Реферат по русской философии на тему: «Лев Шестов. Вера и оковы разума» Санкт - Петербург 2005 год Лев Исаакович Шестов является одним из выдающихся мыслителей в истории русской духовной культуры на рубеже 19 – 20 веков. Обладая огромными познаниями и широчайшим кругозором, Шестов сочетал в своей деятельности черты глубокого мыслителя, публициста, литературоведа и литературного
критика. Иегуда Лейб Шварцман (псевдоним – Лев Шестов) родился 31 января 1866 года в Киеве, в семье крупного предпринимателя – фабриканта. Семья была довольно обеспеченной, поэтому сын смог получить неплохое образование: после окончания киевской гимназии Шестов поступает на физико-математический факультет Московского университета, с которого вскоре переводится на юридический.
Его основными трудами являются такие работы как «Добро в учении гр. Толстого и Ф. Нитше. (Философия и проповедь)», «Достоевский и Нитше. (Философия трагедии)», «Апофеоз беспочвенности», «Похвала глупости», «Афины и Иерусалим» и другие. Скончался Лев Исаакович Шестов в 1938 году в Париже. * * * «Невозможное для человека возможно для
Бога» любил повторять Лев Шестов. Нигилист, скептик, волюнтарист, иррационалист – как только не называли этого выдающегося русского мыслителя. Но он всегда оставался верным своему credo: никакой, даже самый гениальный человеческий разум не способен сам по себе осчастливить человека, тем более противостоять трагедии жизни. Борьба с «самоочевидностями разума», с логическими умозаключениями, а также вера в божественность Немыслимого, Невозможного, даже Абсурдного – вот лейтмотив всего творческого пути
Льва Шестова. Творчество Шестова можно охарактеризовать как бескомпромиссную идейную борьбу с необходимостью, которая окружает человека на протяжении всей его жизни и является трагедией жизни. То, что у всякого «нормального» человека вызывает ощущение самоочевидности, и бесспорности для Шестова являлось неприемлемым и все его творчество было борьбой против этой очевидности. Шестов не мог принять установки о том, что факты реального физического мира имеют неоспоримое значение
в жизни отдельного человека. Таким образом, бездушный и безразличный ко всему мир, по мнению Шестова, не только полностью подавляет человека своими законами, неведомо кем установленными, но и требует его покориться безысходной необходимости. Человек же, несмотря на весь ужас и трагедию жизни, оказывается вынужденным подчиниться и примириться с таким положением вещей. Вся история европейской философии, согласно мысли
Шестова, пытается не только пояснить, но и оправдать необходимость, заставляет человека поклоняться ей как единственно возможной истине. С самого начала и по сегодняшний день практически вся европейская философия была занята постижением и осмыслением всеобщих законов физического мира, в которых она видела истину. Исходя из этой позиции, разум стал считаться самым главным средством для достижения этой цели. С помощью разума человечество, по мысли Шестова, создало науку, призванную дать полное описание всей
картины мира и ответить на «вечные вопросы». Главным принципом научного мышления является факт. Но факты сами по себе, отмечает Шестов, не являются условием познания истины. Ведь любое знание, которое мы получаем из отдельного факта столь же ограничено, как и сам факт. Совокупное же знание, полученное из опыта есть, всего лишь, механически накопленная информация, которая не отражает всеобщей картины мира, а уж тем более смысла человеческого существования.
Факты могут противостоять и противоречить всякому здравому смыслу и эмоционально – духовному строю человека. Шестов вспоминает казнь Сократа, которого отравили как бешеную собаку. «И все равно, о чем идет речь: о том, что отравили Сократа или бешенную собаку»1. Шестов отрицает принятие такой истины, которая практически полностью уравнивает величайшего мыслителя с бешеной собакой. Для того чтобы найти корни мира трагической нелепости и бездушных фактов
Шестов обращается не к данным исторической науки, которая не дает человеку ничего, кроме голых фактов, а к Библии. По сотворению Богом мира, человек изначально обрел бессмертие и райскую жизнь, а также возможность постоянно находиться в присутствии Бога. Залогом этого блаженства была невинная чистота человеческого разума, то есть отсутствие какого-либо знания о таких понятиях как добро и зло, правда и ложь и т. д.
Такое состояние человеческого сознания явилось воплощением «рая на земле». Но, отведав плод с дерева познания, человека был изгнан из рая. С этого момента и начинается мировая история человечества, когда человек оказался во враждебном ему мире. Теперь в жизни человека доминирующим началом становится начало разума и практически вся мировая история выстраивается на сугубо рационалистических принципах: в ней господствуют соображения целесообразности,
выгоды, практичности. Картина мира предстает для человека выраженной в рационально воспринимаемых категориях. Наиболее выдающиеся философы с тех пор пытались осмыслить эти категории, построить из них цельную систему. Так, по мысли Шестова, истинная картина первозданного мира подменяется разумным объяснением, описанием физической действительности, в которую был помещен человек, будучи изгнанным из рая. Теперь разум становится заменой веры, знание заменяет
Божественную истину. Поэтому знание, являясь единственной достижимой истиной, становится основой человеческой жизни. Со времен Сократа почти вся европейская философия пошла путем превознесения разума. «Только вкусивший от плодов древа познания добра и зла может так беззаветно отдаться во власть чар знания»1 Древние философы находили необходимые основания своих суждений в необходимости и неизменности законов физического бытия. Всеобщие и необходимые основания, и закон противоречия были возведены в догмат европейской
философией. Они явились той непререкаемой необходимостью, или как называет ее Шестов, «принуждающей истиной». Эта истина, согласно рационалистам, полностью господствует в мире и в жизни человека. Разум, согласно мысли Шестова, пытается не просто убедить, но и запугать человека, ищущего истину. Самым печальным последствием данного положения вещей является претензия разума на роль нового бога человечества. Библейский Бог и Его Откровение становятся ненужными.
Ведь разум может достичь истинного знания, которое отвечает на все вопросы бытия. Для создания большего ощущения собственного могущества разум создает новую форму общественного сознания – науку, ставшую на охране «всеобщих и необходимых истин». Бог постепенно вытесняется за рамки человеческого существования. Согласно Сенеке, Бог после сотворения мира и человека совершенно отошел от мирских дел и с тех пор
никаким образом не вмешивается в человеческую жизнь. Более того, с тех пор Он не только никогда не изменяет законы созданного мира, но и сам им подчиняется. То есть Бог становится неким посторонним существом относительно созданного им мира. Так родился деизм, который впоследствии имел довольно широкое распространение в европейской философии. Он довольно хорошо вписывается в попытку объединить идею
Творца с теоретическими построениями физической действительности, для постижения которой человеку понадобилась наука. Сегодня, согласно Шестову, человек, верящий во всесилие науки, так же благоговейно замирает перед ее постулатами, как раньше замирали перед Словом Божьим. Поэтому, сотворив свой человеческий, во многом вымышленный разумом мир, человек, говорит Шестов, отдалился от истинного Божественного мира.
А с помощью различных философских теорий люди пытались сконструировать обособленную от Божественной этику. Так на место библейской морали и Божественного закона пришла рационально обоснованная добродетель. Добродетель как цель жизни всякого мудрого человека, же превращается в идола, ибо в ней, якобы, скрыта возможность человеческого счастья. Считалось, что добродетельный человек всегда будет вознагражден состоянием
некого высшего блаженства. Но, согласно Шестову, по-настоящему мудрый человек не сможет быть счастлив, так как вокруг на него давит необходимость. Шестов категорически отказывается соглашаться с тем, что в сырой темнице или на дыбе мудрец будет счастлив, а уж тем более не будет счастлив простой человек. Догматический и логически мыслящий разум создал для человека мир, жить в котором невыносимо. Но сознание человека, абсолютно убежденного в истинности своей веры, утверждает
Шестов, работает совершенно иначе, чем у других людей. Истинно верующий человек в момент своего общения с Богом просто не вспоминает и не думает о той необходимости, которая окружает его! Если такой молитвенный порыв искренен, то человек в такие мгновения способен вырваться из оков разума. Этот порыв является верой. Вера, следовательно, является путем спасения, новым мировосприятием и состоянием
сознания. Но эта вера не должна быть формальной, а должна исходить из сердца. Она должна быть абсолютной, безоговорочной, вера на грани абсурда. Следовательно, для спасения нужно погрузиться с помощью веры в мир бессмысленности, абсурда, который по Шестову, единственно и является Царством Небесным, ибо, таким образом, приобретает как бы новую телесность, новое сознание. Это особый тип сознания. В нем сосредоточена духовная сущность
Иерусалима, противостоящая рационально – скептической философии Афин. Афины подчиняются безусловной рациональной необходимости, а Иерусалим в надежде на чудо окунается в Божественный абсурд. «…для Иудеев соблазн, для Еллинов безумие…»2 Шестов является одним из самых последовательных борцов с рационализмом во всей истории философии. Когда разум обессиливает, когда истина умирает – тогда только слова
Откровения становятся доступными человеку. Шестов был решительно против того, чтобы «на манер Соловьева и Толстого» примирять греческий разум с библейским откровением; «все такого рода попытки, на его взгляд, приводят лишь к одному результату – «самодержавию разума»3. Поэтому трагедия в философии Льва Исакиевича Шестова неразрывно связана с иррационализмом. Используемая литература: 1.Л.И. Шестов «Афины и Иерусалим»,
СПб 2001 – 448 с. 2.Л.И. Шестов «Апофеоз беспочвенности» М 2004 г – 224 с. 3.А.Ф. Замалеев «Лекции по истории русской философии (XI – XXвв.)» Изд. 3 –е, дополненное и переработанное. СПб, 2001 г. – 398 с. 4.С. Поляков «Лев Шестов: философия для не боящихся головокружения», Библиотека «Вехи» 2000 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Билеты и ответы по Информатике за 11-й класс |
Реферат | Коррупция как угроза национальной безопасности |
Реферат | Polo Description Essay Research Paper A polo |
Реферат | Билеты по клинической психологии |
Реферат | Украинский институт национальной памяти |
Реферат | Осада Рима 537 538 |
Реферат | Длина окружности и площадь круга |
Реферат | Гоголь: Мертвые души |
Реферат | Рейтинговый анализ предприятия |
Реферат | Структурный анализ психологии масс |
Реферат | Сражение при Фер-Шампенуазе |
Реферат | Маркс, Вебер, Сорокин о социальной стратификации |
Реферат | Рентабельность организации |
Реферат | Анна Клевская |
Реферат | Использование подкастов в образовательном процессе |