Этотраздел бизнес-плана готовится только теми предпринимателями, которые собираютсязаниматься производством. Главная задача здесь — доказать потенциальнымпартнерам, что вы будете в состоянии реально производить нужное количествотоваров в нужные сроки и с требуемым качеством. Во всем мире финансисты вникаютво все детали производственного цикла заемщиков — конечно, не для того, чтобыпредлагать им свои решения, а потому, что хотят оценить квалификациюруководства фирмы и обоснованность ее планов. Чтобы удовлетворить этот интереснадо ответить на множество вопросов. В сам бизнес-план включить ответы лишь наосновные из них, а детали можно перенести в приложения, объем которыхнеограничен.
Каковыже основные вопросы, на которые надо ответить в этом разделе бизнес-плана? Этопрежде всего: — Где будут производиться товары — на действующем или вновьсоздаваемом предприятии? — Какие для этого потребуются производственныемощности и как они будут возрастать год от года? — Где и у кого, на какихусловиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие? Какова репутацияэтих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними? — Предполагается липроизводственная кооперация и с кем? — Возможно ли какое-нибудь лимитированиеобъемов производства и поставок ресурсов? — Какое оборудование потребуется игде намечается его приобрести? Возможны ли при этом проблемы и какого рода?Данные этого раздела желательно приводить в перспективе на 2-3 года вперед, адля крупных предприятий — и на 4-5 лет.
Оченьполезным элементом здесь может стать схема производственных потоков напредприятии. На этой схеме должно быть наглядно показано, откуда и как будутпоступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будутперерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться сВашего предприятия.
Наэтой схеме обязательно должно найтись место и для процессов контроля качества.Необходимо отметить на каких стадиях и какими методами будет проводитьсяконтроль качества и какими стандартами при этом будете руководствоваться.Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства иее динамики на перспективу. В издержки включаются затраты, связанные сутилизацией отходов и охраной окружающей среды. Для новых предприятий вбизнес-планах порой выделяют специальный раздел — «Местоположение».Это особенно важно для предприятий, создающих большую нагрузку на окружающуюсреду, и для мелких предприятий торговли, сервиса и общественного питания.
И,как всегда, подумайте над следующими вопросами: — У Вас есть планпроизводства, базирующийся на ожидаемых объемах продаж? — Вы разработалидетальный план производства на ближайшие два-три месяца? — Вы или другие лица,связанные с производством, регулярно анализируете все возможности упрощениятехнологического процесса? — Вы регулярно следите или будете следить зановинками в области производственного и транспортного оборудования, а также зановейшими технологиями? — Вы подготовили Ваши дела так, чтобы производственныйпроцесс протекал без неожиданностей? — У Вас разработан план профилактическогоремонтного обслуживания применяемого оборудования? Предусматривает ли Вашпроизводственный план оптимизацию размещения оборудования? Вы собираетесьразрабатывать, регулярно обновлять и применять производственные и финансовыенормативы при выпуске Вашей продукции? Предусмотрена ли Вами система измеренияи контроля производственных процессов, позволяющая получать своевременные ирегулярные сведения о производственных результатах и затратах (количествевыпускаемой продукции, израсходованного времени и материалов и т.д.)?Контролируете ли Вы качество Вашей продукции? Как? Понимаете ли Вы, чтоконтроль качества Вашей продукции не должен быть обязанностью толькоспециальных служб? Это задача каждого служащего.
Выпродумали, как привлечь все подразделения Вашего предприятия к участию в работепо улучшению качества выпускаемой продукции? Понимают ли сотрудники каждогоподразделения роль других в повышении качества продукции? Предусматривает лиВаш производственный план обязательный обмен информацией о возможных улучшенияхкачества продукции между разными подразделениями Вашего предприятия?Предусматриваете ли Вы тесную взаимосвязь между качеством и ценой Вашейпродукции? Как этот вопрос решают Ваши конкуренты? Регулярно ли Вы собираете ианализируете мнения потребителей о качестве выпускаемой Вами продукции?Предусматриваете ли Вы в будущем время и средства на поддержание высочайшегоуровня контроля качества Вашей продукции? Предусматривает ли Ваш планрегулярные консультации с внешними специалистами в области контроля качества?Правовой статус организации (юридический план) В этом разделе, который особенноважен для новых предприятий и фирм, указывается та форма, в которой намечаетсявести дела. Практически, речь идет о форме собственности и правовом статусеорганизации: частная фирма, кооператив, государственное предприятие, СП и такдалее.
Каждаяиз этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые тоже могутповлиять на успех проекта и потому небезынтересны для инвесторов и партнеров.Конкретное наполнение раздела соответственно зависит от выбранной правовойформы организации. Одно дело, если это государственное предприятие и надоразъяснить систему Вашей подчиненности и границы начальственного вмешательствав хозяйственную деятельность. И другое, если Вы собираетесь создаватьакционерное общество и надо объяснить будущее распределение акционерного капиталамежду возможными акционерами. Не забывайте, что западные инвесторы предпочитаютиметь дело с частными предпринимателями, вкладывающими в дело свои собственныесредства.
Понимая,что многие начинающие предприниматели не обладают достаточными знаниями в вопросахправового статуса предприятий, мы приводим классификацию предприятий взависимости от форм собственности Классификация промышленных предприятий поформам собственности
Формасобственности
Видпромышленного предприятия 1.Частная собственность граждан Индивидуальное,семейное предприятие 2.Коллективная Коллективное предприятие Производственныйкооператив; Предприятие, принадлежащее кооперативу Акционерное или другоехозяйственное товарищество; Предприятие, принадлежащее такому товариществуПредприятие общественной организации Предприятие религиозной организации3.Государственная Государственное предприятие Государственное предприятиеавтономной республики Государственное предприятиеадминистративно-территориальной единицы 4.Смешанная Частично выкупленноеарендное предприятие Акционерное предприятие, часть которого принадлежит Фондугосударственного имущества Коллективные предприятия, часть имущества которых(пай) принадлежит Фонду государственного имущества
Совместныепредприятия
Всеперечисленные выше виды предприятий являются хозрасчетными, то естьфункционирующими в условиях рыночной экономики на принципах самофинансированияи самоокупаемости.
Какследствие развития предпринимательства, и в частности малого бизнеса, внастоящее время возник новый класс предприятий — малые предприятия.
Кэтому классу предприятие может быть отнесено в соответствии с объемамихозяйственного оборота и численностью занятых независимо от форм собственности.Эффективность малых предприятий состоит в том, что они способны активизироватьструктурную перестройку экономики, дать широкую основу выбора потенциальнымпотребителям и новые рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат,оперативно реагировать на изменения потребительского спроса. Малое предприятие- наиболее короткий путь к успеху для начинающего предпринимателя, особенно, всфере перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства.
Опытхозяйствования в экономически развитых странах свидетельствует, что малыйбизнес составляет наибольший сектор их экономики. В Японии на него приходитсяоколо 55 % реализованной промышленной продукции, около 60% объема оптовойторговли и более, чем 80% розничной. В обрабатывающей промышленности Япониифункционирует 6,5 млн. небольших производств, что составляет 99% общей численностипредприятий страны, на них работает 40 млн. чел., или более 80% занятых. В СШАна долю малого бизнеса приходится 54,5% занятых, а с учетом среднихпредприятий- 78,5%.
Опытстран с рыночной экономикой свидетельствует о высокой экономической эффективностималого бизнеса. Свободная рыночная конкуренция заставляет малые предприятияпостоянно приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям; более того, ониконкурентно влияют на большие фирмы, эффективно сдерживая присущую гигантамтенденцию к застою. Во всем мире малое предпринимательство пользуетсягосударственной поддержкой. Наша страна еще должна создать соответствующиеэффективные механизмы и программы.
Насовременном этапе происходит отделение функций государственного управления отфункций непосредственного хозяйствования, переход от преимущественновертикальных к горизонтальным структурам и связям, создание новых для нашейэкономики организационно-правовых структур — концернов, консорциумов,хозяйственных ассоциаций и т.п.
Характернойчертой ассоциативных структур является то, что они не находятся в сфере прямогогосударственного управления, не подчиняются ведомственным органам, афункционируют в хозрасчетной сфере на принципах хозяйственного самоуправления,то есть становятся самостоятельными товаропроизводителями, полноправнымиучастниками процесса рыночного обмена.
Впомощь начинающему предпринимателю мы приводим определения, наиболеераспространенных видов добровольных объединений предприятий.
Концерн- объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основедобровольной централизации функций научно-технического и производственногоразвития, инвестиционной, финансовой, природоохранной, внешнеэкономической идругой деятельности, а также хозрасчетное обслуживание предприятий. Концернпредставляет интересы предприятий-участников во взаимоотношениях с другимиорганизациями и органами управления. Участники концерна не могут бытьодновременно в составе других концернов.
Хозяйственнаяассоциация — договорное объединение предприятий с целью координациипроизводственно-хозяйственной деятельности для решения определенных задач,углубления специализации и развития кооперации, организации совместныхпроизводств. Участие в ассоциации накладывает на предприятие менее жесткиеограничения, чем в концерне: объединяя часть своих финансовых и материальныхресурсов, предприятия могут участвовать в других договорных объединениях безсогласования с членами ассоциации.
Консорциум- временное добровольное объединение предприятий с целью решения конкретных задач,а именно: акционерного товарищества является собрание акционеров, котороеизбирает правление осуществляющее оперативное управление деятельностьюпредприятия. Разновидностью акционерного товарищества является товарищество сограниченной ответственностью, уставный фонд которого разделяется на доли(паи), размер их определяется уставными документами; такое товарищество несетответственность по обязательствам только в пределах своего имущества, а членытоварищества — в пределах своих вкладов.
Ассоциативныеформы совместной деятельности предприятий соответствуют задачам перехода кэкономическим методам управления. Развитие многоотраслевых концернов и другихобъединений ассоциативного типа на основе акционерной формы собственностипоможет преодолеть гипертрофию вертикальных связей в экономике так как они небудут ограничиваться охватом лишь непосредственных производственных единиц, авключат в себя предприятия и организации, стоящие на пред производственнойстадии (научно-исследовательские, проектно-конструкторские, опытныепроизводства), а также непосредственных потребителей выпускаемой продукции (такназываемая «система участии» — перекрестное владение акциями), тоесть всю совокупность связей между участниками общественного производства,находящимися на различных стадиях. воспроизводственного цикла. Такая структуравзаимосвязей дает возможность проследить весь жизненный цикл продукции отпоявления «идеи» до ее производственного изготовления, то естьсоздает возможности формирования цивилизованного рынка.
Выбираяорганизационно-правовой статус вашей фирмы, думайте о наиболее эффективнойприспособленности к условиям рынка, на который Вы хотите направить своюпродукцию.
Финансовыйплан
Деловыелюди делятся на тех, кто любит работать с цифрами и тех, кто боится их. Длятех, кто относятся к первой категории, этот раздел бизнес-плана, несомненно,самый интересный. Если же Вы относите себя ко второй категории, Вы, возможно,будете напуганы количеством форм, которые необходимо заполнить для разработкиэтого раздела. Однако, это нужно сделать: ни один инвестор не реализациицелевых программ и проектов, в первую очередь научно-технических,инвестиционных, природоохранных и т.п.
Объединяютсяпредприятия любой формы собственности. Решив задачу, консорциум прекращает своюдеятельность. Участники сохраняют свою хозяйственную самостоятельность, могутпринимать участие в других консорциумах, ассоциациях, совместных предприятиях.
Акционерноетоварищество — это одновременно и организационная форма предприятия(объединения), и форма реализации акционерной собственности.
Основныесредства данного предприятия разделяются на части, каждую из которыхпредставляет ценная бумага — акция; высшим вложит деньги в производство, неизучив внимательно финансовый план.
Этотраздел бизнес-плана призван обобщить предыдущие материалы и представить их вцифровом, а вернее в стоимостном выражении. В цифрах нет ничего магического,волшебного, а тем более опасного. Они просто отражают решения, которые Выписьменно изложили в предыдущих разделах. Если Вы решили еженедельно размещатьрекламу Вашего товара в местной газете, в Вашем финансовом плане должна бытьцифра, отражающая это решение. Если Вы хотите продавать часть товара попониженным ценам, соответствующая цифра будет отражать это в бизнес-плане.
Каждоеделовое решение сопровождается цифрой, а взятые все вместе эти цифры формируютоснову Вашего финансового плана. Эти цифры нельзя взять просто «спотолка», потому что все финансовые формы связаны между собой и однаошибка порождает другую. Поэтому Ваши цифры всегда должны быть результатомтщательных расчетов.
Дажеесли Вы не в состоянии сами подготовить финансовый отчет, Вы должны уметь егочитать и анализировать. Только тогда Вы можете успешно руководить компанией.Сделайте привычкой читать финансовые отчеты Вашей компании ежемесячно. Не ждитедоклада Вашего бухгалтера. Знакомьтесь с информацией об объемах продажрегулярно. Вы будете чувствовать себя более уверенно, принимая решения,базирующиеся на финансовой информации. Никогда не связывайте свои деловыерешения с настроением. В основе всех решений должна лежать финансоваяинформация. Обязательно возьмите «уроки» у профессиональногобухгалтера, который объяснит Вам все финансовые термины и научит читатьфинансовый отчет.
Можнопорекомендовать использовать для составления финансового плана и в дальнейшейработе компьютерные бухгалтерские программы, такие как Lotus 1-2-3, Excel или Quattro Pro. Этипрограммы широко доступны и удобны для людей, имеющих опыт как в бизнесе, так иумеющих работать с компьютером. Для начинающих же финансистов больше подходитпрограмма Microsoft Works. Виды финансовых форм Финансовый раздел бизнес-планадолжен содержать три наиболее важных формы: — Отчет о прибылях и убытках (Внашей практике этот отчет носит название «Отчет о финансовых результатах иих использовании» — форма 2). Отчет о движении наличности.
Баланспредприятия
Обычноинвесторы хотят видеть финансовые показатели на три или даже пять лет вперед(для новых компаний), а для действующих, кроме того, и за три-пять прошедшихлет. При этом данные формы предоставляются за пять лет по годам, а также запервый год — по месяцам и за второй год — по кварталам.
Отчето прибылях и убытках показывает — будет ли получать (или для действующейкомпании — получает ли уже) Ваша компания прибыль, то есть уровень прибыльностиВашей компании, сколько денег Вы будете иметь после всех произведенныхрасходов. Однако этот отчет не отражает общую «стоимость» Вашейкомпании, а также какой наличностью она располагает. Компания может начать терятьденьги, что отразится в этом же отчете, однако, стоимость ее может оставатьсявсе еще достаточно большой, или же компания может быть прибыльной, но не иметьдостаточно наличности, чтобы платить по счетам (из-за проблем в движенииналичности). Однако, ни одна из этих ситуаций не раскрывается в отчете оприбылях и убытках.
Читатьэтот отчет нужно сверху вниз. Верхняя строка отражает общий объем продаж.Вторая — включенный в нее налог на добавленную стоимость (НДС). В последующихстроках представлены произведенные расходы. Разница между объемом продаж (завычетом НДС) и затратами показывает балансовую прибыль. Сумма прибыли иначисленной заработной платы составляет налогооблагаемый доход. Последняястрока отчета о прибылях и убытках — доход, остающийся в распоряжении фирмы.Если расходы компании превышают доходы, в последней строке отчета о прибылях иубытках будет стоять отрицательное число в западной практике бухгалтерскогоучета знак минус "-" заменяется скобками ( ).
Отчето движении наличности — показывает, есть ли (или будет) у компании наличность,чтобы платить по счетам. Этот отчет один из наиболее важных финансовыхдокументов. И хотя в нашей практике бухгалтерского учета он не является внастоящее время обязательным, при составлении бизнес-плана Вам без него необойтись. Ведь если Вы не сможете платить своим рабочим и служащим, оплачиватьсчета поставщиков. Вы не сможете, вести дело долго и Вы, конечно, не сможетеспать по ночам.
Отчето движении наличности не характеризует вашу прибыль. Он только показывает,сколько денег Вы имеете в банке, сколько наличных денег «приходит» насчет и «уходит» со счета в каждом месяце года. Этот отчет особенноважен для предприятий, объемы работ которых зависят от сезонности и связаны сбольшими сезонными запасами сырья (например, предприятия по переработкесельскохозяйственной продукции), или для тех, кто продает свою продукцию вкредит. Вы обязательно должны планировать разрыв (лаг) между временем оплатысчетов за материалы и реальным временем получения денег за проданную продукцию.
Разрабатываяэту форму, показывайте отдельно наличность, которую Вы будете получать отпродаж Вашей продукции и от других видов деятельности (например, финансовыеоперации, проценты, выплачиваемые Вам банком, получение инвестиций). Это дастВам ясную картину источников поступления наличности и покажет возможностьпродажи Ваших товаров в кредит.
Баланспредприятия — показывает, сколько стоит Ваша компания. Для новичков в бизнесеэто наименее понятная форма. Баланс дает «моментальный снимок»стоимости Вашей компании. В активе баланса указывается стоимость всех еесоставляющих (земля, здания, машины, оборудование, запасы товарно-материальныхценностей), а в пассиве — размер всех ее обязательств (полученные кредиты,акционерный капитал, расчеты с кредиторами, ссуды работникам компании и т.д.).
Разницамежду активами предприятия и долго- и краткосрочными обязательствами компании(актив минус итоги по разделам II и III пассива) показывает ее чистуюстоимость, есть итог по разделу I пассива баланса «Источники собственных иприравненных к ним средств». Эти цифры также показываются в«пассиве» баланса. Поэтому «актив» и «пассив»всегда равны.
Именнопоэтому этот документ носит название «Баланс».
Дляподготовки «Баланса» обязательно привлеките профессиональногобухгалтера, особенно для расчета таких показателей. Как «амортизация»(износ) или «производственные запасы» и «готоваяпродукция». Однако, помните, что Вы должны понимать значения всехпоказателей и уметь «читать» баланс.
Финансовыйплан содержит также расчет точки безубыточности производства.
Графикдостижения безубыточности — это схема, показывающая влияние на прибыль объемовпроизводства, отпускной цены и себестоимости продукции (в разбивке наусловно-постоянные и условно-переменные издержки).
Объемвыпуска, при котором достигается безубыточность.
Такимобразом, с помощью этого графика можно найти так называемую точкубезубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая,показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен),пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции.
Очевидно,что при этом объеме выпуска продукции будет, наконец, достигнута безубыточностьпроизводства, и дальнейшее увеличение объемов реализации приведет к появлениюприбыли.
Программа инвестирования
Вэтом разделе необходимо изложить план получения средств для создания илирасширения предприятия. Первый вопрос: сколько вообще нужно средств дляреализации данного проекта? Вопрос второй: откуда намечается получить этиденьги, в какой форме? И третий вопрос: когда можно ожидать полного возвратаполученных средств и получения инвесторами дохода от них? Ответы на первый итретий вопросы вытекают из предыдущего раздела бизнес-плана — «Финансовыйплан». Относительно второго вопроса можно сказать следующее.Финансирование через кредиты предпочтительно для проектов, связных срасширением производства на уже действующих (и действующих успешно)предприятиях. С одной стороны, от таких предприятий банкиры не будут требоватьповышенной платы за кредит, так как рисковость вложений здесь не слишкомвелика, а с другой стороны — не составит проблемы найти материальноеобеспечение кредитов: в качестве его могут выступить уже имеющиеся активы.
Привлекаядля финансирования своего проекта кредитные средства, не забывайте овозможности получения не только банковского, но и коммерческого кредита,который может быть предоставлен на значительно более льготных условиях(например, участниками рассматриваемого проекта).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта mlmbiz.ru/