Реферат по предмету "Экономика"


Безработица на фоне кризиса в России и в Республике Татарстан

Содержание
Введение. 2
1 Экономическая сущность безработицы… 6
1.1 Содержание безработицы… 6
1.2 Формы безработицы… 16
1.3 Показатели безработицы (уровень,продолжительность) 21
2 Регулирование занятости в условияхфинансово-экономического кризиса. 27
2.1 Регулирование занятости в условиях финансово-экономического кризиса в Российской Федерации. 27
2.2 Меры по регулированию занятости населения, принимаемыеПравительством Республики Татарстан в условиях финансово-экономического кризиса. 32
Заключение. 39
Список литературы… 42

/>/>Введение
Спад — этокогда ваш сосед теряет работу,
кризис —когда работу теряете вы.
Гарри Трумэн
Пожалуй, безработица—этоодно из тех редких экономических понятий, которое очень близко каждомучеловеку. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненногоуровня и наносит серьезную психологическую травму. Действительно, мы редкоощущаем — последствия экономического роста государства (выгоды от негораспределяются крайне неравномерно) или улучшения платежного баланса страны (нуа это вообще имеет мало отношения к отдельным людям), но что такое безработицазнает каждый человек.
Тяжелы и социальныепоследствия безработицы. Специалисты вынуждены признать, что безработица – этонечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа.Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации,потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным иполитическим беспорядкам.
Особенно остро проблемабезработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономикаРоссии сейчас находится в посткризисе. Огромный экономический спад, разваливпромышленность, не мог не затронуть рынок труда.
Поэтому изучение проблемыбезработицы и поиск путей ее решения является не просто важным, но и оченьактуальным сейчас вопросом[1].
Общая численностьбезработного населения в России в I квартале 2009г. увеличилась на 34,4% посравнению с IV кварталом 2008г. и составила 7,1 млн человек, или 9,5%экономически активного населения, сообщила Федеральная служба государственнойстатистики (Росстат). При этом по сравнению с I кварталом 2008г. численностьбезработных россиян увеличилась на 33,9%.
Численность официальнозарегистрированных безработных в марте 2009г. увеличилась на 41,9% по сравнениюс мартом 2008г. и составила 2,2 млн человек, в том числе 1,9 млн человекполучали пособие по безработице. При этом по сравнению с февралем 2009г.численность официально зарегистрированных безработных россиян увеличилась на8,2%.
Численность экономическиактивного населения в I квартале 2009г. составила 74,8 млн человек, или более53% от общей численности населения страны. Преобладающая часть занятогонаселения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малогопредпринимательства. В феврале 2009г. в них работали 36,3 млн человек, или52,5% общей численности занятых. [2]
Реальная безработица, поданным Росстата, почти в три раза выше — 6,4 млн человек, или 8,5% экономическиактивного населения. По этому показателю Россия опережает Японию (4,4%) иГерманию (7,4%) и догнала США и Францию. Есть страны с более сложной ситуациейна рынке труда, например Испания (16%).[3]
В 2009г. ожидаетсяснижение реальной заработной платы до 95,9% по отношению к 2008г. Снижениедоходов наемных работников, а также доходов от собственности ипредпринимательской деятельности приведет к снижению реальных доходов населениядо 91,7%. Такое снижение доходов повлияет на расходы и сберегательнуюактивность населения.
В 2009г. величинапрожиточного минимума возрастет в среднем на 758 руб. и, по прогнозуМинэкономразвития России, составит 5 тыс. 351 руб. Увеличение в 2009г. величиныпрожиточного минимума и значительное сокращение доходов населения не позволятсократить уровень бедности. В результате доля населения с доходами ниже величиныпрожиточного минимума в 2009г. составит 13,3%.[4]
Безработица набираетобороты: практически не осталось регионов и отраслей, которые она не затронула.
Программы поддержкизанятости, помощи и переобучения безработных — одно из основных направленийборьбы с безработицей. Масштабные и эффективные меры сохраняют и повышаюткачество рабочей силы, которая будет востребована на рынке, поддерживаютпотребительский спрос и в конечном счете ускоряют выход из кризиса. В периодэкономических неурядиц важен не только размер сумм, выделенных на борьбу с безработицей,но и приоритетные направления этих расходов.
Регулирующая рольгосударства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированностиэкономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономическихпреобразований.
Безработица представляетсобой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильноевоздействие на каждого человека.
Поэтому изучение проблемыбезработицы и поиск путей ее решения является не просто важным, но и оченьактуальным сейчас вопросом, ведь ни одна страна в рыночной экономике незастрахована от такого пагубного явления, как безработица.
Исходя из поставленныхцелей встают следующие задачи:
— изучение содержаниябезработицы; — форм безработицы; — показателей безработицы, ее виды; — регулирование занятости в условиях финансово-экономического кризиса вРоссийской Федерации и Республики Татарстан;- меры по выходу из сложившейсяситуации.
Теоретической иметодологической основой курсовой работы явилась нормативная, законодательная,специальная, периодическая литература по вопросам экономической сущности безработицы.
Отдельные вопросы,рассматриваемые в данной работе, достаточно глубоко освещены в научной инаучно-практической литературе зарубежными и отечественными авторами -АдамчукВ.В., Ромашовым О.В., Сорокиной М.Е., Дорнбуш Р., Шмалензи Р, Рощиным С.Ю.,Разумовой Т.О. и многими другими.
Структурно курсоваяработа состоит из введения, 2 глав, каждая из которых имеет свою особенность,заключения, списка литературы.

Глава1. Сущность безработицы
1.1Экономическое содержание безработицы
Согласно определениюмеждународных организаций (МОТ и Общество экономического сотрудничества иразвития) безработные — это люди, не имеющие работы, кто готов приступить кработе и ищет работу в течение последних четырех недель или кто уже устроился,но еще не приступил к работе.
Например, в США по законубезработными считаются лица, которые: не имели занятости в течение неделиобследования; предпринимали усилия найти работу в течение предыдущих четырехнедель (либо обращались непосредственно к нанимателю или к услугамгосударственной службы занятости, либо к друзьям); кто мог работать в течениенедели обследования; лица, временно уволенные, или лица, нанятые на новую работу,которые должны приступить к работе в течение 30 дней.
В Японии безработнымсчитается тот, кто не работал в течение недели обследования ни одного часа, вВеликобритании — кто не имеет работы в течение недели обследования, ищет работув течение этой недели или не может искать ее из-за болезни или кто ждетрезультатов переговоров об устройстве на работу.
Российским законом озанятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеютработы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поискаподходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней[5].
Все население страны втрудоспособном возрасте, способное трудиться (т.е. за вычетом инвалидов,психически больных и заключенных), делится на 2 категории:
экономически активное;
экономически неактивное.
Экономически активноенаселение, или рабочая сила, состоит из занятых и безработных:
LF = E + U.
Nтр — население втрудоспособном возрасте, способное трудиться;
LF — экономическиактивное население или рабочая сила;
NLF — экономическинеактивное население;
E – занятые; U –безработные.
Когда говорят об уровнебезработицы, относят численность безработных к численности рабочей силы (впроцентах): u = [U / (U + E)] 100% (u — уровень безработицы).
В западной экономическойлитературе причины безработицы исследуются преимущественно на основе чистоэкономического подхода. При этом безработица рассматривается какмакроэкономическая проблема недостаточно полного использования совокупнойрабочей силы. Часто причины безработицы объясняются несбалансированностью рынкатруда или неблагоприятными изменениями на этом рынке.
Наиболее известнойтеорией, объясняющей причины безработицы, является теория Дж. М. Кейнса,которая сменила в середине 30-х годов теорию классиков-экономистов (А.Смит,А.Маршалл), объясняющих причину безработицы высоким уровнем заработной платы.По Кейнсу, безработица есть обратная функция совокупного спроса. «Объемзанятости, — писал Кейнс, — совершенно определенным образом связан с объемомэффективного спроса». Недостаточный объем эффективного спроса обуславливаетвялость инвестиционного процесса и, следовательно, невозможность обеспечениязанятости, что ведет к росту безработицы. Выход из этой ситуации Кейнс видел вповышении роли государства в формировании совокупного спроса за счет увеличениягосударственных расходов, прежде всего – на инвестиционные товары[6].
Критики Кейнса,представители неоклассической школы, видят причины безработицы как раз в тойгосударственной политике, которую развитые страны проводили «по рецептам»Кейнса. Так, например, Ф. Хайек считал, что безработица «есть прямой результатблизорукой политики полной занятости, которую проводили в течение последнихдвадцати пяти лет». Рост государственных расходов, по мнению Ф.Хайека,неизбежно ведет к инфляции, которая, достигнув критической отметки, самастановится причиной увеличившейся безработицы. Выход из этого замкнутого кругаодин – прекратить инфляционную политику полной занятости. Конечно, на первомэтапе это приведет к резкому скачку безработицы, но именно это, по идее Хайека,даст возможность выявить все пороки в размещении труда, разработать и осуществитьнеинфляционными методами программу обеспечения высокого и стабильного уровнязанятости[7].
Монетаристы во главе с М.Фридменом выдвинули концепцию «естественной» безработицы, к которой они относяттак называемую фрикционную безработицу. Фрикционная безработица охватываетработников, меняющих по тем или иным причинам место работы, например, в поискахболее высокого заработка или работы с большей престижностью, более благоприятнымиусловиями труда, или мигрирующих в связи с необходимостью смены местажительства. К естественной безработице относят также структурную, вызваннуюизменениями в структуре общественного производства под влияниемнаучно-технического прогресса и совершенствования организации производственныхпроцессов. Этот тип безработицы также является временным (хотя и болеепродолжительным, чем фрикционная безработица), так как исчезновения однихпроизводств (отраслей) сопровождается бурным ростом других. Проблема лишь втом, насколько быстро безработные смогут приспособиться к изменившимся условиямна рынке труда.
Концепция «естественнойбезработицы» поддерживается практически всеми экономистами, в том числе инеокейнсианцами. Споры идут лишь о том, что вызывает рост безработицы вышеестественного уровня, — недостаточность совокупного спроса или регулирующаяполитика государства, нарушающая «естественный» механизм формирования занятостии заработной платы на рынке труда.
Таким образом, западныеэкономисты признают, что безработица – неотъемлемый атрибут рыночной системыхозяйства, она неизбежна, а в своем «естественном» варианте даже полезна дляобеспечения необходимой гибкости рынка труда. Чрезмерная безработица влечет засобой большие экономические и социальные издержки.
Главная цена безработицы— невыпущенная продукция.
Когда экономисты не всостоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет иможет работать, потенциальное производство товаров и услуг теряетсябезвозвратно. Безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривойпотенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию какотставание объема Валового национального продукта (ВНП). Это отставаниепредставляет собой объем, на который фактический ВНП меньше потенциального ВНП.Причем чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП.
Известный исследователь вобласти макроэкономики Артур Оуен математически выразил отношение между уровнембезработицы и отставанием объема ВНП.
Закон Оукена гласит, что еслифактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, тоотставание объема ВНП составляет 2,5%. Это отношение 1:2,5 или 2:5 позволяетвычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы[8].
Экономические издержкибезработицы неодинаково распределяются между занятыми в экономике:
— уровень безработицысреди «белых воротничков» ниже, чем у «синих воротничков». Это происходитпотому, что «белые воротнички» заняты в отраслях промышленности, меньшеподверженных циклическим колебаниям, или они работают в собственной фирме;
— уровень безработицысреди молодежи выше, чем среди взрослых. Это объясняется тем, что молодые людиимеют низкую квалификацию, чаще уходят с работы и увольняются нанимателем, атакже отличаются меньшей мобильностью;
— уровень безработицысреди мужчин выше, чем среди женщин. Дело в том, что в таких остро реагирующихна циклы отраслях промышленности, которые производят инвестиционные товары(автомобильная, сталелитейная и строительная), преобладают мужчины;
— уровень безработицысреди иммигрантов — как взрослых, так и молодежи — выше, чем среди местногонаселения.
Циклическая безработица —это настоящая социальная катастрофа. Спад производства и депрессия приводят кбездеятельности, а бездеятельность — к потере квалификации, потересамоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным иполитическим беспорядкам.
В каждый данный период вразличных странах уровни безработицы существенно отличаются друг от друга. Этиразличия объясняются тем, что в разных странах существуют разные естественныеуровни безработицы, а также тем, что эти страны могут оказаться в разных фазахэкономического цикла. Ежегодный средний уровень безработицы в СоединенныхШтатах ниже, чем в Канаде, Австралии, Франции, Великобритании и России.
Но до сих пор ни одноэкономическое учение не является бесспорным с точки зрения объяснения причинбезработицы и занятости.
Все имеющиеся взгляды напричины безработицы можно сгруппировать следующим образом.
Во-первых, причинойбезработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» посравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот факторбезработицы особо сильно сказывается в развивающихся странах.
Во-вторых, безработицаможет быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе – втехнологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, так какна смену старым отраслям и производствам (технологиям)приходят новые.
В-третьих, безработицаможет временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «подуше» и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица).
В-четвертых, особосильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклическогоспада в экономике (циклическая безработица). Этот вид безработицы являетсянаиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства –безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса –падение производства – безработица и т.д.
В-пятых, в некоторыхслучаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государстваи профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводитк рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решатьпроблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.
Все эти причиныбезработицы представляют собой скорее факторы, влияющие на размер и динамикубезработицы[9].
Основными источникамибезработицы являются не рыночные пропорции и условия, складывающиеся на рынкетруда т.к. рынок труда лишь отражает существующие в данный момент пропорциимежду спросом и предложением рабочей силы, но непосредственного участия в ихформировании не принимает. Эти пропорции зависят от процессов, находящихся запределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу,делает ее видимой для общества.
За время развитияэкономической теории (в частности теории безработицы, ее видов и причин)различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровнябезработицы.
Например, кейнсианцысчитали, чтосаморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятостизависит от так называемого «эффективного спроса» (упрощенно — уровняпотребления и инвестиций).
Дж. М. Кейнс писал: «Хроническая тенденция кнеполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни внедопотреблении...».
Недопотреблениевыражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силупсихологических факторов «склонность к сбережению» превышает«побуждение к инвестициям», что влечет спад производства ибезработицу[10].
Таким образом,кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики,указывали на необходимость государственного экономического воздействия длядостижения полной занятости. Прежде всего следует повысить эффективный спрос,снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.
Монетаристы выступилипротив кейнсианских методов.
В 1967 году М. Фридменвысказал мысль о существовании «естественного уровня безработицы»,который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерамигосударственной политики. Если правительство старается поддержать занятостьвыше ее «естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных икредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременныйэффект и приведут лишь к росту цен.
Монетаристские методырегулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, чтопоследние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий.Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать.Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путемувеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкоеухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.
Какие же шаги можетприменять государство для уменьшения уровня безработицы?
Многообразие типовбезработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единогоспособа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этойпроблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт рядаиностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.
Уровень фрикционнойбезработицы может быть снижен за счет:
·- улучшенияинформационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняюторганизации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателейинформацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
·- устранения факторов,снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
а) создание развитогорынка жилья;
б) увеличение масштабовжилищного строительства ;
в) отменаадминистративных преград для переезда из одного населенного пункта в другой
Сокращению структурнойбезработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения ипереквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочаясила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задачадостигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочихместах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку нарабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработноймолодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказаласьустаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскуюслужбу занятости и Центр социальной поддержки[11].
Наиболее трудно боротьсяс циклической безработицей. для решения такой задачи наиболее эффективнымиявляются следующие меры:
Создание условий дляроста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит отситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработицаупадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для егоудовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличенияспроса являются:
·- стимулирование ростаэкспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, — занятости на них;
·- поддержка и поощрениеинвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособностипродукции.
Создание условий длясокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют нарабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочихмест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободитьдополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчениеможет принести, например, предоставление возможности досрочного выхода напенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти.
В России, например, приупразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинампозволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этогопожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов натрудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армиюбезработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий.Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченныхмасштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат[12].
Создание условий дляроста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людямпомогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и своюсемью, даже если им не удается найти работу по найму. В России это реализуетсячерез программы поддержки малого предпринимательства.
Реализация программподдержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (ихуже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда иухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работуиз-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могутиспользоваться различные методы:
·- экономическоестимулирование молодежной занятости;
·- создание специальных фирм,предлагающих работу именно молодежи;
·- создание центровобучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболеевысоки.
Список программсокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что всеэти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократитьциклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшенииэкономической ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну извышеназванных программ, а предварять эти программы в жизнь вкупе.
1.2 Формы безработицы
Безработицу различают потипам в зависимости от причин возникновения.
В экономической теориивыделяют следующие виды безработицы: фрикционная; структурная; циклическая;сезонная; добровольная. Кроме того, безработица может быть скрытой, как этобыло в России в последние годы. Итак, рассмотрим каждый из типов безработицы[13].
Фрикционная безработицасуществует даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет. Еепричина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия илипокинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новоерабочее место. Оно должно устроить его и по роду деятельности, и по уровнюоплаты. Даже если на рынке труда такие места есть, найти их удается обычно несразу.
Одни люди чувствуют себяспособными выполнять более сложную и высокооплачиваемую работу и ищут ее,другие убеждаются, что не соответствуют требованиям на своем рабочем месте идолжны поискать работу с оплатой пониже. В свободном рыночном обществе всегдаесть определенное количество людей, которые по разным причинам ищут для себяболее подходящую работу
Кроме того, на рынкетруда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз(молодежь, женщины, вырастившие детей, и др.). Такие люди также учитываются приопределении уровня фрикционной безработицы.
Эти процессы способствуютповышению эффективности использования трудовых ресурсов, более рациональному ихраспределению.
Экономическая наукасчитает фрикционную безработицу явлением нормальным и не вызывающим тревоги.Более того, фрикционная безработица просто неизбежна в нормально организованнойэкономике.
Рост фрикционнойбезработицы может вызвать ряд причин:
-неосведомленность людейо возможности найти работу по своей специальности и с устраивающим уровнемоплаты в конкретных фирмах;
-факторы, объективноснижающие мобильность рабочей силы. Например, человек не нашел работу в своемгороде, но не может переселиться в другой город, где такая работа есть, из-занеразвитости рынка жилья или отсутствия прописки.
Такая ситуация характернадля России, что невыгодно отличает отечественный рынок труда от рынка трудазападных стран[14].
Особенности национальногохарактера и образа жизни. Фрикционная безработица выше в тех странах, гражданекоторых предпочитают жить всю жизнь в одном и том же населенном пункте, то естьотличаются пониженной мобильностью. При таком образе жизни (характерном и длямногих россиян) сокращаются перетеки рабочей силы между регионами.
Структурная безработицасвязана с изменениями в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услугпостоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, непользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своихресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новыхтехнологий приводит либо к увольнению части рабочей силы, либо к переобучениюперсонала.
Понятно, что структурапроизводства не может оставаться неизменной. В результате научно-техническогопрогресса, технологических изменений, меняется и структура спроса на рабочуюсилу. Потребность в одних видах профессий сокращается, а другие специальностиисчезают вовсе. Зато появляется спрос на новые профессии, ранее несуществовавшие.
Такая безработица ужекуда болезненнее для людей, чем фрикционная. Возникновение структурнойбезработицы означает, что многим людям придется осваивать новые профессии,избежать структурной безработицы невозможно. Это связано с тем, что техническийпрогресс все время рождает новые товары, технологии и даже целые отрасли (внастоящее время такие отрасли связаны как правило с компьютерными технологиями,так появились такие профессии, как веб-дизайнер, системный администратор имногие другие). В результате сильно меняется структура спроса на рабочую силу.А люди с ненужными более в прежнем количестве профессиями оказываются не у дел,пополняя ряды безработных.
Так, например, вместе скомпьютерами из-за рубежа пришло новое «поколение» программных продуктов,позволяющих общаться с машиной без посредника – программиста. Чтобы сохранитьили получить работу, программистам старой школы пришлось срочно переучиваться,овладевать новыми языками программирования и новыми пакетами программ[15].
Структурная безработица,при всей своей болезненности, также может не волновать страну, но лишь в томслучае, если общее число свободных мест не уступает числу людей, ищущих работу,хотя и имеющих другие специальности. Если рабочих мест вообще меньше, то этоозначает, что в стране возникла третья, самая неприятная форма безработицы — циклическая.
Циклическая безработицаприсуща странам, переживающим общий экономический спад. В этом случае кризисныеявления возникают не на отдельных, а практически на всех товарных рынках.Трудности переживает большинство фирм страны, а потому массовые увольненияначинаются почти одновременно и повсеместно. В итоге общее число свободныхрабочих мест в стране оказывается меньше числа безработных. В фазах оживления иподъема появляются новые рабочие места, и безработица рассасывается.
Можно выделить ещесезонную безработицу, связанную с неодинаковыми объемами производства,выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в однимесяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно,снижается безработица), в другие — уменьшается (а безработица возрастает). Котраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (азначит — и занятости) относятся, прежде всего, сельское хозяйство истроительство.
Поэтому, иногда, ккатегории безработных относят (хотя и не вполне правомерно) сезонныхработников. Они остаются без работы из-за того, что некоторые виды деятельностимогут осуществляться только в определенные периоды года.
Добровольная безработицавызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своемупсихическому складу или по другим причинам не хотят работать. Также онавозникает в тех случаях, когда работник увольняется по собственному желанию,если он недоволен уровнем оплаты его труда, условиями работы, либо какими-тодругими обстоятельствами[16].
Наконец, можно выделитьеще один вид безработицы — скрытая безработица, которая характерна дляотечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использованияресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия неувольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени(неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденныенеоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными,однако фактически они являются таковыми.
Изучая проблемыбезработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикционная и структурнаябезработицы – явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны.Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты,то как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которыепользуются на рынке повышенным спросом, кроме того, наличие безработицызаставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает ихтрудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицувполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Вот почему под полной занятостьюв большинстве развитых стран мира понимают отсутствие циклической безработицыпри существовании безработицы фрикционной и структурной. Т.е. когда безработицав стране соответствует своей естественной норме[17].
Можно предложитьразвернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных иэкономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зренияотрицательного и положительного влияния на систему.
I. Социальные последствиябезработицы:
Отрицательные:
1. Обострениекриминогенной ситуации.
2. Усиление социальнойнапряженности.
3. Рост количествафизических и душевных заболеваний.
4. Увеличение социальнойдифференциации.
5. Снижение трудовойактивности.
Положительные:
1. Повышение социальнойценности рабочего места.
2. Увеличение личногосвободного времени.
3. Возрастание свободывыбора места работы.
4. Увеличение социальнойзначимости и ценности труда.
II. Экономическиепоследствия безработицы:
Отрицательные:
1. Обесцениваниепоследствий обучения.
2. Сокращениепроизводства.
3. Затраты на помощьбезработным.
4. Утрата квалификации.
5. Снижение жизненногоуровня.
6. Недопроизводствонационального дохода.
7. Снижение налоговыхпоступлений.
Положительные:
1. Создание резерварабочей силы для структурной перестройки экономики.
2. Конкуренция междуработниками как стимул к развитию способностей к труду.
3. Перерыв в занятостидля переобучения и повышения уровня образования.
4. Стимулирование ростаинтенсивности и производительности труда
 
1.3 Показателибезработицы (уровень, продолжительность)
Мировой опыт развитиярыночной экономики свидетельствует о том, что безработица неизбежно влечет засобой серьезные отрицательные экономические и социальные последствия как длясамих безработных и их семей, так и для общества в целом. К числу такихпоследствий относятся прежде всего недоиспользование в значительных размерахрабочей силы. Именно по этой причине во всех развитых странах приняты сериизаконов, направленных на обеспечение занятости трудоспособного населения иснижение безработицы до минимального, социально приемлемого уровня[18].
Недоиспользование рабочейсилы вследствие безработицы оборачивается для общества большими экономическимипотерями, недопроизводством в значительных размерах материальных благ и услуг,или, в стоимостном выражении, потерями валового национального продукта.Количественно эти потери представляют разность между величиной потенциальногоВНП, который был бы произведен в условиях полной занятости, и его фактическойвеличиной, произведенной при данном уровне безработицы. Полученная разность,отнесенная к объему потенциального ВНП, дает относительную величину потерьвалового национального продукта, вызываемых безработицей.
Эмпирические исследованияпоказали, что между безработицей и инфляцией существует обратная зависимость.Эти исследования обобщил британский экономист А.У.Филлипе (1958). Он доказал,что между уровнем безработицы в стране и темпами роста цен наблюдается обратнопропорциональная зависимость (ранее эту закономерность подметили американскиеученые П.Самуэльсон и Р.Солоу). На графике связь уровня безработицы и темповинфляции изображается в виде кривой Филлипса.
/>
Связь между уровнембезработицы и темпами инфляции (кривая Филлипса)
Согласно кривой Филлипсаповышение уровня безработицы может не только сбить темпы инфляции до нуля, тоесть подавить рост цен, но и достичь отрицательной инфляции (снижения цен),именуемой дефляцией. Понятно, что имеется в виду макроэкономическая зависимостьмежду совокупными ценами и безработицей[19].
Кривая Филлипса отражаеттот факт, что стремление сократить безработицу путем расширения спроса иувеличения числа рабочих мест приводит к ускоренному росту инфляции. В то жевремя увеличение доли безработных приводит к сокращению денежной массы,выплачиваемой в виде заработной платы, и тем самым способствует подавлениюинфляции.
Приходится, однако,отметить, что попытки государственного регулирования экономики, опирающиеся накривую Филлипса, как показал опыт второй половины XX в., не всегда ведут куспеху. Часто оказывается, что увеличение безработицы сопровождается снижениемроста цен лишь в кратких пределах времени. В долгосрочной перспективепоследствия могут быть иными. Как свидетельствует реальная экономическаяситуация в ряде стран, бывает, что и безработица растет и цены тоже растут. Вэтом случае приходится искать факторы, способные оказать желаемое воздействие ина безработицу, и на инфляцию.
Экономические потери,порождаемые безработицей, ложатся тяжелым бременем прежде всего на самихбезработных. Это обусловлено существующей системой социальной защиты в случаенедобровольной безработицы, теми принципами, на которых она базируется ифункционирует. В этой связи важна степень возмещения потерянного заработкапособием по безработице.
При этом чем продолжительнеебезработица, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, темзначительнее экономические потери, тем ниже жизненный уровень безработного иего семьи.
Наличие в Россиигосударственной системы социальной помощи безработным в какой-то мере смягчает бремябезработицы. Однако эта система, как показывает опыт, страдает значительныминедостатками.
По степени эффективностисоциальной защищенности лиц наемного труда от безработицы и ее последствий оназначительно уступает аналогичной системе, существующей в США, Японии, ЗападнойЕвропе и других странах.
В современный периодсоциальная политика государств с развитой рыночной экономикой должна все вбольшей степени ориентироваться на предотвращение безработицы, ослаблениенапряженности на рынке труда.
Главная цена безработицы— невыпущенная продукция.
Когда экономисты не всостоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет иможет работать, потенциальное производство товаров и услуг теряетсябезвозвратно. Безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривойпотенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию какотставание объема ВНП. Это отставание представляет собой объем, на которыйфактический ВНП меньше потенциального ВНП. Причем чем выше уровень безработицы,тем больше отставание ВНП.[20]
Известный исследователь вобласти макроэкономики А. Оуен математически выразил отношение между уровнембезработицы и отставанием объема ВНП.
Закон Оукена гласит, чтоесли фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, тоотставание объема ВНП составляет 2,5%. Это отношение 1:2,5 или 2:5 позволяетвычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.
Экономические издержкибезработицы неодинаково распределяются между занятыми в экономике:
-уровень безработицысреди «белых воротничков» ниже, чем у «синих воротничков». Это происходитпотому, что «белые воротнички» заняты в отраслях промышленности, меньшеподверженных циклическим колебаниям, или они работают в собственной фирме;
-уровень безработицысреди молодежи выше, чем среди взрослых. Это объясняется тем, что молодые людиимеют низкую квалификацию, чаще уходят с работы и увольняются нанимателем, атакже отличаются меньшей мобильностью;
-уровень безработицысреди мужчин выше, чем среди женщин. Дело в том, что в таких остро реагирующихна циклы отраслях промышленности, которые производят инвестиционные товары(автомобильная, сталелитейная и строительная), преобладают мужчины;
— уровень безработицысреди иммигрантов — как взрослых, так и молодежи — выше, чем среди местногонаселения.
Циклическая безработица —это настоящая социальная катастрофа. Спад производства и депрессия приводят кбездеятельности, а бездеятельность — к потере квалификации, потересамоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным иполитическим беспорядкам.
Примером таких глобальныхперемен является и приход Гитлера к власти в условиях безработицы. Более того,нет сомнений в том, что большой процент безработицы среди национальныхменьшинств является серьезной причиной беспорядков и насилия, которые возникаютв условиях кризиса и депрессий. Что касается простых людей, исследователинаходят прямую связь между ростом убийств, смертности от сердечно-сосудистыхзаболеваний, психических болезней, самоубийств и высоким уровнем безработицы.
В каждый данный период вразличных странах уровни безработицы существенно отличаются друг от друга. Этиразличия объясняются тем, что в разных странах существуют разные естественныеуровни безработицы, а также тем, что эти страны могут оказаться в разных фазахэкономического цикла. Ежегодный средний уровень безработицы в Соединенных Штатахниже, чем в Канаде, Австралии, Франции, Великобритании и России.
На основаниивышеизложенного можно сделать следующие выводы:
-с момента началафинансового кризиса тысячи людей потеряли работу и стали безработными. И хотядля конкретного человека-это большой стресс, но в целом — фрикционная иструктурная безработицы – явления нормальные и не представляют угрозы дляразвития страны. Более того, без них развитие просто невозможно.
Поэтому государственнаяполитика в сфере развития рынка труда должна обеспечивать развитие продуктивнойсвободно избранной занятости, снижение масштабов безработицы до уровня, непрепятствующего экономическому росту: создание нормативно-правовых,экономических условий для эффективного функционирования гибкого рынка труда;усиление роли социального партнерства; повышение качества рабочей силы истимулирование создания новых рабочих мест./>

Глава 2 Регулированиезанятости в условиях финансово-экономического кризиса
2.1 Регулирование занятости в условиях финансово-экономического кризиса вРоссийской Федерации
Социально-экономическиепреобразования в России, начатые в конце 1980-х годов и продолжающиеся внастоящее время, имеют своей целью поиск решения важнейших общественныхпроблем.
Учитывая сложность имногообразие проблем, связанных с переходом к новой социальной реальности, мырассмотрим лишь одну из них — проблему определения и предотвращенияэкономических и социальных последствий безработицы.
Являются ли последствиябезработицы серьезной проблемой? Несомненно, социально-экономическиепоследствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности исоциальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальныхпроблем.
Действительно, впереходный период единственным средством побудить большие массы людейперемещаться в целях более рационального формирования структуры занятостиявляется вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем очевидно, чтопроведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий ивозникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальномувзрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости[21].
Очень часто оцениваетсялишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденныхработников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудновыделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однакостепень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит отконкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальнойобеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствиенесравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровеньбезработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительнониже, чем на Западе.
В этой связи возникаетпотребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствийбезработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическимРоссийским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценкипоследствий безработицы.
Подчеркнем, чтопоявляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потерив экономике (от снижения количества отработанного времени, паденияинтенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные сростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.
Подобные исследованияпредставляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четкообозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации,сообразуясь с особенностями социального, экономического и политическогоразвития страны на современном этапе.
Поскольку определенноесвоеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в Россиисвидетельствует о невозможности механического переноса и копированияприменяемых за рубежом методов, требуется определенное логическоепереосмысление предлагаемых методов исследования, а также использованиеадаптированных методов исследования социально-экономических последствийбезработицы в России переходного периода.
Можно предложитьразвернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных иэкономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зренияотрицательного и положительного влияния на систему.
Особое место в системерегулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, службатрудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структуррыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальныеучреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы.
В большинстве стран биржитруда являются государственными и осуществляют свою деятельность подруководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем нарынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большоечисло частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых оченьвысока. Так в США действует около 15 тыс. таких фирм. Немало таких фирмдействует уже и в России.
Основными направлениямидеятельности бирж труда являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрациявакантных мест; 3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получитьработу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация ипрофессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.
Следует подчеркнуть, чтов современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваютсяне через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятийи организаций или с помощью частных посреднических агентств.
Более активная деятельностьв России такого рода частных.фирм наряду с деятельностью государственных биржтруда имела бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочейсилы. Пока такие фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынокдефицитных специальностей. Вместе с тем роль бирж труда в оказании помощибезработным (выплата пособий, трудоустройство, переквалификация) во многихстранах весьма заметна. В США, например, такая помощь оказывается ежегодно всреднем 6—8 млн безработных. В России в 2008 г. в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве обратились 6,6 млн человек. Из нихполучили работу 3,4 млн (более 52%).[22]
Законодательствобольшинства стран содержит основные условия получения пособия по безработице.Так, в США максимальный срок его получения составляет 26 нед (в некоторыхслучаях он может быть продлен еще на 13 нед), средненедельное пособие по стране(при довольно больших различиях по отдельным штатам) в 2008 г. равнялось 300 долл.
Законодательноерегулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии сЗаконом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий побезработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.
В соответствии сроссийским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный,обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему дваварианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии —два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы впределах транспортной доступности.
В случае невозможностипредоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствиянеобходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройтипрофессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службызанятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участиев общественных работах на добровольной основе[23].
Решение о признанииграждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных днейсо дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными непризнаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а такжевпервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональнойподготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центромзанятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размерыпособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан,признанных в установленном порядке безработными:
-уволенным с предприятийпо любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается втечение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние двамесяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%,но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленногозаконодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике,крае или области;
-уволенным с предприятийна любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемойработы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;
— гражданам, ищущимработу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность последлительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачиваетсятолько в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.
Продолжительность периодавыплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати календарныхмесяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаяхтрудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышенияквалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.
Государственноерегулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерацииосуществляет Министерство труда и социального развития России, а также егоорганы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомстворазрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда,развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения иразрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовкикадров.
Большинство экономистовполагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда можетбыть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулированияэкономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системыпереподготовки кадров.[24]
 
2.2 Меры по регулированиюзанятости населения в республике Татарстан в условиях финансово-экономическогокризиса
Основанием для разработкиРеспубликанской программы содействия занятости населения на 2008 — 2010 годыстал Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятостинаселения в Российской Федерации»с последующими изменениями идополнениями; Закон Республики Татарстан от 19.06.2006 N 39-ЗРТ «Ореализации государственной политики в области содействия занятости населения вРеспублике Татарстан» Постановление Кабинета Министров Республики Татарстанот 26.12.2006 N 640 «О плане работы Кабинета Министров РеспубликиТатарстан на 2007 год „

Паспорт Республиканскойпрограммы содействия занятости населения на 2008 — 2010 годыНаименование программы Республиканская программа содействия занятости населения на 2008 — 2010 годы (далее — Программа) Основание для разработки Программы Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями; Закон Республики Татарстан от 19.06.2006 N 39-ЗРТ «О реализации государственной политики в области содействия занятости населения в Республике Татарстан»; Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2006 N 640 «О плане работы Кабинета Министров Республики Татарстан на 2007 год» Государственный заказчик Программы Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Основные разработчики Программы Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан; Министерство экономики Республики Татарстан; Министерство образования и науки Республики Татарстан; Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан Исполнители Программы Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан; Министерство образования и науки Республики Татарстан; Министерство внутренних дел по Республике Татарстан; другие министерства и ведомства Республики Татарстан; органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан; работодатели и их объединения, действующие на территории Республики Татарстан; Федерация профсоюзов Республики Татарстан Цель Программы Повышение экономической активности трудоспособного населения и содействие его занятости Задачи Программы 1. Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы. 2. Удовлетворение потребности экономики в кадрах. 3. Обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу Сроки реализации Программы 2008 — 2010 годы Перечень подпрограмм Подпрограмма развития и совершенствования информационных технологий органов службы занятости населения Республики Татарстан на 2008 — 2010 годы Объемы и источники финансирования Программы Общий объем финансирования Программы — 2346045,92 тыс. рублей, в том числе: субвенции из федерального бюджета — 1509236,04 тыс. рублей; средства бюджета Республики Татарстан — 129700,52 тыс. рублей; средства бюджетов муниципальных образований — 153934,21 тыс. рублей; внебюджетные источники — 553175,15 тыс. рублей Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов) и показатели социально- экономической эффективности Программы Непревышение пороговых значений индикаторов в области занятости населения: 1. Снижение общей безработицы (по методологии Международной организации труда (далее — МОТ) до уровня 4,9%. 2. Недопущение роста уровня регистрируемой безработицы более 1,27%. Социальный эффект Программы выражается в реализации гражданами конституционных прав на труд и социальную защиту от безработицы. Экономическая эффективность реализации Программы оценивается содействием в обеспечении занятости более 200 тыс. граждан, в том числе постоянной работой — не менее 90 тыс. человек Исполнительные органы государственной власти, осуществляющие контроль за реализацией Управление социального развития Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан; Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Безработица в республикеносит структурный характер. Наблюдается несоответствие спроса и предложения на рынкетруда по полу, категориям, профессионально-квалификационному составу, а такжепо условиям и уровню оплаты труда. На начало 2008 года число свободных рабочихмест составило 24,2 тысячи, из них 80,5% — места для рабочих, 26,0% — дляженщин. На 18,7% вакансий предлагаемая заработная плата ниже прожиточногоминимума трудоспособного населения. В составе безработных 58,8% имеют рабочиепрофессии, 6,2% не имеют профессии вообще, 71,3% — женщины (данные приведены вприложении N 3). При коэффициенте напряженности на рынке труда 1,1 человека наодну вакантную должность специалиста условно претендует 2,1 безработный, наодну «женскую» вакансию — 2,7 безработной женщины.
Сохраняетсятерриториальная дифференциация регистрируемой безработицы по городам и районамреспублики. Максимального значения уровень безработицы достигает вЧистопольском (2,65%), Мамадышском (2,34%), Бавлинском (2,31%) муниципальныхрайонах. Выше 2% уровень безработицы в Елабужском, Нурлатском, Новошешминскоммуниципальных районах. Наименьшие значения имеет уровень безработицы вКайбицком (0,02%), Лаишевском (0,22%) и Пестречинском (0,23%) муниципальныхрайонах.
Вызывает озабоченностьбезработица среди молодежи, в том числе выпускников профессиональных учебныхзаведений.
Сводная таблица спроса и предложениярабочей силы на рынке труда Республики ТатарстанПоказатели спроса и предложения 2005 год, факт 2006 год, факт 2007 год, факт 2008 год, оценка 2009 год, прогноз 2010 год, прогноз Совокупный спрос на рабочую силу Всего человек, 328990 342105 344123 348156 339100 333000 в том числе: на вакансии на начало периода 13190 15005 19123 24156 19100 19000 Потребность в работниках на новые рабочие места 12800 11300 15000 18000 15000 15000 Потребность в работниках на замену выбывающих по собственному желанию и по другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала 303000 315800 310000 306000 305000 299000 Совокупное предложение рабочей силы Всего человек, 496304 495353 474696 477549 481100 456900 в том числе численность безработных на начало года; 137400 126800 106600 108300 102000 100000 из них зарегистрированные в органах службы занятости 27725 29358 25796 24049 26700 24700 Количество уволенных работников в связи с сокращением штатов или численности 14300 9500 8000 9000 8000 7000 Количество работников, уволившихся по собственному желанию 238400 248000 245000 242000 240000 235000 Численность выпускников учебных заведений всех уровней 33500 36200 36000 35700 35400 35200 Количество уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации 6200 6500 6500 12000 23000 10000 Численность освобожденных из учреждений исполнения наказаний 5019 5035 4800 5000 5000 5000 Механический приток населения в трудоспособном возрасте, человек 14000 16000 25000 25000 25000 25000 Количество стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва 19760 17960 17000 16500 16000 15000 Соотношение спроса и предложения Коэффициент напряженности 1,95 1,34 1,1 1,30 1,34 1,29 Справочно: Неудовлетворенный спрос (незаполненные вакансии) на конец года, единиц 15005 19123 24156 19100 19000 18900 Занятые экономической деятельностью, человек 1778000 1795300 1805000 1809250 1812100 1808300 Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, человек 126800 107000 108300 108750 107000 105000 Численность зарегистрированных безработных, человек 29358 25796 24049 26700 24700 24600
Перечень наиболее востребованныхпрофессий рабочих и должностей служащих на 2008 — 2010 годы по Республике ТатарстанN п/п Наименование профессий рабочих и должностей служащих Дополнительная потребность в работниках по годам, человек 2008 г. 2009 г. 2010 г. Профессии рабочих: 1. Аппаратчик 670 691 690 2. Бетонщик 540 389 440 3. Водители 2566 2716 2745 4. Каменщик 466 451 459 5. Кладовщик 625 664 646 6. Маляр 489 482 479 7. Монтажник 1042 967 970 8. Плотник 770 714 721 9. Продавец 1036 1098 1040 10. Слесарь механосборочных работ 1210 1511 1251 11. Слесарь-ремонтник 1958 2077 2024 12. Оператор автоматических и полуавтоматических линий, станков и установок 397 411 361 13. Токарь 722 721 725 14. Тракторист 673 676 707 15. Фрезеровщик 623 682 648 16. Штамповщик 302 269 320 17. Электрогазосварщик 705 748 729 18. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 1155 1225 1144 19. Электросварщик 1038 920 982 Должности служащих: 1. Агроном 34 36 38 2. Бухгалтер 342 366 390 3. Ветеринарный врач 9 10 15 4. Зоотехник 16 17 26 5. Инженер (различной специализации) 1961 1974 2054 6. Медицинская сестра 40 40 42 7. Менеджер 216 225 243 8. Провизор 32 20 28 9. Программист 17 17 19 10. Юрисконсульт 46 46 48 11. Фармацевт 48 27 40 12. Экономист 306 305 321
В рейтинге самых востребованныхлидируют сотрудники финансовой отрасли. Спрос на финработников связан главнымобразом с массовым переходом компаний на «белую» бухгалтерию.
На втором месте повостребованности так называемые IТ-специалисты. В этой категории работодателинуждаются не столько в программистах и техниках в области информационныхтехнологий (хотя и в них тоже), сколько в толковых руководителях проектов,продавцах интернет-рекламы, промоутерах и веб-редакторах. Причина понятна — интернети мобильная связь так популярны, что скоро заменят телевидение, кино, театр ичто там еще.
«Третьим» сталаотрасль оптовой торговли, рекрутинговую активность в которой уже несколько летподпитывает экспансия в регионы крупных и не очень дистрибьюторов. Крупнойторговле нужны менеджеры по продажам, особенно на местах, специалисты позакупкам, торговые представители.
Стоит отметить ростспроса на персонал со стороны производственных компаний, особенно рабочихспециальностей. В Татарстане — строительный бум. Нужны специалисты строительныхпрофессий.
Кадровый голод вызванростом экономики, слишком быстрым научно-техническим прогрессом в ряде областейи примитивным уровнем подготовки практиков. Даже поверхностный анализ Спроса ипредложения рабочей силы показывает, что вакансий в три раза больше, чемспециалистов, ищущих работу". Дефицитные кадры, а не остающиеся в«большинстве» работодатели, по всей видимости, будут иметь решающийголос при выборе места работы.

Заключение
Основной целью настоящейработы было рассмотрение понятия и сущности безработицы, а также ее виды. Всовременных условиях, когда существование безработицы признается не только вкачестве явления неизбежного, но и в некотором смысле явления полезного,государство принимает на себя обязательства по оказанию содействия в реализацииправ граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Нормы института занятостии трудоустройства направлены на социальную защиту безработных граждан. К такиммерам защиты относятся: трудоустройство с помощью органов государственнойслужбы занятости населения, профессиональная подготовка и переподготовка понаправлению органов службы занятости, выплата пособия по безработице,направление на общественные работы, оказание материальной помощи и др.
Трудоустройство служитюридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Преждевсего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Ранее основнымправомочием, составляющим данное право, было право на получение гарантированнойработы, реализация которого обеспечивалась общегосударственной системойтрудоустройства. В современных условиях функционирования рынка труда ситуациязначительно изменилась. Международно-правовое определение права на трудподразумевает, что это право должно обязательно гарантироваться государствомпосредством установления им путей и средств, обеспечивающих полноеосуществление этого права, к числу которых относится и трудоустройство. Так, всоответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных икультурных правах право на труд включает право каждого человека на получениевозможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает илина который он свободно соглашается. Подобный подход воспринят и современным ТК,ст. 2 которого в числе основных принципов правового регулирования трудовых ииных непосредственно связанных с ними отношений называет защиту от безработицыи содействие в трудоустройстве.
Трудоустройство являетсягарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права наполную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.
В современных условиях,когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастаетнеобходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройствонаправлено прежде всего на обеспечение рационального использования трудовыхресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда — работников и работодателей (потенциальных работников и потенциальныхработодателей), а также государства. Не следует забывать, что в силу ст. 1 ТКосновными задачами трудового законодательства являются создание необходимыхправовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторонтрудовых отношений (т.е. как работников, так и работодателей) и интересовгосударства.
На сегодняшнем этаперазвития общества мы наблюдаем ситуацию, когда постепенно формируетсяпрактически новая отрасль права, включающая в себя отношения по трудоустройствуи занятости. На мой взгляд, уже можно говорить о выделении из трудового правазначительного круга общественных отношений, тесно связанных с трудом, которыемогут составить основу самостоятельной отрасли законодательства о занятости итрудоустройстве (как в свое время произошло с правом социального обеспечения).
В пользу этого тезисасвидетельствует наличие большого количества нормативного материала,специфический предмет правового регулирования. Законодательство о занятости итрудоустройстве регулирует вопросы, отличные от трудового законодательства,имеет при этом и специальных субъектов — это не работники, а люди, ищущиеработу или потерявшие ее.
И в качестве заключенияхочу еще раз подчеркнуть пути решения проблем безработицы:
Перераспределениеимеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполныйрабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получитьналоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
Бюджетное субсидированиедополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующихпредприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплатыдополнительно нанятых рабочих.
Снижение фактическогопредложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионноговозраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадрови повышения квалификации.
Предоставление рабочихмест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой винтересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
Переход к созданию системысоциального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехстороннихсоглашений (работодатели — профсоюзы — государство) с целью ограничить ростзаработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства,дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его насубсидирование занятости.
Таким образом, можносделать вывод, что проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носятхарактер многосторонних программ, по регулированию занятости, которые инеобходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы вРоссии.

/>Список литературы
1.   Аврамов А.С.Работа – не волк?// Экономика и жизнь, январь, 2008, №4. – с. 4-5
2.   Булатова А.С.Экономика: Учебное пособие. — М.: Дело, 2007. – 450 с.
3.   Бункин М.К.,Семенов А.М. Макроэкономика: Учебник. – М.: Филинъ, 2008. – 345 с.
4.   Вечканов Г.С.,Вечканова Г. Р. Экономическая теория: Учебное пособие. — СПб.: Вектор, 2008. –500 с.
5.   Волгина А.С.Одегов М.Н. Экономика труда: Учебник. — М.: Экзамен, 2007. – 467 с.
6.   Кейнс Дж. Общаятеория занятости, процента и денег. — М.: Прогресс, 2002. – 400 с.
7.   МалеваТ.М.Государственная и корпоративная политика занятости: Учебник. — М.:Московский центр Карнеги, 2008. – 345 с.
8.   Никифоров А.А.Рынок труда, занятость и безработица: Учебник. — М.: Феникс, 2007. – 389 с.
9.   Николаева И.П.Экономическая теория: Учебник для вузов. — М.: Финстатинформ, 2006. – 400 с
10. Пузиков О. С.Экономическая теория для студентов и вузов: Учебное пособие. Изд.2-е. — Ростовн/Д: Феникс, 2008. – 489 с.
11. Раминович А.С.Упало число заявок по безработице в США//Коммерсант, пятница 22 июля, 2007, №134. – с. 8-9
12. Рофе А.И., ЗбышкоБ. Г. Рынок труда, занятость населения, экономика: Учебник. — М.: МИК, 2008. –540 с
13. Рощин С.Ю.,Разумова Т.О.Экономика труда: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000. – 350 с.
14. Фишер С., ДорнбушР., Шмалензи Р. Экономика: Учебник. — М.: Дело, 2007. – 400 с.
15. Четвернина Т.,Лакунина Л. Напряженность на российском рынке труда и механизмы еепреодоления//Вопросы экономики, 2007, №2. с. 3-4
16. http://www.demoscope.ru/weekly/2002/059/analit02.php
17. matfak.ru/
18. www.gks.ru официальный сайт ГМП Росстата
19. www.economy.gov.ru официальный сайтМинэкономразвития РФ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.