Реферат по предмету "Экономика"


Безработица, её причины, виды и социально-экономические последствия. Государственная политика занятости

САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ
АВТОНОМНОЙ НЕКОМММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Экономика»
на тему: «Безработица, её причины, виды исоциально-экономические последствия. Государственная политика занятости»

Саранск 2010

Реферат
Курсовая работа содержит38 страниц, 1 рисунок, библиографический список из 19 источников, 2 приложения,4 таблицы.
Объектом исследованияявилась безработица.
Цель работы: изучитьпонятие и виды безработицы, причины ее возникновения, а также государственнуюполитику занятости.
В соответствии с этойцелью были поставлены следующие задачи:
/>-раскрыть содержание основных категорий безработицы,дать характеристику основным видам безработицы;
— изучить методологию измерения состояниябезработицы;
— изучить последствия безработицы;
— рассмотреть государственную политикузанятости на федеральном и региональном уровне.
Перечень ключевых слов:безработица, безработные, фрикционная безработица, структурная безработица, циклическаябезработица, уровень безработицы, частота безработицы, длительностьбезработицы, «закон Оукена», государственная политика занятости.

Содержание
 
Введение
1. Экономическая природабезработицы
1.1 Причины, сущностьбезработицы и ее виды
1.2 Показатели и методыизмерения состояния безработицы
1.3 Социально — экономические последствия безработицы
2. Особенности состояниебезработицы в Республике Мордовия
3. Государственнаяполитика занятости
3.1 Содержание государственнойполитики занятости
3.2 Современные подходы крегулированию занятости в странах Европейского Союза
Заключение
Библиографический список
Приложения
 

Введение
 
Безработица являетсяодной из главных социальных проблем рыночного общества, которая обусловленаэкономическими причинами. В условиях безработицы, во-первых, общественныересурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения имеет очень низкиедоходы. Экономически безработицу можно считать закономерным явлением, так какона связана с нормальным действием механизма рынка: избыток (как и недостаток)рабочей силы ведет к развитию прогрессивных и эффективных видов деятельности ик исчезновению предприятий-банкротов. Но с социальной точки зрения безработица,несомненно, является злом: она ведет к обострению социальных проблем иобщественной напряженности, в том числе вызывает рост преступности. Потеряработы воспринимается человеком как психическая травма, которая сопровождаетсясильным стрессом. Человек без работы, не принося пользы обществу, живет насредства вспоможения от государства, которые позволяют поддерживать егосуществование на минимальном уровне. Поэтому безработица — сложная и серьезнаяпроблема даже для экономически развитых стран.
Безработица характеризуеттакое состояние общества, когда часть способных и желающих трудиться по наймулюдей не могут найти себе работу по специальности или вообще трудоустроиться.
Целью данной курсовойработы является изучение безработицы, причин ее возникновения, а такжегосударственную политику занятости.
Руководствуясь этой цельюнеобходимо решить следующие задачи:
-раскрыть содержание основных категорий безработицы,дать характеристику основным видам безработицы;
— изучить методологию измерениясостояния безработицы;
— рассмотреть государственную политикузанятости на федеральном и региональном уровне.

1. Экономическая природа безработицы
 
1.1     Причины,сущность безработицы и еевиды
 
Вусловиях рыночного хозяйства безработица неизбежна. Объективной основой иопределяющим фактором неизбежности возникновения и развития безработицыявляются отношения собственности, наличие необходимых средств производства упредпринимателей и их отсутствие у трудящихся, существование системы наемноготруда.
Существуетнесколько концепций, трактующих феномен безработицы[13, с.47]. В марксистскойтеории ее обычно связывают с процессом накопления капитала, при которомпотребность в живом труде (переменном капитале) увеличивается медленнее, чемпотребность в машинах и оборудовании (постоянном капитале).
Взападной экономической науке господствует точка зрения, согласно которойбезработица в своей основе отражает экономическую целесообразностьиспользования ресурсов. Об этом свидетельствует и так называемый естественныйуровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда (междуспросом и предложением рабочей силы по квалификации, по демографическим,географическим и другим критериям).
Такимобразом, безработица – это социально-экономическое явление, при которомчеловек может, способен, хочет работать, но не может получить работу.
Статусбезработного определен в ст. 3 Федерального Закона «О занятости населения вРоссийской Федерации»: «Безработными признаются трудоспособные граждане,которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службызанятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить кней»; далее говорится, что безработными не могут быть признаны граждане, недостигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту.
Этоположение не полностью совпадает с определением безработных, данныммеждународными организациями и другими странами. Так, по определению МОТ,безработные – это люди, не имеющие работы, готовые к ней приступить и ищущие еев течение последних четырех недель, или люди, которые уже устроились на работу,но еще не приступили к ней. В Великобритании и Японии к безработным относятсяте, кто не работал в течение недели обследования ни одного часа. В СШАбезработными считаются лица, которые не были заняты в течение неделиобследования, хотя имели возможность работать, стремились найти работу втечение предыдущих четырех недель, обращались к услугам государственной службызанятости или непосредственно к работодателю.
Изсказанного понятно, что определение статуса безработного в России болеежесткое, чем в других странах: во-первых, необходимо быть зарегистрированным вслужбе занятости, во-вторых, безработными не могут считаться лица моложе 16 лети пенсионеры по старости, хотя они желают и могут работать. При этом даже те,кто официально признан безработным, не всегда имеют право на получение пособияпо безработице: этого права лишены те, кто уволился по собственному желанию,кто потерял работу в течение трех месяцев и получает зарплату по месту работы,пенсионеры, лица, уволенные с работы за нарушение трудовой дисциплины, из-заучастия в забастовках, отказавшиеся от работы соответствующей специальности.
Вмировой практике структура безработицы в зависимости от ее причин включаетчетыре категории рабочей силы:
— потерявшиеработу в результате увольнения;
— добровольно оставившие работу;
— пришедшиена рынок труда после перерыва;
— впервыепришедшие на рынок труда[14, с.67].
Соотношениеэтих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.
Основнымитипами безработицы являются фрикционная, структурная и циклическая.
Фрикционнаябезработица связанас поисками и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которыхпоиск места работы соответствующего их квалификации и индивидуальнымпредпочтениям, требует определенного времени[17, с.69].
Информацияо вакансиях и претендентах на рабочие места несовершенна, и ее распространениетребует известного времени. Территориальное перемещение рабочей силы также неможет быть моментальным. Часть работников увольняется по собственному желанию всвязи с изменением профессиональных интересов, места жительства и т.д. Поэтомуфрикционная безработица имеет преимущественно добровольный и кратковременныйхарактер: у этой категории безработных имеются «готовые» навыки к работе,которые можно продать на рынке труда.
Структурная безработица связана с изменением структуры хозяйства. Спрос на различныевиды товаров и услуг меняется, что приводит к изменению структуры производства.Спрос на некоторые виды профессий при этом сокращается или вообще исчезает, ана другие – возрастает или возобновляется. В результате структура рабочейсилы не соответствует структуре рабочих мест[18, с.67].
Различиеэтих видов безработицы в том, что при фрикционной безработице человек восновном ищет рабочее место, которое соответствовало бы имеющейся у негопрофессии и его навыкам, а, структурная безработица предусматриваетпереквалификацию, требующую определенного времени.
Фрикционнаяи структурная безработица признаются неизбежными, а их уровень считаетсяестественным уровнем безработицы. В разных странах и в разное времяестественный уровень безработицы оценивался по-разному – от 2 до 7%. Внастоящее время в США, Германии и ряде других стран с развитой рыночнойэкономикой естественным считается уровень безработицы, составляющий 6%.
Методикаопределения естественного уровня безработицы несовершенна, поэтому единогокритерия уровня естественной безработицы не существует. Одни авторы предлагаютрассчитывать этот показатель как среднеарифметическую величину за 10предшествующих лет, другие – исходить из величины фиксированного значения исредней величины пособия по безработице, что не совсем обоснованно, так каквеличина фиксированного значения должна быть не исходной, а производной величиной,зависящей, в частности, от естественного уровня безработицы.
Превышениеже безработицы над естественным уровнем определяется в основном циклическимфактором, т.е. состоянием экономической конъюнктуры в стране. По расчетамамериканских специалистов, 60% прироста безработных в США в 1960 – 1980 гг.приходилось на структурную безработицу, а 40% – на циклическую.
Циклическая безработица связана с сокращением производства, экономическими циклами,уменьшением спроса и числа рабочих мест. Промышленные циклы, или циклывозмещения, продолжительностью 8 – 10 лет зависят от темпов обновления основныхфондов (ОФ), степени их физического износа и других причин. Циклы Кондратьевапродолжительностью 40–50 лет связаны с существенными изменениями всех составныхэлементов производства и сменой рабочих поколений (хотя она и происходитнепрерывно) [15, с.125].
Преодолениециклической безработицы предусматривает развитие производства и создание новыхрабочих мест.
Влитературе встречается много других разновидностей безработицы, характеризующихее отдельные особенности и стороны: технологическая, конверсионная, молодежная,добровольная, вынужденная, скрытая, частичная, институциональная, застойная идр.
Технологическаябезработица возникаетпри переходе к новому поколению технического обеспечения производства,например: при автоматизации производства требуется меньше рабочих мест, чтоувеличивает количество безработных.
Конверсионнаябезработица связана ссокращением производства при переходе на выпуск новой продукции или с изменениемструктуры спроса на рабочую силу.
Молодежнаябезработица обусловленатем, что выпускники высших или средних специальных учебных заведений не находятспроса на свой труд в силу отсутствия квалификации, опыта работы или другихпричин.
Добровольнаябезработица – этонежелание работника выполнять определенную работу за определенную заработнуюплату или в неблагоприятных условиях труда, или в силу других причин.
Вынужденнаябезработица возникает,когда работник, имея желание работать, лишен возможности это делать.
Скрытая безработица означает, что работникформально имеет рабочее место, но не получает плату за свой труд и незатребован в деятельности организации.
Частичнаябезработица – этозанятость работника не полный рабочий день.
Институциональнаябезработица – этоувеличение числа безработных из-за необоснованного раздувания социальныхпрограмм.
Застойнойв мировой практикесчитается безработица продолжительностью более года. В России однозначногоопределения и обоснования застойной безработицы не существует. В литературепредлагалась различная дифференциация застойной безработицы попродолжительности: «продолжительная» – от 4 до 8 месяцев, «длительная» – от 8до 18 месяцев, «застойная» – свыше 18 месяцев. Проблема застойной безработицыактуальна во всем мире.

1.2 Показатели и методы измерениясостояния безработицы
Проблематочного измерения безработицы требует решения ряда методологических иорганизационных проблем в статистике и учете. Статистика безработицы в Россиинаходится на стадии развития с тем, что сам предмет исследования – безработица– официально получил признание с переходом к рыночным отношениям. Дляхарактеристики этого явления используется система абсолютных и относительных,моментных и интервальных показателей. В 1991 г. в статистику органовтрудоустройства введены показатели оценки масштабов и динамики вынужденнойнезанятости, ожидаемого и реального высвобождения, числа официальнозарегистрированных безработных и их доли среди незанятых. Этот учет неохватывает значительную часть незанятых, ищущих работу самостоятельно.
Безработицахарактеризуется показателями ее уровня, частоты и длительности.
Прихарактеристике уровня безработицы в международной практике используютсякатегории уровня естественной, или нормальной, безработицы, когда не ощущаетсянедостатка рабочей силы, сопряженного, как правило, с краткосрочнойнезанятостью граждан при добровольной смене места работы, окончания учебногозаведения или сезонных работ и т.п. в определенном смысле объективнонеобходимой, неизбежной. Однако в специальной литературе под естественнымуровнем безработицы понимают уровень, обеспечивающий устойчивостьэкономического развития в долговременном плане, образующий наилучший дляэкономики резерв рабочей силы, достаточно быстро реагирующий на изменениеспроса на рынке труда, не мешающий достижению равновесия факторов, повышающихили понижающих рыночные цены и заработную плату.
Уровеньбезработицы определяетсякак удельный вес численности безработных в численности экономически активногонаселения.
Однако ваналитических целях могут быть использованы и другие показатели уровнябезработицы.
Уровеньбезработицы характеризует система показателей[16, с.233].
1.Уровень безработицы (/>) как отношениесреднегодовой численности безработных (/>)к среднегодовой численности экономически активного населения (/>):
/>,(1.1)
Учитывая,что экономически активное население – сумма численности занятых (/>) и безработных (/>), можно записать:
/>,(1.2)
2.Уровень безработицы (/>) как отношениечисла трудовых ресурсов, получивших статус безработных (/>), к численноститрудоспособного населения в трудоспособном возрасте (/>) в среднегодовомисчислении:
/>,(1.3)
3.Уровень безработицы (/>) как отношениечисла безработных к среднегодовой численности занятых в экономике (/>); этот показатель имеетсамостоятельное значение в анализе безработицы, поскольку среди трудоспособногонаселения в трудоспособном возрасте появляется категория лиц, не претендующихна работу по найму (предприниматели, самозанятые, домохозяйки):

/>,(1.4)
4.Уровень безработицы (/>) как отношениечисла безработных к численности трудовых ресурсов (/>):
/>,(1.5)
Частотабезработицы устанавливаетсяколичеством случаев безработицы у одного человека за определенный период; еерост свидетельствует о низком качестве рабочего места (РМ) и плохих условияхтруда или о значительной доле разовой работы, которую только и могут найтибезработные в кризисные периоды.
Длительностьбезработицы характеризуетсявременем нахождения без работы и определяется как средняя продолжительностьпребывания без работы всех безработных или отдельных ее категорий, территорий ит.п.
Безработица– важный индикатор с точки зрения подтверждения тенденций в производстве ивообще состояния делового цикла. Можно говорить о том, что уровень безработицынапрямую определяет уровень доходов населения, и следовательно, уровеньпотребления. Однако при снижении безработицы и росте занятости предпринимателинесут дополнительные издержки на заработную плату, поэтому при достижениикритических темпов роста зарплат начинается снижение занятости и ростбезработицы.

1.3 Социально-экономические последствия безработицы
 
Выделяют экономические инеэкономические последствия безработицы, которые проявляются как наиндивидуальном уровне, так и на общественном уровне.
Неэкономическиепоследствия безработицы — это психологические и социальные и политическиепоследствия потери работы. На индивидуальном уровне неэкономические последствиябезработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного временине может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам,отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям,развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека напреступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.
На уровне общества это, впервую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политическихпереворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт,объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выходаиз Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (вСША в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым онхотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты иреволюции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономическойнестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются ростуровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности.К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество всвязи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечениеопределенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не всостоянии их применить, а, следовательно, окупить.
Экономические последствиябезработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или частидохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (чтоособенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найтивысокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровнябудущих доходов).
Экономические последствиябезработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валовогонационального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП.Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицыпревышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются неполностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полнойзанятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП(gapGDP) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим ипотенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:
/>,(1.6)
где Y – фактический ВНП,
Y* — потенциальный ВВП.
Зависимость междуотставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицыэмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий,вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономистАртур Оукен. В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связьмежду отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнемциклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена».

/>,(1.7)
где u – фактическийуровень безработицы,
u* – естественный уровеньбезработицы,
(u — u*) – уровеньциклической безработицы,
? – коэффициентОукена (?> 0).
Этот коэффициентпоказывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска посравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание),если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е.это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклическойбезработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял2.5%. Для других стран и других времен он может быть численно иным. Знак«минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимостьмежду фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем вышеуровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению спотенциальным).
Отставание фактическогоВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному объемувыпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года. Формулу длятакого расчета также предложил A.Оукен:
/>,(1.7)
где Yt –фактический ВВП данного года,
Yt-1 –фактический ВВП предыдущего года, т.е. в левой части уравнения записана формулаотставания ВВП по годам,
ut –фактический уровень безработицы данного года,
ut–1 –фактический уровень безработицы предыдущего года,
3% – темп ростапотенциального ВНП, обусловленный: а) ростом численности населения, б) ростомкапиталовооруженности и в) научно-техническим прогрессом;
2 – коэффициент,показывающий, на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровнябезработицы на 1 процентный пункт (это означает, что если уровень безработицыувеличивается на 1 процентный пункт, фактический ВВП сокращается на 2%).
Этот коэффициент былрассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных дляамериканской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.
 

2. Особенности состояние безработицыв Республике Мордовия
 
В2006 — 2008 годах в Республике Мордовия наблюдалась тенденции экономическогороста. Об этом свидетельствуют рост большинства макроэкономических показателейи другие существенные позитивные изменения. Хорошими темпами развиваетсяпромышленное и сельскохозяйственное производство, увеличиваются объемыстроительства жилья, успешно реализуются приоритетные национальные проекты,растет жизненный уровень населения.
Улучшениеинвестиционного климата в республике позволило привлечь финансовые средства какдля развития уже действующих производств, так и для открытия новых. Приоритет вразвитии экономики принадлежит высокотехнологичным и наукоемким производствам.
Указанныепроцессы сопровождаются сокращением неэффективных рабочих мест и высвобождениемработников, а расширение сферы услуг, развитие инновационных направленийдеятельности — возникновением новых профессий.
Несмотряна позитивные изменения в экономике республики, ситуация в сфере занятостинаселения оставалась сложной.
2009год — год мирового кризиса. Безработица, сокращения штатов и массовыеувольнения — эти понятие, которые казалось «канули в лету», опятьтревожат население многих стран, Россию в целом, так и ее отдельные регионы вособенности.
Поданным Федеральной службы государственной статистики численность экономическиактивного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе2010г. составила 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населениястраны. В численности экономически активного населения 67,7 млн. человекклассифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,8 млн.человек — как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходногозанятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). Посравнению с декабрем 2009 г. численность занятого населения снизилась на 1,5млн. человек, или на 2,2 %, численность безработных увеличилась на 0,7 млн.человек, или на 10,7 %.[19, с.5].
Поданным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики поРеспублике Мордовия, в 2008 году численность экономически активного населения составила474,4 тыс. человек, из них 463,0 тыс. человек (97,6%) были заняты в экономике(Приложение А). Занимались поиском работы и в соответствии с методологиейМеждународной организации труда классифицировались как безработные 11,4 тыс.человек. Численность официально зарегистрированных безработных в 2008 годунаходилась в пределах 5,2 тыс. человек (45,6 % от общего числа безработных).Динамика уровня безработицы по методологии МОТ представлена на рисунке 1.
/>
Рисунок1 — Динамика уровня безработицы по методологии МОТ, %
Неравномерноераспределение рабочих мест, а также различия в социально-экономическомположении сохраняют дифференциацию муниципальных районов республики по уровнюбезработицы и коэффициенту напряженности на рынке труда. Максимальное значениеуровня безработицы превышает минимальное более чем в 3,6 раза, а коэффициентнапряженности — в 79,6 раза.
На рынкетруда республики сохраняется дисбаланс спроса и предложения на рабочую силу впрофессионально-квалификационном разрезе. Модернизация производства, развитие ирасширение применения новых наукоемких технологий привело к изменениюпрофессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышениютребований работодателей к качеству рабочей силы. В настоящий момент ощущаетсянехватка квалифицированных кадров по отдельным профессиям и специальностям. Загоды реформ большинство организаций свернули внутрифирменную подготовку иповышение квалификации рабочих. Устаревшие производственные технологии иоборудование, длительные и необратимые остановки производства существенноснизили общий уровень профессиональной подготовки и квалификации рабочихкадров.
Междутем на образовательном рынке услуг наблюдается подъем, проявляющийся как вросте спроса на профессиональное образование, так и в увеличении егопредложения. Структура профессионального образования смещена в пользу высшейшколы. Доля лиц, имеющих высшее профессиональное образование, в экономическиактивном населении с 2006 по 2008 год возросла с 25,6 до 27,3 процента[8, с.11].
Однакопотребность работодателей в специалистах с высшим профессиональным образованиемниже, чем соответствующее предложение на рынке труда. В банке вакансийреспублики 88,8 процента вакансий приходится на рабочие профессии, большинствоиз которых связаны с использованием мужского труда. Основную долю в составебезработных граждан составляют женщины (67,8%), лица с низкой конкурентоспособностью(инвалиды; молодежь без практического опыта работы; женщины, воспитывающиенесовершеннолетних детей; граждане, имеющие длительный (более года) перерыв вработе, и другие). Доля безработных граждан, имеющих высшее и среднеепрофессиональное образование, составляет 46,9 %, не имеющих основного общегообразования — 1,8 %. (Приложение Б).
Рынокобразовательных услуг не готов оперативно реагировать на изменение спроса, чтоне позволяет решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров и ликвидироватьдиспропорцию спроса и предложения на рынке труда. Профессиональное переобучение(переподготовка, повышение квалификации) не стало массовым и продолжаеториентироваться лишь на отдельные группы населения, нуждающиеся втрудоустройстве[5, с.10].
Негативноевлияние на республиканский рынок труда оказывают также такие факторы, какнедостаточная информированность молодежи о профессиях и специальностях,пользующихся спросом на рынке труда; наличие значительной дифференциации вуровне оплаты труда между сферой услуг и производственной сферой, бюджетным ивнебюджетным сектором; низкое качество рабочих мест в отдельных отраслях.Низкий уровень оплаты труда привел к оттоку квалифицированных кадров в другиесекторы экономики, а также к снижению спроса на профессиональное образование понизкооплачиваемым специальностям, то есть невозможности восполнить кадровый дефицитв перспективе.
Низкоекачество рабочих мест привело к высокой текучести и нехватке рабочей силы наработах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиямитруда, а также к потере кадровых ресурсов в связи с производственнымтравматизмом и профессиональными заболеваниями[6, с.2].
После2005 года, когда в трудоспособный возраст вошло поколение граждан, родившихся впериод низкой рождаемости 90-х годов, происходит не только количественноесокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение — началостарения экономически активной части населения. В настоящее время естественнаяубыль населения имеет устойчивый и долговременный характер вследствие снижениярождаемости и высокой преждевременной смертности. Потери населениятрудоспособного возраста составляют ежегодно около 4,0 тыс. человек[9, с.15].
Сокращениечисленности населения в трудоспособном возрасте, являясь причиной возникновениядефицита трудовых ресурсов, становится существенным ограничением для ускорениятемпов экономического роста в отдельных отраслях.
Усугублениюпроблемы дефицита трудовых ресурсов способствует повышенная миграционнаяактивность населения. Но в 2008 году по сравнению с 2007 годом объем миграции(сумма прибытий и выбытий) уменьшился за счет сокращения числа прибывших на 15,4%и числа выбывших на 7,4 %. Две трети всего миграционного объема республикиприходится на внутриреспубликанскую миграцию. Этот вид миграции, как и впрошлые годы, характеризуется оттоком населения из сельской местности вгородскую местность. Республика Мордовия теряет своих постоянных жителей засчет межрегиональной миграции: в другие регионы России убывает людей в 2 разабольше, чем приезжает в республику. Миграционная убыль по этому потоку в 2008году составила 2408 человека.
Приоритетныезадачи социально-экономического развития республики требуют модернизациимеханизмов реализации государственной политики на рынке труда республики,внедрения инновационных методов государственного регулирования в областизанятости населения.
 

3. Государственная политика занятости
 
3.1 Содержание государственной политики занятости
 
Согласнороссийскому закону о занятости, государственная политика занятости заключаетсяв содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путёмобеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации ипереподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной(хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службызанятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальнойзащиты граждан на рынке труда[7, с.27].
Формойреализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являютсяфедеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условияхисходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно статьсохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременноне блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.
Государственнаяполитика в области содействия занятости населения направлена на:
— развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национальногорынка труда;
— обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности,пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения крелигии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой врамках законности, содействие развитию их способностей к производительному,творческому труду;
— осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающихтрудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений,исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста; и др.);
— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года)безработицы;
— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места,прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
— объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий приреализации мероприятий по содействию занятости населения;
— координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью подругим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурнуюполитику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
— координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иныхпредставительных органов работников и работодателей в разработке и реализациимер по обеспечению занятости населения;
— международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включаявопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации запределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территорииРоссийской Федерации, соблюдение международных трудовых норм[1, ст.5].
Кчислу основных гарантий социальной поддержки безработных со стороны государстваотносится выплата пособий по безработице, в том числе в период временнойнетрудоспособности безработного. Пособие по безработице представляет собойвозмещение работнику утраты заработка в связи с временной потерей работы напериод поиска нового рабочего места.
Согласноп. 1 ст. 31 Закона РФ о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам,признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособияпринимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
В РаспоряженииПравительства РФ от 15.08.2008 № 1193-р “ О Концепции действий на рынке трудана 2008 — 2010 годы ” государственная политика в области регулирования рынкатруда в 2008 — 2010 годах направлена на создание правовых, экономических иинституциональных условий для повышения эффективности занятости населения[2, ст.3].
Основнымизадачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
— содействиев реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями ктруду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
— обеспечениереализации прав граждан на защиту от безработицы;
— обеспечениесоблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращениенарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
— содействиеобеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемойквалификации.
Решениезадач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальнойсферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путемповышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовыхправ и гарантий для граждан Российской Федерации.
Сэтой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализациигосударственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методовгосударственного регулирования в области содействия занятости населения.
Приоритетныминаправлениями государственной политики в области регулирования рынка трудаявляются:
— совершенствованиезаконодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения;
— совершенствованиесистемы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;
— обеспечениесбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;
— развитиерегиональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;
— развитиекадрового потенциала;
— оптимизацияпривлечения иностранной рабочей силы;
— стимулированиеэкономической активности населения;
— повышениекачества рабочих мест.
Вцелях содействия занятости населения и обеспечения защиты граждан на рынкетруда Республики Мордовия принята «Республиканская целевая программа содействиязанятости населения Республики Мордовия на 2009-2011 годы» [3, с.38].
Основнымизадачами Программы являются:
-         повышениеинформированности населения о положении на рынке труда республики;
-         дальнейшееразвитие системы профессиональной ориентации населения и психологическойподдержки безработных граждан;
-         совершенствованиекачества и структуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышенияквалификации безработных граждан;
-         содействиетрудоустройству граждан, ищущих работу;
-         внутренней ивнешней трудовой миграции;
-         оказание социальнойподдержки безработным гражданам.
МероприятияПрограммы сгруппированы в семь подразделов, характеризующих основныенаправления содействия занятости населения:
1.Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда.
2.Содействие трудоустройству граждан, ищущих работу, в том числе: организацияярмарок вакансий и учебных рабочих мест; организация проведения оплачиваемыхобщественных работ; организация временного трудоустройства несовершеннолетнихграждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время организациявременного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поискеработы; организация временного трудоустройства безработных граждан в возрастеот 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального исреднего профессионального образования, ищущих работу впервые; содействие самозанятостибезработных граждан.
3.Профессиональная ориентация населения и психологическая поддержка безработныхграждан.
4.Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышенияквалификации безработных граждан.
5.Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда.
6.Регулирование внутренней и внешней трудовой миграции.
7. Оказаниесоциальной поддержки безработным гражданам.
Реализацияданной Программы приведет к снижению уровня общей и регистрируемой безработицыи сдерживанию ее роста в пределах 3,6 % (общая) и 1,6 % (регистрируемая);численность граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятостинаселения, ежегодно будет увеличиваться не менее чем на 0,5 % и составит к 2011году 21,4 тыс. человек; удельный вес трудоустроенных граждан в общей численностиграждан, обратившихся в органы службы занятости в поисках работы, достигнет63,0 %; численность граждан, получивших государственные услуги по информированию,ежегодно будет составлять 13,0 тыс. человек; количество ярмарок вакансий иучебных рабочих мест ежегодно будет увеличиваться и составит к 2011 году 195единиц; численность граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации,ежегодно будет составлять 32,0 тыс. человек; численность несовершеннолетнихграждан в возрасте от 14 до 18 лет, трудоустроенных на временную работу, ежегоднобудет увеличиваться на 1,1 % и составит к 2011 году 8,9 тыс. человек;численность безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы,трудоустроенных на временную работу, ежегодно будет увеличиваться и составит к2011 году 310 человек; численность безработных граждан в возрасте от 18 до 20лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессиональногообразования, ищущих работу впервые, трудоустроенных на временную работу,ежегодно будет увеличиваться и составит к 2011 году 85 человек; численность граждан,участвующих в оплачиваемых[4, ст.3].
3.2 Современные подходы к регулированию рынка трудав странах Европейского Союза
 
Многиезарубежные страны формируют новые подходы к регулированию национальных рынковтруда и сферы занятости в постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики.Поэтому для России, являющейся активным участником мирового экономическогосообщества, важной задачей становится изучение опыта развитых стран в даннойобласти и, в частности, европейских государств, применяющих помимотрадиционных, сложившихся в течение всей истории развития рыночной экономики,совершенно новые подходы к пониманию, оценке перспектив и разработке политикигосударственного регулирования рынка труда[9, с.1].
Европейскиестраны отличаются большим разнообразием в подходах к регулированию сферызанятости и рынка труда. Так, во Франции, Германии и Скандинавских странахдействует достаточно жесткое трудовое законодательство, строго регулирующеевзаимоотношения между работодателями и наемными работниками в вопросах найма,увольнения и условий работы. Активную роль на рынке труда играют профсоюзы,использующие различные меры отстаивания своей позиции — от принятия отраслевыхколлективных соглашений до забастовок, проведение которых разрешено законом.Например, в Германии профсоюзы напрямую участвуют в управлении предприятиями,когда в состав совета директоров компании входят представители профсоюзнойорганизации в количестве, необходимом для принятия или отклонения тех или иныхрешений.
СтраныСеверной Европы (Швеция, Финляндия, Норвегия) характеризуются созданием широкойсистемы социальной поддержки для всех граждан, финансируемой за счет общихдоходов государства, а не за счет индивидуальных взносов. Цель этой системысостоит в том, чтобы уменьшить неравенство и несправедливость на основе равногодоступа к базовым социальным благам. Активная политика государства в областизанятости в таких странах, как Швеция и Норвегия, делает основной упор на мерыпо предупреждению безработицы в сочетании с поддержкой безработных. Политиказанятости в этих странах включает в себя четыре основных элемента[12, с.8]:
1)ограничительную фискальную политику, которая направлена на поддержку менееприбыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для сниженияинфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;
2)политику солидарности в заработной плате, которая преследует цель достиженияравной оплаты за равный труд независимо от финансового положенияпредпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;
3)стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке ипереобучению кадров;
4)селективную (выборочную) поддержку в секторах экономики, имеющих низкиеэкономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальныхзадач.
Вотличие от стран континентальной Европы, регулирование рынка труда вВеликобритании осуществляется с минимальным участием государства и профсоюзов.Наемные работники имеют право обратиться за защитой своих интересов в суд или втрибунал по вопросам трудовых споров в случае, если работодатель нарушаетусловия контракта о найме в отношении заработков, условий труда или режимоврабочего времени и т.д. Все трудовые споры рассматриваются в рамкахпрецедентного права, когда судьи и присяжные заседатели всесторонне исследуютпричины и обстоятельства разногласий между работником и работодателем и выносятрешения. Эта система формировалась в течение всей истории Великобритании и досих пор применяется в Ирландии, США, Канаде, Австралии и других. Системасоциального страхования в этой стране предоставляет широкие возможности дляподдержания уровня доходов в период безработицы. Пособия, выдаваемые государствомгражданам, предоставляются в рамках государственной программы национальногострахования, которая финансируется главным образом за счет обязательныхстраховых взносов со стороны работодателей и наемных работников. Выплаты побезработице осуществляются в течение одного года за счет страховых взносовпотерявшего работу гражданина и активно ищущего новое занятие. По истечениигода безработный может получать социальные выплаты, которые значительно меньшепособия. Помимо государственных программ все более широко применяются различныесхемы дополнительного страхования по безработице, предлагаемые финансовымиорганизациями этой страны. В Великобритании большое значение придается профессиональнойподготовке кадров: действуют программы для молодежи, а также программы,совмещающие обучение безработных взрослых и их частичную занятость, при этомработодателям, предоставляющим рабочие места для приобретения опыта работыбезработными, выплачиваются субсидии. В отношении граждан, находящихся безработы длительное время, осуществляются программы, стимулирующие их выход нарынок труда.
Всовременных условиях, когда устойчивость экономики определяется ее способностьювоспринимать изменения, адаптироваться к ним, а также предвидеть позитивные инегативные тенденции, способствующие или препятствующие развитию, возникаетнеобходимость выработки новых подходов к регулированию социально-экономическихпроцессов, в том числе в сфере занятости и рынка труда. Объединениеэкономического пространства послужило толчком к формированию целостной политикизанятости для государств, входящих в состав ЕС[11, с.5].
В 2000 г. была принята так называемая Лиссабонская стратегия, предусматривающая реформы экономики,рынка труда и социальной политики, направленные на поддержку экономическогороста и роста занятости; она ставила задачи повышения уровня занятости населения,в том числе за счет граждан старших возрастов и молодежи, а также сокращенияженской безработицы. Однако эти задачи не были решены[10, с.4].
Внастоящее время можно выделить несколько направлений, определяющих пути решенияпроблем в области рынка труда в странах ЕС и составляющих главные аспектысовременной политики занятости:
— увеличение численности экономически активного населения за счет привлечения всферу занятости молодежи, женщин, граждан пенсионных возрастов (изменениезаконодательства, регулирующего использование труда этих категорий населения,стимулирование гибкой занятости, борьба с гендерной сегрегацией и другие);
— увеличение продолжительности активной трудовой жизни за счет стимулированияболее раннего выхода молодежи на рынок труда, а также удержания людей старшихвозрастов в сфере занятости (снижение пенсионного возраста, отказ от досрочноговывода на пенсию, гибкие формы занятости и другие);
— стимулирование безработных к выходу на рынок труда за счет изменения системысоциального страхования, в том числе страхования по безработице;
— повышение мобильности рабочей силы внутри Евросоюза за счет изменениямиграционной политики и ее ориентации на обеспечение свободы перемещений междустранами ЕС и другие.
Основнымимерами гибкой политики занятости являются:
— мотивация профессиональной подготовки работников в течение всей жизни дляповышения квалификации или обучения вторым профессиям, повышающим шансы ихтрудоустройства при изменении конъюнктуры рынка труда;
— поддержка равных возможностей для всех на рынке труда;
— гибкость условий занятости: организации работы и рабочего времени, механизмовформирования заработной платы, мобильности работников;
— изменение форм трудовых контрактов с учетом потребностей работодателей иработников;
— содействиеиспользованию современных информационных технологий для реализации гибких формзанятости;
— адаптация систем социальной защиты для поддержки трудовой мобильноститрудящихся.
Такимобразом, в большинстве развитых стран Европы проводится активная политиказанятости, существуют развитые институты рынка труда, а также системыпрофессиональной подготовки населения и социального страхования,ориентированные на рынок труда.

Заключение
 
Всовременном мире важнейшими факторами, оказывающими исключительное влияние насферу рынка труда и занятости, являются глобализация экономики ибеспрецедентный по темпам развития в масштабах истории человечества техническийпрогресс. Однако наряду с безусловно позитивными результатами влияния этихфакторов наблюдаются и серьезные негативные социально-экономическиепоследствия: массовая безработица, связанная как со структурными изменениями вомногих отраслях производства, так и повышением требований к качеству рабочейсилы, рост социальной незащищенности, увеличение имущественного неравенстванаселения и другие. Еще одним значимым фактором является снижение рождаемостинаселения в экономически развитых странах, следствием чего стало старениенаселения. Вместе с тем политические и экономические реформы в развивающихсястранах привели к развитию широкомасштабной миграции рабочей силы. Все этифакторы в комплексе сформировали ряд отличительных признаков сферы занятостинаселения, к числу которых относятся:
1.Формирование глобального рынка труда, характеризующегося активной динамикойрабочей силы между государствами, испытывающими ее нехватку, и странами — поставщиками трудовых ресурсов.
2.Возникновение новых форм занятости, адекватных современному уровню развитияинформационных технологий и коммуникаций.
3.Повышение требований к качеству рабочей силы в условиях реализации новыхконкурентных стратегий бизнеса, обеспечивающих его эффективность.
4.Перемещение компаний-производителей в регионы и страны, являющиесяпотребителями их товаров и услуг, ориентированное на широкое использованиеместной рабочей силы.
Вбольшинстве развитых стран Европы проводится активная политика занятости,существуют развитые институты рынка труда, а также системы профессиональнойподготовки населения и социального страхования, ориентированные на рынок труда.Вместе с тем масштабы и направления государственного регулирования сферызанятости весьма различны: регулирование всех аспектов рынка труда и самоеширокое участие профсоюзов в деятельности предприятий или либеральные законы,определяющие лишь общие правила и процедуры регулирования трудовых отношений,свобода найма и увольнения для работодателей и активное содействие со стороныгосударства при профессиональной подготовке и адаптации безработных к рынкутруда. Однако проведение активной политики занятости в традиционном виде зачастуюне приводит к нужным результатам.
Необходимостьизменения политики занятости обусловлена тем, что глобализация итехнологический прогресс все более активно влияют на изменение потребностейпредприятий к рабочей силе. Компании вынуждены оперативно принимать меры поадаптации и развитию не только производственной деятельности, но и своихработников. В то же время работники осознают, что изменения в деятельностиорганизации — неизбежный процесс. Иметь работу сегодня не означает абсолютнойзащищенности и уверенности в будущем. Поэтому для того, чтобы планировать своюжизнь и карьеру, работникам нужны новые формы поддержки их трудовыхвозможностей, которые помогут им оставаться в сфере занятости. Эта поддержкадолжна выходить за рамки конкретной работы и обеспечить уверенный переход нановое рабочее место, который возможен только в том случае, если работник будетобладать конкурентоспособной рабочей силой — знаниями, навыками и умениями,востребованными на рынке труда независимо от структурных и технологическихсдвигов в спросе на наемный труд.

Библиографический список
1.        О занятостинаселения в Российской Федерации: Закон РФ: [принят 19 апреля 1991г.] //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2.        Об Основныхнаправлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации:Постановление ВС РФ: [принят 3 июня 1993 г.] // Справочно-правовая система«Консультант Плюс».
3.        О Республиканскойцелевой программе содействия занятости населения Республики Мордовия на 2009 — 2011 годы: Постановление Правительства РМ: [принят 15 декабря 2008г.] //Известия Мордовии. 2008. № 195-38.
4.        Об утвержденииПрограммы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности нарынке труда Республики Мордовия, на 2010 год: Постановление Правительства РМ:[принят 14 декабря 2009г.] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5.        Официальныйбезработный (как помочь увольняющемуся работнику встать на учет в органахзанятости и получить пособие по безработице) // Главная книга. 2010. № 2. //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6.        Проблемы неполнойзанятости и регистрации безработных // Кадровик. Трудовое право для кадровика.2010. № 2. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
7.        Гарантии в сферезанятости населения // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2009. № 27. //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
8.        Фофанова, Н.П. Совершенствованиезаконодательства о занятости населения и защите российских граждан отбезработицы с позиции социального государства // Современное право. 2009. № 5.// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
9.        Алимова, О.Обеспечение занятости и трудоустройства // Социальное и пенсионное право.2009. №1. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
10.     Сиренко, И.Н.Организационно-правовые проблемы реализации полномочий Федеральной службызанятости в сфере регулирования внешней миграции // Миграционное право.2008. №4. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
11.     Симанович, Л.М. Основныенаправления политики государства в области занятости. Выплата пособий побезработице // Налоги (газета). 2009. № 26. // Справочно-правовая система«Консультант Плюс».
12.     Эсаулова, И.Современные подходы к регулированию рынка труда в странах Европейского союза //Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 8. // Справочно-правовая система«Консультант Плюс».
13.     Остапенко, Ю. М.Экономика труда. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. 272 с.
14.     Егорова, Е. А,Кучмаева, О. В. Экономика труда. – М.: Московская финансово-промышленнаяакадемия, 2004. 80 с.
15.     Национальнаяэкономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2005. 813 с.
16.     Социально-экономическаястатистика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Б. И. Башкатова.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 703 с.
17.     Курс экономическойтеории: учебник / под ред. М.И Плотницкий и др. – Мн.: «Интерпрессервис», 2003.496 с.
18.     Курсэкономической теории: учебник / под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Изд-во «Дело иСервис», 2001. 832 с.
19.     www.gks.ru (сайтФедеральной службы государственной статистики)

Приложения
 
Приложение А (обязательное)
Таблица А.1- Численностьэкономически активного населения, занятых и безработных, тысяч человекПоказатель 2004 2005 2006 2007 2008
Численность экономически активного населения- всего 442,8 434,2 439,3 455,2 474,4 мужчины 220,2 216,0 218,7 228,4 229,8 женщины 222,6 218,2 220,6 226,8 244,6
в том числе:
занятые в экономике – всего 416,3 403,9 418,5 438,9 463,0 мужчины 206,6 200,7 205,8 217,4 224,5 женщины 209,7 203,2 212,7 221,5 238,5 безработные – всего 26,5 30,3 20,8 16,3 11,4 мужчины 13,6 15,3 12,9 11,0 5,3 женщины 12,9 15,0 7,9 5,3 6,1 Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года) – всего 8,5 6,6 6,2 5,7 5,2 мужчины 2,4 2,0 1,9 1,8 1,8 женщины 6,1 4,6 4,3 3,9 3,4 Общая численность безработных (по методологии МОТ), тыс. человек 26,5 30,3 20,8 16,3 11,4


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Генри Лонгфелло. Песнь о Гайавате
Реферат Оценка экономической эффективности деятельности предприятия
Реферат Создание базы данных РЭО-ГАИ
Реферат Совершенствование и организация производстваи реализация сахарной свеклы на примере СХА Куликовский
Реферат Полимерные соединения
Реферат Естественнонаучный базис концепции Золотого миллиарда в свете информационного обеспечения социума
Реферат Romeo And Juliet 11 Essay Research Paper
Реферат Формирование физической культуры личности курсантов высших учебных заведений МВД России с использованием компьютерных технологий
Реферат Албанская Православная Церковь
Реферат Создание базы данных Кадры предприятия
Реферат Свобода 2
Реферат Создание игры Морской бой
Реферат Геополитика как наука Россия и Украина в современном геополитическом контексте
Реферат Проектирование технологического процесса капитального ремонта пути
Реферат Концепция "золотого миллиарда" и Новый мировой порядок