Реферат по предмету "Экономика"


Банкротство и процедуры реорганизации предприятия

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра менеджмента и маркетинга

Курсовая работа
по теме: Банкротство и процедуры реорганизации предприятия
Специальность: 080507 — Менеджмент организации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Орел, 2009

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-правовые основы процедуры банкротства предприятия
1.1 Общие положения и понятия о банкротстве предприятий вРФ
1.2 Нормативно-правовое регулирование процедур банкротства
Глава 2. Реорганизация и ликвидация предприятия
2.1 Понятие и содержание процедуры реорганизации
2.2 Ликвидация предприятия-должника
Глава 3. Зарубежный опыт реорганизации и банкротства
3.1 Американская концепция реорганизации и банкротства
3.2 Американское законодательство в области банкротства
Заключение
Библиографические записи
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы определяетсявысокой социально-экономической значимостью института банкротства в России, атакже необходимостью совершенствования нормативно-законодательных актов онесостоятельности (банкротстве).
Государственное регулирование несостоятельности являетсясегодня наиболее динамично развивающейся областью права и экономики в развитыхзарубежных странах, при этом социально-экономическая политика государстваявляется элементом постоянного изменения и совершенствования нормативных ипроцедурных актов в механизме банкротства.
В настоящее время Государственной думой Федеральногособрания Российской Федерации принята новая редакция Закона о несостоятельности(банкротстве). Его принятию предшествовали длительные и бурные дискуссии. Всемизаинтересованными участниками дискуссий внесено множество поправок и дополнений.Однако многочисленные идеи, касающиеся реформирования указанной сферызаконодательства, зачастую основаны лишь на отдельных негативных фактах,известных авторам, и никак не связаны между собой. Механическое внесениеуказанных предложений в законодательство не имеет никаких положительныхрезультатов, а напротив, может привести к деформированию единой системынесостоятельности (банкротства) и приведет к нежелательным последствиям.
Целью курсовой работы является изучение процедур банкротстваи реорганизации предприятия.
Исходя из цели ставятся следующие задачи:
рассмотреть общие положения и понятия о банкротствепредприятий в РФ
изучить нормативно-правовое регулирование процедурбанкротства
рассмотреть понятие и содержание процедуры реорганизации
рассмотреть процесс ликвидации предприятия-должника
рассмотреть американскую концепцию реорганизации ибанкротства
изучить американское законодательство в области банкротства
Объектом исследования курсовой работы является процессликвидации предприятия — должника.
Предметом исследования являются процедуры банкротства иреорганизации предприятия.
В процессе написания работы применялись следующие методыэкономических исследований: абстрактно-логический, экономико-статистический,дедуктивный метод, индуктивный метод, метод анализа и синтеза.
Изучением данной проблемы занимались многие ученые, такиекак Ю.П. Орловский, Л. Баренбойм, Е. Козлова, В.И. Власов, Д. Попов, Г.В. Давыдова,А.Ю. Беликов и др.
Глава 1. Теоретико-правовые основы процедурыбанкротства предприятия1.1 Общие положения и понятия о банкротствепредприятий в РФ
Конкуренция, как неотъемлемый элемент рыночных отношенийпредполагает не только определенный рыночный динамизм, но и его обратную,негативную сторону — стагнацию (застой) производства. Последняя связана снеустойчивым финансовым положением предприятия, вызванным отсутствием илинедостаточностью оборотных средств, ростом просроченной и дебиторскойзадолженности и другими обстоятельствами, ведущими к его банкротству, т.е. прекращениюплатежей по своим обязательствам.
Главная роль в системе правового регулирования несостоятельности(банкротства) отводиться Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ«О несостоятельности (банкротстве)», задачами которого являются исключениеиз гражданского оборота неплатежеспособных субъектов и предоставлениевозможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролемарбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. [19]
В соответствии со статьей 65 ГК РФ несостоятельностьюридического лица, являющегося коммерческой организацией (за исключениеказенного предприятия), а так же действующего в форме потребительскогокооператива либо благотворительного или иного фонда и оказывающегося не всостоянии удовлетворить требования кредиторов может быть признано толькорешение суда.
Такое решение влечет за собой ликвидацию данногоюридического лица.
Впервые, понятие «банкротство» было определено вУказе президентом России №623 от 14 июня 1992 года «О мерах по поддержке иоздоровлению несостоятельных государственных предприятий и применению к нимспециальных процедур». К банкротам отнесены государственные предприятия,включая предприятия, в уставном фонде которых доля собственности, принадлежащейгосударству, составляет 50 процентов и более.
Данный Указ, а так же и принятый от 19 ноября 1992 годаЗакон РФ «О несостоятельности предприятий», введенный в действие с 1марта 1993 года, реально не были задействованы.
Толчком к «продаже с молотка» обанкротившихсягосударственных предприятий послужило окончание 30 июня 1994 года чековойприватизации и формирование частной и коллективной форм собственности. Уже к 1июля 1994 года около 70% занятых в промышленности работали на приватизированныхпредприятиях, доля которых в общем объеме стоимости имущества составляла 60-70%.
К сожалению, количество не перешло в качество. «Шоковаятерапия» не дала положительных результатов. Критическое финансовоеположение большинства предприятий, вызванное кризисом неплатежей и падением объемовпроизводства, требует переосмысливание характера финансово-экономическихпроцедур. Упор в послечековой приватизации предполагается делать не только наформирование слоя частных собственников, сколько на реконструкциюприватизируемых предприятий с привлечением как государственного, так и частногокапитала. Качественные показатель деятельности указанных предприятий, с учетомотраслевых и региональных особенностей, должны получить приоритеты приодновременной либерализации процедур приватизации.
Дальнейший путь к рынку связывается с денежнойприватизацией, что по замыслу ее авторов и разработчиков, будет способствоватьформированию рациональной структуры капитала приватизируемых предприятий. Вданном направлении предусматривается использовать особым образом организованнуюпродажу через инвестиционные конкурсы непроданных пакетов акций, принадлежащихгосударственным (муниципальным) предприятиям. Мелкие инвесторы получают правоприобрести не менее 30% акций любого акционерного общества. Предполагается, чтоони уже имеют сбережения, накопленные на первом этапе, в процессе чековойприватизации. Вводится в практику обязательная продажа имуществанесостоятельных предприятий-должников по требованию кредиторов для ускорениярешения проблемы неплатежей в народном хозяйстве. В этой связи предполагаетсяреально задействовать вексельное обращение. Средства государства и иностранныхинвесторов планируется вкладывать в реконструкцию приватизируемых предприятийтолько при условии выполнения следующих требований:
обеспечение корпоративного управления;
наличие в частной собственности трудового коллектива более90% акций;
отсутствие ограничений на куплю-продажу акций данногопредприятия;
наличие независимого регистратора, ведущего реестракционеров данного предприятия.
Послечековая приватизация расширила перечень используемыхспособов выкупа имущества путем выработки схем приватизации сверхкрупныхпредприятий, имеющих уставный капитал не менее 10 млрд. руб. в ценах на 1января 1992 года, организации конкурса на соучредительство, аренды имущества,запрещенного к приватизации. Особое внимание предполагается уделять проведениюспециализированных денежных аукционов.
К данному этапу приватизации государственной собственностипредполагается запустить механизм банкротства, нормативной базой которогоявляются не только вышеуказанные акты, но и серия новых.
Продолжающийся спад производства и нарастающий кризиснеплатежей в народном хозяйстве определили стратегию реформирования экономикина ближайшую перспективу, что в значительной мере просматривается в функциях,возложенных на Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве).К их числу относятся:
анализ финансового состояния и причин неплатежеспособностипредприятия, имеющего неудовлетворительную структуру баланса, с целью обязательнойего приватизации;
подготовка указанным предприятием под контролем Федеральногоуправления необходимых документов в арбитражный суд для возбужденияпроизводства по делу о его несостоятельности (банкротстве);
внесение ходатайства в арбитражный суд об установлении наднеплатежеспособным предприятием опеки по управлению имуществом, проведениикомплекса мероприятий по оздоровлению (санации);
определение условий для восстановления платежеспособностипредприятия-должника;
экспертиза плана проведения внешнего управления имуществомпредприятия и представление ее результатов в арбитражный суд;
принятие решения о добровольной ликвидациипредприятия-должника и утверждении решения его решения о добровольнойликвидации данного предприятия;
выбор условий и критериев конкурса и его организации приназначении арбитражного управляющего с учетом мнения кредиторов;
определение оценочной стоимости имуществапредприятия-должника;
формирование списка юридических и физических лиц, изъявившихжелание участвовать в проведении санации предприятия-должника и представлениеэтого списка в арбитражный суд;
определение критериев санации со стороны государства ипорядка ее проведения;
распоряжение средствами, выделенными из бюджета ивнебюджетных источников финансирования на осуществление реорганизации, санациинеплатежеспособных предприятий или их ликвидации. [1, С.125, 6, С.25]
Итак, необходимо отметить, что любое предприятие, независимоот формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляяхозяйственную деятельность вступает в отношения с налоговыми органами, банками,другими предприятиями (поставщиками, реализаторами и потребителями егопродукции). В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства,невыполнение которых в силу каких-либо объективных или субъективных причинможет привести к тому, что предприятие станет должником, то есть обязано будетвыполнить определенные действия в пользу кредитора — произвести платеж,поставить товар, выполнить работы, оказать услуги.1.2 Нормативно-правовое регулирование процедурбанкротства
Центральное место в системе правового регулированиянесостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г.N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 05.02.2007, с изм. от 26.04.2007), задачами которогоявляются, с одной стороны, исключение из гражданского оборотанеплатежеспособных субъектов, а с другой — предоставление возможностидобросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражногосуда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смыслеинститут банкротства служит гарантией социальной справедливости в условияхрынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерациинастоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должниканесостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер попредупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведенияпроцедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должникаудовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Действие настоящего Федерального закона распространяется навсе юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений,политических партий и религиозных организаций.
Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан,в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральнымзаконом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, втом числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральныхзаконах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений идополнений в настоящий Федеральный закон.
Если международным договором Российской Федерации установленыиные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом,применяются правила международного договора Российской Федерации.
К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям сучастием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящегоФедерального закона, если иное не предусмотрено международным договоромРоссийской Федерации.
Решения судов иностранных государств по делам онесостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации всоответствии с международными договорами Российской Федерации.
При отсутствии международных договоров Российской Федерациирешения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве)признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иноене предусмотрено федеральным законом.
Для целей настоящего Федерального закона «Онесостоятельности (банкротстве)» используются следующие основные понятия:
несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражнымсудом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требованиякредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплатеобязательных платежей (далее — банкротство);
должник — гражданин, в том числе индивидуальныйпредприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворитьтребования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанностьпо уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящимФедеральным законом;
денежное обязательство — обязанность должника уплатитькредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иномупредусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию;
обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательныевзносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды впорядке и на условиях, которые определяются законодательством РоссийскойФедерации;
руководитель должника — единоличный исполнительный органюридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, атакже иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным закономдеятельность от имени юридического лица без доверенности;
кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику праватребования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплатеобязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц,работающих по трудовому договору;
конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам,за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несетответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеетобязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а такжеучредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такогоучастия;
уполномоченные органы — федеральные органы исполнительнойвласти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в делео банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательныхплатежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а такжеорганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местногосамоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурахбанкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектовРоссийской Федерации и муниципальных образований;
досудебная санация — меры по восстановлениюплатежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарногопредприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и инымилицами в целях предупреждения банкротства;
наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику вцелях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализафинансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов ипроведения первого собрания кредиторов;
финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемаяк должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашениязадолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
внешнее управление — процедура банкротства, применяемая кдолжнику в целях восстановления его платежеспособности;
конкурсное производство — процедура банкротства, применяемаяк должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворениятребований кредиторов;
мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая налюбой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производствапо делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;
представитель учредителей (участников) должника — председательсовета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичногоколлегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советомдиректоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органомуправления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должникадля представления их законных интересов при проведении процедур банкротства;
представитель собственника имущества должника — унитарногопредприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарногопредприятия на представление его законных интересов при проведении процедурбанкротства;
представитель комитета кредиторов — лицо, уполномоченноекомитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстведолжника от имени комитета кредиторов;
представитель собрания кредиторов — лицо, уполномоченноесобранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстведолжника от имени собрания кредиторов;
арбитражный управляющий (временный управляющий,административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) — гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведенияпроцедур банкротства и осуществления иных установленных настоящим Федеральнымзаконом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций;
временный управляющий — арбитражный управляющий,утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии снастоящим Федеральным законом;
административный управляющий — арбитражный управляющий,утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления всоответствии с настоящим Федеральным законом;
внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденныйарбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иныхустановленных настоящим Федеральным законом полномочий;
конкурсный управляющий — арбитражный управляющий,утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства иосуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;
мораторий — приостановление исполнения должником денежныхобязательств и уплаты обязательных платежей;
представитель работников должника — лицо, уполномоченноеработниками должника представлять их законные интересы при проведении процедурбанкротства;
саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далеетакже — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, котораяоснована на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена вединый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющихи целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельностиарбитражных управляющих;
регулирующий орган — федеральный орган исполнительнойвласти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организацийарбитражных управляющих.
Выделяют следующие признаки банкротства:
1) Гражданин считается неспособным удовлетворить требованиякредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплатеобязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанностьне исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были бытьисполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего емуимущества.
2) Юридическое лицо считается неспособным удовлетворитьтребования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанностьпо уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанностьне исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были бытьисполнены.
3) Положения, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящейстатьи, применяются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Нужно подчеркнуть, что процесс банкротства регулируетсяразличными федеральными законами и законодательными актами. [11, 19]
Подводя итог всему выше сказанному необходимо отметить, чтолюбое предприятие осуществляющее хозяйственную деятельность, вступает вотношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками,реализаторами и потребителями его продукции). В процессе этих отношений упредприятия возникают обязательства, невыполнение которых может привести ктому, что предприятие станет должником, то есть обязано должно будет выполнитьопределенные действия в пользу кредитора — произвести платеж, поставить товар,выполнить работы, оказать услуги. Процессы, которые связаны с банкротством,ликвидацией, реорганизацией и т.п. регулируются федеральными законами изаконодательными актами.
Глава 2. Реорганизация и ликвидация предприятия
 2.1 Понятие и содержание процедуры реорганизации
В интересах выживания и гибкого реагирования на динамичноменяющиеся рыночные условия, повышения устойчивости и адаптационной способностив удовлетворении потребительского спроса, преодоления отставания в развитиитехники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции ипредоставляемых услуг предприятия должны целенаправленно проводитьорганизационные изменения. Благодаря этому преодолевается инертность и застой вструктурах управления, в сложившейся системе связей и отношений. В зависимостиот конкретных обстоятельств эти изменения могут быть частичными, касающимисяотдельных служб и организации определенных видов деятельности, илирадикальными, когда под влиянием бурного и даже скачкообразного развитияокружающей рыночной обстановки и условий конкуренции требуется глубокая имногосторонняя реорганизация.
Разработка стратегии и последовательное осуществлениеорганизационных изменений сами по себе являются предметом самостоятельного исследования,анализа, прогнозирования и программно-целевого управления. Обобщениенакопленных методических подходов и опыта проводимых реорганизаций даетвозможность в концентрированной форме представить масштаб и охватываемый кругработ (намечаемые меры), этапы их осуществления, используемые критерии оценкирезультатов.
Важно подчеркнуть, что реорганизация предприятия не можетпроводиться одномоментно, внезапно, без глубокой и всесторонней предварительнойработы специалистов разного профиля, на основе заранее разрабатываемых программи комплекса, обоснованных мер. Она должна предусматривать целый ряд этапов,охватывающих подготовку, сбор информации, определение направлений работы и ихпоследствий, организационно-техническое и социальное проектирование, практическуюреализацию подготовленных изменений. Намеченные этапы должны осуществлятьсяпоследовательно. Завершение каждого этапа представляет собой важный рубеж ввыполнении всего проекта.
Каждый этап подразделяется на задачи, реализуемые в разнойпоследовательности: одни раньше других, некоторые одна за другой, а ряд из них- параллельно. Ниже дается примерная характеристика возможных этаповосуществления программ реорганизации, а также тех или иных методов,используемых при решении задач каждого этапа.
Этап первый: подготовка
Основополагающее значение для успешной реализации всейпрограммы реорганизации и обеспечения на практике ее эффективности имеютмобилизация, организация и создание заинтересованности работников, которыебудут ее осуществлять. Необходимо постоянно учитывать и не выпускать из полязрения то, что реорганизация предприятия является процессом не толькоорганизационно-техническим, но и социальным, затрагивающим интересы различныхгрупп — собственников, руководителей и работников разных уровней.
Результатами работ на данном этапе должны стать: разработкадля всей организации своеобразного «мандата на реорганизацию», включающегоорганизационную структуру, состав и положение о группе, которая будетнепосредственно заниматься перестройкой, план намечаемых мер и действий.
Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить на данномэтапе, сводятся к следующему:
Каковы задачи и ожидаемые результаты деятельности высшихруководителей организации по данному проекту? Какова степень их вовлеченности вразработку проекта?
Каковы цели данного проекта в целом? Каким путем следует ихдостигать без нанесения организации сколь-нибудь заметного ущерба?
Кто должен быть включен в группу по реорганизации? Какимдолжно быть сочетание в группе квалификационных и профессиональных знаний,навыков и опыта?
Какие качества членов группы не могут быть представленысилами самой организации? Как они могут быть обеспечены за счет дополнительнойподготовки или привлечения со стороны?
Какие специфические навыки реорганизации должны изучитьчлены группы?
По каким вопросам следует обратиться ко всем работникаморганизации для получения их поддержки и доверия?
В таблице 1 приводятся некоторые способы преодолениясопротивления организационным изменениям, приводимые в литературе по управлениюи базирующиеся на опыте предприятий с разными формами собственности и видамидеятельности.
Таблица 1 — Мерыпо обеспечению поддержки организационным изменениямМеры Предпосылки применения Преимущества Недостатки Обучение и предоставление информации Недостаток информации, недостоверная информация или её неправильная интерпретация При убеждённости сотрудников в необходимости мероприятия, они активно участвуют в преобразованиях Требует очень много времени, если надо охватить большое число сотрудников Привлечение к участию в проекте Дефицит информации у инициаторов проекта относительно программы изменений и предполагаемого сопротивления им Участники заинтересованно поддерживают изменения и активно предоставляют необходимую информацию для планирования Требует очень много времени, если участники имеют неправильное представление о целях изменений Стимулирование и поддержка Сопротивление в связи со сложностью индивидуальной адаптации к отдельным изменениям Предоставление помощи при адаптации и учёт индивидуальных пожеланий облегчают достижение целей изменения Требует много времени, а также крупных расходов, что может привести к неудаче проекта Переговоры и соглашения Сопротивление групп в руководстве предприятия, опасающихся потерять свои привилегии в результате изменений Предоставление стимулов в обмен на поддержку может оказаться относительно простым способом преодоления сопротивления Часто требует больших расходов и может вызвать претензии у других групп Кадровые перестановки и назначения Несостоятельность других «тактик» влияния или недопустимо высокие затраты по ним Сопротивление относительно быстро ликвидируется, не требуя высоких затрат Угроза будущим проектам из-за недоверия затрагиваемых лиц Скрытые и явные меры принуждения Острый дефицит времени или отсутствие соответствующей властной базы у инициаторов изменений Угроза санкций заглушает сопротивление, делает возможной быструю реализацию проекта Связано с риском, порождает стойкую озлобленность по отношению к инициаторам, пассивное сопротивление возможной переориентации проекта
Необходимость в реорганизации обычно обнаруживается какрезультат изменений рыночных, технологических условий, окружающей организациюсреды. Под влиянием этих изменений высшее руководство приходит к выводу онеобходимости принимать соответствующие меры — осуществить реорганизацию. Дляподдержки оно привлекает целый ряд сторонников этой идеи.
На совещаниях в обсуждении данного вопроса участвуютпредставители собственников и высшие руководители организации. Их задача — обучитьпроектную управленческую группу методологии, которую предстоит использовать; обеспечитьруководство и поддержку проекта; выявить вопросы, которыми следует заняться; привлечьдругих акционеров; поставить цели и наметить приоритеты по проекту. Формируетсягруппа по реорганизации, разрабатывается положение о ней.
Указанная группа получает всю необходимую информацию длявыполнения поставленной задачи. До ее сведения доводится цель, поставленнаяруководством, определяется структура работ, просматриваются примеры проведениядругих реорганизаций и, наконец, распределяется ответственность за выполнениепроекта.
Как показывает практика, нередко проект реорганизациивстречает сопротивление, и для того чтобы она была успешной, необходимоуправлять всеми процессами изменений. Решается вопрос о том, как наиболееконструктивно осуществлять связь с собственниками, разрабатывается методикаоценки степени заинтересованности всех участников проекта и методывмешательства в случае, если отсутствует готовность участвовать в реорганизационномпроцессе. Составляется план проекта, определяются сроки его исполнения и методыуправления.
В таблице 2 показаны методы, используемые при осуществлениипервого этапа реорганизационных мероприятий.
Таблица 2 — Методы управления на этапе подготовкиреорганизацииЗадачи Используемые методы Выявление необходимости Анализ изменений — рыночных, технологических, окружающей среды Обеспечение согласия в руководящем звене Обсуждения, дискуссии для выработки единого подхода и поддержки, определение целей Обучение группы по реорганизации Формирование группы, создание системы мотиваций и заинтересованности Планирование изменений Создание системы управления изменениями, проектное управление
Этап второй: сбор информации и определение проблем
Задача данного этапа — выявление продуктов и услуг,ориентированных на потребителя. С этой целью выявляются клиенты, ихдолгосрочные и текущие потребности; определяются мероприятия, необходимые дляуспешного выполнения поставленной цели; намечаются виды деятельности. Составляютсядействующие и перспективные структурные схемы организации, уточняются требуемыересурсы, объемы и периодичность выпуска продукции и оказания услуг; проводитсясистематизация процессов реорганизации.
Ключевые вопросы, на которые необходимо получить ответы наэтом этапе:
Каковы главные процессы в деятельности организации?
Как эти процессы соотносятся с интересами потребителей и поставщиков?
Каковы стратегические процессы организации?
Какие процессы должны быть реорганизованы в течениеквартала, одного года, свыше одного года?
Принципиально важно тщательно выявить и учесть запросы ипожелания потребителей, запланировать мероприятия, необходимые для выполненияих требований. И главное — обосновать целесообразность конкретныхорганизационных изменений, непосредственно ориентированных на удовлетворениепотребительского спроса.
Это касается не только внутренней структуры предприятия, нои обеспечения эффективных и безотказных каналов связи и взаимодействия споставщиками и потребителями.
Решается также задача моделирования каждого процесса ивыявления последствий изменений, определения факторов, способных помешатьуспешной работе, а также затрат и ожидаемых результатов. Речь идет о том, чтобыориентировать группу по реорганизации на то, чтобы она уделяла внимание вравной мере, как намечаемым процессам, так и выполняемым функциям. Должныопределяться расходы по каждому виду деятельности, объемы и периодичностьопераций. Полученная информация используется для ориентировочных расчетовгодовых затрат по всем операциям в отдельности и процессу в целом, удельныеиздержки.
Необходимо взвесить каждый процесс с позиций его воздействияна поставленную цель. Выявляются приоритеты, и рассчитывается необходимость впотребляемых ресурсах. Для установления приоритетов используется многостороннийподход, учитывающий время, затраты, трудности и риски в ходе реорганизационныхпроцессов. Когда приоритеты установлены, планируются этапы реализации каждогоорганизационного решения.
В таблице 3 показаны методы, используемые при осуществлениивторого этапа мероприятий по комплексной реорганизации.
Таблица 3 — Методыуправления на этапе сбора информации и определения проблемЗадачи Используемые методы Выявление текущих и перспективных интересов потребителей
Моделирование поведения1 потребителей Планирование и измерение необходимых мероприятий Метод измерений и оценок Анализ временных циклов Выбор субъектов и объектов Моделирование процессов Разработка модели текущего состояния организации Моделирование процессов Выявление видов деятельности организации Моделирование процессов Стоимостный анализ Модель расширения границ развития с ориентацией на процессы фирм-потребителей Моделирование процессов Интеграция с поставщиками и программирование партнерства Составление структурной схемы организации Моделирование процесса Анализ производственного процесса Составление организационной схемы Карта ресурсов Учет затрат по видам деятельности Выявление приоритетных процессов Анализ эффективности процесса
 
Этап третий: выработка общего и полного понимания решаемыхпроблем
Цель этого этапа — разработать такое видение проблем,которое способно привести к скорейшему достижению цели. Этот этап позволяетвыявить организационные проблемы текущего процесса, информационные потоки. Планируютсямероприятия текущего процесса, задачи и возможности по его улучшению,согласовываются намечаемые изменения.
На этом этапе необходимо дать ответы на следующие ключевыевопросы:
Каковы основные и вспомогательные виды деятельности,охватываемые процессом реорганизации? В каком порядке они исполняются?
Как совершается движение ресурсов, информации и операционногопотока по всему ходу процесса?
Почему дело ведется именно так, как в настоящее время? Какиемогут быть намечены изменения в методах выполняемой работы?
Есть ли способы для достижения разработанных бизнес-планов ивыполнения требований потребителя, которые кажутся невыполнимыми сегодня, ноесли бы они были удовлетворены, могли бы фундаментально изменить деятельностьорганизации?
Каковы границы взаимодействия с деловыми партнерами, потребителями,поставщиками, стратегическими союзниками? Как можно пересмотреть эти границыдля того, чтобы улучшить весь ход работы?
Каковы основные сильные и слабые стороны каждого отдельногопроцесса?
Как другие компании того же класса ведут эти процессы ирешают связанные с ними сложности?
Какие должны быть проведены мероприятия, учитывая результатысравнения данного уровня работы с другими более преуспевающими компаниями тогоже класса?
Что вызывает отставание в работе по сравнению с другимиболее успешными компаниями? Чему можно научиться у этих компаний?
Как можно использовать результаты данного этапа припроектировании намечаемых процессов?
Каковы специфические задачи по улучшению новых процессов?
Как донести концепцию и стратегию изменений до всехработников?
В ходе выполнения этих задач должно быть расширено пониманиестатических аспектов процессов. Речь идет об охвате всех видов деятельности иэтапов процессов, круга вовлеченных организаций и функционирующих подразделений.Наряду с этим подготавливается матрица операций, отражающих всю деятельностькомпании. И именно на этой основе подготавливаются предложения поорганизационным формам и технологии управления.
На этом же этапе производится оценка влияния каждой операциина получение конечного результата с выделением операций, имеющих наибольшуюценность. Проводятся сравнения процессов внутри организации и уровня управленияими в аналогичных организациях. Необходимо выявить аналогичные по уровнюкомпании, определить показатели их деятельности и основные различия впроцессах, выявить возможности использования лучших элементов и приемов. Определяютсяфакторы, тормозящие производственный процесс, дисфункции и несоответствия,причины информационного отставания.
Используется вся полученная ранее информация для того, чтобывыявить приоритетные процессы. Идет поиск путей быстрых улучшений. Обнаруженныепротиворечия и несоответствия среди всех возможных вариантов дают основания длявыработки путей их эффективного решения в масштабе целой организации.
Рассматриваются временные рамки, достаточные для реализациинамеченной реорганизационной программы. Они должны быть распределены посоответствующим этапам работ.
Таблица 4 — Методыуправления на этапе выработки общего и полного понимания решаемых проблемЗадача Методы управления Понимание структуры процесса Анализ трудового процесса Понимание развития процесса Анализ трудового процесса Выявление значимых операций Оценочный анализ процесса Анализ временных циклов Сравнение уровней развития аналогичных компаний Сравнение своих достижений и недостатков с достижениями и недостатками аналогичных компаний Нахождение стимулирующих факторов Анализ трудового процесса Оценка возможностей совершенствования процесса Анализ временных циклов Оптимизация схемы процесса с учетом интересов потребителей и заказчиков Концептуальное видение Интеграция с поставщиками и программы партнерства Идеальное функционирование с учетом интересов всех участников процесса Концептуальное видение Интегрирование интересов внутренних и внешних участников процесса Концептуальное видение Поэтапное прогнозирование реорганизации Концептуальное видение
Этап четвертый: организационно-техническое проектирование
Цель этого этапа — дать техническую характеристику процессареорганизации. Дается описание технологии, стандартов, процедур, систем и видовконтроля, используемых в процессе реорганизации. Одновременно с социальнымконструированием создаются модели взаимодействия социальных и техническихэлементов. На данном этапе составляются предварительные планы систем и процедурразвития, программного обеспечения и обслуживания, перевооруженияпроизводственных мощностей.
Основные вопросы, на которые необходимо получить ответы наэтом этапе:
Какие технические ресурсы и технологии будут необходимы впериод реорганизации?
Как наилучшим образом приобрести эти ресурсы и технологии?
Как будут взаимодействовать технические и социальныеэлементы системы?
С этой целью пересматриваются установившиеся связи ираспределение обязанностей внутри организации, определяются случаи, когдадолжна быть усилена координация различных видов деятельности. Важно такжеопределить информацию, необходимую для измерения и управления процессом, атакже места для ее хранения. Проводится устранение дублирующих информационныхпотоков и операций по их согласованию.
В целом же рассматривается возможность сокращения числанеэффективных операций и упрощения работы контролирующих структур. Этозавершается слиянием контрольных функций по наиболее эффективным операциям. Контролирующаяфункция приближается к тому участку, где может произойти ошибка в работе. Идетпоиск возможностей осуществлять параллельные операции, которые в настоящеевремя выполняются последовательно. Благодаря этому увеличивается вероятностьускорения процесса.
Нередко при выполнении задач данного этапа находится тачасть процесса реорганизации, которая может осуществляться автономно. Этотфрагмент дает возможность перегруппировать процесс в пространстве (например,децентрализовав его) или во времени (например, перемещая фрагменты с однойвременной фазы в другую).
В процессе реорганизации используются различные технологиидля моделирования, анализа статистических данных, сбора информации идокументирования процессов, компьютерных разработок, проведения телеметрии,создания экспертных систем, баз данных и др. Намечаются конкретные меры потехническому оснащению.
Таблица 5 — Методыуправления на этапе организационно-технического проектированияЗадача Методы управления Модель взаимоотношений субъектов и объектов Информационное проектирование Пересмотр связей процесса Анализ трудового процесса Инструменты и информатика Информационное проектирование Измерение и оценка информации Объединение интерфейсов и информации Информационное проектирование Оценка вариантов Информационное проектирование Улучшение режима контроля Информационное проектирование Модулирование Информационное проектирование Размещение выбранных модулей Информационное проектирование Применение технологий Информационное проектирование Стратегическая автоматизация Реализация плана Управление процессом
Этап пятый: социальное проектирование
Целью данного этапа является выявление социальных аспектовпроцесса реорганизации. На этапе социального проектирования производитсяописание компании, кадрового состава, характера работ, карьеры, стимулов,используемых в период реорганизации, создается план взаимодействия социальных итехнических элементов. Наряду с этим составляются предварительные планы понайму работников, по обучению и образованию, новой расстановке персонала.
Ключевые вопросы, на которые необходимо получить ответы наэтом этапе:
Какие технические и трудовые ресурсы необходимы в периодпроведения реорганизации?
Какие существуют возможности для срочной реализации всейпрограммы? Что можно выполнить в течение квартала? Одного года? За срок свышеодного года?
Какие цели должны быть поставлены и какие мероприятияпроведены в социальной сфере?
Как изменятся обязанности? Какие программы по обучению будутнеобходимы?
Кто, наиболее вероятно, будет сопротивляться проводимымизменениям? Какие еще существуют препятствия?
Как будет выглядеть новая организация?
Этап социального проектирования осуществляется одновременнос техническим проектированием.
Для повышения ответственности персонала за улучшение качествауслуг, предоставляемых потребителям, все необходимые полномочия передаютсяперсоналу, имеющему непосредственный выход на потребителя. Намечаютсянеобходимые изменения в распределении обязанностей, полномочий, знаний,квалификаций и используемого инструментария для того, чтобы дать возможностьперсоналу улучшить свою работу. Затем, приняв по внимание, что персонал,выходящий на потребителя, сам является потребителем у другого персонала и т.д.,эта задача уточняет все изменения, необходимые для всех составов персонала,которые совершенствуют услуги, предоставляемые заказчику.
При этом разрабатывается набор характеристик навыков, знанийи ориентации, относящихся к текущему и реорганизуемому процессам. Готовятсяматрицы текущих и измененных видов работ по квалификации, опыту и наборуориентации. Каждая ячейка матрицы дает уровень (отсутствие, низкий, средний,высокий) квалификации, опыта и ориентации, необходимых для работы. Используяэти матрицы, можно определять характеристики работ по их разновидностям.
На данном этапе рассматривается вопрос согласованностихарактеристик текущих видов работ и тех, которые необходимо будет выполнять,выявляются новые виды работ и новые группы исполнителей. Если отдельные видыработ не отвечают требованиям обновленного процесса, должны формироваться новыегруппы исполнителей.
В проектных документах этого этапа предлагается уровеньквалификаций, необходимый для каждого вида новых работ, схема взаимоотношениймежду группами работников, выясняется количественный состав персонала длятекущих и проектируемых объемов работ.
В рамках данного этапа необходимо ответить на вопрос, какосновные компоненты управления (управление производством, ру ководящее звено иразвитие персонала) будут согласовываться в период реорганизации. Важно определитьобъемы ответственности по управлению производством и развитию персонала,выявить руководителей групп первого и второго уровней. В связи с этим решаетсявопрос о создании полной организационной структуры и анализируются возможныеварианты.
Проводится подготовка новой матрицы требований кквалификации, опыту и ориентации при переходе от старых к новым видам работ вкаждом из подразделений (оставшихся от прежней структуры и новых). Формулируютсятребования к каждой квалификационной группе. Выявляются трудности при переходеот старого типа работ к новым. Мера трудностей при переходе учитывается впроцессе предварительного планирования обучения персонала, участвующего впроцессе.
В процессе реорганизации различные используемые надбавки кзаработной плате, в основе которых лежит иерархический подход и отношенияподотчетности, заменяются надбавками, основанными на знаниях и профессиональнойквалификации. Решение этой задачи и доведение результатов до всех участниковявляется наиболее важным компонентом программы управления изменениями.
Многие проекты реорганизации проваливались из-за отсутствияэффективных изменений в управлении. Применительно к каждому работникунеобходимо определять ожидаемое участие в процессе или точки сопротивленияпеременам, составлять программы коммуникаций. При необходимости намечаются мерывоздействия на общественное мнение и обучения всего персонала.
Существенное значение имеют стимулы, мотивирующие работниковк переходу к новым формам организации, а также механизмы обратной связи. Стимулынаиболее эффективны, когда участвующие работники постоянно находятся в курсепроисходящего.
С целью наиболее эффективной реализации программыразрабатываются предварительные планы по осуществлению социальных мер, включаякомплектование рабочей силой, обучение и кадровые перестановки. Эти планыподразделяются на временные периоды параллельно с планами по техническомуоснащению.
Кроме того, определяется структура самого высокого уровняуправления, т.е. роль и ответственность собственника, руководителя организациии руководителя проекта реорганизации.
В таблице 6 показаны методы управления, применяемые в ходевыполнения задач данного этапа.
Таблица 6 — Методы управления на этапе социальногопроектированияЗадача Методы управления Возможность контактов потребителя и персонала Предоставление полномочий персоналу Квалификационная матрица Характеристика по видам работ Квалификационная матрица Оценка новых рабочих мест/групп Создание бригад Бригады самоуправления Определение квалификаций и требований к кадровому составу Квалификационная матрица Характеристика структуры управления Организационная перестройка Очерчивание границ организации Организационная перестройка Составление структурной схемы организации Изменения в характере работ Квалификационная матрица Моделирование карьеры Квалификационная матрица Организационная модель переходного периода Организационная перестройка Модель изменения программы управления Изменение в системе управления Модель стимулирования персонала Вознаграждение персонала и стимулы Реализация плана Управление проектом
Этап шестой: преобразования
Цель данного этапа — разработка экспериментальной версии изаконченного производственного реорганизационного проекта. Некоторые задачиэтого этапа могут повторяться.
Ключевые вопросы, на которые дает ответы этот этап:
Когда надо начинать контролировать процесс? Как узнать, насколькоправильно выбран курс действий?
Какие механизмы необходимо разработать для решениянеожиданно возникающих проблем?
Как можно гарантировать, что период перехода пройдетбезболезненно?
Как обеспечить и сохранить непрерывный процесс перемен?
Какие средства могут быть использованы для перестраиванияорганизации в целом?
Задачи данного этапа охватывают завершение моделидеятельности организации, окончательную разработку технического проекта. Даетсяоценка имеющегося персонала с точки зрения квалификации людей, знаний и ихориентации, степени их заинтересованности в переменах и возможностииспользовать их в новых структурах организации.
Оценка профессиональной пригодности очень важна, потому чторешение о назначении каждого работника должно быть принято исходя из еговозможностей, а не должности, которую он будет занимать. Оценки, полученные покаждому работнику, затем сравниваются с требованиями, предъявляемыми к каждойдолжности и кадровому уровню. Полученные данные о необходимости переподготовкииспользуются далее для выработки программы обучения и распределения людей поспециальным курсам. Ставится также задача проведения инструктажей после того,как все приступили к новой работе.
Кроме того, проводится проверка базы данных, разработка ипроверка систем и технологического процесса, всей документации. Для того чтобыпроисходил процесс постоянного совершенствования организации, необходимовыполнять следующие требования. Перед участвующим в реорганизации персоналомнеобходимо поставить ясные цели, довести до них мероприятия по их достижению иинформацию о значении и смысле текущих и прошлых мероприятий. Персоналунеобходимо предоставить средства для эффективного выполнения необходимыхпреобразований.
На персонал следует возложить вполне определенныеобязанности и полномочия, также установить стимулы для эффективной работы.
Таблица 7 — Методы управления на этапе преобразованийЗадача Методы управления Завершение модели деятельности организации Моделирование процесса Разработка технического проекта Информационное проектирование Разработка планов испытаний аппаратуры и работы в аварийном режиме Календарное планирование Оценка персонала Квалификационные матрицы Проектировка системы Информационное проектирование Обучение персонала Создание бригад Своевременное обучение Экспериментирование с новым процессом Системы обратной связи Усовершенствования и преобразования Создание системы контроля Постоянное совершенствование Постоянная корректировка процесса Измерение проводимых работ Управление проектом
 
Оценка осуществляемых изменений на каждом этапе и послезавершения всех мероприятий по реорганизации осуществляется на основеопределенной системы количественных и качественных показателей.
Нужно подчеркнуть, что процесс реорганизации предоставляетшанс восстановить благополучие и взять «новый старт». Добросовестнодействующие юридические и физические лица могут ставить себя практически влюбую форму финансовой зависимости с уверенностью, что при необходимости ониполучат возможность начать всё сначала и прийти в будущем к финансовомупроцветанию. Коммерческое предприятие может обновить производство после сдачиего в аренду и после периода убыточности вновь стать экономически выгодным. [2,С.240, 8, С.15]2.2 Ликвидация предприятия-должника
Предприятие-должник объявляется банкротом, если меры, опроцессе его санации не привлекли к ожидаемым результатам. Затем по решениюарбитражного суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационныхпроцедур (ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представителисобрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственногоимущества, если банкротом признано государственное предприятие.
Ликвидационная комиссия в соответствии с действующимзаконодательством осуществляет общее управление имуществом предприятия-банкрота.
Процесс осуществления ликвидационных процедур прибанкротстве включает:
1) Оценку имущества предприятия-банкрота по балансовойстоимости. Такая оценка производится на основе полной инвентаризации имуществапредприятия;
2) Оценку имущества предприятия-банкрота по рыночнойстоимости. В этом случае имущество предприятия-банкрота подлежит реализации сцелью удовлетворения требований кредиторов, оно должно быть предварительнооценено по минимальной рыночной стоимости;
3) Определение ликвидационной массы. Основу для формированияликвидационной массы составляет все имущество предприятия-должника, оцененноепо рыночной стоимости, за предусмотренным действующим законодательствомизъятием;
4) Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества. Решениеоб этом принимает ликвидационная комиссия по согласованию с собраниемкредиторов. Этот выбор основывается на получении максимально возможной суммысредств от реализации имущества;
5) Обеспечение удовлетворения претензий кредиторов. Этапроцедура наиболее сложная в процессе осуществления ликвидационных процедур прибанкротстве. Источником обеспечения такого удовлетворения претензий являютсясредства, вырученные от продажи имущества должника. Сумма этих средствраспределяется в определенной очередности. В первую очередь возмещаются расходы:
арбитражного суда;
ликвидационной комиссии;
распорядителей имущества;
удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом.
Затем выполняются обязательства перед:
работниками предприятия-банкрота;
удовлетворяются требования по общегосударственным и местнымналогам, налоговым платежам в бюджет, органов государственного страхования ипенсионного обеспечения;
требования кредиторов, не обеспеченные залогом;
требования по возвращению взносов работников в уставный фонди выплат по акциям трудового коллектива;
прочих требований.
Требования каждой последующей очереди удовлетворяются послеполного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточностисредств от продажи имущества для полного удовлетворения всех требований однойочереди, претензии удовлетворяются пропорционально причитающейся каждомукредитору сумме;
6) Разработку ликвидационного баланса ликвидационнойкомиссией после полного удовлетворения всех требований кредиторов и подачу егов арбитражный суд. Если по результатам ликвидационного баланса не осталосьимущества после удовлетворения требований кредиторов, арбитражный суд выноситпостановление о ликвидации юридического лица-банкрота. Если же упредприятия-банкрота достаточно имущества для удовлетворения всех требованийкредиторов (достаточно с позиций законодательства для его функционирования вданной организационно — правовой форме), оно считается свободным от долгов иможет продолжать свою предпринимательскую деятельность. [10, С.15,14, С. 20,15,18,С.30]
Итак, нужно отметить, что государство заинтересованно вналичии института несостоятельности потому что, восстановив своё финансовоеблагополучие, граждане и предприятия снова становятся субъектаминалогообложения. Нормативная база открывает дорогу к освобождению от долгов темдобросовестным и ответственным должникам, которые действительно нуждаются в«новом старте» в условиях конкуренции в обществе. Упорядоченность ипредварительная определенность правового статуса кредиторов и должников создаетправовую основу для обеспечения предоставлений займов и увеличения объемакредитования, что является одним из необходимых компонентов рыночного хозяйства.
Глава 3. Зарубежный опыт реорганизации ибанкротства3.1 Американская концепция реорганизации ибанкротства
Несмотря на то, что прошло уже достаточно много времени спринятия закона о банкротстве в России, количество процессов реорганизаций иликвидаций, прошедших «по всем правилам» весьма незначительно. Вкакой-то мере это связано с тем, что сам механизм ещё не отработан, участникипроцесса плохо понимают своё правовое положение. В этой связи действительнонеобходимо обращать внимание на существующую в других странах практику,сравнивать и брать самые отработанные и совершенные механизмы.
В настоящей работе даётся обзор американской процедурыосуществления реорганизации и банкротства.
По мнению американских юристов, банкротство — «этолекарство, может быть не всегда сладкое, но полезное». Очень многие боятсянесостоятельности, связывая с банкротством конец всех своих начинаний. Вдействительности это не так. Невозможно обанкротиться, если не иметь никакихсредств и ничего не предпринимать. Но, если кто-то пытается сделать, хотя быодин шаг в экономике, он всегда должен быть готов к провалу, нести определённыйриск.
Банкротство — это один из ключевых элементов рыночнойэкономики и институт развитой системы гражданского и торгового права, этомеханизм, дающий возможность избежать катастрофы и с пользой распорядитьсясредствами. Если разоряется предприятие, это всегда трагедия и для егоруководства, и для тех, кто вложил в него средства, и для тех, кто на нёмработает. Процедура несостоятельности смягчает неблагоприятные последствияпровала для всех, сводя их к минимуму.
В США этот институт существует дольше, чем само государство,так как ещё до образования Соединённых Штатов в колониях использовалосьвидоизменённые английские нормы о несостоятельности. Особенности США, такие как«множественность юрисдикций» и очень сильная судебная системаобусловили появление уникальной практики разрешения дел о реорганизации ибанкротстве, которая во многом ушла дальше в своём развитии по сравнению с европейскойсистемой.
Нормы конкурсного права создают правовые основы длявосстановления «прогоревшего» предприятия, следовательно, онистимулирует предпринимательскую деятельность, инвестирование и принятие на себяриска.
Действительно, законодательство о несостоятельностинепосредственно не поощряет инвестиции, однако оно смягчает некоторые изнаиболее болезненных последствий неудачи в ведении бизнеса. Индивидуальныйпредприниматель, группа индивидуальных предпринимателей или предприятие вряд либы инвестировали средства в новое дело, брали бы средства в кредит и т.д., еслибы неудача в предприятии обязательно влекла бы за собой пожизненный долг илинищету.
Законодательное закрепление реорганизации и банкротствапредоставляет шанс восстановить благополучие и взять «новый старт». Добросовестнодействующие юридические и физические лица могут ставить себя практически влюбую форму финансовой зависимости с уверенностью, что при необходимости ониполучат возможность начать всё сначала и прийти в будущем к финансовомупроцветанию. Коммерческое предприятие может обновить производство после сдачиего в аренду и после периода убыточности вновь стать экономически выгодным.
Интерес государства в наличии института несостоятельностисостоит в том, что, восстановив своё финансовое благополучие, граждане ипредприятия снова становятся субъектами налогообложения.
Нормативная база открывает дорогу к освобождению от долговтем добросовестным и ответственным должникам, которые действительно нуждаются в«новом старте» в условиях конкуренции в обществе.
Упорядоченность и предварительная определенность правовогостатуса кредиторов и должников создает правовую основу для обеспеченияпредоставлений займов и увеличения объема кредитования, что является одним изнеобходимых компонентов рыночного хозяйства.
В американской концепции выделяют следующие общие принципыреорганизации:
Американские законы позволяют добросовестным юридическим ифизическим лицам, ответственно относящимся к предмету своей деятельности,получить освобождение от требований кредиторов, позитивированных в форме исков.Обычно это происходит параллельно с проведением финансовой реорганизацией. Кредиторамзапрещено вмешиваться в процесс реорганизации и банкротства или предприниматьпопытки взыскания долга, в то время как дело находится в производстве суда,если положения закона или суд не допускает такое вмешательство.
В обмен на льготы, которые должник получает при проведенииреорганизации либо после момента объявления банкротства, суду и кредиторамдолжна быть предоставлена вся документация, касающаяся финансового состояниядолжника и его прошлой деятельности. Предоставляемые материалы должны содержатьсведения обо всех активах должника, обо всех текущих и произведенныхкоммерческих операциях (как производственных, так и финансовых). Также должнапредоставляться информация о возможных незаконных или неправомерных действияхдолжника. Требование предоставления подобной информации служит не толькоинтересам кредиторов, но и поддержанию работоспособности всего механизма.
На должника накладываются существенные ограничения. Например,предприятие не может подавать несколько заявлений о реорганизации/банкротствеподряд. Также такие заявления не могут подаваться слишком часто (не болееодного заявления в шесть лет). Кроме того, закон исключает освобождение отдолгов должника, допустившего грубые нарушения при управлении предприятием либов случае, если должник предпринял попытку фальсификации финансовых документовили обмана суда.
В ряде случаев суд назначает арбитражного управляющего,который осуществляет контроль за имуществом должника, изучает методы управлениядолжником своим предприятием и активами. При необходимости он распределяетмежду кредиторами имущество должника, поступления от продажи этого имущества,руководствуясь принципом пропорциональности. Это позволяет наиболее объективноудовлетворить требования нескольких кредиторов, так как обычно приреорганизации или объявлении банкротства затрагивают интересы многих лиц. Крометого, достигается системность всех проводимых мероприятий. [3,С.150, 13, С.25]3.2 Американское законодательство в областибанкротства
Законодательство о реорганизации-банкротстве США дает (вбольшинстве случаев) возможность юридическим и физическим лицам, добросовестнозаявившим о своем банкротстве, освободиться от большей части своего долга, апредприятиям, серьезно занимающимся своей деятельностью, предоставляетсявозможность реорганизовать производство, получив, таким образом, финансовуюстабильность. Американские юристы и бизнесмены считают, что законодательство ореорганизации и банкротстве служит «страховой сеткой» для системырыночной конкуренции и «спасательным кругом для свободного предпринимателя».
Действие законодательства о банкротстве складывается из трехсоставляющих: выгода конкретного предприятия, выгода государства, выгодаобщества.
Если, законодательство создает правовые основы дляреорганизации прогоревшего предприятия, то оно стимулирует предпринимательскуюдеятельность, инвестирование и принятие на себя риска. Но в рамкахзаконодательства не предусмотрены положения, непосредственно поощряющиеинвестирование, однако его нормы смягчают некоторые из наиболее болезненныхпоследствий реорганизации и банкротства предприятий. Индивидуальныйпредприниматель или группа таковых, а также предприятие вряд ли инвестировалибы средства в новое дело, брали бы кредиты и пр., если бы неудача в бизнесеобязательно влекла бы за собой пожизненный долг или нищету.
Нормы законодательства о банкротстве предоставляют шансначать все сначала. Добросовестно действующие юридические и физические лицамогут ставить себя в любую форму финансовой зависимости с уверенностью, что принеобходимости они получат возможность открыть новое предприятие и прийти вбудущем к финансовому процветанию. Коммерческое предприятие может обновитьпроизводство после сдачи и после периода убыточности с тать экономическивыгодным.
Интерес государства здесь проявляется в том, что,восстановив свое финансовое благополучие, граждане и предприятия автоматическистановится «дойной коровой», т.е. объектами налогообложения.
Нормативная база помогает освободиться от долгов темдобросовестным и ответственным должникам, которые действительно нуждаются в«новом старте» в условиях конкуренции в обществе и на рынке.
Реализация законов о реорганизации и банкротствепроизводится Федеральными Судами по делам банкротства (United States BankruptcyCourts). Суды по делам банкротства относятся к категории так называемых «судовСтатьи I», в том смысле, что они были созданы Конгрессом США всоответствии с законодательными полномочиями, предоставленными ему Статьей IКонституции США. В 90 судах (по числу судебных округов) работают 365федеральных судей по делам о банкротствах. (US Bankruptcy Judges). Судьирассматривают дела как частные случаи и выносят окончательные решения. Решениясудов по делам о банкротстве могут быть обжалованы в Окружной Суд,Апелляционный Суд, либо Специальной коллегией Судей по делам о банкротстве.
Конкурсная процедура банкротства применима ко всем лицам,независимо от правовой формы ведения предпринимательской деятельности икоммерческого статуса, то из этого следует, что объем дел, проходящих черезФедеральные Суды по делам банкротства довольно внушителен. Если в 1984 годубыло зарегистрировано 360.329 заявлений, то в 1994 году эта цифра достигла 725.484заявлений. То есть за десять лет количество дел выросло на 101%. И эта цифрапродолжает расти: в 1995 году было зарегистрировано 1.090.639 заявлений. О масштабахможет говорить и такой пример: в штате Колорадо с населением всего 3 миллионачеловек в 1998 году было зарегистрировано около 108.000 заявлений.
Процесс о реорганизации или банкротстве может бытьпрактически любого масштаба. В него могут быть вовлечены несколько человек,если речь идет о несостоятельности индивидуального предпринимателя или частноголица, но если разбирается дело по заявлению (крупной транснациональной компании),то свои требования в процессе могут выдвигать до десяти тысяч работников.
Процедуры, применяемые к несостоятельному предприятию.
В связи с действующим законодательством признакаминесостоятельности предприятия, дающими основания считать структуру его балансанеудовлетворительной, как было сказано выше могут быть:
КТЛ на конец отчетного периода менее 2;
КОСС — менее 0,1.
Во внимание принимается также отсутствие у предприятияреальной возможности восстановить свою платежеспособность при значениикоэффициента ее восстановления (исчисленного за период, равный шести месяцам) составляетменьше единицы.
Структура баланса признается неудовлетворительной и вслучае, когда значение коэффициента утраты платежеспособности рассчитанного напериод равный трем месяцам, составляет меньше единицы.
Наличие этих условий дает основание Федеральному управлениюзапросить у фирмы дополнительную информацию. Цель этого запроса — провестиуглубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, чтобыопределить вариант проведения реорганизационных процедур для восстановленияплатежеспособности или ликвидационных мероприятий.
Реорганизационные процедуры предусматривают внешнееуправление имуществом должника или его санацию. Они направлены на возможностьвосстановить платежеспособность предприятия. При реорганизации прежнеепредприятие не ликвидируется, а приобретает новый правовой статус послерегистрации. Другими словами, на базе действующей экономической структурыобразуется новое юридическое лицо (кроме случаев слияния). Оно сохраняет всеимущественные права и обязанности реорганизованного предприятия.
Результатом реорганизации является слияние, присоединение,разделение, выделение, преобразование предприятия в инуюорганизационно-правовую форму. Эти варианты не противоречат действующемузаконодательству. Однако некоторые из них, в частности слияние и присоединение,могут нести элементы монополизма, являющегося одним из главных препятствий дляболее динамичного развития экономики.
Слияние. При слиянии одного предприятия с другим всеимущественные права и обязанности каждого из них переходят к новому предприятиюв соответствии с их имуществом и обязательствами, вытекающими из данныханалитического и синтетического учета. При таком варианте реорганизации новоепредприятие образуется на базе предприятий, имеющих личнуюорганизационно-правовую форму (полное товарищество, коммандитное товарищество) иформу собственности (частная, муниципальная). При этом каждое из них прекращаетсвою деятельность как юридическое лицо с передачей своих прав и обязанностейвновь образованному юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Вновьобразованное на их основе предприятие становится правопреемником в конкретнойорганизационно-правовой форме. Помимо обычного для регистрации наборадокументов, новое предприятие представляет в регистрационную палату от каждогоиз сливающихся предприятий протокол, содержащий решение собственника илиполномочного органа управления о реорганизации путем слияния, заявление спросьбой об исключении предприятия из Государственного реестра в связи с егореорганизацией с указанием данных вновь созданного предприятия и, наконец,подлинники свидетельств о регистрации и учредительных документов.
Разделение. Реорганизация предприятия может осуществлятьсяпутем разделения на несколько предприятий. В этом случае все имущественныеправа и обязанности ранее действовавшего предприятия в соответствующих частяхсогласно разделительному балансу переходят к каждому юридическому лицу.
Данная процедура реорганизации предусматривает составлениеобщего разделительного баланса по ранее действовавшему юридическому лицу, так ибалансов каждого нового юридического лица, образованного на базе подразделений,ранее входивших в состав прежнего юридического лица.
Следующий вариант реорганизации предприятия может иметьместо в форме выделения из состава действующего экономического субъекта егоструктурного подразделения и преобразование последнего в самостоятельноеюридическое лицо. Права и обязанности нового субъекта распространяются на частьвыделенных ему основных средств, нематериальных активов, и оборотных средствсогласно разделительному балансу.
Каждый из вариантов реорганизации должен предусматриватьсоставление передаточного акта или разделительного баланса. Наличие указанныхдокументов определяет правопреемство по всем обязательствам реорганизованного юридическоголица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства,оспариваемые сторонами. [13, С.15]
Заключение
Одной из категорий рыночного хозяйствования являетсябанкротство (несостоятельность) хозяйствующих субъектов. Вся жесткостьрыночного механизма объясняется тем, что банкротство предприятий и определенныйуровень безработицы являются своего рода платой за результативностьхозяйственной деятельности.
Банкротство — стало фактом в России. С одной стороны банкротство- крах, гибель предприятия. Но с другой стороны — это толчок к изменению влучшую сторону, возможность возрождения с учетом прошлых ошибок. Процедуры,используемые в качестве необходимых для вывода предприятия из кризисногосостояния устанавливаются законодательно.
В зависимости от особенностей функционирования предприятий,их места в сложившейся системе хозяйственных связей, роли, которую они играют врегиональном хозяйственном комплексе и в соответствующей отрасли, могут бытьпредложены различные процедуры: продажа предприятия целиком; преобразование егов акционерное общество и продажа контрольного пакета на инвестиционных торгах,коммерческом аукционе или конкурсе; применение процедур внешнего управления; продажана инвестиционных торгах с одновременной реструктуризацией капитала; диверсификацияпроизводств; ликвидация предприятия как юридического лица возможным сохранениемимеющих самостоятельное значение активов предприятия путем продажи их единымимущественным лотом в процессе kонкурсного производства; реструктуризацияв рамках санации на основе негосударственных средств.
Опыт работы Федерального управления по делам онесостоятельности (банкротстве) показывает, что в случае своевременного играмотного применения процедур банкротства в отношении предприятий-должниковудается достичь снижения кредиторской задолженности, в том числе и позадолженности предприятия своим работникам по заработной плате. Примеромявляется продажа в соответствии с Указом Президента РФ от 02.06.1994 N 1114 Московского экспериментального витаминного завода наинвестиционном конкурсе с условиями погашения имеющейся задолженностипредприятия в месячный срок и осуществления инвестиций в предприятие более чемна десять миллионов долларов.
Необходимо отметить, что процедура банкротства применима какк государственным, так и предприятиям иных форм собственности. Квалифицированнаяреализация уже существующего законодательства о несостоятельности инеплатежеспособности предприятий позволяет осуществить реорганизацию,перепрофилирование на производство пользующейся платежеспособным спросомпродукции, привлечение инвестиций в предприятия, в конечном итоге — экономическоеоздоровление.
Библиографические записи
1.  Антикризисное управление [Текст]: от банкротства к финансовому оздоровлению",под ред. Г.П. Иванова. — ЮНИТИ.: Москва, 1995. — 258с.
2.  Антикризисное управление [Текст]: Учебник/под ред.Э.М. Короткова,. — ИНФРА-М.:Москва, 2003. — 360с.
3.  Баренбойм, Л. Правовые основы банкротства [Текст] / Л. Баренбойм — М,1994. — 280с.
4.  Витрянский, В.В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве)[Текст] / В.В. Витрянский // Хозяйство и право. — 1998. — №3.
5.  Витрянский, В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве).Комментарий к закону [Текст] / В.В. Витрянский // Вестник Высшего Арбитражногосуда РФ. Специальное приложение. — 1998. -февраль (№2).
6.  Власов В.И. Банкротство и безработица [Текст] / В.И. Власов // Хозяйствои право. — 1995. — № 3. — 40с.
7.  Гражданский кодекс РФ.Ч. I, Ч. II. — М.: «Новая волна», 1997.- 512 с.
8.  Давыдова Г.В., Беликов А.Ю. Методика количественной оценки рискабанкротства предприятий [Текст] / Г.В. Давыдова, А.Ю. Беликов // Управлениериском. — 1999. — № 3. — 30с.
9.  Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». ПринятВС РФ 19 ноября 1992 г.
10.     Козлова Е. Новое в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) [Текст]/ Е. Козлова // Экономика и жизнь. — 1998. — февраль (№ 9). — 40с.
11.     Консультант +
12.     Курбатов А.Я. Закон РФ «О несостоятельности» [Текст] / А.Я. Курбатов// Хозяйство и право. — 1994. — № 5.
13.     Ле Хоа. Новый Закон РФ о несостоятельности (банкротстве): взглядзарубежного экономиста [Текст] / Ле Хоа // Экономика и жизнь. — 1998. — март (№11). — 30с.
14.     Лившиц Н.Г. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде [Текст]/ Н.Г. Лившиц // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. Специальное приложение. — 1998. — февраль (№ 20). — М.: Издание «Юрист». — 30с.
15.     Никитина О.А. Конкурсное производство [Текст] / О.А. Никитина // Закон. №6. — 1998.
16.     Орлов А.В. Реформа законодательства о банкротстве [Текст] / А.В. Орлов// Юрист. — 1998. — №6.
17.     Орловский Ю.П. Банкротство предприятий и права трудового коллектива [Текст]/ Ю.П. Орловский // Право и экономика. — 1997. — №5-6.
18.     Попов Д. Банкротство и уголовная ответственность [Текст] / Д. Попов // Экономикаи жизнь. — 1998. — февраль (№ 9). — 45с.
19.     Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве)» (ред.от 05.02.2007, с изм. от 26.04.2007)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности 7
Реферат История одного города - сатира на прошлое России или предостережение о будущих опасностях общественного развития
Реферат Плановые расчеты и показатели в системе планирования
Реферат Цикличность экономического развития 3
Реферат Анализ процедуры конкурсного производства
Реферат История бухгалтеского учета
Реферат Прибыль коммерческих организаций
Реферат Л. Керолл "Алиса в стране чудес"
Реферат Розробка спеціальних засобів для боротьби органів внутрішніх справ з розукомплектуванням мереж електропостачання та викраденням електроенергії
Реферат Аудит 12
Реферат Как изменился характер исторического развития России под влиянием иноземного нашествия и ига 2
Реферат Основні номінали грошового обігу України X-XX століть
Реферат Преспективы развития свекольного производства
Реферат Использование бухгалтерских документов и экономической информации в деятельности аппаратов по
Реферат отчет по производственной практике 3