Реферат по предмету "Экономика"


Анализ выполнения плана производства 2

--PAGE_BREAK--Т а б л и ц а   18.5
Анализ выполнения договорных обязательств за год, млн руб.

Месяц



План поставки продукции



Недопоставка продукции



Выполнение, %



за месяц



с начала года



за месяц



с начала года



за месяц



с начала года



Январь Февраль Март



7500

 7800

 8000



7500

15300

 23300



-300

 –800

 -800



-300

–400

 -1200



96,0

98,7

 90,0



96,0

97,4

94,8



Декабрь



9500



95850



-



-4800



100,0



95,0



Недопоставка продукции оказывает отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
Глава 2. Анализ ассортимента и структуры продукции
2.1 Значение ассортиментной политики предприятия и факторы изменения ассортимента и структуры продукции.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, cодной стороны, спрос на данные виды продукции, а cдругой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

 Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана
no
ассортименту продукции обычно производится cпомощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукции изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, н засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из табл. 18.6 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на95,9 % (92 064 / 96 000 * 100) .
Таблица   18.6
Выполнение плана по ассортименту продукции
Изделие



Объем производства продукции в плановых ценах, млн руб.



Процент  выполнения

плана

Объем продукции, зачтенный в выполнение

плана по ассортименту,млн руб








план



факт




.



А



28800



25200



87,5



25200



В



33600



33264



99,0



33264



С



19200



22176



115,5



19200



D



14400



20 160



140,0



14400



Итого



96000



100800



105,0



92064



Причины недовыполнения плана
no
ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины — недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план no
структуре — значит
сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. Toже происходит cразмером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли  низкорентабельной продукции.
2.2 Методика расчета влияния структуры производства
 продукции на показатели работы предприятия.

Расчет влияния структуры производства на уровень пере­численных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл. 18.7), который позволяет абстрагировать­ся от всех факторов, кроме структуры продукции:






Табли ца   18.7
    продолжение
--PAGE_BREAK--Анализ структуры товарной продукции
Изделие

Оптовая цена за 1 туб., тыс. руб.

Объем производства продукции, туб

Товарная продукция в ценах плана, млн. руб

Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб

план

факт

план

Фактически при плановой структуре

факт

А

В

С

D

5000

6000

7000

7500

5760

5600

2743

1920

5040

5544

3168

2688



28800

33600

19200

14400

29550

34475

19700

14755

25200

33264

22176

20160

-4350

-1211

+2476

+5385

Итого

       -

16023

16440

96000

98500

100800

+2300



Данные графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (Квпп):

Квп = 16440 / 16023 = 1,026025

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025% по всем видам продукции и не нарушилось запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн руб. При фактической структуре он выше на 2300 млн руб. Это значит, что увеличилась доля бо­лее дорогой продукции в общем ее выпуске.

Такой же результат можно получить и более простым спосо­бом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по про­изводству продукции, рассчитанными на основании стоимос­тных (Кст) и условно-натуральных показателей (можно в нормо-часах) (Кн) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):

млн. рублей.
Т а б л и ц а   18.8

Расчет изменения средней цены 1 туб за счет структурного фактора

Изделие

Оптовая цена 1 туб, тыс. руб

Структура продукции, %

Изменение средней цены за счет структуры, тыс. руб.

план

факт

+,-

А

В

С

D

5000

6000

7000

7500



35,95

34,95

17,12

11,98



30,66

33,72

19,27

16,35

-5,28

-1,23

+2,15

+4,36



-264,0

-73,8

+150,5

+327,3

Итого

-

100

100

-

+140,0



Для расчета влияния структурного фактора на объем про­изводства продукции в стоимостном выражении можно исполь­зовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходи­мо определить, как изменится средний уровень цены 1 туб ( Цстр) за счет структуры (табл. 18.8):

Затем, умножая полученный результат на общий фактичес­кий объем производства продукции в условно-натуральном вы­ражении, узнаем изменение объема товарной продукции в сто­имостном выражении:
D      Ц стр = S(УД iф – УД iпл) Цiпл / 100



Расчет влияния структурного фактора на изменение вы­пуска продукции в стоимостном выражении можно произвес­ти и c
помощью средневзвешенных цен (если продукция од­нородная). Для этого сначала определяется средневзвешен­ная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактичес­кий общий объем производства продукции в условно-нату­ральном выражении:


6131 тыс. рублей

 тыс. рублей

 тыс. рублей

Аналогичным образом определяется влияние структуры реа­лизованной продукции на сумму выручки (табл. 18.9).

Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 млн. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий Cи Dв общем объеме продаж..

Таблица   18.9

Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки

Изделие

Оптовая цена 1 туб, млн. руб.

Объем реализации продукции

Выручка по плановым ценам, млн. руб

Изменение выручки за счет структуры продукции, млн. руб.

план

факт

план

Фактически при плановой структуре

факт

А

В

С

D

5,0

6,0

7,0

7,5

5700

5600

2700

1900

4850

5300

3050

2560

28500

33600

18900

14250

28250

33305

18735

1412

24250

31800

21350

19200

-4000

-1505

+2615

+5075

Итого

-

15900

15760

95250

94415

96600

+2185



Используя описанные выше приемы, можно определить влия­ние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показа­тели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффектив­ность ассортиментной и структурной политики предприятия.
Глава 3. Анализ качества произведенной продукции
3.1 Обобщающие, частные и косвенные показатели качества про­
дукции.

Важным показателем деятельности промышленных предприя­тий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рын­ке. Высокий уровень качества продукции способствует повыше­нию спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не толь­ко за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции — понятие, которое характеризует па­раметрические, эксплуатационные, потребительские, техноло­гические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандар­тизации и унификации, надежность и долговечность. Различа­ют обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности;

д) удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержа­ние железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
3.2 Задачи анализа и методика расчета влияния качества продук­
ции на стоимостные показатели работы предприятия.


Первая задача анализа — изучить динамику перечислен­ных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качес­тва продукции.

Как видно из табл. 18.10, за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества про­дукции и повышении ее конкурентоспособности, о чем свиде­тельствует увеличение удельного веса продукции высшей кате­гории качества и экспортируемой продукции.

Таблица
   18.10
    продолжение
--PAGE_BREAK--Анализ обобщающих показателей качества продукции
Показатель



Прошлый год



Отчетный год



план



факт



Средневзвешенный балл качества






продукции



0,70



0,75



0,74



Удельный вес, %:






продукции высшей категории качества



75



76



78



экспортируемой продукции



12,5



15,6



15,7



забракованной продукции



0,55



0,40



0,50



зарекламированной продукции



0,30



0,25



0,20



Потери от брака, млн руб.



450



350



420











По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кон­диции) в общем объеме производства, средний коэффициент сор­тности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых услови­ях. При оценке выполнения плана по первому показателю фак­тическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают cплановой, а для изучения динамики качества — cданными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить дву­мя способами: отношением количества продукции Iсорта к об­щему количеству; отношением стоимости продукции всех сор­тов к возможной стоимости продукции Iсорта (табл. 18.11):

Ксорт = S( VB
Пi. Цi) / VB
Побщ. ЦIc

        Отсюда коэффициент сортности: по плану — 0,833 (28 800/ /34 560), фактически — 0,908 (27 468/30 240). Выполнение плана по качеству — 109 % (0,908/0,833). Средневзвешенная цена по плану — 500 тыс. руб., фактически — 545 тыс. руб., что по отношению к плану также составляет 109 %.

Т а б л и ц а   18.11
Анализ качества продукции
Сорт продукции

Цена за 1 туб, тыс. руб.

Выпуск продукции, туб

Стоимость выпуска, млн. руб

план

факт

план

факт

По цене 1 сорта





план

факт

I

II

III

6000

5000

2500

2880

1728

1152



3528

1008

504

17280

8640

2880

21168

5040

1260

17280

10368

6912

21168

6048

3024

Итого

5000

5760

5040

28800

26468

34560

30240



Вторая задача анализа — определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (A777), выручку от реализации продукции (A5) и прибыль (ДЯ). Расчет производится следую­щим образом :
DТП =(Ц1 – Ц0)?К1


   DВ
=
(Ц1– Ц0)
?V
РП1

DП =[(Ц1 – Ц0)?V
РП1]-[(С1 – С0)
?

V
РП1]

где Ц0 и Ц1— соответственно цена изделия до и после измене­ния качества; С0 и С1- соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; K
\ — количество про­изведенной продукции повышенного качества; V
РП1— объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и про­изошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и среднев­звешенная себестоимость единицы продукции, а затем по при­веденным выше алгоритмам определить влияние сортового сос­тава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации .
Средневзвешенная ценарассчитывается следующим образом:

`Цпл  = S(Кiпл ?Цiпл)/SКiпл

Цф = ? ?Кiф ? Цiф) / ? Кiф
Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четырем способам, описанным в предыдущем параграфе, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц (табл. 18.12).

Таблица   18.12

Влияние сортового состава продукции на объем выпуска изделия А в стоимостном выражении

Сорт продукции

Оптовая цена 1 туб, тыс. руб.



Структура продукции, %



Изменение средней

цены за счет структуры, тыс. руб.




план



факт



+, -




I



6000



50



70



+20



+ 1200



II



5000



30



20



-10



-500



III



2500



20



10



-10



-250



Итого



5000



100



100



X



+450



 

В связи cулучшением качества продукции (увеличением до­ли продукции Iсорта и уменьшением соответственно доли про­дукции IIи IIIсортов) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 450 тыс. руб., а стоимость всего фактическо­го выпуска — на 2268 млн py6.(450 тыс. руб. x5040 туб).

Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по ко­торым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.

Косвенным показателем качества продукции явля­ется брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внут­ренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестои­мости продукции, уменьшению объема товарной и реализован­ной продукции, снижению прибыли и рентабельности.


В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции; определяют потери от брака:

1. Себестоимость забракованной продукции     500

2. Расходы по исправлению брака                                  80

3. Стоимость брака по цене возможного использования         150

4. Сумма удержаний cвиновных лиц                                      10

5. Потери от брака (n.l+ п.2 — п.З — n.4)                                420

Для определения потерь товарной продукции необходимо знать фактический уровень рентабельности. В нашем примере стоимость то­варной продукции в действующих ценах составляет 104 300 млн. руб., а ее себестоимость — 84 168 млн.  руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен +23,9 % (104 300 — 84 168)/84 168 x100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продук­ции в 1,239 раза. Потери же товарной продукции равны 420 x1,239 = 520,4 млн.  руб., или 0,5 % от стоимости фактического выпуска.

Затем изучаются причины понижения качества и допущен­ного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устра­нению. Основными причинами понижения качества продук­ции являются плохое качество сырья, низкий уровень техноло­гии и организации производства, квалификации рабочих, арит­мичность производства и др.
Глава 4. Анализ ритмичности работы предприятия
4.1 Понятие и значение ритмичной работы предприятия. Прямые и косвенные показатели ритмичности производ­ства.

При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмич­ности производства и реализации продукции.Ритмичность — равномерный выпуск продукции в соответствии cграфи­ком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является основным условием своевре­менного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качес­тво продукции; увеличиваются объем незавершенного про­изводства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость ка­питала; не выполняются поставки по договорам и предприя­тие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, умень­шению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана по ритмичности использу­ются прямые и косвенные показатели. Прямые показате­ли — коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, ко­эффициент аритмичности, удельный вес производства про­дукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продук­ции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду от­четного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности — наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйству­ющего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недо­поставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
4.2Порядок расчета коэффициентов ритмичности, аритмичности, вариации.Причины аритмичности производства.
Один из наиболее распространенных показателей — ко­эффициент ритмичности. Величина его определяется пу­тем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:

К ритм = 30 + 33,33 + 33,34 = 96,67 %

Таблица
   18.13

Ритмичность выпуска продукции по декадам.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.