--PAGE_BREAK--Функции рынка и его структура. Понятия и основные элементы инфраструктуры рынка.
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций.
Самая важная функция рынка — регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена — сигнал к расширению производства, падает — сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.
Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Посредническая функциярынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.
Рынок позволяет решать также проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства.
Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует в развитых странах, в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.
Механизм рынка освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории, и на практике рыночная экономика преимущественно бездефицитна в пределах тех ресурсов (включая импорт), которыми располагает страна. Дефицит противоречит экономическим интересам участников рынка. Расхождения между появлением потребности и ее удовлетворением возможны. Они обусловлены имеющимся в обществе научно-техническим потенциалом, наличием ресурсов, носят временный характер.
На рынке осуществляются реализация стоимости и доведение товаров до потребителя. Рынок служит связующим звеном между производством и потреблением.
Рынок влияет на все фазы воспроизводства — производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.
Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.
Основными принципами функционирования рыночной экономики являются:
u свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;
u примат потребителя: появляется особый вид ответственности перед потребителем, и потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю;
u рыночное ценообразование: цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения;
u договорные отношения;
u конкуренция;
u государственное регулирование рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская система;
u открытость экономики: хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществления внешнеэкономических операций при соблюдении определенных условий и ограничений;
u обеспечение социальной защищенности населения.
В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.
По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.
В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.
По механизму функционирования различают свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки.
Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.
В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.
По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.
В экономике существуют не только отдельные, изолированные рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом.
Инфраструктура рынка— это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.
Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.
В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.
Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.
Аукционыимеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах. Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры.
Биржа— место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии.
Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда. Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам. Распространены сделки с обязательством поставки товаров в будущем. Это так называемые фьючерсные сделки. На современных товарных биржах только 1—2 % сделок заключаются поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск.
На фондовой бирже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: акции предприятий, компании, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой, бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены акций и облигаций тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых держателям акций и облигаций. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения, объема заказов и поступающей финансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская-на-Майне, Парижская.
Биржа труда —организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы.
Кроме мероприятий по трудоустройству биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы.
Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы — банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.
В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.
Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры».
Макросреда
Макроэкономическими процессами называются такие экономические процессы, которые связывают макроэкономические параметры.
Макроэкономическими называются параметры, справедливые для экономики всей страны (или ее региона) в целом — например, уровень инфляции или обменный курс национальной валюты.
Макроэкономические параметры не влияют непосредственно на объекты рынка, их влияние осуществляется через микроэкономические параметры, такие как цены.
Вся экономика работает таким образом, что эффективности (доходность, рискованность, ликвидность) с учетом налоговых льгот всех финансовых инструментов (таких, как вложения в валюту, в государственные ценные бумаги или инвестиции в промышленность) выравниваются (в пределах комиссионных, взимаемых при операциях купли-продажи различных активов). Это правило справедливо только для равновесной экономики.
Все макроэкономические процессы подчиняются одному простому правилу — предложение снижает цену, спрос ее повышает. Этот закон выполняется в любой экономике, не подвергающейся прямому административному регулированию.
Взаимодействие макроэкономических параметров финансового сектора экономики.
Рост предложения свободных денег обеспечивает снижение процентной ставки, тогда как рост спроса на деньги ведет к повышению реальной процентной ставки. Изменение процента в зависимости от соотношения спроса и предложения денег, а также тактика кредитующих организаций, определяют изменение потока денег в производственный, торговый и сервисный секторы. Если реальная процентная ставка растет, поток денег уменьшается, если процент падает — растет. При отсутствии инструментов, регулирующих структуру денежного потока и эффективность его использования, растущий поток денег снижает реальный процент, что облегчает условия займа и приводит к росту потока денег. То есть образуется порочный круг с хорошо известными по недавнему прошлому российской экономики последствиями: слишком высокой инфляцией, невозможностью формирования стратегических планов хозяйственной деятельности, нарастающим дефицитом денег и очередным усилением спада производства и примитивизацией хозяйства.
В рамках этой схемы ситуация в экономике России выглядит следующим образом. Рост вкладов населения и существенное перераспределение доходов в пользу банковского сектора свидетельствуют о наличии достаточно большого объема свободных денег, которые могут быть предложены на рынке. Высокий уровень реального процента, сохранявшийся за счет параллельного снижению процентных ставок снижения инфляции, пока ограничивает платежеспособный спрос на деньги. Однако при сохранении уверенного превышения предложения денег над спросом на них реальный процент должен снизиться.
Эти процессы обеспечивают функционирование экономики на близкую перспективу.
Схема влияния макроэкономических параметров на инвестиционную активность.
Высокие реальные процентные ставки способствовали сначала росту инфляции (через увеличение издержек), а затем — ее снижению через механизм сокращения спроса на деньги в основном благодаря спаду производства. Снижающаяся инфляция в свою очередь способствует падению процентных ставок. Низкие процентные ставки способствуют увеличению инвестиций. С ростом инвестиций платежеспособный спрос на деньги будет увеличиваться, и оказывать повышательное давление на процентные ставки.
Понижательное давление на процентные ставки оказывают также и сбережения, в том числе и валютные. Влияние обменного курса рубля неоднозначно. Если реальный (с поправкой на инфляцию) курс рубля растет, становится невыгодным валютное кредитование, и валюта будет вывозиться за границу (в открытой и стабильной экономике такие процентные ставки и динамика обменного курса, как в России сейчас привели бы к мощному потоку валюты из-за рубежа). Кроме того, растущий реальный курс рубля оказывает понижательное давление на инфляцию.
Эти процессы управляют экономикой на среднесрочной перспективе.
После анализа функционирования отдельных секторов экономики рассмотрим экономику в целом и процессы, обеспечивающие рост и процветание страны в течение десятилетия.
В момент перехода от депрессии к оживлению на рынке появляется большое число разнообразных нововведений: товаров, услуг, технологий, ресурсов или иных рынков сбыта. Их появление можно объяснить по крайней мере двумя причинами: первая — предпринимательская активность направлена на поиск новых ориентиров развития, так как прежние цели уже достигнуты; вторая — старые производства, ранее подавлявшие конкурентов, не могут этого делать, так как сами находятся в тяжелом положении. Возможна и третья причина — она состоит в низком, по отношению к общей прибыльности производства в период депрессий, риске нововведений.
Та часть инноваций, которая усваивается успешно, становится рыночным ориентиром для массы предпринимателей и вызывает настоящую волну подъема — сначала в отраслях, сопряженных с инновационными, а затем и во всей экономике. Кроме прямого влияния на сопряженные отрасли со стороны спроса на производственные ресурсы инновации могут способствовать их подъему благодаря проникновению новых технических решений в эти отрасли. Таким образом, инновации, определяя направление развития, увеличивают емкость рынка сначала для факторов производства (инвестиционных товаров, труда и капитала), а затем и для всего выпуска.
Валовой внутренний продукт
Валовой внутренний продукт (ВВП) – показатель общего экономического состояния страны. Он дает представление об общем материальном благосостоянии нации, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны.
Предметом изучения ВВП являются экономические единицы – резиденты, производящие товары и услуги для конечного пользования за определенный период.
Показатель ВВП очень важен для экономики в целом. Он используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП. То есть актуальность выбранной темы очевидна.
Целью данной работы является изучение ВВП, как важнейшего показателя системы национальных счетов. При этом решаются следующие задачи: изучение ключевых понятий ВВП, проведение анализа динамики ВВП в РФ.
В первой главе реферата рассматриваются основные понятия ВВП. Во второй главе исследуется динамика производства, в третьей – динамика использования за последние годы.
Основным источником явился учебник по экономической статистике под редакцией Ю. Н. Иванова, а также сайты Госкомстата, Министерства Финансов, Министерства экономического развития в Интернете, и некоторые другие источники, которые более подробно описаны в списке использованной литературы.
Понятие валового внутреннего продукта и его место в системе национальных счетов
Валовой внутренний продукт (ВВП) – центральный показатель системы национальных счетов (СНС), который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты. ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее.
Прежде всего, ВВП – это показатель произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких, как сырье, материалы, топливо, энергия, семена, корма, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги и т. п.), не входит в ВВП. В противном случае ВВП содержал бы повторный счет.
Конечная продукция — это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи. Промежуточная продукция — это товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю.
Для того чтобы правильно рассчитать совокупный объем производства, необходимо, чтобы все продукты и услуги, произведенные в данном году, были учтены один раз, и не более того. Большинство продуктов проходят несколько производственных стадий, прежде чем попадают на рынок. В результате отдельные части и компоненты большинства продуктов покупаются и продаются несколько раз. Таким образом, чтобы избежать многократного учета частей продуктов, которые продаются и перепродаются, при расчете ВВП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов и исключается промежуточный продукция.
Например, зерно, выращенное в сельском хозяйстве, прежде чем превратиться в конечный продукт — хлеб, проходит четыре стадии обработки: 1) сбор, обмолот и сортировка зерна в сельском хозяйстве; 2) очистка, сушка и хранение на элеваторах; 3) размол зерна на мельницах; 4) выпечка хлеба на хлебозаводах.
Если, предположим, цена зерна, произведенного в сельском хозяйстве, составляет nединиц, то при его обработке и переработке на трех последующих стадиях эта цена еще трижды включается в издержки производства на элеваторе, мельнице хлебозаводе и в конечном итоге четырежды суммируется при счете объема продукции по всем отраслям. Однако реальная стоимость, создаваемая на каждой стадии обработки зерна и охватывающая стоимость производства и доход, предстает лишь в виде заработной платы, амортизации и прибыли этого конкретного предприятия.
Следовательно, для исключения многократного повторного счета, ВВП должен выступать как стоимость конечных товаров и услуг и включать только стоимость, создаваемую (добавляемую) на каждой промежуточной стадии обработки.
Рассмотрим подробней понятие добавленной стоимости.
Добавленная стоимость (ДС) — это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и охватывающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, прибыль и амортизацию конкретного предприятия. Поэтому стоимость потребленных сырья и материалов, которые приобретались у поставщиков, и в создании которых предприятие не принимало участия, в добавленную стоимость произведенного данным предприятием продукта не включается.
Иначе говоря, добавленная стоимость — это валовая продукция предприятия (или рыночная цена выпущенной продукции) за минусом текущих материальных издержек, но с включением в нее отчислений на амортизацию (так как основные фонды предприятия принимают участие в создании новой стоимости производимой продукции). В советской практике этот показатель носил название условно чистой продукции.
ВВП – это также внутренний продукт, потому что он произведен резидентами. К резидентам относятся все экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на территории, данной страны. Это означает, что они занимаются производственной деятельностью или проживают на экономической территории страны длительное время (не менее года). Экономическая территория страны – это территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. В отличие от географической территории она не включает территориальные анклавы других стран (посольства, военные базы), но включает такие анклавы данной страны, расположенные на территории других стран.
ВВП – это валовой продукт, потому что он исчисляется до вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа и случайных повреждений, не носящих катастрофического характера. Теоретически внутренний продукт должен определяться на чистой основе за вычетом потребления основного капитала. Однако для определения потребления основного капитала в соответствии с принципами СНС требуются специальные расчеты на основе данных о восстановительной стоимости основных фондов, их сроке службы и износе по видам основных фондов. Амортизация по данным бухгалтерского учета не подходит для этой цели. Не все страны производят такие расчеты, а те, которые производят, используют различные методы. Таким образом, данные о ВВП более доступны и сравнимы между странами, и поэтому показатель ВВП получил более широкое распространение, чем чистый внутренний продукт. продолжение
--PAGE_BREAK--
Финансовая система
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения — финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
-недостаточные темпы развития экономики;
-диспропорции развития экономической системы;
-отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
-излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на
воспроизводственный процесс;
— низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
В менеджменте по характеру и частоте взаимодействия с внешней средой выделяют два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. В условиях директивной экономики была закрытая финансовая система вследствие того, что
— курс валюты был строго фиксирован;
— собственником средств производства, земельной собственности, крупной
недвижимости было государство;
— предприятия могли обменивать отечественную валюту на иностранную в пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость);
-имела место замкнутость валюты в том смысле, что в контрактных договорах цены не выражались в отечественной валюте;
— валютные ценности в крупных размерах могли вывозиться
только государством, но не гражданами или предприятиями и др.
Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация — это объекты обмена с вешней средой через проницаемые границы открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях директивной экономики.
Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.
Такое многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д.
Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны.
Известно определение: «финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий». В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.
Состав финансовой системы
В процессе создания сложной финансовой системы синтез и анализ могут использоваться поочередно, а сам процесс имеет характер ряда последовательных приближений — итераций. При этом синтез чаще выполняют эвристически. В процессе анализа ранее эвристически синтезированный вариант может быть проверен на гибкость, надежность, стойкость, безопасность.
По причине сложности не всегда возможно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции — разделению системы на части — и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности, выделяют субъект и объект управления. Каждая из этих подсистем в ОПС является сложной системой. Необходимо помнить, что декомпозиция может нарушать свойство эмергентности системы.
Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно, в свою очередь, являются сложными системами.
В качестве подсистем финансовой системы могут рассматриваться: казначейская система, фондовый рынок, финансовое право, фондовый рынок, страхование и т.д.
Структура финансовой системы — это совокупность ее элементов и связей между ними. Известно, что государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает четыре звена (подсистемы):
1)государственный бюджет;
2) местные финансы;
3) специальные внебюджетные фонды;
4) финансы государственных корпораций.
Считается, что финансовая система РФ включает:
1) государственную бюджетную систему;
2) внебюджетные финансовые фонды (Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования);
3)фонды личного и имущественного страхования;
4) финансы предприятий различных форм собственности.
Вместе с тем возможны и другие варианты структуризации финансовой системы. Например, выделение финансов холдингов, финансово-промышленных групп, финансов семей и граждан.
Выбор принципа декомпозиции является важным этапом исследования. Чаще всего декомпозицию производят по функциональному (обеспечение воспроизводства рабочей силы, обеспечение обороноспособности и т.п.) или агрегатному принципу (казначейство, налоговая инспекция и т.п.). Это отражается в типовом представлении финансовой системы. Такие представления рассмотрены в одном из следующих параграфов этой главы.
Фискальная политика
Понятно, что правительство должно неустанно думать о пополнении бюджета и рациональном расходовании бюджетных средств. Такая деятельность ещё со времён Древнего Рима традиционно называется фискальной политикой. Фиском римляне называли ведомство, аналогичное современному министерству финансов.
Фискальная политика – использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решение социальных задач. Проведение фискальной политики – прерогатива законодательных органов власти, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.
Фискальная политика тесно связана с госбюджетом, но у неё при этом свой особый (налоговый) акцент. Именно поэтому другое её название – налогово-бюджетная политика.
Обложение людей налогами существовало ещё в библейские времена и было неплохо организовано.
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачиваются в доход государства юридическими и физическими лицами.
Налоги носят не только обязательный характер, но принудительный и безвозмездный. Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них современное общество и правительство существовать не могут.
Налог изымается только из дохода налогоплательщика, т.е. он не должен затрагивать капитал, или же будет нарушено нормальное воспроизводство.
Налоговая система строится по следующим принципам:
всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы;
стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
равнонапряженность – взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам в доли от дохода и прибыли;
обязательность– принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога.
Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех в примерно равные условия и оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.
В зависимости от субъекта налогообложения налоги делятся на уплачиваемые юридическими лицами и физическими лицами.
Необходимо различать источник и объект налогообложения. Источником, независимо от объекта налогообложения, является чистый доход общества.
Объект – это количественно измеримый экономический феномен, который служит базой для начисления налогов.
Объектами налогообложения являются:
доход (с предприятия или населения);
имущество (недвижимое и движимое);
передача имущества в наследство, при дарении, а также определенные виды сделок (операции с ценными бумагами) и вывоз товара за границу (таможенные пошлины).
По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налогивзимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.
Косвенные налоги взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т.е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции.
Но такое деление не совсем точно, поскольку прямые налоги через повышение цен могут перекладываться на потребителя.
Тысячелетняя история пошлин, сборов, податей позволила сформулировать три основных принципа построения налоговых систем. В соответствии с этими принципами налоговые системы могут быть прогрессивными, пропорциональными и регрессивными.
Прогрессивная система налогообложения– метод взимания налогов, при котором ставка налога возрастает по мере роста величины облегаемого дохода и стоимости имущества.
Прогрессивное налогообложение использовалось в России, например, при взимание налога на личный доход: в 1995 г. Годовые доходы граждан до 1 млн. р. облагались налогом по ставке 12%, а свыше 1 млн. р. уже по более высокой ставке. Применение такой системы означало, что богатые граждане платят в виде налогов большую долю своих доходов, чем менее состоятельные.
Пропорциональная система налогообложения– метод взимания налогов, при котором используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т.д.).
Пропорциональное налогообложение применяется в России, например, при обложении прибылей фирм: они платят налог в размере 35%, независимо от суммы полученной прибыли.
Регрессивная система налогообложения– метод взимания налогов, при котором предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облегаемого дохода или имущества.
Регрессивным налогом в России является, например, налог на добавленную стоимость (НДС). С точки зрения фирм, которые его платят, он может быть отнесен к пропорциональным (ставка одинакова с любой суммы НДС). Однако по отношению к доходам граждан, которые являются реальным конечным плательщиком этого налога, он выступает как регрессивный. Малоимущие все деньги тратят на покупку товаров, и поэтому все их доходы проходят через «сито» НДС. Богатые же граждане часть денег откладывают в сберкнижки, а значит, эти деньги уходят от обложения НДС. Поэтому получается, что чем богаче граждане, чем больше их сбережения, тем ниже реальная ставка НДС по отношению к общей сумме их заработков.
Какой бы совершенной ни казалась введенная система налогообложения её авторам, налогоплательщики всегда стремятся переложить налоги на других сограждан.
Малое предпринимательство
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Именно этот факт побудил автора выбрать для курсовой работы тему «Малый бизнес», которую он посчитал наиболее актуальной на сегодняшний день.
Изучение этой темы также значительно для развития малого предпринимательства в России, так как оно возродилось в нашей стране сравнительно недавно – в конце 1987 года, когда государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу, или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились и стали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день переживают этап становления, несколько затянувшийся, по правде говоря.
Итак, целью работы является раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства и его характеристик, роль малых фирм в экономике и их развитие в разных странах мира, включая Россию.
В первом вопросе курсовой работы даются определение малого бизнеса и критерии отнесения предприятий к данному субъекту рыночной экономики в развитых странах мира, в том числе и в России, а также содержит обзор организационно-правовых форм, одну из которых малое предприятие должно иметь.
Второй вопрос рассматривает черты и экономические преимущества малого предпринимательства в экономике нашей страны и за рубежом.
Третий вопрос рассматривает роль малого бизнеса в экономическом росте стран, его особенности, а также опыт развития малого предпринимательства промышленно развитых стран. Автор рекомендует обратить особое внимание на зарубежный опыт поддержки малого бизнеса, который необходимо учитывать при развитии малого предпринимательства в нашей стране, естественно не забывая о специфике ее политической и экономической ситуации.
Четвертый вопрос курсовой работы является основным, так как именно в нем произведен детальный анализ проблем, стоящих на пути становления малого бизнеса в России и тормозящих его развитие, а также приведены показатели удельного веса малого предпринимательства в стране. Возможные пути выхода из тупика намечены в заключении.
Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.
Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем.
Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.
Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.
Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Итак, в Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся предприятия при непревышении ими следующих показателей:
§ Количество занятых работников до 50 человек;
§ Годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;
§ Сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ;
При определении мер поддержки субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Предложенными Комиссией ЕС критериями отнесения фирм к малым предприятиям являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 чел., размер собственных основных средств должен быть менее 75 млн. ЭКЮ при условии, что доля более крупной компании в уставном капитале компании не превышает одну треть.
Как отмечалось выше, в отдельных развитых странах количественный размер показателей отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства может отличаться от общепринятого в ЕС:
Страна
Численность работающих
Годовой оборот
Великобритания
24-99 (до 200 чел. в промышленности)
400 тыс. фунтов
Франция
не свыше 200 (до 500 в промышленности)
ниже 200 млн. франков
ФРГ
не более 500 (до 49 официально)
не свыше 500 млн. ЭКЮ (менее 1 млн. марок официально)
Швеция
до 200 чел.
Япония
до 100 (не свыше 300 в промышленности)
до 30 млн. иен (до 100 млн. в промышленности)
США
не свыше 500 чел.
не свыше 5 млн. долларов
Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников сохранился и в российском законодательстве. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года №88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:
В промышленности – 100 чел.;
В строительстве – 100 чел.;
На транспорте – 100 чел.;
В сельском хозяйстве – 60 чел.;
В научно-технической сфере – 60 чел.;
В оптовой торговле – 50 чел.;
В розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел.;
В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.
В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Рынок труда, заработная плата
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.
Но и тогда реалии жизни вступали в противоречие с господствующей философией всеобщности труда. Об этом свидетельствовало наличие трудоизбыточных районов, прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. Наряду с вынужденной незанятостью в одних регионах существовала сверхзанятость в других. Это касалось европейской частью РСФСР и республик Прибалтики.
Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.
продолжение
--PAGE_BREAK--