--PAGE_BREAK--Исходя из продолжительности существования безработицы, различают: 1. Краткосрочную безработицу (до 3-х месяцев и от 3-х до 8-ми месяцев); 2. Длительную безработицу (от 8-ми до 18-ти месяцев), которая сопровождается общей деквалификацией безработного, потерей трудовых навыков и способности интенсивно работать в течение необходимого времени;
3. Застойную безработицу (свыше 18-ти месяцев).
1.3. Измерение безработицы.
Уровень безработицы исчисляется как отношение числа безработных лиц к численности экономически активного населения. «Фактический уровень весьма значительно колеблется в разных странах. Подобное многообразие есть результат совокупного воздействия многих факторов, среди которых важнейшее место принадлежит национальным особенностям и отраслевой структуре экономики, характеру государственной экономической политики и другим макроэкономическим показателям. Кроме того, существенное значение имеют законодательные положения и методологии исчисления безработицы».
Уровень безработицы может рассчитываться по методу МОТ и в соответствии со специальными законодательными нормами государства. Подсчёт безработных по методу МОТ предполагает периодичное выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службу занятости. В России подобную работу проводит Государственный комитет по статистике.
«По методике МОТ численность безработных определяется на основе репрезентативных социологических опросов среди различных групп населения. Соответственно и уровень безработицы рассчитывается из полученных данных. В соответствии с российским законодательством безработным считается только тот, кто прошёл соответствующую регистрацию. Поэтому данные об уровне безработицы, рассчитанные на основе отечественной статистики оказываются значительно ниже, чем по методике МОТ. Так, например, в 1998 году, когда после финансового кризиса в России наблюдался самый высокий уровень безработицы, он оценивался всего в 3,2%, в то время как по международным данным её уровень достиг 13,3%».
«В США измерением уровня безработицы занимается Бюро статистики труда (БСТ). Каждый месяц БСТ публикует сведения об уровне безработицы и других параметрах рынка труда, таких как занятость в различных отраслях, средняя продолжительность рабочей недели и среднее время, необходимое для трудоустройства безработного. БТС относит каждого взрослого старше 16 лет к одной из трёх групп: занятый (имеющий работу), безработный, не относящийся к рабочей силе. После того как БТС определяет численность каждой категории опрошенных, она вычисляет различные статистические показатели состояния рынка труда».
Численность рабочей силы определяется как сумма числа занятых и числа безработных:
Рабочая сила = Число занятых + Число безработных
Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение числа безработных к общей численности рабочей силы:
Численность безработных * 100 %
Уровень безработицы =
Рабочая сила
Число безработных зависит от темпов экономического роста и эффективности труда в каждый конкретный период времени, от степени соответствия профессиональной подготовки работников существующему на них спросу, политики занятости в определённом государстве и от конкретной демографической ситуации в нём.
Существует ряд факторов искажающих данные об уровне безработицы. К ним можно отнести: Частичная занятость, рабочие, потерявшие надежду на получение работы, ложная информация.
Как показывает статистика, число безработных значительно возрастает в периоды кризисов. Наибольших размеров безработица достигла в 30-е годы XX века, особенно в период Великой депрессии 1929-1933 годах, когда ею было охвачено 15-25% трудоспособного населения развитых стран. В США в эти годы работы были лишены свыше 10 млн. человек, в то время как в относительно благополучные 1920-1929 годы средняя численность безработных составляла 2,2 млн. человек.
Вторым показателем количественного измерения безработицы является продолжительность. Продолжительность безработицы – это время пребывания в качестве безработного. «В результате исследования этого показателя экономисты пришли к очень важному выводу, что для большинства людей период нахождения без работы оказывается непродолжительным, а основную часть наблюдаемых безработных составляют люди, пребывающие в этом длительное время».
«По данным Федеральной службы по труду и занятости в России в конце мая 2008г. на учете в государственных учреждениях службы занятости населения состояло 1,4 млн. безработных. По сравнению с маем 2007г. численность зарегистрированных безработных сократилась на 178,5 тыс. человек, или на 11,3%. В мае 2008г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров, отнесенных к безработным) превышала численность зарегистрированных безработных в 2,5 раза.
Среднее время поиска работыбезработными в мае 2008г. составило 8,0 месяца и по сравнению с маем 2007 г. уменьшилось на 0,9 месяца.Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 35,7% безработных (в мае 2007г. — 42,6%). Доля застойной безработицы среди сельских жителей, хотя и снизилась за последний год на 9,2 процентных пункта, все еще остается высокой и составляет 44,9%. Среди безработных городских жителей доля застойной безработицы уменьшилась на 4,0 процентных пункта и составила 30,6%.
Средний возраст безработных составил 34,5 года. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 30,1%; лица в возрасте 55 лет и старше — 7,2%.
Среди субъектов Российской Федерации самый низкий уровень безработицы по методологии МОТ наблюдается в Москве и составляет 0,7%. Не превышает 4% уровень безработицы в Санкт-Петербурге (2,2%)Самый высокий уровень безработицы по данным обследования отмечается в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, где уровень безработицы составляет, соответственно, 36,8% и 45,0%».
«Федеральная служба государственной статистики (Росстат) РФ сообщил, что на июнь текущего года Россия занимает предпоследнее место по уровню безработицы среди развитых стран мира. По состоянию на июнь, уровень безработицы в России составил 5,3% от общей численности экономически активного населения, в Японии — 3,9%. По данным, на II квартал 2008 года, безработица в Великобритании зафиксирована на уровне 5,4%. Далее по возрастающей следуют США (5,5%) и Канада (6,2%). В Италии, по данным на май, зарегистрированного безработного населения было 6,5%. Самые высокие показатели, по состоянию на июнь 2008 года, отмечены в Германии (7,3%) и Франции (7,5%)».
Хотя в последние месяцы отмечается рост безработицы. «Так в октябре 2008 года уровень безработицы в США достиг уровня 6,5%. Такой высокий показатель был в последний раз зарегистрирован в марте 1994 года согласно отчет министерства труда США. А в Еврозоне безработица выросла до 7,7%.Число безработных в Еврозоне составило 12млн. Это рост безработицы стал максимальным за 15 лет, а её уровень за два года».
Глава 2. Воздействие безработицы на экономику.
2.1.Причины возникновения безработицы.
Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений безработицы дано в труде Т.Мальтуса «Опыт о законе народонаселения». Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства.
К.Маркс исследовал безработицу в «Капитале». Он отметил, что с техническим прогрессом растут масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это обстоятельство убедило Маркса в том, что экономическое развитие приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Он также допускал и другие ее причины, в частности цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развитого рыночного хозяйства.
Заслуга Дж. М. Кейнса в разработке теории безработицы, которая изложена в его книге «Общая теория занятости, процента и денег». «Решающей причиной безработицы, по его теории, выступает недостаточный объём «эффективного спроса», составными элементами которого, с одной стороны, является спрос на товары личного потребления, а с другой, — спрос на инвестиционные товары (средства производства). Главную причину недостаточности платёжеспособного спроса на потребительские товары Маркс усматривает в возрастающей склонности людей к сбережению, и, соответственно, убывающей склонности к потреблению. Это ведёт к вялости инвестиционного процесса вследствие слабой заинтересованности предпринимателей в осуществлении капитальных вложений и, следовательно, к невозможности обеспечения полной занятости, что ведёт к росту безработицы. Выход он видел в повышении роли государства в формировании совокупного спроса за счёт увеличения государственных расходов, роста государственного спроса».
Критики Кейнса, представители неоклассической школы, видят причины безработицы во вмешательстве государства в экономику. «Рост государственных расходов, по мнения Ф.Хайека, неизбежно ведет к инфляции, которая, достигнув критической отметки, сама становится причиной увеличившейся безработицы. Выход из этого замкнутого круга один – прекратить инфляционную политику полной занятости. Конечно, на первом этапе это приведет к резкому скачку безработицы, но именно это, по идее Хайека, даст возможность выявить все пороки в размещении труда, разработать и осуществить неинфляционными методами программу обеспечения высокого и стабильного уровня занятости».
Монетаристы во главе с М.Фридменом выдвинули концепцию «естественной» безработицы. Ккоторой они относят так называемую фрикционную безработицу. Фрикционная безработица охватывает работников, меняющих по тем или иным причинам место работы, например, мигрирующих в связи с необходимостью смены места жительства. К естественной безработице относят также структурную, вызванную изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производственных процессов. Проблема лишь в том, насколько быстро безработные смогут приспособиться к изменившимся условиям на рынке труда.
Но до сих пор не одно экономическое учение не является бесспорным с точки зрения объяснения причин безработицы и занятости. Все имеющиеся взгляды на причины безработицы можно сгруппировать следующим образом.
Грегори Мэнкью выделяет четыре причины, по которым реальный рынок труда не обеспечивает абсолютную занятость:
1) Закон о минимальной заработной плате.
Данный рисунок иллюстрирует роль минимальной заработной платы в рыночной экономике. «Когда в результате закона о минимальной оплате труда её величина оказывается выше уровня точки равновесия, предложение рабочей силы растёт, а спрос на неё снижается, в результате чего образуется избыток предложения над спросом. Поскольку число желающих трудоустроиться превышает число имеющихся вакансий, возникает безработица. Любое превышение заработной платы приводит к безработице».
2)Деятельность профсоюзов. Профсоюзами называются организации трудящихся, занимающиеся ведением переговоров с работодателями по вопросам заработной платы и условий труда. Когда профсоюзы добиваются заработной платы, прерывающей равновесный уровень, спрос на рабочую силу снижается, а её предложение и безработица увеличиваются
3) Роль эффективной оплаты труда. «Эта причина существования безработицы объясняется с помощью теории эффективной заработной платы, согласно которой эффективность труда работников повышается, если оплата их труда превышает равновесный уровень. Поэтому фирмам выгодно поддерживать завышенную заработную плату даже при наличии избытка предложения рабочей силы, поскольку это приводит к росту производительности труда её работников».
4) Поиск подходящей работы. Поиск работы никак не связан с изменениями спроса и предложения на рынке труда и обусловлен тем, что безработный ищёт подходящее ему рабочее место.
«Мощным фактором, оказывающим влияние на безработицу, является научно-технический процесс. Повышение производительности труда ведёт к уменьшению затрат живого труда в расчёте на единицу продукции и, соответственно, к сокращению численности занятых в отраслях, в широких масштабах применяющий новейшие достижения НТР. Чем выше уровень производительности труда, тем больше сокращение потребности в рабочей силе. Это оборачивается для общества обострением проблемы занятости и увеличением безработицы».
2.2 Последствия безработицы.
Безработица действует отрицательно на состояние общества в разных аспектах. Можно выделить следующие:
· Экономические
· Социально – психологические
· Политические
«Главным экономическим последствие безработицы является невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривой своих потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объёма национального валового продукта (ВНП). Это отставание представляет собой объём, на который фактический ВНП меньше потенциального ВНП. Потенциальный ВНП определяется из предложения о том, что существует естественный уровень безработицы при нормальных темпах экономического роста. Чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП».
Разрыв ВНП – это разность между потенциальным (в условиях полной занятости) и фактическим (при фактическом уровне безработице) выпуском продукции, выраженным в процентах к потенциальному выпуску:
Математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием объёмов ВНП выразил американский экономист Артур Оукен. Это отношение известно как закон Оукена. «Согласно этому закону, уровень безработицы остаётся без изменения в любой год, когда реальный объём общественного производства (реальный национальный продукт) возрастает точно на такой же процент, что и естественный объём общественного производства. А.Оукеном было установлен, что каждые 2%, на которые реальный объём производства превышает свой естественный уровень, соответствует снижению уровня безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы. Существует и обратная взаимосвязь: каждые 2% сокращения реально объёма общественного производства ниже естественного уровня увеличивают уровень безработицы на 1% по сравнению с её естественным уровнем».
«Безработица, уменьшая объёмы ВНП, приводит к сокращению налогов, поступаемых государству. Это связано со снижением налогооблагаемой базы, образуемой юридическими лицами, и уменьшением поступления налогов от физических лиц. Помимо того, безработица увеличивает расходы государства по мере её роста».
Для человека безработица означает потерю постоянного дохода. В условиях, когда доходы находятся на низком уровне и, у человека нет возможности создавать какие-либо другие денежные накопления, потеря единственного источника существования является большой бедой для него. Последствием безработицы можно считать усиление конкуренции на рынке труда между людьми за наиболее престижные рабочие места. Ее высокий уровень может привести к тому, что некоторым группам населения будут вынуждены замещать не престижные и неинтересные для них рабочие места. Такая трудовая деятельность носит вынужденный характер и не может быть высокоэффективной.
Помимо экономических безработица вызывает ряд социально-психологических проблем. Уменьшение доходов, усиливает дифференциацию населения, создаёт атмосферу неуверенности в завтрашнем дне, вызывает состояние стресса. «По мнению австрийского психолога В.Франка, труд является одним из приоритетов ценностей человека. Стремление к поиску смысла жизни и реализации своих возможностей есть врождённая мотивационная тенденция человека, которая определяет поведение и развитие личности. Отсутствие смысла жизни порождает состояние, которое В.Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. Наиболее ярко это состояние проявляется в тех случаях, когда работа полностью исключается из жизни человека. Австрийский психолог вводит понятие «невроз безработицы», наиболее ярким симптомом, которого является апатия. Иногда это состояние вызывает чувство разочарования в жизни, приводит к раздражительности и безразличия, а нередко к усилению агрессивности, протесту против условий и сил, которые привели к безработице. Рост смертности от сердечных заболеваний, увеличение количества самоубийств и правонарушений напрямую связано с ростом количества безработных».
При определённых условиях безработица может приводить и к политическим последствия. «Её высокий уровень стимулирует массовые выступления против правительства, в результате чего последнее может уйти в отставку».
Безработица оказывает влияние как на развития экономики и общества в целом, так и на жизнедеятельности отдельного человека и его семьи. Поэтому последствия разграничивают с позиции макроуровня и микроуровня.
К последствиям на макроуровне относятся:
1. Падение валового национального продукта
2. Дифференциация доходов населения
3. Усиление социальной направленности в обществе
4. Увеличение мобильности рабочей силы
5. Сокращение излишней численности рабочей силы
6. Рост объёмов скрытой безработицы
7. Совершенствование профессиональной структуры рабочего класса
8. Сокращение престижа квалифицированного труд
К последствиям безработицы на микроуровне можно отнести следующее:
1. Падение материального достатка семей безработных
2. Рост девиантного поведения
3. Потеря самоуважения в связи с потерей работы
4. Увеличение депрессивных состояний
5. Чувство неуверенности в будущем
6. Распад семей безработных
7. Потеря квалификации безработными
Кроме негативных последствий безработицы безработица оказывает и положительное влияние на рынок рабочей силы. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейший фактор развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд в связи с вводом в действие новых объектов хозяйственной деятельности. Также благодаря безработице происходит перераспределение кадров и их сосредоточение в тех видах деятельности, которые сегодня нужны потребителям. Кроме того, рост безработицы даёт сигнал работнику о том, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели. Всё это в определённой степени стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионально мастерства.
2.3. Методы борьбы.
Безработица оказывает тяжёлые последствия, как для целой страны, так и для отдельных её жителей. Поэтому необходимо целенаправленное вмешательство органов занятости на ранних фазах безработицы, чтобы облегчить психологическое и материальное состояние безработного и перевести его из незащищённого положения в относительно защищённое.
«Современный рынок труда стал объектом активного государственного вмешательства, спрос на труд во многих случаях тщательно планируется и обеспечивается заранее. Рынок труда, как и рынки любых других товаров, стал регулируемым как изнутри (работодателями и профсоюзами), так и извне (государством)».
Защита от безработицы является неотъемлемым элементом государственной политики. «Эта политика предполагает содействие занятости, материальную поддержку соответствующих групп населения, то есть компенсацию определённой доли потерянного дохода, а также вывод с рынка труда отдельных категорий безработных. Она направлена на решение таких важных социально-экономических задач, как сохранение и возможность более полное использования трудового потенциала населения, с одной стороны, и снижение социальной напряжённости, связанной с наличием в обществе групп, утративших доход и социальный статус, с другой. Степень и формы участия государства в решении указанных проблем, институциональная база защиты от безработицы, набор применяемых инструментов и методов в различных странах неодинаковы. В развитии рыночных экономиках это направление политики является важнейшей составляющей деятельности государства».
Многообразие типов безработицы делают задачу её сокращения чрезвычайно сложной. Так уровень безработицы фрикционной безработицы может быть снижен:
1) Уменьшения информационного обеспечения рынка. Государство может помочь фрикционным безработным уменьшить время, необходимое для отыскания новой работы. Государство, например, может способствовать обеспечению информации большего и лучшего качества. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают её безработным
2) Устранение факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого прежде всего необходимо: создание развитого рынка жилья, увеличение масштабов жилищного строительства и отмена административных преград для переезда из одного населённого пункта в другой.
На протяжении первой половины 90-х годов в России было сделано немало в этом направлении: проведена приватизация жилья, разрешена торговля жильём, ликвидирована система прописки.
Уровень структурной безработицы, может быть снижен, благодаря более решительной государственной политики обеспечения безработных необходимыми знаниями и навыками для заполнения имеющихся рабочих вакансий. Для достижения этой цели государство, например, может финансировать программы, как переобучения структурных безработных, так и создания общественных рабочих мест (государственное строительство дорог, мостов, общественных зданий и т.п.)».
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для борьбы сданным типом безработицы приходится использовать множество различных мер. Рассмотрим некоторые из них.
Одним из способов борьбы с безработицей является «создание условий для роста спроса на рынке труда. Спрос на рынке труда зависит от ситуации на рынках товаров и услуг. Следовательно, занятость возрастает, безработица падает, если товарные рынки предъявляют большой спрос и для его удовлетворения необходимо будет нанять дополнительных работников». Поэтому многие политики призывают к привлечению в экономику дополнительных денег. Это приведёт к повышению доходов граждан, затем росту спроса на товары, следовательно, произойдёт рост производства пользующихся спросом товаров, что в конечном итоге приведёт к росту занятости на предприятиях, производящих эти товары. Большим недостатком этой политики является возможность резкого увеличения инфляции.
Другой способ – создание условий для сокращения предложения. Чем меньше людей претендует на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально. Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности выхода на пенсии работникам, ещё не достигшим пенсионного возраста. Этот способ может применяться в ограниченных масштабах, так как влечёт существенное увеличение пенсионных выплат.
Ещё одним методом борьбы является создание условий занятости для роста самозанятости. Смысл этого заключается в том, что, если людям не удаётся найти работу по найму, им помогают открыть собственное дело. Содержание этих программ может быть различным. Так, например, в некоторых странах создаются специальные помещения, которыми в течение некоторого времени бесплатно могут пользоваться новые фирмы. Развившись, получая прибыль, эти фирмы освобождают помещения, уступая место другим. В России поддержку самозанятости осуществляет государство. Принята специальная программа поддержки малого бизнеса, реализацией которого занимается Министерство по антимонопольной политике.
Сокращению безработицы способствует реализация программ поддержки молодых работников. Безработица отражается тяжелее всего на пожилых и молодых группах населения, так как их никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности (в связи с возрастом) и отсутствия опыта. «Для помощи молодёжи могут использовать различные методы: экономическое стимулирование молодёжной занятости; созданию специальных фирм, предлагающим работу для молодёжи; создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки».Помимо всего вышеуказанного, важную роль в предупреждении безработицы является создание в стране достаточно гибкой системы образования, «которая должна быть способна реагировать на изменения в структуре спроса на рынке труда. Это касается как среднего, так и высшего образования».
Существует множество методов сокращения безработицы. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. И в заключение необходимо отметить, что проведение соответствующей политики занятости является важной задачей государства и, она должна быть направлена на увеличения использования трудового потенциала населения. продолжение
--PAGE_BREAK--