Содержание
Введение
1. Понятие и сущностьбезработицы
1.1 Основные виды иподвиды безработицы
1.2 Причины и особенностибезработицы в России
1.3 Последствиябезработицы
2. Занятость: понятие,принципы и виды
2.1 Виды занятости
2.2 Факторы, влияющие надинамику занятости и безработицы
3. Государственноерегулирование занятости и безработицы
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Актуальностьтемы состоит в том, что безработица и занятость населения относятся к важнейшиммакроэкономическим проблемам, оказывающим наиболее прямое и сильное воздействиена каждого человека. Потеря работы для большинства людей означаетнеустойчивость экономического положения и снижение жизненного уровня. Занятостьраскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанныйс удовлетворением его потребностей в сфере труда. Как социально-экономическаякатегория занятости характеризует деятельность граждан, связанную судовлетворением личных и общественных потребностей.
Безработицаоказывает негативное влияние не только на человека, потерявшего работу, но и наэкономику государства, например, происходит сокращение налоговых поступлений вбюджет, растут государственные расходы. Также как показывают экономическиеисследователи, длительная безработица снижает уровень заработанной платыработников.
Безработицапорождает не только экономические последствия, но и серьезные нравственно-психологические, социальные и политические проблемы. Безработный человек теряетсамооценку, начинает чувствовать себя лишним и не нужным в обществе, чтоотрицательно сказывается на нравственном облике человека, вредит егопсихологическому и физическому здоровью, подрывает устой семьи, человек можетпойти на крайние поступки и преступления, чтобы заработать деньги.
Безусловно,процессы занятости и безработицы должны регулироваться государством, для чего ипроводится политика занятости. Государство поддерживает безработных гражданпутем материальных выплат (пособие по безработицы), оказывает содействие втрудоустройстве.
Любая экономическаясистема для сохранения желаемой стабильности стремится поддерживать в процессесвоего развития полную занятость дееспособного населения, обеспечивающую припрочих равных условиях максимально возможный объем производства ВНП. Полнуюзанятость можно, казалось бы, трактовать как 100-процентную занятостьтрудоспособного населения страны, желающего работать. Однако это не так.Некоторый уровень безработицы в любой экономической системе считается вполненормальным и оправданным.
Цель курсовойработы – охарактеризовать безработицу и занятость населения и раскрыть механизмгосударственного регулирования данных явлений.
В связи споставленной целью задачи курсовой работы заключаются в следующем:
— раскрытьсущность, понятие и виды безработицы;
— определитьфакторы, способствующие безработице в России;
— разъяснитьтакие понятия как полная занятость и эффективная занятость;
— рассмотретьпути регулирования и принятие решений, связанных с устранением безработицы илиснижением ее уровня, а также изучение мер государственной политики, влияющих назанятость населения.
Для написанияконтрольной работы использовались научные труды таких авторов как Чижовой Е.Н..,Видяпина В.И. А.И., Добрынина А.И., Грязновой А.Г. и др.
1. Понятие исущность безработицы
В рыночной экономикевсегда существует определенное количество людей, не имеющих работы. Однако невсякий неработающий человек считается безработным. Очевидно, что дети,престарелые и инвалиды не относятся к трудоспособному населению. Люди,обладающие каким-то доходом или просто не желающие работать, также не относятсяк безработным. Безработный — это человек в трудоспособном возрасте (от 16 до 60лет), не имеющий работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу иготовый приступить к ней.
Безработица —социально-экономическое явление, когда часть активного населения не можетприменить свою рабочую силу. Безработица означает неспособность государстваэффективно использовать один из важнейших факторов производства — труд.
1.1 Основныевиды и подвиды безработицы
Можновыделить три вида безработицы: естественная, вынужденная и циклическая. В то жевремя естественная безработица включает в себя подвиды: это фрикционная,добровольная и институциональная безработица.
Естественнаябезработица находит свое проявление в нескольких формах своего существования:фрикционной, добровольной, институциональной.
— Фрикционнаябезработица. Она характеризует процесс миграции рабочей силы с однихпредприятий на другие в поисках лучшего более выгодного приложения своихспособностей и усилий. Эта форма безработицы представляет собой естественныйпроцесс перераспределения трудовых ресурсов в соответствии с имеющейсяструктурой рабочих мест. Фрикционная безработица отличается скоротечностью.Высокий уровень фрикционной безработицы из-за большой текучести кадров можетнанести большие убытки обществу в форме огромных потерь рабочего времени.
-Добровольнаябезработица включает в себя контингент незанятых трудоспособных людей, которыепо своей воле самоустраняются от трудовой деятельности, т.е. просто не желаетработать.
— Институциональная безработица вызывается функционированием инфраструктуры рынкатруда, а также факторами, деформирующими спрос и предложение на этом рынке.Относительно большое пособие по безработице может провоцировать удлинениесроков поиска работы, что оказывает ощутимое воздействие на предложение труда.
Определенноевоздействие на безработицу оказывает и система обеспечения гарантированногоминимума заработной платы, который оказывает отрицательное воздействие на гибкостьрынка труда. С одной стороны, гарантированный минимум заработной платыисключает возможность занятости при более низкой ее ставке, что вызываетувеличение безработицы. С другой стороны, такой минимум положительносказывается на ограничении неэффективно работающих предприятий, так как,устанавливая минимально допустимую цену труда, государство тем самым косвеннымобразом устанавливает нижний предел прибыльности предприятий, которые не должныполучать прибыль за счет занижения стоимости одного из факторов производства — труда.
Другой видбезработицы представляет собой, так называемая вынужденная безработица, котораянавязывается или диктуется происходящими изменениями в территориальномразмещении производственных сил. В соответствии с этими процессами различаюттри формы вынужденной безработицы: технологическую, структурную и региональную.
— Технологическая безработица сопряжена с приходящими на смену друг другутехнологическими принципами функционирования производства, основными из которыхявляются инструментализация, механизация и автоматизация производства. Вданной, весьма упрощенной модели, отчетливо прослеживается замена ручного трудамеханизированным трудом, на смену которому приходит его автоматизация.
В то жевремя, несмотря на то, что технологическая безработица касается тех или иныхотраслей (а в принципе, через это проходят все производства и отрасли), тем неменее, она вызывает не только повышение уровня квалификации рабочей силы иинтеллектуализацию труда, но и сдвиги в структуре занятости.
При этом вкорне меняется само представление о рабочем месте. Так, использованиеперсональных компьютеров, включенных в интегрированные коммуникационныесистемы, ведет к росту надомной занятости. Это указывает на существенноесокращение затрат на основной капитал, необходимый для создания рабочих мест втрадиционном их понимании (здания, конторы, бюро). В то же время информационныетехнологии позволяют модернизировать службу занятости и качественно улучшитьсистему информации о положении дел на рынке труда.
— Структурнаябезработица обусловлена высвобождением рабочей силы в результате происходящихизменений в структуре национальной экономики. В условиях ускоренного НаучноТехнического Прогресса происходят крупномасштабные структурные сдвиги вобщественном производстве, которые влекут за собой существенные изменения вструктуре занятости рабочей силы.
-Региональнаябезработица связана с целым комплексом факторов исторического,демографического, культурно-национального, социально-психологическогохарактера. Поэтому при решении данной проблемы должно быть тесноевзаимодействие местных административно-национально-территориальных органоввласти с центральной, федеральной властью, не исключая взаимодействия справительствами сопредельных государств.
— Особоеместо в структуре вынужденной безработицы занимает скрытая безработица,характеризуемая неполной занятостью в течение рабочего дня, рабочей недели,месяца, года. Она включает в себя и ту часть занятой рабочей силы, котораявыполняет заметно неполный объем работ. Колоссальных масштабов достигла скрытаябезработица в России в 1992-1998 гг., что явилось следствием, прежде всегоошибочной политики при переходе к рыночной экономике, приведшей не кструктурной перестройке национальной экономики, а к невиданному по своейглубине социально-экономическому кризису в мирное время.
— Застойнаябезработица охватывает ту часть трудоспособного населения, которая потерялаработу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найтирабочие места, уже приспособилась жить на социальных подачках общества иутратила всякий интерес к активной трудовой деятельности. Она может бытьохарактеризована и отсутствием, найти работу в регионах, пораженныхэкономическим спадом, когда даже общее количество свободных рабочих мест оказываетсяменьше, чем число безработных.
Застойнаябезработица обусловлена избытком рабочей силы, перенаселением, охватываетнаиболее профессионально не подготовленную часть трудовых ресурсов. Это, какправило, разорившиеся предприниматели, бывшие домохозяйки, неквалифицированныерабочие и др. Такая безработица может длиться годами.
Самостоятельнуюзначимость имеет циклическая безработица, которая предопределяется циклическимхарактером общественного воспроизводства и возникает на стадии спадапроизводства или в фазе экономического кризиса.
Циклическаябезработица вызвана спадом производства, затрагивает все сферы и отраслиэкономики и может существовать в скрытой (латентной) и открытой формах. Скрытаяформа означает сокращение рабочего дня или недели, направление персонала впринудительные отпуска, уменьшение заработной платы. Открытая форма означаетувольнение работника, полную потерю работы и дохода. При циклическойбезработице предложение на рынке труда оказывается меньше, чем спрос, которыйпредъявляет капитал на трудовые ресурсы. Когда общий спрос на товары и услуги встране уменьшается, занятость сокращается и растет безработица. По этой причинециклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитомспроса.
Изучаяпроблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикционная иструктурная безработицы — явления нормальные и не представляют угрозы дляразвития страны. Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если всеработники заняты, то как создавать новые фирмы или расширять производствотоваров, которые пользуются на рынке повышенным спросом, кроме того, наличиебезработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждаетих трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицувполне можно назвать стимулом к лучшей работе.
Уровнюбезработицы при полной занятости («естественному» уровню безработицы) труднодать точное определение, и существует выбор из нескольких альтернативныхконцепций. Одна определяет естественный уровень безработицы как уровень, прикотором заработная плата и инфляция, вызванная ростом цен, либо устойчивы либонаходятся на доступном уровне. Другая определяет естественный уровеньбезработицы, как уровень, при котором количество незанятых рабочих мест равноколичеству безработных. Третьи определяют его как уровень безработицы, прикотором любое увеличение совокупного спроса не приводит к дальнейшемусокращению числа безработных. В качестве разновидности последнего определения,естественным уровнем безработицы считают такой, при котором безработица носитдобровольный (фрикционный и, возможно, сезонный) характер. И, наконец, снедавних пор естественный уровень безработицы стали определять как уровень, прикотором процент безработицы остается неизменным и как перемещения в состояниебезработицы, так и продолжительность безработицы являются нормальными.
1.2 Причины иособенности безработицы в России
Одной изхарактерных черт регистрации в России безработицы является тревожный факт ростаее продолжительности.
Самой«безработной» категорией в наше время оказалась молодежь. Массовая безработицасреди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерныхамбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности,является глубокой проблемой. Молодые специалисты — это гордость и надеждалюбого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующейсоциальной защищенности, «непристроенность» молодежи превращается в одну изнаиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильностистраны.
Большиепроблемы у тех, чей возраст приближается к пенсионному, так как в нашемобществе живуче мнение, что они не столь активны и не способны на то, что легкодается более молодым работникам
С моментавозникновения в России безработицы, характерной ее чертой является преобладаниеженщин среди безработных, официально зарегистрированных в органах службызанятости. В то же время численность женщин среди официально зарегистрированныхбезработных в 1,5 раза меньше, чем среди общей численности безработных.Проблема женской безработицы, прежде всего, связана с предоставлением женщинамнеравных возможностей при приеме на работу и увольнении. В наиболее сложномположении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей,выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионноговозраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работупреимущество отдается мужчинам. Среди безработных по методологии МОТ доляженщин в сентябре 2010г. составила 47,5%, доля городских жителей — 64,2%.
Безработицагородского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицысреди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городскихжителей. В сентябре 2010г. это превышение составляло 1,7 раза. « см. табл. 1.1»
«Таблица 1.1.»
Уровеньбезработицы по полу и месту проживания в процентах Всего Мужчины Женщины Городское население
Сельское
население 2009г. Февраль 9,4 10,2 8,6 8,2 13,1 Май 8,5 9,2 7,9 7,7 10,9 Август 7,8 8,3 7,4 6,9 10,7 Сентябрь 7,6 8,1 7,0 6,7 10,2 Октябрь 7,7 8,2 7,3 6,7 10,7 Ноябрь 8,2 8,4 7,9 7,4 10,5 Декабрь 8,2 8,8 7,6 7,1 11,5 2010г. Январь 9,2 9,9 8,4 7,8 13,4 Февраль 8,6 9,5 7,8 7,5 12,0 Март 8,6 9,3 7,9 7,2 12,8 Апрель 8,2 8,7 7,6 7,1 11,3 Май 7,3 8,0 6,6 6,2 10,6 Июнь 6,8 7,2 6,4 5,6 10,4 Июль 7,0 7,5 6,5 6,0 10,2 Август 6,9 7,4 6,3 6,0 9,5 Сентябрь 6,6 6,8 6,4 5,7 9,5
Вместе сростом открытой безработицы происходят изменения в общественном сознании,растет обеспокоенность людей угрозой массовой безработицы, потерей своихрабочих мест и социального статуса. По данным социологических исследованийсреди проблем, вызывающих наибольшую озабоченность россиян, безработица нарядус преступностью и ростом цен занимает одно из ведущих мест. Меняется отношениек безработице и безработным: если в свое время безработные отождествлялись стунеядцами и люмпенами, то затем они стали считаться «жертвами» стихии рынка, ав последнее время просто людьми, временно попавшими в трудное положение,нуждающимися в социальной защите общества.
Всех занятыхв экономике можно условно разделить на три группы: занятые в формальномгосударственном, формальном негосударственном (частном), неформальном секторах.К последнему относятся незарегистрированная в соответствии с законодательствомэкономическая деятельность, занятые в которой не платят налогов. В Россиинеформальный сектор чрезвычайно разнообразен, внутри него выделяется несколькоразновидностей занятости: по профессионально-квалификационному уровню и уровнюдоходов выделяется квалифицированная, достаточно хорошо оплачиваемая работа(частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды, ремонт бытовой техники,строительные работы), не требующая квалификации работа (мелкая торговля,«челночный бизнес»). Это так называемые «ларечники», «челночники» и другиеграждане, не платящие налоги от своих теневых доходов.
Следуетобратить внимание на феномен фиктивной безработицы, когда граждане, официальнополучившие статус безработного, имеют не контролируемые доходы отиндивидуально-трудовой деятельности и не трудовой деятельности, преимущественноторгово-посреднической.
Можновыделить следующие особенности современной безработицы в России:
— наличиенаряду с открытой безработицей значительных массивов скрытой безработицы как вформе излишков рабочей силы на предприятиях, так и в форме частичной и неполнойзанятости;
— наличиенаряду с официально регистрируемой безработицей незарегистрированной, нореальной безработицы, масштабы которой в несколько раз превышают размерыофициальной безработицы;
— наличиезначительной фиктивной безработицы (скрытая занятость на неформальных рынкахтруда);
— неразвитость инфраструктуры рынка труда;
— наличиебольших разрывов в уровнях безработицы по регионам, отраслям и сферам народногохозяйства, обусловленное спецификой транзитивной экономики России иособенностями рыночных форм
1.3Последствия безработицы
Экономическиепоследствия безработицы целесообразно выделить на национальном уровне и науровне человека. На национальном уровне безработицы снижается объем ВВП. Этавзаимосвязь выражена в Законе ОУКЕНА: если «фактический уровень безработицыпревышает естественный уровень на 1 %, то отставание объема ВВП составляет2,5%». Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к снижению налогов, которыепоступают государству. Безработица, увеличивает расходы государства по мересвоего роста. В некоторых отраслях (оборонный комплекс, наука) безработицасопровождается массовой дисквалификацией и переквалификацией работников и дажеих эмиграцией. Однако, при наступлении фазы оживления и подъема экономики,спрос на этих работников должен резко увеличиться, но своевременноудовлетворить его окажется невозможным. Это приведет к задержке экономическогоразвития страны и к ее еще более глубокой дестабилизации.
Дляотдельного человека безработица означает потерю постоянно получаемого дохода,убивает инициативу человека, порождает неуверенность. Безработица можетпозволить предприятиям снизить цену рабочей силы.
Она имеет нетолько негативное последствие, безработица — одно из условий нормальной ибесперебойной функции экономики.
Обеспечиваетформирование резерва рабочей силы как важного фактора развития рыночнойэкономики, который постоянно предъявляет спрос на труд. Безработицаобеспечивает необходимое производству перераспределение кадров. Снижениебезработицы дает весомый эффективный сигнал работнику, что его профессия,специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации несоответствует требованиям сегодняшнего дня, следовательно, стимулируютработника к повышению квалификации.
Социальныепоследствия безработицы заключаются в уничтожении уверенности человека вовсеобщей занятости населения, в обязательном трудоустройстве. Безработицаснижает доходы семей, усиливает дифференциацию населения, подавляетнравственное начало его поведения, приводит к деградации человека, ухудшаетсоциально-психологический климат в обществе. Последствия безработицы могут бытьсоциальным возмущением и даже социальным взрывом. Это возможно, когда ее размерыпревысят допустимый уровень. В зарубежной литературе критической величинойсчитается уровень безработицы более 10-12 %.
По расчетамамериканских ученых, повышение уровня безработицы на 1 % сохраняющееся втечение 6 лет, вызывает (в %) практически все явления современной «социальнойпатологии»: общей смертности – на 2,0; числа самоубийств — на 4,1; числаубийств- на 5,7; числа заключенных в тюрьму- на 4,0; числа психически больных-4,0.
В то же времявлияние безработицы на экономическую и социальную жизнь общества противоречиво.В качестве позитивных моментов можно выделить следующее:
— безработицавыступает как условие роста производства, появление новых предприятий. Не будьэтого фактора, было бы затруднительно расширенное воспроизводство, котороетребует дополнительных ресурсов;
-безработицаподнимает дисциплину и эффективность труда тех, кто пока занят в производстве;
-безработицаявляется стимулом повышения качества рабочей силы, повышения трудовогопотенциала и конкурентоспособности трудовых ресурсов.
Однако вцелом, безработица порождает серьезные издержки, как для общества, так и дляотдельных его граждан.
2. Занятость:понятие, принципы и виды
Понятие«полная занятость» с трудом поддается определению. На первый взгляд его можнотрактовать в том смысле, что все самодеятельное население, то есть 100% рабочейсилы, имеет работу. Но это не так. Определенный уровень безработицы считаетсянормальным, или оправданным.
В любомобществе существует объективная связь и взаимозависимость между наличнымтрудоспособным населением и характером, степенью его участия в общественномпроизводстве. Совокупность экономических отношений, связанных с обеспечениемрабочими местами и участием в хозяйственной деятельности, можно рассматриватькак занятость.
Занятостьраскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанныйс удовлетворением его потребностей в сфере труда. Как социально-экономическаякатегория занятости характеризует деятельность граждан, связанную судовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащуюзаконодательству и приносящую им заработок (трудовой доход).
В Законе РФот 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в российской Федерации»сформулированы основные принципы занятости.
Первыйпринцип – обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного,обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора:участвовать или не участвовать в общественном труде.
Второйпринцип – создание государством условий для обеспечения права на труд, защитуот безработицы, помощь в трудоустройстве и материальную поддержку прибезработице в соответствии с Конституцией РФ.
Всетрудоспособное население, находящиеся в трудоспособном возрасте, в зависимостиот того, занято оно общественно полезным трудом или нет, можно разделить на двекатегории: занятых и незанятых.
Согласностатье 2 упомянутого выше Закона занятыми считаются граждане:
Работающие потрудовому договору, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включаявременные, сезонные работы;
— самостоятельнообеспечивающие себя работой, включая индивидуально-трудовую деятельность(фермеры, писатели и др.), предприниматели, а также члены производительныхкооперативов;
-избранные,утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;
-проходящие военнуюслужбу, служащие в органах внутренних дел;
-трудоспособныеучащиеся любых очных учебных заведений, включая обучение по направлению службызанятости;
-выполняющиеработы по гражданско-трудовым договорам;
-временноотсутствующие на работе (по причине отпуска, болезни, переподготовки и т.п.).
Трудоспособноенаселение, как уже отмечалось, состоит из двух групп: экономически активного иэкономически неактивного населения, на соотношение которых оказывают влияниесоциальные, экономические, демографические и политические условия. Доляэкономически активного населения зависит от доли населения в трудоспособномвозрасте, а также от степени занятости отдельных возрастных групп.
Поклассификации МОТ население старше определенного минимального возраста,установленного для учета экономически активного населения (в России – 16 лет),подразделяется на три взаимоисключающие категории – занятости и безработные –составляют рабочую силу, или активное в данный период население, образующиепредложение рабочей силы в данный момент. Третья категория – лица вне рабочейсилы – включает остаточные группы лиц, которые не имеют работы, не ищут ее и неготовы работать, в том числе лиц моложе трудоспособного возраста, т.е. этакатегория представляет население, которое в данный момент экономическинеактивно.
2.1 Виды занятости
В зависимостиот количественных и качественных характеристик различают занятость полную и,продуктивную (эффективную), свободно избранную, неполную, скрытую, сезонную,маятниковую, непериодическую и др.
Полнаязанятость – это состояние наибольшей вовлеченности трудоспособного населения вобщественно полезную деятельность. Она характеризует такое состояние, прикотором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, чтоспособствует наличию сбалансированности между спросом и предложением.
Продуктивная(эффективная) занятость – характеризуется с двух позиций. Во-первых, занятостьдолжна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условияжизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой доходов,антиинфляционными действиями и т.п. Во-вторых, продуктивная занятостьпротивопоставляется занятости формальной. Частный случай последней – содержаниеизлишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы.
Свободноизбранная занятость — предполагает, что право распоряжаться собственнойспособностью к труду принадлежит исключительно владельцу рабочей силы, т.е.самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбормежду занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение ктруду.
Такимобразом, полная занятость отражает количественную, а продуктивная –качественную сбалансированность между потребностью населения в работе ирабочими местами, при которой создаются благоприятные условия длясоциально-экономического прогресса общества.
Многообразиесоциально- экономических процессов, протекающих в рамках рынка труда, порождаетсуществование различных форм занятости. Одной из классификаций занятостиявляется деление ее на стандартную и нестандартную занятость.
Стандартнойзанятостью считается занятость в режиме полного рабочего времени, на основебессрочных трудовых договоров, под непосредственным контролем работодателя.
Наборнестандартных форм занятости многообразен и может включать:
— неполнуюзанятость – представляет собой ситуацию, при которой общественно полезнымтрудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения;
— скрытаязанятость населения характеризуется тем, что определенная часть людей из числанаходящегося в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных,пенсионеров занимаются торговлей, предоставлением различных услуг населению(ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качествезанятых;
-сезоннаязанятость – представляет собой периодическое (как правило в определенныесезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезнуюдеятельность с учетом природно-климатических особенностей;
— временнуюзанятость на основе трудовых договоров, рассчитанных на определенный срок;
— занятостьна основе договоров гражданско-правового характера;
-сверхурочнаязанятость;
— вторичнаязанятость представляет собой деятельность граждан, связанную с дополнительнойработой помимо основного места работы. Выступает в различных формах: совместительство,по контракту, — случайная, разовая работа и т. д.;
— неформальную занятость, к которой относятся: занятость индивидуальнымпредпринимательством, занятость по найму у физических лиц, занятость в домашнемхозяйстве производством товаров для последующей продажи.
Рассматриваяпроблемы занятости и безработицы, нельзя не остановиться на выяснении того,какое влияние на занятость оказывает человеческий капитал.
В общем видепод человеческим капиталом понимается совокупность имеющихся у человекаспособностей и здоровья, а также запаса знаний, навыков, опыта и мотиваций.
Достижениеполной и эффективной занятости неотделимо от формирования человеческогокапитала, а значит инвестиций в образование, здоровье, профессиональнуюподготовку.
2.2 Факторы,влияющие на динамику занятости и безработицы
Универсальныхрецептов успешного регулирования занятости и безработицы не существует. Каждаястрана, регион, населенный пункт имеет свои особенности функционирования рынка труда.Поэтому для выбора наиболее эффективных мер воздействия на уровень занятости,необходимо знать, какие факторы оказывают влияние на указанные процессы.Рассмотрим в совокупности факторы, влияющие на динамику занятости ибезработицы:
Демографическиефакторы. К ним относятся:
— изменениедоли экономически активного населения в результате сдвигов в уровняхрождаемости и смертности;
— половозрастная структура населения;
— средняяпродолжительность жизни;
Масштабы инаправления миграционных потоков.
Технико-экономическиефакторы, связанные с темпами и направлениями НТП, в результате которыхпроисходит высвобождение рабочей силы из производства и замена ее техникой.
Экономическиефакторы включают в себя:
-состояниенационального производства;
-степеньинвестиционной активности и направления движения инвестиций;
-направленностьналогово-бюджетной политики и денежно- кредитной политики государства;
-уровень цени инфляции.
4. Социальныефакторы:
— уровеньобразования населения;
-уровеньздоровья и качество жизни;
-отношение имотивация к труду;
-развитостьпрофсоюзов.
5.законодательные факторы, среди которых – разработанность законов и нормативныхактов, регулирующих занятость.
6.Организационно-управленческие факторы:
-грамотностьи эффективность принимаемых правительством решений;
— уровеньнаучной организации труда, производства и управления;
— организациядеятельности государственной службы занятости и бирж труда;
— степеньинформированности населения о состоянии рынка труда.
Следовательно,отдавать предпочтение тому или иному типу политики занятости надо с учетомнаправленности, продолжительности и интенсивности действия указанных факторов.
3. Государственноерегулирование занятости и безработицы
Рынок рабочейсилы – специфический сектор экономики. Он отличается от всех рынков тем, что нанем перемещаются не товары, а живые люди. Поэтому регулирование занятости ибезработицы имеет огромное социально- экономическое и политическое значение исоставляет особую заботу государства. Однако задача государства — не обеспечитькаждого желающего работой, так как это увеличит инфляцию, а удерживатьбезработицу на естественном уровне, что и означает достижение полной занятости.
Еще в 30-хгг. Дж. Кейнс назвал безработицу «наиболее значительным пороком общества»,поскольку она порождает множество других пороков. Именно поэтому борьба сбезработицей – одна из приоритетных задач экономической политики государства.
В современнойэкономической теории существуют различные подходы к регулированию занятости.Традиционно выделяются два главных направления: классическое и кейнсианское.
Согласноклассической концепции экономика является саморегулируемой, и в нейподдерживается полная занятость без вмешательства государственных институтов.Сторонники кейнсианской концепции считают наиболее действенным влияние назанятость через стимулирование эффективного спроса. При этом основная задачасостоит в том, чтобы найти оптимальное сочетание между планируемым снижениембезработицы и ростом инфляции.
Сторонникимонетаризма и «теории предложения» видят основную задачу правительства вобеспечении эффективных изменений в структуре занятости. В первую очередь сюдаследует отнести усиление мотивации к труду и возможности для повышенияквалификации и получения новых профессий.
Какая бытеоретическая концепция не лежала в основе мероприятий государства, очевидноодно — без соответствующей экономической политики добиться полной и эффективнойзанятости невозможно. В России для этого проводится политика занятости,согласно которой, в соответствии с Законом о занятости, государство должноосуществлять:
— разработкумер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных нарациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовыхресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощерение применениягибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системырабочих мест;
-правовоерегулирование в области занятости;
-разработку иреализацию федеральных и территориальных программ содействия занятостинаселения;
-созданиягосударственной службы занятости.
Механизмрегулирования занятости населения реализуется через государственные органыисполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органыместного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки ивыполнения программ обеспечения занятости населения.
Направленияполитики занятости населения можно подразделить на следующие составляющие: мерыгосударственной политики занятости; методы ее проведения и типы государственноговоздействия на занятость населения.
Все меры порегулированию занятости подразделяются: по объекту воздействия на рынок труда(общие меры и специализированные), по источнику финансирования.
Методыпроведения политики занятости могут быть как прямые (законодательноерегулирование), так и косвенные (экономические).
Различаютследующие типы государственного воздействия на занятость населения: пассивный иактивный. В случае пассивного воздействия речь идет о регистрации безработных ивыплате пособий по временной безработице. На 2009 г. в РФ установленыминимальный и максимальный размеры пособия по безработице, 850 руб. и 4900 руб.соответственно.
Мероприятияактивного воздействия означают проведение активной политики занятости. К нимотносятся: помощь в трудоустройстве, профессиональная подготовка ипереподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественныхработ, стимулирование самозанятости, квотирование рабочих мест (для наиболеесоциально незащищенных категорий населения- инвалидов, молодежи), досрочныйвыход на пенсию, меры помощи регионам и др.
Государственноерегулирование занятости включает разработку целевых и комплексных программсодействия занятости.
Дляпроведения единой государственной политики занятости и регулирования рынкатруда в России создана государственная служба занятости, которая координируетрешение данных проблем.
К основнымфункциям службы занятости населения можно отнести:
— анализсостояния рынка труда, прогноз спроса и предложения на рабочую силу;
— разработкаи реализация целевых программ содействия занятости населения;
-учетнезанятых граждан и оказание им помощи в подборе подходящей работы итрудоустройстве;
— организацияпрофессиональной ориентации и консультации населения, подготовка ипереподготовка безработных граждан;
— оказаниепомощи предприятиям в подборе необходимых им работников;
— обеспечениенаселения информацией о свободных рабочих местах;
— осуществление выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения,оказание материальной помощи безработным гражданам;
— осуществление контроля за правильностью формирования и использования средствгосударственного фонда занятости населения, использования предприятиямизаконодательства о занятости.
Службазанятости взаимодействует с предприятиями и организациями всех формсобственности, гражданами и предоставляет свои услуги бесплатно.
Финансированиемероприятий, осуществляемых службой занятости, и содержание самой системыорганов государственной службы занятости обеспечиваются за счет средств государственногобюджета.
Расходы службзанятости условно можно сгруппировать по четырем направлениям:
1. на пособияпо безработице, материальную помощь безработным, выплату досрочных пенсий;
2. наподготовку и переподготовку, организацию общественных работ;
3. нафинансовую поддержку, приобретение ценных бумаг и прочие расходы;
4. наразвитие службы занятости (содержание, капиталовложения, реклама).
Развитие рыночных отношений привело к созданию негосударственныхструктур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональнойподготовкой. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала,биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п. Наиболее общиминаправлениями деятельности этих структур являются:
· продажаинформации, содержащей описания и общие данные о профессиональных качествахработников;
· помощьпредприятиям и фирмам в работе с кадрами, заключающаяся в диагностике и подбореболее подходящих сотрудников;
· формированиегрупп из работников тех специальностей, которые не пользуются спросом, ихпереквалификация, обучение новым профессиям.
Информация регистрируемой безработицы оформляется в статистическиеотчеты региональных органов служб занятости по формам 1-Т и 2-Т(трудоустройство).
По даннымпроведенного обследования, в сентябре 2010г. 36,6% безработных использовали вкачестве способа поиска работы обращение в государственные учреждения службызанятости населения, 53,0% безработных использовали в качестве способа поискаработы обращение к друзьям, родственникам и знакомым. «см. табл. 3.1.»
безработицазанятость
Таблица 3.1.
Безработныепо способам поиска работы в % к общей численности безработных Обращение
Подача
объявлений
в печать,
отклик на объявления
Другие
способы в государственные учреждения службы занятости
в коммерческие службы
занятости
к друзьям, родственникам,
знакомым
к админи-страции,
работодателю 2009г. Февраль 40,9 3,1 54,1 25,0 20,7 10,2 Май 41,7 3,1 58,2 25,0 20,5 11,7 Август 39,0 2,9 54,5 23,2 22,7 9,5 Сентябрь 37,5 3,4 53,7 23,1 23,3 10,8 Октябрь 39,7 3,2 56,5 24,3 22,4 10,2 Ноябрь 41,6 3,2 57,0 26,1 22,5 6,8 Декабрь 41,8 3,2 60,1 26,5 21,6 5,1 2010г. Январь 40,1 3,2 52,8 25,1 22,5 10,9 Февраль 40,5 2,1 54,8 24,7 23,1 10,3 Март 43,0 2,8 52,9 23,9 21,0 12,8 Апрель 40,9 2,3 53,1 24,6 20,9 10,5 Май 37,8 2,2 54,9 23,8 22,0 10,4 Июнь 37,0 2,8 53,5 22,1 19,2 11,2 Июль 39,4 2,4 49,9 21,7 20,2 11,6 Август 35,8 2,7 55,7 23,6 21,9 11,2 Сентябрь 36,6 3,4 53,0 23,4 22,0 11,8 /> /> /> /> /> /> /> />
К концусентября 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населениясостояло на учете 1,8 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них1,6 млн.человек имели статус безработного, в том числе 1,3 млн.человек получалипособие по безработице.
Необходимообратить внимание на следующий аспект государственного регулирования занятостии безработицы. Все осуществляемые мероприятия направлены, как правило, насокращение безработицы и увеличение занятости. Но основой экономического ростаи благосостояния является эффективная занятость, то есть продуктивное использованиечеловеческих ресурсов и кадрового потенциала общества.
К эффективнойотдаче от использования человеческого капитала в первую очередь должныстремиться работодатели и собственники рабочей силы. Но и государство всостоянии стимулировать эту мотивацию экономических субъектов рынка труда,выполняя следующие функции:
— контроль засоблюдением государственных стандартов в области безопасности, условий и охранытруда;
— поддержаниенеобходимых уровней оплаты труда в соответствии со стоимостью воспроизводстварабочей силы и рекомендаций МОТ (например, разрыв между минимальной и среднейзаработанной платой не должен превышать 4,5-5 раз);
— обеспечениенормальных условий для цивилизованного разрешения социальных конфликтов итрудовых споров.
Эффективностьсистемы мер государственного воздействия на занятость и рынок труда зависит отактивного проведения политики занятости, улучшения функционирования рынка трудаи создания эффективной сети специальных институтов и социальной инфраструктуры,действующих в соответствии с рынком, а также практического решения проблемыбезработицы, возможного только в условиях развивающегося производства.
ВБелгородской области существует Программа стабилизации ситуации на рынке трудаБелгородской области на 2010 г, цели которой:
-обеспечениевременной занятости граждан, находящихся под угрозой увольнения или занятыхнеполное рабочее время, безработных и ищущих работу граждан;
-направлениена стажировку выпускников образовательных учреждений в целях приобретения имиопыта работы;
— содействиетрудоустройству инвалидов;
-содействиесамозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработнымигражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест длятрудоустройства безработных граждан;
-организацияпрофессионального опережающего обучения работников, находящихся под угрозойувольнения.
РазработкаПрограммы в 2010 году призвана смягчить влияние негативных последствий мировогофинансового кризиса на экономику области и сдержать уровень безработицы вдопустимых пределах. Одновременно с этим реализация на территории области федеральныхпрограмм позволила минимизировать сокращение граждан, занятых всеми видами экономическойдеятельности, на 23,6 тыс. человек, в том числе по программе по стабилизацииситуации на рынке труда Белгородской области – на 14,5 тыс. человек, по Программеподдержки малого предпринимательства – на 5,0 тыс. человек, в рамках реализацииинвестиционных проектов – на 4,1 тыс. человек.
Среднесписочнаячисленность граждан, занятых в экономике области, увеличилась до 686,2 тыс.человек. Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, снизиласьдо 13,0 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы составляет 1,64процента.
Реализация мероприятий Программы позволиласмягчить ситуацию на рынке труда области, создать временные рабочие места дляграждан, занятых неполное рабочее время, снизить напряженность и обеспечить оптимальныйуровень безработицы и социальной поддержки граждан.
Заключение
В заключениесвоей работы я хотела бы подвести некоторые итоги. Проблема безработицыявляется одной из самых больших проблем в рыночной экономике, и, не решив ее,невозможно наладить эффективную экономическую деятельность. Безработицупредопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливаетсокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения вэкономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства;повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых;сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.
Можновыделить три вида безработицы: естественная, вынужденная и циклическая. Такжесуществует множество подвидов безработицы, такие как:
фрикционная,добровольная, институциональная, технологическая, структурная, региональная,циклическая.
Безработицаникогда не бывает равномерно распределенной среди населения страны. Одни группынаселения страдают от безработицы больше, чем другие. В связи с этим различаютмолодежную, женскую и мужскую безработицу, также сельскую и городскую. С точкизрения продолжительности безработица может быть краткосрочной, долгосрочной изастойной
Безработицаимеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом,отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этихпоследствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числасамоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах,ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д., ведь люди остро переживаютневостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от однойсоциальной группы в другую.
Измеритьбезработицу можно с помощью показателя уровня безработицы и еепродолжительности. Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношениечисла безработных к общей численности рабочей силы. Целью борьбы с безработицейявляется достижение полной и эффективной занятости. Под полной занятостьюпонимается такое состояние экономики, при котором все желающие работать, прикаком-то определенном уровне заработанной платы могли бы иметь работу. На самомделе на рынке труда преобладает такая ситуация, что имеются свободные места, ив то же время есть безработные, которые испытывают трудности с поиском работы.Например, не каждый человек с высшим образованием, который по каким- либопричинам остался без работы пойдет работать дворником. Тут же возникает вопрос,является ли полная занятость эффективной? Эффективная занятость должнаобеспечивать достойный доход, развитие личности, рост образовательного икультурного уровня каждого человека. Вот тут можно вспомнить о естественнойбезработицы, которая поддерживает уровень эффективной занятости.
Занятымисчитаются не только граждане, работающие по договору, но также к этой категорииможно отнести учащихся любых очных отделений, проходящих военную службу,занимающихся предпринимательством.
Длярегулирования государством занятости и безработицы создаются службы занятостинаселения, которые содействуют в трудоустройстве, а также оказываютматериальную поддержку безработным. Служба занятости взаимодействует спредприятиями и организациями всех форм собственности, гражданами ипредоставляет свои услуги бесплатно.
Что касаетсяБелгородской области, то существует Программа стабилизации ситуации на рынкетруда Белгородской области на 2010 г., согласно которой органы местногосамоуправления в согласованности со службой занятости и работодателями помогаютне только безработным гражданам в поисках работы, но и организуют опережающеепрофессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения;организуют общественные работы, стажируют выпускников образовательныхучреждений в целях приобретения ими опыта работы; содействуют трудоустройствуинвалидов; содействуют самозанятости безработных граждан.
Благодаря такимпрограммам эффективно снижается безработица, что положительно сказывается нетолько на уровне жизни человека, но и на экономике всей страны.
Используемаялитература
1. Видяпин В.И. Экономическаятеория. — М.: ИНФРА-М, 2006.- 672 с.
2. ГрязноваА.Г. Экономическая теория.– М.: Экзамен, 2005. – 593 с.
3. Добрынин А.И.Экономическая теория.- СПб.: Изд. Питер, 2066. – 544 с.
4. Чижова Е.Н. Экономическаятеория6 в 2 ч. Ч. II. Макроэкономика. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. – 428 с.
5. Российский статистическийежегодник. 2010 / Государственный комитет Российской Федерации по статистике. — Электронный журнал. 2010. -Режим доступа: www.gks.ru
6. Государственная службазанятости. / ГУ «Центр занятости населения города Белгорода». – Режим доступа:belgczan.ru