СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Безработица, ее причины и измерение
2 Виды и формы безработицы, тенденции безработицы врыночной экономике
3 Безработица в Республике Беларусь: состояние,динамика, пути сокращения
Заключение
Список использованных источников/>
ВВЕДЕНИЕ
Рынок труда как экономическаякатегория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь странам срыночной экономикой, а безработица – как следствие господствующих отношений нарынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудоми капиталом.
Долгое время считалось, чтопоступательное развитие командной экономики дает неограниченные возможности дляполной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том,чтобы вовлечь в него все трудоспособное население. Переход к рынку в современныхусловиях мирового финансово-экономического кризиса заострил проблемы занятостии добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой экономики ивозникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формамисобственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий вусловиях перехода к рыночным отношениям.
Таким образом, чрезвычайно актуальнойпредставляется цель данной курсовой работы – исследование понятия безработицы иее особенностей в национальной экономике Республики Беларусь на современномэтапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
— раскрыть сущность понятия безработицы, ее причины и измерение;
— проанализировать виды и формы безработицы, тенденции безработицы врыночной экономике;
— проанализировать особенности безработицы и рынка труда в РеспубликеБеларусь на современном этапе.
В ходе написания работы были использованыучебники и учебные пособия по теории и практике управления рынком труда итрудовыми ресурсами, статьи и публикации из специализированных журналовзарубежных авторов, в частности российских, таких как Адамчук В.В., РомашовО.В., Лещинская Г., и западных, как Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д., которые подробноосветили понятие безработицы, причины формирования и механизм управления, атакже белорусских ученых, например, Лемешевского И.М., который исследовалэволюцию и причины существования безработицы в переходной экономике РеспубликиБеларусь.
Использованы следующие методы: анализ,синтез, сравнительный, исторических аналогий и др.
/>1 БЕЗРАБОТИЦА, ЕЕПРИЧИНЫ И ИЗМЕРЕНИЕ
Чаще всего рыночную экономику увязывают с безработицей. Безработица представляетсобой несоответствие на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос.
Понятия «безработица» и «безработные» трактуются экономистаминеоднозначно. Международная практика, опыт которой обобщен в документахМеждународной организации труда (МОТ), исходит из положения, согласно которомубезработным считается тот, кто может и хочет работать, активно занималсяпоиском работы, но не смог трудоустроиться прежде всего из-за отсутствиясвободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки.
Безработица имеет неоднозначные социально-экономические последствия длянациональной экономики.
Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения.Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, вслучае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.
При этом надо иметь в виду, что трудовая деятельность для подавляющегобольшинства людей в недавнем прошлом была не только и не столько источникомдохода, сколько делом чести, гражданской доблести человека. И, следовательно,лишение сегодня возможности трудиться — это еще и большая социальная трагедия.
В сознании людей появление безработицы неразрывно связано сэкономическими реформами. Поэтому негативное отношение населения к безработицеможет выражаться и в неприятии процесса трансформации экономики. А это сужаетсоциальную базу реформ, сдерживает рост экономики в стране. Безработицаприводит к бездеятельности человека, а это может повлечь деградацию личности.Безработица неразрывно связана с депрессией, угнетенным, подавленнымпсихическим состоянием.
Чтобы определить количество безработных в каждой стране, надоподразделить все население на группы по степени его трудовой активности. Дляэтого используются рекомендации Международной организации труда.
Сначала все лица подразделяются на две группы:
1) Экономически неактивное население — жители страны, которые не входятв состав рабочей силы. Сюда включены:
— учащиеся и студенты дневных учебных заведений;
— пенсионеры (по старости и другим основаниям);
— лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход задетьми, больными и т. п.);
— отчаявшиеся найти работу;
— лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника ихдохода).
2) Экономически активное население — часть трудоспособных граждан,которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.
Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активностинаселения — доля численности экономически активных людей в общей численностинаселения. Такой уровень подсчитывается по формуле
/> (1)
где Уа — уровень экономически активногонаселения;
Н — численность населения;
Эа — численность экономически активногонаселения.
В свою очередь, экономически активное население делится на две группы:
1) Занятые — лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младшихвозрастов), которые:
— работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполногорабочего времени);
— трудятся без оплаты на семейных предприятиях.
2) Безработные — лица 16 лет и старше, которые:
— не имеют работу (доходного занятия);
— занимаются поиском работы (обращались в службы занятости и т. п.);
— готовы приступить к работе;
— обучаются по направлению государственной службы занятости.
На основании данных о занятости (3) и безработицы определяется уровеньбезработицы. Уровень безработицы (Уб) — удельный вес численности безработных вчисленности экономически активного населения (Эа). Этот уровень определяется поформуле:
/> (2)
Причины существования безработицы в рыночной экономике различаются дляразличных видов безработицы.
Так, текучая безработица обнаруживается, когда временно становятсянезанятыми работники умственного и физического труда, обладающие рабочей силойнормального качества. Из-за неравномерного развития отдельных отраслей ирегионов, особенно из-за периодически повторяющих спадов в экономике, спрос нарабочую силу бывает временами недостаточным и, наоборот, потребность в нейвозрастает в период экономического подъема. Из-за связи с экономическимициклами такую безработицу называют также циклической.
Скрытой безработицей охвачена главным образом часть сельских жителей(которая не выдерживает конкуренции с крупными предприятиями), а такжеразоряющиеся мелкие производители и торговцы. Такие резервы трудаобнаруживаются, когда возросшая потребность в работниках быстро восполняется засчет указанной части общества. По имеющимся оценкам, более 500 млн человек, или1/3 экономически активного населения, в развивающихся странах не имеют работыили заняты неполный рабочий день.
Застойная безработица охватывает людей с крайней нерегулярностьюзанятий. Это главным образом люди, живущие на случайные заработки, напримерработающие на дому лишь в определенные сезоны.
Современный этап развития рыночной экономики породил причиныбезработицы, имеющие макроэкономические масштабы.
К новейшим формам сокращения занятости рабочей силы относитсятехнологическая безработица, связанная с внедрением малолюдной и безлюднойтехнологии, основанной на электронной технике. Например, если в настоящее время40 типографских рабочих высшей квалификации могут набирать примерно 170 тыс.знаков в час, то с помощью компьютерных принтеров 10 человек способны за это жевремя набрать около 1 млн. знаков, в результате чего технологическаябезработица возрастает в 20 раз.
Широко развивается и структурная безработица, которая обусловленаперемещением производства из одного региона в другой, упадком старых отраслейпромышленности и появлением новых. Работники устаревших видов производствапопадают в тяжелое положение, поскольку теряют не только занятость, но ипрофессию.
Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятоститрудоспособного населения в странах с формирующейся рыночной экономикой, можноотметить следующие.
Первая причина коренится в том, что характерной чертой команднойэкономики являлась чрезмерная численность производственного (в том числевспомогательного и управленческого) персонала предприятий. Наличие избыточногоперсонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий,препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимостьоплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства свытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров.Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицитрабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал подавлению уработников стимула к лучшей работе. Долгие годы существовала устойчивая ивесьма массовая скрытая безработица.
Во-вторых, переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятийобнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могутприспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту,качеству, цене.
В-третьих в условиях переходной экономики действуют и репродуцирующиебезработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихсяхозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныненезависимыми государствами), а также между странами Восточной Европы. Этиразрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническомуснабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу.
Говоря о безработице, надо иметь в виду, что ее последствия как сложногосоциально-экономического явления невозможно оценить однозначно. Она имеет нетолько негативное значение. Безработица — одно из важнейших условий нормальногои бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формированиерезерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики,которая постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица обеспечиваетнеобходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в техвидах деятельности, которые производят продукты и услуги, пользующиеся большимспросом.
Экономические последствия безработицы весьма многообразны и неоднозначны.Достаточно сложна и их структура. Вместе с тем в различной литературепреимущественно рассматриваются далеко не все аспекты этой весьма важнойпроблемы. Преимущественно исследуются экономические потери, к которым относят:суммы пособий и различных выплат по безработице, расходы на переподготовкукадров, открытие новых рабочих мест, уменьшение доходов лиц, оказавшихсябезработными, и т.п. Кроме того, оцениваются объем потенциальной продукции,которую могли бы произвести безработные, сокращение отчислений в бюджет(налоги) и в государственные фонды страхования. При этом потери, издержкибезработицы исчисляются преимущественно на уровне национальной экономики.Необходимо отметить, что безработица — весьма сложное и многогранное явление,ее последствия проявляются практически на всех уровнях экономической исоциальной жизни общества и оказывают непосредственное влияние не только наэкономику страны, но и на каждого участника экономического процесса.
В связи с этим при решении вопроса об экономических потерях следуетвыделить уровни их оценки. К их числу необходимо отнести страну, регион,отрасль, предприятие, безработного. В правомерности такого подхода нас убеждаети то, что потери каждого уровня автономны. Результаты расчетов потерь дляодного уровня не могут быть использованы для оценки убытков другого. Вчастности, убытки предприятия нельзя выразить через потери его работников.Уровневый подход оценки потерь от безработицы позволяет осуществить болееконкретный и адресный анализ ее экономических последствий.
В основу расчетов издержек безработицы положен так называемый закон А.Оукена. Он имеет как бы две стороны: одна показывает, каким должен бытьэкономический рост, чтобы решить проблему безработицы, другая выражаетколичественную зависимость изменения уровня безработицы и производства ВВП. А.Оукеном эмпирическим путем было установлено, что при увеличении фактическогоуровня безработицы на один процентный пункт по сравнению с ее естественнымуровнем происходит отставание производства ВВП в среднем на 3%. Даже приувеличении численности работающих и росте производительности труда для созданияновых рабочих мест и удержания безработицы на прежнем уровне необходимо от 2,5до 3% ежегодного прироста ВВП. Дополнительное же уменьшение нормы прироста на2% увеличивает долю безработных на 1 процентный пункт или наоборот.
В любом случае неоспорим тот факт, что превышение нормы безработицысверх ее естественного уровня ведет к отставанию роста реального объемапроизводства. Такой метод определения экономических потерь от безработицыпредставляется вполне обоснованным и принят в белорусской и мировойэкономической науке.
Принципиальным моментом использования закона А. Оукена при оценкеэкономических издержек безработицы является определение уровня естественнойбезработицы. Решение такой задачи позволяет, как уже отмечалось, более точнооценить реальные потери от недопроизводства валового внутреннего продукта.
Рост безработицы увеличивает и расходы государства. Их основная массаосуществляется за счет фонда занятости. Источниками же его пополнения являются,как известно, не только обязательные страховые взносы работодателей иззаработков работающих, но и ассигнования из республиканского бюджета, местныхбюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц.
Полнота оценки потерь от безработицы в производстве ВВП предполагаетнеобходимость анализа их региональной структуры.
В каждом регионе существует соответствующая социально-экономическаяситуация, в том числе сложившиеся фактический и естественный уровень безработицы.
Оценивая материальное положение безработных, нельзя не отметить, что уних появляются и новые статьи расходов. От человека требуются определенныезатраты для восстановления своего статуса, для поиска подходящей работы. Сюдаможно от нести расходы на сбор информации о вакансиях (покупка газет, работа вИнтернете, отклик на объявления), на подачу информации о поиске работы; расходына самостоятельную переподготовку, если она требуется при смене специальностиили для повышения квалификации; на составление и рассылку резюме: транспортныерасходы; а также на обращение в специализированные фирмы по подбору кадров ит.п.
Последствием безработицы является и усиление конкуренции на рынке трудаза наиболее престижные рабочие места. Ее высокий уровень может привести к тому,что отдельные и достаточно значимые группы населения будут вынуждены замещатьнеинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для нихбудет носить «вынужденный» характер, а такой труда, как известно, неможет быть высокоэффективным и обеспечивать необходимое качество работ.
Более того, в таких условиях не представляется возможным сформироватьстабильные производственные коллективы, необходимость которых очевидна. Крометого, безработица убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность взавтрашнем дне, и своих силах и возможностях, снижает его трудовой игражданский потенциал.
Экономические последствия безработицы для отдельного человека могутвыразиться и в понижении цены рабочей силы, особенно в условиях увеличенияпродолжительности безработицы.
Последствия безработицы могут иметь (и имеют) положительные результаты идля предприятий. Совершенно не обязательно, чтобы предприятие, сократившее илиуволившее работника, оказалось в «минусе», наоборот, чаще всего оно выигрывает.В результате сокращения штатов предприятие может обеспечить себе увеличениеприбыли — экономия на зарплате, на налогах (в частности, подоходном). Крометого, уволив работника, предприятие может найти на рынке труда болееквалифицированного сотрудника.
Позитивным результатом существования безработицы на уровне страны (приусловии, что уровень безработицы не превышает ее естественного уровня в разы)является тот факт, что безработица — одно из условий нормального,бесперебойного функционирования экономики, обеспечивающая формирование резерварабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики. Этообусловлено, в частности, и необходимостью ввода в действие новых объектовхозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами не может быть обеспеченотолько за счет естественного прироста экономически активного населения.
В то же время действующее производство систематически предъявляет спросна дополнительную рабочую силу и в связи с необходимостью пополненияестественной убыли, и в связи с так называемой текучестью кадров. Удовлетворитьего в условиях современного рыночного механизма оказывается возможным лишь засчет резервирования рабочей силы, поскольку многие из уволенных работниковнуждаются в переподготовке, повышении квалификации.
Осуществить это в целом ряде случаев возможно только с отрывом отпроизводства.
Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределениекадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые сегодня нужныпотребителям. Правда, такие переливы кадров не всегда проходят безболезненнодля отдельного человека.
И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчитьнегативную сторону этих, в целом позитивных для производства и населения,процессов.
Наблюдая за соотношением величин безработицы и инфляции, британскийэкономист А. У. Филипс в 1958 году установил, что между уровнем безработицы встране и темпами роста цен наблюдается обратно пропорциональная зависимость.
Согласно кривой Филипса, повышение уровня безработицы может не только сбитьтемпы инфляции до нуля, то есть подавить рост цен, но и достичь отрицательнойинфляции (снижения цен), именуемой дефляцией.
Кривая Филипса отражает тот факт, что стремление сократить безработицупутем расширения спроса и увеличения числа рабочих мест приводит к ускоренномуросту инфляции. В то же время увеличение доли безработных приводит к сокращениюденежной массы, выплачиваемой в виде заработной платы, и тем самым способствуетподавлению инфляции (рис. 1.1).
/>
Рис. 1.1 Кривая Филлипса в краткосрочноми долгосрочном периодах
Зависимость первоначально показывала связь безработицы с изменениямизарплат: чем выше безработица, тем меньше прирост денежной заработной платы,тем ниже рост цен, и наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тембольше прирост денежной заработной платы, тем выше темп роста цен. Впоследствиибыла преобразована в зависимость между ценами и безработицей.
В долгосрочном периоде представляет собой вертикальную прямую, иначеговоря, показывает отсутствие зависимости между уровнем инфляции и уровнембезработицы.
Стагфляция, поразившая в 1970-х годах экономики развитых стран,дискредитировала идею кривой Филлипса. Последователи кейнсианства, которыеразделяли основные предпосылки данной теории, были вынуждены признать, чтокривая может принимать разные конфигурации.
На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица,а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейсяв вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоитугроза потери работы.
Переход к рыночной экономике неизбежным образом влечет за собойнеобходимость рынка труда и рабочей силы. Рынок труда является органическойчастью национальной экономики.
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений всогласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.
В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальныхположений:
1. Рынок труда – это совокупность экономических отношений между спросом ипредложением рабочей силы на рынке труда.
2. Рынок труда – это место пересечения различных экономических и социальныхи интересов и функций.
3. С позиции предприятий рынок труда – это сфера взаимоотношений егосотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих опереходе на новое место работы в пределах фирмы.
Рынок труда – наиболее сложный элемент рыночной экономики. Переплетениеинтересов работника и работодателя при найме и увольнении, циклическиизменяющееся состояние экономики, величина трудовых доходов населения,сложившиеся традиции в трудовой сфере и другие факторы оказывают существенноевлияние на объем и структуру спроса и предложения на рынке труда. Поэтому рынкитуда имеют ярко выраженные специфические национальные черты.
Таким образом, по классификации МОТ безработным считается тот, кто можети хочет работать, активно занимался поиском работы, но не смог трудоустроитьсяпрежде всего из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточнойпрофессиональной подготовки. Безработица имеет неоднозначныесоциально-экономические последствия для национальной экономики. Безработица,как социальное явление, приводит к обеднению населения, несет потерюпостоянного и регулярно получаемого источника средств существования, усиливаетдифференциацию населения. Однако безработица — одно из важнейших условийнормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечиваетформирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночнойэкономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд. Безработицаобеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, ихсосредоточение в тех видах деятельности, которые производят продукты и услуги,пользующиеся большим спросом. Экономические последствия безработицы весьмамногообразны и неоднозначны. Преимущественно исследуются экономические потери,к которым относят: суммы пособий и различных выплат по безработице, расходы напереподготовку кадров, открытие новых рабочих мест, уменьшение доходов лиц,оказавшихся безработными, и т.п. Кроме того, оцениваются объем потенциальнойпродукции, которую могли бы произвести безработные, сокращение отчислений вбюджет (налоги) и в государственные фонды страхования. Последствия безработицыимеют и положительные результаты для предприятий. В результате сокращенияштатов предприятие может обеспечить себе увеличение прибыли — экономия назарплате, на налогах (в частности, подоходном). Наблюдая за соотношениемвеличин безработицы и инфляции, британский экономист А. У. Филипс в 1958 годуустановил, что между уровнем безработице в стране и темпами роста ценнаблюдается обратно пропорциональная зависимость. Кривая Филипса отражает тотфакт, что стремление сократить безработицу на рынке труда путем расширенияспроса и увеличения числа рабочих мест приводит к ускоренному росту инфляции. Рыноктруда представляет собой систему общественных отношений в согласованииинтересов работодателей и наемной рабочей силы. К основным рычагамсаморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношениеплатежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция. Многиесовременные экономисты считают недопустимым глубокое вмешательство государствав экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождаетсоциальное иждивенчество и замедляет экономический рост./>2 ВИДЫ И ФОРМЫБЕЗРАБОТИЦЫ, ТЕНДЕНЦИИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемуючасть рыночной экономики. В этой связи большое внимание уделяется анализу форми видов безработицы. Критерием разграничения форм безработицы, как правило,служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными формамибезработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая; упоминается такжескрытая, сезонная.
Фрикционная — безработица, вызванная постоянными изменениями в размещенииресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Этиизменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результатенаниматель не находит нужного ему работника, а работник — нанимателя, хотяработник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже нетребующихся обществу работ. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой,которую общество должно платить за поддержание эффективности рыночнойэкономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросамграждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшаяпродолжительность. И потому фрикционная безработица — явление, котороеустранить не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной являетсяоценка структурной безработицы.
Структурная — безработица, вызываемая крупными структурными изменениямив экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей,иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих местдля тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы невозможно.Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранитьрабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т. д. Подобные действияпрофсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему.Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимальновозможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центрегосударственной политики занятости.
Циклическая безработица, как следствие спада производства в переходныйпериод достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровеньбезработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда, прикотором на нем существует примерный баланс между числом свободных рабочих мести числом квалифицированных работников, ищущих работу). Для сглаживаниянегативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятиеспециальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемыхгосударством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономическихподъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы.
Еще одна форма безработицы — сезонная безработица, которая порождаетсявременным характером выполнения тех или иных видов деятельности ифункционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственныеработы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство инекоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и дажецелые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев вгоду, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженнойработы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ — массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикамсоответствует циклической безработице, по другим — фрикционной, так как онаносит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можноопределить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года вгод, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем,вызванных ею.
Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица,которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этомслучае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняетвозможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую частьувольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочеевремя, что и ведет к возникновению частичной безработицы.
Анализ экономических показателей дает возможность оценить издержкибезработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объемапроизводства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, инаоборот.
Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующихгосударственных мер по обеспечению работой всех желающих, также различают:
— зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятыхграждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет вгосударственной службе занятости;
— скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые напроизводстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило,либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либоотправлены в административные отпуска. Скрытая безработица характерна восновном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например,отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работуодного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее местолишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.
Существует еще так называемая безработица по обследованию — оценочнаявеличина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основепериодических специальных опросов трудоспособного населения.
В соответствии с накопленным теоретическим и практическим опытом можновыделить следующие виды безработицы:
— частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день,сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
— условная безработица (непостоянная работа);
— временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, заинвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранениясодержания);
— потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
— безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вреднымии опасными условиями труда;
— безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
— вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии,комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
— безработица вследствие повышения производительности труда и егоинтенсификации;
— безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурнойперестройки в армии;
— безработица членов семей военнослужащих и военных советников,возвращающихся в страну из-за рубежа;
— безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводахвследствие остановки предприятий;
— первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
— безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившейобучение по собственному желанию;
— безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
— безработица субъективная вследствие нежелания или неспособностипереквалифицироваться и получить иную профессию;
— безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
— безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам зарубежом;
— безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
— безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновитьработу;
— безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций(аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений врезультате взрывов или военных действий);
— безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режимаи утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы сизбытком рабочих мест.
Перечисленные виды безработицы могут быть дополнены, например, за счетнеучтенных источников. Под неучтенными источниками подразумеваются несколькогрупп населения. Как и в каждом государстве в Республике Беларусь естьопределенная часть населения не желающая работать, — люмпен-элемент. Эта группапостоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будетзарегистрирована в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая понекоторым оценкам несколько процентов общего числа занятых, не оказываядавления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление набюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Втораягруппа — прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбыгосударства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнятряды безработных. Третья группа — люди состоятельные, но официально нигде неработающие, тоже формально являются безработными.
Естественным уровнем безработицы называют такой уровень, при которомфакторы, повышающие и понижающие зарплату и цены, находятся в равновесии. Этонаивысший уровень занятости, соответствующий потенциальному ВНП. Согласноконцепции естественного уровня, потенциальный ВНП достигается при полнойзагрузке основного капитала, под которой понимается ситуация, когда индексиспользования производственных мощностей обрабатывающей промышленности равенпримерно 86%. Естественный уровень безработицы выше нуля, так как она в той илииной мере существует всегда во фрикционной или структурной формах.
Безработица на естественном уровне необходима, так как сдерживаетинфляцию. В современной экономике, обремененной высоким уровнем инфляции,естественный уровень безработицы характеризуется как предельно низкий(допустимый). По сути же естественный уровень безработицы не является таковым.Он не оптимален. Еще никому не удалось доказать, что экономике в целом выгоднееиметь не занятого рабочего, чем тот продукт, который этот рабочий мог быпроизвести.
Обычное обеспечение полной занятости покупается ценой спадаэффективности в экономике. С другой стороны, и безработица имеет высокуюсоциальную цену, да и приносит экономический ущерб. В этом свете безработицуследует воспринимать как социальное зло, полностью избежать которого в силунесовершенства рыночного механизма регулирования не предоставляется возможным.Практически речь идет о том, чтобы принимать все возможные меры по снижениюбезработицы, обеспечению занятости. Если же эти меры не приводят к успеху –пускать в ход системы социальной поддержки и защиты безработных.
Огромную роль в этой системе играют не только пособия по безработице,денежная поддержка и материальная помощь. Гораздо важнее оказать содействие втрудоустройстве, организовать общественные работы, создать рабочие места. Здесьна первый план выходят задачи переобучения, переподготовки и повышенияквалификации, освоение новых специальностей. Обязанность государства состоит ворганизации специальной учебной сети, центров по бесплатному обучению. Это,несомненно, облегчит переход к рынку.
Можно выделить следующие тенденции развития безработицы в рыночнойэкономике.
Первая тенденция коренится в том, что характерной чертой команднойэкономики являлась чрезмерная численность производственного персонала (в томчисле вспомогательного и управленческого) предприятий. Наличие избыточногоперсонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий,препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимостьоплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства свытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Вусловиях перехода к рынку происходит высвобождение излишних работников,вследствие необходимости повышения производительности труда и эффективностипроизводства в условиях возрастающей конкуренции.
Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятийобнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособитьсяк реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такиепредприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акциибанкротов?), их придется предварительно санировать, а затемуже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным испособным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции.Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полнуюсвободу освобождения от груза ненужного персонала. А это — еще один канал,пополняющий безработицу.
Многие госпредприятия восприняли некоторую либерализацию цен каквозможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть своичрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). Напервых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохранятьсядолго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся удорожанием сырья,энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете — кризисом неплатежей повсем технологическим цепочкам. Онпоразил не толькопотенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукциякоторых нужна обществу, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис- еще одна характерная черта развития безработицы в рыночной экономике.
Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокойструктурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику(реструктуризацию конкретных предприятий), но имакроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условияхжесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, ксвертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Дляэкономик многих стран, в частности, для постсоциалистических стран характерныглубокие диспропорции, прежде всего чрезмерное увеличение группы предприятийкрупного промышленного производства, служившей базой форсированного роста ВПК.Переход к рыночным отношениям порождает в этих странах массовую структурнуюбезработицу.
Наряду с приведенными выше тенденциямибезработицы в рыночной экономике следует выделить испецифические тенденции, характерные для постсоциолистических стран. Имеются ввиду разрывы сложившихся хозяйственныхсвязей междубывшими союзными республиками СССР. Эти разрывы резко ухудшили положениепредприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, чтотакже содействует возрастанию безработицы. Говоря о специфических для бывшегоСССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированногоВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимымфактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более, что решениепроблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко непростым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняланаиболее острые формы именно в районах концентрации военных заводов.
Таким образом, основными формамибезработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая, а также скрытая исезонная.
Можно выделить следующие виды безработицы: частичная принудительнаябезработица, условная безработица, временная безработица, потенциальнаябезработица, вынужденная безработица и др.
Основными тенденциями развития безработицы в рыночной экономике и вусловиях переходы к рынку являются возрастание количества незанятого населениявследствие высвобождения избыточного производственного персонала, ухода с рынканеконкурентоспособных предприятий, нерациональной политики предприятий припереходе к рыночному типу хозяйствования, разрыва экономических связей междупредприятиями переходных экономик многих стран. Вместе с тем для условийрыночной экономики характерна возрастающая производительность труда иэффективность производства, более рациональная структура занятости.3 БЕЗРАБОТИЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ, ДИНАМИКА,ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ
В Беларуси основные принципы политики занятости определены всоответствующем Законе о занятости населения (от 30. 05. 1991 г.):
— обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным;
— обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
— предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
— содействие и поощрение граждан в развитии их способностей кпроизводительному и творческому труду;
— принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченнойтрудоспособностью;
— участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблемзанятости при взаимодействии с государственными органами;
— международное сотрудничество в решении проблем занятости.
В действующей Программе занятости в качестве главной цели провозглашенообеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижениеданной цели предполагает решение следующих задач:
— оказание материальной помощи в трудоустройстве граждан;
— материальную поддержку незанятого населения;
— профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения;
— бронирование, квотирование и создание рабочих мест на действующихпредприятиях для граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда;
— содействие предпринимательству и самозанятости как источникам созданияновых рабочих мест;
— развитие республиканской службы занятости [6, с. 241].
Динамику уровня безработицы в стране можно наблюдать в табл. 3.1
Таблица 3.1 – Динамика уровня безработицыв Республике Беларусь (1995-2009 гг.)
/>
На основании анализа официальных данных об уровне безработицы вРеспублике Беларусь можно сделать вывод об очень низком его значении напротяжении ряда лет, которое имеет тенденцию к постоянному снижению. Однаконеобходимо учитывать тот факт, что официальные данные и реальные значительноотличаются. Для национальной экономики Республики Беларусь характерен высокийуровень скрытой безработицы. По оценкам некоторых экспертов он достигает 20%.
С целью снижения уровня безработицы в стране и формирования эффективнойструктуры занятости в Республике Беларусь предпринимаются следующие меры.
Была принята Программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы,предусматривающая организационное переустройство села, реализацию комплекса мерпо решению проблемы сельской занятости, в том числе по созданию новых рабочихмест и стимулированию притока рабочей силы в сельскую местность.
Продолжается работа по трудоустройству граждан, обязанных возмещатьрасходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся нагосударственном обеспечении (далее – обязанные лица).
В органы по труду, занятости и социальной защите в 2009 г. обратилось 3168 обязанных лица, из них трудоустроено на постоянную работу 4039 человек, в томчисле в счет брони 3175 человек.
За 2009 г. в органы по труду, занятости и социальной защите засодействием в трудоустройстве обратилось 261,6 тыс. человек (103,1 процента ксоответствующему периоду 2008 года), из них зарегистрированы безработными 161,8тыс. человек (104,1 %).
С учетом граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройственуждалось 317,0 тыс. человек (100,1 % от уровня 2008 года), в том числе 199,1тыс. безработных (99,8 % к 2008 году).
В рамках реализации Плана мероприятий на 2009 год по выполнениюГосударственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь в 2009 г. достигнуты следующие результаты:
— республиканскими и местными органами государственного управленияобеспечено (по оперативным данным) создание новых рабочих мест, на которыетрудоустроено 120,2 тыс. человек, в том числе 1,9 тыс. безработных — на рабочиеместа, созданные с выделением бюджетных ссуд;
— на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено напостоянную работу 149,2 тыс. человек, из них 96,3 тыс. — безработных;
— направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышениеквалификации 19,8 тыс. безработных, из них 9,1 тыс. – женщин, 13,2 тыс. –молодежи в возрасте 16-29 лет, в том числе 2,0 тыс. — несовершеннолетних;
— трудоустроено 1,2 тыс. безработных из числа выпускников высших учебныхзаведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического,среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучениепо направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временныерабочие места в рамках «Молодежной практики»;
— на постоянную работу трудоустроено 13,1 тыс. безработных, не способныхна равных условиях конкурировать на рынке труда;
— организована адаптация к трудовой деятельности 391 безработного изчисла инвалидов;
— оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2,1 тыс.безработных;
— на новое место жительства и работы переселено 353 семьи безработных;
— в оплачиваемых общественных работах приняли участие 74,7 тыс. человек,в том числе 39,6 тыс. безработных;
— организована временная занятость в свободное от учебы время 35,5 тыс.человек из числа учащейся и студенческой молодежи.
За счет всех источников финансирования на селе создано 14,8 тыс. рабочихмест, из них 0,7 тыс. – в агрогородках.
За 2009 г. в сельской местности трудоустроено 19,7 тыс. безработных,оказана финансовая поддержка для организации собственного дела 332 безработным,направлено на профессиональное обучение 4,3 тыс. безработных, в оплачиваемыхобщественных работах приняли участие 52,0 тыс. человек, в том числе 19,8 тыс. –безработных.
Особое внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы вмалых городах. За 2009 г. в них создано 22,9 тыс. рабочих мест, в том числе 1,1тыс. – с использованием бюджетных ссуд.
В Брестской области создано 3,9 тыс. рабочих мест, в Витебской — 3,8тыс., в Гомельской — 2,8 тыс., Гродненской – 4,6 тыс., Минской области – 4,0тыс., Могилевской области – 3,8 тыс. рабочих мест.
В 2009 г. развитие рынка труда малых городов происходило в соответствиис общереспубликанской тенденцией изменения численности зарегистрированныхбезработных.
В 21 малом городе, включенном в Государственную программу, численностьбезработных уменьшилась на 55 человек (2,7 процента) с 2037 человек на01.01.2009 до 1982 человек — на 01.01.2010 г. Снижение численности безработныхпроизошло в 14 малых городах, рост показателя – в шести малых городах (г.Вилейка — с 115 до 147 человек, р.п. Речица — с 25 до 32 человек, г. Василевичи- с 30 до 37 человек, г. Кировске — с 18 до 49 человек, г. Мосты — с 112 до 115человек, г. Лепель — с 136 до 139 человек).
В полном объеме обеспечивается предусмотренная законодательствомсоциальная поддержка безработных.
Количество вакансий в сравнении с январем снизилось и составило на 1.12.2009г. 42,8 тыс. (62 процента к уровню 2008 года).
По-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса ипредложения рабочей силы. Структура спроса на рабочую силу существенно неизменилась. Рынок труда в основном ориентирован на рабочие профессии, которыесоставили 75,6 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий(81,4 процента в 2008 году).
В январе-апреле 2010 г. в экономике республики было занято 4617,5 тыс.человек, что на 0,8% больше, чем в январе-апреле 2009 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3469,6 тыс. человек, или 75,1%,составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательстванегосударственной формы собственности). Кроме того, на условияхсовместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этихорганизациях привлекалось 137,5 тыс. человек.
В январе-апреле 2010 г. 131,2 тыс. работников организаций (3,8%среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (вянваре-апреле 2009 г. – 6,3%). В апреле 2010 г. по сравнению с мартом 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем),уменьшилась на 13,2% и составила 23,9 тыс. человек, численность работников,которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на11,3% и составила 22,1 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы вапреле 2010 г. были предоставлены по инициативе нанимателя 11,5 тыс. человек,или 51,8% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска.
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду,занятости и социальной защите, на конец мая 2010 г. составила 40,8 тыс. человек, что на 5,6% меньше, чем в мае 2009 г. и на 5,3% меньше, чем в апреле текущего года. Уровень зарегистрированной безработицы на конецмая текущего года, как и 2009 года составил 0,9% от экономически активногонаселения.
Низкий национальный уровень заработной платы, с одной стороны,стимулирует сверхзанятость населения в ущерб свободному времени, с другой —обнаруживается «эффект отчаявшегося работника». Продолжается «утечка мозгов»,т. е. научных работников и высококвалифицированных специалистов в сопредельныестраны. Имеет место массовая миграция сезонных рабочих в Россию, прельщаемыхболее высоким заработком.
Низкий уровень социальных пособий не позволяет подобным выплатамоказывать отрицательное воздействие на стимулы к труду.
Сокращается официальная миграция уроженцев Беларуси из регионов СНГ.Одновременно сохраняются нелегальные потоки иностранной рабочей силы,привлеченные возможностью монополизации определенных сфер предпринимательскойдеятельности (рыночная торговля), а также соседством республики со странами ЕС.
Не соблюдается норма ухода на пенсию при достижении соответствующеговозраста. Наоборот, время от времени воспроизводится идея увеличения самоговозраста ухода на пенсию.
Используется практика сокращения продолжительности «стандартной» рабочейнедели, а также лицензирования и оформления допуска к определенным видамтрудовой деятельности.
Позитивным моментом является то, что население Беларуси широкоиспользует открывшуюся возможность получения высшего образования через системунегосударственных учебных заведений. Инвестиции в человеческий капиталрассматриваются как возможность (сегодня и в будущем) избежать безработицы икак надежную форму социального страхования на перспективу.
По линии спроса на рабочую силу можно прогнозировать сокращение скрытойбезработицы вслед за назревшей рационализацией производства, широкомасштабноепроведение которой лишь дело времени.
Динамика занятости населения в Беларуси будет изменяться с учетом ранееотложенных, но крайне необходимых структурных сдвигов в национальной экономике.Можно прогнозировать возрастание спроса на научно-исследовательских работников,инженеров и проектировщиков, высококвалифицированных экономистов, специалистовв сфере информационных технологий и психологов; сокращение спроса — набухгалтеров и экономистов низкой квалификации, банковских служащих, охранникови менеджеров широкого профиля.
Будет обостряться межотраслевая конкуренция за привлечениевысококвалифицированной рабочей силы (торговля — промышленность; бизнес —наука; медицина — бизнес).
Низкий уровень оплаты труда и снижение конкурентоспособности экономикипо этой важной позиции обусловливает необходимость реформирования национальнойсистемы регулирования заработной платы.
Говоря о рынке труда, не следует забывать, что данная категория являетсяотдельной. Ведь многие факторы все-таки влияют на рынок труда, а рынок трудатакже имеет влияние в экономике
Увязывая рынок труда с совокупным спросом и предложением, можнопроанализировать следующие показатели: объем денежной массы, ВВП, инфляция,процентная ставка, уровень инвестиций в ОФ, уровень розничного товарооборота,доходы населения в РБ.
При анализе данных показателей использовались данные Национальногостатистического комитета Республики Беларусь.
На протяжении 2001-2008 года в Республике Беларусь наблюдался стабильныйрост ВВП (рис. 2.1). По 2008 года объем номинального ВВП Республики достиг 59.9млрд. долларов и увеличился в 4.8 раза по сравнению 2001 годом. В 2008 ростреального ВВП составил 10%. В 2005-2008 гг. среднегодовой темп реальногоприроста ВВП Беларуси составлял 9.4%. Данные показатели росли существенно вышесреднемировых, а также показателей соседних стран, например, в 2008 году рост экономикиРоссии составил 6%, Украины — 2.1%, Казахстана – 3.1%, Польши — около 5.4%.
Необходимо отметить, что в четвертом квартале 2008 наблюдалосьсущественное замедление роста основных компонентов ВВП Республики Беларусь. В 2009 г. рост практически остановился и на конец года составил 0,5% [15]. Это связано, в первуюочередь, с ситуацией в мировой экономике. В условиях постоянно растущеговнутреннего и внешнего спроса, а также не до конца используемых ресурсов,совокупное предложение также росло. Однако здесь следует подчеркнуть, чтоотрицательное внешнее сальдо, растущее из года в год говорит о недостаточномросте предложения, т.е. спрос опережал предложение и очень сильно.
/>
Рис. 2.1 Динамика ВВП РеспубликиБеларусь, 2001-2009 гг
Одним из основных компонентов, влияющих на рост ВВП и, соответственно,совокупное предложение в Беларуси являются инвестиции в основной капитал,строительство. В 2009 году совокупный объем инвестиций в основной капитал истроительство в Беларуси составил 17,4 млрд. долл. (рис. 2.2). В реальномвыражении данный показатель увеличился по сравнению 2008 годом на 4,2%.
/>/>
Рис. 2.2 Инвестиции в основной капитал вРеспублике Беларусь, 2001 2009 г
Как известно, совокупное предложение немыслимо без потребительского,инвестиционного спроса. В 2009 году денежные доходы в расчете на душу населениясоставили 755,3 тыс. руб. в месяц. По сравнению с 2008 годом этот показательвырос на 2,9 %.
Основными источниками формирования денежных доходов населения в 2009году стали оплата труда и социальные трансферты, которые в составили 77,3% отобщей суммы денежных доходов (оплата труда работников — 57,1%; трансфертынаселению (пенсии пособия, стипендии) — 20,2%) [15].
Необходимо отметить, что по требованиям МФВ, в связи с выделениемкредита, в Беларуси был введен мораторий на повышение зарплат и пенсий. Такимобразом, в 2009 году рост реальных доходов существенно снизился, а с учетомдевальвации в начале 2009 г. доходы в долларовом эквиваленте упали.
Высокая динамика роста доходов населения оказывала непосредственноевлияние на объем розничного товарооборота в Республике в 2001-2009 гг. Так, поитогам 2009 года объем розничного товарооборота через все каналы реализациисоставил 54736 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2008 годом на 3,2% (рис.2.3). В 2001-2008 году совокупный розничный товарооборот в номинальномвыражении увеличился более, чем в 4,7 раза.
Тем не менее, в связи с замедлением роста доходов населения и объемовпотребительского кредитования, уже с 4-го квартала 2008 года наблюдалось падениеспроса, следовательно, замедление роста товарооборота.
/>
Рис. 2.3 Розничный товарооборот РеспубликиБеларусь, 2001-2009 г
И наконец, ИПЦ находится также в связи с инфляцией. По сути, для борьбыс инфляцией достаточно производить много качественных, конкурентоспособныхотечественных товаров. В условиях нулевой безработицы только так возможноснизить инфляцию. В 2009 году рост ИПЦ в Беларуси составил 10,1% (декабрь кдекабрю), что ниже показателя 2008 года в 13,3% (рис. 2.4). Однако, среднегодовойуровень инфляции достиг 14%, что является достаточно высоким показателем, оказывающимотрицательно влияние на макроэкономическую стабильность.
Это связано со следующими факто рами:
1. Рост цен на поставляемые энергоносители;
2. Рост цен импорта;
3. Высокий темп роста доходов населении, опережающий ростпроизводительности труда;
4. Государственное регулирование цен.
/>
Рис. 2.4 Индекс потребительских цен в РеспубликеБеларусь, 2001-2009
Если 2001-2008 гг. РБ показывала высокие темпы роста и улучшениякачества жизни граждан, то 2009 г. внес свои коррективы. Кризисные явленияначали проявляться еще в конце 2008 г., когда начали возникать проблемы сосбытом продукции за рубеж. Соответственно, возник дисбаланс по счету текущихопераций и нарушился платежный баланс. Все это привело к девальвации в январе2009. Но с учетом высокого импортного промежуточного потребления товары заграницей не стали дешевле на размер девальвации, что было негативным моментомдля экспортоориентированных производителей.
Для анализа влияния кризиса на экономику РБ достаточно проанализироватьследующие показатели: ВВП, уровень инвестиций в основные фонды, сальдосведенного счета платежного баланса, ставка рефинансирования, индекспотребительских цен.
Первоначальное значение прироста ВВП за январь 2009 г. находилось на уровне 4,2%, затем показатель был пересмотрен сначала до +3,6%, а затем до+2,6%. В этой связи не исключен пересмотр темпов роста ВВП в последующиемесяцы.
Вместе с тем, за 1 кв. 2009 г. произошел резкий рост запасов готовойпродукции промышленности. Фактически промышленность вместо адекватного сниженияобъемов производства вслед за сокращением внутреннего и внешнего спросапродолжала производить и накапливать продукцию.
Наиболее пострадавшими отраслями стали предприятия легкой промышленности(снижение с 10,1% в 1 кв. 2008 г. до 6,9% в 1 кв. 2009 г.), Минсельхозпрода (с 7,1% до 2,2%), Беллесбумпрома (с 12,9% до 2,4%) и Белнефтехима (с 31,7%до 13,4%).
Касаемо инвестиций в основные фонды, даже в условиях проблем спривлечением внешнего финансирования прирост инвестиций в основной капиталпревышает 15% в начале 2009 г.
Это дает основания ожидать от экономики Беларуси более оптимистичнойдинамики в 2009 г., чем от других стран СНГ.
С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля и роста денежных доходовнаселения более чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился и вянваре-апреле 2009 г. был выше, чем в среднем по СНГ.
Темп потребительской инфляции достиг 4-летнего максимума в середине 2008 г.
Тем не менее, высокая ставка рефинансирования Национального банка (14% сначала 2009 г.) позволила сдержать инфляционные тенденции.
Проблемы, описанные выше являются выражением того, как мировойфинансовый кризис влияет на экономику Республики Беларусь. Однако, проблема нетолько в рынках сбыта и, соответственно, недополучении валютной выручки дляподдержания валютного курса. Проблема заключается в структурной перестройкеэкономики, в повышении ее конкурентоспособности, приходу частного капитала ит.д.
Таким образом, если судить по официальной статистике, то проблемыбезработицы в Беларуси не существует. Однако при сравнении общей численноститрудовых ресурсов с количеством занятых мы увидим, что около 2 млн. человексегодня относятся к так называемому экономически неактивному населению приобщем числе занятых в экономике 4,4 млн. человек. Исходя из этих цифр, проблемабезработицы вырисовывается в совершенно другом свете.
Как известно, текущая безработица отражает процесс структурных измененийв экономике. Там, где такие изменения происходят (а это почти все страныЕвропы), уровень безработицы может быть довольно высокий. Но это совершеннонормальное явление. Низкий уровень безработицы сигнализирует об отсутствииструктурных изменений, а, значит, и динамичного развития, совершенствованияэкономики, в которой малоэффективные производства не закрываются, авысокоэффективные не создаются. Если называть вещи своими именами, тоотсутствие безработицы фактически свидетельствует о застойных явлениях вбелорусской экономике, констатировал эксперт.
Структурная безработица, как правило, имеет незначительнуюпродолжительность. В течение нескольких месяцев проводится профессиональнаяпереподготовка и люди оказываются задействованными на вновь созданныхпроизводствах.
Большое внимание следует уделить теме привлечения в народное хозяйствоБеларуси экономически неактивных граждан. Число таковых, по разным оценкам,составляет 400-500 тыс. Работа по задействованию этого серьезного ресурсаправительством уже начата. Утверждена государственная Программа занятости на 2010 г., предусматривающая создание новых рабочих мест. На создание, в основном силами частногобизнеса, десятков тысяч новых рабочих мест в кризисных регионах рассчитанагосударственная программа развития малых городов.
Вместе с тем в целом совершенно правильные действия правительства пововлечению в экономику дополнительного числа граждан пока не получилисоответствующего материального обеспечения, без чего трудно рассчитывать на ихвысокую эффективность. Например, приостановлено действие положения Закона озанятости, предусматривающего создание фонда занятости. Ранееаккумулировавшиеся в фонде средства не подлежали изъятию; они накапливались какстраховой резерв на случай обострения ситуации на рынке труда. Теперь же этисредства объединены со средствами Фонда социального страхования и используютсядля закрытия сиюминутных потребностей.
Одной из причин принятия парламентом решения о частичном приостановлениидействия Закона о занятости была необъективная информация о ситуации сиспользованием трудовых ресурсов. Действительно, если в стране столь низкийуровень безработицы, то зачем нужен Фонд занятости?
Ошибочной представляется и практика выплаты безработным мизерныхпособий. В тех странах, где созданы эффективные страховые механизмы отбезработицы, размер пособия достигает 70 % среднего заработка. В Беларусисредний размер пособия по безработице в июле 2010 г. составил около 50 тыс. руб. Государство таким способом стремится лишить безработных мотивацииобращаться за поддержкой в службу занятости. Так и создается благостная, ноочень далекая от реальности картинка состояния безработицы.
В целом государственная политика занятости все дальше уходит от тогонаправления, которое было первоначально заложено в законодательстве. Идетформирование своей, присущей только Беларуси, модели регулирования рынка труда.
Таким образом, в настоящее время наблюдается состояние неразвитостирынка труда в Республике Беларусь. До сих пор остаются некоторые моментыадминистративной экономики, что неизбежно ведет к дисбалансу на рынке трудаРеспублики Беларусь. Основная проблема – это пассивная политика какгосударства, так и отдельных предприятий по оптимизации рабочей силы. В первуюочередь это касается государственных предприятий. Хотя по статистикебезработица в РБ менее 1%, скрытая составляет гораздо больше. Это выражается внеполном рабочем дне, неделе и т.д. Поэтому главной задачей на сегодняшний деньявляется установление таких отношений между менеджментом и рабочим персоналом,чтобы обе стороны были заинтересованы в повышении качества работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
По определению МОТ безработным считается тот, кто может и хочетработать, активно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться преждевсего из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточнойпрофессиональной подготовки. Безработица имеет неоднозначныесоциально-экономические последствия для национальной экономики. Безработица,как социальное явление, приводит к обеднению населения, несет потерюпостоянного и регулярно получаемого источника средств существования, усиливаетдифференциацию населения. Однако безработица одно из важнейших условийнормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечиваетформирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночнойэкономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд. Безработицаобеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, ихсосредоточение в тех видах деятельности, которые производят продукты и услуги,пользующиеся большим спросом. Экономические последствия безработицы весьмамногообразны и неоднозначны. Преимущественно исследуются экономические потери,к которым относят: суммы пособий и различных выплат по безработице, расходы напереподготовку кадров, открытие новых рабочих мест, уменьшение доходов лиц,оказавшихся безработными, и т.п. Кроме того, оцениваются объем потенциальнойпродукции, которую могли бы произвести безработные, сокращение отчислений вбюджет (налоги) и в государственные фонды страхования. Последствия безработицыимеют и положительные результаты для предприятий. В результате сокращенияштатов предприятие может обеспечить себе увеличение прибыли — экономия назарплате, на налогах (в частности, подоходном).
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений всогласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. К основным рычагамсаморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношениеплатежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция. Многиесовременные экономисты считают недопустимым глубокое вмешательство государствав экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождаетсоциальное иждивенчество и замедляет экономический рост.
Основными формами безработицы считаются структурная, фрикционная ициклическая, а также скрытая и сезонная. Можно выделить следующие видыбезработицы: частичная принудительная безработица, условная безработица,временная безработица, потенциальная безработица, вынужденная безработица и др.Основными тенденциями развития безработицы в рыночной экономике и в условияхпереходы к рынку являются возрастание количества незанятого населения вследствиевысвобождения избыточного производственного персонала, ухода с рынканеконкурентоспособных предприятий, нерациональной политики предприятий припереходе к рыночному типу хозяйствования, разрыва экономических связей междупредприятиями переходных экономик многих стран. Вместе с тем для условийрыночной экономики характерна возрастающая производительность труда иэффективность производства, более рациональная структура занятости.
Для рынка труда Республики Беларусь характерен высокий уровеньнеразвитости и несбалансированности. До сих пор остаются некоторые моментыадминистративной экономики, что неизбежно ведет к дисбалансу на рынке трудаРеспублики Беларусь. Основная проблема – это пассивная политика какгосударства, так и отдельных предприятий по оптимизации рабочей силы. В первуюочередь это касается государственных предприятий. Хотя по статистикебезработица в РБ менее 1%, скрытая составляет гораздо больше. Это выражается внеполном рабочем дне, неделе и т.д. Поэтому главной задачей на сегодняшний деньявляется установление таких отношений между менеджментом и рабочим персоналом,чтобы обе стороны были заинтересованы в повышении качества работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адамчук, В.В., Ромашов, О.В., Сорокина, М.Е. – Экономика и социологиятруда: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ, 2005. – 407 с.
2. Генкин, Б.М. – Экономика и социология труда: Учебник для вузов. –Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2004. – 384 с.
3. Грузинов, В.П., Грибов, В. Д. – Экономика предприятия: Учеб. пособие М.:Финансы и статистика, 2006. – 208 с.
4. Курс экономики: Учебник – 3-е изд. доп. / Под ред. Б.А.Райзберга. – М.:Инфра-М, 2000. – 716 с.
5. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 2007 г. С. 233-248.
6. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курслекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский. — Минск: ФУ Аинформ, 2007. — 543 с.
7. Лещинская, Г. «Молодежный рынок труда». «Экономист», №8, 1996г. С. 62-70.
8. Ломакин, В.К. – Мировая экономика: Учебник для вузов.- М.: Финансы, ЮНИТИ,1998.– 724 с.
9. Микульский, К. «Формирование новой модели занятости». «Экономист», №3,2005г. С. 47–52.
10. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Е.Д. Хмелевской. – М.: Юристъ,2000. – 304 с.
11. Самуэльсон, П.А., Нордхаус, В.Д. – Экономика: Пер. с англ. – М.:«Лаборатория Базовых Данных», 2000. — 800с.
12. Рынок труда: занятость и безработица: Учеб. пособие Под ред. ПристанаевойА.А., Киев, 2001. – 324 с.
13. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб.пособие/Под ред. проф. А.И. Рофе – М.: Издательство «МИК», 2003. – 160 с.