Реферат по предмету "Экономическая теория"


Рынок труда. Концепции занятости и проблема безработицы

--PAGE_BREAK--
Перечисленные факторы воздействуют и на уровень, и на формы занятости населения по различным секторам народного хозяйства страны.

В отечественной экономико-статистической литературе выделяют два подхода к проблеме занятости. Первый подход исходит из задачи обеспечения экономики трудовыми ресурсами, второй — из обеспечения населения рабочими местами и заработанным доходом. Исходя из этих подходов, даются неодинаковые оценки к ныне установившимся и прогнозным пропорциям между численностью занятого и безработного населения.

Российская статистика разграничивает основную и вторичную занятость. Последняя объясняется в основном двумя причинами: низким уровнем заработной платы на основной работе и постоянными задержками ее выплат. 'Гак, на 1 июля 2003 г. задолженность по заработной плате в России составила 30 млрд. руб.

По данным социальных исследований, в ноябре 2001 г. в России среди занятого населения 2,4 млн. человек имели дополнительную работу и 8,7 млн. человек ее искали. Наиболее высокий удельный вес (56% к итогу) дополнительной занятости в сельском хозяйстве. Из вторично занятых 69,3% работают в отраслях, производящих товары, и 30,7% — в отраслях, производящих услуги.

Что касается основной работы, то ее позиции с точки зрения затрат труда и получения базового дохода ослабевают, ибо значительное время (в среднем 28 часов в неделю) занятый на основной работе в государственном секторе затрачивает на вторичную занятость.

Каковы перспективы вторичной занятости и самозанятости? Экономический рост, развитие реального сектора экономики, инициирующие увеличение занятости, рост уровня и качества жизни населения, вызовут процесс постоянного сокращения масштабов вторичной занятости, самозанятости и неформальной занятости в целом.

Согласно прогнозным оценкам Института социально-экономических проблем РАН, общая численность занятых в 2010 г. составит 69,2 млн. человек против 65,6 млн. в 2002 г., т.е. увеличится на 3.6 млн. человек, на 2,4 млн. человек возрастет экономически активное население, что создаст благоприятные предпосылки для экономического роста в России.

5.2 Государственное регулирование рынка труда

Существуют четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

Программы по стимулированию роста занятости трудовых ресурсов и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе экономики.

Программы по подготовке и переподготовке работников.

Программы содействия найму работников.

4. Программы по социальному страхованию безработицы (пособия по безработице).

Ключевое значение в государственном регулировании рынка труда имеет программа по повышению качества трудовых ресурсов и совершенствованию их структуры.

Социальная помощь безработным осуществляется по трем направлениям:

а) пособия по безработице, которые существенно разнятся по странам, как по уровню, так и по срокам выплаты пособий. Пособия по безработице составляют: в США — 50% заработной платы, во Франции — 40%, в Японии — 80%. По срокам выплаты пособий по безработице: в США и Италии — 26 недель, В Великобритании — 45, в Канаде — 50 недель;

б) финансовая помощь безработным;

в) помощь безработным и их семьям денежными средствами и оплатой государством коммунальных услуг (частичное погашение квартплаты, проезд в общественном транспорте и т.д.).

В системе государственного регулирования рынка труда имеют место разные теоретические подходы. Например, кейнсианская концепция предполагает активную государственную политику. Приверженцы «экономики предложения», наоборот, выступают за ограничение государственного вмешательства в проблемы рынка труда, поскольку характеризуют безработицу как естественное и добровольное социально-экономическое явление.

В развитых странах с рыночной экономикой широко используется косвенное регулирование рынка труда, основными инструментами которого являются денежно-кредитная, налоговая и амортизационная политика государства.

Существенную роль в регулировании рынка труда играет законодательство в сфере трудовых отношений и социального обеспечения граждан.

Следовательно, государственное регулирование рынка труда — это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных и других мер.

Важное значение в регулировании рынка труда имеют биржи труда.

Биржа труда— одна из структур рыночной экономики, организация, осуществляющая посредничество между работниками и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы. Биржи труда не ликвидируют безработицу, но способствуют упорядочению процессов устройства трудящихся на работу, предпринимателям же помогают организовать наем работников.

Биржи труда выступают в различных формах: общества, конторы, бюро и т.д. Различны и их типы: частные, государственные, общественные, филантропические и коммерческие.

Биржи труда выполняют следующие основные функции:

а) оказание услуг при трудоустройстве безработных;

б) оказание содействия в перемене работы;

в) изучение спроса и предложения рабочей силы;

г) сбор и предоставление информации об уровне занятости по профессиям, специальностям, квалификации, районам страны;

д) профессиональная ориентация молодежи;

е) организация переобучения и трудоустройства инвалидов;

ж) выдача пособий безработным (в ряде стран).

В современных условиях в развитых странах большая доля рабочей силы находит работу не через посредство бирж труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы фирм либо с помощью частных посреднических агентств. Однако роль бирж труда в трудоустройстве, переквалификации сохраняется достаточно значимой, поскольку они оказывают помощь безработным, насчитывающим многие миллионы.

Роль государства состоит в том, чтобы обеспечить осуществление политики оказания помощи в полной, эффективной и свободной занятости.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что сегодняшний российский рынок труда характеризуется нестабильностью и несбалансированностью. В условиях нарастающего экономического кризиса во всем мире перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от эффективных методов регулирования рынка труда, а также от выбора модели занятости.

Политика занятости имеет огромное значение для формирования цивилизованного рынка и предотвращения социальных взрывов. Она должна быть тесно увязана с другими программами, со структурной перестройкой, общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию мелкого предпринимательства.

Политика занятости должна обеспечивать наиболее эффективное использование трудового потенциала, расширять возможности трудоустройства различных категорий населения. Необходимо использовать все имеющиеся для этого средства, включая обучение, субсидии, поддержку в создании собственного дела. Большое значение имеют программы повышения квалификации для работников и переквалификации для безработных лиц. Система образования должна быстро реагировать на меняющийся спрос на профессии. Необходимо, чтобы молодежь получала профессии, которые пользуются спросом, кроме того, также необходима новая система переподготовки взрослых людей, которая обеспечивала бы быструю адаптацию и повышение квалификации трудящихся.

Проблемы безработицы можно было бы смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости — частичной, временной, надомной работы, создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют.

При безработице экономический потенциал общества используется не полностью. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от недоиспользованных производственных возможностей. Безработица оказывает влияние на снижение покупательного спроса, сокращение сбережений, снижение инвестиционного спроса, соответственно, сокращение предложения и спад производства.

Формирование политики занятости для эффективного использования трудового потенциала и, следовательно, решение государством проблем безработицы приведет в будущем к стабилизации рынка труда. В настоящее время преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.

Список использованной литературы

Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ под общ. Ред. А.В. Сидоровича. М.: ДИС, 1999

Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов — М.: ЮНИТИ, 2001. — 407 с.

Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд. дополненное — СПб.; Питер, 2009. — 560 с.

Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в России // Социол. исслед. 2000. №1.

Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. — М.: Изд-во МГУ, 1994. Гл. 5.

Магомедов Ш., Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики. // Экономист. — 2003. — №8. — С. 3-11.

Политика противодействия безработице / Ф.Т. Прокопов, Т.М. Малева; Бюро эконом. анализа. М.: РОССПЭН

Рынок труда. Сущность и формы безработицы. Опыт решения проблем занятости
                                                                                                                     Скачать работу
    продолжение
--PAGE_BREAK--




1. Содержание
Введение 3
I. Рынок труда как экономическая категория 4
1.1. Условия возникновения рынка труда. 4
1.2. Спрос и его сущность. 5
1.3. Предложение рабочей силы на рынке труда. 5
1.4. Заработная плата как экономическая категория. 7
II. Занятость на рынке труда 10
2.1. Понятие занятости. 10
2.2. Состояние занятости в России. 11
2.2.1. Избыточная занятость на промышленных
предприятиях России. 11
2.2.2. Об оценках масштабов дополнительной
занятости населения. 13
2.3. Проблемы регулирования. 16
III. Безработица в России и её формы 18
3.1. Причины безработицы. 18
3.2. Формы безработицы. 19
3.3. Пути сокращения безработицы. 19
Заключение. Труд или занятость? 23
Список литературы 27
Введение
Экономика труда всегда была одной из наиболее идеологизированных отраслей советской экономической науки. Партийные руководители, считая себя высшими авторитетами в области трудовых отношений, весьма настороженно воспринимали научные разработки экономистов-трудовиков. Результаты их исследований зачастую не находили практического применения. Поэтому многие отечественные ученые обращались к анализу преимущественно теоретических вопросов, в которых наша наука (экономика труда) оказалась в СССР более продвинутой, чем на Западе. И хотя ряд положений тех работ устарел, многое и по сей день сохраняет свою актуальность. Марксизму принадлежит фундаментальная роль в истории экономической мысли и отбрасывать все созданное с его позиций было бы неразумным.
На Западе экономика труда развивалась по другому сценарию. Основной упор делался на прикладные вопросы, в решении которых, надо признать, западные ученые преуспели. К теоретическим же проблемам многие из них относятся как к «политэкономическим тонкостям, не имеющим практического значения». Поэтому их подходы нередко граничат с упрощенчеством, которое присуще и расширительной трактовке рынка труда.
Факт деидеологизации экономической науки в умах ряда ученых-экономистов интерпретировался как «отмена» основополагающих понятий и категорий. Между тем без определенного теоретико-методологического ядра, признаваемого учеными разных научных школ и направлений, не может обойтись ни одна наука, в том числе и экономика труда. Реакцией на сложившуюся в экономической науке ситуацию явились первые шаги по созданию так называемой экономической аксиоматики, которая могла бы стать фундаментом для любых экономических теорий. Для науки «экономика труда» это более чем актуально.
I. Рынок труда
как экономическая категория
1.1. Условия возникновения рынка труда.

Как известно, рынок представляет собой пространство, на котором взаимодействуют продавцы и покупатели, в результате чего для каждого стандартного товара (или услуги) устанавливаются равновесная цена и равновесный объём предложения и спроса. Очевидно, что данное понятие рынка должно быть скорректировано, если речь идёт о таком специфическом товаре, как труд. Это связано с тем, что носитель труда (работник) представляет собой уникальную человеческую личность которая обладает не только определенной способностью к труду (токарь, инженер, врач и т.д.), но и целым «спектром» других качеств: мотивами трудового поведения, жизненным опытом, психофизиологическими особенностями. В этой связи понятие «рынок труда» носит в какой-то степени абстрактный характер.
С другой стороны, и работодатели (то есть те, кто предлагает рабочие места) подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но и, оценивая его (работника) коммуникабельность умение работать в коллективе, способность к переобучению трудовой мобильности.
Необходимо отметить, что труд имеет не только экономическую ценность (важнейший производственный фактор, при помощи которого производится продукция определенного количества и качества), но и социальную, так как является источником дохода определяет социальный статус человека в обществе.
Несмотря на «гуманистическую» специфику рынка труда, в экономической теории абстрагируются от этих характеристик и определяют данный вид рынка как пространство, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса (со стороны предприятий) и предложения (со стороны временно незанятых людей).
Т.О., РЫНОК ТРУДА — ЭТО СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, НОРМ И ИНСТИТУТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДА1.
Как на всяком рынке, на рынке труда формируются предложения труда и спрос на труд определенного вида. Рынок труда может функционировать в любых условиях. ПРОСТЕЙШИМИ ЯВЛЯЮТСЯ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Для такого рынка характерно:
• наличие большого количества предприятий, конкурирующих между собой за то, чтобы нанять нужных работников;
• наличие многочисленных обученных рабочих нужной квалификации;
• ни одно предприятие, ни один рабочий не имеет сильного влияния на рынке труда.
1.2. Спрос и его сущность
Совокупный спрос на труд на рынке совершенной конкуренции определяется путем суммирования спроса на труд индивидуальных фирм. А фирма, решая вопрос о том, какое количество рабочих ей нужно нанять, должна определить цену спроса на труд, т.е. заработную плату. Цена же спроса на труд зависит от предельной производительности труда, т.е. прироста продукции, полученного в результате найма дополнительной единицы труда.
Дополнительная продукция, полученная в результате найма дополнительных работников, называется предельным продуктом. Доход от предельного продукта можно определить, умножив предельный продукт на цену единицы продукции. Этот доход называется предельным доходом от предельного продукта.
Предельный продукт показывает, как изменяется объем выпуска, продукции в результате найма каждого дополнительного работника. До тех пор, пока доход от предельного продукта больше выплачиваемой заработной платы, есть смысл нанимать дополнительных работников.
Таким образом, спрос на труд на рынке совершенной конкуренции определяется двумя показателями: заработной платой и стоимостью предельного продукта. Зависимость между величиной заработной платы и размером спроса на рабочую силу выражается в виде кривой спроса на труд — монотонно убывающей линии.
1.3. Предложение рабочей силы на рынке труда
Совокупное предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих.
Предложение труда так же, как и спрос, зависит от величины заработной платы. Но зависимость здесь иная. Кривая предложения показывает, что при повышении заработной платы предложение труда возрастает, а при ее снижении — падает. На графике — возрастающая линия.

Для предложения труда характерны два явления: «эффект замещения» и «эффект дохода». Они проявляются, когда мы выясняем реакцию отдельных работников на повышение ставок заработной платы. До определенного момента рост заработной платы увеличивает предложение труда, но после достижения максимального уровня оно начинает сокращаться по причине дальнейшего роста заработной платы. Одна и та же причина, а именно увеличение заработной платы, приводит и к росту, и к сокращению предложения труда.
Дело в том, что при найме на работу человек выбирает между трудом и досугом. Работа дает возможность получить доход. Но тогда придется пожертвовать досугом. При повышении зарплаты есть стимул пожертвовать досугом в пользу высокооплачиваемой работы. В результате предложение труда растет. Здесь проявляется «эффект замещения». При дальнейшем росте заработной платы преобладает «эффект дохода», т.е. высокие доходы стимулируют досуг, а не труд, который в этом случае рассматривается как низший товар. Поэтому с ростом доходов предложение труда сокращается.
Пересечение кривых спроса и предложения дает равновесный уровень заработной платы. При данном уровне заработной платы в экономике устанавливается полная занятость: спрос на труд равен предложению труда.

Если заработная плата низкая и равна W1, то в этом случае спрос превышает предложение и на предприятиях не хватает работников.
С целью привлечь рабочую силу предприятия увеличат заработную плату. При этом все большее число людей будет стремиться получить работу (движение по линии предложения? ).
Однако возросшая заработная плата заставит работодателей нанимать меньшее число работников (движение по линии спроса ?).
Если заработная плата достигнет уровня W2, тогда предложение превысит спрос. Поэтому предприниматели смогут заполнить вакантные места, предлагая более низкую заработную плату. Количество желающих работать уменьшится (движение по линии предложения ?). Кроме того, за меньшую заработную плату предприниматели смогут нанять большее число работников (движение по линии спроса ?). Тогда заработная плата установится на уровне W0: все предприниматели сумеют заполнить свои вакансии, а все желающие получить работу смогут сделать это. Между спросом и предложением труда установится равновесие (точка «О»).
На рынок труда в УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ влияют профсоюзы (ставки заработной платы) и правительство.
1.4. Заработная плата как экономическая категория
Заработная плата — это вознаграждение, которое получает работник предприятия в зависимости от количества и качества затраченного им труда и результатов деятельности всего коллектива предприятия. Существует две формы оплаты труда — «сдельная» и «повременная».
При сдельной форме оплаты труда работник получает вознаграждение за количество выпускаемой продукции. Для этого рассчитывается плата за производство единицы продукции, называемая расценкой. Каждая единица продукции должна отвечать заданным стандартом. За лучшее качество и достижение других полезных для предприятия показателей сдельщикам могут выплачиваться в дополнение к заработной плате различные премии. Применение сдельной формы оплаты труда возможно, если работник выпускает продукцию, поддающуюся натуральному счёту.
Давайте обратимся к примеру производства мороженого. Оператору можно платить сдельную заработную плату: если расценка за производство одной порции будет 100 руб., то за день оператор заработает 14000 руб. (140х100 руб.).
При повременной форме оплаты труда работники получают вознаграждение за количество отработанного времени. При этом должна поддерживаться заданная интенсивность труда и требуемое качество выполняемых работ. В нашем примере при применении повременной формы оплаты труда оператор получал бы за час работы 2 тыс. руб., а за рабочий день — 14000 руб.
В примере подчёркивается, что независимо от применяемой формы оплаты одинаковый труд должен иметь равное вознаграждение. Для выполнения этой задачи предприятиями и организациями могут применяться «тарифные разряды».
Тарифный разряд характеризует способность работника выполнять работу различной сложности и непосредственно влияет на величину его заработной платы. Самый низкий разряд — первый. Работник первого разряда должен уметь выполнять самую простую работу и получает самую низкую зарплату. Обычно для рабочих применяются разряды с 1-го по 8-й, а для высококвалифицированных рабочих с 9-го по 12-й. Работники, имеющие одинаковые разряды, при прочих равных условиях получают и одинаковую зарплату, независимо от специальности. Чем выше разряд у рабочего, тем более сложную работу он может выполнять и тем более высокую зарплату он получает.
В бюджетных организациях (школах, больницах) применяется 18 тарифных разрядов. Оплата труда работника 1-го тарифного разряда устанавливается государством не ниже утверждённого минимального размера оплаты труда. Чтобы вычислить зарплату другого разряда, применяются установленные государством коэффициенты. Так, коэффициент работника 10-го тарифного.разряда равен 3,99. Тогда его оклад составляет минимальная зарплата, умноженная на 3,99 (коэффициент разряда).
Но применение только тарифных разрядов имеет свои недостатки: здесь учитывается лишь квалификация работника и отработанное им время.
На негосударственных предприятиях зарплата часто состоит из трёх частей. Размер первой части зависит от квалификации работника, стажа работы, его профессионального опыта. Вторая часть оплаты является вознаграждением за индивидуальные успехи — премии за высокое качество, рост выработки и другие показатели. Третья часть — это вознаграждение по результатам деятельности всего предприятия. Две последние составляющие оплаты труда могут изменяться в зависимости от достигнутых результатов.
Такая система оплаты своей первой частью гарантирует получение необходимого минимума средств к существованию и заинтересовывает в повышении квалификации и длительном сотрудничестве с предприятием. Вторая часть стимулирует достижение высоких индивидуальных показателей, а третья — нацеливает персонал на реализацию интересов всего предприятия. С помощью такой системы оплаты труда можно эффективно стимулировать персонал в постоянно меняющихся современных условиях хозяйствования и достижения поставленных целей.
II. Занятость на рынке труда
2.1. Понятие занятости.
ПОД ЗАНЯТОСТЬЮ ПОНИМАЕТСЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ВЗРОСЛОГО ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕННОГО РАБОТОЙ.
Дисбаланс рынка труда, как правило, носит хронический характер. Поэтому проблемы занятости рассматриваются всеми экономическими школами.
1. АНГЛИЙСКИЙ СВЯЩЕННИК МАЛЬТУС сформулировал закон народонаселения, согласно которому производство продуктов питания увеличивается в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5...), а прирост населения — в геометрической (2, 4, 8, 16, 32...). В наличии этой зависимости мальтузианство видело основную причину безработицы и оправдывало «естественные» методы регулирования численности населения: войны, эпидемии, стихийные бедствия и т.д.
2. КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ считала рынок саморегулирующейся системой, где нет места вынужденной безработице, а добровольная означает, что работник не хочет работать за низкую заработную плату и, пока ищет работу с высокой оплатой, добровольно не работает.
3. В МАРКСИСТСКОЙ ТЕОРИИ безработица рассматривается как внутренне присущее капитализму явление, вызванное ростом органического строения капитала и вытеснением из производства личного фактора, который образует резервную армию труда, или безработицу. Согласно этой концепции безработица существует в текущей, застойной и скрытой (аграрной) форме. Вывод из марксистской экономической теории состоит в необходимости замены капитализма новым общественным строем.
4. РОДОНАЧАЛЬНИКОМ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ЗАНЯТОСТИ СЧИТАЮТ КЕЙНСА. Он утверждает, что:
• рынок свободной конкуренции не является саморегулирующимся;
• равновесие рынка не гарантирует полную занятость.
5. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РАСТЕТ ЧИСЛО СТОРОННИКОВ КЛАССИЧЕСКИХ ИДЕЙ (неоклассическое направление), которые считают, что должен существовать «естественный уровень безработицы», а избавиться от нее вообще — невозможно.
Занятость населения — важнейшая характеристика макроэкономики.
2.2. Состояние занятости в России
Рыночные реформы радикально изменили многие сферы жизни российского общества, в том числе и трудовые отношения. Появилась занятость основная (та, которую человек считает основной, или дающая основной доход, или занимающая больше времени) и дополнительная (вся остальная, кроме основной). При этом не учитывается занятость в домашнем и личном подсобном хозяйстве, не приносящая дохода.
2.2.1. Избыточная занятость на промышленных
предприятиях России.
Трудоизбыточные предприятия в России — весьма загадочный феномен, что подтверждают как масштабы данного явления (по ряду оценок, трудоизбыточные предприятия составляют 2/3 промышленных предприятий), так и степень экономического благополучия таких предприятий. Представляется, что они напрочь выпадают из стереотипа рационального экономического поведения, предполагающего увязку количества и качества рабочей силы с объемами производства.
Но тем не менее избыточная занятость стала одной из характерных черт экономического поведения предприятий в период их адаптации к рыночным условиям. Данные обследований рынка труда (1994-1997 гг.) Центра исследований рынка труда ИЭ РАН, опираются на субъективные (мнения директоров) и объективные (отчетность предприятий) свидетельства сохранения избыточной занятости на российских промышленных предприятиях. Несмотря на значительное абсолютное сокращение занятых на большинстве обследованных предприятий в течение более пяти лет, на рубеже 1995-1996 гг. отмечается заметное увеличение доли избыточных работников. Субъективные оценки показывают распределение трудоизбыточных предприятий по отраслям, формам собственности, размеру и регионам. Объективные данные отражают динамику использования производственных мощностей, число случаев и продолжительность остановок производства, вынужденных отпусков и работы по сокращенному графику по инициативе администраций предприятий.
Проблема избыточной занятости затронула предприятия всех форм собственности, отраслей и размеров. Если на рубеже 1994-1995 гг. отмечалось некоторое сокращение доли трудоизбыточных предприятий, то с середины 1995 г. она вновь начала расти, достигнув по крайней мере 45% обследованных. «По крайней мере» потому, что именно такую долю составили в 1996 г. предприятия, чьи руководители указали на наличие избыточной рабочей силы. Однако еще как минимум 10-15% обследованных предприятий содержат избыточных работников, о чем свидетельствует практика административных отпусков и полных остановок производства.
Параллельно возросли и средние масштабы избыточной занятости. Она составила в среднем 43% занятых, увеличившись по сравнению с 1994-1995 гг. в 1,6 раза. В 1996 г. на наличие избытка трудовых ресурсов указали 44% обследованных государственных и столько же частных предприятий. В одной из наиболее успешно работающих и рентабельных отраслей — пищевой промышленности — наличие избытка занятых отметили 43% предприятий. Среди предприятий с численностью занятых менее 250 человек избыточная рабочая сила присутствует на 39% предприятий, а с численностью свыше 500 человек — на более 50% предприятий. С 1993 по 1995 г. более чем в два раза возросло число случаев полных остановок предприятий (с 13% в 1993 г. до 33% в 1995 г.). Продолжительность остановок варьирует от нескольких дней до полугода, а средний показатель возрос с пяти недель в 1993 г. до девяти недель в 1995 г. Примерно в два раза увеличилось за тот же период число случаев частичных остановок производства (с 25 до 53%). При этом если в 1993 г. частичные остановки затрагивали в среднем около 15% работников предприятия, то в 1995-1996 гг. — более 1/3 занятых. Доля работников, находившихся в административном отпуске, возросла с 4% занятых на предприятии (май 1993 г.) до 29% (май 1996 г), а доля работающих по сокращенному графику — с 4 до 26% в среднем для каждого обследованного предприятия.
Опыт обследований и результаты анализа данного явления показывают, что для функционирующего предприятия размер излишков трудовых ресурсов не может в течение длительного времени превышать 1/3 занятых. Но в каждом конкретном случае допустимый размер излишков определяется целым комплексом факторов, из которых наиболее существенных два — степень финансового благополучия предприятия и уровень напряженности на рынке труда региона. В связи с накоплением избыточной рабочей силы свыше определенного уровня происходит естественный ее «сброс», так как предприятие оказывается не в состоянии платить «незаработанную» заработную плату большому числу работников. Резкое снижение заработной платы либо коллектива работников в целом, либо отдельных профессиональных категорий вызывает естественный отток работников с предприятия. Поэтому динамика размера и распределения излишков трудовых ресурсов на предприятиях не параллельна нарастанию кризисных явлений, а носит скачкообразный характер.
Проблема избыточной занятости касается большинства обследованных предприятий. Как уже отмечалось, не все руководители трудоизбыточных предприятий отвечают утвердительно на вопрос о наличии у них избыточной рабочей силы. По данным обследования, только за пять месяцев 1997 г. среди предприятий, отрицавших наличие у них избыточных занятых, 16% активно практиковали полные остановки производства средней продолжительностью около б недель, а еще 37% осуществляли частичные остановки производства, средняя продолжительность которых превышала 5,5 недели; при этом в простаивавших подразделениях было занято в среднем 46% работников.
Более того, данные всех обследований показывают, что многие предприятия сознательно содержат избыточную рабочую силу и не собираются ее сокращать (в 1995 г. — 63%, в 1996 г. — 55, в 1997 г. -58%). Сохранение избыточной рабочей силы на предприятии может служить свидетельством как углубления кризиса политики занятости, так и формирования специфической модели адаптации предприятий к складывающимся экономическим условиям1.
2.2.2. Об оценках
масштабов дополнительной
занятости населения.
В условиях сокращения реальной зарплаты и снижения уровня жизни большинства населения России именно дополнительная занятость стала одним из главных способов адаптации людей к современной ситуации в стране. В данной связи представляются актуальными ее изучение, определение реальных масштабов и характеристик.
Существует мнение, что дополнительная занятость широко распространена. Например, по оценкам Госналогслужбы РФ, только втайне от нее (то есть без официальной регистрации) в России прирабатывают около 20 млн. человек. К этой цифре надо добавить тех, кто прирабатывает с соответствующей регистрацией в налоговых органах (около 5 млн. официально работающих пенсионеров, зарегистрированные совместители и т.д. — в сумме еще около 20 млн. человек). В итоге получается, что дополнительную работу имеют 35-40% взрослого населения России.
Согласно пересчету данных ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения) за весну 1995 г. с исключением пенсионеров, студентов, домохозяек, безработных (то есть с максимальным приближением состава могущих иметь дополнительную работу к аналогичному составу в обследованиях Госкомстата), продолжительность дополнительных работ составила 15,7 часа в неделю. Это лишь на 4% больше, чем по данным Госкомстата за тот же период. Аналогичный пересчет для весны 1996 г. привел к уменьшению двухкратного разрыва между данными Госкомстата и ВЦИОМ до вполне допустимых 20%.
Таким образом, с учетом различий методик, применяемых в разных обследованиях, данные о дополнительной занятости оказываются вполне сопоставимыми. Наиболее адекватны современным российским условиям данные ВЦИОМ, согласно которым с точки зрения основного занятия человек может быть не только работающим, но и пенсионером, студентом, безработным, домохозяйкой, военнослужащим и плюс к этому иметь какую-либо дополнительную работу (доходное занятие) на протяжении месяца. Доля имеющих определенное подобным методом дополнительное занятие составляет, по данным опросов, около 13% взрослого населения страны.
Эта цифра занижена из-за того, что люди не всегда сообщают о своей нелегальной (необлагаемой налогами) дополнительной занятости. Но полностью выявить нелегальную занятость с помощью массовых социологических опросов нельзя. Ее масштабы можно попытаться определить лишь на основе экспертных оценок и косвенных методов (сопоставления доходов и расходов и т.п.). При этом доля имеющих дополнительную занятость даже с учетом таких скрывающих дополнительную работу «нелегалов», скорее всего, увеличится незначительно — до 15-18% взрослого населения страны (то есть не более чем на 1/3 по сравнению с данными опросов). В пользу такого соображения говорят по крайней мере два обстоятельства:
— занятость в нелегальной сфере более доходна, чем в легальной. Поэтому даже существенное увеличение за счет нелегальной сферы ВВП страны (как это делается при расчетах Госкомстата) при большей «нелегальности» дополнительной занятости по сравнению с основной обеспечивается при сравнительно меньшем приросте числа имеющих дополнительную занятость — не более чем на 1/3;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.