--PAGE_BREAK--2. Анализ потребности в инвестициях в РФ 2.1 Анализ финансовой политики
Финансовая политика состоит из следующих важнейших компонентов: бюджетной, налоговой, инвестиционной, денежно-кредитной, ценовой, социальной и таможенной политики, политики в области международных финансов.
Система социально-экономических приоритетов, на которых основывается финансовая политика России в настоящее время, включает в себя: оздоровление государственных финансов; сбалансированность натурально-вещественных и денежных потоков; восстановление нормального функционирования кредитной системы; достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности субъектов Российской Федерации в рамках единого федеративного государства; создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере субъектов Российской Федерации; достижение социальной стабильности в обществе; создание условий по пресечению и предотвращению финансовых злоупотреблений, коррупции и организованной преступности.
Вначале рассмотрим, что включает в себя бюджетная политика.
Для выполнения государством возложенных на него функций ему необходимы финансовые и другие виды ресурсов. С этой целью государство создает централизованные фонды финансовых и иных ресурсов. Определенная часть денежных средств России мобилизуется в государственный бюджет. В процессе мобилизации финансовых ресурсов в бюджет на общегосударственные цели, их распределения и использования возникают финансово-бюджетные отношения между государством, налогоплательщиками (экономическими субъектами, физическими лицами) и получателями бюджетных средств (ассигнований, дотаций, субвенций, субсидий и кредитов). Возникшие между ними отношения строятся в соответствии с бюджетной политикой, разрабатываемой на определенный период органами власти России.
Государство определяет цели и задачи в области бюджета при подготовке, рассмотрении, утверждении и исполнении этого главного плана концентрации финансовых ресурсов.
Бюджетная политика включает в себя определение государством:
- источников и методов формирования доходов бюджета;
- степени централизации финансовых ресурсов в распоряжение государства; доли валового внутреннего продукта (ВВП), мобилизуемой в бюджет;
- доли федерального бюджета в общем объеме консолидированного бюджета страны;
- оптимальных бюджетных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации;
- приоритетных направлений расходов бюджета с учетом первоочередных потребностей общества;
- поступления в доход бюджета валюты иностранных государств и ее целевого использования;
- управления государственным внешним и внутренним долгом;
- допустимых пределов разбалансированности бюджета;
- источников финансирования дефицита бюджета или целевого использования профицита бюджета (суммы превышения доходов бюджета над его расходами).
В сложных условиях проводимых в стране экономических реформ к первостепенным задачам бюджетной политики относятся: обеспечение таких принципов бюджетной системы Российской Федерации, как адресность и целевой характер бюджетных средств, экономность и эффективность их использования; реструктуризация государственного долга; инвентаризация внешних и внутренних заимствований и результатов их использования; переход на централизованную систему осуществления всех операций по доходам и расходам федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства.
Другой важнейшей составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она строится на сочетании интересов государства и налогоплательщиков — юридических и физических лиц.
Воплощается налоговая политика в построении соответствующей налоговой системы. В России выработаны определенные принципы и подходы к построению этой системы.
К основным принципам построения налоговой системы относятся:
- совершенствование налогового законодательства;
- оптимизация налоговой базы; ее основой должны быть прямые налоги, поскольку косвенная система налогообложения приводит к увеличению налогового бремени;
- налогообложение не должно носить конфискационного характера; только рост национального богатства и повышение индивидуальных доходов населения способствует стабильному увеличению налогооблагаемой базы;
- минимальный дестимулирующий эффект от введения какого-либо налога; высокие налоги могут привести к утечке капитала за границу;
- удобство взимания налогов для государства и налогоплательщиков;
- оптимизация налоговых льгот;
- осуществление эффективного и действенного контроля за соблюдением налогового законодательства, постановкой на учет, переучетом и снятием с учета налогоплательщиков;
- создание условий, когда налогоплательщику трудно уклониться от уплаты налога;
- реструктуризация в необходимых случаях задолженности по платежам в бюджет.
Государство заинтересовано в достаточности налогообложения. Чтобы было обеспечено поступление в доход бюджета объема финансовых ресурсов, достаточных для выполнения обязанностей государства, определенных Конституцией Российской Федерации.
В то же время государство должно предотвращать возможные негативные последствия, когда введение определенных налогов и их размеры могут отрицательно повлиять на мотивацию к открытой и эффективной деятельности предприятий сферы материального производства.
Проводимая в 1999-2002 гг. налоговая реформа стала одним из ключевых факторов роста экономики на долгие годы вперед, развития предпринимательской активности, сокращения размера теневой экономики, уменьшения чистого оттока частного капитала из страны.
Снижается налоговая нагрузка на экономику. При этом, несмотря на общее снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, обеспечивается опережающее по сравнению с ростом валового внутреннего продукта увеличение доходной базы бюджетов всех уровней. Удалось обеспечить более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, в том числе за счет отмены ряда неэффективных налоговых льгот. Упразднены экономически неоправданные и оказывавшие наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность “оборотные” налоги. За счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов, сокращения их общего числа, а также максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов упрощена налоговая система. Заметно улучшилось налоговое администрирование.
Наиболее существенное снижение налоговой нагрузки, а также упрощение системы налогообложения произошло в отношении фонда оплаты труда в связи с введением единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов, а также единого социального налога (взноса) (ставка снизилась с 39,5% до 35,6%).
Снижению налоговой нагрузки также способствовало уменьшение налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг) с 4% до 1%, в том числе в результате отмены с 1 января 2001 г. налога на реализацию горюче-смазочных материалов и налога на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы, а также снижения с 1 января 2001 г. ставки налога на пользователей автомобильных дорог с 2,5% до 1% (с 1 января 2003 г. данный налог отменен).
В 2002 году снижена ставка налога на прибыль с 35% до 24% для всех видов деятельности с одновременной отменой всех налоговых льгот и вычетов. Введен налог на добычу полезных ископаемых, вместо трех ранее действовавших. Это дает результаты – стимулируется развитие производства, растет налоговая база бюджета, сокращается теневой сектор экономики. Собираемость налоговых доходов составила в 2002 году 95,4%, а в 2007 году уже 96,2%
В 2002 году внесены изменения и разработаны новые положения, регулирующие поступление налогов в бюджет, касающиеся в частности полной ликвидации оборотного налога c 1 января 2003 г. — налога на пользователей автомобильных дорог (при этом приняты решения, обеспечивающие полную компенсацию потерь региональных бюджетов, связанных с данным налогом), упрощения налогообложения малого бизнеса, отмены налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, и других налоговых инициатив. В результате этого налоговое бремя в 2003 году сократится на 0,7 процентных пункта ВВП.
Для привлечения иностранного капитала разработаны поправки в Налоговый Кодекс, устанавливающие специальный налоговый режим для участников соглашений о разделе продукции (СРП). Их принятие создаст налоговые гарантии для участников уже реализуемых СРП, а также станет стимулом для привлечения новых иностранных инвестиций в разработку месторождений полезных ископаемых.
Реализация мер по налоговому реформированию, а также достигнутые результаты экономического развития позволили обеспечить устойчивое формирование доходной базы федерального бюджета.
В таблице 2.1 приведены основные показатели исполнения бюджета в 2008-2010 гг.
Таблица 2.1 — Динамика основных показателей исполнения бюджета (в % ВВП)
Показатели
2008
2009
2010
Доходы в % к ВВП
22,2
17,0
15,7
Расходы в % к ВВП
275,9
25,9
23,2
Доходы, млрд. руб.
9275,9
6561,3
6636,2
Расходы, млрд. руб.
7570,9
9980,1
9822,8
Профицит/дефицит, в % к ВВП
4,1
-8,9
-7,5
Профицит/дефицит, млрд. руб.
1705,1
-3418,8
-3186,6
Основную часть доходов федерального бюджета составили налоговые поступления.
Таблица 2.2 — Структура доходов федерального бюджета в 2008-2010 гг. (в % к общей сумме доходов)
Доходы бюджета
2008
2009
2010
Налог на прибыль
8,7
8,9
9,5
НДС
38,8
40,1
40,6
Акцизы
14,6
12,7
11,4
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
19,2
20,8
17,0
Неналоговые доходы
6,6
7,3
8,2
Прочие доходы, включая целевые бюджетные фонды
12,1
10,5
13,3
Итого
100
100
100
Основными факторами роста доходов федерального бюджета являлись:
§ рост экономики;
§ благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура;
§ реализация налоговой реформы, позволившая расширить налоговую базу при снижении налоговой нагрузки;
§ реформирование таможенного тарифа;
Основная цель бюджетной политики в 2008-2010 гг. в области расходов заключалась в повышении эффективности управления средствами федерального бюджета и стимулированию экономики к выходу из кризиса.
Сокращение нерациональных государственных затрат привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. В полном объеме и без задержек осуществлялось финансирование расходов федерального бюджета. Бюджетная система в целом перестала быть источником неплатежей в экономике. Исполнение бюджетных обязательств способствовало повышению уровня социальной стабильности в стране.
Полностью погашена кредиторская задолженность бюджетных учреждений культуры, здравоохранения, социального обеспечения, науки. В первоочередном порядке осуществлялось погашение кредиторской задолженности по коммунальным услугам.
Пересмотрен порядок оказания государственной поддержки за счет федерального бюджета, предоставляемой на возвратной основе. В условиях сокращения объемов прямого кредитования из федерального бюджета поддержка реального сектора экономики производилась через банки с государственным участием и специализированные агентства. Осуществлен переход от кредитования предприятий и организаций к субсидированию процентных ставок по кредитам коммерческих банков.
Одним из важных направлений явилась работа по обеспечению возврата задолженности предприятий-получателей средств федерального бюджета на возвратной основе.
Обеспечены выплаты повышенного денежного довольствия военнослужащим, размер которого приравнен к денежному содержанию государственных служащих, изменились и условия исчисления пенсий военнослужащим и приравненных к ним лицам.
В полном объеме обеспечено финансирование структурных реформ и прежде всего: судебной реформы, реформы оборонного комплекса, социальной сферы и пенсионной реформы.
С целью осуществления оптимизации бюджетных расходов будут осуществляться мероприятия по анализу и повышению эффективности бюджетных расходов.
Усиливается роль многолетнего бюджетного планирования. В 2009 году подготовлен среднесрочный финансовый план выхода из кризисного состояния экономики, закрепляющий структуру бюджетных расходов на предстоящие три года и отражающий финансовые последствия среднесрочных структурных мер. Начиная с 2010 года, ежегодные бюджетные проектировки будут формироваться в увязке со среднесрочными бюджетными показателями.
В целях создания новой конструкции построения отношений между субъектами федеративных отношений осуществлена подготовка финансового механизма реализации законопроектов “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Принятие этих законопроектов позволит решить основополагающую проблему разделения функций и полномочий органов власти разных уровней.
Расходы федерального бюджета в 2010 году на основе данных о финансировании составили, по предварительным данным, 9886,92 млрд. руб… Расходы увеличились с 2008 года до 2010 на 3 трлн. Руб.
Таблица. 2.3 — Динамика расходов федерального бюджета в реальном выражении.
Показатель
2008
2009
2010
Расходы федерального бюджета, в % к ВВП
18,2
25,9
23,2
Таблица 2.4 Структура расходов федерального бюджета в 2008-2010 гг. (в % к общей сумме расходов)
№ п/п
Расходы федерального бюджета
2008
2009
2010
1
Государственное управление и местное самоуправление
2,4
3,2
3,4
2
Международная деятельность
1,1
1,8
2,2
3
Национальная оборона
18,2
18,7
16,6
4
Правоохранительная деятельность и судебная власть
10,8
12,2
12,1
5
Промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь
4,8
7,9
8,3
6
Социальная сфера
12,8
15,4
16,8
7
Обслуживание государственного долга
24,5
17,5
13,1
8
Финансовая помощь бюджетам др. уровней
9,6
17,4
18,6
9
Прочие расходы, включая целевые бюджетные фонды
15,9
5,9
8,9
Итого
100
100
100
Процентные расходы федерального бюджета за 2008 год определились на уровне 213 млрд. руб., Доля процентных расходов в общей сумме расходов снизилась по сравнению с 2005 годом, что связано с сокращением объема госдолга и удлинением сроков выпускаемых бумаг. Это позволило увеличить долю непроцентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета. Процентные расходы по обслуживанию внешнего долга в 2009 году составили 225,3 млрд. руб., при этом их доля в общем объеме процентных расходов по сравнению с предыдущими годами возросла и составила 73,3%.
Непроцентные расходы федерального бюджета без учета перечислений средств из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет ЕСН в 2002 году составили 6964,8 млрд. руб., или 17,6% ВВП.
Инвестиционная политика также является важнейшим компонентом финансовой политики. Она направлена на создание условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций и в первую очередь в реальный сектор экономики.
Инвестиционная политика осуществляется в целях того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать свои финансовые средства в экономику нашей страны. Чтобы создавались условия для организованного накопления и инвестирования сбережений населения, развития ипотечного кредитования. Чтобы огромные отечественные капиталы не вывозились за рубеж, а, наоборот, привлекались в Россию прямые иностранные инвестиции.
Денежно-кредитная политика широко используется государством в процессе государственного экономического регулирования.
Денежно-кредитная политика нацелена на: обеспечение устойчивости денежного обращения; оптимизацию объема и структуры денежной массы; управление эмиссией (выпуском) денег; формирование и эффективное использование кредитных ресурсов; регулирование инфляции; достижение стабильного обменного курса национальной денежной единицы (рубля); обеспечение своевременности и бесперебойности расчетно-платежных операций в отраслях экономики; регулирование банковской системы (коммерческих и государственных банков); управление деятельностью финансового рынка; регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и их оборот (курса покупки и продаж).
Как составная часть финансовой политики государства ценовая политика осуществляется в направлении регулирования цен и тарифов на монопольные товары и услуги. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время государство монопольно владеет землей и ее недрами, водными пространствами, железными дорогами, нефте- и газопроводами, электропередающими сетями. В других отраслях хозяйства цены зависят от их динамики на произведенные ими товары и оказанные услуги.
Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере с целью решения задач финансового обеспечения прав граждан, определенных в Конституции Российской Федерации. Социальная политика охватывает сферу бюджетных учреждений (включая образовательные), а также сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения.
К задачам социальной политики относятся:
- выплата своевременной и в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы (включая образование), денежного довольствия военнослужащим, погашение задолженности за предыдущий период;
- разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы (в том числе системы образования);
- реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
- упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
- регулирование вынужденной миграции;
- сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости населения;
- увязка перечисления трансфертов (финансовой помощи) субъектов Российской Федерации с выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов.
Таможенная политика является органической частью налоговой и ценовой политики. Ведь таможенные сборы и пошлины непосредственно оказывают воздействие на цену товаров и услуг. При этом таможенная политика в определенной мере самостоятельна — она влияет на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок России импортных товаров и услуг, а также сдерживая или поощряя экспорт отечественных товаров и услуг.
Таможенная политика в немалой степени предопределяет распределительные процессы не только между государством и экономическими субъектами, но и между отраслями хозяйства, регионами страны и между экономическими субъектами. В настоящее время таможенная политика во многом связана и зависит от бюджетной политики, которая направлена на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей. Сейчас Государственный таможенный комитет Российской Федерации занимает второе место после Министерства налогов и сборов России по объему мобилизации доходов федерального бюджета.
В последнее время все большее значение приобретает политика в области международных финансов. В основе ее лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений. Она связана с международным разделением труда, формированием и погашением государственного внешнего долга, с участием России в деятельности международных организаций, включая международные финансовые организации.
Международная финансовая политика России направлена на развитие производительных сил своей страны и на то, чтобы занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капиталов.
При проведении политики в области международных финансов Российская Федерация направляет свои усилия на:
- интеграцию в мировую финансовую систему;
- признание России страной с рыночной экономикой;
- полномасштабное участие России в группе ведущих стран мира;
- вступление в международные организации, в том числе во Всемирную торговую организацию (ВТО);
- укрепление позиций России в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития;
- урегулирование внешней задолженности России (прежде всего с участниками Парижского и Лондонского клубов кредиторов);
- повышение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам.
Финансовая политика государства и ее устойчивость оказывают большое влияние на инвестиционной привлекательности государства. В России финансовая политика слаба. Газета The Wall Street Journal обратила внимание на оценку инвестиционнго климата в стране президентом Дмитрием Медведевым, который назвал его «плохим». Экономический кризис ускорил сокращение притока иностранных инвестиций в Россию: если в 2008 году этот приток уменьшился на 14,2%, то в 2009 году снизился еще на 21,0% — до 81,9 млрд долл. При этом погашение (то есть вывод из страны) ранее поступивших инвестиций выросло в 2009 году на 12,8% — до 76,7 млрд долл. В результате разница между этими показателями за год сократилась почти в семь раз — с весьма значимых 35,7 млрд долл. в 2008 году до малозаметных на фоне российской экономики (и даже российского бюджета) 5,2 млрд в 2009-м.
Стоит отметить, что крупнейшим инвестором в Россию стал Люксембург (11,7 млрд долл.). Третьим (после Люксембурга и Нидерландов) внезапно стал Китай (вложивший 9,8 млрд долл. по сравнению с 0,4 млрд в 2008 году), четвертым — Кипр (8,3 млрд) и лишь пятым — Германия (7,4 млрд долл.).
Говоря об «иностранных инвестициях в Россию», следует помнить, что в основном речь идет о кредитах и краткосрочных операциях на фондовом рынке, спекулятивных по своей природе, — и это, естественно, в условиях незащищенности собственности. Доля спекулятивных инвестиций и кредитов в общем объеме иностранных вложений составляет 88,4% (данные по итогам прошлого года).
Изложенное ясно показывает, что надеяться на их массовый приток, как фактор стабилизации и тем более модернизации России не приходится. Причина заключается не столько в ухудшении конъюнктуры, сколько в фундаментальной, несмотря на мировой кризис, причине этого ухудшения — произволе коррумпированной российской бюрократии – комментирует TheMirror.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Анализ эффективности управления государственным долгом
Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.
Государственный долг — долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:
§ кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
§ государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
§ договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
§ договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
§ соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
В целом же последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов. При наличии значительного долга происходит и перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.
Проводимая в 2008-2010 гг. политика в области государственного долга была направлена на:
§ восстановление доверия участников внутреннего и мирового финансового рынка к проводимой государством бюджетной политике и политике государственных заимствований;
§ частичное выполнение обязательств по уплате платежей по государственному долгу;
§ повышение эффективности управления государственным долгом.
В 2000-2007 гг. рынок государственного внутреннего долга полностью восстановил утраченные позиции по доверию инвесторов и, соответственно, спросу на государственные ценные бумаги после кризиса 1998 года.
Проводимая политика заимствований на внутреннем рынке позволила существенно снизить доходность государственных облигаций (с 20-24% годовых в 2000 году до 11% в 2007 году и до 7% в 2010 году, однако если снижение доходности с 2000 по 2007 год – это результат действий правительства, то с 2007 по 2010 это скорее последствия мирового кризиса 2008 года).
Снижение доходности оказало позитивное влияние на развитие рынка облигационных займов российских компаний, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и уровень процентных ставок в экономике России.
Дата
Сумма, млрд долл. США
1991
95
1997
123,5
2000
158,7
2001
143,7
2002
133,5
2003
125,7
2004
121,7
2005
114,1
2006
76,5
2007
52
2008
44,9
2009
40,6
2010
37,6
Табл. 2.5 – Динамика и структура государственного долга РФ (на конец года)
Разработана Долговая стратегия Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
В 2004—2008 годах, по поручению бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). В конце 2010 года государственный долг планируется на уровне 8-12% от ВВП и составит примерно 20 млрд. долларов.
Относительно скромный размер государственного долга оказывает положительное влияние на инвестиционный климат в стране, так как при наличии значительного долга происходит увеличение налоговой нагрузки, отдачи от инвестиций, перераспределение доходов населения, а также утечка национального капитала за рубеж, что формирует дополнительные преграды для потенциального инвестора.
продолжение
--PAGE_BREAK--3 Совершенствование управления финансами в РФ как фактор привлечения инвестиций в экономику страны.
Основными направлениями дальнейшего реформирования налоговой системы и бюджетного устройства являются следующие.
Формируемый налоговый климат должен стимулировать диверсификацию структуры экономики за счет реализации комплекса мер, включающих два основных направления.
Первое направление — повышение привлекательности для инвестирования несырьевых секторов экономики, создание для добывающих отраслей стимулов для добровольного вложения капитала в другие сектора, стимулирование развития новых, технологичных секторов экономики.
Необходимо как продолжение создания благоприятного делового климата, развитие рыночной инфраструктуры, так и стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, улучшение допуска товаров в первую очередь на рынки развитых стран по тем товарным группам, где у России есть конкурентные преимущества не по цене, а по качеству и технологичности.
Второе направление — выравнивание нормы отдачи на капитал в сырьевых и несырьевых секторах путем перераспределения фискальной нагрузки.
Необходимо продолжение налоговой реформы, направленное на снижение общей налоговой нагрузки на экономику при ее неснижении, возможно, в сырьевых секторах.
Приоритетами налоговой реформы в среднесрочной перспективе должны стать введение в законодательство норм, стимулирующих инвестиционную активность, научные исследования и разработки, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров и услуг, оптимизация фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Необходимо повысить стимулирующую функцию налогов, снизить средние ставки НДС и ЕСН, а также кардинально повысить эффективность налогового администрирования с одновременным снижением административной нагрузки на налогоплательщиков.
Фискальная нагрузка будет перераспределена с перерабатывающих секторов на добывающие, что позволит, при стимулировании роста в перерабатывающей промышленности, секторах “новой экономики” и услуг, приблизить условия конкуренции за привлечение ресурсов между сырьевыми и несырьевыми секторами.
Бюджетная политика будет строиться в соответствии с основными приоритетами, определенными на долгосрочную перспективу и включающими:
§ обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства на всех уровнях власти; устранение дестимулирующих элементов и развитие стимулирующих элементов бюджетной политики, прежде всего, в рамках реформирования налоговой системы;
§ снижение относительных издержек функционирования государства;
§ уменьшение долговой нагрузки на экономику.
Начиная с 2005 года бюджетная политика Российской Федерации формируется и проводится в условиях нового бюджетного законодательства в связи с принятием в 2008 году новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Предполагается реализовать следующие изменения (в сравнении с 2008 годом) в направлениях бюджетной политики и бюджетного процесса:
§ закрепление доходных и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Российской Федерации на долгосрочной основе;
§ окончание процесса перевода региональных бюджетов на казначейское исполнение и начало реформирования системы исполнения муниципальных бюджетов;
§ формирование региональных и местных бюджетов будет проводиться в рамках среднесрочного планирования;
§ сокращение числа государственных (муниципальных) обязательств и выработка механизма привлечения свободных негосударственных инвестиционных ресурсов к участию в исполнении конституционных государственных гарантий;
§ создание действенного механизма по переводу средств региональных и местных внебюджетных фондов в бюджеты соответствующих уровней с целью консолидации налоговых ресурсов субъектов Российской Федерации на решение новых задач в области бюджетных расходов:
§ выработку критериев эффективности бюджетных расходов и, на их основе, подготовку предложений по оптимизации их структуры.
Бюджетная политика в области расходов в 2005-2006 годах будет строиться в соответствии с приоритетами, определенными в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Наряду с обеспечением полного финансирования обязательств, принятых на себя государственными органами власти и органами местного самоуправления, предполагается ориентация бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов. В части социальной политики это:
§ сокращение социального неравенства, в том числе и на основе перераспределения социальных расходов государства в пользу уязвимых групп населения и снижения помощи обеспеченным семьям;
§ ориентация на приоритетность отраслей социального блока;
§ создание экономических условий для обеспечения конституционных прав граждан.
Учитывая определенные ограничения в росте доходов бюджетной системы, и, соответственно, невозможность резкого увеличения расходов бюджетов всех уровней, обеспечить выполнение вышеуказанных задач предполагается за счет формирования эффективной системы бюджетных расходов, предусматривающей ее оптимизацию, рационализацию структуры и повышение качества управления (администрирования) бюджетными расходами.
Уже с 2003 года, предусматривается изменение технологии разработки бюджетов на всех уровнях. Особая роль будет отведена среднесрочному бюджетному планированию (перспективному финансовому плану), отражающему стратегические направления экономической политики.
Будет продолжена работа по уточнению разграничения расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы.
В среднесрочном периоде получат дальнейшее развитие и будут завершены: реформа судебной власти, реформа структуры государственного управления, реформирование системы государственных и муниципальных унитарных, казенных предприятий и бюджетных учреждений. Должна быть проведена реструктуризация федеральной почтовой связи. Продолжится военная реформа. Перечисленные мероприятия должны привести к оптимизации расходов на содержание отраслей бюджетного сектора.
В 2010-2012 годах основополагающими принципами в определении бюджетных расходов будут:
§ полное финансирование государственных обязательств;
§ обеспечение доступности для всех граждан базовых социальных услуг — образования и здравоохранения;
§ использование программно-целевых принципов при планировании бюджета;
§ соответствие бюджетных расходов четким критериям эффективности;
§ конкурсное распределение бюджетных ресурсов;
§ конкурентный режим при размещении государственных заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд;
§ увеличение финансирования науки при приоритетной поддержке фундаментальных исследований.
Проблемы экономического развития России в ближайшие десять лет будут определяться ее способностью к привлечению ресурсов для ускоренного роста. Исчерпание конъюнктурных факторов (таких как свободные мощности, «мягкие» ресурсные ограничения, благоприятная мировая конъюнктура) выдвигает на первый план задачу количественного и качественного роста производственного капитала, ориентированного на выпуск продукции, обеспеченной спросом внутреннего и внешнего рынков. Поэтому привлечение инвестиций в отечественную экономику рассматривается Правительством Российской Федерации в качестве важнейшего источника для создания отечественной конкурентоспособной технической базы производства, формирующей перспективу общего роста экономики России.
В первую очередь необходимо устранить фундаментальные причины слабости российской экономики – незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкую конкурентоспособность, физическую изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства, ликвидировать обширный сектор убыточных производств.
Решение этих проблем требует выработки новых принципов осуществления государственной инвестиционной политики, адекватных задаче подъема экономики страны.
Главные цели государственной инвестиционной политики государства — последовательное повышение уровня жизни населения, инвестиции в человека, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
Основной задачей в этой связи является создание и поддержание условий для прироста частных инвестиций в реальный сектор экономики, который бы полностью удовлетворял спросу рынка на инвестиционные ресурсы.
Приоритетами государственной инвестиционной политики в этих условиях будут содействие коренной модернизации производства и его структурной перестройке, повышению конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренному инвестиционному развитию секторов «новой экономики», прежде всего становлению инновационных и информационных отраслей, формированию нового технологического облика национального хозяйства.
Достижение указанных целей государственной инвестиционной политики требует осуществления комплекса мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, поддержке инвестиционных инициатив рыночного сектора экономики, формированию законодательных и институциональных условий хозяйственной деятельности частных инвесторов, адекватных современным требованиям рынка.
В связи с вышеизложенным основными принципами политики государства в инвестиционной сфере будут:
1) в области создания благоприятного инвестиционного климата:
— усиление роли государства как гаранта поддержания благоприятного и предсказуемого нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов; публичность проводимой государственной инвестиционной политики;
— введение иммунитета инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с государством, предоставление законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования;
— создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;
— введение в действие эффективных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов;
— либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации (принцип «одного окна»);
— обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях с целью анализа и выбора объектов инвестиций (регламентация состава и структуры раскрываемой информации финансового и нефинансового характера, способов ее раскрытия; реформа бухгалтерского учета, разработка российских стандартов, отвечающих международным стандартам бухгалтерского учета);
— содействие становлению современной институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции в производство.
2) в сфере государственного инвестирования:
— усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране, безусловный приоритет инвестиций в «человеческий» капитал, в решение проблем развития социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки;
— открытость и предсказуемость государственной инвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталов негосударственного сектора для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны;
— приоритетность государственной поддержки стратегически важных для страны инфраструктурных объектов, от которых зависит устойчивое функционирование всего национального хозяйства, сфер, способствующих инновационно-технологическому прорыву, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;
— повышение эффективности инвестиционной деятельности государственного сектора экономики, обеспечение «прозрачности» инвестиционных потоков и программ, нацеленности на решение приоритетных задач социально-экономической политики государства, безопасное функционирования их технически сложных систем;
— безусловное выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках утвержденного бюджета;
3) в области поддержки инвестиционной деятельности частного сектора экономики:
— создание условий наращивания инвестиционного потенциала российских предприятий путем осуществления программ их реструктуризации, снижения налогового бремени, совершенствования амортизационной политики, адекватной задачам инвестиционной реконструкции производства;
— либерализация внешнеторгового и налогового режима для ввоза в Россию современного технологического оборудования, требуемого для модернизации действующих предприятий;
— повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе закрепления за предприятиями прав собственности на участки, на которых они расположены;
— введение обязательных международных стандартов отчетности во всех секторах экономики, реформа бухучета и аудиторской деятельности.
продолжение
--PAGE_BREAK--