства с точки зрения установления динамики показателей бедности и дифференциации доходов, которая в Республике Беларусь имеет устойчивую тенденцию к снижению.
При регулировании уровня жизни различных групп населения возникает необходимость сопоставлять все виды доходов со стоимостью жизни. Первостепенное значение имеет утверждение на государственном уровне минимума материальной обеспеченности, определяемого на основе нормативных потребительских бюджетов. В качестве социальных нормативов в республике используются минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.
Система государственного регулирования всех видов доходов (в том числе оплаты труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели) направлена на недопущение необоснованного расслоения населения по уровню доходов.
Политика доходов и оплаты труда как составная часть социальной политики Республики Беларусь определена в прогнозных и программных документах, принятых за последние годы: Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 гг. и до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-20010, Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Концепции годовых прогнозов социально-экономического развития Беларуси. Разработана и утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг. (Указ президента от 12 июня 2006 г. № 384). Программные документы и годовые прогнозы утверждаются указами Президента Республики Беларусь, имеют силу закона и обязательны для выполнения. Общая направленность всех документов — приоритетность решения социальных проблем, обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения, сокращение разрыва между уровнями благосостояния населения Беларуси и экономически развитых европейских стран.
Так же с 2003 года в Беларуси осуществлялся проект ПРООН «Содействие в подготовке основных направлений Национальной стратегии предотвращения бедности в Республике Беларусь». При подготовке этого документа были использованы результаты более чем 40 исследований по предотвращению бедности, в которые были вовлечены свыше 60 национальных экспертов. В рамках исследований проводился анализ макроэкономической политики, финансирования социальной сферы действующей налоговой системы Беларуси, путей развития малого предпринимательства, тендерных и экологических аспектов бедности [19, с. 6].
Правительство Беларуси, решая вопросы дальнейшего развития страны и повышения уровня жизни ее граждан, инициировало разработку и реализацию проектов, которые были поддержаны ПРООН. Первым в этом направлении стал совместный проект «Содействие в подготовке основных направлений Национальной стратегии предотвращения бедности в Республике Беларусь».
Социальная защита населения является затратной статьей в бюджете любого государства. Однако, несмотря на сложности переходного периода, руководство страны ставит проблемы социальной защиты населения в ряд первоочередных государственных задач.
С января 2001 года в стране действует система государственной адресной социальной помощи — материальная поддержка определенных категорий семей и граждан, доходы которых не превышают 60 % бюджета прожиточного минимума. В Беларуси создано 155 центров социального обслуживания населения, то есть в каждом административном районе появились центры оказания социальных услуг пожилым людям, семьям с детьми, инвалидам. Сеть отделений социальной помощи на дому охватывает сегодня все населенные пункты страны — на обслуживании находятся свыше 65 тысяч человек. Нынешний этап в развитии социального обслуживания населения мы определяем как переходный к качественно новому, более высокому уровню развития системы социальной защиты.
Соответствующие государственные службы должны постоянно прилагать усилия по обеспечению трудоспособных родителей достойной работой. Поскольку дети живут со взрослыми, их благополучие целиком и полностью зависит от последних. Дети, живущие с малообразованными, относительно молодыми родителями, будут скорее отнесены к категории малообеспеченных, чем дети из других семей. Еще одним фактором, получившим в последнее время широкий общественный резонанс, является увеличение числа неполных семей, вызванное высоким процентом разводов и случаев рождения детей вне брака. Чем меньше взрослых людей входит в состав семьи, тем ниже ее способность зарабатывать средства к существованию, а следовательно, увеличивается вероятность того, что дети в таких семьях будут жить бедно,
В настоящее время, следование приоритетам социальной политики позволит сократить уровень малообеспеченное в стране с 12,7% в 2005 г. до 10% в 2010 г. и оценочно до 8,9% в 2015 г. С учетом приоритетности принятия адресных социальных мер в отношении различных целевых групп ожидаются еще более высокие темпы сокращения крайней бедности [4, с. 6].
продолжение
--PAGE_BREAK--