--PAGE_BREAK--1.2. Механизм и особенности функционирования рынка труда
Важнейшим компонентом рынка труда является механизм его функционирования. Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Основными элементами механизма функционирования рынка труда являются:
O спрос на рабочую силу;
O предложение рабочей силы;
O конкуренция;
O цена рабочей силы.
На рынке труда под спросом на рабочую силу понимают потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Под предложением рабочей силы понимают занятых наемных работников, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов и с учетом располагаемого дохода и времени.
В классическом варианте механизм функционирования рынка труда выглядит следующим образом. Появление дополнительного спроса на определенный вид товара меняет ситуацию, сложившуюся на рынках капиталов (на фондовых биржах). В результате возрастает стоимость акций предприятий, способных изготовить дефицитный товар (удовлетворить возросший спрос на него). Начинается перелив капиталов в перспективное производство. Открытие нового или расширение действующего производства требует дополнительных ресурсов, в том числе и рабочей силы, что и обуславливает рост спроса на нее [2, 55].
Взаимодействие спроса и предложения показано на рисунке 1.
Рис. 1 Спрос и предложение на рынке труда
Кривая предложения труда направлена вверх, поскольку работники готовы жертвовать свободным временем и работать больше при повышении заработной платы, т.е. предложение труда растет (при прочих равных условиях). Эта зависимость выражает действие закона предложения труда.[1]
Напротив, кривая спроса направлена вниз ввиду того, что при росте издержек производства за счет повышения заработной платы (при прочих равных условиях) увеличивается стоимость (цена) изделий, создаваемых дополнительным трудом, снижается прибыль. Работодателям такая ситуация невыгодна и они сокращают прием рабочих, т.е. с ростом заработной платы (цены труда) спрос на рабочую силу падает. Эта обратная зависимость выражает действие закона спроса на труд.[2]
Когда цена труда устраивает и работодателей и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок пришел в равновесие или находится в равновесии. Пересечение кривых спроса и предложения на рис. 1 показывает, что существует лишь одна цена, при которой интересы продавцов и покупателей рабочей силы совпадают, — это и есть равновесная цена труда (или заработная плата). Таким образом, равновесная цена – это такая цена труда, при которой объем спроса на рабочую силу равен объему ее предложения.
Таким образом, под действием механизма спроса и предложения рынок труда выполняет следующие функции:
O соединение рабочей силы со средствами производства (капиталом), регулирование спроса и предложения труда;
O обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями – за наем рабочей силы;
O установление равновесной (доминирующей) цены;
O содействие полной экономически эффективной занятости.
В основе функционирования рынка труда лежат те же принципы, что и в основе действия механизма рынка потребительских товаров и услуг. Анализ спроса и предложения является основным методом изучения и тех, и других. Однако функционирование рынка труда имеет свои особенности [6, 148]. Они связаны с характером воспроизводства и особенностями товара «рабочая сила».
Какие же это особенности?
1. Неотделимость права собственности на товар рабочую силу от его владельца. На рынке труда покупатель (работодатель) приобретает лишь право использования и частичного распоряжения способностями к труду. Вместе с тем наниматель покупает не просто рабочую силу, как один из многих товаров, а имеет дело с человеком, обладающим определенными правами, которые работодатель не может нарушать, если не хочет нести юридическую ответственность и экономические потери.
2. При покупке товара «рабочая сила» взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (работодателя) длится гораздо дольше, чем при покупке, например, продовольственных товаров.
3. Наличие большого числа институциональных структур особого рода (разветвленной системы законодательства, социально-экономических программ, служб занятости, профсоюзов, объединений работодателей и т.д.) тоже порождает своеобразие отношений между субъектами рынка труда. Это вызывает необходимость более детальной регламентации различных сторон их деятельности.
4. Различный профессионально-квалификационный уровень рабочей силы, разнообразие технологий, переход к контрактной системе найма и т.д. вызывает необходимость заключения индивидуальных трудовых сделок с наемным работником.
5. Наличие своеобразия в обмене рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара. Процесс обмена рабочей силы начинается в сфере обращения товара «рабочая сила» передачей права пользования способностью к труду покупателю. Далее он продолжается в сфере производства в форме обмена функционирующей рабочей силы – действительного труда на номинальную заработную плату. Заканчивается этот процесс в сфере обращения жизненных благ фактом обмена номинальной зарплаты на жизненные средства. Тогда как обмен вещного товара начинается и заканчивается в сфере обращения вещного товара.
6. Для работника играют важную роль неденежные аспекты сделки, а именно: содержание и условия труда; гарантии сохранения рабочего места; перспективы продвижения по службе и перспективы профессионального роста; микроклимат в коллективе и т.д. [4, 203]
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Особенности современного этапа формирования и становления российского рынка труда
Формирование российского рынка труда происходит под влиянием как общих для страны, так и специфических для регионов условий и факторов, оказывающих в их взаимосвязи и взаимодействии влияние на современные тенденции и условия занятости населения. Эти факторы и условия различаются по своему характеру, степени и направлениям воздействия на рынок труда.
Одним из наиболее общих факторов, влияющих на параметры рынка труда, является то, что он формируется в условиях системного кризиса, охватившего все стороны общественной жизни. Наиболее ощутимое влияние оказывает, естественно, экономический кризис, проявляющийся в спаде производства, сокращении инвестиций, массовых неплатежах, резком и неоправданном ни с социальной, ни с экономической точки зрения увеличении разрыва в уровне доходов среди работающего населения. Следствием экономического кризиса является не только сокращение спроса на рабочую силу, возникновение безработицы, сужение возможностей активизации этого спроса за счет целенаправленных государственных инвестиций, но и нарушение ранее существовавшей, пусть далеко не совершенной и недостаточно действенной системы мотивации к эффективной трудовой деятельности, приобретению престижной профессии. Одним из факторов деградации этой системы является утрата управляемости процессом формирования доходов населения. Действующая сейчас система мотивации ориентирует население не столько на то, что сложный квалифицированный труд гарантирует получение высоких заработков, сколько на то, что можно достичь высоких доходов при минимальном образовании и нагрузке.
Другой особенностью является то, что скорость формирования рынка трудаявно недостаточна для того, чтобы успешно складывались рыночные предпосылки эффективного экономического роста. Можно прогнозировать, что в случае продолжения рыночных преобразований будет исчезать избыточная численность работников на предприятиях, и развиваться конкуренция работников за более благоприятное рабочее место.
Отсутствие рынка жилья играет существенную роль в том, что масштабы меж- и внутри областной миграции в пределах России не только не возросли, что можно было бы ожидать с учетом возникновения и расширения масштабов безработицы на фоне наличия свободных рабочих мест в ряде территорий, но и, наоборот, даже сократились. Отсутствие реальной возможности купли-продажи жилья блокирует территориальные перемещения работников. Это, снижая миграционную подвижность населения, может в ближайшее время существенно осложнить решение проблемы безработицы, превращая её в отдельных регионах в застойную.
Формирующийся в России рынок труда характеризуется также сужением возможностей наемных работников реализовать свои социальные права и интересы. Так называемое формирование класса собственников в результате проведения чековой приватизации носило формальный характер. Приобретение наемными работниками акций своего предприятия не обеспечило роста независимости их от работодателей. Напротив, превращение администрации в собственников усилило зависимость наемных работников, что проявляется в сужении возможностей борьбы трудящихся за надлежащую и своевременную оплату труда, обеспечение безопасных условии труда и т.д. [8, 15]
Весьма существенно то, что процесс формирования рынка труда лишен необходимой государственной стратегии. Если бы такая стратегия была, то процессы формирования рынка труда складывались бы под большим влиянием рычагов макроэкономического регулирования в масштабах страны – путем структурных сдвигов в экономике, осуществления целенаправленной инвестиционной и кредитно-финансовой политики.
О слабой роли экономических факторов формирования рынка труда свидетельствуют не только нарушение зависимости заработной платы от результатов труда, но и то, что сама цена рабочей силы в форме заработка (дохода) в современных условиях имеет еще меньшее отношение к стоимости средств, необходимых не только для ее расширенного, но даже и простого воспроизводства. Принимаемые же решения о повышении минимума заработной платы являются не столько средством ее приближения к реальной стоимости рабочей силы, сколько попыткой компенсировать последствия роста потребительских цен.
Очень важным моментом с позиции формирования отечественного рынка труда является возникновение и расширение возможности выбора работником сферы занятости.
Существовала высокая потребность общества в рабочих местах, поскольку для поддержания относительно удовлетворительного уровня жизни необходима занятость всех трудоспособных членов семьи. Как следствие, был достигнут предельно высокий уровень занятости трудоспособного населения, в том числе и женщин. Это, в свою очередь, явилось одной из причин не только возникновения негативных последствий в воспроизводстве населения (сокращение рождаемости), но и предпосылкой потенциального возникновения безработицы при переходе к более рациональному хозяйствованию. Поддержание высокого уровня занятости становится затруднительным, поскольку у государства крайне ограничены финансовые ресурсы и отсутствует заинтересованность в инвестициях у частных предпринимателей. Лишь развитие предпринимательского сектора в сочетании с грамотным государственным регулированием минимальной заработной платы может способствовать как созданию достаточного количества рабочих мест, так и повышению доходов работников, что снизит потребность населения в рабочих местах. [1, 12]
Специфика формирования рынка труда в России в большой мере определяется широко распространенным и внедренным в сознание многих поколений россиян трудовым менталитетом. Он проявляется в весьма жестко закрепленном в массовом сознании стереотипе уверенности людей, в основном средних и старших возрастов, в обязанности и способности государства решать проблемы занятости каждого конкретного человека, в психологическом неприятии состояния безработицы, воспринимаемого как нечто чужое, социально-неприемлемое. Немаловажное значение в формировании этого стереотипа имело то обстоятельство, что сама жизненная среда работников (жилищные условия, условия детского дошкольного воспитания, отдыха, досуга, приобретения товаров и услуг) во многом создавалась за счет соответствующей инфраструктуры, привязанной к конкретному месту работы. Утрата рабочего места, особенно в престижных отраслях и производствах, лишала надежд на перспективы улучшения многих компонентов, входящих в понятие «уровень жизни населения». Тем самым, на протяжении достаточно длительного периода времени решалась задача закрепления кадров на производстве, сокращения текучести и формирования соответственного негативного отношения к перемене места работы, поиску более высокого заработка, смене профессии. Отсюда вытекает инертность населения, неподготовленность к самостоятельному активному решению проблем занятости, отсутствие соответствующего индивидуального опыта, навыков действий, связанных с поиском нового места работы. В сочетании с низкой правовой культурой это обстоятельство снижает уровень мобильности населения, его способность оперативно реагировать на изменение трудовой конъюнктуры.
Особенностью России остается крайне низкий технический уровень производства, наличие значительных объемов физически и морально устаревшего малопроизводительного оборудования. Состояние активной части основных производственных фондов, техники и технологии производства, темпы обновления которого в современных условиях практически сведены до нуля, воздействует на состояние рынка труда двояко. С одной стороны это завышает потребность в кадрах, соответственно увеличивает спрос на рабочую силу и выступает в качестве фактора, сдерживающего безработицу. С другой – оно во многом предопределяет относительно низкий уровень квалификации персонала, затрудняющий внедрение нового оборудования, гибкое, применительно к требованиям рынка, реагирование в форме изменения номенклатуры производимой продукции. Тем самым снижается её конкурентоспособность и повышается вероятность банкротств и последующих массовых высвобождений работников.
Наконец, весьма важной особенностью России, влияющей на формирование национального рынка труда, является пространственное несовпадение богатейших земельных и других природных ресурсов и размещения населения. Например, районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним, занимают 64% территории Российской Федерации, на которые приходится львиная доля запасов нефти, газа, золота, алмазов и лишь 6,6% населения страны. [10, 23]
Таким образом, в настоящее время общие и специфические условия формирования отечественного рынка труда выполняют двоякую функцию. Одни являются предпосылками успешного разрешения проблем занятости в стране, другие – на протяжении довольно длительного времени будут препятствовать достижению эффективной занятости населения. Учет этих обстоятельств крайне необходим при прогнозировании тенденций в сфере занятости и выработке в рамках национальной политики эффективных управленческих механизмов в области занятости.
Рынок выполняет ряд важных социально-экономических функций. Однако в условиях России становление рынка осложнено длительным кризисным состоянием экономики. Кризис экономики не позволяет достичь серьезных сдвигов в формировании конкурентной рыночной среды.
Развитие негативных тенденций формирует опасную социальную модель общества, где на противоположных полюсах воспроизводятся малообеспеченные и зажиточные слои, а основной средний класс пока практически по уровню доходов мало чем отличается от малообеспеченных. В ряде регионов возрастает численность хронически незанятого трудоспособного населения, особенно среди молодежи. Увеличивается количество лиц без определенного места жительства. Особенно в тяжелом материальном положении оказались четыре группы малообеспеченных семей. Это пенсионеры, неполные семьи, многодетные и студенческие семьи. Реальные размеры пособий, начисленные для них на основе минимального размера заработной платы, в результате инфляции отбросили их далеко за черту бедности.
Работники, получающие заработную плату на уровне средней по России и ниже, практически не могут удовлетворить свои личные минимальные физиологические потребности в продуктах питания. Неработающие члены семьи и инвалиды обречены такой политикой в оплате труда на вымирание, эта же учесть ожидает и самого работающего. [8, 17]
Удельный вес женщин среди работающих больше. Поэтому и средняя продолжительность жизни женщин опустилась до уровня отсталых стран и сохраняет тенденцию к снижению. В ряде регионов нашей страны рождаемость существенно ниже естественной убыли населения.
Снижение требований к уровню минимальной заработной платы со стороны правительства является одним из крупнейших просчетов в сфере регулирования процессов реформирования экономики и становления рынка труда.
Итак, повышение средней заработной платы при сокращении её дифференциации будет способствовать созданию мощных стимулов в развитии производства, благотворно скажется на становлении рынка рабочей силы.
продолжение
--PAGE_BREAK--ГЛАВА2. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 2.1. Оценка ситуации и тенденции развития рынка труда Российской Федерации
Положение на рынке труда Российской Федерации является результатом объективной логики развития общества в условиях макроэкономической трансформации.
2.2. Общая численность населения Российской Федерации
В начале анализа российского рынка труда следует сказать об общей численности населения Российской Федерации, о естественном приросте (убыли) населения, и миграционном приросте (убыли) населении, в общем, об основных социально-экономических показателях, характеризующих рынок труда (Приложение 1).
Из данной таблицы можно сделать вывод, что численность всего населения страны сократилась в период с 2001 по 2007 гг. на 4,083 млн. человек (или на 2,8%). (Приложение 1, таблица 1). Таким образом, наша страна занимает 8 место по численности населения. Перед нами Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия и Пакистан, Бангладеш. (Приложение 1, таблица 4).
Также на 5,67 млн. человек (или на 19,97%) и на 0,526 млн. человек (или на 1,76%) снизилась численность населения моложе трудоспособного возраста и населения старше трудоспособного возраста соответственно. Численность лиц трудоспособного возраста, наоборот, выросла на 2,1 млн. человек (или на 2,4%) (Приложение 1, таблица 1).
По таблице 2 из Приложения 1 видно, что в период с 2000 по 2007 гг. наблюдалась естественная убыль населения, но с каждым годом она становилась меньше, что является позитивной тенденцией для нашей страны.
По таблице 3 из Приложения 1 видно, что в период с 2000 по 2007 гг. в нашу страну приезжает много граждан из дальнего и ближнего зарубежья, с каждым годом приезжих становилось меньше, но в 2006 и особенно в 2007 гг. наблюдается резкое увеличение мигрантов. Также снижается число граждан покидающих пределы нашей страны. Это говорит об улучшении экономической обстановки в России.
2.3. Общая характеристика трудовых ресурсов
В результате происходивших социально-демографических процессов численность экономически активного населения повысилась в период с 2000 по 2007 гг. на 2714 тысяч человек.[3] Из них количество мужчин повысилось на 468 тысяч человек, а женщин – на 2246 тысяч человек (Приложение 2, таблица 1).
К началу 2007 г. число экономически активного населения достигло 75046 тысяч человек и составляет больше половины общей численности населения страны. Между тем численность трудоспособного населения выросла приблизительно на 2112 тысяч человек.[4] Увеличение числа экономически активного населения при росте трудоспособного населения свидетельствует об уменьшении числа предприятий, занимающихся теневой экономикой и соответствии официально регистрируемой и реальной безработицы.
2.4. Занятость населения
На конец 2000 г. число занятых в российской экономике составляло 65273 тысяч человек, в 2002 г. – 66266 тысячи человек, в 2003 г. – 67152 тысяч человек, в 2004 г. – 67134 тысячи человек, в 2005 г. – 68603 тысячи человек, в 2006 г. – 69157 тысяч человек, в 2007 г. – 70813 тысяч человек, или соответственно 90,2; 91,5; 92,2; 92,1; 92,9; 93,3; 94,4 % к экономически активному населению (Таблица 1) (Приложение 2, Таблица 1, 2).
Таблица 1
Численность занятых в экономике по сравнению с численностью экономически активного населения
2000
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Экономически активное население
72332
72421
72835
72909
73811
74156
75046
Численность занятого в экономике населения
65273
66266
67152
67134
68603
69157
70813
%-е соотношение занятого населения к экономически активному населению
90,2
91,5
92,2
92,1
92,9
93,3
94,4
Происходящий сейчас рост числа занятых в России еще слишком мал для того, чтобы говорить о кардинальном улучшении положения дел. Статистическое исследование этих данных позволяет предположить возможность сохранения существующих тенденций в сфере занятости в ближайшие 2-3 года.
В структуре занятого населения по возрасту наиболее многочисленную группу составляют лица в возрасте от 45 до 49 лет, на долю которых приходится 14,8% общей численности занятых. Средний возраст занятого в экономике населения составил в ноябре 2007 г. 39,7 года (Приложение 2, Таблица 3).
По сравнению с другими странами, население Российской Федерации, занятое в экономики, имеет достаточно высокий уровень образования. Высшее профессиональное образование имеют 27,8% населения, 25,9% — среднее профессиональное образование, 21,5% — среднее (полное) общее образование, 17,6% — начальное профессиональное образование. Также есть лица, которые имеют неполное высшее профессиональное образование (1,5%), основное общее образование (5,3%) и только лишь 0,4% населения обладают начальным общим образованием или вообще не имеют никакого образования. Среди населения, занятого в экономики, более высокий уровень образования имеют женщины: 30,5% из них с высшим образованием. У мужчин этот показатель составляет 25,2%. Соответственно среди мужчин и женщин среднее профессиональное образование имеют 20,9 и 31,0%. Мужчины преобладают на более низких ступенях образования: общее среднее имеет 24,0% мужчин и 18,9% женщин; начальное общее или вообще не имеет образования соответственно – 0,5 и 0,4% (Приложение 2, Таблица 3).
Высокий уровень образования российского занятого в экономике населения является положительным фактором, создающим условия для возможности интенсивного экономического развития. Но этот фактор имеет временный и очень нестабильный характер и может исчезнуть, если не будут устранены несоответствия между квалификацией рабочей силы и спросом на рынке труда.
Помимо граждан Российской Федерации, на работу в Россию привлекаются граждане других стран. Их число в последние годы, по данным Федеральной миграционной службы, быстро увеличивается (Приложение 2, рис. 1). Общая численность иностранных граждан, работавших в России в 2005 году на основании разрешений на право трудовой деятельности, составила 702,5 тысячи человек, увеличившись по сравнению с 2004 годом на 242,1 тысячи человек (на 52,6%). В эти данные не включаются трудовые мигранты из Белоруссии.
Иностранная рабочая сила поступала на территорию Российской Федерации из 132 стран мира, в том числе из 38 стран Европы, 21 страны Северной и Южной Америки и Карибского бассейна, 42 стран Азии, 27 стран Африканского континента, 4 стран Океании.
Наиболее крупными поставщиками рабочей силы в Россию из государств-участников СНГ являются Украина, Таджикистан, Узбекистан, Молдавия. За 2005 год численность рабочей силы, прибывающей из Украины и Молдавии, увеличилась, по сравнению с предшествующим 2004 годом, в 1,3 раза, а из Узбекистана и Таджикистана — в 2-2,3 раза. Значительно возросла также численность рабочей силы, прибывающая в Россию из Армении, Азербайджана и Киргизии, — в 1,5-2 раза.
Сохраняется тенденция роста численности рабочей силы, поступающей из Китая, Турции, Вьетнама. Эти страны по-прежнему остаются основными поставщиками иностранной рабочей силы из стран вне СНГ (Приложение 2, таблица 4).
Большинство трудовых мигрантов привлекалось для работы в организациях строительства (38,7%) а также оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (30,5%). В добывающие и обрабатывающие производства было привлечено 8,7% иностранной рабочей силы, в сферу сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства — 7,3%; транспорта и связи — 4,7%.
Сохраняется сложившаяся специализация привлекаемой иностранной рабочей силы по видам экономической деятельности. Около 86% рабочей силы из Турции и 54-56% рабочей силы из Украины и Армении использовалось в 2005 году в строительстве. Большинство трудовых мигрантов из Китая и Вьетнама занималось торгово-коммерческой деятельностью.
В общей численности иностранных граждан, занятых в 2005 году в экономике России, женщины составляли 15,8%. Более четверти иностранных работников — молодежь в возрасте до 30 лет, 36,0% составляют лица в возрасте от 30 до 39 лет, 27,6% — в возрасте от 40 до 49 лет.
В основном иностранная рабочая сила привлекается в ограниченный круг российских регионов, среди которых безусловным лидером является столица. Так, в 2005 году в экономику Москвы было привлечено более 34% от общей численности иностранной рабочей силы, Московской области — 7,3%, Свердловской области — 3,8%, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа — 3,5% и 3,7% соответственно, Приморского края и Санкт-Петербурга — по 3,3%, Краснодарского края — 2,4%, Красноярского края — 2,3%.
Имеет место также значительная нелегальная миграция рабочей силы, концентрирующейся в Москве и некоторых других крупных городах, но ее оценки не являются достоверными. Но всё равно миграционные потоки из-за рубежа не оказывают существенного влияния на ситуацию на рынке труда.
Данные показатели могут служить косвенным подтверждением наметившихся позитивных экономических сдвигов.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.5. Структурные изменения занятости населения
Произошедшие структурные изменения занятости населения свидетельствуют об изменении характера экономического развития страны. Структурные изменения занятости населения происходят как по отраслям, так и по формам собственности (Приложения 2, Таблицы 5, 6). Анализ проведем на примере изменений занятости населения по отраслям.
Рассматривая численность населения, занятого в экономике, можно сказать, что в период с 2005 по 2007 гг. она постоянно увеличивалась (на 909 тысяч человек или на 1,36%). С таким постоянным увеличением числа занятых наша экономика имеет все шансы на подъем. Первое место по количеству занятых занимают оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых
изделий и предметов личного пользования, численность занятых в которых в период с 2005 по 2007 гг. увеличилась на 689 тысяч человек (или на 6,2%). Удельный вес этой отрасли в экономике страны составляет около 16,9%. Второе место занимают обрабатывающие производства, численность занятых в которой снизилась в период с 2005 по 2007 гг. на 125 тысяч человек (или на 1,1%). Далее следуют сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство численность занятых в котором снизилась на 625 тысяч человек (или на 8,5%); образование – снижение на 51 тысячу человек (или на 0,8%). Затем следуют транспортная отрасль и в отрасль связи, в которых произошло в период с 2005 по 2007 гг. увеличение числа занятых на 70 тысяч человек (или на 1,3%); строительство – увеличение числа занятых на 352 тысячи человек (или на 7,2%); операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – увеличение занятых на 155 тысяч человек (или на 3,2%); здравоохранение и предоставление социальных услуг – увеличение на 40 тысяч человек (или на 0,88%); государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение – увеличение занятых на 93 тысячи человек (или на 2,7%); предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – увеличение занятых на 95 тысяч человек (или на 3,86%); производство и распределение электроэнергии, газа, воды – снижение занятых на11 тысяч человек (или на 0,58%); гостиницы и рестораны – увеличение занятых на 51 тысячу человек (или на 4,3%); добыча полезных ископаемых –снижение на 13 тысяч человек (или на 1,2%); финансовая деятельность – увеличение занятых на 186 тысяч человек (или на 21,68%); рыболовство, рыбоводство – увеличилось занятых на 8 тысяч человек (или на 5,8%).
Ведущее место по количеству занятых занимает образование, хотя численность занятых там снизилась в период с 2005 по 2007 гг. на 51 тысячу (или на 0,8%). И хотя заработная плата в этой отрасли оставляет желать лучшего, все равно люди работают, и это говорит о хорошем образовательном потенциале нашей страны и о преданности своей работе.
2.6. Безработица
В 2003 г. зарегистрированная безработица составила 8,6 %, в 2004 г. – 8,2%, в 2005 г. – 7,6%, в 2006 г. – 7,1%, в 2007 г. – 6,1%. (Приложение 3, рис. 2) Снижение показателей безработицы в Роструде связывают с развитием экономики, что привело к появлению новых рабочих мест. Кроме того, установление пособия неработающим женщинам по уходу за ребенком, который превысил размер пособия по безработице. По этой причине примерно 100 тысяч женщин снялись с учета.
На протяжении последних восьми лет (с 2000 г.) численность безработных существенно снизилась. В 2000 г. она составляла 7059,1 тысяч человек, в 2002 г. – 6154,7 тысяч человек, в 2003 г. –5683,3 тысяч человек, в 2004 г. – 5775,2 тысяч человек, в 2006 г. – 4998,7 тысяч человек, в 2007 г. – 4232,5 тысяч человек. Таким образом, в этот период (с 2000 по 2007 гг.) численность безработных снизилась на 2826,6 тысяч человек. Большее количество безработных – мужчины, но с каждым годом в этот период их численность уменьшается (общее снижение за восемь лет составило 1481 тысячу человек). В 2007 г. безработных-мужчин было 53,5% от общей численности безработных. Численность безработных-женщин снизилась в период с 2000 по 2007 гг. на 1346,1 тысячу человек, в 2007 г. безработные — женщины составляли 46,5% от общей численности безработных. В период с 2000 по 2004 гг. выросло число безработных студентов, учащихся и пенсионеров на 90,8 тысяч человек, затем их число снизилось к 2007 г. на 326,5 тысяч человек. Студенты, учащиеся и пенсионеры составляли в 2007 г. 10,7% от числа безработных. (Приложение 3, Таблица 1). По данным Федеральной службы по труду и занятости, численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, увеличилась на 516 тысяч человек (Приложение 3, Таблица 1).
Средний возраст безработных в ноябре 2007 г. составлял 34,5 лет. При этом средний возраст безработных-мужчин составлял 34,3 лет, женщин – 34,8 лет. Самая многочисленная группа безработных – лица в возрасте от 20 до 24 лет, на их долю приходиться 20,6% общей численности безработных (Приложение 3, Таблица 2). Если ранжировать безработных по уровню полученного образования, то 34,8% общей численности безработных имеют среднее (полное) общее образование, 18,8% — среднее профессиональное образование, 18,6% — начальное профессиональное образование, основное общее – 12,6%, 11,5% – высшее профессиональное образование, неполное высшее профессиональное – 2,5%, начальное общее, не имеют начального общего образования – 1,1% (Приложение 3, Таблица 3).
Достигнутый уровень безработицы близок минимальному для России. Острой проблемы безработицы в целом по России нет, она велика лишь в отдельных регионах страны, в частности, в Южном федеральном округе, особенно остро стоит вопрос в Ингушетии и Чечне, где доля вынужденно оставшихся не у дел доходит до 40%. Но ситуация на российском рынке труда достаточно напряженная. Во-первых, очень высока средняя продолжительность поиска работы – в некоторых регионах более 10 месяцев. Во-вторых, налицо серьезный недостаток высококвалифицированной рабочей силы. Среди молодежи главная проблема – отсутствие какого-либо опыта работы. Особенно много безработных среди выпускников юридических и экономических факультетов непрофильных вузов.
В отличие от развитых стран, у нас отсутствует серьезная система социальных пособий. 2880 руб. в месяц – это максимум, на что может претендовать безработный, а чаще всего дают по минимуму – 720 руб. Естественно, никто не регистрируется в службах занятости населения. Во многом поэтому Россия избежала высокой открытой безработицы в 1990-е годы. В Европе же, где на пособие реально можно прожить, тяжелой и низкооплачиваемой работе предпочитают статус безработного. Наши граждане соглашаются на плохие рабочие места с низкой зарплатой, потому что на помощь государства рассчитывать не приходится. [27, 10]
Подводя итог вышесказанному, можно назвать следующие тенденции в сфере занятости населения:
O увеличение численности трудоспособного населения и численности занятых в экономике;
O изменения отраслевой структуры занятости;
O снижение численности безработных;
O рост безработных с достаточно высоким уровнем образования и другие.
продолжение
--PAGE_BREAK--ГЛАВА3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА
Проводимые в России социально-экономические преобразования имеют своей целью формирование социально благополучного общества, базирующегося на социально ориентированной рыночной экономике. В ходе продвижения к этой цели на одно из первых мест выдвигается задача эффективного использования трудового потенциала российского общества. В конечном счете именно от решения этой задачи зависят возможности экономического роста и повышения народного благосостояния. Для того чтобы выполнить эту задачу, требуются сложные социально-экономические механизмы, включающие развитой рынок труда, его государственное регулирование и целую систему социальных гарантий и социальных услуг, подготавливающих человека к трудовой деятельности и способствующих его устойчивому положению на рынке труда на основе его способности эффективно трудиться.
Возникают два вопроса регулирования рынка труда:
1. придание этой проблеме статуса одной из общенациональных политических задач;
2. формирование общегосударственной системы регулирования рынка труда, главными субъектами которой были бы в целом Правительство РФ, Министерство Экономики, Министерство финансов, Банк России; освобождение Министерства труда и социального развития от обязанностей поддержания и создания рабочих мест и других непрофильных функций.
Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщенном виде иерархию процесса можно представить в виде трех уровней: микроуровня, регионального уровня и макроуровня.
3.1. Государственное регулирование на макроуровне
На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:
O согласование финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политики с системой целей регулирования рынка труда. Это основной блок общегосударственного регулирования. К данному блоку относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства (и систем рабочих мест) в приоритетных отраслях. Государственная поддержка развития фермерства, индивидуального, малого и среднего бизнеса, постприватизационная поддержка предприятий также входят в число задач данного блока. Особая задача – регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости (ограничение оттока капиталов и стимулирование их притока должны улучшать инвестиционный климат, создавать предпосылки для развития системы рабочих мест; поддержка экспорта, поддержание курса рубля на уровне, стимулирующем создание новых рабочих мест в экспортоориентированных отраслях и в производстве товаров народного потребления, конкурирующих с импортными товарами на внутреннем рынке).
O согласование социальной, демографической, миграционной политики с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж («утечки мозгов»), ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в этом контексте как цена труда.
O политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур (в том числе негосударственных фирм, занятых трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой населения). Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (служб занятости) на рынке труда: развитие качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствование информационных систем на рынке труда, развитие механизмов трудоустройства вообще и в частности поддержке на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи, подростков и ряда других групп. В число задач данного блока входят также вопросы регистрации и социальной поддержки безработных, организации общественных, временных работ и другие.
3.2. Государственное регулирование на региональном уровне
На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики (курс рубля, уровни пошлин, лицензии и квоты). В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово-кредитной политики. Тем не менее регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов политики и в рамках своей компетенции и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни – уровень предложения рабочей силы в регионе, регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и в конечном счете смертности трудоспособного населения), регулировать миграционные процессы. На региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных закупок продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и других нужд, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.
Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду (службами занятости) за счет региональных фондов занятости[5], то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти. В число задач данного блока на региональном уровне входят развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы, совершенствование структуры, информационного обеспечения, обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи, подростков и ряда других групп. Вопросы организации общественных и временных работ также могут решаться на региональном уровне.
продолжение
--PAGE_BREAK--3.3. Государственное регулирование на микроуровне
На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей).
На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и в регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий.
В домохозяйствах (семьях) осуществляются основные функции воспроизводства рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение труда в стране и регионе. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются наряду с предприятиями субъектами создания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств также входит в число приоритетов регулирования рынка труда. [1, 188]
В последнее время в большинстве регионов и в целом по России сложилась ситуация, при которой службы занятости не только не могут профинансировать большинство ранее принятых программ содействия занятости, но испытывают дефицит финансовых ресурсов даже для выплаты невысоких пособий по безработице.
По-моему мнению, социальная поддержка безработных должна быть обеспечена в полном соответствии с Законом РФ «О занятости населения Российской Федерации». Необходимо также увеличить степень перераспределения средств от «богатых» регионов в федеральную часть Фонда занятости и далее – к регионам, нуждающимся в поддержке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог своей курсовой работы, можно отметить возникновение в последнее время ряда новых явлений и тенденций на российском рынке труда, к которым относятся:
O увеличение численности трудоспособного населения и численности занятых в экономике;
O изменения отраслевой структуры занятости (снижение численности занятых в обрабатывающих производствах, сельском и лесном хозяйстве, образовании, рыболовстве, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, добыче полезных ископаемых, гостиницы и рестораны; повышение – в сфере транспорта и связи, торговле, управлении, финансовой отрасли, строительстве, операциях с недвижимым имуществом, здравоохранении и предоставлении социальных и коммунальных услуг);
O значительные масштабы неполной и неэффективной занятости (скрытой безработицы);
O снижение показателей безработицы;
O до 2004 г. наблюдался рост числа молодежи среди российских безработных;
O рост безработных с достаточно высоким уровнем образованиям;
O сокращение спроса на высококвалифицированных специалистов и, как следствие, деградация качества трудовых ресурсов;
O сохранение высокой чувствительности рынка труда в результате изменения структуры рабочего времени и размеров реальной заработной платы при малоэффективном управлении занятостью;
Для преодоления негативных явлений на рынке труда необходимо дальнейшее совершенствование российского законодательства о занятости, поскольку в нем остается много «белых пятен», и это негативно влияет на степень социальной защищенности людей, оставшихся без работы.
Необходимо ведение в российское законодательство понятия «частично безработный». Из-за его отсутствия миллионы граждан вынуждены по инициативе работодателя трудиться неполный рабочий день (или неполную рабочую неделю) или отправляться из-за временного сокращения производства в отпуск без оплаты. Также они не могут рассчитывать на социальную поддержку со стороны работодателя и государства.
Имеется объективная потребность учесть в действующем законодательстве о занятости особенности и специфику различных социально демографических групп. Так, например, молодые люди должны иметь законодательно закрепленный преимущественный доступ к переподготовке кадров или экономический стимул для перемещения в другой регион, где имеются подходящие трудовые вакансии.
Также нужно изменить политику оплаты труда. Заработная плата должна стать инструментом активной экономической политики. Необходимо, чтобы она стимулировала движение работников между отраслями и регионами в соответствии со сформулированными экономическими приоритетами. Оплата труда должна определяться не только текущим спросом на рынке труда, но и интересами государства. С этой целью возможно широкое использование тарификации оплаты труда на предприятиях и в организациях независимо от формы их собственности.
Необходимо правовыми и экономическими методами стимулировать заинтересованность предприятий в регулярном обучении и повышении квалификации своего персонала, восстановить их уверенность в качестве обучения, которое обеспечивается местными образовательными учреждениями. В связи с этим целесообразно поставить вопрос о введении соответствующей системы налогов и субсидий. В рамках этой системы налоги с заработной платы могут собираться с предприятий в фонд профессионального обучения. Из этого фонда возможно финансирование профессионального обучения и предоставление субсидий предприятиям, имеющим собственные (зарегистрированные) учреждения для профессиональной подготовки. Также возможно введение дополнительных налогов на предприятия, не гарантирующие периодическую профессиональную подготовку своих работников.
Если выполнить все эти предложения, то можно достичь в России эффективной занятости, существенно снизить уровень безработицы, обеспечить слабо защищенным гражданам законодательную защиту их прав и интересов, повысить образовательный потенциал работников и других показателей и факторов, которые в России ещё не совершенны.
продолжение
--PAGE_BREAK--Список использованной литературы
1. Кашепов А. Политика на рынке труда // Общество и экономика. – 2001. — №5
2. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В. Шеметова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000
3. Павленков В. А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник. – М.: Издательство МГУ, 2004
4. Покрытан П.А. Рынок рабочей силы: вопросы теории и практики его становления / П.А. Покрытан. – М., 2001
5. Рудаков М.Н. Рынок труда: закономерности и механизмы функционирования / Петрозавод. Гос. Университет. – Петрозаводск, 2001
6. Рынок труда и доходы населения / Под ред. Н.А. Волгина. Учебное пособие – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999
7. Рынок труда: Учебник / Под. ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2000
8. Сапрыкина Н. Внутренний рынок труда в теории и на практике// Человек и труд – 2000. — № 12
9. Шлендер П. Э. Рынок труда: учебное пособие. – М.: ВЗФЭИ, 2004
10. Щегорцов А. Российский рынок труда: оценка ситуации // Консультант директора. – 2007. — №15
11. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000
12.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru
--PAGE_BREAK--
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ В ЭКОНОМИКЕ
ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ И УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ в 2007 г 1) (на конец ноября; в процентах к итогу)
Всего
Мужчины
Женщины
Занятые в экономике — всего
100
100
100
в том числе в возрасте,
лет:
до 20
1,7
2,0
1,4
20 — 24
9,7
10,4
9,1
25 — 29
13,3
14,0
12,6
30 — 34
12,4
12,8
12,0
35 — 39
11,8
11,6
11,9
40 — 44
12,7
12,3
13,2
45 — 49
14,8
13,9
15,6
50 — 54
12,3
11,3
13,3
55 — 59
7,7
8,1
7,4
60 — 72
3,5
3,6
3,5
Сpедний возpаст занятых
в экономике, лет
39,7
39,3
40,2
Занятые в экономике — всего
100
100
100
в том числе имеют
обpазование2):
высшее
профессиональное
27,8
25,2
30,5
неполное высшее
профессиональное
1,5
1,4
1,6
сpеднее
профессиональное
25,9
20,9
31,0
начальное
профессиональное
17,6
21,6
13,5
сpеднее (полное) общее
21,5
24,0
18,9
основное общее
5,3
6,4
4,2
начальное общее, не
имеют начального общего
образования
0,4
0,5
0,4
1) По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости.2) Здесь и в табл. 6.9 — в соответствии с Законом Российской Федерации от 13 января 1996 г. №12-ФЗ «Об образовании».
Рисунок 1. Численность иностранных граждан, привлеченных на работу в Россию, 1994, 1995, 2000-2005 годы, тысяч человек
Таблица 4
СОСТАВ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ПО СТРАНАМ ПРОИСХОЖДЕНИЯ В 2005 ГОДУ
Тыс.человек
В % к итогу
2005г. в % к 2004г.
Всего
702,51
100
в 1,5 раза
в том числе:
государства-участники СНГ
343,7
48,9
в 1,5 раза
из них:
Азербайджан
17,3
2,5
в 1,8 раза
Армения
26,2
3,7
в 1,5 раза
Грузия
4,3
0,6
113,9
Казахстан
4,1
0,6
96,9
Киргизия
16,2
2,3
в 2 раза
Молдавия
30,6
4,4
134,9
Таджикистан
52,6
7,5
в 2,3 раза
Узбекистан
49
7
в 2 раза
Украина
141,8
20,2
130,5
страны вне СНГ
358,7
51,1
в 1,5 раза
из них:
страны Балтии
6
0,8
90,9
страны бывшей Югославии
12,9
1,8
127,3
Вьетнам
55,6
7,9
132,9
Китай
160,6
22,9
в 1,7 раза
Корея (КНДР)
20,1
2,9
136,1
Турция
73,7
10,5
в 1,5 раза
1)Включая лиц без гражданства — 137 человек.
Таблица 5
СРЕДНЕГОДОВАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ
В ЭКОНОМИКЕ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тыс. человек
В процентах к итогу
2005
2006
2007
2005
2006
2007
Всего в экономике
66792
67174
67701
100
100
100
в том числе по видам
экономической
деятельности:
сельское хозяйство, охота
и лесное хозяйство
7381
7141
6756
11,1
10,6
10,0
рыболовство, рыбоводство
138
146
146
0,2
0,2
0,2
добыча полезных
ископаемых
1051
1043
1038
1,6
1,6
1,5
обрабатывающие
производства
11506
11359
11381
17,2
16,9
16,8
производство и
распределение
электроэнергии, газа и
воды
1912
1923
1901
2,9
2,9
2,8
строительство
4916
5073
5268
7,4
7,6
7,8
оптовая и розничная
торговля; ремонт
автотранспортных средств,
мотоциклов, бытовых
изделий и предметов
личного пользования
11088
11317
11777
16,6
16,8
17,4
гостиницы и рестораны
1163
1185
1214
1,7
1,8
1,8
транспорт и связь
5369
5426
5439
8,0
8,1
8,0
из них связь
940
955
962
1,4
1,4
1,4
финансовая деятельность
858
958
1044
1,3
1,4
1,6
операции с недвижимым
имуществом, аренда и
предоставление услуг
4879
4957
5034
7,3
7,4
7,4
государственное
управление и обеспечение
военной безопасности;
обязательное социальное
обеспечение
3458
3504
3551
5,2
5,2
5,2
образование
6039
6009
5988
9,0
8,9
8,9
здравоохранение и
предоставление
социальных услуг
4548
4574
4588
6,8
6,8
6,8
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
2460
2533
2555
3,7
3,8
3,8
Таблица 6
СРЕДНЕГОДОВАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ В ЭКОНОМИКЕ
ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ
1992
1995
2000
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Тысяч человек
Всего в экономике
71905
66330
64517
65574
65979
66407
66792
67174
67701
в том числе по формам
собственности:
государственная,
муниципальная
49660
27945
24371
24207
23926
23582
22499
22038
21656
частная
13887
22750
29776
32546
33142
34414
36178
37223
38221
собственность
общественных и
религиозных организаций
(объединений)
583
474
526
505
464
441
382
383
373
смешанная российская
7580
14736
8114
6275
6134
5632
5202
4855
4705
иностранная, совместная
российская и иностранная
195
425
1730
2041
2313
2338
2531
2675
2746
В процентах к итогу
Всего в экономике
100
100
100
100
100
100
100
100
100
в том числе по формам
собственности:
государственная,
муниципальная
69,1
42,2
37,8
36,9
36,3
35,5
33,7
32,8
32,0
частная
19,3
34,3
46,1
49,6
50,2
51,8
54,1
55,4
56,4
собственность
общественных и
религиозных организаций
(объединений)
0,8
0,7
0,8
0,8
0,7
0,7
0,6
0,6
0,6
смешанная
российская
10,5
22,2
12,6
9,6
9,3
8,5
7,8
7,2
6,9
иностранная, совместная
российская и иностранная
0,3
0,6
2,7
3,1
3,5
3,5
3,8
4,0
4,1
--PAGE_BREAK--