--PAGE_BREAK-- Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых составляется бизнес-план.
Внутренние цели — проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.
Таким образом, составив бизнес-план, предприятие станет более эффективным и управляемым, можно с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее.
РЕЗЮМЕ
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса , эффективных форм хозяйствования и управления, преодоления бесхозяйственности, активизации производства , инициативы и т.д.
Важная роль в реализации этой задачи отводится бизне-плану.С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения.
В данной работе производится разработка плана развития действующего предприятия с целью максимизации объема продаж ( в стоимостном выражении) к 5-му году.
Предприятие на момент разработки плана выпускает продукцию типа Астра и реализует ее на внутреннем рынке.Производство осуществляется в корпусе «А» на универсальном и специализированном оборудовании.
Для достижения поставленной цели в 1-м же году предлагается предприятию выйти на западный рынок Кроме того предлагается резко увеличить объем выпуска продукции типа Астра , с целью ее реализации как на внутреннем , так и на западном рынках.Кроме того в 1-м году , в 4-м квартале предлагается начать выпуск новой продукции типа Тюльпан .
Для производства новой продукции предприятие приобретет новый корпус «Б» стоимостью 1500 тыс.у.е.В этом корпусе будет размещено два цеха, в которых будет работать специализированное оборудование и поточные линии по производству новой продукции.Все это оборудование будет приобретено новое. Во втором году предприятие планирует произвести реализацию малоиспользуемого универсального оборудования , а на освободившееся место будет приобретено и установлено новое специализированное оборудование стоимостью 1000 тыс.у.е.
Это ползволит предприятию начать выпуск новой продукции типа Пион. Первый выпуск которой планируется на 4-й квартал 2-го года.
Все эти мероприятия требуют финансовых затрат.Поэтому в этот период предприятие планирует использование краткосрочных кредитов сроком на 1 год, под 20% годовых.
В этот же период, в связи с большими материальными затратами несколько снизится общий уровень рентабельности .К 3-му году он составит 52%.
Но выпуск новой продукции с выходом предприятия на западный рынок позволит к 5-му годуувеличить общий уровень рентабельности до 62%.
К концу 5-го года предприятие планирует освоить выпуск четвертого вида новой продукции типа Нарцысс.В 4-м квартале его выпуск составит 3 единицы.
Для расширения производства и выпуска новой продукции в 4-м году предприятие планирует постройку нового корпуса «В», в котором будет работать поточная линия по производству новой продукции.
Все эти мероприятия позволят предприятию к 5-му году получить чистую прнибыль в сумме 27386 тыс.у.е. за счет увеличения объема производства продукции 4-х видов и ее реализации как на внутреннем , так и на западном рынках.
Следует отметить, что рост выручки значительно превышает рост суммы прямых и переменных расходов.Все эти факторы в конечном итоге дали прибыль намного превышающую настоящую -290 тыс.у.е.
Рассматривая маркетинговый план, план прооизводства и финансовый план можно более детально проследить процесс реализации поставленной задачи предприятия.
1. ПЛАН МАРКЕТИНГА ( МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ )
В о –м году предприятие выпускало только продукцию типа Астра , которой было выпущено и реализовано 4 штуки по цене 420 тыс.у.е. на общую сумму 1680 тыс.у.е. Реализовывалась продукция только на внутреннем рынке. Для максимизации объема продаж и увеличения прибыли предприятие планирует выпуск продукции типа Тюльпан , Пион , Нарцисс с выходом на западный рынок.
Проанализировав ожидаемый спрос на продукцию в 1-5 годах рассчитаем объем продаж по годам и разработаем номенклатуру продукции .
Рассмотрим внутренний рынок.Согласно задания , ожидаемый спрос на продукцию типа Астра в 1-5-м годах составит соответственно :28 шт.,23 шт., 20 шт.,18 шт.,17 шт… Т.е. прогнозируется спад спроса на эту продукци.
В 1-м году планируется начать выпуск продукции типа Тюльпан. Ожидаемый спрос на нее соответственно по годам составит: 2 шт.,4 шт. ,5 шт., 8 шт. 13 шт.
В 3-м году планируется начать выпуск продукции типа Пион.Ожидаемый спрос на эту продукцию в 3-5 годах составит соответственно: 2 шт.,4 шт., 7 шт.
Используя прогноз цен на внутреннем рынке рассчитаем объем продаж по годам в соответствии с ассортиментом :
Продукция типа Астра :
1-й год : 28 шт.* 420 = 11760 тыс.у.е.
2-й год: 23 шт.*410 = 9430 тыс.у.е.
3-й год: 20шт.* 410 = 8200 тыс.у.е.
4-й год: 18 шт. * 400 = 7200 тыс.у.е.
5-й год: 17 шт.* 410 = 6970 тыс.у.е.
Продукция типа Тюльпан :
1-й год: 2 шт.*660 = 1320 тыс.у.е.
2-й год: 4 шт.*660 = 2640 тыс.у.е.
3-й год: 5 шт.* 650 = 3250 тыс.у.е.
4-й год :8 шт.* 650 = 5200 тыс.у.е.
5-й год: 13 шт.* 650 = 8450 тыс.у.е.
Продукция типа Пион :
3-й год: 2 шт.*680 = 1360 тыс.у.е.
4-й год: 4 шт.*680 = 2720 тыс. у.е.
5-й год: 7шт.*680 = 4760 тыс.у.е.
В 1-м году предприятие планирует выйти на западный рынок с продукцией типа Астра и Тюльпан , а во 2-м году еще и с продукцией типа Пион.В 5-м году планируется выпустить и реализовать на западном рынке продукцию типа Нарцисс.
Согласно графиков ожидаемого спроса на продукцию на западном рынке , планируется реализация продукции типа Астра в 1-5-м годах соответственно : 21 шт., 15 шт., 13 шт., 11 шт., 8 шт.
Ожидаемый спрос на прдукцию типа Тюльпан в 1-5-м годах соответственно: 3 шт., 4 шт.,5 шт.,8 шт.,14шт.
Ожидаемый спрос на продукцию типа Пион на западном рынке во 2-5-м годах соответственно: 2 шт.,4 шт., 7 шт., 8 шт.
В 5-м году планируется начать выпуск продукции типа Нарцисс. Ожидаемый объем продаж в 5-м году – 3 шт.
Используя прогноз цен на западном рынке рассчитаем объем продаж по годам, аналогично внутреннему рынку.
Однако , следует иметь ввиду, что при принятии решения о выходе на западный рынок предприятие вкладывает в освоение рынка 100 тыс.у.е. Кроме того , в первом квартале каждого года предприятие тратит 20 тыс.у.е. на рекламу, выставку и т.п.
Для выпуска продукции другого типа предприятие проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Инвестиции на проведение исследований и разработку технологии производятся ежеквартально по 100 тыс.у.е.
Результаты прогноза представим в виде сметы объемов продаж по годам.
Таблица 1.1.
Смета объемов продаж по годам
Таким образом, расчеты показали, что в 1-м году за счет выпуска продукции типа Тюльпан и резкого увеличения объема продаж продукции типа Астра планируется резкое увеличения обема продаж до 24270 тыс.у.е. Во 2-м году — некоторое снижение объема продаж , за счет снижения спроса на продукцию типа Астра , до 22950 тыс.у.е.Однако , начиная с 3-го годак объем продаж увеличивается каждый год , за счет увеличения спроса на новые виды продукции типа Тюльпан , Пион и в 5-м году -Нарцисс.Кроме того, большую роль сыграл выход предприятия на западный рынок.В 5-м году наблюдается увеличение объема продаж на западном рынке по сравнению с внутренним на 2400 тыс.у.е.
Все эти мероприятия помогут предприятию в решении постапвленной задачи.
2. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
2.1.Производственная мощность
Для достижения поставленной цели, предприятию необходимо увеличение выпуска продукции.Для этого необходимо увеличение производственных мощностей .
Территория прредприятия ограничена и рассчитана только на 3 корпуса : «А», «Б» и «В».
По состоянию на начало 1-го года предприятие имеет новый корпус «А» , в котором три цеха оснащены универсальным оборудованием (УО) и один цех – специализированным оборудованием (СО).Все оборудование налаженное и новое.
Однако в 1-м году предприятие планирует резкое увеличение выпуска продукции типа Астра и выпуск новой продукции типа Тюльпан. Для этого необходимо увеличение производственных площадей и оборудования.
Предприятие принимает решение о покупке корпуса «Б» во втором квартале, цена которого 1500 тыс.у.е. В данном корпусе два цеха, в которых планируется разместить специализированное оборудование и поточные линии. Данное оборудование планируется приобрести в третьем квартале. Расходы на увеличение производственных мощностей представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Смета затрат на развитие производственных мощностей
в 1-м году
Мероприятия по развитию производственных мощностей
1 год
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
Покупка зданий
1 «Б»
1500
Аренда зданий
Строительство зданий
Покупка оборудования
1 СО
1 ПЛ
1000
2000
Лизинг
Переналадка оборудования
Во втором году планируется выпуск новой продукции типа Пион.Для ее выпуска предприятию необходимо приобрести специализированное оборудование.Но для его размещения не хватает производственных площадей, а в корпусе «А» находится универсальное оборудование, используемое не на полную мощьность.Поэтому было принято решение о продаже 1 –УО в 1-м вкартале и во 2-м квартале планируется приобрести специализированное оборудование для выпуска продукции типа Пион. Универсальное оборудование предполагается реализовать за 400 тыс.у.е. Расходы приобретение специализированного оборудования отражены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Смета затрат на развитие производственных мощностей
во 2-м году
Мероприятия по развитию производственных мощностей
2 год
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
Покупка зданий
Аренда зданий
Строительство зданий
Покупка оборудования
1 СО
1000
Лизинг
Переналадка оборудования
В 3-м году для более рационального использования оборудования , для улучшения качества выпускаемой продукции предприятие планирует произвести переналадку специализированного оборудования в 3-м квартале в цехе корпуса «Б».Расходы на переналадку отражены в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Смета затрат на развитие производственных мощностей
во 3-м году
Мероприятия по развитию производственных мощностей
3 год
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
Покупка зданий
Аренда зданий
Строительство зданий
Покупка оборудования
Лизинг
Переналадка оборудования
СО
100
В 4-м году предприятие планирует построить еще один корпус «В» для размещения в нем поточных линий для производства нового вида продукции в 5-м году типа Нарцисс. Приобрести поточные линии планируется во 2-м квартале 4-го года.Расходы на строительство корпуса «В» отражены в таблице 2.4.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 2.4.
Смета затрат на развитие производственных мощностей
в 4-м году
Мероприятия по развитию производственных мощностей
3 год
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
Покупка зданий
Аренда зданий
Строительство зданий
1«В»
125
1«В»
125
1«В»
125
1«В»
125
Покупка оборудования
1ПЛ
2000
Лизинг
Переналадка оборудования
Как уже отмечалось ранее в 5-м год предприятие планирует выпуск нового вида продукции типа Нарцисс.Для его производства требуется произвести переналадку специализированного оборудования в цехе 4 корпуса «А».Расходы на переналадку оборудования отражены в таблице 2.5.
Таблица 2.5.
Смета затрат на развитие производственных мощностей
в 5-м году
Мероприятия по развитию производственных мощностей
3 год
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
Покупка зданий
Аренда зданий
Строительство зданий
Покупка оборудования
Лизинг
Переналадка оборудования
1 СО
100
Полный расчет производственной мощности, с учетом ввода в эксплуатацию новых корпусов и нового оборудования, представлен в Приложении 1.
2.2.Производственные издержки
При производстве продукции предприятие несет ряд постоянных и переменных издержек.Согласно учетной политики предприятия к постоянным издержкам относят инвестиции в рынок, расходы на маркетинг, расходы на НИОКР , накладные расходы, цеховые расходы, арендная плата, расходы на переналадку, плата за факторинг, прочие расходы (штрафы за неуплату налога, исчисленного в прошлом году.
Согласно плана выпуска продукции произведем расчет производственных издержек по годам с 1-5-ый соответственно, используя расценки на единицу продукции , указанные в задании.
Следует иметь ввиду, что предприятие в 1-м году планирует выход на западный рынок, поэтому в первом квартале 1-го года вкладывает в освоение западного рынка 100 тыс.у.е.
Кроме того в первом квартале каждого года предприятие должно вносить 20 тыс.у.е.на рекламу , выставки и т.п.
В 1-м году предприятие принимает решение о выпуске новой продукции типа Тюльпан. Поэтому , начиная с первого квартала 1-го года предприятие проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) , связанные с выпуском Тюльпана. На его освоение необходимо 600 тыс.у.е. с инвестициями по 100тыс.у.е. ежеквартально.
Накладные расходы составляют 25 тыс.у.е. ежеквартально, согласно задания.
В 1-м году в 1-м и 2-м квартале работали 4 цеха в корпусе «А» , а, в 3-м и 4-м квартале в новом корпусе «Б» производилась наладка нового оборудования.Поэтому цеховые расходы в 1-м и 2-м кварталах составят 4*10=40 тыс.у.(10тыс.у.е. за один цех), а в 3-м и 4-м кварталах :6*10=60 тыс.у.е. (т.к. работать будут уже 6 цехов).
Расчет сметы производственных расходов представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6.
Смета производственных расходов на 1-й год
Наименование расходов
Объем затрат
1-й год
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
Сырье и материалы
28А
1400
21А
5Т
1050
500
Зарплата
28А
980
21А
5Т
735
350
Прочие переменные издержки
28А
2380
21А
5Т
1785
850
Итого переменные издержки
1400
1550
3360
3720
Инвестиции в рынок
100
-
-
-
Расходы на маркетинг
20
-
-
-
Расходы на НИОКР
100
100
100
100
Накладные расходы
25
25
25
25
Цеховые расходы
40
40
60
60
Арендная плата
-
-
-
-
Расходы на переналадку
-
-
-
-
Плата за факторинг
-
-
-
-
Прочие
-
-
-
-
Итого постоянные расходы
285
165
185
185
Всего общая сумма расходов
1685
1715
3545
3905
Во втором году планируется выпустить 38 единиц продукции типа Астра и 8 единиц продукции типа Тюльпан.Кроме того планируется начать выпуск новой продукции типа Пион в количестве 2 штук.в 1-м квартале с этой целью планируется продать универсальное оборудование из 1-го цеха корпуса «А» и во втором квартале приобрести специализированное оборудования для выпуска Пиона.
Произведем согласно нормам , указанным в задании расчет материальных и трудовых затрат на производство проодукции .
В 1-м квартале предприятие вносит средства на рекламу, выставку и т.п.
В 1-м и 2-м кварталах заканчиваются НИОКР по вводу в производство продукции типа Тюльпан и в 1-м квартале начинается вложение средств на НИОКР по производству нового вида продукции типа Пион, которую планируется выпустить в 4-м квартале в количестве 2 шт. На НИОКР по выпуску продукции типа Пион потребуется 8 кварталов с инвестициями по 100 тыс.у.е.ежеквартально.
Накладные расходы составляют 100 тыс.у.е. в год с равномерным распределением по кварталам.
Во 2-м году работали в 1-м квартале 5 цехов (в первом цехе оборудование было продано), а вв 2-4-м кварталах — 6 цехов, т.к. в 1-й цех было приобретено новое специализированное оборудование. Цеховые расходы составили 10 тыс.у.е.за каждый цех в квартал.
Расчет производственных расходов во 2-м году представлен в таблице 2.7.
Таблица 2.7.
Смета производственных расходов на 2-й год
Наименование расходов
Объем затрат
2-й год
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
Сырье и материалы
23А
1150
4Т
2П
400
200
15А
4Т
750
400
2Т
2П
200
200
Зарплата
23А
805
4Т
280
15А
4Т
2П
525
280
200
Прочие переменные издержки
23А
1955
4Т
680
15А
4Т
2П
1275
680
400
Итого переменные издержки
1150
3360
2110
3760
Инвестиции в рынок
-
-
-
Расходы на маркетинг
20
-
-
-
Расходы на НИОКР
100
100
100
100
100
100
Накладные расходы
25
25
25
25
Цеховые расходы
50
60
60
60
Арендная плата
-
-
-
-
Расходы на переналадку
-
-
-
-
Плата за факторинг
-
-
-
-
Прочие
-
-
-
-
Итого постоянные расходы
295
285
185
185
Всего общая сумма расходов
1445
3645
2295
3945
В 3-м году планируется выпуск продукции типа Астра в количестве 33 штук , продукции типа Тюдьпан в количестве 10 штук и продукции типа Пион - 6 штук.
Кроме того, планируется произвести переналадку оборудования в цехе № 1 корпуса «Б» для улучшения качества выпускаемой продукции и более рационального использования оборудования.Расходы на переналадку составляют 100 тыс.у.е.
Согласно норм, указанных в задании , произведем расчет материальных и трудовых затрат на производство продукции.
В 1-м квартале 3-го года были внесены 20 тыс.у.е. на рекламу и выставку.
В течении всего года с 1-го по 4-й квартал осуществлялись инвестиции на НИОКР по выпуску продукции типа Пион.
Кроме того , в 4-м квартале 5-го года планируется начать выпуск новой продукции типа Нарцисс в количестве 3 шт. Для выпуска этой продукции требуется на протяжении 12 кварталов осуществлять инвестиции на НИОКР по 100 тыс.у.е. ежеквартально.
Накладные расходы составляют 25 тыс.у.е. ежеквартально.
Цеховые расходы составляют 10 тыс.у.е.за один цех в квартал. В 3-м году работало 6 цехов в корпусах «АУ и «Б».
Расчет производственных рапсходов на 3-й год представлен в таблице 2.8.
Таблица 2.8.
Смета производственных расходов на 3-й год
Наименование расходов
Объем затрат
3-й год
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
Сырье и материалы
20А
2П
1000
200
2П
200
13А
8Т
650
800
11А
4Т
3П
550
400
300
Зарплата
2Т
2П
140
140
20А
2П
700
140
2П
140
13А
8Т
455
560
Прочие переменные издержки
2Т
2П
340
340
20А
2П
1700
340
2П
340
13А
8Т
1105
1360
Итого переменные издержки
2160
3080
1930
4730
Инвестиции в рынок
-
-
-
-
Расходы на маркетинг
20
-
-
-
Расходы на НИОКР
100
100
100
100
100
100
100
100
Накладные расходы
25
25
25
25
Цеховые расходы
60
60
60
60
Арендная плата
-
-
-
-
Расходы на переналадку
-
-
100
-
Плата за факторинг
-
-
-
-
Прочие
-
-
-
-
Итого постоянные расходы
305
285
385
285
Всего общая сумма расходов
2465
3365
2315
5015
В 4-м году планируется выпуск 29 единиц продукции типа Астра , 12 единиц продукции типа Тюльпан и 8 единиц продукции типа Пион.
Так как в 5-м году планируется начать выпуск продукции типа Нарцисс, в 4-м году начинается строительство корпуса «В» и начиная со 2-го квартала начинаедся наладка поточных линий .
Согласно нормам, указанным в задании произведем рассчет материальных, трудовых и прочих переменных расходов предприятия в 4-м году.
В 1-м квартале 4-го года предприятие аносит средства на рекламу, выставку и т.п.
В течение всего года по 10 тыс.у.е. ежеквартально вносится на НИОКР по выпуску продукции типа Нарцисс.
Накладные расходы составят по 25 тыс.у.е. ежеквартально.
В 4-м году в 1-м квартале будут работать 6 цехов , а уже во 2-м квартале планируется запуск цеха в корпусе «В» , несмотря на продолжающиеся строительные и отделочные работы в данном цеху. Цеховые расходы составят 10 тыс.у.е. за один цех в квартал.
Расчет производственных расходов на 4-й год представлен в таблице 2.9.
Таблица 2.9.
Смета производственных расходов на 4-й год
Наименование расходов
Объем затрат
4-й год
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
шт, вид
тыс. у.е.
Сырье и материалы
8А
4Т
3П
400
400
300
10А
8Т
5П
500
800
500
7Т
4П
700
400
Зарплата
11А
4Т
3П
385
280
210
8А
4Т
3П
280
280
210
10А
8Т
5П
350
560
350
Прочие переменные издержки
11А
4Т
3П
935
680
510
8А
4Т
3П
680
680
510
10А
8Т
5П
700
1360
850
Итого переменные издержки
3000
1100
4440
5270
Инвестиции в рынок
-
-
-
-
Расходы на маркетинг
20
-
-
-
Расходы на НИОКР
100
100
100
100
Накладные расходы
25
25
25
25
Цеховые расходы
60
70
70
60
Арендная плата
-
-
-
-
Расходы на переналадку
-
-
-
-
Плата за факторинг
-
-
-
-
Прочие
-
-
-
-
Итого постоянные расходы
205
195
195
185
Всего общая сумма расходов
3205
1295
4635
5455
продолжение
--PAGE_BREAK--