--PAGE_BREAK--Т а б л и ц а 18.5
Анализ выполнения договорных обязательств за год, млн руб.
Месяц
План поставки продукции
Недопоставка продукции
Выполнение, %
за месяц
с начала года
за месяц
с начала года
за месяц
с начала года
Январь Февраль Март
7500
7800
8000
7500
15300
23300
-300
–800
-800
-300
–400
-1200
96,0
98,7
90,0
96,0
97,4
94,8
Декабрь
9500
95850
-
-4800
100,0
95,0
Недопоставка продукции оказывает отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
Глава 2. Анализ ассортимента и структуры продукции
2.1 Значение ассортиментной политики предприятия и факторы изменения ассортимента и структуры продукции.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, cодной стороны, спрос на данные виды продукции, а cдругой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана
no
ассортименту продукции обычно производится cпомощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукции изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, н засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из табл. 18.6 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на95,9 % (92 064 / 96 000 * 100) .
Таблица 18.6
Выполнение плана по ассортименту продукции
Изделие
Объем производства продукции в плановых ценах, млн руб.
Процент выполнения
плана
Объем продукции, зачтенный в выполнение
плана по ассортименту,млн руб
план
факт
.
А
28800
25200
87,5
25200
В
33600
33264
99,0
33264
С
19200
22176
115,5
19200
D
14400
20 160
140,0
14400
Итого
96000
100800
105,0
92064
Причины недовыполнения плана
no
ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины — недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план no
структуре — значит
сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. Toже происходит cразмером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
2.2 Методика расчета влияния структуры производства
продукции на показатели работы предприятия.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл. 18.7), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
Табли ца 18.7
продолжение
--PAGE_BREAK--Анализ структуры товарной продукции
Изделие
Оптовая цена за 1 туб., тыс. руб.
Объем производства продукции, туб
Товарная продукция в ценах плана, млн. руб
Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб
план
факт
план
Фактически при плановой структуре
факт
А
В
С
D
5000
6000
7000
7500
5760
5600
2743
1920
5040
5544
3168
2688
28800
33600
19200
14400
29550
34475
19700
14755
25200
33264
22176
20160
-4350
-1211
+2476
+5385
Итого
-
16023
16440
96000
98500
100800
+2300
Данные графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (Квпп):
Квп = 16440 / 16023 = 1,026025
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025% по всем видам продукции и не нарушилось запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн руб. При фактической структуре он выше на 2300 млн руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных (Кст) и условно-натуральных показателей (можно в нормо-часах) (Кн) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):
млн. рублей.
Т а б л и ц а 18.8
Расчет изменения средней цены 1 туб за счет структурного фактора
Изделие
Оптовая цена 1 туб, тыс. руб
Структура продукции, %
Изменение средней цены за счет структуры, тыс. руб.
план
факт
+,-
А
В
С
D
5000
6000
7000
7500
35,95
34,95
17,12
11,98
30,66
33,72
19,27
16,35
-5,28
-1,23
+2,15
+4,36
-264,0
-73,8
+150,5
+327,3
Итого
-
100
100
-
+140,0
Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 туб ( Цстр) за счет структуры (табл. 18.8):
Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
D Ц стр = S(УД iф – УД iпл) Цiпл / 100
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и c
помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:
6131 тыс. рублей
тыс. рублей
тыс. рублей
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 18.9).
Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 млн. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий Cи Dв общем объеме продаж..
Таблица 18.9
Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки
Изделие
Оптовая цена 1 туб, млн. руб.
Объем реализации продукции
Выручка по плановым ценам, млн. руб
Изменение выручки за счет структуры продукции, млн. руб.
план
факт
план
Фактически при плановой структуре
факт
А
В
С
D
5,0
6,0
7,0
7,5
5700
5600
2700
1900
4850
5300
3050
2560
28500
33600
18900
14250
28250
33305
18735
1412
24250
31800
21350
19200
-4000
-1505
+2615
+5075
Итого
-
15900
15760
95250
94415
96600
+2185
Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
Глава 3. Анализ качества произведенной продукции
3.1 Обобщающие, частные и косвенные показатели качества про
дукции.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции — понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности;
д) удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
3.2 Задачи анализа и методика расчета влияния качества продук
ции на стоимостные показатели работы предприятия.
Первая задача анализа — изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
Как видно из табл. 18.10, за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышении ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.
Таблица
18.10
продолжение
--PAGE_BREAK--Анализ обобщающих показателей качества продукции
Показатель
Прошлый год
Отчетный год
план
факт
Средневзвешенный балл качества
продукции
0,70
0,75
0,74
Удельный вес, %:
продукции высшей категории качества
75
76
78
экспортируемой продукции
12,5
15,6
15,7
забракованной продукции
0,55
0,40
0,50
зарекламированной продукции
0,30
0,25
0,20
Потери от брака, млн руб.
450
350
420
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают cплановой, а для изучения динамики качества — cданными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции Iсорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции Iсорта (табл. 18.11):
Ксорт = S( VB
Пi. Цi) / VB
Побщ. ЦIc
Отсюда коэффициент сортности: по плану — 0,833 (28 800/ /34 560), фактически — 0,908 (27 468/30 240). Выполнение плана по качеству — 109 % (0,908/0,833). Средневзвешенная цена по плану — 500 тыс. руб., фактически — 545 тыс. руб., что по отношению к плану также составляет 109 %.
Т а б л и ц а 18.11
Анализ качества продукции
Сорт продукции
Цена за 1 туб, тыс. руб.
Выпуск продукции, туб
Стоимость выпуска, млн. руб
план
факт
план
факт
По цене 1 сорта
план
факт
I
II
III
6000
5000
2500
2880
1728
1152
3528
1008
504
17280
8640
2880
21168
5040
1260
17280
10368
6912
21168
6048
3024
Итого
5000
5760
5040
28800
26468
34560
30240
Вторая задача анализа — определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (A777), выручку от реализации продукции (A5) и прибыль (ДЯ). Расчет производится следующим образом :
DТП =(Ц1 – Ц0)?К1
DВ
=
(Ц1– Ц0)
?V
РП1
DП =[(Ц1 – Ц0)?V
РП1]-[(С1 – С0)
?
V
РП1]
где Ц0 и Ц1— соответственно цена изделия до и после изменения качества; С0 и С1- соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; K
\ — количество произведенной продукции повышенного качества; V
РП1— объем реализации продукции повышенного качества.
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации .
Средневзвешенная ценарассчитывается следующим образом:
`Цпл = S(Кiпл ?Цiпл)/SКiпл
Цф = ? ?Кiф ? Цiф) / ? Кiф
Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четырем способам, описанным в предыдущем параграфе, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц (табл. 18.12).
Таблица 18.12
Влияние сортового состава продукции на объем выпуска изделия А в стоимостном выражении
Сорт продукции
Оптовая цена 1 туб, тыс. руб.
Структура продукции, %
Изменение средней
цены за счет структуры, тыс. руб.
план
факт
+, -
I
6000
50
70
+20
+ 1200
II
5000
30
20
-10
-500
III
2500
20
10
-10
-250
Итого
5000
100
100
X
+450
В связи cулучшением качества продукции (увеличением доли продукции Iсорта и уменьшением соответственно доли продукции IIи IIIсортов) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 450 тыс. руб., а стоимость всего фактического выпуска — на 2268 млн py6.(450 тыс. руб. x5040 туб).
Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции; определяют потери от брака:
1. Себестоимость забракованной продукции 500
2. Расходы по исправлению брака 80
3. Стоимость брака по цене возможного использования 150
4. Сумма удержаний cвиновных лиц 10
5. Потери от брака (n.l+ п.2 — п.З — n.4) 420
Для определения потерь товарной продукции необходимо знать фактический уровень рентабельности. В нашем примере стоимость товарной продукции в действующих ценах составляет 104 300 млн. руб., а ее себестоимость — 84 168 млн. руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен +23,9 % (104 300 — 84 168)/84 168 x100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продукции в 1,239 раза. Потери же товарной продукции равны 420 x1,239 = 520,4 млн. руб., или 0,5 % от стоимости фактического выпуска.
Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.
Глава 4. Анализ ритмичности работы предприятия
4.1 Понятие и значение ритмичной работы предприятия. Прямые и косвенные показатели ритмичности производства.
При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции.Ритмичность — равномерный выпуск продукции в соответствии cграфиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели — коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.
Косвенные показатели ритмичности — наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
4.2Порядок расчета коэффициентов ритмичности, аритмичности, вариации.Причины аритмичности производства.
Один из наиболее распространенных показателей — коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:
К ритм = 30 + 33,33 + 33,34 = 96,67 %
Таблица
18.13
Ритмичность выпуска продукции по декадам.
продолжение
--PAGE_BREAK--