Введение
В современныхэкономических условиях особую важность приобретает правильное управлениедвижением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями, возникающими впроцессе движения ресурсов. Искусство финансового управления опирается назнание методологии и техники финансового менеджмента, умении применять напрактике его приемы.
Финансовыйменеджмент, как наука управления финансами базируется на ряде взаимосвязанныхконцепций, развитых в рамках теории финансов и определяющих логику организациифинансового менеджмента и использованием его прикладных методов и приемов напрактике.
С позициифинансового менеджмента рассматривается широкий круг вопросов, таких как:управление оборотным капиталом, затратами предприятия, оптимизации структурыисточников средств, организации финансовой работы на предприятии,прогнозирование денежного потока, необходимость выбора дивидендной политики.
Стратегияфинансового управления на предприятии, разрабатываемая с целью улучшения егофинансового состояния, предполагает владение методами анализа и оперативногоуправления денежными средствами, производственными запасами, дебиторскойзадолженностью, методами среднесрочного и краткосрочного финансирования.
Основная цельфинансового менеджмента – это повышение конкурентных позиций предприятия всоответствующей сфере деятельности через механизм формирования и эффективногоиспользования прибыли. Также среди основных целей финансового менеджмента можновыделить:
- выживаниефирмы в условиях конкурентной борьбы;
- избежаниебанкротства и крупных финансовых неудач;
- лидерствов борьбе с конкурентами;
- максимизациярыночной стоимости фирмы;
- устойчивыетемпы роста экономического потенциала фирмы;
- ростобъемов производства и реализации;
- максимизацияприбыли;
- минимизациярасходов;
- обеспечениерентабельной деятельности.
По содержаниюфинансовый менеджмент сводится к процессу выработки управляющих воздействий надвижение финансовых ресурсов и капитала с целью повышения эффективности ихиспользования и приращения.
1. Операционныйфинансовый анализ
1.1Дифференциация издержек производства
Методмаксимальной и минимальной точки
Таблица 1.1 –Исходные данныемесяц выпуск продукции, тыс. шт. (х) суммарные (общие) издержки, тыс. руб. (y) январь 24 5120 февраль 18 4928 март 21 5108 апрель 20 5075 май 19 4945 июнь 21,5 5125 июль 23 5015 август 19 4900 сентябрь 22 5110 октябрь 20 5005 ноябрь 20.5 5010 декабрь 22 5012
Мах
24
5125
Мin
18
4900
Y = a + b
a –постоянные затраты
b –переменные затраты
x – объем
b= Ymax –Ymin / Xmax-Xmin = (5125–4900)/24–18) = 225/6=37,5 д.ед
Xmin,%= Xmin/Xmax*100% = 61,7647
a= Ymax–b*Xmax = 5125 – 37,5*24 = 4225
Y =4225+37,5*Х
Графическийметод
/>
Рис. 1 –Зависимость затрат от объема выпуска
а = 4900
б = (Yср – а)/Хср= (5029,42–4900)/20,83 =6,21
Хср =20,83
Yср = 5029,42
Y = 4900+6,21*Х
Методнаименьших квадратов.
Таблица 1.2 –Результаты расчетов по методу наименьших квадратов
Месяц
Х
(Х-Хср)
Y
(У-Уср)
(Х-Хср)2
(Х-Хср)*(У-Уср) январь 24,00 3,17 5120,00 90,58 10,03 286,85 февраль 18,00 -2,83 4928,00 -101,42 8,03 287,35 март 21,00 0,17 5108,00 78,58 0,03 13,10 апрель 20,00 -0,83 5075,00 45,58 0,69 -37,99 май 19,00 -1,83 4945,00 -84,42 3,36 154,76 июнь 21,50 0,67 5125,00 95,58 0,44 63,72 июль 23,00 2,17 5015,00 -14,42 4,69 -31,24 август 19,00 -1,83 4900,00 -129,42 3,36 237,26 сентябрь 22,00 1,17 5110,00 80,58 1,36 94,01 октябрь 20,00 -0,83 5005,00 -24,42 0,69 20,35 ноябрь 20,50 -0,33 5010,00 -19,42 0,11 6,47 декабрь 22,00 1,17 5012,00 -17,42 1,36 -20,32
Итого
250,00
60353,00
34,17
1074,33
Ср.значение
20,83
5029,42
макс
24,00
5125,00
мин
18,00
4900,00
б = (Х-Хср)*(Y-Yср)/(X-Xср)2 = 31,44
a = Yср-б*Xср= 4374,34
Y = 4374,44 +31,44*Х
Y1 =4225+37,5*Х
Y 2= Y = 4900+6,21*Х
Y3 = 4374,44 + 31,44*Х
? Yi = ?Y –(а*12+b*?Х)
? Y1= 60353 – (4225*12+37,5*250)=19028
? Y2= 60353 –(4900*12+6,21*250)=0,5
? Y3= 60353 –(4374,44*12+31,44*250)=-0,28
Вывод: Изтрех представленных выше методов дифференциации издержек наиболее точнымявляется метод наименьших квадратов, т. к. при данном способе расчетаиспользуются данные всей совокупности и средние значения выпуска продукции исуммарных (общих) издержек.
Наименееточным является графический способ, т.к. в данном случае точка аотмечается условно проведенной линией и имеет очень приблизительное значение.Точка б, рассчитанная по формуле, также имеет не точное значение.
Способмаксимальной и минимальной точки также представляет не точные данные, т. к.в расчете учитываются только максимальные и минимальные значения выпускапродукции и суммарных (общих) издержек, а они дают лишь условное представлениео всех значениях.
1.2Основные показатели операционного анализа
Таблица 1.3 –Поведениепеременных и постоянных издержек при изменениях объема производства (продаж) врелевантном периодеОбъем производства (продаж) Постоянные издержки Переменные издержки /> суммарные на ед. продукции суммарные на ед. продукции /> /> 1 2 3 4 5 /> падает неизменны увеличиваются уменьшаются неизменны /> растет неизменны уменьшаются увеличиваются неизменны />
Таблица 1.4 –Вариантные расчеты основных показателей операционного анализа при увеличенииобъема продаж.Показатели Исходный вариант Темп прироста выручки от реализации, % Вариант 1 9% Вариант 2 18% Вариант 3 27% Выручка от реализации, тыс. руб. 20000 21800 23600 25400 Переменные затраты, тыс. руб. 12300 13407 14514 15621 Валовая маржа, тыс. руб. 7700 8393 9086 9779 Постоянные затраты, тыс. руб. 5775 5775 5775 5775 Прибыль, тыс. руб. 1925 2618 3311 4004 Прирост прибыли, тыс. руб. 693 1386 2079 Сила воздействия операционного рычага 4 3,2059 2,7442 2,4423 Валовая маржа на ед. изделия, руб. 154 154 154 154 Пороговое количество товара, тыс. шт. 37,5 37,5 37,5 37,5 Коэффициент валовой маржи 0,385 0,385 0,385 0,385 Порог рентабельности, тыс. руб. 15000 15000 15000 15000 Запас финансовой прочности, тыс. руб. 5000 6800 8600 10400 Запас финансовой прочности, тыс. шт. 12,5 12,5 12,5 12,5 Запас финансовой прочности, % 25 31,193 36,441 40,945
Вывод: Изданных, приведенных в таблице 1.3 видно, что увеличение объема продаж, приусловии, что постоянные затраты остаются на прежнем уровне, приводит кувеличению прибыли. Причем, увеличение прибыли происходит гораздо быстрее, чемвыручки. При росте выручки от реализации на 9% прибыль увеличивается на 36%.Это видно и по значению прироста прибыли, и по силе воздействия операционногорычага. Его значение, равное 4 показывает, что при увеличении объема продаж на 9%,прибыль увеличиться на (9*4) 36%. Соответственно при росте Объема продажотносительно первоначального значения на 18% и 27% прибыль возрастетсоответственно на 72% и 108% относительно первоначальной.
Однакопостепенное увеличение объема продаж снижает силу воздействия операционногорычага. Т.е. при значении выручки от реализации 21800 тыс. руб. дальнейшееувеличение объема продаж на 1% приведет к увеличению прибыли лишь на 3,2059%. Ис каждым последующим увеличением объема продаж данный показатель продолжаетснижаться. Это является положительным моментом для предприятия, т. к. принаступлении неблагоприятной ситуации в работе снижается риск потери прибыли.
Порогрентабельности не изменяется, т. к. издержки постоянные не изменяются икоэффициент валовой маржи остается прежним (валовая моржа и прибыль возрастаютпропорционально). Порог рентабельности, равный 15000 тыс. руб. показывает, что даннаявеличина выручки позволит предприятию покрыть постоянные и переменные затраты,но не обеспечит прибыль, т.е. она будет равна 0. Пороговое количество товарапоказывает, какой объем продаж позволит покрыть все затраты, но без полученияприбыли. Оно также остается неизменным, потому что ни издержки постоянные, ниваловая моржа на единицу не изменяются.
Также изтаблицы видно, что увеличение объема продаж соответственно на 9%, 18% и 27%приводит к увеличению запаса финансовой прочности. Т.е. предприятие становитсяболее устойчивым и может выдержать падение объема продаж соответственно вразмере 6800 тыс. руб., 8600 тыс. руб. и 10400 тыс. руб. прежде, чемпотеряет всю прибыль и начнет нести убытки.
Таблица 1.5 –Расчет основных показателей операционного анализа при увеличении постоянныхзатратПоказатели Исходный вариант Темп прироста выручки от реализации, %
Вариант 1
30% Вариант 2 33,3% Вариант 3 35% Выручка от реализации, тыс. руб. 20000,000 20000,000 20000,000 20000,000 Переменные затраты, тыс. руб. 12300,000 12300,000 12300,000 12300,000 Валовая маржа, тыс. руб. 7700,000 7700,000 7700,000 7700,000 Постоянные затраты, тыс. руб. 5775,000 7507,500 10007,498 10135,125 Прибыль, тыс. руб. 1925,000 192,500 -2307,498 -2435,125 Прирост прибыли, тыс. руб. 0,000 -1732,500 -4232,498 -4360,125 Сила воздействия операционного рычага 4,000 40,000 -3,337 -3,162 Валовая маржа на ед. изделия, руб. 154,000 154,000 154,000 154,000 Пороговое количество товара, тыс. шт. 37,500 48,750 64,984 65,813 Коэффициент валовой маржи 0,385 0,385 0,385 0,385 Порог рентабельности, тыс. руб. 15000,000 19500,000 25993,500 26325,000 Запас финансовой прочности, тыс. руб. 5000,000 500,000 -5993,500 -6325,000 Запас финансовой прочности, тыс. шт. 12,500 12,500 12,500 12,500 Запас финансовой прочности, % 25,000 2,500 -29,968 -31,625
Увеличениепостоянных затрат при неизменном значении цены и объема продаж не влияет наразмер выручки, но приводит к снижению прибыли. Причем, если их увеличить на 30%прибыль снижается на -1732,500 тыс. руб., при увеличении постоянных затрат на 33,3%, предприятиеполностью теряет прибыль и несет убытки в размере -2307,498 тыс. руб., а при увеличениипостоянных затрат на 35% несет убытки в размере -2435,125 тыс. руб.
Увеличение постоянныхзатрат также приводит к увеличению силы воздействия операционного рычага. Этоявляется очень отрицательным моментом, т.к. при наступлении неблагоприятныхсобытий, у предприятия увеличивается риск потери прибыли.
Порогрентабельности увеличивается, т.к. он напрямую зависит от постоянных затрат,как и пороговое количество товара.
Запасфинансовой прочности уменьшается, т.е. с увеличением постоянных затрат на 30% предприятиеможет выдержать уменьшение объема продаж в размере 500 тыс. руб.
1.3 Факторы, оказывающие влияние на порогрентабельности
Таблица 1.6 –Влияние 5%-го изменения анализируемых факторов на величину порогарентабельностиПоказатели Базовый вариант Анализируемые факторы Цена реализации Переменные затраты Постоянные затраты ^ 5% v 5% ^ 5% v 5% ^ 5% v 5% Выручка от реализации, тыс. руб. 20000 21000 19000 20000 20000 20000 20000 Переменные затраты, тыс. руб. 12300 12300 12300 12915 11685 12300 12300 Валовая маржа, тыс. руб. 7700 8700 6700 7085 8315 7700 7700 Постоянные затраты, тыс. руб. 5775 5775 5775 5775 5775 6063,75 5486,25 Коэф. валовой маржи 0,385 0,414 0,353 0,354 0,416 0,385 0,385 Порог рентабельности, тыс. руб. 15000 13939,7 16376,9 16302 13890,6 15750 14250 Пороговое количество товара, тыс. шт. 37,50 33,19 43,10 40,76 34,73 39,38 35,63 Прибыль 1925 2925 925 1310 2540 1636,25 2213,75
Изменениецены реализации на 5% влияет на изменение выручки от реализации, увеличивая илиснижая ее на 1000 тыс. руб. Соответственно изменяется валовая маржа, такжеувеличиваясь или снижаясь на 1000 тыс. руб. Увеличение цены на 5% приводит кснижению порога рентабельности на 1060,3 тыс. руб. Это положительный момент, т. к.предприятию для покрытия всех затрат необходимо продать только 33,2 тыс. шт.изделий, что на 4,3 тыс. шт. меньше базового варианта, и получить выручку вразмере 13939,7 тыс. руб. При снижениицены на 5% порог рентабельности увеличивается на 1376,9 тыс. руб. и пороговоеколичество товара увеличивается на 5,6 тыс. шт. Это означает, что предприятиюпридется продать больше продукции для покрытия затрат, чем при базовомварианте. В данном случае разумнее увеличивать цену.
Изменениепеременных затрат на 5% не повлияет на выручку, но изменит значение валовоймаржи. С увеличением переменных затрат она снизится на 615 тыс. руб., а суменьшением – увеличится на 615 тыс. руб. Порог рентабельности увеличивается на1302 тыс. руб., а при уменьшении – снижается на 1109,4 тыс. руб. Разумнееуменьшать переменные затраты, т. к. это снизит пороговое количествотовара.
Изменениепостоянных затрат на 5% не влияет на выручку и валовую маржу. Увеличение на 5%приводит к увеличению порога рентабельности на 1750 тыс. руб., а уменьшение приводитк снижению на 1750 тыс. руб.
Дляпредприятия лучше снижать порог рентабельности, так как, пройдя порогрентабельности, оно получает дополнительную сумму валовой маржи на каждуюединицу товара, то есть чем раньше будут покрываться все затраты предприятия,тем больше будет формироваться прибыли. Уменьшение порога рентабельности можнодостичь снижением постоянных издержек или увеличением валовой маржи, либо засчет роста цены реализации или объема производства, либо за счет уменьшенияпеременных издержек, на покрытие которых потребуется меньшая сумма выручки отреализации.
Исходныеданные для построения графиков: Цена=400 руб.
Издержкипеременные на единицу = 246 руб.
Издержкипостоянные = 5775 тыс. руб.
Объем = 50 тыс.шт. Прибыль = 1925 тыс. руб.
Объем новый =50*1,05=52,5 тыс. шт.
Прибыль новая= 1925*1,6 = 3080 тыс. руб.
А)Изменениепродажной цены
ВМнов =Пнов + Ипост = 3080+5775=8855 тыс. руб.
Внов =ВМнов + Ипер нов = 8855 + 246*52,5= 21770 тыс. руб.
Цнов =Внов / Qнов = = 21770/52,5=414,67 руб.
ПРруб =Ипост / кВМ = 5775 / (8855/ 21770) = 14197,83 тыс. руб.
ПРшт =Ипост / ВМед = 5775 / (414,67 – 246) = 34,238 тыс. шт.
/>
Рисунок 1.2Порог рентабельности, отражающий увеличение прибыли на 60% за счет измененияпродажной цены
Б)Изменениепостоянных затрат
Внов =Ц * Qнов = 400 * 52,5 = 21000 тыс. руб.
Ипер =Qнов* Ипер ед = 52,5 * 246 = 12915 тыс. руб.
ВМнов =Внов — Ипер = 21000 – 12915 = 8085 тыс. руб.
Ипостнов = ВМнов — Пнов = 8085 – 3080= 5005 тыс. руб.
ПРруб =Ипост нов / кВМ = 5005 / (8085 / 21000) = 13000 тыс. руб.
ПРшт =Ипост нов / ВМед = 5005/ (400 – 246) = 32,5 тыс. шт.
/>
Рисунок 1.3Порог рентабельности, отражающий увеличение прибыли на 60% за счет измененияпостоянных затрат
В)Изменениепеременных затрат на единицу
ВМнов =Пнов + Ипост = 3080 + 5775 = 8855 тыс. руб.
Ипер нов= Внов — ВМнов = 52,5*400 – 8855 = 12145 тыс. руб.
Ипер вд =Ипер нов / Qнов = 12145 / 52,5 = 231,33 руб.
ПРруб =Ипост / кВМ = 5775/ (8855 / 21000) = 13695,65 тыс. руб.
ПРшт =Ипост / ВМед = 5775 / 400–231,33) = 34,238 тыс. шт.
/>
Рисунок 1.4.Порог рентабельности, отражающий увеличение прибыли на 60% за счет измененияпеременных затрат на единицу
Вывод:Графический метод изображения порога рентабельности в рублях и единицахявляется более трудоемким, однако он позволяет наглядно увидеть влияниеизменения факторов на порог рентабельности. Т.е. на графике видно, при какойвыручке у предприятия покрываются только постоянные расходы, когда ононаходится в точке безубыточности и когда начинает получать прибыль.
В данномслучае у предприятия была цель: увеличить выпуск товара до 52,5 т. шт. иполучить прибыль в размере 3080 тыс. руб. путем изменения одного из факторов:цены, постоянных затрат или переменных затрат.
Длядостижения желаемого результата, исходя из расчетов, цену придется увеличить на14,67 руб. (400 – 414,67). При этом пороговое количество товара уменьшится на (37,5– 34,238=3,262 тыс. шт.), т.е. запас финансовой прочности предприятия повыситсяна (18,262 – 12,500=5,762 тыс. шт.). Это положительный момент для предприятия,т. к. для покрытия постоянных и переменных затрат и получения прибыли ему непридется реализовывать больше товара.
Если длядостижения желаемой прибыли изменять величину постоянных затрат, это приведет ких уменьшению на 770 т. руб. Данное уменьшение, в свою очередь приведет к уменьшениюпорога рентабельности на 2000 тыс. руб. При этом пороговое количество товарауменьшится на (37,5–32,5=5 тыс. шт.)., а это благоприятное явление дляпредприятия. Запас финансовой прочности будет равен 8000 (базовый 15000) тыс. руб.и 20 (базовый 12,5) тыс. шт.
Если длядостижения желаемой прибыли изменять величину переменных затрат, это приведет ких уменьшению на 14,67 руб. (на ед.). Данное уменьшение, в свою очередьприведет к уменьшению порога рентабельности на 13695,65 тыс. руб. При этомпороговое количество товара уменьшится на (37,5–34,238=3,262 тыс. шт.). Запасфинансовой прочности будет равен 7304,62 тыс. руб. и 18,262 тыс. шт.
Если выбиратьиз представленных способов достижения желаемой прибыли, то лучше произвестиснижение постоянных затрат, так как это приведет к максимальному снижениюпорога рентабельности и пороговому количеству товара.
1.4 Анализ чувствительностиприбыли предприятия на изменение основных элементов операционного рычага цены,постоянных и переменных затрат, объема производства
Цнов =Ц*0,95 = 400*0,95 = 380 руб.
Ко=(ВМисх / кВМн) / Цн = (7700 / (6700/19000)) / 380 = 57,462 т.шт.
Прибыль упалана (925 /1925)*100 – 100 = -51,95%
Объем упал на(57,462/100)*100–100 = -42,54%
Увеличениецены на 5%
Цнов =Ц*0,95 = 400*1,05 = 420 руб.
Ко=(ВМисх / кВМн) / Цн = (7700 / (8700/21000)) / 420 = 44,252 т.шт.
Прибыльвозросла на (2925/1925)*100 – 100 = 51,95%
Объем упал на(44,252/100)*100–100 =-55,75%.
При снижениицены на 5% прибыль уменьшится на 51,95%, т.е. будет равной 925. При новой ценедля получения исходной прибыли 1925 тыс. руб., объем реализации необходимоувеличить на 42,54% (компенсирующий объем). При увеличении цены на 5% прибыль предприятияувеличивается на 51,95%. В тоже время, данное увеличение цены можеткомпенсировать снижение объема реализации на 55,75%. В данном случае предприятиеполучит исходную прибыль 1925 тыс. руб.
Уменьшениепеременных затрат на 5%
Ипер нов= Ипер*0,95 = 80*0,95 = 76 руб.
Ко=(ВМисх / кВМн) / Ц = (7700/ (8315/20000))/400= 46,302 т. шт.
Прибыльвозросла на (2540/1925)*100–100 = 31,95%
Объем упал на(46,302/100)*100–100 = – 53,7%
Увеличениепеременных затрат на 5%
Ипер нов=Ипер*1,05 = 80*1,05 = 84 руб.
Ко=(ВМисх / кВМн) / Ц = (7700/(7085/20000))/400 =54,340 т.шт.
Прибыль упалана (1310/1925)*100–100 = -31,95%
Объем упал на(54,340/100)*100–100 = -45,66%
При снижениипеременных затрат на 5% прибыль увеличится на 31,95%. В тоже время данноесокращение затрат может компенсировать снижение объема реализации на 53,7%.Увеличение переменных затрат на 5% понизит прибыль на 31,95%, данное сокращениезатрат может компенсировать снижение объема реализации на 45,66%.
Уменьшениепостоянных затрат на 5%
Ипостнов = Ипост*0,95 = 7500*0,95 = 7125 тыс. руб.
Ко=(ВМн /кВМисх) / Ц = (7411,25/(7700/20000))/400= 48,125 т.шт.
Прибыльвозросла на (2213,75/1925)*100–100 = 15%
Объем упал на(48,125/100)*100–100 = -51,875%
Увеличениепостоянных затрат на 5%
Ипостнов = Ипост*1,05 = 7500*1,05 = 7875 тыс. руб.
Ко=(ВМн / кВМисх) / Ц = (7988,75/(7700/20000))/400= 51,875 т.шт.
Прибыль упалана (1636,25/1925)*100–100 = -15%
Объем упал на(51,875/100)*100–100 = -48,125%
Приуменьшении постоянных затрат на 5% прибыль возрастает на 15%. Также данноеуменьшение может компенсировать снижение объема реализации на 51,875%. В этомслучае прибыль останется исходной – 1925 т. руб. Увеличение постоянных затратна 5% повлечет за собой снижение прибыли на 15%. Однако увеличение объемареализации на 48,125% компенсирует рост затрат и поможет сохранить исходнуюприбыль.
Уменьшениеобъема производства 5%
Qнов =Q*0,95 = 50* 0,95 = 47,5 тыс. шт.
Ко=(ВМн / кВМисх) / Ц = (7700/(7700/20000))/400 =50 т.шт.
Прибыль упалана (1540/1925)*100–100= -20%
Увеличениеобъема производства 5%
Qнов=Q*1,05=50*1,05= 52,5 тыс. шт.
Ко=(ВМн / кВМисх) / Ц = (7700/(7700/20000))/400 =50 т.шт.
Прибыльвозросла на (2310/1925)*100–100 = 20%
Уменьшениеобъема производства на 5% приведет к падению прибыли на 20%, а увеличение на 5%– к возрастанию прибыли на 20%.
/>
Рисунок 1.5.Рейтинг влияния анализируемых факторов на прибыль
Данныйрисунок наглядно демонстрирует степень влияния изменения каждого фактора (цена,переменные затраты, постоянные затраты, объем реализации) на изменение прибылипредприятия.
Наибольшеевлияние оказывает цена. Ее увеличение или снижение на 5% вызывает изменениеприбыли на 51,95%.
Наименьшеевоздействие оказывает изменение переменных затрат, увеличивая или уменьшаяприбыль на 31,95%.
Влияниеизменения объема и постоянных затрат на прибыль примерно одинаково (20% и 15%соответственно).
1.5Первичный операционный экспресс-анализ
Определение силы операционного рычага по каждомуфактору
Рц = В / Прибыль = 20000 / 1925 = 10,39
ОР = ВМ /Прибыль = 7700 / 1925 = 4
Рпер = Ипер /Прибыль = 12300 / 1925 = 6,39
Рпост = Ипост/ Прибыль = 5775 / 1925 = 3
Таким образом, по приведённым расчётамможно ранжировать факторы следующим образом:
/>
Из приведенных расчетов видно, чтонаибольшее влияние на прибыль оказывает цена, т.е. при изменении цены на 1%прибыль изменится на 10,39%. Затем среднее влияние оказывают переменныезатраты, операционный рычаг по которым равен 6,39%: при изменении их на 1%прибыль изменится на 6,39%. Изменение объема и постоянных затрат оказывает наприбыль примерно одинаковое влияние, вызывая изменение на 4% и 3%соответственно.
Проведение анализа чувствительности прибыли кизменению одного из факторов
Таблица 1.11 –Анализ чувствительности прибыли при изменении анализируемых факторовАнализируемые факторы Сила ОР Процентное изменение прибыли при изменении фактора на: -15% -10% -9% -6% -5% -3% 3% 5% 6% 9% 10% 15% 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Цена (Рц) 10,39 -156 -104 -94 -62 -52 -31 31 52 62 94 104 156 Перемен Затраты (Рпер) 6,39 -96 -64 -58 -38 -32 -19 19 32 38 58 64 96 Объем (ОР) 4 -60 -4 -36 24 -2 -12 12 2 24 36 4 60 Пост. Затраты (Рпост) 3 -45 -3 27 -18 -15 -9 9 15 18 27 3 45
С целью проведения анализачувствительности прибыли используется универсальная расчетная формула,пригодная для анализа по любому из факторов.
/> (1)
СОРф – сила операционного рычага поанализируемому фактору,
/> – процентное изменениеприбыли, %
/> – процентное изменениеанализируемого фактора, %
Из расчетов,приведенных в таблице видно, что наибольшее влияние на изменение прибылиоказывает цена. Она имеет наибольшую силу операционного рычага, следовательно,даже незначительное ее изменение приводит к существенному изменению прибыли. Вторымпо степени воздействия на прибыль являются переменные затраты (Рпер = 6,39) Егоизменение также существенно влияет на изменение прибыли. Наименьшее влияниеоказывают объем (ОР=4), постоянные затраты (Рпост = 3), изменение их на 15% приведетк изменению прибыли на 45%.
/>
Рисунок 1.6. Графикэластичности прибыли к анализируемым факторам
Представленныйграфик помогает наглядно увидеть влияние изменения факторов на изменениеприбыли, расчеты которого представлены в таблице.
О степенивлияния фактора можно судить по углу наклона относительно оси абсцисс(изменение факторов, %). Чем больше угол наклона, тем выше эластичность прибылик анализируемому фактору и тем выше сила воздействия операционного рычага.Наибольшее влияние оказывает цена, а наименьшее – постоянные затраты.
Прохождениеграфиков факторов через противоположные четверти системы координатдемонстрирует, какие из них оказывают прямое влияние на прибыль, а какиеобратное, т.е. увеличение или уменьшение цены или объема приведетсоответственно к увеличению или уменьшению прибыли. Увеличение переменных илипостоянных затрат приведет к уменьшению прибыли, и наоборот.
Проведениеанализа безубыточности
Таблица 1.12 –Расчет критического значения и запаса финансовой прочности по анализируемымфакторамАнализируемый фактор Расчетная формула расчет Результаты Объем реализации Qкр=Q*(1–1/ОР), шт. 50*(1–1/4)= 37,5 т.шт ЗФП(%)=100/ОР 100/4 25% ЗФП(руб.)=В/ОР 20000/4 5000 т. руб Цена реализации Цкр=Ц*(1–1 / Рц) 400*(1–1/10,39) 361,5 руб ЗФП(%)=100 / Рц 100/10,39 9,62% ЗФП (руб.)=Ц / Рц 400/10,39 9,7 руб Переменные затраты ПЗкр=Ипер*(1+1 / Рпер) 12300*(1+1/6,39) 14224,88 т. руб ЗФП(%)=100 / Рпер 100/6,39 15,65% ЗФП (руб.)=Ипер / Рпер 12300/6,39 1925т. руб Постоянные затраты ПЗкр=Ипост*(1+1 / Рпост) 5775*(1+1/3) 7700 т. руб ЗФП(%)=100 / Рпост 100/3 33,3% ЗФП (руб.)=Ипост / Рпост 5775/3 1925 т. руб
В даннойтаблице представлены значения анализируемых факторов (критические значения),при достижении которых прибыль предприятия упадет до нуля, т.е. при паденииобъема реализации до 37,5 т. шт. или цены до 361,5 руб. за ед. прибыль будетравна 0 руб. и предприятие встает на порог рентабельности. В случае ростапеременных и постоянных затрат до 14224,88 и 7700 т. руб. соответственно,прибыль также станет равна нулю.
Запасфинансовой прочности, рассчитанный для анализируемых факторов, показывает какое%-ое изменение может выдержать фактор до полной потери предприятием прибыли.Наибольший ЗФП у постоянных издержек, т.е. их можно увеличивать в пределах 33,3%прежде чем прибыль станет равной 0. Наименьший ЗПФ у цены. Ее можно снизитьтолько на 9,62%. При дальнейшем снижении предприятие начнет нести убытки.
/>
Рисунок 1.7График запаса финансовой прочности по анализируемым факторам
Графическийметод изображения запаса финансовой прочности наглядно показывает, какиефакторы могут выдержать большее изменение, а какие меньшее до достиженияпредприятием порога рентабельности, т.е. момента, когда будут покрыватьсяпеременные и постоянные затраты, но прибыль будет равна нулю.
Также награфике видно, что цена и объем оказывают на прибыль прямое воздействие, апостоянные и переменные затраты – обратное.
Определение компенсирующего изменения объемареализации при изменении анализируемого фактора
Цена,переменные затраты Q%= – П%/(ОР+ По)
Постоянныезатраты Q%= – П%/ОР
/>
Рисунок 1.8.График кривых безразличия
Изменениефакторов приводит к изменению прибыли: снижению либо увеличению. Длякомпенсации потери прибыли и сохранении ее в исходном размере при изменениифакторов определяется компенсирующее изменение объема реализации.
Наибольшееизменение объема вызовет изменение цены. Например, при падении цены на 15% длясохранения исходной прибыли, равной 1925 тыс. руб., объем необходимо поднять на63,83%, а при увеличении на 15%, объем необходимо будет снизить на 19,33%. Дляпеременных затрат наоборот, при их падении на 15%, объем необходимо снизить на 31,51%,а при их увеличении поднять на 11,1%. При изменении постоянных затрат на 15%объем необходимо увеличить или уменьшить на 11,25% в зависимости от увеличенияили уменьшения этих затрат.
1.6Углубленный операционный анализ
Таблица 1.14– Расчет основных показателей углубленного анализа
Показатель
Порог безубыточности, т.шт. 26,253 Порог безубыточности, т. руб. 10501 Порог рентабельности, т.шт. 37,5 Порог рентабельности, т. руб. 15000 Период времени, с которого начинают покрываться косвенные постоянные затраты 6,3 Период времени, с которого предприятие начинает получать прибыль 9
Порогбезубыточности
/>=4043/(7700/50)=26,253 т.шт.
/>=4043/0,385=10501 т. руб.
Порогрентабельности
/>=(4043+1732)/(7700/50) = 37,5 т.шт.
/>=(4043+1732)/0,385=15000 т. руб.
Периодвремени, с которого начинают покрываться косвенные постоянные затраты
/>=(12*26,253)/50=6,3
Периодвремени, с которого предприятие начинает получать прибыль
/>=(12*37,5)/50=9
прВМ = ВМед *ПБед – Ипр.пост. = (400–246)*26,253 – 4043 = 0
Вывод: Изприведенной таблицы видно, что порог безубыточности равен 10501 тыс. руб. (26,253тыс. шт.), то есть при данной выручке от реализации (объеме продаж) покрываютсяпеременные и прямые постоянные затраты.
Порогрентабельности равен 15000 тыс. руб. (37,5 тыс. шт.), при данной выручке отреализации (объеме продаж) покрываются переменные, прямые постоянные иотнесенная на данный товар величина косвенных постоянных затрат. При этомприбыль от реализации данного товара равна нулю.
Косвенныепостоянные затраты начнут покрываться в конце августа, а прибыль предприятиеначнет получать с середины декабря.
Промежуточнаяваловая моржа, рассчитанная на порог безубыточности, равна 0. Это означает, чтоданный товар необходимо снять с производства.
2. Структура источников средствпредприятия
Капитал предприятия любой формы собственности и видадеятельности по источникам формирования разделяется на собственный и заемный.
Проблема управления структурой капитала является одной изцентральных в современной теории финансов.
Увеличение доли заемного финансирования может приводить кросту показателей доходности предприятия, в частности, к увеличениюрентабельности собственных средств. Данная закономерность в теории финансовогоменеджмента носит название «эффекта финансового рычага», под которым понимаетсяприращение рентабельности собственных средств, получаемое благодаряиспользованию заемных средств, несмотря на их платность и возвратность.
Таблица 2.1. Структура источников средствпредприятия, тыс. руб.Показатель Предприятие А В(20) С(30) Д(50) Е(55) Собственные средства 2000 1600 1400 1000 900 Заемные средства - 400 600 1000 1100 Всего 2000 2000 2000 2000 2000
ЭФР=(1 – СН)*(ЭР – СРСП)*ЗС/СС, где
СН – ставка налога наприбыль,
ЭР – экономическаярентабельность, %
СРСП – средняярасчетная ставка процента по заемным средствам, %
ЗС – заемные средства,руб.
СС – собственныесредства, руб.
ЭР = НРЭИ /Актив *100%
Сила воздействия финансового рычага измеряется плечомфинансового рычага, определяемого соотношением заемных и собственных средствпредприятия или его структурой капитала.
Силу воздействия финансового рычага может характеризовать иотношение процентного изменения чистой прибыли к процентному изменениюнетто-результата эксплуатации инвестиций (НРЭИ).
Величина данного показателя может определяться по одной изследующих формул:
/>
где СВФР – сила воздействия финансового рычага,
ЧП – темп изменения чистой прибыли (или чистой прибыли наакцию), %
НРЭИ – темп изменения нетто-результата эксплуатацииинвестиций, %
/>
С категорией финансового рычага очень тесно связано понятиефинансового риска, – отражающего потери, издержки, связанные с обслуживаниемдолга. В целом, использование финансового рычага является одной из главныхсоставляющих формирования эффективной финансовой политики предприятия.
Политика заимствования должна быть направлена наопределение наилучшего соотношения между риском и ожидаемым доходом. Знаниемеханизма воздействия финансового рычага на Рсс позволяет целенаправленноуправлять устойчивым ростом капитала, его стоимостью и структурой.
Точка, в которой экономическая рентабельность активов равнасредней расчетной ставке процента, называется точкой перелома или критическим(пороговым) значением НРЭИ.
Критическое НРЭИ – это такое значение прибыли, при которомРсс одинакова, как в случае привлечения ЗС, так и в случае использования толькоСС.
/>
где крит. НРЭИ – критическое значение нетто-результатаэксплуатации инвестиций, т.р.
СП – ставка процента, %
А – активы предприятия, т.р.
НРЭИ крит. = (2000*10%)/100%=200 тыс. руб.
В условиидано, что НРЭИ = 600 тыс. руб. Из этого следует, что предприятие в результатесвоей деятельности перешло критическое НРЭИ и ему целесообразно в даннойситуации привлекать заемный капитал, т. к. появляется положительный ЭФР ирентабельность увеличивается. Сила воздействия финансового рычага по мереувеличения доли заемных средств по НРЭИисх. растет, а вместе с ним возрастаетфинансовый риск, который и зависит от структуры капитала. При измененииструктуры капитала в сторону увеличения доли заемных средств возрастаетзначение чистой рентабельности собственных средств. Финансовый риск отражаетпотери, связанные с обслуживанием долга.
Сила воздействия финансового рычага показывает,сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения НРЭИ.