--PAGE_BREAK--
1.6. Формы государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах
Важным элементом государственного регулирования рыночной экономики являются методы и инструменты, применяемые для финансовой поддержки малого бизнеса в рамках национальной экономической системы.
В американской экономике сложилось две независимо сосуществующих формы финансовой поддержки малого предпринимательства: частное и государственное. Государственная поддержка осуществляется прямым финансированием через специально созданную в 1953 году Администрацию Малого Бизнеса США (SBA). Это федеральная структура с региональными и межрегиональными подразделениями по всей стране, существующими в форме филиалов или местных центров (SBDCs — Small Business Development Centers), финансируемыми из федерального бюджета. Эти подразделения оказывают предпринимателям услуги в любой сфере инфраструктуры малого бизнеса и на любом этапе его существования: от самозанятости до выхода на мировой рынок. В Администрации Малого Бизнеса ежегодно разрабатываются и реализуются программы развития малого бизнеса по разным направлениям. На сегодняшний день их около пятидесяти. Наиболее известные из них – «7a» и «504».
Программа «7a» предусматривает предоставление гарантии предпринимателю при обращении за кредитом в банк, если он не имеет требуемого банком обеспечения. Для суммы не более 750 тыс. долл. США гарантия предоставляется на 75% займа; не более 100 тыс. долл. США — на 80%. Сроки предоставления гарантий значительны: до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной, при этом процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.
Программа «504» предназначена оказывать содействие предпринимателям в расширении и модернизации своего бизнеса. Деятельность малого предприятия подвергается финансовому анализу, и при положительном решении предоставляется долгосрочный кредит для покупки элементов основного капитала. В рамках данной программы гарантия предоставляется под 40% займа, но ее сумма не должна превышать 1 млн. долл. США. Экспортные операции малого бизнеса кредитуются через Центры содействия экспорту, созданные Администрацией малого бизнеса совместно с Министерством торговли США.
Важными направлениями деятельности Администрации малого бизнеса являются информационная поддержка и обучение предпринимателей. Для реализации этого направления при SBA созданы группы SCORE (Counselors to America's Small Business), имеющие около 400 филиалов, в которых работают свыше 10 тыс. бывших и нынешних руководителей и владельцев малых предприятий. Особую группу в этом направлении образуют Центры женщин-предпринимателей (WBCs), специализирующиеся на подготовке женщин к управлению малым бизнесом (таких центров около 100). В группах SCORE и WBC проводятся различные курсы и тренинги. Их деятельность финансируется Федеральным Правительством и приносит опосредованную выгоду в виде прироста ВВП.
В Германии государство предоставляет финансовые ресурсы коммерческим кредитным организациям, кредитующим малые предприятия, с целью стимулирования микрофинансирования малого бизнеса. Для этого создана финансовая группа KfW Group, которая на 80% принадлежит Правительству Германии. Эта группа выполняет функции и банка развития, и агентства по финансированию экспорта, и кредитной организации. Она предоставляет льготные кредиты более 3 млн. малых предприятий Германии.
Особенностью предоставления кредитов по немецким государственным программам являются разработанные единые и ясные для всех правила в совокупности с типовыми принципами банковского кредитования, т.е. кредиты могут получить только кредитоспособные предприниматели, а прочие факторы во внимание не принимаются. Заявки на получение кредитов подаются в коммерческие банки, которые заключают с финансовой группой KfW договор о рефинансировании кредитов, в соответствии с которым обязуются возвратить предоставленные им средства. Затем государственный банк переводит деньги коммерческим банкам, а те, в свою очередь, предоставляют кредиты малым и средним предприятиям. Коммерческий банк заключает с предприятием кредитный договор, в котором указывается цель получения кредита, оговоренная в договоре о рефинансировании с государственным банком. Выплаты предпринимателей по процентам и по основному кредиту переводятся коммерческим банком государственному. Коммерческие банки при этом берут на себя от 50 до 100 % ответственности за возврат предоставленных кредитов. За услуги по реализации льготных кредитов коммерческие банки получают маржу.
Малому бизнесу в Германии предоставляются следующие льготные условия кредитования:
- низкая процентная ставка по кредитам;
- долгосрочные кредиты (до 10 лет);
- освобождение от выплат по кредиту в первые два года;
- возможность долгосрочного возвращения кредита;
- возможность долевого финансирования: за счет государственных средств финансируется только определенная часть бизнес-проекта, а оставшаяся часть финансируется за счет собственных или других заемных средств.
Кроме финансовой помощи, немецкое государство также оказывает малому предпринимательству и активную информационную поддержку путем организации всесторонних консультаций для предпринимателей всех стадий развития бизнеса.
В Китае финансирование малых предприятий осуществляется в рамках различных программ и инструментов, разрабатываемых и применяемых центральными и местными финансовыми учреждениями, которые предоставляют постоянную финансовую поддержку малому предпринимательству. При них созданы различные фонды поддержки малого бизнеса, роль которых в развитии малого предпринимательства непрерывно усиливается. В 1999 году Государственная комиссия по экономике и торговле издала «Руководство по созданию пилотных проектов по предоставлению гарантий по кредитам малому бизнесу» и начала активно создавать такие гарантийные схемы и предоставлять по этим схемам непрямое финансирование предпринимателям малого и среднего бизнеса.
В настоящее время схема предоставления государственных гарантий стала эффективным методом решения проблем финансирования малого бизнеса. Для стимулирования и развития кредитных и гарантирующих организаций Государственное Управление по налогам выпустило в 2001 г. Инструкцию об освобождении от налога на прибыль организаций, предоставляющих гарантии и повторные гарантии по кредитам малому бизнесу, создав тем самым режим льготного налогообложения для некоммерческих организаций, поддерживающих национальный бизнес. Такие организации могут быть освобождены от налога на прибыль сроком до трех лет в зависимости от их дохода по предоставленным гарантиям. В 2004 г. Национальная Комиссия по развитию и реформам и Государственное Управление по налогам совместно выпустили «Уведомление по вопросам освобождения от налога на прибыль учреждений, предоставляющих МП гарантии по кредитам» с целью расширения спектра и дальнейшего развития организаций, предоставляющих гарантии по кредитам. Еще одна государственная структура — Министерство финансов — выпустила в 2001 г. нормативный документ «Меры по управлению рисками организаций, предоставляющих гарантии по кредитам для малых предприятий». В нем определены правила деятельности гарантийных фондов: от их организационно-правовой формы, оборота, принципов работы до платы за использование гарантий и резервов по задолженностям и выплатам гарантий.
Китайское правительство развивает финансовые схемы поддержки инновационного предпринимательства. Предполагается:
- поддерживать покупку акций новых компаний для привлечения инвестиций в предприятия, не являющиеся инновационными;
- оказывать поддержку высокотехнологичным компаниям через фонды венчурного финансирования;
- размещать списки высокотехнологичных компаний на специальных досках на биржах высоких технологий.
Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется и из региональных бюджетов. Так, администрация южно-китайской провинции Гуандун с 2003 по 2008 г. инвестировала более 5 миллиардов юаней (602,41 миллиона долларов США) в технологическую реструктуризацию малых и средних предприятий. Ежегодный прирост инвестиций малых и средних предприятий в основной капитал составил 24 %. В стране действует ряд международных программ, однако их вклад в финансирование малого предпринимательства незначителен по сравнению с объемом помощи, оказываемой правительством КНР.
Опыт развитых стран показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.
К сожалению, в России система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер. /4/
Однако отметим, ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства. Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов. Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. И в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:
-создание институциональных основ;
-управленческая научно-методическая поддержка;
-правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;
-финансово-кредитная поддержка;
-налоговая политика;
-антимонопольная политика.
Рассмотрим лишь некоторые формы государственной поддержки на развитие малого и среднего бизнеса.
Динамичное развитие малого предпринимательства и его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ. /4/
К началу XXIвека в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам России. Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства./4/
Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а также через различные программы на местах. Сюда же относятся финансирование и участие в работе учебных и консультационных центров и других организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебных пособий, курса лекций для начинающих предпринимателей. А так же создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационных технологий.
Одну из прогрессивных и действенных форм поддержки малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Главное назначение бизнес-инкубатора в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «выращивания» малых предприятий путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) на льготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.
Важным инструментом государственной поддержки малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.
Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий прежде всего на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей.
Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.
Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.
К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.
Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. При этом конкретизация объекта контроля и прав, которыми наделяются те или иные органы при осуществлении ими контрольных функций, фиксируются нормативно-законодательными и правовыми актами.
Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может носить спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.
2. Анализ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в ХМАО и ее совершенствование
2.1 Исследование состояния малого и среднего предпринимательства в ХМАО
В 2009 году на территории Югры осуществляло свою деятельность 14,6 тыс. малых предприятий (с учетом микропредприятий), количество малых предприятий превысило уровень 2008 года почти в 2 раза (2008 год -8,7 тыс. единиц) или на 5,9 тыс. предприятий.
Количество средних предприятий в 2009 году составило 187 и увеличилось по сравнению с 2008 годом на 31 предприятие (2008 год – 156 единиц).
Наиболее популярными в числе малых и средних предприятий (по количеству предприятий) остаются такие виды экономической деятельности, как:
Рисунок наглядно показывает, что на территории Ханты-Мансийского Автономного округа преобладающим видом деятельности малых предприятий является оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств 32%. Приоритетной формой собственности является частная, ее доля в общем количестве малых предприятий составляет 93%.
В силу нестабильной российской экономики и действующего законодательства значительная часть малых предприятий Ханты-Мансийского автономного округа диверсифицирует свою деятельность и в основном является многопрофильными предприятиями. Это существенно повышает их устойчивость на рынке за счет внутрифирменного перераспределения ресурсов и работы в различных сегментах рынка. Кроме того, переход от специализации к многопрофильности объясняется желанием малых фирм проводить оперативную переориентацию деятельности в связи с изменением конъюнктуры рынка и стремлением получать наибольшую прибыль, а также различными макроэкономическими факторами, главным образом, политической нестабильностью, изменениями в законодательстве, не отвечающими интересам предпринимательства.
Среднесписочная численность работников на малых предприятиях (с учетом микропредприятий) в 2009 году возросла на 18,5 тыс. человек и составила 87,2 тыс. человек (2008 год – 6,8 тыс. человек).
Среднесписочная численность занятых на средних предприятиях возросла на 3,2 тыс. человек и составила 24,6 тыс.человек (2008 год – 21,4 тыс. человек).
Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий (без внешних совместителей) в общей среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) в 2009 году возросла на 3,1 процентных пункта и составила 14,6% против 11,5% в 2008 году.
Оборот малых и средних предприятий Югры за 2009 год составил 306,0 млрд. рублей, что превысило уровень 2008 года на 38,8% (2008 год — 220,5 млрд. рублей).
При этом оборот малых предприятий (с учетом микропредприятий) достиг отметки 265,7 млрд. рублей (2008 год – 176,4 млрд. рублей), оборот средних предприятий 40,3 млрд. рублей (2008 год – 44,1 млрд. рублей).
Доля оборота малых и средних предприятий в ВРП в 2009 году возросла на 5,8 процентных пункта и составила 17,2% против 11,4% в 2008 году.
В городе Сургуте по данным администрации города Сургута на конец 2009 г. зарегистрировано и состоит на учете 14787 предприятия различных форм собственности, в том числе малых предприятий, из них 14539 из них 248 средних предприятий.
Вклад малого предпринимательства в экономику города несколько выше, чем в среднем по России. Если в 2008 году все малые предприятия России произвели 10-11% всего валового внутреннего продукта, то предприятия малого бизнеса города Сургута произвели, как сказано выше, 17,2% всего объема произведенной продукции.
Если исключить из итогов работы предприятий города основополагающую для всего округа отрасль – нефтедобычу, — то малые предприятия Сургута произвели продукции, работ и услуг в 2009 году более, чем 35% от всего объема произведенной за год продукции всеми предприятиями города. Это является существенным вкладом в экономику города.
Особенно большой вклад в экономику города внесли малые предприятия, осуществляющие строительство объектов производственного, жилищного и социального назначения (87,1% от объема всех строительных работ в городе). И малые предприятия торговли и общественного питания (29,0% всего объема работ).
Увеличиваются темпы роста объемов работ, выполняемых малыми предприятиями жилищно-коммунального хозяйства города (в 1999 г. ими выполнено 8,7% всех работ) и малыми предприятиями транспорта и связи (5,2% всех работ).
Несмотря на сложное финансово-экономическое положение как в целом по России, так и по Ханты-Мансийскому автономному округу, более 60% малых предприятий строительства в 2009 году увеличили объемы строительных работ.
Многие строительные малые предприятия специализируются на производстве ремонтных работ, более 80% из них в 2009 году значительно увеличили объемы выполненных работ.
Несмотря на сложное финансовое положение, в городе постоянно организуются новые малые предприятия. Так, в 2008 году было зарегистрировано 14627 малых и средних предприятий, то в 2009г этот показатель повысился на 160 предприятий.
Всего в 2008 году на малых предприятиях города работало 176598 человек. По состоянию на 2009 г. на малых предприятиях работало 173562 человек. Это делает малое предпринимательство весомым социально-экономическим явлением в Сургуте. Оно постоянно привлекает основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов экономики, снижая тем самым многие острые проблемы, в первую очередь вызванные безработицей.
Наибольшее число работников малых предприятий города Сургута трудятся в строительстве, торговле и общественном питании, на транспорте и связи, в промышленности.
В последние два года начали создаваться малые предприятия в непроизводственной сфере деятельности. Так, в настоящее время зарегистрированы и начали свою деятельность 11 малых предприятий, специализирующихся в сфере народного образования; 17 – в здравоохранении, физической культуре, спорте и социальном обеспечении; 15 – в сфере культуры и искусства; 8 – в сфере науки и научного обслуживания. Правда, число работников, занятых в этих малых предприятиях не велико и колеблется 2,0% от числа всех занятых в отраслях, а количество малых предприятий явно недостаточно для полного удовлетворения потребностей населения. Однако работники непроизводственной сферы начали осознавать необходимость и эффективность создания малых предприятий.
Исходя из вышесказанного, службам, которые будут заниматься развитием и поддержкой малого предпринимательства в городе, следует ориентировать население, которое решило открывать свое дело, в первую очередь на те отрасли (виды) деятельности, которые еще не получили в городе широкого распространения и продолжать поддержку малого и среднего предпринимательства.
продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2 Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Практически самой трудноразрешимой для малого предпринимательства является проблема нахождения источников финансирования. Это объясняется структурой источников финансирования этих предприятий, а также трудностями их взаимоотношений с российскими банками.
ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
АМОРТИЗАЦИЯ
ПРИБЫЛЬ
СРЕДСТВА ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
КРЕДИТ
БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ
ВЫПУСК АКЦИЙ
Рис.1.
Источники финансирования малых предприятий.
Существуют два типа финансирования: внутреннее и внешнее. На рис. 1 представлены их разные источники. [7. c. 150]
При выборе источника финансирования главными факторами являются доступность денежных средств и выгодные денежные ставки.
В высокоразвитых странах финансовая поддержка сводится, в основном, к трем видам: прямые, смешанные и гарантированные займы, выдаваемые небольшим фирмам под более низкие процентные ставки, чем при получении кредита на частном рынке ссудного капитала.
Прямые займы предоставляются непосредственно мелким предприятиям из государственных источников под определенный процент, колеблющийся вместе с общей ставкой банковского процента.
Смешанные займы имеют своим источником как государственные, так и частные средства.
При гарантированных займах кредиторам даются государственные гарантии в размере до 90% заемного капитала, уменьшая их риск.
Кроме того, в некоторых высокоразвитых странах используется целевое бюджетное финансирование: в сметах ряда министерств и ведомств имеется специальная статья, предусматривающая выделение средств для малых предприятий (около 0,3% расходов бюджета).
Еще один вид финансирования — участие в акционерном капитале малого предприятия путем скупки части его акций, оно помогает сделать кредит более доступным для малых предпринимателей.
Огромную роль в оказании финансовой помощи играют всевозможные кредитные программы, такие как займы на развитие внешней торговли, на реконструкцию предприятий, на поддержку местного предпринимательства, а также предпринимателей-инвалидов.
Большое внимание во многих странах уделяется развитию венчурного финансирования. Это финансирование мелкого инновационного бизнеса частным капиталом через венчурные фирмы.
Венчурное финансирование складывается из личных средств богатых партнеров, входящих в товарищество или пенсионные, благотворительные фонды или организации. Венчурное финансирование – это финансирование предприятий, находящихся на втором и третьем этапах своего развития.
Следующим видом финансирования является практика привлечения финансовых ресурсов через фондовые биржи.
В ряде стран (США, Великобритании, Франции и др.) созданы вторичные рынки ценных бумаг для мелких и средних компаний. [17. c.162]
В связи с тем, что любое кредитование малого предпринимательства имеет известную степень риска, банки широко используют такие формы финансирования как лизинг и факторинг.
Самое широкое распространение получил в последнее время лизинг — сдача в аренду инвестиций или потребительских товаров.
Еще одно направление сотрудничества предприятий малого звена и банковских учреждений — предоставление разного рода кредитов с заниженной процентной ставкой и увеличенными сроками погашения.
Иногда, в предприятиях с хорошо налаженной работой финансирование осуществляется через привлечение средств сотрудников фирмы. Позитивным моментом такого решения является степень мотивации, резко возрастающий интерес к делам «своей» фирмы.
Финансовые рычаги используются для перераспределения производительных сил, создания новых малых предприятий в промышленно отсталых районах, а также для увеличения количества рабочих мест в районах с избыточной рабочей силой.
Государственные финансовые органы используются малыми фирмами не только для получения финансовой поддержки, но и для получения через них бесплатно финансовой информации, используемой для составления финансового бизнес-плана.
Зарубежный опыт показал, что очень эффективным оказывается создание учреждений по оказанию одновременно финансовой и консультативной помощи.
На данный момент почти все крупные банки создали сейчас специальные отделы, занимающиеся финансированием малого предпринимательства. Набор инструментов, используемых для оказания помощи малому предпринимательству, постоянно расширяется.
Финансовую политику в отношении малого предпринимательства необходимо рассматривать в контексте общей экономической политики страны. Должна быть четкая направленность на достижение сбалансированности политики и рынка в целом, а не на проведении политики по секторам или применительно к предприятиям определенного размера, что может поставить в особые условия какую-либо одну группу, но в конечном итоге нанести ущерб какой-либо другой группе предприятии.
Суть налоговых мероприятий для стимулирования развития малого предпринимательства состоит в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия, как указывалось выше, является одним из повсеместно используемых методов налогообложения малого предпринимательства.
На рис. 1 показаны внутренние и внешние источники финансирования предприятий, которые используются в развитых странах при создании и развитии нового небольшого предприятия. В качестве инвестиций по законодательству нашей страны, могут использоваться целевые банковские вклады, пан, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора.
Частью неформального рынка ссудных капиталов является одалживание денег у родных и знакомых. Около 35% опрошенных предпринимателей пользуются этим источником финансирования.
Централизованные инвестиционные фонды осуществляют финансирование из бюджетных источников.
Согласно Федеральной программе поддержке предпринимательства, финансирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства проводится через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, образованный по постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г.
Фонд — это организационная форма управления, обеспечивающая аккумуляцию поступлений от федерального и местных бюджетов; отчислений от средств, получаемых в результате приватизации государственного имущества (в размере 5%); поступлений от банковских структур; отчислений от предприятий и организаций (из налогооблагаемой базы) и т.д.
Главный принцип деятельности фондов – условие возвратности. Фонду предоставляется право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам предприятий.
В настоящее время единственным источником фонда являются средства от приватизации предприятий, а также средства от прибыли и регистрации, направляемые в фонд. Но четкие механизмы контроля и поступления этих средств до сих пор не разработаны. Возникает необходимость ввести в Программу приватизации положение об обязательном направлении не менее 30% доходов от приватизации на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства. Было бы целесообразно также часть этих средств оставлять в регионах, чтобы региональные центры могли начинать работу по поддержке предприятий на местах. [8. c. 26]
До сих пор четко не определено, какие предприятия кредитовать в первую очередь — самые мелкие или те, которые уже достаточно развернулись. Нередки случаи использования кредитов в личных целях. Причиной этого является несовершенство законодательной базы в этом вопросе. Даже в условиях более стабильной экономики большинства развитых стран коммерческие банки не рискуют инвестировать в начинающие предприятия, а предпочитают кредитовать (и в основном на короткий срок) уже существующие предприятия малого предпринимательства, со стабильным коммерческим оборотом.
Следует признать, что на сегодняшний день реальным единственным внешним источником получения дополнительных средств является банковский кредит.
Учитывая риск, связанный с предоставлением кредита малым предприятиям, кредитные сделки чаще всего оформляется под какой-либо залог. Нельзя также забывать о том, что кредитор и заемщик должны быть заинтересованы в ней в смысле выгодности. Это обстоятельство необходимо учитывать при формировании процентной ставки.
Для малых внешнеторговых организаций можно использовать такую форму кредитования, как форфейтинг. Под этим термином понимается кредитная операция, при которой экспортер, получив от импортера акцептованные последним тратты (переводные векселя), продает их со скидкой банку или специализированной финансовой фирме. При наступлении срока оплаты труда импортер погашает свою задолженность. Прибегая к форфейтингу, экспортер получает возможность дополнительно мобилизовать средства и сократить дебиторскую задолженность. Особенность форфейтинга состоит в том, что при покупке векселя дисконт является определенной величиной, и в течение всего срока кредитования не меняется, несмотря на изменения ставок на рынке капиталов. При этом экспортер может произвести точный расчет цены товара с учетом реальных расходов по привлечению средств.
При факторинговых операциях в случае неоплаты требований плательщиком последние переуступаются факторинговому отделу банка, и тот платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка просроченной задолженности. Преимущество состоит в том, что вопрос об оплате требования плательщиком полностью исключается из сферы внимания поставщика. На данном этапе все три вида банковского обслуживания развиты в нашей стране недостаточно из-за отсутствия во многих банках экономического анализа и экономического расчета, должного контроля за качеством обслуживания, а также из-за слабой методологической базы, отсутствия научной и справочной литературы и практического опыта осуществления факторингового, лизингового и форфейтингового обслуживания. Тем не менее, по мере развития рыночных отношений и законодательной базы, использование данных видов банковского обслуживания для предприятий малого предпринимательства станет все более необходимым.
В условиях повышенного экономического риска при предоставлении кредита совершенно необходим расчет кредитоспособности предприятия. Здесь используются различные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия (см. приложение 4).
Однако применение этих показателей в нашей стране в настоящее время ограничено из-за различия принципов кредитования тех или иных предприятий.
Некредитоспособным предприятиям или фирмам с низкой степенью кредитоспособности необходимо предоставление ссуд на условиях высоких процентных ставок или страхования кредита.
На основании проведенных проверок коммерческому банку следует разрабатывать свой план финансирования малых предприятий, определяя объем и сроки их кредитования.
На рис. 2. представлен существующий порядок предоставления кредита малым предприятиям через коммерческие банки. [7. c. 163]
Обращение к коммерческим банкам как для получения займов для малого предпринимательства имеет ряд преимуществ. Так, в них вносятся местные и сберегательные вклады, коммерческие банки обычно распола-
Составление досье клиента. Досье может касаться не только настоящего, но и будущего клиента.
Разработка плана финансирования мелкого предприятия.
Сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если ссудой покрывается 50-80% расходов.
Определение класса кредитоспособности предприятия.
Определение ставки процента за кредит (ставка может быть постоянной или переменной).
Расчет срока окупаемости кредита.
Непосредственное решение о сроке кредитования.
Определение регулярности возмещения кредита.
Составление контракта (договор о возврате).
Проверка и контроль различных этапов выполнения контракта.
В случае задержки в выполнении или невыполнения условий контракта — организация взаимопомощи в исправлении создавшегося положения.
Рис. 2.
Порядок предоставления кредитамалым предприятиям через коммерческие банки
гают необходимыми внутренними ресурсами, следовательно, лучше, чем какая-либо другая финансовая компания могут отвечать спросу на оборотный капитал и на срочные ссуды для основного капитала.
Однако в настоящее время коммерческие банки рассматривают займы для малого предпринимательства как слишком рискованные и сопряженные с большими административными издержками. В связи с этим банки предпочитают давать ссуды на короткие сроки (овердрафт).
Для того, чтобы заинтересовать банки, необходимо принять дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малое предпринимательство.
Колоссальным источником возможностей в финансировании малых предприятий являются сберегательные банки, которые почти на половину завязаны на жилищное городское и пригородное строительство.
Внешним внебюджетным источником финансирования малого предпринимательства является частное или спонсорское финансирование. Довольно часто над малой фирмой стоит частная крупная фирма, заинтересованная в результатах работы предприятия, берущая на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного ее освоения.
Основной плюс венчурного инвестирования — прибыль от прироста стоимости акций. Кредитор рассчитывает на то, что новое предприятие, быстро достигнув стадии серийного производства новой продукции, станет приносить повышенную прибыль.
Но венчурного кредитование не получило пока широкого распространения в нашей предпринимательской практике. Законодательство Российской федерации предусматривает возможность инвестиционной деятельности со стороны частных лиц, но следует отметить, что наличие индустрии венчурного капитала служит признаком развитых рыночных отношений, чего еще нет в нашей стране.
Следующим источником внебюджетного финансирования малого предприятия может служить совместное инвестирование. При этом создаются специальные фирмы, участвующие в капитале мелких предприятий.
В нашей стране совместное инвестирование проводится путем оформления договора-подряда по финансированию какой-либо разработки.
Особого внимания удостаивается привлечение капиталов с использованием акций и иных ценных бумаг. Главным недостатком акционирования является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием самостоятельности. Сказывается то, что еще недостаточно проработан закон о ценных бумагах и их использовании. Коммерческие банки могли бы организовать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и мелким бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений, что позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь, и влияние крупного предприятия.
Исходя из того, что деятельность самих малых предприятий направлена в основном на местный рынок, нужно понимать, что решение основных их проблем необходимо решать через органы местного самоуправления, в то время как региональные органы государственной власти и управления должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприятий, изыскать необходимые материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.
Для обеспечения поддержки малого предпринимательства необходимы следующие финансовые институты: ипотечный банк малого предпринимательства, тендерный цент малого предпринимательства, стразовая компания малого предпринимательства, депозитная компания малого предпринимательства и инвестиционная компания малого предпринимательства. Цели их создания и задачи представлены в приложении 5.
На территории ХМАО осуществляют следующие мероприятия по финансовой поддержки малых и средних предприятий:
Микрофинансирование– предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства целевых займов на возмездной и возвратной основе, на льготных условиях. Мероприятие проводит Фонд поддержки предпринимательства Югры размер займа — до 3 000 000 руб. Срок финансирования — до 36 мес. Процентная ставка, в год — 1 ставка рефинансирования ЦБ РФ на момент заключения договора. Погашение кредита — по индивидуальному графику.
Программа «Гарантия»— Предоставление Фондом поручительств по обязательствам (кредитам, займам, лизинговым операциям и.т.п.) субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредиторами – банками, лизинговыми компаниями. Мероприятие проводит Фонд поддержки предпринимательства Югры
Предоставление поддержки в форме компенсациичасти затрат по уплате процентов за пользование кредитами, уплате лизинговых платежей, затрат по договорам поручительства, залога, страхования, гарантиям банков. Мероприятие проводит Фонд поддержки предпринимательства Югры Компенсация части затрат за пользование кредитами (по уплате лизинговых платежей). Размер компенсации: до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату заключения соглашения о предоставлении поддержки.
2.3 Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства является важным фактором и условием их дальнейшего развития; осуществляется в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а на региональном уровне — в соответствии с законодательными актами, принимаемыми органами власти субъектов РФ.
На федеральном уровне в качестве одной из первоочередных задач в организации имущественной поддержки предусматривается разработка параметров (условий, правил) предоставление субъектам малого бизнеса на конкурсной основе государственного имущества: путем его продаж, сдачи в аренду или безвозмездного пользования. Так МАП РФ (Министерство по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства) совместно с другими заинтересованными министерствами разработало программу продажи и сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства имущества ликвидируемых предприятий и научно-исследовательских институтов, незавершенных объектов производственного назначения, высвобождаемого имущества военных городков и объектов инфраструктуры. Программа предусматривает предоставление производственным малым предприятиям не используемых либо не эффективно используемых производственных помещений и оборудования, находящихся в федеральной собственности. МАП РФ совместно с Минимуществом РФ разработало критерии, определяющие эффективное использование федерального имущества, предоставляемого субъектам малого бизнеса:
— увеличение числа рабочих мест;
— сокращение числа безработных;
— увеличение поступлений доходов в бюджеты всех уровней;
— развитие приоритетных видов предпринимательской деятельности, особенно в производственной сфере;
— условия использования федерального имущества (аренда, выкуп, передача оборудования на условиях лизинга).
В решении проблемы улучшения имущественной поддержки малого предпринимательства важнейшая роль принадлежит субъектам РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в предоставлении малым предприятиям государственного и муниципального имущества на различных условиях. В субъектах РФ функционируют и активно работают многие лизинговые компании, занимающиеся предоставлением по договорам малым предприятиям оборудования в лизинг. Только на основе лизинга может быть решена проблема нехватки высокотехнологичного оборудования, активной части основных средств у малых предприятий, которые не имеют необходимого первоначального капитала при создании собственного дела, и достаточных средств в процессе его функционирования. Малые предприятия, не прибегая к привлечению дорогостоящих кредитов (заемных средств), могут использовать новое прогрессивное оборудование и технологии на относительно льготных условиях, заключая договоры лизинга с местными лизинговыми компаниями.
В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что государственная поддержка союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства осуществляется путем содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами связи, необходимыми для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и создаваемых ими предприятий, учреждений и организаций, а также для проведения организованных ими публичных мероприятий, связанных с поддержкой малого предпринимательства. Передача в аренду субъектам СМП помещений на льготных условиях. Мероприятие проводит ООО «Окружной Бизнес-Инкубатор»
продолжение
--PAGE_BREAK--