Содержание
Введение
Глава 1. Экономическое развитиеРоссии после развала СССР: этапы, проблемы и перспективы
1.1 Реформирование российскойэкономики в начале 90-х гг. 20 века
1.2 Финансовый дефолт 1998 г. и его последствия для российской экономики
Глава 2. Экономическое развитиеРоссии в современное время
2.1 Анализ развития российскойэкономики после кризиса 1998 г.
2.2 Мировой финансовый кризис 2008 г. и его влияние на российскую экономику
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Уникальностьсоциально-экономической ситуации в России состоит в попытках созданиясовременной рыночной экономики в условиях безраздельного 70-летнего господствакоммунистической партии, монополизма государственной собственности идирективно-планового метода хозяйствования.
Еслиучесть, что основным условием нормального функционирования рыночной экономикиявляется наличие многообразных форм собственности при преобладании частнойсобственности на средства производства; конкуренции как объективно необходимогомеханизма реализации системы экономических интересов; многочисленных фирммалого и среднего бизнеса как противовеса монополистическим объединениям;разветвленной сети посредников рыночной экономики – торговли, банков, бирж;необходимых элементов рыночной экономики – рынков товаров, услуг, труда, землии т.д., составляющих ее систему, и многого другого, что характеризует рыночнуюэкономику и обеспечивает ее нормальную работу, то можно представить, какиетрудности приходится преодолевать в ходе формирования рыночных отношений.Уникальность социально-экономических и политических трансформаций в российскомобществе предопределила противоречивость реформ, неоднозначную их оценку инепредвиденные последствия.
Рыночноереформирование в России привело к почти 50-процентному спаду общественногопроизводства, падению жизненного уровня всего населения при резкой социальнойдифференциации в доходах, разрушению социальной сферы – образования,здравоохранения, науки, культуры, социального обеспечения.
Вместе стем нельзя недооценивать и тех социально-экономических и политическихизменений, которые произошли в российском обществе. То, что первоначальнозадумывалось как радикальные экономические реформы, в действительностиоказалось больше, чем реформами: произошла смена социально-экономическогостроя, смена государства и самой модели политического и экономическогоразвития.
Такимобразом, актуальность темы курсовой работы определяется уникальностьюроссийской экономики, ее условиями развитиями, которые отличают ее от западныхи восточных моделей развития экономики.
Объектомисследования является российская экономика.
Предметомисследования является развитие экономических отношений, их изменения итрансформации в экономике страны между различными субъектами.
Цельюкурсовой работы является изучение особенностей развития российской экономики.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотретьистоки развития российской экономики;
2. выявить основныеизменения в российской экономике после развала СССР;
3. рассмотретьосновные этапы развития российской экономики и выделить особенности каждогоэтапа;
4. дать анализпричин дефолта 1998 г. в России;
5. проанализироватьсовременное развитие российской экономики до кризиса 2008 г. и после него.
Вкурсовой работе были использованы работы таких отечественных авторов какКудрова В.М., Грязной А.Г., Чевчелевой Т.В., Видяпина В.И. и других. Также вработе были использованы периодические издания, статистические сборники,ресурсы сети Интернет.
Работачетко структурирована и состоит из введения, двух глав с двумя параграфами вкаждой главе, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Экономическое развитие России после развала СССР: этапы,проблемы и перспективы
1.1 Реформирование российской экономики в начале 90-х гг. 20 века
Вистории развития рыночной системы в России в целом можно выделить 4 этапа[1].
Первыйэтап: 1992-1994 гг. Это этап кризисногоразвития, отличавшийся большим спадом производства, особенно инвестиций.Составляющие спада: быстрая демилитаризация экономики и резкое сокращениевоенного производства, прекращение производства товаров гражданскогоназначения, не пользовавшихся внутренним спросом, развал СССР и СЭВа, приведшийк разрушению важных внешних для России рынков, и, наконец, нарастающиетрудности, связанные с реальной системной трансформацией страны. Цены не тольковыросли, но и стала меняться их структура, приближаясь к общемировой.
Второйэтап: 1994-1996 гг.Стала формироваться нормальная рыночная инфраструктура, началось кредитованиеэкономики по положительной процентной ставке (раньше она часто былаотрицательной). В 1995 и 1996 гг. удалось серьезно ослабить инфляцию. Однакопреодолеть спад производства правительство не смогло. Тем не менее, во внешнейторговле страны образовалось устойчивое положительное сальдо.
Третийэтап: 1996-1998 гг.Главным стал вопрос о возобновлении экономического роста. Была заметно снижена,а затем практически побеждена инфляция. Уменьшена ставка рефинансированияЦентробанка, появились первые признаки начинающегося экономического роста, намакроэкономическом уровне достигнута стабилизация. На передний план вышлипроблемы реформ на микроуровне, прежде всего на уровне предприятий. Но вавгусте 1998 г. наступил дефолт, определивший переход к следующему этапуреформ.
Четвертыйэтап: 1999 г. — по настоящее время. Начался рост производства, вызванный дефолтом. Появился стимул кзамещению импорта отечественным производством. Росту производства в Россииспособствовал рост мировых цен на нефть и газ. В целом в 1999-2003 гг. ВВПстраны вырос на 37%, промышленное производство — почти на 44,народно-хозяйственные капвложения — на 60%.
Крайневажным этапом является первый этап развития, поскольку именно с начала развалаСССР начался переход России на рыночную экономику. Рассмотрим этот этапподробнее.
Реальныеэкономические реформы вРоссии начались в январе 1992 г. с освобождением от государственного контролябольшинства розничных и оптовых цен, сопровождались неизбежным падениемжизненного уровня населения, усилением экономического кризиса и вызвали умногих поначалу впечатление шока.
Ельцинско-гайдаровскиереформы, проводимые с начала 1992 г., впервые стали реальными рыночнымиреформами на практике. Главная задача, поставленная перед правительствомГайдара, заключалась в сломе старой командной системы, создании основ рыночнойэкономики и реальном вхождении страны в рынок до неизбежной отставкиправительства.
Экономическийкризис в стране после августовского путча 1991 г. набирал темпы, после распада СССР еще больше усилился. К началу 1992 г. сложилась критическая ситуация, когда по существу был разрушен потребительский рынок,возникла угроза финансового краха, неплатежей в госбюджет, а старая системагосударственных цен полностью себя изжила. В результате инфляции никто не хотелпродавать продукцию по искусственно низким государственным ценам, соотношениемежду государственными и рыночными ценами установилось на уровне 1:40-1:50.Деньги стали терять смысл, начался переход к натуральному обмену междупредприятиями. Регионы принимали запретительные меры по вывозу продукции сосвоих территорий, возникли таможни. Повсеместно стал использоваться бартер. Вэтих условиях надо было либо вводить карточную систему, систему жесткогогосударственного уравнительного распределения продукции в натуре, либо идти нарадикальную экономическую реформу, связанную в первую очередь с либерализациейфинансовой и денежной системы, приватизацией.
Президенти его команда вполне разумно избрали путь радикальных экономических реформ,учитывая инерционность нашего прошлого. Был избран более твердый и жесткийкурс, предложенный Е. Гайдаром.
Это былосвязано, прежде всего, с тем, что в стране к началу 1992 г. сложилась острейшая критическая ситуация, когда цены бесконтрольно резко взметнулись вверх,рынок распался и полки магазинов оказались пустыми в буквальном смысле. В 1991 г. страна по существу находилась в состоянии экономического коллапса. Производство сокращалось,бюджетный дефицит составлял 27% ВНП, скрытая безработица достигла 35%численности рабочей силы, спрос намного превышал предложение, образовалсяогромный «денежный навес», достигавший сотен миллиардов рублей.Одновременно быстро увеличивался государственный долг (в 1985 г. – 20 млрд долл., в 1991 г. – 103 млрд) и снижался золотой запас страны (в 1985 г. – 1500 т, в 1991 г. – лишь 80 т)[2].
Основныеположения гайдаровской программы экономических реформ заключались в следующем[3]:
- дерегулированиеэкономики, снятие административного контроля над ценами и хозяйственнымисвязями (включая внешнеэкономическую деятельность), развитие торговли взаменпрежнего командно-бюрократического распределения товаров и услуг;
- стабилизацияфинансов и денежной системы, укрепление рубля;
- приватизация,развитие предпринимательства, создание институциональных предпосылокэффективного рыночного хозяйства и экономического роста;
- активнаясоциальная политика в целях адаптации трудоспособного населения к новымусловиям, защита наиболее уязвимых слоев населения;
- структурнаяперестройка экономики, ее демилитаризация, приспособление к структуре реальногоспроса, повышение конкурентоспособности, интеграция в мировое хозяйство;
- созданиеконкурентной рыночной среды для повышения эффективности и качества, увеличенияразнообразия продукции, снижения издержек и цен.
Порасчетам нового правительства Е. Гайдара, рост розничных цен ожидался в 2-3раза. На деле же они увеличились в течение первого квартала 1992 г. более чем в 6 раз, а по сравнению с началом 1991 г. – в 13-15 раз.
Однакопосле резкого взлета цен динамика их роста замедлилась, и в апреле 1992 г. розничные цены выросли всего лишь на 22%, кредитная и денежная эмиссии были взяты подконтроль, бюджетный дефицит значительно сократился. Стала улучшаться ситуацияна рынке прежде всего за счет старых запасов. Тем не менее предложение товарноймассы было слабым, спад производства усиливался. По существу директорагосударственных предприятий реформу не поддержали; вместо наращиванияпроизводства и предложения на этой основе товаров на рынке они стали залезатьво взаимные долги, устанавливать монопольные цены, пытаясь сохранить уровеньзанятости и заработной платы[4].
Но невсе получилось так, как задумывалось. Во-первых, не были обеспеченыполитическая стабильность и политическая воля к практической реализацииосновных положений программы экономических реформ. Наоборот, разразилосьвеликое противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти.Противостояние властей в значительной степени подорвало потенциал экономическихреформ.
Во-вторых,не удалось достичь макроэкономической стабилизации.
В-третьих,цена экономических реформ оказалась непомерно велика: произошло значительноеснижение жизненного уровня населения, усилился спад производства, резковозросла инфляция (1992-1993 гг.), активно разрушался научно-техническийпотенциал страны, ухудшалась структура производства, падала его эффективность ит. д. В результате этого зрело и укреплялось сопротивление радикальнымэкономическим реформам, возникла почва для объединения и консолидации силоппозиции[5].
В-четвертых,стремясь вывести государство из сферы административного вмешательства вэкономику, чтобы дать ей свободу и импульс к саморазвитию, радикальныедемократы допустили неуправляемость в хозяйстве, не сумели направить реформу впоследовательное русло системных преобразований.
Переходна экономические рычаги управления не дал эффекта и в стимулированиипредпринимательства. Жесткая налоговая политика серьезно ослабила стимулы кразвитию предпринимательства. Не проводилась эффективная промышленная политикав интересах борьбы со спадом и стимулирования прогрессивных структурных сдвиговв производстве, в результате чего образовалась опасная тенденция к вывозуроссийского капитала за границу и сдерживанию иностранных инвестиций вхозяйство страны.
В-пятых,правительство не достигло успеха в борьбе с преступностью в стране, допустивразгул коррупции, создание целых кланов мафиозных групп, организованнойпреступности. Это породило резкое недовольство в обществе.
В-шестых,из-за недооценки развития малого и среднего бизнеса возникли неоправданныебюрократические, налоговые и иные ограничения.
Вместе стем деятельность радикалов-реформаторов имела и положительные стороны. Онисостоят в следующем.
Командамолодых реформаторов начала все же не псевдореформы, а реальные рыночныереформы: она запустила их мотор, который продолжает работать. Е. Гайдар вконкретных условиях конца 1991 г. после развала СССР был вынужден предпринятьбыстрые и решительные действия, чтобы дать импульс реальным реформам,преодолеть огромное политическое сопротивление и инерцию историческиобанкротившейся старой, планово-распределительной системы.
Послелиберализации цен в январе-марте 1992 г. и кратковременного шока рынок началдовольно быстро насыщаться товарной массой. Более того, появились реальныепризнаки формирования рынка потребителя (а не производителя, как раньше), т. е.нормального рынка. Наконец-то заработал рубль, начала повышаться роль денег,которые при административно-распределительной системе выполняли всего лишьформальную расчетную функцию, появилось большое стремление их зарабатывать,возникли первые признаки экономической мотивации к труду (правда, всамоокупаемой, а не в бюджетной сфере), стал меняться менталитет населения всторону принятия рыночных ценностей, предприятия и население начали менять своеповедение и приспосабливаться к рыночным условиям, столкнувшись с новымиобъективными реалиями. Резко сократилось и качественно изменилосьгосударственное вмешательство в экономику. Прежнее командное централизованноераспределение материальных ресурсов все больше замещалось рынком, индивидуальнойинициативой, конкуренцией за ресурсы и покупателя. Правительство стало распределятьне материальные ресурсы, а деньги, льготные кредиты и субсидии. По своемухарактеру это вмешательство стало более индикативным, не прямым, а косвенным,ориентированным на интересы, экономический прагматизм.
В числеположительных результатов экономических реформ следует отметить улучшениеситуации во многих отношениях после наиболее трудного 1992 г. Уменьшились темпы инфляции, удалось избавиться от импорта зерна, что раньше вообще казалосьнеосуществимой мечтой. В 1993-1997 гг. достигнуто крупное положительное сальдоторгового баланса, а валютные запасы страны заметно возросли. Наряду снеработающими или плохо работающими предприятиями практически в каждой отраслипоявились высокоэффективные предприятия, производство на которых в условияхобщего спада постоянно росло. Даже характер самого спада в 1995-1997 гг.приобрел в известном смысле положительный оттенок. Он стал определяться нераспадом прежних межреспубликанских и внутрисэвовских связей, а спросом. Спадпроизводства вызывался в значительной мере нарастанием неплатежей.
В 1993 г. розничный товарооборот в реальных ценах увеличился на 2%, реальные доходы населения – на 16%.В 1994 г. эта тенденция продолжилась: их рост составил соответственно 0,1 и12%. Улучшилась общая ситуация на потребительском рынке. В 1995 и 1996 гг. спадпроизводства продолжался, но темпы инфляции уменьшились. В 1997 г. произошел перелом: спад производства прекратился, появились реальные возможности дляинвестиций. Однако 1998 год привел к иным результатам. Была допущена серьезнаястратегическая ошибка в курсе реформ, связанная с отказом страны от взятых насебя долговых обязательств и девальвацией рубля[6].
1.2 Финансовый дефолт 1998 г. и его последствия для российской экономики
Вавгусте 1998 г. был объявлен финансовый дефолт из-за допущенных реформатораминовых серьезных ошибок, связанных с финансовыми манипуляциями сгосударственными казначейскими облигациями (ГКО) и облигациями федеральногозайма (ОФЗ), выпущенными для покрытия бюджетного дефицита (осенью 1997 г. сбор налогов достигал лишь 67% запланированного уровня). Пирамида ГКО-ОФЗ стала основойвнутренних заимствований в этот период. Негативную роль сыграли и низкиемировые цены на нефть и газ. В 1998 г. мировая цена на нефть упала до 13,4долл. за баррель — самый низкий уровень с 1976 г., а в декабре 1998 г. она составила 9,7 долл.
Таким образом,дефолт наступил тогда, когда в одной точке сошлись нерешенные внутренниепроблемы российской экономики (падение производства, бюджетный дефицит, отсутствиенеобходимого золотовалютного резерва и инфляция). К этому надо добавить ивнешний напор финансового кризиса, начавшегося в Юго-Восточной Азии, и низкихмировых цен на нефть и газ.
Вновьназначенный премьер С. Кириенко, похоже, не ожидал дефолта и целиком полагалсяна политику Центробанка, которая, однако, была направлена не на достижениестабильного экономического роста, а на борьбу с бюджетным дефицитом методамифинансовой спекуляции (доходность по облигациям ГКО превышала 100% в год).Теперь уже ясно, что дефолта можно было избежать, приняв разумные превентивныемеры, в частности, проведя налоговую реформу.
Практическисразу же после дефолта С. Кириенко был заменен Е. Примаковым в качествепремьер-министра РФ. Несмотря на все опасения в отношении отказа от курсарыночных и демократических реформ, которые тогда открыто выражались вроссийском обществе, Е. Примаков не сошел с ранее намеченного стратегическогокурса (который, кстати, продолжился и при В. Путине). Более того, удалосьсоставить и провести в жизнь бездефицитный бюджет на 1999 г.
План правительствапо преодолению дефолта (он был согласован с МВФ) включал три группы мер:введение плавающего курса рубля с его последующей девальвацией; введениетрехмесячного моратория на погашение внешних долгов российских банков;принудительная реструктуризация долгов по ГКО-ОФЗ. Госдума, которая до этого игнорировалавсе попытки реформаторов принять ряд законопроектов по сокращению госрасходов иреформированию налогообложения, поддержала политику нового премьера. Возниклипроблески внутриполитической стабилизации.
ПремьерствоС. Степашина (всего лишь 3 месяца) не отмечено сколько-нибудь заметнымисдвигами в области экономических реформ. Но с приходом В. Путина — сначала вкресло премьер-министра, а затем и к руководству страной — ситуация сталаменяться в позитивном направлении. В начале 2000 г. в стране начали складываться основы внутриполитической стабильности, появился центристскийпарламент, оппозиция потеряла в нем большинство голосов, была укреплена, аточнее, отстроена заново вертикаль федеральной исполнительной власти.
Начался(и довольно быстрыми темпами) экономический рост. Прирост ВВП в 2003 г. составил 7,3%, появилась стабильность рубля, страна активно выплачивает внешний долг,одновременно наращивая свой золотовалютный запас. Рост производства и капвложенийусилил инвестиционную привлекательность России в мире и более четкими сталиперспективы ее развития в будущем.
Сменаправительства РФ в марте 2004 г. также была связана с желанием подтолкнуть иускорить процесс экономических реформ и системной трансформации. На повесткудня поставлены административная и налоговая реформы, сокращение численностиминистерств, ведомств и государственных чиновников, реформа естественныхмонополий, более решительная поддержка мелкого и среднего бизнеса, борьба скоррупцией и т. д.
Тем неменее начало 21 века в России характеризуется недостаточной стабильностью ростапроизводства, чрезмерной зависимостью от мировых цен на сырье, недостаточнойопорой на внутренний платежеспособный спрос со стороны как населения(потребительские товары), так и производителей (инвестиции). Сказывается ислабость институциональной базы для современных рыночных механизмов(финансово-банковская система, фондовые рынки, государственная политикапроведения реформ и т. д.), а также наличие значительных областей экономики,которых рыночные реформы либо вообще не коснулись, либо коснулись лишь в недостаточнойстепени (ЖКХ, естественные монополии, наука и т. д.)[7].
Глава 2. Экономическое развитие России в современное время
2.1 Анализ развития российской экономики после кризиса 1998 г.
В периодс 2000 по 2007 гг. Россия стала одним из наиболее быстро растущих регионовмира. В целом, за последние годы основные экономические показатели динамикироссийского национального хозяйства значительно превышали темпы роста мировойэкономики. Темы роста основных макроэкономических показателей были довольнозначительнвми, что видно из таблицы 1.
Таблица1 Динамика основных экономических показателей в 2005-2007 гг., в % кпредыдущему году[8]Экономические показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. Валовой внутренний продукт 106,2 106,7 108,0 Индекс промышленного производства 104,0 103,9 106,0 Продукция сельского хозяйства 102,0 102,8 103,0 Оборот розничной торговли 112,0 113,0 115,0 Внешнеторговый оборот, в том числе 132,6 127,0 124,8 зкспорт товаров 134,6 125,0 114,6 импорт товаров 128,9 130,8 135,0 Инвестиции в основной капитал 110,5 113,5 120,0 Индекс потребительских цен 112,7 109,7 112,0 Золотовалютные резервы ЦБ, млрд.долл. 175,0 300,0 479,4 Объем стабилизационного фонда, млрд руб. 522,3 2180,0 3859,0
Судя посводкам официальной статистики, страна переживала один из самых благополучныхпериодов в нашей новейшей истории. Рост доходов от экспорта обеспечиваетподдержание спроса на внутреннем рынке и общего экономического роста. ВВПстраны устойчиво растет на протяжении последних восьми лет (см.табл. 2 и рис.1).Эту картину дополняет бурный приток иностранных инвестиций, обозначившийся впоследние годы.
Таблица 2Динамика ВВП[9] 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Валовой внутренний продукт(млрд.руб.) 13 243,2 17 048,1 21 625,4 26 903,5 33 111,4 41 668,0
/>Рис.1 Темпы роставалового внутреннего продукта России (ВВП России), % к аналогичному периодупредыдущего года[10]
Поразмерам ВВП,рассчитанного по обменному (текущему) курсу, Россия занимает десятое место вмире (1,27 трлн долл.), опережая такие страны, как Италия, Бразилия и Франция.Парадокс заключается в том, что через 16 лет российская экономика наконец-то нетолько достигла уровня 1991 г., но и превзошла его на 10%. При этом напостсоветском пространстве Россия — далеко не первая страна, экономика которойпревзошла уровень 1991 г. Его превысили Латвия. Эстония, Белоруссия, Казахстани Литва (причем некоторые из них — в полтора-два раза).
Между тем, Россиялидирует среди стран G8 по темпам роста ВВП, но отстает от Китая и Индии.Кроме того, наша страна лидирует в «восьмерке» и по росту расходов на конечноепотребление, росту промышленного производства.
Валовойвнутренний продукт представляет собой комплексную характеристику эффективностидействующей модели экономики. Рост этого показателя сам по себе ничего неговорит о качестве экономического развития. Необходимо учитывать и структуруВВП, поскольку его объем складывается из стоимости произведенных товаров, услуги налоговых поступлений.
Если в 1991 г, значительная часть ВВП РФ приходилась на товары — 60,5%, то по результатам 2007 г. товарная часть составила всего лишь 35,3%. За этот же период доля услуг в ВВП выросла с 32,6до 51,9%. Налоговые поступления увеличились, но незначительно (на 4,8%). Тоесть за 16 лет реформ абсолютная величина национального ВВП практически неизменилась (1,27 трлн долл в 2007 г. и 1,22 трлн долл в 1991 г.). Произошло лишь его перераспределение — увеличилась доля услуг. Товарная составляющая ВВПявляется приоритетной. По ней можно судить о состоянии производства, уровненаучно-технического прогресса, возможностях государства выполнять своисоциальные функции, строить прогнозы и выстраивать долгосрочную политику[11].
В 2007 г. объем промышленного производства составил всего 90,8% к уровню 1991 г. Наихудшие результаты в промышленности (ниже средней величины 90,8% к уровню 1991 г.) были продемонстрированы в производстве кожи, изделий из нее и обуви (24,7%), текстильном ишвейном производстве (25,2%), выпуске машин и оборудования (46,8%), обработкедревесины и производстве изделий из дерева (47,6%), производстве транспортныхсредств и оборудования (53,9%). Как и в предыдущие годы, основной объемпроизводства (более 60%) пришелся на сырьевые отрасли, включая отрасли, связанныес начальным переделом (рис. 2).
Россиязанимает первое место в мире по производству природного газа и добыче нефти;третье место по выплавке чугуна и производству пиломатериалов; четвертое подобыче бурого угля, производству стали, готового проката черных металлов,выпуску минеральных удобрений; пятое по добыче железной руды и вывозу деловойдревесины. Доля промышленных изделий в общем объеме производства составляет менее20%, при том, что даже в 1996-1998 гг. этот показатель не опускался ниже 23%.По данным статистики, количество образцов новой техники сократилось на 20%, адоля принципиально новых видов продукции в общей товарной продукциимашиностроения упала с 3 до 1,6%[12]./>
Рис.2 Структура ВВПРоссии, 2007 г.[13]
В периоддо 2008 г. Россия активно участвовала в международном движении капитала.Правительство создавало благоприятные условия для привлечения инвестиций вэкономику. Россия стала более привлекательной для иностранных портфельныхинвесторов, увеличились прямые иностранные инвестиции, российский бизнес началактивную зарубежную экспансию (более подробная информация в приложении 1).
Посостоянию на конец 2008г. накопленный иностранный капитал в экономике Россиисоставил 264,6 млрд.долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с предыдущимгодом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился напрочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе – 51,6% (на конец 2007г.– 50,2%), доля прямых составила 46,3% (46,7%), портфельных – 2,1% (3,1%).
Немаловажнуюдля России роль играет направленность данных иностранных инвестиций по отраслямпромышленности (см. приложение 2).
Структураинвестиций по отраслям промышленности не претерпела особых изменений. Как и впредыдущие годы, половина капиталовложений приходится на компании по добычеполезных ископаемых (17,3%), транспорт и связи (26,9%) и электроэнергетику, большаячасть которых контролируется государством. Только 15% новых капиталовложенийнаправляется в обрабатывающую промышленность. Это говорит о том, что в Россииразвиваются только те отрасли, которые приносят инвесторам высокий доход. Ктаким отраслям относятся нефтедобывающий комплекс, автомобильный сектор,связанный с размещением иностранных заводов по сборке автомобилей.
Удельныйвес инвестиций в основной капитал машиностроения на протяжении 2000-2006 гг.остается на крайне низком уровне (в среднем 2,5%), тогда как удельный весинвестиций в добычу топливно-энергетических ресурсов составляет 14%, что почтив 6 раз больше.
При этомудельный вес расходов на инновации в общей сумме инвестиций в обрабатывающихотраслях значительно выше, чем в добывающих. В машиностроении расходы наинновации составляют более половины всех капиталовложений (57%), тогда как вдобыче топливно-энергетических ресурсов — всего лишь 2%[14].
Другоймакроэкономической сферой деятельности является внешнеторговая деятельностьпредприятий.
Начинаяс 2001 г. внешнеторговый оборот России растет быстрыми темпами. Стоимостнойобъем экспорта по итогам 2007 г. превысил 392 млрд долл., увеличившись на 28,9%по сравнению с 2006 г., а импорта — 222 млрд долл (рост 35%). Однако этавеличина составляет не более 2% экспорта США, 3% — Японии и Германии, 7% —Франции и Великобритании.
Сложившейсяструктуре промышленного производства соответствует и структура внешнейторговли. Свыше 2/3 национального экспорта приходится на поставки минеральногосырья и полуфабрикатов. Главными статьями экспорта в 2007 г. были энергоресурсы, черные и цветные металлы, удобрения, лесоматериалы. В то же время доляпромышленной продукции в мировой торговле составляет 66-68%. а минералов иметаллов — всего 15%.[15]
Россиязанимает первое место в мире по экспорту природного газа, необработанныхалмазов, алюминия, никеля и азотных удобрений; третье-четвертое места поэкспорту нефти, нефтепродуктов, электроэнергии, калийных удобрений и прокатачерных металлов, экспортируя 70% добываемой нефти, 35% и газа, 35%произведенных нефтепродуктов, 90% меди, 97% никеля, 99% алюминия; 90%минеральных удобрений.
Странапревратилась в поставщика ресурсов, донора индустриальных держав. Богатстванаших недр поднимают чужие экономики и благосостояние иностранных граждан, вущерб собственному развитию. Россия занимает второе место в мире пообеспеченности природными ресурсами на душу населения (в ценовом выражении), вто время как по показателю ВВП в расчете на человека замыкает девятый десяток.По уровню и качеству жизни, человеческому потенциалу мы тоже находимся далеконе на первых местах.
Удельныйвес машинотехнической продукции (включая поставки высокотехнологичной продукциии наукоемких услуг) в экспорте РФ составляет весьма незначительную часть — 5,8%(в 2001 г. — 10,5%) или около 3 млрд долл., что в 5 раз меньше, чем в Таиланде,в 10 раз меньше, чем в КНР, и в 14 раз меньше, чем в Республике Корея. В СШАэтот показатель достигает 48%, в Германии — 50%, в Японии — 70%. Доля России вмировом экспорте информационно-коммуникационного оборудования составляет 0,04%(в США — 13%, Японии — 9,7%, Китае — 7,1%).
Ситуацияна мировых рынках стала одним из самых важных факторов успехов экономики РФ в2000-2007 гг. Высокие темпы роста не только неразрывно связаны, но иобусловлены продолжающимся ростом промышленного производства и экспорта.Одновременно, несмотря на высокие темпы роста внешнеторгового оборота, следуетотметить резкое замедление в 2007 г. прироста экспорта (всего 15,4%), против28,9% год назад. Это достаточно тревожная тенденция. Российская экономикасильно зависит от мировых рынков. Доля экспорта составляет 30% в ВВП, при томчто 80% нашего экспорта — нефть, нефтепродукты, газ и металлы. Цены на этитовары весьма чувствительны к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Вслучае ее ухудшения в нашей экономике возникнут проблемысоциально-экономического характера. И неизвестно, из каких других источниковмогут быть компенсированы потери бюджета от сокращения экспорта.
Подвоздействием повышения реального курса рубля в условиях значительного ростадоходов предприятий и населения импорт товаров за истекший год вырос на 35%(против 30,8% в 2006 г.). Как и в прошлые годы, в российском импорте упрочилисьпозиции потребительских товаров при одновременном снижении удельного весаинвестиционной продукции
Озабоченностьвызывают и опережающие темпы роста импорта (35%) по сравнению с экспортом(15,4%). Несмотря на то, что сальдо торгового баланса оставалось положительным(170 млрд.долл.), темпы роста импорта уже второй год подряд почти в 2 разапревосходят темпы роста экспорта. По разным оценкам, уже в 2009 или 2010 гг.импорт товаров в РФ, увеличивающийся на 50-60 млрд долл. в год, превыситэкспорт. С учетом товарно-продуктовой зависимости от иностранных производителейпришло время ставить вопрос об экономической безопасности страны.
В целом,динамика российского делового климата в 2000-2007 гг. представляется достаточноблагоприятной. Российский бизнес становится более эффективным и активно выходитна мировую арену, занимая лидирующее положение в своих отраслях. Растет рынокслияний и поглощений, а значит, можно ожидать активизации процессов структурнойперестройки экономики и прихода более эффективных собственников. Укрепляетсябанковский сектор, выполняющий значимую роль в финансировании проектовроссийского бизнеса.
Ключевымиконкурентными преимуществами российской экономики остаются сохраняющийсяпроизводственный и научный потенциал; квалифицированные трудовые ресурсы;выгодные геоэкономическое и геополитическое положения (связь стран ЕС и АТЭС);наличие крупных источников природных ресурсов (энергоносителей, нефти, газа,металлов и т.п.).
2.2 Мировой финансовый кризис 2008 г. и его влияние на российскую экономику
После 10лет бурного роста Россия испытала воздействие глобального финансового кризиса,что ставит новую задачу в области макроэкономической политики. После того как российская экономикадостигла впечатляющих темпов роста в период с 1999 по 2007 г. (7% в год) и еще более высоких темпов в первой половине 2008 г. (8%), в стране началось постепенное замедление экономического роста.
В первойполовине 2008 г. в России по-прежнему наблюдались высокие темпы роста ВВП —около 8%, что отчасти было отражением хороших фундаментальныхмакроэкономических условий. Такие темпы роста превышали долгосрочный потенциал российской экономики(согласно оценкам, он составляет примерно 6-7%), а признаки перегрева были ужеочевидны. Рост инфляции, сокращение безработицы, повышение коэффициентаиспользования производственных мощностей, а также тот факт, что рост реальнойзаработной платы значительно опережает рост производительности, — все эти признакисвидетельствовали о «перегреве» экономики в условиях ограничений (в основноминфраструктурных), сдерживающих предложение.
Осенью 2008 г. Правительство РФ признало остановку роста ВВП, снижение темпов роста оборотов розничнойторговли до уровня 2000-2001 годов и проблемы с ростом реальных доходовнаселения. В сентябре 2008 года темпы прироста российской экономики замедлилиськ сентябрю прошлого года до 0,4%, что с учетом уровня статистическойпогрешности может говорить о его остановке. Такое замедление экономическогороста в России вызвано, главным образом, значительным сокращением российскогоэкспорта в связи со стремительным падением мировых цен на нефть.
В конце 2008 г. Минэкономразвития понизило прогноз изменения ВВП России на 2009 год с минус 0,2% до минус2,2%, а по промышленности – до минус 7,4%, по инвестициям прогноз оттокасоставляет около 14%.[16]
По мнениюзаместителя министра экономразвития А.Клепача, не исключено, что спадпромышленности может быть существеннее, чем в прогнозе, все зависит от того,как будет работать антикризисный пакет, и как будет себя вести банковскоекредитование экономики
Хорошиефундаментальные макроэкономические условия в России, взвешенная бюджетнаяполитика и отсутствие влияния кризиса ипотечного кредитования в США частичнозащитили российскую экономику и ограничили влияние глобального финансовогокризиса. Благодарянезначительному объему государственного внешнего долга, большому двойномупрофициту (профицит бюджета и счета текущих операций), наличию одних изкрупнейших в мире золотовалютных резервов и благоприятным оценкам рейтинговыхагентств, иностранные инвесторы вплоть до середины 2008 г. считали Россию безопасной гаванью, которая достаточно защищена от ухудшения финансовыхусловий во всем мире. Создав хороший бюджетный и резервный буфер по сравнению сбольшинством других стран с формирующейся рыночной экономикой, Россия смоглазадержать приход и ограничить воздействие глобального кризиса. На самом делесейчас уже очевидно, что если бы к началу текущего глобального финансовогокризиса у России не было такого большого профицита бюджета и огромного объемаресурсов, накопленных в стабилизационном фонде и золотовалютных резервах,последствия кризиса сказались бы гораздо раньше и были бы намного серьезнее,чем сейчас. Не менее важно и то, что у Правительства было бы гораздо меньшевремени, ресурсов, возможных вариантов экономической политики и свободыманеврирования для того, чтобы ограничить воздействие кризиса на реальныйсектор.
Глобальныйкризис негативно сказался на России в виде четырех взаимосвязанных шоков[17]:
1.Развитиеглобального кризиса привело к резкому прекращению притока, а затем к оттокукапитала в результате бегства инвесторов, которые стали уводить свои средства вболее надежные активы с развивающихся рынков, включая Россию.
2. Глобальныйкризис кредитной системы сказался на банковской системе России, у которойвозникли проблемы с ликвидностью в период сроков погашения краткосрочнойвнешней задолженности.
3. Резкое падениецен на нефть ведет к уменьшению профицитов бюджета и счета текущих операцийРоссии, а также к снижению огромных золотовалютных резервов страны.
4. На российскомфондовом рынке произошел масштабный обвал (это во многом отражает утратудоверия инвесторов во всем мире и ожидание резкого падения цен на нефть). Ксередине ноября 2008 г., т. е. менее чем за 5 месяцев, он потерял примерно 2/3своей стоимости.
Данныешоки сдерживают внутренний спрос, являющийся главным фактором роста в России,что ставит перед Правительством новые задачи экономической политики всовершенно иных внешних и внутренних условиях по сравнению с тем, что быловсего несколько месяцев назад. Главная задача экономической политики сейчасзаключается в том, чтобы ограничить неизбежное воздействие кризиса на реальныйсектор, сохранив при этом доставшуюся большой ценой макроэкономическую стабильностьи особенно стабильность бюджетной системы.
Интереснымпредставляется ситуация с внешнеторговой деятельностью, поскольку она являетсяключевой для формирования денежных поступлений государства.
Ежемесячная динамикаэкспорта в январе-декабре 2008 года свидетельствует, что наращивание объемовэкспорта происходило с 34,3 млрд.долл. в январе до 47,0 млрд.долл. в июле(см.рис.3). Однако, начиная с августа с ухудшением внешнеэкономическойконъюнктуры на мировых товарных рынках и снижением мировых цен на нефть инефтепродукты стоимостные объемы российского экспорта стали сокращаться с 45,4млрд.долл.США в августе до 28,2 млрд.долл.США в декабре.
В январе-сентябре 2009г.внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 339,8млрд.долларов США (57,4% к январю-сентябрю 2008г.), в том числе экспорт — 208,2млрд.долларов (55,7%), импорт — 131,5 млрд.долларов (60,2%). Сальдо торговогобаланса оставалось положительным, 76,7 млрд.доларов США (в январе-сентябре2008г. — 155,0 млрд.долларов).
/>
Рис.3 Российский экспортв 2007, 2008, 2009 гг.[18]
Снижениецен на нефть с мая прошлого года и ограничение заимствований на внешнем рынкевызвали существенное ослабление платежного баланса во втором полугодии 2008 г. Чистый приток частного капитала в размере 83 млрд долл. США в 2007 г. превратился в его чистый отток в размере 130 млрд долл. в 2008 г. В IV квартале прошлого года по сравнению с Iкварталом счет текущих операций сократился в 4,5 раза — с 37 млрд долл. США до8 млрд долл., а в целом за год он составил 99 млрд долл. США (см. табл. 3). В 2009 г. ожидается нулевое сальдо счета текущих операций.
Таблица3 Платежный баланс Российской Федерации за 2008 год (млрд долл. США) I II III IV год Счет текущих операций 37,4 25,8 27,6 8,1 98,9 Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами -24,7 35,4 -9,4 -129,7 -128,4 Финансовый счет (кроме резервных активов) –24,6 35,2 –9,6 –130,0 –129,0 Изменение валютных резервов («+» — снижение, «–» — рост) –6,4 –64,2 –15,0 131,0 45,3
Существенноевлияние финансовый кризис оказал на денежно-кредитную систему российской экономики.
Впрошлом году валютные резервы сократились на 45 млрд долл. США (азолотовалютные — на 51,7 млрд) и фактически перестали выполнять функциюисточника денежного предложения. Их сокращение привело к серьезному замедлениюденежного предложения. За 11 месяцев 2008 г. объем денежной массы М2 даже снизился на 0,3%, в то время как в 2007 г. за тот же период он увеличился на 35,2%.Объем денежной массы М2 на 1.10.2009 сократился по сравнению с аналогичнымпоказателем 2008 г. на 5%
Основнымисточником денежного предложения стало пополнение ликвидности со стороныденежных властей. Предпринятые шаги позволили насытить рынок краткосрочнойликвидностью, однако не смогли компенсировать дефицит долгосрочных ресурсов.Предложение «длинных» денег в экономике и стабилизацию денежного рынка вдолгосрочной перспективе должны обеспечить институциональные инвесторы, а такжесами коммерческие банки за счет кредитной активности.
Одним изисточников «длинных» пассивов служат депозиты юридических лиц и вкладыфизических лиц, размещенные на срок более трех лет. На протяжении последнихдвух лет их доля в общих пассивах составляла 5-6%.
Вусловиях нехватки «длинных» денег банки вынуждены в качестве источникаформирования «длинных» активов использовать «короткие» обязательства. Причемэта ситуация характерна не только для периода текущей финансовойнестабильности, но и для последних нескольких лет, когда краткосрочныеобязательства покрывали не менее 10-14% долгосрочных активов банков. Очевидно,дальнейшее наращивание долгосрочных кредитов за счет краткосрочных пассивовмогло негативно сказаться на ликвидности банковской системы.
Впоследнее время замедление темпов роста кредитного портфеля приняло ярковыраженный характер. В ноябре 2008 г. по сравнению с октябрем объем выданныхкредитов населению даже сократился на 0,7%, прирост банковских кредитовпредприятиям составил всего 0,7%. По итогам одиннадцати месяцев 2008 г. задолженность перед кредитными организациями нефинансовых организаций выросла на 32,6% против46,9% за тот же период 2007 г.
Надинамику банковских кредитов в 2008 г. оказало влияние и то, что в периодкризиса многие организации начали сворачивать инвестиционные программы,сокращать текущие расходы. Банки стали ужесточать требования к финансовомусостоянию граждан в связи с возрастающими рисками непогашения кредитов(снижение покупательской способности, увеличение числа безработных). Вближайшее время банкам придется больше внимания уделять привлечению ресурсов свнутреннего рынка.
Осенью 2008 г. Правительством были разработаны специальные антикризисные меры. В 2008 году бюджетныеантикризисные меры составили 1089 млрд рублей (2,6 % ВВП), из них на укреплениефинансового сектора было направлено 785 млрд рублей, на поддержку реальногосектора экономики — 304 млрд рублей. Меры по укреплению финансового сектора,реализованные в 2008 году[19]:
- субординированныекредиты — 450 млрд рублей;
- рекапитализация идругие меры прямой поддержки — 335 млрд рублей;
- рекапитализацияАгентства по страхованию вкладов — 200 млрд рублей;
- рекапитализациябанков — 75 млрд рублей;
- рекапитализацияАгентства по ипотечному жилищному кредитованию — 60 млрд рублей.
Меры поподдержке реальной экономики, реализованные в 2008 году:
- мерыналогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей —272 млрд рублей;
- снижениеналогового бремени — 220 млрд рублей;
- поддержкаотраслей — 52 млрд рублей;
- мерыналогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению — 32 млрд рублей;
- приобретениежилья для военнослужащих и для социально уязвимых групп населения — 32 млрдрублей.
В июне2009 года В. В. Путин подписал новую программу антикризисных мер, приоритетыкоторой — социальные обязательства, промышленность, инновации и мощнаяфинансовая система. На 2009 год объявлено о бюджетных антикризисных мерах на1834,77 млрд рублей, из них на укрепление финансового сектора планируетсянаправить 625 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики — 798,3млрд рублей, на помощь регионам — 300 млрд рублей, на защиту уязвимых группнаселения — 111,5 млрд рублей.
Таким образом,можно говорить о том, что правительство предпринимает различные попытки поискавыхода экономики из кризисного состояния, стимулируя рост промышленности, ростспроса.
Заключение
Наосновании проведенного курсового исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых,российская экономика имеет недолгую историю. Ее специфика обусловлена советскимпрошлым с присущем ему централизованным планированием, распределением ресурсов,милитаризацией экономики.
Во-вторых,в рамках развития экономики России можно выделить 4 основных этапа: 1)1992-1994 гг. – этап кризисного развития, отличавшийся большим спадомпроизводства, особенно инвестиций, резким ростом цен, либерализацией экономики;2) 994—1996 гг. – формирование нормальной рыночной инфраструктуры, началоськредитование экономики по положительной процентной ставке; 3) 1996—1998 гг. возобновлениеэкономического роста, снижение инфляции, стабилизация экономики; 4) 1999 г. — по настоящее время – рост производства, вызванный дефолтом.
Особенностикаждого этапов мы рассмотрели в первой главе нашей курсовой работы. Анализусовременного развития экономики посвящена 2 глава курсовой работы.
В-третьих,современный этап развития российской экономики вплоть до 2008 г. характеризовался стремительным ростом макроэкономических показателей, таких как рост ВВП,приток инвестиций, рост объемов внешнеторговой деятельности, повышение качестважизни населения. Россия при президенте В.Путине сталаинвестиционно-привлекательной страной, повысилось доверие к стране со сторонызарубежных инвесторов. На федеральном уровне были приняты ряд национальныхинвестиционных проектов, целью которых было развитие отстающих сфер экономики,повышение качества жизни населения, повышение конкурентоспособности российскойэкономики на мировом рынке. Была провозглашена стратегия перехода наинновационный путь развития отечественной экономики. В целом экономикаразвивалась высокими, динамичными темпами.
В-четвертых,несмотря на бурное развитие экономики нерешенными оставались ряд следующихпроблем: уход от сырьевой ориентации экспорта, развитие инновационнойдеятельности, эффективное распределение государственных инвестиций.
В-пятых,с 2008 г. экономика Росси подверглась влиянию мирового экономического кризиса.Развитие глобального кризиса привело к резкому прекращению притока, а затем коттоку капитала в результате бегства инвесторов, которые стали уводить своисредства в более надежные активы с развивающихся рынков, включая Россию.Глобальный кризис кредитной системы сказался на банковской системе России, укоторой возникли проблемы с ликвидностью в период сроков погашениякраткосрочной внешней задолженности. Резкое падение цен на нефть привело куменьшению профицитов бюджета и счета текущих операций России, а также кснижению огромных золотовалютных резервов страны. На российском фондовом рынкепроизошел масштабный обвал (это во многом отражает утрату доверия инвесторов вовсем мире и ожидание резкого падения цен на нефть). К середине ноября 2008 г., т. е. менее чем за 5 месяцев, он потерял примерно 2/3 своей стоимости.
Таким образом,можно говорить о том, что современное развитие экономики страны определяетсявлиянием финансового кризиса, и необходимостью поиска выхода из сложившейсяситуации.
Список литературы
1. Богетич Ж., ШмитсК., Улатов С., Титов С., Емельянова О., Эрнандес М. Влияние мировогофинансового кризиса на экономику России // Эксперт, 2009. — №1. –С.22-26.
2. Гафуров И.Р. Макроэкономическая политикасоциально-экономического и инновационного развития России // Финансовый бизнес.– 2008. – № 3. – С.45-49.
3. Глазьев С.Ю.Тенденции и проблемы экономического развития России // Современная конкуренция.– 2007. С.28-50.
4. Гринберг Р.Г. Опромышленном развитии России // Экономика и управление: Российский научныйжурнал, 2008. – №5. – С.2-7.
5. Грязнова А.Г.,Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. М.: КНОРУС. – 2007. –688 с.
6. Кондратьев В.,Куренков Ю. Проблемы повышения эффективности российской экономики // Мироваяэкономики и международные отношения, 2008. – №12. –С.34-43.
7. Кудров В.М.Мировая экономика: Учебник / В.М. Кудров. — Москва: Дело, 2004. — 515 с.
8. Плышевский Б.Г.Динамика и структура ВВП // Вопросы статистики. – 2007. — №12. – С.39-46.
9. Хубиев К. Противоречия экономического роста // Экономист. –2006. – № 8. – С.46-49.
10. Цветков В.А.Проблемы развития российской экономики в среднесрочной перспективе // Экономикаи управление: Российский научный журнал, 2008. – №2. – С.13-20.
11. Черковец В.Особенности нового этапа инновационного развития России // Экономист, 2008. – №12. – С.38-55.
12. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад.В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА-М. –2003. – 714 с.
13. Мировая экономика[Электронный ресурс]: Темпыроста валового внутреннего продукта. – Режим доступа: www.ereport.ru
14. Новости: бизнес ифинансы [Электронный ресурс] // МЭР понизило прогноз динамики ВВП России доминус 2,2%. – Режим доступа: www.gazeta.ru/news/business/2009/02/17/n_1331784.shtml
15. Федеральнаяслужба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru