Содержание
1. Роль,место и значение отраслей связи и информационно-вычислительного обслуживания внациональной экономике
2. Методыпланирования и прогнозирования развития отраслей связи и ИВО
3. Анализ иоценка динамики развития отмеченных отраслей в Республике Беларусь. Перспективыразвития
Список использованных источников
1. Роль, место и значение отраслей связи иинформационно-вычислительного обслуживания в национальной экономике
Связь – отрасль экономики страны,обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков.Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества,управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а такжедля удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационнойосведомленности населения.
Развитие систем связи иинформатизации стало одним из важнейших приоритетов научно-технической иэкономической политики Республики Беларусь. В условиях формирования рыночнойэкономики возросла потребность в высококачественных, на уровне мировыхстандартов, услугах связи.
Связь в Республике Беларусьподразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь,телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отрасльюосуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации(телевидение и радиовещание).
Почтовая связь (почта) представляетсобой сложнейшую организационно-хозяйственную систему – проводит регулярнуюпересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежныхпереводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств.Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениямпредоставляют 118 городских и районных узлов связи и около 4 тыс. отделенийсвязи. Среди предприятий почтовой связи наиболее крупным является «Минскаяпочта», почтамты в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве. Создана службаускоренной международной доставки почты «Экспресс-почта» (1991 г.). Наперевозке почты и периодических изданий задействовано более 100 вагонов, около1000 автомобилей, авиатранспортом отправляется более 85 т почты.
Перестройка и развитие экономическихвзаимоотношений между Республикой Беларусь и другими странами СНГ,преобразование внутренней социально-экономической среды привели к существеннымизменениям в сфере почтовой связи. Падение производства, снижениеплатежеспособности населения сказались на результатах работы почтовой связи:объемы почтовых отправлений за 1991-2000 гг. снизились: письменнойкорреспонденции – в 2,3 раза, посылок – в 11,7, телеграмм – в 7 раз.Значительно уменьшились тарифные доходы, сократилась чистая прибыль почтовойслужбы.
В сложившихся условиях благодаряпринятию кардинальных мер удалось сохранить сеть почтовых предприятий,осуществить бесперебойное предоставление клиентуре традиционных социальнозначимых услуг почтовой связи. В 2001-2003 гг. наметилась тенденция к повышениюэффективности почтовой связи. Вместе с тем почтовая служба стремилась развиватьновые почтовые услуги, в том числе с использованием телекоммуникационныхсвязей, внедрять широкий спектр нетрадиционных услуг, новейших техническихсредств и технологий. Получила широкое развитие Служба ускоренной почты(международная и внутренняя); объемы ее отправлений за последние 5 летувеличились в десятки раз.
Электросвязь. Ее развитие вРеспублике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растутплотность, протяженность междугородных и международных каналов связи (впоследние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество.
Телефонная связь. Общепризнаннымпоказателем развития телефонной связи является плотность аппаратов на 100жителей или на 100 семей. В Беларуси достигнута наибольшая среди стран СНГтелефонная плотность – 32,2 аппарата на 100 жителей; по данному показателю оназначительно опережает Россию и Украину.
Число междугородных переговоров наодного жителя нашей страны значительно превышает аналогичный показатель постранам СНГ. Все это положительно сказывается на общих доходах телефонной связи(в структуре доходов от услуг связи в Республике Беларусь более половиныприходится на телефонную связь. В пересчете на одного жителя наиболее высокогоуровня этот показатель среди стран СНГ достиг в Армении, Беларуси, России иУкраине.
Видеотелефонную связь осуществляет самоекрупное государственное предприятие электросвязи «Белтелеком». Оно обеспечиваеттелефонные переговоры практически с любым городом мира, оказываетИнтернет-услуги, обеспечивает спутниковую связь и рассылает письма поэлектронной почте.
Телеграфная связь осуществляетпередачу на расстояние буквенно-цифровых сообщений – телеграмм илифототелеграмм. Отличительная особенность телеграфной связи – документальность,так как сообщение вручается адресату в виде печатного текста. Она получилазначительное развитие в сфере управления, деловой и коммерческой связи,используется также при передаче данных.
Наиболее крупные телеграфыфункционируют в Минске, Гродно, Могилеве, Витебске, Гомеле, Бресте. В Минскеработает центр коммутации извещений емкостью 480 каналов с пропускнойспособностью три и более телеграмм за секунду. Создана разветвленная сетьабонентского телеграфа (телетайпов), прямых соединений и передачи данных. Издругих средств документальной связи используются телекс– и телефаксныеаппараты, сеть передачи данных с пакетной коммутацией БелПак и электронныйпочтамт. Вместе с тем телеграфная связь не выдерживает конкуренции с другимивидами электронной связи.
Значительное развитие за последниегоды получила мобильная связь. Она предназначена для передачи информации междуперемещающимися абонентами. К мобильным системам связи относится сотоваятелефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь.
Сотовая телефонная связьосуществляется мобильными телефонами через стационарные базовые станции, каждаяиз которых имеет определенную зону обслуживания (соту) и соединена в единуюсотовую сеть. Действующая в Беларуси аналоговая технология соответствует международномустандарту NMT (Nordic Mobil Telephon System). Аналоговую сотовую связьобеспечивает совместное белорусско-английское предприятие «БЕЛСЕЛ», которое с1993 г. интенсивно развивает телекоммуникационные услуги, а в 2003 г.освоило новый стандарт сотовой связи Cdma-2000.
С 1999 г. в Беларуси запущенасотовая телефонная связь по цифровой технологии, соответствующая международномустандарту GSM (Global for Mobile Communications).
На телекоммуникационном рынкеБеларуси операторами сотовой связи являются два предприятия: СП «Мобильнаяцифровая связь» (МЦС, торговая марка VELCOM) и СП «Мобильные телесистемы»(МТС).
Количество активных пользователейсотовой связи, соответствующей международному стандарту GSM, стремительновозрастает и на начало 2004 г. составило около 1,3 млн. абонентов.Наибольшее число активных абонентов у компании МЦС – более 700 тыс. человек,причем она предоставляет услуги связи на территории, где проживает 94 %городского населения Беларуси. Сегмент МТС включает территорию Минска иобластных центров, несколько десятков районных центров и других населенныхпунктов; всего сетью этой компании покрыта территория, где проживает 82 %городского населения. О значительном развитии в Беларуси систем сотовой связисвидетельствует соотношение числа абонентов традиционной телефонной связи исотовой связи, которое равно 2,5:1 и приближается к уровню развитых стран(например, в Финляндии оно равно 1:1). Прогнозируется функционирование нателекоммуникационном рынке страны третьего оператора сотовой связи в стандартеGSM («Белтелеком» или один из мировых мобильных операторов). Тогда каждая изтрех мобильных сетей будет насчитывать миллион абонентов.
В Беларуси распространен еще один видмобильной связи – пейджинг. Сеть пейджинговой связи увеличивается такжевысокими темпами. В отличие от сотовой эта связь осуществляется черезпосредника – оператора, принимающего по телефону информацию от одного абонентаи передающего ее на пейджер другому абоненту. Пейджинговую связь обеспечиваютоколо 10 пейджинговых компаний.
Приоритетными направлениямидальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейшихтехнологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры иповышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов.
Расширение и реконструкция местнойтелефонной связи в перспективном периоде позволит полнее удовлетворитьпотребности населения в установке телефонов. Намечается увеличение количестваабонентских точек проводного вещания, расширение сети эфирного теле– ирадиовещания, развитие мобильных сетей связи (переход к системам мобильнойсвязи третьего поколения).
Особое внимание будет уделеноорганизации доступа к сети Интернет и развитию таких новых современных услугсвязи, как «Электронная почта», международная ускоренная почта EMS,внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданиюнетрадиционных услуг, предоставляемых предприятиями связи.
Для развития и модернизацииматериально-технической базы отрасли «Связь» предусматривается построениемагистральных внутризоновых волоконно-оптических линий связи; внедрениепрограммно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях сетиэлектросвязи; постепенный переход от аналого-цифровой к полностью цифровой сетиэлектросвязи; строительство сетей радиовещания и цифрового телевидения.
В современных условиях новые научныеоткрытия, технологические инновации, рост качества интеллектуального капитала,динамичное развитие информационно-компьютерных технологий, электроннойкоммерции, средств мобильной связи, расширение бизнес-пространства становятсяважнейшими факторами экономического роста. Современную экономику, базирующуюсяна передовых ИКТ, на новых научных знаниях, называют «новой»,«информационно-сетевой» экономикой или экономикой знаний («knowledgeindustries»). Основу информационной экономики составляют наукоемкие отрасли,производящие продукцию с высокой интеллектуальной емкостью. Поэтому многиегосударства мира в настоящий момент приступили к созданию информационногообщества.
Основой построения такого обществаявляется всемерное развитие ИКТ путем выработки соответствующей Стратегии. Приэтом эксперты определяют 11 направлений действий или основные движения попостроению информационного общества с помощью ИКТ:
– решающая роль органовгосударственного управления и всех заинтересованных сторон в содействииприменению ИКТ в целях развития общества;
– информационная и коммуникационнаяинфраструктура как необходимый фундамент построения информационного общества;
– всемерный доступ населения кинформации и знаниям;
– наращивание научного итехнологического потенциала;
– укрепление доверия и безопасностипри использовании ИКТ;
– благоприятная окружающая среда;
– разработка приложений на базе ИКТкак преимущество во всех аспектах жизни;
– культурное разнообразие икультурная самобытность, языковое разнообразие, местный контент;
– средства массовой информации;
– этические аспекты информационногообщества;
– международное и региональноесотрудничество.
В основу разработки такой Стратегииположены руководящие принципы и методологические основы построенияинформационного общества, которые были заложены в основу и приняты к действию вдокументах Всемирных встреч на высшем уровне по вопросам информационногообщества. В своем подавляющем большинстве все развитые страны если иприступают к разработке национальной стратегии информационного общества, тообязательно сверяют свои шаги в ее реализации, основываясь на документахуказанных выше и других всемирных саммитов и встреч. К слову, лишь совсемнедавно Министерство связи и информатизации РБ совместно с Национальнойакадемией наук (НАН) приступили к так называемой Стратегии развития информационногообщества в Республике Беларусь на период до 2015 года.
Сравнительная характеристикапоследствий и возможного влияния индустриальных технологий и ИКТ на экономикустраны в общем виде представлена в приведенной ниже таблице 1.
Таблица 1. Сравнительныехарактеристики последствий воздействия индустриальных иинформационно-коммуникативных технологий на экономику страны
Индустриальные технологии
ИКТ
1
2
Способствуют росту количественных и качественных показателей производимых материальных благ. Ведут к массовой кастомизации производства, т.е. адаптации компаний к требованиям конкретного клиента.
Производство материальных благ преобладает над производством услуг. Снижают зависимость от материальных благ и увеличивают диверсификацию и масштабы информационных услуг.
Сильная зависимость от ресурсных ограничений материального характера. Информация – основное ресурсное ограничение.
Рост основного капитала в процессе воспроизводства и замедление его кругооборота. Ускоряют движение всех видов капитала.
Усложняется взаимодействие производителей и потребителей. Возрастают трансакционные издержки. Сеть упрощает взаимодействие производителей и потребителей. Снижаются трансакционные издержки.
Снижение издержек производства фирмы и повышение качества продукции.
Снижают издержки производства фирмы и значительно повышают качество.
Способствуют росту общественного разделения труда как внутри отдельной страны, так и между странами.
Значительно ускоряют разделение труда внутри страны и особенно – между странами, что ведет к росту глобализации.
Появление новых профессий и специальностей, связанных в основном со сферой материального производства. Появление новых профессий, связанных со сбором, переработкой и использованием информации; радикальная модификация традиционных профессий и специальностей.
Расширяется рынок труда в сфере материального производства. Появляется новый тип занятости – растет занятость в сфере услуг.
Предприятия, фирмы в своей деятельности ограничены территориальными рамками. Предприятия, фирмы гораздо в меньшей степени ограничены пространственными рамками ввиду наличия корпоративной Сети.
Появление новых отраслей, в основном материального производства. Появление новых отраслей, преимущественно сферы услуг, возникает новый сектор ИКТ-услуг.
Следствием внедрения технологий является Следствием внедрения технологий является 1 2
рост основных макроэкономических показателей: ВВП, ЧНП, производительности труда. Рост может быть экстенсивным и интенсивным (инновационным). не столько количественный рост макроэкономических показателей, сколько новое качество роста – рост качества жизни в стране. Рост – инновационно-информационный.
Основные инвестиции делаются в промышленные технологии, в наращивание промышленного капитала. Основные инвестиции делаются в НИОКР, образование, в человеческий капитал.
Изменяется структура экономики и методы ведения конкуренции. Изменяется структура экономики и кардинально меняются методы конкуренции.
/> /> /> />
Согласноописанию данных характеристик влияние индустриальных технологий и ИКТ, которыеприведены в таблице 1, можно оценить лишь как положительное. Следовательно,указанные технологии следует претворять в экономическую жизнь, чтобыспособствовать увеличению ВВП.
2. Методы планирования и прогнозирования развитияотраслей связи и ИВО
Связь и информатика обеспечиваютделовое, коллективное и личное общение людей. Их основная задача состоит впередаче и получении в кратчайшие сроки, качественно и в полном объеменеобходимой потребителю информации. Кроме того, эти услуги должны бытьдоступными по стоимости и в ряде случаев носить конфиденциальный характер. Всовременных условиях роль связи и информатики как важного звена в обеспеченииуспешного функционирования народного хозяйства и необходимого условиясоциально-экономического процесса постоянно возрастает.
Основной задачей прогнозирования ипланирования функционирования и развития указанного звена производственнойинфраструктуры является максимально полное удовлетворение потребностейнародного хозяйства и населения в его услугах при минимальных финансовых,экологических и других издержках на осуществление. При решении указанной задачиучитываются специфика и уровень развития каждого вида услуг связи иинформатики.
Основные показатели прогноза развитиясвязи и информатики – объем продукции в стоимостном измерении, протяженностьтелефонных каналов на междугородних и международных линиях, емкость городских исельских телефонных станций, узлов коммутации каналов передачи данных ителеграфной сети, количество телевизионных станций мощностью 1 кВт и выше,комплексно-механизированных предприятий связи, телефонных аппаратов уабонентов. Объем продукции связи и информатики включает сумму услуг народномухозяйству и населению по передаче сообщений (телефонных, телеграфных, почтовых,радиотелефонных), программ телевидения и радиовещания, а также попредоставлению в пользование потребителей действующих технологических средств.Он определяется на основе расчетных объемов услуг в натуральном выражении исоответствующих им внутриотраслевых цен. В процессе прогнозных расчетовучитывается изменение численности, реальных доходов населения и влияние другихфакторов. Рассчитанные объемы услуг связи и информатики сопоставляются свозможностями развития отрасли и, прежде всего, с состоянием производственныхмощностей по линиям связи всех видов, радиовещательным и телевизионнымстанциям, городским и сельским АТС, узловым предприятиям почтовой связи.
3. Анализ и оценка динамики развития отмеченных отраслейв Республике Беларусь. Перспективы развития
связь отрасль экономикапланирование
Республика Беларусь обладает значительными потенциальнымипреимуществами для построения инновационной экономики и достижения лидерства всфере информационных и наукоемких технологий:
– высокий общеобразовательный уровень населения исложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;
– значительный научно-технический потенциал;
– многоотраслевойпромышленный комплекс;
– выгодное экономико-географическое и геополитическоеположение;
– развитая система транспортных коммуникаций ипроизводственная инфраструктура в целом;
– комплексность развития внутриреспубликанских регионов;
– многовекторныевнешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.
Информационныйи инновационный потенциал Республики Беларусь в настоящее время оцениваетсяследующими данными.
1.Значительный научный потенциал:
– исследованияи разработки (ИР) осуществляют свыше 300 научных организаций, вузов, крупныхпроизводственных предприятий. Наибольшая доля ИР приходится на естественные(математика, физика, химия, биология) и технические науки; значителен потенциалмедицинских и сельскохозяйственных наук. При этом, приоритетными направлениямив науке являются лазерные и нанотехнологии, робототехника в производстве,телекоммуникации, цифровые системы передач, науки о жизни;
– приНАН РБ функционируют 42 НИИ, а также существует БФФИ, Белинфонд.
2.Значительный интеллектуальный потенциал:
– поколичеству студентов на 10 тыс. населения (324 чел.) Беларусь превосходитнекоторые экономически развитые европейские страны;
– каждыйгод вузы Беларуси выпускают более 2,5 тысяч программистов;
– Беларусьудерживает лидирующие позиции среди стран СНГ по индексу уровня образования какодного из составных элементов индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) –0,95 (Россия – 0,93, Украина – 0,93, Казахстан – 0,92, Узбекистан – 0,91).
3. Динамичноразвивающееся число пользователей Интернет и компьютеров:
– вБеларуси насчитывается 3 млн. ПК, ежемесячно более 1 млн. человек выходят вИнтернет;
– напредприятиях 88% руководителей используют Интернет в повседневной деятельности.Бухгалтерский учет автоматизирован на 70% предприятий, документооборот – на40%, системами автоматизации работы с клиентами располагают свыше 30%предприятий (данные Института приватизации и менеджмента);
– вреспублике имеется более 2000 сайтов, из которых 1200 информируют о товарах иуслугах, при этом отмечается постоянный и устойчивый рост количестваИнтернет-сайтов предприятий.
4.Динамично развивающийся рынок ИКТ:
– сегодняна белорусском рынке ИКТ работают около 600 компаний, предприятий и учреждений.
5. Приоритетныенаправления в науке: приоритетными направленияминаучно-исследовательской деятельности в республике до 2010 года определеныресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, производствоконкурентоспособной продукции – новых материалов, источников энергии,информационных и телекоммуникационных технологий. Помимо этого большое вниманиебудет уделено вопросам экологии и рационального природопользования, а такжесозданию новых технологий переработки и хранения сельхозпродукции.
6. ФункционирующийПарк высоких технологий: парк был создан в соответствии с Декретом ПрезидентаРеспублики Беларусь от 22.09.2005. В настоящее время количество резидентов Парканасчитывает около 20 зарубежных и частных компаний, которые занимаютсяразработкой программного обеспечения, информационно-коммуникационных и другихвысоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособностинациональной экономики.
Согласнопрограмме инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 у Парка в регионах страны будетсоздано около 10 научно-технологических парков. Количествонаучно-производственных центров в различных отраслях экономики планируетсяувеличить с 56 до 70. В Беларуси будут созданы три венчурные организаций.Отделения республиканского инновационного фонда откроются в каждой областиБеларуси.
7. Потенциалкоммуникационной отрасли: Отрасль «Связь» обладает современнойцифровой инфраструктурой международной и междугородной электросвязи (на телефонныхсетях эксплуатируется свыше 4 тыс. км волоконно-оптических линий связи, изболее чем 3 млн. номеров, 44% – электронные и квазиэлектронные, лидирующееположение среди стран СНГ по среднему количеству телефонов на 100 жителей –31,3).
8. Формируетсясистема трансфера технологий для реализации следующих целей: содействиеокупаемостии продвижению научно-технических разработок на отечественный и зарубежный рынкии привлечение инвестиций в сферу наукоемких технологий.
Ведущееместо в ней занимает Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ),входящий в ассоциацию «Академтехнопарк». Отделения и филиалы РЦТТсозданы на базе ведущих научных организаций и вузов во всех областях Беларуси.РЦТТ заключены более 90 клиентских договоров, подписаны 22 соглашения сорганизациями из России, США, Великобритании, Германии, Китая, Южной Кореи идругих стран. На портале РЦТТ размещены более 900 инновационных проектовбелорусских разработчиков и более 80 запросов белорусских и зарубежных фирм. При поддержке РЦТТ на рядебелорусских предприятий освоен выпуск новых видов наукоемкой продукции. Крометого, реализуются проекты по созданию ряда совместных белорусско-российских ибелорусско-китайских предприятий в высокотехнологичных областях, а также поподготовке лицензионных соглашений на поставки китайской стороне наукоемкихтехнологий белорусских разработчиков.
ВБеларуси существуют значительные потенциальные возможности для построенияинформационного общества и развития ИТ-индустрии, которые одновременно являютсянеобходимым условием дальнейшего устойчивого развития страны. Однако в странереализуется стратегия выборочного участия государства при построенииинформационного общества.
Стратегией развития большинства странмира становиться переход к информационному обществу, характерными чертамикоторого являются:
– формирование инновационной,основанной на знаниях, экономики;
– информатизация органовгосударственного и местного управления с целью повышения качества принимаемыхуправленческих решений и эффективности оказания услуг населению и бизнесу;
– развитие человеческого капитала,повышение образовательного уровня населения;
– информатизациясоциально-культурной сферы с целью обеспечения возможностей дистанционногомедицинского обслуживания и образования, работы на дому, удовлетворенияпотребностей населения в общении, культурной, развлекательной и справочнойинформации.
Технологической основойинформационного общества является современная информационно-коммуникационнаяинфраструктура. Развивающиеся информационные и коммуникационные технологии(ИКТ) фундаментально изменили природу глобальных взаимоотношений и возможностейдля экономического и социального развития. Переход к устойчивому развитию вомногом зависит от расширяющейся интеграции ИКТ в общество и широкомасштабногоиспользования информационных ресурсов. В этой связи стратегически важно дляРеспублики Беларусь быть готовой к информационно связанному миру.
Реализация первоочередныхстратегических задач в сфере информатизации и развития ИКТ предусматреноГосударственной программой информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 гг.и на перспективу до 2010 г. «Электронная Беларусь».
Реализация Программы создастнеобходимые условия для приведения стандартов страны в сфере информатизации всоответствие с мировой системой стандартов и ускорит формированиеинформационного общества.
Основной целью дальнейшего развитияпроцессов информатизации и сектора ИКТ является формирование в стране единогоинформационного пространства как одного из этапов перехода к информационномуобществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективностифункционирования экономики, государственного и местного управления, обеспеченияправ на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянииэкономического и социального развития общества.
Для достижения этой цели необходиморешение следующих задач:
– создание общегосударственнойавтоматизированной информационной системы, формирование единого национальногоинформационного ресурса и инфраструктуры, обеспечивающих автоматизированноеинформационное взаимодействие систем разных уровней с выходом в глобальныемеждународные информационные сети, а также реализацию прав граждан июридических лиц на свободное получение открытой информации из этой системы;
– развитие телекоммуникационной инфраструктурыи создание пунктов доступа к открытым информационным системам;
– развитие ИКТ и формированиеэкспортно-ориентированной отрасли информационных технологий (ИТ-индустрии).Разработка передовых информационных технологий в рамках соответствующих государственныхнаучно-технических программ, создание по единым принципам автоматизированныхинформационных систем в различных секторах экономики и государственномуправлении, а также разработка механизмов по стимулированию выхода этихразработок на мировые рынки;
– совершенствованиезаконодательной базы и системы государственного регулирования в сфереинформатизации, создание правовых основ для широкого использованияинформационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизнистраны;
– создание условий длясовершенствования деятельности государственных органов и органов местногоуправления и повышения эффективности их работы по управлениюсоциально-экономическими процессами за счет создания автоматизированныхинформационно-аналитических систем, обеспечивающих формирование информационныхресурсов, в первую очередь информационных ресурсов, имеющих государственноезначение, необходимых для оперативного принятия решений на соответствующихуровнях;
– развитие процессовинформатизации в секторе реальной экономики, в том числе создание системыэлектронной торговли и логистики. Активизация внедрения и распространенияинформационно-телекоммуникационных технологий для обеспечения ускоренногоразвития конкурентоспособного производства товаров и услуг, оптимизациитоваротранспортных потоков, ориентированных на внутренние и внешние рынки.Информационная поддержка технического перевооружения объектов промышленногопроизводства, создания высокотехнологичного конкурентоспособного оборудования;
– развитие системы подготовки ипереподготовки специалистов по информационно-телекоммуникационным технологиям иквалифицированных пользователей. Формирование профессиональных образовательныхпрограмм, создание для их реализации аппаратных и программных средств, в том числеи системы дистанционного обучения;
– содействие развитию культуры исредств массовой информации посредством внедренияинформационно-телекоммуникационных технологий. Создание условий для пропагандыдостижений культуры как в стране, так и за рубежом путем формированияинформационных ресурсов Национальной библиотеки, других ведущих библиотек,ресурсов культурологического профиля и представления их в национальном сектореИнтернет, создание электронной энциклопедии белорусской культуры, а такжемашинного фонда белорусского языка. Разработка типовых решений по созданиюэлектронных газет, национального сервера новостей в Интернет для оперативногодоведения до СМИ информации о жизни страны, создание предпосылок дляформирования национальной аудио– и видеопродукции для распространенияпосредством электронных СМИ и Интернет;
– совершенствование системыинформационной безопасности страны. Создание новых средств защиты информации, атакже разработка нормативно-методических материалов и типовых комплексныхрешений, направленных на обеспечение информационной безопасности в соответствиис Концепцией национальной безопасности.
Согласно Национальной стратегииустойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до2020 г. (НСУР-2020) на первом этапе (до 2010 г.) должны быть сформированысистемы мониторинга действующих в Беларуси государственных программ в различныхотраслях экономики и сферах деятельности, государственных научно-техническихпрограмм по решению наиболее значимых народнохозяйственных, экологических исоциальных проблем. Наряду с этим будут подготовлены нормативно-методическиематериалы по совершенствованию организации работ в области информатизации.Продолжится реализация проектов по созданию автоматизированныхинформационно-вычислительных систем и совершенствованию информационнойинфраструктуры. Начнут реализовываться проекты по электронному документооборотуи созданию информационно-аналитических центров в государственных органах иподключению их к глобальным вычислительным сетям и Интернет.
Должны быть реализованы проекты,обеспечивающие взаимодействие между автоматизированными информационными сетямигосударственных органов, создана основа единой информационной инфраструктурыдля государственных органов, формирования единого национального информационногоресурса. Продолжатся разработки по созданию комплексной системы электроннойторговли. Предусматривается создать современную материально-техническую базудля подготовки в ведущих образовательных учреждениях страны специалистов ипользователей в сфере ИКТ.
На втором этапе (2011-2020 гг.)необходимо завершить создание общегосударственной информационной системы, врамках которой должен быть сформирован единый порядок сбора, обработки,накопления, хранения, поиска и распространения информации (информационныйпроцесс) на базе усовершенствованной информационно-коммуникационнойинфраструктуры и единого национального информационного ресурса. Это, с однойстороны, обеспечит кардинальное ускорение процессов информационного обмена вэкономике и обществе в целом, повышение эффективности государственного иместного управления, создание принципиально новых возможностей для мониторингапроцессов в экономике и обществе и принятия своевременных решений порегулированию этих процессов, а с другой – обеспечит реализацию прав граждан июридических лиц Беларуси на свободное получение открытой информации из этойсистемы.
Список использованных источников
1. Владимирова Л.П.Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: Дашкови К., 2000. – 308 с.
2. Информационныересурсы Беларуси: каталог. Вып. 8 / сост. В.Н. Агафонов; под общ. ред. О.И.Галиновского, С.А. Шаврова. – Минск: Адукацыя и выхаванне, 2009. – 454 с.
3. Национальнаястратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь напериод до 2020 г. (НСУР-2020). – Минск: Юнипак, 2004.
4. Прогнозирование ипланирование экономики: учебник / Г.А. Кандаурова и др.; под общей ред. Г.А.Кандауровой, В.И. Борисевича. – Мн.: Современная школа, 2005. – 476 с.