--PAGE_BREAK--
3.3. Структура, виды, сегментация и инфраструктура рынков.
Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:
· формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная)
· структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной, трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;
· особенностями сферы товарного обращения;
· уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;
· видами торговли, используемыми в стране.
По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
— Рынки благ и услуг;
— рынки средств производства;
— рынки научно-технических разработок;
— рынки ценных бумаг;
— рынки рабочей силы.
Многообразие рынков предполагает коренное изменение всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.
2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:
· рынки товаров производственного назначения;
· рынки товаров народного потребления; продовольственных товаров;
· рынки сырья и материалов и т. д.
Так, на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.
3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:
· внутрирегиональные;
· межрегиональные;
· республиканские;
· межреспубликанские;
· международные (мировые).
Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.
4. По степени ограничения конкуренции различают:
· монопольный;
· олигопольный;
· межотраслевые рынки.
5. По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:
· рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
· рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
· рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами – непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.
6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:
· легальные, т. е. официальные;
· нелегальные, т. е. «теневые», «черные»
Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков:
— рынки товаров и услуг;
— рынки факторов производства;
— финансовые рынки;
— рынки интеллектуального продукта;
— рынки рабочей силы;
— региональные рынки.
Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка – это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использование различных факторов (признаков). Основными из них являются:
1. Географические:по регионам, по административному делению, по плотности населения, по климатическим условиям.
2. Демографические:группировка населения по возрасту, по полу, по размеру, по уровню дохода, по профессиональному составу (научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные), по уровню образования, по религиозной принадлежности, по национальному составу.
3. Психографические: группировка населения по социальному составу (с низким, средним, высоким, очень высоким достатком), по стилю жизни (богемный, элитарный, молодежный, спортивный), по личным качествам.
4. Поведенческие:приобретение товаров носит случайный характер, поиск выгод при покупке товара, статус постоянного клиента, степень нуждаемости в продукте, эмоциональное отношение к продукции.
3.4. Спотовый и срочный рынки.
В современных условиях широкое распространение получили спотовый и срочный рынки. Эти виды рынков тесно связаны между собой. Спотовый рынок определил появление срочного.
Спотовый рынок – это разновидность рынка, на котором осуществляется торговля реальными товарами с немедленной доставкой.
Срочный рынок – это рынок срочных контрактов, т. е. соглашения контрагентов о будущей поставке активов в виде материальных ценностей, товаров, ценных бумаг в установленный срок на согласованных условиях.
На спотовом рынке участвуют хеджеры и торговцы. Спрос и предложение формируются за счет товаров, которые не предназначены для хранения. Хеджеры, осуществляющие сделки по продаже и покупке контрактов, могут продать товар в настоящий момент или продать срочный контракт и хранить товар. Хеджеры фактически формируют на спотовом рыке предложение контрактов, осуществляя тем самым страхование от возможных потерь при колебании цен на те или иные товары. Торговцы формируют запасы товаров относительно ожидаемой цены спот. Действия торговцев определяются текущей и ожидаемой ценой спота на срочном рынке, выполнение срочных контрактов осуществляется в виде форвардных, фьючерсных и опционных контрактов.
Форвардный контракт – это соглашение между контрагентами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается вне биржи. Исполнение контракта осуществляется в соответствии с данными условиями в назначенные сроки. Предметом соглашения могут выступать различные активы – товары, акции, облигации, валюта и т. д.
Фьючерсный контракт – это соглашение о будущей поставке предмета контракта. Фьючерсный контракт отличается от форвардного рядом особенностей. Фьючерсный контракт заключается только на бирже. Биржа сама разрабатывает его условия. Предметом контракта могут выступать материальные активы – бензин, золото, пшеница и финансовые инструменты – валюта, ценные бумаги, фондовые индексы. Исполнение фьючерсных контрактов гарантируется расчетной палатой биржи посредством взимания залогов с участников торгов под открытие позиций. Закрытие позиций происходит путем совершения офсетной сделки, после которой участник фьючерсной торговли больше не несет обязательств исполнения контрактов, а перекладывает их на нового контрагента.
Опционные контракты. Опцион – это двухсторонний договор о передаче права на покупку или продажу определенного базисного актива по определенной цене в определенное время. в контракте участвуют две стороны: покупатель опциона – сторона, приобретающая право на покупку или продажу актива, и продавец – сторона, предоставляющая право поставить или принять актив по требованию покупателя. За полученное право покупатель опциона уплачивает продавцу некоторое вознаграждение, называемое премией.
С точки зрения сроков исполнения опционы подразделяются на 2 типа: американские и европейские. Американские опционы могут быть исполнены в любой день до срока окончания контракта. Европейские – только в день исполнения контракта.
3.5. Модели рыночной экономики
В настоящее время в России создается рыночная модель функционирования всей экономической системы хозяйствования.
В этих особенностях важно изучить особенности используемых моделей в странах с развитой рыночной экономикой. Вначале нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:
· от географического положения;
· от наличия природных ресурсов;
· от исторических условий развития;
· от традиций населения и его обычаев;
· от уровня развития производственных сил;
· от социальной направленности общества.
Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования. Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:
— наличие многообразных форм собственности;
— преобладание свободных цен на товары и услуги;
— развитая система свободной конкуренции;
— распространение предпринимательской деятельности;
— определенная система государственного регулирования экономики.
Можно выделить 7 характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.
1) Американская модель. Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Её характерными особенностями являются:
— малый удельный вес государственной собственности. В конце 70-х гг. государственная собственность в акционерном капитале в промышленности и на транспорте составляла: в США – 10%, в ФРГ – 18, в Великобритании – 24, во Франции – 34, в Италии – 38%.
— минимальная регулирующая роль государства в экономике. В начале 80-х гг. президент Рональд Рейган наметил программу дальнейшего сокращения государственного сектора, сокращения центрального правительственного аппарата, закрытия большого количества социальных программ. В результате этих мер произошла модернизация существующей экономической модели, в которой роль рынка возросла, а государства – сократилась;
— всемерное поощрение предпринимательства. Мелкое предпринимательство в 80-е гг. обеспечивало в США ежегодно примерно 80% новых рабочих мест;
— резкая дифференциация на богатых и бедных;
— большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;
— приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.
2) Японская модель. Формирование современной модели хозяйствования происходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования «в мирных целях» и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленности. К основным чертам японской модели относятся:
— высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малолитражных автомобилей, а с 70-х гг. – производство электроники и компьютеров.
— составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, которые разрабатываются с 1957 года.
— широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;
— незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет 17-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;
— социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.
3) Немецкая модель. Она близка по своему социально-экономическому содержанию к японской модели. Главным идеологом социальной рыночной экономики является Людвиг Эрхард, который в своей книге описал основные принципы функционирования новой немецкой экономики. Отличительными особенностями немецкой модели являются:
— сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем. В Германии традиционно существуют значительные социальные обязательства государства: бесплатная медицина, образование;
— в Германии был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;
— в немецкой модели, так же как и в японской, решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;
— различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является незначительным и составляет 23-кратный разрыв между главой фирмы и служащими.
4) Шведская модель. Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Для шведской модели характерным является низкий уровень безработицы, которая с 1945 г. до начала 70-х гг. составила всего 2%. В Швеции весьма высокий уровень государственного сектора. Большая часть услуг предоставляется в государственном секторе, причем бесплатно. Государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.
5) Французская модель.Она не имеет ярких особенностей. Эта модель – среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регулирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние планы – индикативное планирование. Также для данной модели характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.
6) Южно-корейская модель.Эта модель интересна тем, что её использование в процессе развития экономики позволило Южной Корее за короткий срок из отсталой превратиться в передовую индустриально развитую страну. Отличительной особенностью южно-корейской модели является весьма сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики. Оно включает следующие экономические рычаги:
— планирование экономического развития. Этим занимается государственный плановый орган – Совет экономического планирования. Он с 1962 г. разрабатывает пятилетние планы, имеет право одобрять крупные инвестиционные проекты, принимать решения о выделении бюджетных средств на их финансирование.
— в Южной Корее длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере. Частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х гг. Такая политика позволяла государству концентрировать в своих руках финансовые и валютные ресурсы и эффективно использовать их на развитие приоритетных отраслей;
— регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживалось развитие собственного производства.
Централизованное использование средне- и долгосрочных планов и целевых программ с установлением производственных заданий и сроков их выполнения в сочетании с рыночными методами хозяйствования позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достойное место в мировой цивилизации.
6) Китайская модель. Реформирование экономики Китая началось с преобразований в сельском хозяйстве. Процесс перехода крестьянских дворов на семейный подряд завершился к концу 1984 г. Крестьянские дворы часть произведенной продукции сдают государству по договорам, часть – в счет налогов, часть в фонды местных органов власти, а оставшуюся продукцию крестьянские семьи могут использовать по своему усмотрению. При выборе модели экономического развития для КНР китайские ученые разработали «смешанную модель». Ей сущность состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования. В результате был намечен переход от модели «Централизированной плановой экономики» к модели «Социалистической плановой товарной экономики», сущность которой состоит в том, что социалистическое производство является товарным и взаимодействие межу товаропроизводителями строится на развитии товарно-денежных отношений. Используя разработанные теоретические положения, XIIIсъезд КПК выдвинул принципы, которые были положены в основу осуществления экономических реформ. Главным было признано оживление хозяйственной деятельности предприятий государственного сектора путем отделения права собственности от права хозяйствования. Экономические реформы привели к развитию промышленности на селе. За прошедшее десятилетие там возникло около 8 млн рабочих мест.
в промышленности в результате экономических преобразований возник новый хозяйственный механизм, основанный на использовании различных форм собственности и методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности. новый механизм предоставил возможность предприятиям возможность закупать, производить и продавать продукцию вне рамок плана. В результате доля сверхплановой продукции резко возросла. предприятия получили возможность продавать сверхплановую продукцию на открытом рынке по ценам на 20% выше установленных государством. Все это способствовало оживлению экономики и обеспечению за последние годы самого высокого в мире прироста промышленного производства.
Глава 4. Формирование рыночной экономики в России
На рубеже 90-х годов в России начался переход от плановой системы к рыночной экономике. Как показал опыт, он оказался чрезвычайно тяжелым и, по-видимому, продлится не одно десятилетие. Началом переходного периода принято считать смену политического строя, которая открывает путь для глубоких социально-экономических преобразований. Наиболее общими условиями завершения переходного периода являются формирование целостной системы рыночных институтов, начало устойчивого экономического подъема, активное включение национальной экономики в мирохозяйственные связи, преобладание среднего класса в социальной структуре общества. По сути, речь идет о коренном преобразовании всех сторон жизни общества. Проводимые в переходный период преобразования представляют собой системные реформы. Главные сферы системных реформ в переходной экономике.
1) отношения собственности (преобладание частной или государственной);
2) роль государства в экономике (монополия или регулирование);
3) экономическая среда;
4) организация денежно-кредитной и налогово-бюджетных сфер;
5) система распределения материальных благ и социальных услуг населению;
6) организация и регулирование внешнеэкономических отношений. продолжение
--PAGE_BREAK--