--PAGE_BREAK-- Показывает, в какой степени текущие долги покрываются быстро ликвидными активами. 3. Коэффициент общей ликвидности (общей платежеспособности), равный отношению: Показывает, в какой степени текущие долги могут быть покрыты оборотными активами, представляющими собой платежные средства.
Финансовая устойчивостьхарактеризует независимость организации с финансовой точки зрения, т.е. независимость от внешних источников финансирования. Задача анализа финансовой устойчивости заключаются в оценке структуры пассивов, независимости по отдельным элементам активов.
Широкое распространение получили коэффициенты, для которых установлены ограничения, при соблюдения которых организация считается финансово независимо. К таковым относятся следующие.
1. Коэффициент финансовой независимости, определяемый отношением:
Показывает долю собственных средств в общей сумме источников финансирования, т.е. степень независимости от заемных источников. Нормальное ограничение 0,4 ? К1 ? 0,7, означающее, что доля собственных средств в сумме источников финансирования должна быть не менее 40%, но и не выше 70%. Такие ограничения достаточно условны и вытекают из следующих рассуждений: если все кредиторы организации предъявят в полном размере долги по взысканию, то организация сможет их погасить, реализовав 40% своего имущества, образованного за счет собственных источников, даже если оставшаяся часть имущества окажется неликвидной.
2. Коэффициент финансовой устойчивости, определяемый отношением:
Показывает, какая часть активов финансируется за счет устойчивых пассивов.
Нормальное ограничение К2 ? 0,6, т.е. для нормальной финансовой устойчивости организации необходимо, чтобы не менее 60% активов финансировалось за счет устойчивых, долговременных источников, включая собственные средства.
3. Коэффициент финансирования, определяемый отношением:
Показывает величину собственных средств организации, приходящиеся на каждый рубль заемных средств. Нормативное значение К3 ? 0,7, оптимальное значение К3=1,5. это означает, что для достаточности финансовой устойчивости организации необходимо, чтобы на каждый рубль заемных средств приходилось не менее 70 копеек собственных средств, а для финансовой независимости необходимо, чтобы на каждый рубль заемных средств приходилось 1,5 рубля собственных средств.
4. Коэффициент капитализации, определяемый отношением:
Показывает, сколько заемных средств приходится на каждый рубль собственных средств организации. Нормальное значение К4 ? 1,5, т.е. заемные средства не должны превышать собственные долее, чем в 1,5 раза, в противном случае организации считается финансово зависимой от внешних источников.
5. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования, определяемый отношением:
Данный показатель указывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников.
Нормальное ограничение К5 ? 0,5, т.е. необходимо, чтобы оборотные активы не менее чем на 50% покрывались собственными источниками, иначе организация считается финансово неустойчивой.[22, с.188]
Деловая коммерческая активность организации характеризует результативность ее деятельности, проявляющуюся в увеличении объема продаж, скорости оборачиваемости средств. Анализ основывается на изучении уровня и динамике показателей оборачиваемости. От скорости оборота средств зависят платежеспособность, финансовая устойчивость организации, так как чем быстрее обернутся средства, тем быстрее будут получены реальные деньги.[10, с.50]
Оборачиваемость средств определяется путем соотношения выручки от реализации (оборота) и величины средств. Она может рассчитываться в отношении оборотных активов в целом, отдельных частей оборотных активов, собственных, заемных средств. Оборачиваемость средств характеризуется с помощью двух видов показателей:
§ скорости оборота, указывающей количество оборотов, которые делают за период средства (отношение выручки к средствам);
§ срока оборота, указывающей средний срок, за который возвращаются в распоряжение организации денежные средства, вложенные ранее в хозяйственные процессы ( отношение средств к выручке, умноженное на длительность анализируемого периода; в расчетах срока оборота указанная длительность принимается за год 360 дней, за квартал 90 дней, за месяц 30 дней).
В качестве показателей деловой активности могут быть использованы следующие:
1. Коэффициент общей оборачиваемости имущества характеризуется использованием имущества, скоростью его оборота за определенный период:
2. Коэффициент фондоотдачи характеризует эффективность использования основных средств:
3. Коэффициент оборачиваемости материальных средств показывает число оборотов материальных средств:
4. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает степень коммерческого кредита, предоставляемого организацией:
5. Срок оборачиваемости дебиторской задолженности указывает средний срок погашения дебиторской задолженности:
6. Коэффициент оборачиваемости денежных средств показывает скорость оборота денежных средств:
7. Коэффициент отдачи собственного капитала характеризует скорость его оборота и показывает величину выручки на каждый рубль собственного капитала:
8. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности отражает степень коммерческого кредита, предоставляемого организации:
9. Срок оборачиваемости кредиторской задолженности указывает средний срок возврата долгов организации по текущим обязательствам:
10. Период погашения задолженности поставщикам показывает средний срок погашения задолженности поставщикам и подрядчикам:
При анализе финансовых результатов на основе бухгалтерской отчетности ставятся следующие задачи:
1. Изучение изменений каждой составляющей прибыли за анализируемый период;
2. Изучение структуры соответствующих показателей прибыли и ее изменения по сравнению с аналогичным периодом;
3. Исчисление относительных показателей прибыли и оценка их изменений;
4. Исследование влияния факторов на прибыль.[22, с. 188]
1.3 Проблема ЖКХ России в современных условиях
Кризисное состояние жилищно – коммунального хозяйства стало в последние годы наряду с терроризмом одной из актуальных тем на страницах газет, журналов, в передачах телевидения и радиовещания. Техническое состояние основных фондов отрасли, многократно превысивших амортизационные сроки, не может обеспечить надежную работу систем жизнеобеспечения. Износ основных фондов по оценке экспертов превышает 60 — процентный рубеж. Планово – предупредительный ремонт уступил место аварийно – восстановительным работам. Дебиторская задолженность исчисляется миллиардами рублей. Один из выходов – привлечение частных инвестиций и развитие конкуренции в коммунальной сфере.
Для восстановления нормального функционирования предприятия ЖКХ необходимы большие объемы финансирования. Мировая практика определяет оптимальную модель финансирования коммунальной отрасли как разумное сочетание средств из государственных бюджетов и средств, получаемых предприятием за предоставленные услуги, то есть за счет платежей потребителей – населения, предприятий и организаций.[14, с.2]
Успех реформы в значительной степени зависит от того, насколько удается задействовать малый бизнес. А малые предприятия пока очень неохотно идут в сферу ЖКХ. Исследования показали, что прибыльность в этой сфере в 2 раза ниже, чем в среднем по сектору малого предпринимательства. Для модернизации основных средств требуется по разным подсчетам от 800 миллиардов до полутора триллионов рублей в год. Население оплачивает 200-220 миллиардов.
Где же взять остальные деньги? При проведении круглого стола в Совете Федерации прозвучало предложение о государственном субсидировании до трех четвертей процентной ставки, если кредит берется учреждениями на ремонт ЖКХ. На жилищно – коммунальную сферу может быть использована часть золотовалютных резервов, которая на данный момент избыточна и зашкаливает за 50 миллиардов долларов. Было внесено другое интересное предложение – деньги должны дать не бюджеты, а работодатели, которые так и не доплачивают работнику. Так что нынешняя государственная дотация должна быть заменена не деньгами населения, а деньгами работодателя.
Но вопросов значительно больше, чем решительных ответов. Даже такой мелкий вопрос о том, за чей счет должны устанавливаться счетчики учета – не решен.
Сегодня всем ясно, что без финансовой поддержки государства и модернизации оборудования предприятий ЖКХ отрасль обречена и даже 100 – процентные платежи населения не смогут ее реанимировать.[5, с.4]
Анализ современного состояния российского жилищно – коммунального комплекса свидетельствует о том, что приоритеты его реформирования нуждаются сегодня в серьезном переосмыслении и доработке с позиций стратегического развития России. Порог бедности, который в нашей стране давно превышен, входит в число важнейших показателей экономической безопасности. Население, являющееся одним из главных потребителей тепла и электроэнергии, не должно отвечать за неэффективное управление, оплачивая не только потребляемые услуги, но и сверхнормативные потери. По данным Госстроя России, во всех федеральных округах страны средняя величина теплопотерь в инженерных системах теплоснабжения в 2 с лишним раза выше нормативной.
Остановимся на двух проблемах, без решения которых проведение жилищно – коммунальной реформы в интересах населения становится невозможным.
Первое – это стратегия дальнейшего развития России. Проведение реформы ЖКХ – важнейшая задача, стоящая перед российской экономикой. Но эта задача теряется среди других, не менее важных. Как известно из теории, на макроуровне возможны три подхода к управлению экономикой: отраслевой, территориальный и программно – целевой.
Последний подход становится эффективным только тогда, когда в экономической политике выделяется 5- 6 приоритетных направлений, на которых необходимо сосредоточить основные ресурсы и в определенные сроки решить задачи стратегической важности. У нас произошло выхолащивание программно – целевого подхода. Принимаются сотни федеральных программ, практически все не имеют механизма реализации и обычно сводятся к разработке каких – нибудь нормативных правовых актов. Как правило, программы недофинансируются из государственного бюджета.
Точно также дела обстоят и с реформой ЖКХ. Она просто теряется среди обилия разноуровневых, не связанных между собой нормативно – правовых актов. Следовательно, необходима разработка стратегии развития России на 20 – летний период, которая бы имела статус закона. А уже в развитие определенных в данном законе приоритетов следовало бы принять федеральные целевые программы с обоснованными показателями, с расчетом коммерческой, бюджетной и народнохозяйственной эффективности, с гарантированным финансовым обеспечением и системой контроля за исполнением программ.
Вторая проблема – это необходимость применения комплексного подхода к реформированию ЖКХ, а уже на этой основе должно базироваться повышение качества коммунальных услуг, снижение тарифов для населения, создание новых организационно – финансовых схем и современных энергосберегающих технологических решений. К последним следует отнести поквартирное отопление и горячее водоснабжение газовым оборудованием с высоким КПД, теплоснабжение от газопоршневых мини – ТЭЦ и ряда других.
В основе комплексного подхода должны быть интересы человека – удовлетворение его потребности жить в экологически безопасном, относительно недорогом и энергоэффективном жилье.[17, с.22]
2.Анализ финансово – экономической деятельности МУП «ЖКХ» п. Метлино ЗАТО Озерск Челябинской области
2.1 Общая характеристика хозяйственной деятельности МУП «ЖКХ»
Предприятие жилищно-коммунального хозяйства (в дальнейшем именуемое «Предприятием») является муниципальным унитарным предприятием, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, обладает всеми признаками юридического лица.
«Предприятие» создается с целью содержания и обслуживания объектов благоустройства, жилищного фонда, внешних инженерных коммуникаций, сооружений и социальной сферы поселка, оказание услуг населению.
«Предприятие» отвечает за выполнение обязательств перед заказчиком, бюджетом, банком: самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность, исходя из заключенных договоров и реального спроса в пределах деятельности, предусмотренной Уставом.
Полное наименование «Предприятия»: муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство». Сокращенное наименование «Предприятия»: МУП «ЖКХ». Юридический адрес «Предприятия»: 456786 п.Метлино г.Озерска Челябинской области, ул.Мира,15
Основными видами деятельности предприятия являются:
1. Эксплуатация муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
2. Содержание муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
3. Эксплуатация внешних систем электроснабжения напряжением до 35 кВ;
4. Эксплуатация внутренних систем электроснабжения;
5. Эксплуатация внутренних систем теплоснабжения;
6. Эксплуатация внешних систем водоснабжения и водоотведения;
7. Эксплуатация паровых котлов и экономайзеров;
8. техническое обслуживание и ремонт газового оборудования котельной;
9. Эксплуатация систем наружного освещения;
10. Эксплуатация ливневой канализации;
11. Выработка тепловой энергии в горячей воде, паре и поставка ее потребителям;
12. Прием, распределение и передача электроэнергии потребителям;
13. Прием, передача хозяйственно – питьевой воды потребителям ;
14. Сбор канализационных стоков от потребителя и отвод их;
15. Ведение надзора за рациональным использованием энергоресурсов потребителями;
16. Ведение надзора за проведением СМР, выполняемых специализированными организациями на объектах поселка;
17. Добыча подземных вод артезианскими скважинами;
18. Прием в эксплуатацию жилого фонда поселка и заселение в соответствии с действующим законодательством;
19. Осуществление контроля за недопущением самовольного переоборудования жилых и нежилых помещений, выдача разрешения на производство переоборудования и переустройство не противоречащие строительным и противопожарным нормам;
20. Содержание и эксплуатация бани;
21. Обеспечение безаварийной, надежной и безопасной работы основного и вспомогательного электротехнического и тепломеханического оборудования, зданий, сооружений, энергоустановок, тепловых, водопроводных и водоотводящих сетей, контрольно – измерительных приборов и систем автоматики;
22. Повышение технического уровня эксплуатации энергооборудования и рациональное использование энергоресурсов, материалов и запасных частей;
23. Осуществление технического надзора при проведении текущих капитальных ремонтов объектов благоустройства, жилищного фонда, внешних инженерных коммуникаций, сооружений и социальной сферы;
24. Содержание, уход и эксплуатация торгового базара, базы отдыха;
25. Ведение торгово – розничной деятельности;
26. Осуществление по договоренности с администрацией города функций заказчика по капитальному ремонту с правом заключения договоров с подрядными организациями;
27. Оказание ритуальных услуг;
28. Оказание транспортных услуг;
29. Содержание и уход за дорогами, тротуарами;
30. Содержание и уход за свалкой бытовых отходов;
31. Содержание и уход за зелеными насаждениями, стадионами, кладбищем;
32. Посадка деревьев и кустарников;
33. Устройство и ремонт газонов;
34. Установка и ремонт садово – паркового оборудования;
35. Оформление центра поселка к праздникам;
36. Оказание услуг населению по ведению огородов, садов, личных подсобных хозяйств;
37. Оказание всех видов услуг, связанных с жизнедеятельностью поселка.[25]
2.2 Анализ экономического положения МУП «ЖКХ»
Причины увеличения или уменьшения имущества предприятий устанавливают в ходе изучения изменений в составе финансовых ресурсов. Поступление, приобретение, создание имущества предприятия может осуществляться за счет собственного и заемного капитала, соотношение которых раскрывает сущность финансового положения. Увеличение доли заемного капитала, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков, а с другой – об активном перераспределении доходов от кредиторов к предприятию – должнику.
Руководство предприятия должно иметь четкое представление, за счет каких источников, ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность, и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. Забота об обеспечении бизнеса необходимыми финансовыми ресурсами является ключевым моментом в деятельности любого предприятия.
Поэтому анализ наличия источников формирования и размещения капитала имеет большое значение.
В процессе анализа необходимо:
1. Изучить состав, структуру и динамику источников формирования капитала предприятия;
2. Установить факторы изменения их величины;
3. Определить стоимость отдельных источников капитала, его средневзвешенную цену и факторы изменения последней;
4. Оценить уровень финансового риска (соотношение заемного и собственного капитала);
5. Оценить произошедшие изменения в пассиве баланса с точки зрения повышения уровня финансовой устойчивости предприятия;
6. Обосновать оптимальный вариант соотношения собственного и заемного капитала.
Рис. 2.1. Состав собственного капитала предприятия
Капитал — это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли.
Формируется капитал предприятия как за счет собственных (внутренних), так и за счет заемных (внешних) источников.
Основным источником финансирования является собственный капитал (рис.1). В его состав входят уставный капитал, накопленный капитал (резервный и добавленный капиталы, нераспределенная прибыль) и прочие поступления (целевое финансирование, благотворительные пожертвования и др.).
продолжение
--PAGE_BREAK--
Рис. 2.2. Классификация заемного капитала
Заемный капитал (рис 2) – это кредиты банков и финансовых компаний, займы, кредиторская задолженность, лизинг, коммерческие бумаги и др. Он подразделяется на долгосрочный (более года) и краткосрочный (до года).[19, с.157]
Анализ финансового состояния предприятия начнем с анализа баланса, представленного в таблице 2.1
Таблица 2.1 – Баланс предприятия (на конец года)
тыс. руб.
Показатели
2003г.
2004г.
Изменение ( +,-)
Темп прироста (%)
1
2
3
4
5
Актив
1. Внеоборотные активы
1.1. Основные средства
143986
141036
-2950
-2
1.2. Незавершенное строительство
2551
2603
52
+41
1.3. Нематериальные активы
18
18
-
-
Итого по разделу 1
146555
143657
-2898
-2
Продолжение таблицы 2.1
1
2
3
4
5
2 Оборотные активы
2.1 Запасы
2097
2232
135
+6,4
2.2 Денежные средства
121
166
45
+37
2.3 Дебиторская задолженность
9005
14156
5151
+57
2.4. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
2710
3416
706
+26
2.5 Прочие запасы и затраты
1736
3
-1733
-99
Итого по разделу 2
15669
19973
4306
+27
Баланс
162224
163630
1406
+0,8
Пассив
1 Капитал и резервы (итог раздела 3)
135108
133364
-1744
-1,2
2 Заемные средства
2.1 Долгосрочные обязательства
2.2 Краткосрочные обязательства, в т. ч.
6479,6
8447,1
7934,3
+1454,7
Кредиторская задолженность
6371,7
8447,1
5628,3
-743,4
Итого по разделам 4 и 5.
6479,6
8447,1
7934,3
+1454,7
Раздел 2 баланса
7233,9
10364,0
9538,1
+2304,2
продолжение
--PAGE_BREAK--
Наибольшая часть внеоборотных активов представлена основными производственными фондами, что отражает направление предприятия на создание материальных условий расширения основной деятельности.
Повышение величины оборотных активов на 27% с финансовой точки зрения свидетельствует о повышении мобильности имущества.
Увеличение запасов на 6,4% связано с увеличением объема работ.
Увеличение денежных средств на 135 тыс.руб. свидетельствует, как правило, об укреплении финансового положения, но их сумма не обеспечивает погашение всех первоочередных платежей.
Величина дебиторской задолженности за 2003-2004 гг. увеличилась на 57% за счет увеличения дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение двенадцати месяцев после отчетной даты. Это говорит об ухудшающемся положении предприятия.
Структура имущества приведена в таблице 2.2
Таблица 2.2 — Структура имущества МУП «ЖКХ»
Показатели
2001 г.
2002 г.
Отклонение (+,-)
Темп прироста, %
сумма, тыс. руб.
%
сумма, тыс. руб.
%
Всего имущества
162224
100
163630
100
1406
+0,8
1 Внеоборотные активы (с учетом дебиторской задолженности свыше 12 мес.)
146555
90
143657
88
-2898
-1,9
1.1 Основные средства
143986
98
141036
98
-2950
-2
1.2 Долгосрочные финансовые вложения
-
-
-
-
-
-
1.3 Незавершенное строительство
2551
1,7
2603
1,8
52
+4
1.4 Нематериальные активы
18
0,3
18
0,2
-
-
2 Оборотные активы (за минусом дебиторской задолженности свыше 12 мес.)
15669
10
19973
12
4304
+27,5
2.1 Запасы
2097
13,4
2232
11,2
135
+6,5
2.2 Дебиторская задолженность до 12 мес.
9005
57,5
14156
70,8
5151
+57
2.3 Краткосрочные финансовые вложения
-
-
-
-
-
-
2.4 Денежные средства
121
0,8
166
0,8
45
+37
2.5 НДС
2710
17,3
3416
17,1
706
+26
2.6 Прочие оборотные активы
1736
11
3
0,015
-1733
-99,8
Имущество представлено внеоборотными и оборотными активами, скорректированными на величину долгосрочной дебиторской задолженности.
Наибольший удельный вес в структуре имущества занимают внеоборотные активы, которые за 2003-2004 гг. сократились на 1,9 % за счет ликвидации незавершенного строительства.
Основную долю внеоборотных активов составляют основные средства (98 % от всего имущества), которые сократились за рассматриваемый период на 2 %.
Доля оборотных активов соответственно увеличилась на 27 %, за счет увеличения запасов на +6,5%, краткосрочной дебиторской задолженности на ++57%, за счет увеличения доли денежных средств на +37% (с 1,5 % до 3 %) и НДС на +26%. Произошло изменение и в структуре баланса. Внеоборотные активы на 2003 год занимали 90 %, а в 2004 году их доля сократилась до 88%. Доля оборотных активов сократилась с 12 % до 10%, в основном за счет увеличения доли дебиторской задолженности с 57,5% до 70,8 %.
Структура источников средств ЗАО «ИнфоЛинк97» представлена в таблице 2.3
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 2.3 — Структура источников средств
Показатели
2001 г.
2002 г.
Отклонение (+,-),
Темп прироста, %
сумма, тыс. руб.
%
сумма, тыс. руб.
%
1
2
3
4
5
6
7
Всего источников
162224
100
163630
100
1406
+0,8
1 Капитал и резервы
135108
83
133364
81,5
-1744
-1,3
1.1 Собственные оборотные средства
151856
112
150114
112,5
-1742
-1,1
1.2 Прибыль
-16748
-12
-16750
-12,5
-2
-
2 Заемные средства
27116
16,7
30266
18,5
3150
+11,6
2.1 Долгосрочные пассивы
-
-
-
-
-
-
2.2 Краткосрочные пассивы
27116
100
30266
100
3150
+11,6
Продолжение таблицы 2.3
1
2
3
4
5
6
7
в т.ч. кредиторская задолженность
27088
99,8
30262
99,9
3174
+11,7
в т.ч. доходы будущих периодов
28
0,02
4
0,01
-24
-85,7
Источники средств представлены величиной капитала и резервов, а также заемными средствами.
Наибольший удельный вес занимают собственные средства. Все заемные средства представлены краткосрочными пассивами, в том числе кредиторской задолженностью. Удельный вес долгосрочных пассивов равен нулю.
В источники увеличились на 0,8 % за счет увеличения заемных средств на 11,6 % ( увеличение произошло за счет роста кредиторской задолженности на 11,7%). Вместе с тем уменьшился собственный капитал на 1,3%, сократились собственные оборотные средства на 1,1%, уменьшились доходы будущих периодов на 85,7%.
В структуре также произошли изменения. Значительно увеличилась доля заемного капитала с 16,7 до 18,5 %. Доля остальных источников изменилась незначительно.
Таким образом, имущество обеспечивается более чем на 83 % за счет собственных средств.
В современных условиях анализ платежеспособности организаций приобрел чрезвычайно актуальное значение.
На рис.2.3 показана блок-схема, отражающая взаимосвязь между платежеспособностью, ликвидностью предприятия и ликвидностью баланса. Ликвидность баланса является основой платежеспособности и ликвидности предприятия. Иными словами, ликвидность – способ поддержания платежеспособности. Но в то же время, если предприятие имеет высокий имидж и постоянно является платежеспособным, то ему легче поддержать свою ликвидность.
Рис.2.3. Взаимосвязь между показателями ликвидности и платежеспособности предприятия.
Платежеспособность оценивают по данным бухгалтерского баланса на основе ликвидности оборотных средств. Оценка ликвидности предприятия предполагает сопоставление активов с погашением обязательств, для чего рассчитываются соответствующие коэффициенты ликвидности.
1. Коэффициент абсолютной ликвидности, равный отношению:
2. Коэффициент быстрой ликвидности, равный отношению:
продолжение
--PAGE_BREAK--3. Коэффициент общей ликвидности (общей платежеспособности), равный отношению:
4. Коэффициент финансовой независимости, определяемый отношением:
5. Коэффициент финансовой устойчивости, определяемый отношением:
6. Коэффициент финансирования, определяемый отношением:
7. Коэффициент капитализации, определяемый отношением:
8. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования, определяемый отношением:
Таблица 2.4 — Анализ платежеспособности и ликвидности
Показатели
Нормативное значение
2003 г.
2004 г.
Изменения
Коэффициент абсолютной ликвидности
-
0,004
0,005
+0,001
Коэффициент быстрой ликвидности
-
0,34
0,47
+0,13
Коэффициент общей ликвидности
-
0,41
0,55
+0,14
Коэффициент финансовой независимости
0,4 ? К1 ? 0,7
0,83
0,82
-0,01
Коэффициент финансовой устойчивости
К2 ? 0,6
0,93
0,95
+0,02
Коэффициент финансирования
К3 ? 0,7
К3=1,5
4,98
4,41
-0,57
Коэффициент капитализации
К4 ? 1,5
0,2
0,23
+0,03
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования
К5 ? 0,5
-0,73
-0,52
-0,21
Абсолютной ликвидностью средства практически не обладают. Всего 0,5% обязательств могут быть погашены немедленно.
Текущие долги только на 13% покрываются быстро ликвидными активами, а оборотными активами на 55%.
Долю собственных средств в общей сумме источников финансирования составляет 82% на 2003 год и 83% на 2004, т.е. предприятие практически независимо от заемных источников. Хотя нормативное значение коэффициента превышено.
За счет устойчивых, долговременных источников, включая собственные, финансируется 93 % и 95% обязательств соответственно в 2003 и 2004 году.
На каждый рубль заемных средств приходится 4,98 и 4,41 рубль собственных средств хотя оптимальное значение К3=1,5.
Заемных средств приходится на каждый рубль собственных средств организации 0,2 и 0,23 соответственно, т.е. заемные средства не превышают собственные.
На 2003 год за счет собственных источников финансировалось 73 % оборотных активов, а на 2004 – 52% .
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности (табл.), с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
Первая группа (А 1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.
Ко второй группе (А 2) относятся быстро реализуемые активы: готовая продукция, товары отгруженные и дебиторская задолженность. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др.
Значительно больший срок понадобится для превращения производственных запасов и незавершенного производства в готовую продукцию, а затем в денежную наличность. Поэтому они отнесены к третьей группе медленно реализуемых активов (А 3).
Четвертая группа (А 4) – это трудно реализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство ( таб. 2.5).
Таблица 2.5 — Группировка оборотных активов по степени ликвидности
Оборотные активы
2003 г.
2004 г.
Изменение ( +,-)
Темп прироста % .
Денежные средства
121
166
+45
+37
Краткосрочные финансовые вложения
-
-
-
-
Итого по первой группе
121
166
+45
+37
Готовая продукция
-
-
-
-
Животные на выращивании и откорме
-
-
-
-
Товары отгруженные
-
-
-
-
Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев
9005
14156
5151
+57,2
Итого по второй группе
9005
14156
5151
+57,2
Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются через 12 месяцев
-
-
-
-
Производственные
запасы, включая налоги
4807
5648
+841
+17,5
Незавершенное производство
-
-
-
-
Расходы будущих периодов
-
-
-
-
Итого по третьей группе
4807
5648
+841
+17,5
основные средства
143986
141036
-2960
-2
нематериальные активы
18
18
-
-
долгосрочные финансовые вложения
-
-
-
-
незавершенное строительство
2551
2603
+52
+2
Итого по четвертой группе
146555
143657
-2898
-2
Соответственно на четыре группы разбиваются и обязательства предприятия:
П 1 — наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили),
П 2 – среднесрочные обязательства (краткосрочные кредиты банка),
П 3 – долгосрочные кредиты банка и займы,
П 4 – собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия ( таб.2.6).
Таблица 2.6 — Группировка обязательств по степени ликвидности
Оборотные активы
2003 г.
2004 г.
Изменение ( +,-)
Темп прироста %
Кредиторская задолженность
27116
30266
+3150
+11,6
Итого по первой группе
27116
30266
+3150
+11,6
Краткосрочные кредиты банка
-
-
-
-
Итого по второй группе
-
-
-
-
Долгосрочные кредиты банка
-
-
-
-
Итого по третьей группе
-
-
-
-
Собственный капитал
135106
133364
-1742
-2
Итого по четвертой группе
135106
133364
-1742
-2
Баланс считается абсолютно ликвидным, если:
А1>=П1, А2>=П2, А3>=П3, А4
Активы
Пассивы
2003
2004
2003
2004
А1 –121
166
П1 -27116
30266
А2 -9005
14156
П2 -0
А3 -4807
5648
П3 -0
А 4 -146555
143657
П4 -135106
133364
А1П2; А3>П3; А4>П4 А1П2; А3>П3; А4>П4
Баланс считается частично ликвидным, т.к. полностью условия ликвидности не выполняется.
У предприятия имеется дебиторская и кредиторская задолженность, которую необходимо проанализировать ( таб. 2.7).
Таблица 2.7 — Баланс дебиторской и кредиторской задолженности
Элементы
дебиторской
задолженности
На начало
года
На конец
года
Изменения
Элементы
кредиторской
задолженности
На начало
года
На конец
года
Изменения
Краткосрочная дебиторская задолженность
9005
14156
+5151
Поставщики и подрядчики
20980
24524
+3544
в т.ч. покупатели заказчики
8794
14156
+5151
Задолженность перед персоналом
417
239
-178
Прочие дебиторы
Задолженность перед внебюджетом
170
198
+28
Задолженность перед бюджетом
3904
3239
-665
Прочие кредиторы
1617
2062
+445
ИТОГО:
9005
14156
+5151
ИТОГО:
27088
30262
+3174
Пассивное сальдо
27088
30262
+3174
Активное сальдо
9005
14156
+5151
БАЛАНС
-18083
-16106
1977
БАЛАНС
18083
16106
-1977
Баланс показывает, что кредиторская задолженность больше дебиторской задолженности на 1977 т.р. Неоправданная дебиторская задолженность характеризуется не оплаченной вовремя и просроченной оплатой работ. Кредиторская задолженность характеризуется долгом предприятия перед поставщиками и подрядчиками за отгруженную продукцию. При этом дебиторская задолженность увеличилась на 5151 т.р., а кредиторская задолженность увеличилась на 3174 т.р., что говорит об отрицательных моментах в деятельности предприятия.
Структура кредиторской задолженности представлена на рисунке 2.4
продолжение
--PAGE_BREAK--
Рис.2.3. Структура кредиторской задолженности по состоянию на 2004 год ( руб.)
Основными предприятиями кредиторами МУП «ЖКХ» являются предприятия, представленные на рисунке 2.4.
Рис.2.4. Основные кредиторы МУП «ЖКХ».
Как видно из рисунка, основным кредитором является ФГУП ПО «Маяк» г. Озерска. Кредиторская задолженность по этому предприятию составляет более 22 млн. рублей.
Динамика дебиторской задолженности представлена на рисунке 2.5.
Рис.2.5. Динамика дебиторской задолженности за 2003 – 2004 год ( тыс. руб.)
Как видно из рисунка, увеличилась задолженность предприятий, потребляющих коммунальные услуги, а задолженность населения несколько снизилась.
Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обуславливается главным образом его деловой активностью. Основные критерии деловой активности предприятия были рассчитаны следующие:
Таблица 2.8- Коэффициенты деловой активности МУП «ЖКХ»
Наименование коэффициента
2003 год
2004 год
Изменение (+,-)
Коэффициент общей оборачиваемости имущества
15828/162224 =0,098
10118/163630=0,062
-0,036
Коэффициент фондоотдачи
15828/143986 = 0,11
10118/141036 =0,072
-0,038
Коэффициент оборачиваемости материальных средств
15828/(2097 + 27100) = 3,29
10118/(2232+3416) = 1,79
-1,5
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
15828/9005 =1,76
10118/14156 = 0,71
-1,05
Срок оборачиваемости дебиторской задолженности
360/1,73=208
360/0,71=507
299
Коэффициент оборачиваемости денежных средств
15828/121=131
10118/166=61
-70
Коэффициент отдачи собственного капитала
15828/135108=0,12
10118/133364=0,076
-0,044
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
15828/27116=0,58
10118/30266=0,334
-0,246
Срок оборачиваемости кредиторской задолженности
360/0,58=620
360/0,334=1017
397
Коэффициенты деловой активности, представленные в таблице 2.8, показывают общее снижение деловой активности. Снизилась оборачиваемость показателей и дебиторской и кредиторской задолженности, зато значительно увеличился срок оборота кредиторской задолженности ( с 620 дней до 1017 дней), и срок дебиторской задолженности, хотя и в меньшей степени ( с 208 дней до 507 дней). Снизилась отдача собственного капитала с 0,12 до 0,074. в целом можно говорить об отрицательной тенденции и об ухудшении финансово – экономического положения предприятия.
Далее рассмотрим экономическую деятельность предприятия и проанализируем результаты деятельности МУП «ЖКХ».
Основные данные об итогах деятельности предприятия МПУ «ЖКХ» за 2003 год представлены в таблице 2.9
Таблица 2.9 — Основные показатели деятельности предприятия
Показатели
2003 год
2004 год
Отклонения от 2003 г.
сумма
%
1. Доходы предприятий ЖКХ
9128
10118
990
111
в том числе:
а) платежи населения за ЖКУ
4918,8
5545,8
627
113
б) платежи предприятий за коммунальные услуги
4209,2
4572,2
363
109
2. Расходы по предоставлению ЖКУ-всего
24402
27552
3150
113
в том числе:
а)населению
12373,8
16177,5
3803,7
131
уровень оплаты населением ЖКУ (1а,2а х 100%)
39,8
34
б) предприятиям и прочим
12028,2
11374,5
-653,7
94
Как видно из таблицы, общая сумма доходов выросла на 11 % за счет платежей населения на 13% и платежей предприятия на 9%. Расходы также выросли на 13% за счет услуг населению на 31%, но объем услуг, предоставляемых предприятиям, снизился на 6 %.
Предприятие работает по смете, так как является муниципальным, поэтому необходимо также проанализировать исполнение сметы затрат за текущий год и сравнить с предыдущим годом.
Таблица 2.10 — Анализ исполнения сметы затрат
Статьи затрат
Един.
Факт
План
Факт
Отклонения
измерен.
2003 г.
2004 г.
2004 г.
1
2
3
4
5
6
ДОХОДЫ всего
тыс.руб.
25537,4
30252,2
31682
1429,8
Доходы от реализации
тыс.руб.
10118,4
16174,3
15828
-346,3
Дотация на хоз.деятельность
тыс.руб.
15207
14077,9
14078
0,1
Прочие доходы
тыс.руб.
212
1776
1776
Расходы всего
тыс.руб.
28391
30252,2
31684
1431,8
в т.ч. поликлиника
тыс.руб.
2340,5
2039,8
4451,5
2411,7
Фонд оплаты труда
тыс.руб.
8226,2
8210,5
8593
382,5
Отчисления
тыс.руб.
2932,5
2947,6
3050
102,4
Материалы
тыс.руб.
7111,7
7005,3
7915,1
909,8
в том числе
Газ
т.н.м3
5329
5634,8
4987,8
-647
цена
руб.
805,55
961,42
979,02
17,6
сумма
тыс.руб.
4292,8
5417,1
4883,2
-533,9
Газ(население)
тыс.руб.
252,9
252,9
ГСМ
тыс.руб.
595,7
375,3
541
165,7
Стройматериалы
тыс.руб.
317,9
160,7
258,9
98,2
Запасные части
тыс.руб.
415,2
195,3
667,4
472,1
Спецодежда, ТБ
тыс.руб.
220,2
218,7
246,4
27,7
Прочие
тыс.руб.
1269,9
638,2
1065,3
427,1
Износ основных средств
тыс.руб.
1450,2
1295,1
3088,1
1793
Холодная питьевая вода
м3
651049
660282
611816
-48466
цена
руб.
4,34
4,77
4,34
-0,43
сумма
тыс.руб.
2825,6
3149,6
2655,3
-494,3
Электроэнергия
квт.час
3772710
5141570
4043400
-1098170
цена
руб.
0,951
1,21
1,03
-0,18
сумма
тыс.руб.
3588,7
6225,4
4183,4
-2042
Транспортные расходы
тыс.руб.
69,9
49,6
84,6
35
Услуги сторонних организаций
тыс.руб.
1078
923
1281,9
358,9
Прочие
тыс.руб.
386,7
220,1
220,1
Налоги
тыс.руб.
721,5
446,1
612,5
166,4
Финансовый результат
тыс.руб.
2853,6
-2
-2
Как видно из таблицы 2.10, по плану 2004 года было предусмотрено увеличение доходов в целом на 4714,8 тыс. рублей, по факту произошел рост на 1429,8 тыс. рублей. Хотя доходы от реализации по плану были заложены в объеме 16174,3 тыс. рублей, фактически произошло снижение на 346,3 тыс. рублей. Но по сравнению с 2003 годом рост составил 5709,6 тыс. рублей. Значительно вырос объем прочих доходов. По сравнению с 2003 годом на 1564 тыс. рублей ( в плане заложены эти доходы не были). Дотация уменьшена на 1129 тыс. рублей.
Планировалось увеличение расходов по сравнению с 2003 годом на 1861,2 тыс. рублей, но фактически они выросли на 1431,8 тыс. рублей по сравнению с планом.
По плану предполагалось снижение расходов на поликлинику на 303,7 тыс. рублей, а по факту произошло увеличение расходов на 2411,7 тыс. рублей. Фонд оплаты труда увеличился по сравнению с планом на 382,5 тыс. рублей и превысил уровень 2003 года.
Затраты на материалы составили 7915 тыс. рублей, что на 909,8 тыс. рублей больше запланированного (выросли цены и объемы потребления газа), потребление ГСМ снизилось, хотя выше плана на 1468,7 тыс. рублей. Стройматериалы превысили запланированный уровень на 98,2 тыс. рублей, запчасти выросли значительно (на 472,8 тыс. рублей).
Увеличился износ основных средств и по сравнению с 2003 годом и по сравнению с планом.
Объем потребления холодной питьевой воды снизился, а цены остались на уровне 2003 года, потребление электроэнергии также снизился, но увеличилась цена по сравнению с 2003 годом, хотя меньше запланированной. Возросли транспортные расходы, а услуги сторонних организаций возросли на 358,9 тыс. рублей, увеличились налоги на 166,4 тыс. рублей.
В результате финансовым результатом стал дефицит бюджета (- 2 тыс. рублей).
Так как произошло снижение доходов от реализации, проанализируем выполнение плана по реализации услуг за 2004 год.
Таблица 2.11 -Выполнение плана реализации по видам услуг за 2004 год
Виды услуг
Един изм
Факт
План
Факт
Отклонения
2003 год
2004 г
2004 г.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
КОТЕЛЬНАЯ
Хим.очищенная вода
м3
5496
9632,4
9179
-453,4
Тариф
руб
13
14,12
14,12
Сумма
тыс.руб.
105,9
136
129,6
-6,4
Тепло (гвс)
Гкал
8692,5
10202
9160,1
-1041,9
Тариф
руб
211,06
311,45
311,45
Сумма
тыс.руб.
1834,6
3177,5
2853
-324,5
Население
ГВС
Сумма
тыс.руб.
552,2
1092,1
1187,3
95,2
Отопление
Сумма
тыс.руб.
1733,9
2502,8
2443,1
-59,7
Хим.очищенная вода
Сумма
тыс.руб.
368,9
1156,9
1188,3
31,4
Модульная котельная
тыс.руб.
189,2
ИТОГО
тыс.руб.
4784,7
8065,3
7801,3
-264
ТЕПЛОВОДОКАНАЛИЗАЦИЯ
Передача ХПВ
м3
119167
90357
108296
17939
Тариф
руб
5,83
6,41
5,83
-0,58
Сумма
тыс.руб.
695
581,9
631,4
49,5
Водоотведение
м3
23924
24098
30295
6197
Тариф
руб
2,83
3,17
2,83
-0,34
Сумма
тыс.руб.
68
76,1
85,7
9,6
Население
Холодная питьевая вода
тыс.руб.
256,5
687,3
776
88,7
Водоотведение
тыс.руб.
310,7
593,7
589,6
-4,1
ИТОГО
тыс.руб.
1330,2
1939
2082,7
143,7
ЭНЕРГОУЧАСТОК
Пром.потребители
квт.час
395430
436680
289360
-147320
Сельхоз.потребители
квт.час
76810
153300
94510
-58790
Гаражные кооперативы
квт.час
29770
54050
27941
-26109
Частные предприним.
квт.час
96480
315100
102700
-212400
Бюджетные организации
квт.час
300060
318990
281570
-37420
Население
квт.час
1639700
1746000
1521890
-224110
Тариф
руб
0,37
0,544
0,585
0,041
Сумма
тыс.руб.
602,7
949,8
890,8
-59
ИТОГО
квт.час
2538250
3024120
2317971
-706149
ИТОГО
тыс.руб.
1857,8
2951,1
2 441,00
-510,1
Продолжение табл. 2.11
1
2
3
4
5
6
ЖРЭУ
тыс.руб.
1720,9
2842,7
2744,5
-98,2
Саночистка и озеленение
тыс.руб.
37,3
52,1
62,1
10
ГАРАЖ
тыс.руб.
319,5
264,1
232,9
-31,2
БАНЯ
тыс.руб.
30,1
60
47,6
-12,4
ПРОЧИЕ
тыс.руб.
37,9
415,7
415,7
ВСЕГО
тыс.руб.
10118,4
16174,3
15827,8
-346,3
Как видно из таблицы, снизились доходы от реализации услуг котельной на 264 тыс. рублей, особенно по теплу на 324,5 тыс. рублей. Но по сравнению с 2003 году произошло увеличение доходов на 3016,6 тыс. рублей.
По энергоучастку произошло снижение доходов на 510,1 тыс. рублей (но по сравнению с 2003 годом доходы увеличились на 583,2 тыс. рублей). По ЖРЭУ доходы снизились на 98,2 тыс. рублей при увеличении по сравнению с 2003 годом на 1023,6 тыс. рублей. Доходы по гаражу снизились на 31,2 тыс. рублей, а по бане на 12,4 тыс. рублей.
Увеличение произошло только по прочим доходам на 415,7 тыс. рублей.
2.3 Анализ финансирования МУП «ЖКХ»
Традиционно финансирование эксплуатации ЖКХ осуществляется из двух источников: платежи потребителей и бюджетные дотации. Платежи потребителей, в свою очередь, подразделяются на две группы: платежи населения и прочих пользователей жилищного фонда. В связи с низкими тарифами и наличием многочисленных льгот для населения и ряда организаций социальной сферы в бюджете предусмотрены дотации, направляемые жилищному сектору для покрытия выпадающих доходов. Кроме того, необходимо учитывать возможности привлечения дополнительных средств органами управления, потребителями и организациями жилищного сектора финансово- кредитных, фондовых, инвестиционных и прочих ресурсов.
Потребители оплачивают услуги и работы, предоставляемые жилищными и ремонтными организациями. Но основной потребитель – население производит оплату по заниженным тарифам, которые не покрывают реальных затрат производителей. Кроме того, значительная часть населения имеет льготы по оплате жилищно – коммунальных услуг, которые значительно снижают реальное поступление средств от населения.
Бюджетные дотации на содержание ЖКХ предусматривается в бюджетах всех уровней власти, но их выделение жилищному сектору производится непосредственно на местном уровне. Дотация осуществляется в форме трансфертов, направляемых в жилищно – коммунальную сферу для компенсации выпадающих доходов в связи с низкими тарифами, установленными для населения, а также для покрытия действующих льгот.
Размер дотаций из федерального бюджета определяется на основе утвержденных федеральных стандартов на покрытие убытков жилищно – коммунального сектора.[1]
Проанализируем две составляющие финансирования МУП «ЖКХ».
Сначала проанализируем оплату услуг населением. В таблице представлены данные о расчете ассигнований на содержание жилого фонда.
Таблица 2.12 — Расчет ассигнований на содержание жилого фонда МУП «ЖКХ»
Показатели
2003 год
2004 год
Изменение
(+,-)
Темп прироста, %
1
2
3
4
5
Стоимость услуг по федеральному стандарту за год/квартал
19536
25502
+5966
+30
Федеральный стандарт уровня платежей граждан в целом по всем видам предоставляемых жилищно- коммунальных услуг, %
90
90
-
-
Продолжение табл. 2.12
1
2
3
4
5
Сумма оплаты населением ЖКУ, тыс.руб.
17582
22952
+5370
+30
Убытки жилищно-коммунального хозяйства, покрываемые из федерального бюджета, тыс.руб.
1954
2550
+596
+30
Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим совокупный доход на семью не менее 22%, тыс.руб.
471
872
+401
+85
Объем расходов по убыткам жилищно- коммунального хозяйства по гражданам, имеющим льготы ( с приложением расчета), тыс.руб.
1739
2544
+805
+46
Итого убытки по ЖКУ, тыс.руб.
4164
5944
+1780
+40
Фактически начисленная квартплата, тыс.руб.
5472
9941
+4469
+82
Фактически уплаченная квартплата, тыс.руб.
4462
5965
+1503
+34
Уровень собираемости квартплаты ,%
82
60
-22
-26
Фактически начисленные субсидии, тыс.руб
471
872
+401
+85
Фактически выплаченные субсидии, тыс.руб.
471
872
+401
+85
Уровень выплаты субсидий, тыс.руб.
100
100
-
-
Как видно из таблицы, практически все показатели выросли в 2004 году по сравнению с 2003 годом, тогда как собираемость упала на 26%. Выросла сумма оплаты населением услуг на 30%, увеличились убытки на 30% и выросли субсидии на 85 %.
В 2004 году начисленная квартплата увеличилась на 82%, а уплачиваемая увеличилась всего на 34%.
Далее рассмотрим, как население оплачивает теплофикацию жилого фонда и холодную воду.
Таблица 2.13 -Теплофикация муниципального жилого фонда
Показатели
2003 год
2004 год
2005 год
проект ЗАТО
Изменение (+,-) 2004 к 2003
Темп прироста, % 2004 к 2003
Расходы по оплате тепла (тыс.руб)
7048,5
7525
8202
+476,5
+6
Оплата населением(тыс.руб)
2654,9
4751,8
5179
+2096,9
+78
Дотация на теплофикацию жилого фонда (тыс. руб)
4393,6
2773,2
3023
-1620,4
-37
Расходы по оплате ХОВ
1217,7
1646,9
1795
+429,2
+35
Оплата населением
368,9
1156,9
1261
+788
+213
Дотация на ХОВ
848,9
490
534
-358,9
-42
Как видно из таблицы, расходы по оплате тепла увеличились по сравнению с 2003 годом на 6%, оплата населением возросла существенно на 78%, а дотация снизилась на 37%. Расходы по оплате ХОВ возросли на 35%, оплата населением выросла на 213 %, а дотация снизилась на 42%. Это свидетельствует о том, что на возросла нагрузка населения по оплате услуг ЖКХ.
По проекту на 2005 расходы по оплате тепла и холодной воды также не будут полностью покрываться оплатой населения и бюджет выделит 3023 и 534 тыс. рублей, что составляет 33,5% от общей суммы расходов.
Динамику оплаты населением услуг можно проследить на рисунке 2.6, данные которого наглядно отражают, что население оплачивало в 2003 году за тепло 37 %, а за ХОВ 30%, а вс2004-2005 году доля оплаты выросла до 70% и все равно не покрывает убытки предприятия. Услуга по прежнему остается дотационной.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Рис. 2.6. Динамика оплаты населением услуг по теплу и ХОВ (%)
Дотацию на водоснабжение и водоответвление рассмотрим в следующей таблице.
Таблица 2.14 — Водоснабжение и водоотведение муниципального жилого фонда
2003 год
2004 год
2005 год
Изменение (+,-) 2004 к 2003
Темп прироста, % 2004 к 2003
1
2
3
4
5
6
Расходы по оказанию услуг населению, всего(тыс. руб)
2118
2171,2
2477,9
+53,2
+2,5
Водоснабжение
1293,9
1113,4
1187,9
-180,5
-14
Водоотведение
824,1
1058,2
1290
+234,1
+28
Оплата населением, всего (тыс.руб)
567,2
1281
1359
713,8
+125
Продолжение табл. 2.14
1
2
3
4
5
6
водоснабжение
256,5
687,3
729
+430,8
+167
водоотведение
310,7
593,7
630
+283
+91
Дотация на водоснабжение и водоотведение жилого фонда (тыс. руб)
1550,8
890,6
1118,9
-660,2
-43
Данные таблицы показывают, что расходы на водоснабжение и водоответвление увеличились на 2,5%, оплата населения выросла на 125%, а дотация сократилась на43% в 2004 году по сравнению с 2003 годом.
МУП «ЖКХ» получает дотационную поддержку из бюджета. Проведем анализ дотационной поддержки и выявим основные тенденции.
Рис2.7. Динамика оплаты населением услуг по водоснабжению и водоответвлению.
Динамика оплаты населением услуг по водоснабжению и водоответвлению была представлена на рисунке 2.7.
Из рисунка видно, что данные услуги в 2003 году населением оплачивались в размере 26%, а в 2004 году доля оплаты увеличилась до 57% и несколько снизится по проекту 2005 года до 51 %. Но все равно услуга остается дотационной.
Второй составляющей финансирования является дотационная поддержка.
Использование лимита бюджетного финансирования представлено в таблице 2.15.
Таблица 2.15 — Лимит бюджетного финансирования на 2004 год ( руб.)
Наименование показателей
Всего
год
в том числе по кварталам
Темп прироста %
Разница в тарифах
9445000
2640300
2089200
2241600
2473900
тепло
5252000
1520360
1112740
1193400
1425500
37,3
холодная питьевая вода, водоотведение
1080000
345000
195000
270000
270000
7,7
содержание жилого фонда
3113000
774940
781460
778200
778400
22,1
Содержание благоустройства
2593100
596100
700600
648300
648100
18,4
Содержание поликлиники
1870500
519200
358700
336900
655700
13,2
Содержание поликлиники
169300
169300
1,3
Всего
14077900
3924900
3148500
3226800
3777700
100
Из таблицы 2.15 видно, что дотационное финансирование покрывает разницу в тарифах в сумме 9445 тыс. рублей. Также финансируются следующие статьи: тепло финансировалось на 5,252 тыс. рублей, холодная питьевая вода и водоответвление на 1080 тыс. рублей, содержание жилого фонда на 3113 тыс. рублей, содержание благоустройства на 2593 тыс. рублей, содержание поликлиники на 1871 тыс. рублей и на 169 тыс. рублей. Структуру финансирования можно проследить на рисунке 2.8
Рис.2 8. Структура лимита финансирования
Большая доля финансирования приходится на тепло, которое занимает 37%, затем на втором месте стоит содержание жилого фонда 22,1%, на третьем месте содержание благоустройства – 18,4 %.
2.4 Влияние региональной тарифно-ценовой политики на экономическое положение МУП «ЖКХ».
Хозяйственная деятельность предприятий-производителей услуг и сами эти услуги характеризуются следующими особенностями:
1 Незаменимость.
Потребители не могут заменить, отказаться или значительно сократить потребление услуг при повышении на них тарифов. В настоящее время подавляющее большинство производителей основных жилищно-коммунальных услуг занимают доминирующее положение на рынке товара (услуги), дающее им возможность оказывать решающее влияние на уровень тарифов. Доминирующее положение этих хозяйствующих субъектов характеризуется долей, превышающей 35 процентов на рынке товара (услуги), не имеющего заменителя. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 года №154 многие предприятия и организации ЖКХ включены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю 35 процентов, что их делает локальными монополистами.
2. Бесперебойность и надежность
Ограничение доступности услуг при изменении тарифов превращает тарифы в инструмент социальной дискриминации, входящей в противоречие с декларируемой Конституцией социальной направленностью экономической политики государства.
Учитывая указанное, следует признать, что сегодня отсутствует условие для свободного ценообразования на жилищно-коммунальные услуги. Поэтому стоимость услуг определяется суммой издержек (затрат) по их производству и некоторой суммой прибыли.
Затратную основу ценообразования на жилищно-коммунальные услуги следует рассматривать как объективную особенность, присущую данной сфере.
В то же время очевидно, что применение затратного метода гарантирует производителю компенсацию всех произведенных им затрат, независимо от их эффективности, что приводит к отсутствию стимулов к удешевлению производства. Цена, лишенная функции регулирования, становится инструментом борьбы интересов производителей и потребителей услуг. Это приводит к необходимости создания механизмов, с помощью которых можно сбалансировать указанные интересы, чтобы противостоять как необоснованному росту затрат, так и ущемлению интересов ресурсоэнергопроизводителей и эксплуатационных организаций.
Арбитрами в борьбе этих интересов являются государство (его уполномоченные органы, в том числе ФЭК), органы власти субъектов Российской Федерации (региональные энергетические комиссии) и местного самоуправления (органы по регулированию цен).
В целях проведения единой государственной политики в сфере ценообразования на территории Челябинской области создан Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее – ЕТО). Деятельность ЕТО регламентирована постановлением Губернатора Челябинской области от 6 мая 2003 года №186.
Для населения, проживающего в поселке Метлино, тарифы на жилищно-коммунальные услуги утверждаются постановлением главы города Озерска в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», Постановлениями Правительства РФ от 17.02.2004 №89 «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства», от 30.07.2004 года №392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, от 26.08.2004 №441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капительный ремонт жилья на 2005 год», Постановлением Озерского Совета депутатов от 24.11.2004 №135 «О возложении на администрацию города функций регулирующего органа», Постановлением государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 28.12.2004 №17/81 «О согласовании цен на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые жителям ЗАТО г. Озерск».
Те, кто привык четко контролировать содержимое семейного кошелька, январь обычно ждут с опаской. Новый год – новые тарифы. Регулирование тарифов на электроэнергию, газ, тепло, воду определяется субъектом федерации (Единый тарифный орган челябинской области), но ряд тарифов находится в ведении органов местного самоуправления. Ежегодно их пересматривают, так как инфляционные процессы, рост стоимости энергоносителей, необходимость индексации заработной платы людей, работающих в этой сфере, требуют корректировки величины тарифов. С другой стороны, реформа жилищно-коммунального хозяйства страны предполагает постепенный выход на 100 процентную оплату этих услуг населением. Обратите внимание, глядя на таблицу, какую долю от стоимости каждой из услуг жители оплачивали до сих пор и до каких размеров возрастет эта цифра.
Таблица 2.16 — Доля стоимости услуг
Вид услуг ЖКХ
Ед. изм.
2004
2005
Экономически обоснов. тариф
(руб.)
Тариф для населения
(руб.)
Доля оплачиваемая населением в %
Экономически обоснов. тариф
(руб.)
Тариф для населения
(руб)
Доля оплачиваемая населением в %
1
2
3
4
5
6
7
8
Содержание и ремонт жилья
м2 на 1 чел
5,07
4,06
80
6,09
6,09
100
Водоснабжение в домах с полным благоустройством
м3 сутки/чел
6,88
4,53
65,8
8,05
5,53
65,1
Канализация
м3 сутки/чел
3,34
2,36
70,7
3,66
3,66
100
Отопление
Гкал/год/м
367,51
213,16
58
444,95
266,97
60
Продолжение табл. 2.16
1
2
3
4
5
6
7
8
Электроснабжение
чел/мес
0,57
0,57
100
0,8
0,8
100
Газоснабжение
чел/мес
11,26
11,26
100
18,36
18,36
100
Вывоз мусора
чел/мес
8,06
8,06
100
8,73
8,73
100
А теперь несколько кратких пояснений к таблице 2.16.
Первая позиция – содержание жилья. Общее повышение стоимости услуги составит 50% (с 4,06 рубля за м2 на 1 чел до 6,09 рубля м2 на 1 чел). Доля, оплачиваемая населения увеличиться на 20 % и население станет оплачивать 100%.
Вторая позиция водоснабжение в домах с полным благоустройством. Общее повышение стоимости составит 22 % ( с 4,53 м3 сутки/чел до 5,53 м3 сутки/чел). Экономически обоснованный тариф увеличиться на 17%. Население будет оплачивать 65,1 % вместо 65,1%.
Третья позиция – канализация. Общее повышение стоимости составит 55 %, экономически обоснованный тариф увеличиться на 9%. Доля, оплачиваемая населением составит 100% ( увеличиться с 70,7%).
Четвертая позиция – отопление. Общее повышение стоимости составит 25%, экономически обоснованного тарифа -21% Доля, оплачиваемая населением увеличиться на 2% и составит 60%.
Пятая позиция – электроснабжение. Общее повышение стоимости составит 40% ( с 0,57 чел/мес до 0,8 чел/мес). Население уже в 2004 году оплачивает 100%.
Шестая позиция – газоснабжение. Общее повышение стоимости составит 63%. Население уже в 2004 году оплачивает 100%.
Седьмая позиция — вывоз мусора. Общее повышение стоимости составит 8%. Население уже в 2004 году оплачивает 100%.
В постановлении правительства от 2 августа 1999 года № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» (п.8) указано: «Принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг».
Иначе говоря, никто не может изменить тариф ЖКХ, если не была проведена экспертиза.
Процесс утверждения тарифов, как правило, складывается следующим образом:
1. Предприятие ЖКХ выходит с инициативой о необходимости изменения тарифов в связи со значительным изменением себестоимости. Экономисты предприятия составляют документ-обоснование, подтверждающий рост себестоимости.
2. Документ поступает на рассмотрение в администрацию города, которая принимает решение о необходимости принять изменения. Но для подтверждения правильности расчета должна быть проведена экспертиза. В связи с этим заключается договор с экспертной организацией.
3. Экспертная организация проводит проверку и делает вывод о правильности расчета. Составляется заключение, которое передается в администрацию города и руководству предприятия.
4. Администрация города составляет заключение о тарифах, подтвержденное экспертным заключением, которое рассматривается на согласительной комиссии и на заседании городской или областной Думы.
5. Дума принимает решение о принятии новых тарифов, после чего тарифы вводятся в действие.
Как известно, тариф на услуги ЖКХ определяется как себестоимость, увеличенная на установленный уровень рентабельности. Себестоимость определяется на основании данных бухгалтерского учета. Выводы экспертизы сводятся как к фактически сложившейся себестоимости, так и к выявлению внутренних резервов предприятий или к определению выпадающих доходов для максимального сохранения финансовой устойчивости предприятия и минимизации величины бюджетного финансирования.
Доступными товары делает их цена, точнее соотношение «цена-доходы», которое каждый покупатель того или иного товара на конкурентном рынке стремится оптимизировать для себя. Наличие товаров, близких по своим т потребительским свойствам, способствует образованию широкого спектра цен и самостоятельного формирования каждым покупателем потребительской корзины. Поэтому цена конкурентного товара оказывается, в конечном счете, результатом индивидуальной оценки потребителем. Цена становится индивидуальной и в том смысле, что потребитель формирует свою шкалу цен, исходя из желания оптимизировать свой бюджет и свои потребности. Всего этого лишен потребитель коммунального рынка.
В сфере коммунальной деятельности законодатели решили, что поскольку полезность услуг для всех людей одинакова, то и цена их должна быть одной и той же для всех потребителей. продолжение
--PAGE_BREAK--
3. Оптимизация деятельности предприятий жилищно –коммунальной сферы
3.1 Перспективы развития ЖКХ в России
Одна из основных задач реформирования ЖКХ – создание конкурентной среды в жилищной сфере. Для этого необходимо осуществить разделение функций и формирование договорных отношений между собственниками жилья, управляющими компаниями и подрядными организациями.
Орган местного самоуправления как собственник жилищного фонда должен обеспечить:
§соблюдение нормативно – технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;
§обеспечение необходимого уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости;
§заключение договоров социального найма, найма или аренды жилых и нежилых помещений в принадлежащем ему жилищном фонде;
§заключение договора с выбранной на конкурсной основе либо созданной организацией на управление муниципальным жилищным фондом, а также предоставление услуг по организации учета и контроля потребление энергетических ресурсов;
§обеспечение систематического контроля за реализацией договоров о выполнении необходимых работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, соблюдением объема и качества предоставляемых жилищно –коммунальных услуг.
Управляющая компания должна обеспечить:
§ поддержание в надлежащем состоянии и модернизацию на основе современных технологий и материалов принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями собственника и государственными стандартами качества предоставляемых жилищно – коммунальных услуг;
§ выбор подрядчика по выполнению работ и поставке ресурсов;
§ заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ и предоставление ресурсов требуемого объема, качества и стоимости;
§ осуществление системы контроля за выполнением договоров; организацию сбора платежей за жилищно – коммунальные услуги.
В настоящее время предполагается выполнение на конкурсной основе всех подрядных работ по обслуживанию муниципального жилищного фонда в региональных центрах и городах с населением численностью более 200 тыс. человек.
Внедрение основанных на развитии конкуренции принципов управления жилищным фондом и предоставление жилищно –коммунальных услуг создает предпосылки для приватизации муниципальных жилищных предприятий. Первым этапом должно стать акционирование. Большую часть муниципальных предприятий, выполняющих работы по управлению муниципальным жилищным фондом, предполагается акционировать в течение срока реализации программы.
Реформа собственности в жилищном хозяйстве приведет к развитию конкуренции в двух направлениях:
§конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управлением жилищным фондом;
§конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно – коммунальных услуг от управляющей компании.
Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях должно служить формирование многообразия объединений собственников жилья. Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества ( кондоминимума), включающего в себя земельный участок и расположенное не нем жилое здание, может стать одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным домом с разными собственниками отдельных помещений.
Государственная поддержка модернизации жилищно – коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов осуществляется по двум направлениям.
1. Срочное привлечение бюджетных ресурсов и ресурсов международных кредитных организаций под гарантии РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления для финансирования наиболее приоритетных и эффективных инвестиционных проектов в жилищно – коммунальном комплексе. Предполагается софинансирование этих проектов со стороны предприятий;
2. Создание финансовых механизмов минимизации рисков привлечения частного капитала посредством заемного финансирования и прямых инвестиций в жилищно – коммунальный комплекс, создание системы рефинансирования кредитов за счет привлечения под государственные и муниципальные гарантии средств вторичных инвесторов и других механизмов.[22, с.65]
Какими же могут быть варианты привлечения инвестиций в жилищно – коммунальное хозяйство?
1. Контракт на сервисное обслуживание – наиболее распространенный вариант привлечения частного сектора в сферу ЖКХ. Механизм привлечения инвестиций заключается в том, что местные власти привлекают частную организацию для выполнения одной или нескольких конкретных работ. Заключаются такие контракты на непродолжительные сроки в зависимости от объема работ, обычно не более 1-2 года.
Особенность сервисных контрактов в том, что у них, как правило, небольшой масштаб действий и подрядчику необходимы небольшие капитальные вложения. Они не касаются модернизации или замены оборудования.
2. Контракт на передачу в аренду – это договор, при котором частная компания берет оборудование в аренду у государственного предприятия. В этом случае компания несет ответственность за административную деятельность, эксплуатацию и техническое обслуживание оборудования. Предприятие остается государственным, выполняя функции капитального ремонта, обслуживания долга и изменения тарифов.
3. Контракт на управление - договор на право управления предприятием. Условия при проведении конкурса очень жесткие. При этом собственником остается город. Срок договора — от 5 лет. Разновидностью этого договора является договор на доверительное управление, когда фирма, выигравшая конкурс, не только занимается эксплуатацией и обслуживанием предприятия, но и финансирует его восстановление, модернизацию оборудования и замену устаревшего.
4. Концессия – договор, по которому собственник коммунального хозяйства передает его частному лицу или государственной компании в управление, содержание и эксплуатацию. Концессионер обеспечивает функционирование предприятия за свой страх и риск. Срок таких договоров от 15 до 20 лет.
5. Контракт типа «ВООТ» – форма договора с частной фирмой, которая получает кредит в банке или на имеющиеся собственные средства проектирует, строит и эксплуатирует предприятие в течение времени, позволяющего вернуть вложенные средства и определенный в договоре процент прибыли, а затем передает предприятие городу.[14, с.2]
3.2 Предложения по улучшению экономического положения МУП «ЖКХ».
1. Энергетика предприятия
Мероприятия по энергоцеху:
§ рациональное распределение электроэнергии между потребителями, повышение контроля за использованием электроэнергии потребителями
§ сокращение перебоев поставки электроэнергии потребителям в аварийных ситуациях за счет использования новых материалов(муфты на термоусадке)
§ установка приборов учета на границах отпуска электроэнергии.
§ Мероприятия по котельной:
§ снижение себестоимости производства Гкл за счет правильного использования продуктов производства, частичного изменения процессов химводоочистки и лабораторного анализа и замены лабораторного анализа с ручного на электронно-автоматическую систему.
§ снижение теплопотерь за счет замены старых трубопроводов на новые, обновления теплоизоляции на теплосетях, а так же за счет восстановления внутри домовых теплоизоляций и теплового контура.
§ продолжение комплексной регулировки теплосетей, теплоузлов и реконструкции схем теплоснабжения потребителей.
Мероприятия по гаражу:
§ продолжение минимизации транспорта предприятия ( замена автотракторного парка за счет продажи старой техники на новую более экономичную и мобильную. Например, замена самосвала на базе ЗИЛ 130 на малую механизацию типа тракторов Т-16, Т-25).
Мероприятия по участку тепловодоканализации :
§ установка водосчетчика на магистральный трубопровод приведет к реально фактическим показателям расхода воды и даст экономию по нашим расчетам 120-150 тыс. кубов в год ( 560тыс.руб.)
Использование передовых технологий
§ замена сульфаугля на более новые катиониды с повышенным в 2 раза сроком службы (планируется)
§ приобретение установки плазменной сварки «Мультиплаз -2500» для замены электро и газосварочных аппаратов (планируется).
§ использование контактных цифровых термометров для оперативного измерения температуры воздуха, теплоносителя.
§ приобретение компактной электрогидроимпульсной установки ЗЕВС-241 для очистки труб от накипи и отложений диаметром до 150 мм.
§ приобретение прибора для точечной очистки батарей «Тайфун»
§ приобретение прибора для автоматического измерения уровня щелочности воды.
2. Повышение эффективности использования муниципального имущества
§ передать безвозмездно блокпост ГАИ в федеральную собственность, в соответствии с Постановление № 1957 от 27.06.2003
§ передать здание поликлиники в п. Метлино на баланс ЦМСЧ –71
§ в целях экономии материальных ресурсов (стройматериалов) на содержание и текущий ремонт восточного поселка, поставить проблему аварийности жилья перед Главой г. Озерска.
Отражение производственных показателей в финансово-экономической деятельности предприятия.
За счет частичной комплексной регулировки и реконструкции тепловых узлов потребителей, а так же усиления контроля за соблюдением графика теплоснабжения сторонних предприятий, установкой газового счетчика в 2003 году значительно снижен уровень потребления газа. Могут быть уже показательными два прошедших месяца с начала отопительного сезона — октябрь, ноябрь. Раньше до производства вышеперечисленных работ, конкретно в 2002 году за этот же период расход газа составил 190-200 н.м.м3, а за октябрь 2003 г 168 н.м.м3, ноябрь 165 н.м.м3 при установленной норме 168 н.м.м3.
3. Мероприятия по недопущению банкротства предприятия.
1.Работа с предприятиями-дебиторами:
§за прошедший период выиграно дело по возврату долга с КИО «Инвест», рассматривается дело по Реурс, готов пакет документов по МСХП «Озерское».
Ведется большая работа с населением, на данном этапе сбор квартплаты составляет в среднем 92,9 %.
Заметен рост платежей основному кредитору ФГУП ПО «Маяк». В сравнении с 2001 годом он составил 27 % от предъявленной суммы, в 2002 году 37 %, за 9 месяцев текущего года 62 %. При этом стоит отметить, что нет задолженности по остальным платежам ( природный газ, его транспортировка, услуги ЦС и П, и др. услуги). Тем не менее на предприятии остается проблемой – энергетический дисбаланс, который сокращается с установкой приборов учета.
В этом направлении остается заключительный шаг по установке прибора учета на магистральный водопровод с ЮАС. Меры, предпринятые предприятием за последние 1,5 года должны были приведены в действие в течение последних 5-6 лет, поэтому на данном этапе предприятие находится на низком экономическом уровне.
--PAGE_BREAK--