КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ
МУРМАНСКОГО ОБЛПОТРЕБСОЮЗА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономикаобщественного питания»
Тема «Анализ валового дохода»
Введение
В условиях формированиярыночной экономики одним из основных требований успешного функционированияпредприятия является безубыточность хозяйственной деятельности, способностьвозместить расходы собственными доходами и обеспечение в определенных размерахприбыльности, рентабельности хозяйствования.
Одним из основныхпоказателей, который характеризует финансовые результаты деятельностипредприятий общественного питания, является валовой доход. Поэтому, тема,выбранная для написания курсовой работы несомненно является актуальной.
Являясь специфическойотраслью народного хозяйства, общественное питание выполняет три основныефункции – производство, реализацию и организацию потребления. Предприятияобщественного питания участвуют в создании национального дохода общества. В нихсовершается процесс производства, в ходе которого создаются новые материальныеблага. Если рассматривать деятельность предприятий общественного питания сэкономической точки зрения, то их можно одновременно отнести к сферамматериального производства, обращения, услуг и потребления.
Функции, которыеосуществляют предприятия общественного питания – производства, реализация иорганизация питания – как правило совпадают во времени и пространстве иудовлетворяют одну из основных потребностей человека – потребность в пище.Объектами реализации на рынке являются готовая к потреблению пища и услуги.
Сочетание в деятельностипредприятий общественного питания трех функций, их взаимосвязь и влияние другна друга обусловливают наличие общих и отличительных особенностей спредприятиями сельского хозяйства, пищевой промышленности и торговли.
Наличие производственныхфункций указывает на общность предприятий общественного питания и отраслейпродовольственного комплекса. Однако готовая продукция сельского хозяйства ипищевой промышленности поступает к потребителю через предприятия торговли иобщественного питания… Общественное питание реализует произведенную им продукциячерез свои предприятия, организуя личное потребление.
Предприятия общественногопитания имеют схожие им отличительные черты с предприятиями розничной торговли.
Общим в работепредприятий общественного питания и розничной торговли является реализация продукции.
По своему экономическомусодержанию платное питание является сферой товарного обращения, так какпродукция реализуется потребителям в порядке обмена на их денежные доходы.Поэтому общественное питание входит в систему торговли, а его оборот по реализациипищи и других товаров является частью всего розничного товарооборота.
Однако в отличие отпредприятий торговли продовольственными товарами, предприятиям общественногопитания присуща еще одна функция – организация потребления, обусловленная двумяобстоятельствами: с одной стороны, предприятия общественного питания производятготовый, предназначенный для немедленного потребления продукт, с другойстороны, они удовлетворяют существующую у потребителей потребность вобщественно организованном питании.
Наряду с тремяспецифическим функциями в производственно-торговой деятельности предприятияобщественного питания имеют место следующие особенности:
— неравномерная загрузкапроизводства, обусловленная потоком потребителей;
— наличие большогоассортимента готовой кулинарной продукции для полного удовлетворения спросаотдельных потребителей;
— готовая продукция исырье – в основном скоропортящиеся. Имеет место небольшая продолжительность вовремени между изготовлением и реализацией продукции;
— влияние сезонныхфакторов, определяющих ассортимент продукции;
— постояннаянеобходимость строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил.
Целью написания курсовойработы являлся анализ валового дохода на конкретном предприятии и разработкарекомендаций, позволяющих увеличить валовой доход предприятий общественногопитания, в том числе предприятий, относящихся к потребительской кооперации.
Исходя из цели работы,были поставлены и решены следующие задачи:
— выявлена сущностьвалового дохода и источников его формирования;
— охарактеризованаинформационная база для анализа валового дохода;
— определена схема иметодика анализа валового дохода;
— проанализирован валовойдоход конкретного предприятия.
При написании работы былииспользованы труды таких авторов как Т.В. Емельяновой, В.П. Кравченко, Е.С. Стояновой,О.П. Ефимовой, Г.И. Бабушкиной, Донцовой Л.В. и т.д.
1. Сущность валовогодохода, источники его формирования
Получение доходовявляется одним из необходимых условий развития предприятий различныхорганизационно-правовых форм и отраслей. В соответствии с принципамисамоокупаемости и самофинансирования доходы должны обеспечивать возмещение всехрасходов (включая расходы на оплату труда работников) и образование прибыли,необходимой для производственного и социального развития предприятия.
В соответствии сПоложением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» доходом организациипризнается увеличение экономических выгод в результате поступления активов(денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящихк увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников(собственников имущества).
Основную часть доходов,получаемых предприятием общественного питания, составляют доходы от реализациипродукции собственного производства и покупных товаров.
За услуги, которыепредприятия общественного питания оказывают населению по производству,реализации и организации потребления, взимается плата, которую можно назватьценой услуг. В эту плату можно включить наценку на продукцию общественногопитания, а также торговую надбавку к цене закупленных товаров и сырья.
Поэтому сущность валовогодохода можно охарактеризовать как сумму надбавок и наценок на реализуемуюпродукцию. Как экономическая категория, валовой доход представляет собой частьпродажной цены на продукцию общественного питания, которая предназначена дляпокрытия издержек производства и обращения предприятия общественного питания,уплаты всех видов косвенных налогов и платежей и образования прибыли.
Если рассматриватьзначение и роль валового дохода, как экономического показателя, то можновыделить следующее:
— валовой доход являетсяисточником формирования прибыли;
— за счет валового доходавозмещаются издержки производства и обращения предприятий общественногопитания;
— за счет валового доходапополняются собственные оборотные средства предприятий общественного питания;
— валовой доход являетсяисточником формирования различных бюджетных фондов (целевой бюджетный фондстабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции ипродовольствия, фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции ит.д.)
— за счет валового доходапредприятия общественного питания уплачивают акцизы, т.е. участвуют вформировании бюджета страны.
Одним из источниковформирования валового дохода предприятий общественного питания являетсяторговая надбавка. Механизм формирования торговых надбавок долженрегулироваться исполнительными органами власти страны. Величина торговойнадбавки должна покрывать величину издержек обращения предприятий общественногопитания.
Если рассматривать опытработы зарубежных стран, то можно сказать, что там используется более 20 видовразличных скидок и надбавок. Самые распространенные из них – бонусные скидкиили скидки за оборот, которые представляются постоянным партнерам; дилерскиескидки, представляемые производителям своим постоянным покупателям илипосредникам по сбыту; сезонные скидки; скидки на количество изделий взаказанной партии; скрытые скидки в виде оказания бесплатных услуг и пр.
Торговые надбавкипредприятия рассчитывают самостоятельно, исходя из издержек, установленныхналогов и неналоговых платежей и прибыли.
Как правило для расчетаторговой надбавки складывают плановый уровень издержек обращения, кроме процентовза кредит (ИО), налоги и отчисления в процентах к товарообороту (Н), отчисленияна пополнения собственных оборотных средств в % к товарообороту (СО), процентыза кредит в % к товарообороту (К); рентабельность в % к товарообороту (Р)
Тн = ИО + К +Р + Н + СО (1)
валовой доходобщественный питание
Вторым элементомформирования валового дохода предприятий общественного питания является наценкана продукцию. Торговые наценки должны устанавливаться в процентах к розничнойцене, т.е. к отпускной цене без входного НДС с торговой надбавкой. Предельныеразмеры наценок на собственную продукцию дифференцируются в зависимости откатегории объекта общественного питания, вида блюд (массовые и заказные). Выделяютшесть категорий наценок:
— супер-люкс;
— люкс;
— высшая;
— первая;
— вторая;
— третья.
Самый высокий уровеньнаценок на предприятиях категории люкс, самый низкий соответственно напредприятиях третьей оценочной категории.
2. Экономическаяхарактеристика предприятия
Для написания курсовойработы было выбрано предприятие общественного питания кафе «Юность», котороеявляется акционерным обществом, находится в городе Мурманске в самом центрегорода, по адресу пр. Ленина 86. Так как центр нашего города является не толькожилищно-административной зоной, но и зоной отдыха мурманчан, кафе пользуетсязаслуженной популярностью. Кафе «Юность» занимает первый этаж жилого дома.Режим работы с девяти часов утра до восьми часов вечера, без обеда и выходныхдней. Количество посадочных мест – 56.
Кафе относится кпредприятиям общественного питания, однако оказывает и услуги розничнойторговли. Ассортимент реализуемых услуг довольно разнообразен, так как кафевключает в себя бар с барной стойкой, реализующей алкогольные и безалкогольныехолодные и горячие напитки, десерты, мучные изделия, гриль, холодные и горячиезакуски.
Основным ассортиментомреализуемой продукции являются кондитерские изделия, торты и пирожные,пользующие большим спросом у жителей и гостей нашего города.
Не так давно кафе«Юность» отметило юбилей – 45 лет со дня основания.
Однако, что касаетсяэкономических показателей работы, то за 2006 год предприятие сработало себе вубыток. Убыток по итогам года составил 6053 тыс.руб., тогда как за 2005 годчистая прибыль предприятия составила 216 тыс.руб. (таблица 1), т.о. чистаяприбыль за 2006 год уменьшилась на 6269 тыс.руб.
Таблица 1 — Динамикапоказателей работы АО «Юность»
Показатель
2005 год
2006 год
Изменение + -
Темп роста, % Выручка 58471 61893 3422 105,8 Себестоимость 20958 22780 1822 108,7 Коммерческие расходы 36317 44756 8439 123,2 Прибыль (убыток) от продаж 1196 — 5643 -6839 - Прибыль (убыток) до налогообложения 319 -7871 -8190 - Чистая прибыль (убыток) 216 -6053 -6269 -
/>
Рисунок1 — Динамика показателей
Выручка за анализируемыйпериод увеличилась на 3422 тыс. руб или 5,8%, себестоимость возросла на 1822тыс.руб. или 8,7%.; на 23,2 % возросли коммерческие расходы, что в суммесоставило 8439 тыс. руб. Что касается прибыли от продаж, то ее снижениесоставило 6839 тыс. руб., снижение прибыли до налогообложения – 8190 тыс.руб.Поэтому предприятию необходимо приложить все усилия, что бы исправитьсложившееся положение и в первую очередь сократить коммерческие расходы, таккак их увеличение опережает динамику всех показателей.
Проведем анализ динамикибаланса предприятия (таблица 2).
Таблица 2 — Анализдинамики баланса
Показатели
2005 год
2006 год
Изменение
+ -
Темп роста,% 1.Внеоборотные активы 1.1Основные средства 7261 15004 7743 206,6 1.2Незавершенное строительство 100 - -100 1.3Долгосрочные фин.вложения 1498 1498 - 1.4Отложенные фин.активы 47 1873 1826 3929,8
Итого по разделу 1
8906
18375 9426 206 2.Оборотные активы 2.1 Запасы 4394 6388 1994 145,4 2.2 НДС 239 - -239 2.3.Дебиторская задолженность 482 943 461 195,6 2.4.Краткосрочные фин.вложения 760 - -760 2.5 Денежные средства 745 483 -262 64,8 2.6 Прочие 183 - -183
Итого по разделу 2
6804
7814 1011 114,8
Стоимость имущества
15709
26189 10480 166,7 3. Капитал и резервы 3.1 Уставной капитал 40 40 - 100 3.2 Добавочный капитал 259 259 - 100 3.3 Резервный капитал 10 10 - 100 3.4 Нераспределенная прибыль (убыток) 5215 -838 -6053
Итого по разделу 3
5524
-529 -5063 4. Долгосрочные обязательства 4.1 Займы и кредиты 8189 8189 4.2 Отложенные налоговые обязательства 20 28 9 140 Итого по разделу 4 20 8218 8197 41085 5. Краткосрочные обязательства 5.1 Займы и кредиты 6760 12322 5562 182,3 5.2 Кредиторская задолженность 3405 6178 2773 181,4
Итого по разделу 5
10165
18500
8335
182
Баланс
15709
26189
10480
166,7 /> /> /> /> /> />
За 2006 год суммавнеоборотных активов возросла на 9469 тыс.руб. или 106% за счет роста основныхсредств на 7743 тыс.руб или 206,6% и роста отложенных финансовых активов на1826 тыс.руб или 3829,8%. На конец года сократилась статья незавершенноестроительство, это может быть связано со вводом в постоянную эксплуатациюобъектов капитального строительства, или получением документов, подтверждающихгосударственную регистрацию объектов недвижимости.
Внеоборотные активы возрослина 1011 тыс.руб или 14,8%. За счет роста запасов на 1994 или 45,4% и ростадебиторской задолженности на 461 или 95,6%. По остальным статьям этого разделапроизошло снижение показателей.
Статья «капитал ирезервы» снизилась на 4995 тыс.руб за счет за счет сокращения нераспределенйприбыли на 4377 тыс.руб.
Появились долгосрочныеобязательства на сумму 8189 тыс.руб., краткосрочные обязательства выросли на5562 тыс.руб или 82,3%, кредиторская задолженность – 2773 тыс.руб или 81,4%.
/>
Рисунок2 — Динамика разделов баланса
Таблица 3 — Анализструктуры разделов баланса
Показатели
2005 год
2006 год
Структура
2005 год 2006 год
Изменение 1.Внеоборотные активы 1.1Основные средства 7261 15004 81,5 81,6 0,1 1.2Незавершенное строительство 100 - 1,1 - -1,1 1.3Долгосрочные фин.вложения 1498 1498 16,8 8,2 -8,6 1.4Отложенные фин.активы 47 1874 0,6 10,2 9,6
Итого по разделу 1
8906
18375 100 100 2.Оборотные активы 2.1 Запасы 4394 6388 64,6 81,8 17,2 2.2 НДС 239 - 3,5 - -3,5 2.3.Дебиторская задолженность 482 943 71 12,0 4,9 2.4.Краткосрочные фин.вложения 760 - 11,2 - -11,2 2.5 Денежные средства 745 483 10,9 6,2 -4,7 2.6 Прочие 183 - 2,7 - -2,7
Итого по разделу 2
6804
7814 100 100 3. Капитал и резервы
3.1 Уставной капитал 40 40 0,7 0,7
3.2 Добавочный капитал 259 259 4,7 4,7
3.3 Резервный капитал 10 10 0,2 0,2
3.4 Нераспределенная прибыль (убыток) 5215 -838 94,4 - -94,4
Итого по разделу 3
5524
-529 100 - -
4. Долгосрочные обязательства
4.1 Займы и кредиты 8189 - 99,6 99,6
4.2 Отложенные налоговые обязательства 20 29 100 0,4 -99,6
Итого по разделу 4 20 8218 100 100
5. Краткосрочные обязательства
5.1 Займы и кредиты 6760 12322 66,5 66,6 0,1
5.2 Кредиторская задолженность 3405 6178 33,5 33,4 -0,1
Итого по разделу 5
10165
18500
100
100
-
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
В структуре внеоборотныхактивов наибольший удельный вес (81,5% и 81,6%) занимают основные средства какна начало так и конец года. На 9,6% возросла доля отложенных финансовыхактивов, доля долгосрочных финансовых вложений снизились на 8,6%
В структуре оборотныхсредств наибольший удельный вес занимают запасы, увеличение их доли к концугода составило 17,2%. Повысилась так же доля дебиторской задолженности на 4,9%.Доля статей «НДС» и «краткосрочные вложения» снизились соответственно на 3,5% и11.2%.
Общую структуру балансапроанализируем, составив таблицу 4
Таблица 4 — Анализ общейструктуры баланса
Показатели
2005 год
2006 год
Структура
2005 год 2006 год
Изменение 1.Внеоборотные активы 8906 18375 56,7 70,2 13,5 2.Оборотные активы 6804 7814 43,3 29,8 -13,5
Стоимость имущества
15709
26189
100
100 3. Капитал и резервы 5524 -529 35,2 -2,3 -37,2
4. Долгосрочные обязательства 20 8518 0,1 31,4 31,3
5. Краткосрочные обязательства 10165 18500 64,7 70,6 5,9
Баланс
15709
26189 100 100
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
/>
Рисунок3 — Структура актива за 2005 год
/>
Рисунок4 — Структура актива за 2006 год
В структуре актива долявнеоборотных и оборотных активов на начало года практически одинакова, однако кконцу года доля внеоборотных резко возрастает до 70,2%, т.е. на 13.5%,соответственно доля оборотных активов снижается на 13.2% и составляет на конецгода 29,8%.
В структуре пассива какна начало, так и на конец года большую часть занимают краткосрочныеобязательства.
/>
Рисунок5 — Структура пассива за 2005 год
/>
Рисунок6 — Структура пассива за 2006 год
3. Информационнаябаза, задачи и подготовка анализа валового дохода в общественном питании
Основными документами,которые служит для анализа валового дохода предприятий общественного питания, являютсяследующие источники:
— баланс предприятия, вкотором содержится информация о капитале предприятия, для расчета критическихвеличин и точки безубыточности;
— приложения кбухгалтерскому балансу форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», в которомсодержится информация о валовом доходе и его использовании;
— приложение кбухгалтерскому балансу № 3 «Отчет о издержках обращения», в котором отражаетсядинамики валового дохода и текущих затрат»;
— форма № 4-торг. «Отчетпо общественному питанию». С помощью отчета этой формы производят расчетдоходности по видам оборота, оценку среднего уровня наценки;
— нормативные документыпо ценообразованию, организации общественного питания;
— реестры цен,калькуляционные карточки и т.д.
Подготовительный этапслужит важным звеном в проведении качественного анализа валового доходапредприятий общественного питания. На этом этапе общая сумма валового дохода разбиваетсяпо источникам и оценивается сумма и уровень валового дохода по видам оборота.Информация об общей сумме валового дохода содержится в отчете формы № 2приложения к балансу, об общей сумме наценок – во втором разделе статистическойотчетности формы № 4 «Отчет по общественному питанию». Суммы реализованныхторговых надбавок и скидок получают путем вычитания из общей суммы дохода суммынаценок.
ТСН = ВД – Н (2)
Где ВД – общая суммавалового дохода
Н – сумма наценок.
Затем делят суммуреализованных торговых надбавок по собственной продукции и покупным товарам. Вэтом случае используется информация о сумме реализации собственной продукции покатегориям объектов и размере применявшихся наценок. Зная оборот по собственнойпродукции (СП) по какой-либо категории объекта и процент наценки (%Н), суммунаценки (Нсп) можно определить по формуле:
Нсп = СР %Н:(100 + %Н) (3)
Сумма наценок по покупнымтоварам (Нпт) получается вычитанием из общей суммы наценок (Н) суммынаценок по собственной продукции (Нсп)
Нпт = Н — Нсп(4)4. Общая схема иметодика анализа валового дохода
Целью анализа доходовпредприятий общественного питания является выявление резервов увеличениядоходов и повышения доходности.
Анализвалового дохода предприятий общественного питания носит комплексных характер исостоит из следующих этапов:
— определениевыполнения плана по доходам как в целом, так и по их видам;
— сравнениеструктуры образования валового дохода с планом и с прошлым периодом;
— расчетдинамики за несколько последних лет;
— оценкафакторов, влияющих на валовой доход;
— анализкаждого фактора в отдельности;
— разработкамероприятий по использованию выявленных резервов и устранению недостатков.
Валовойдоход изучают как по сумме, так и по уровню ( в % к обороту). Определяютстепень выполнения плана по валовому доходу, анализируют его динамику, измеряютвлияние факторов на сумму и уровень реализованных торговых надбавок… Общаясумма валового дохода находится в пропорциональной зависимости от измененияобъема розничного товарооборота и уровня реализованных торговых надбавок. Ихвлияние на валовой доход измеряют приемом абсолютных разниц. Отклонение отплана или в динамике по товарообороту умножают на базисный уровень валовогодохода, делят на 100, а отклонение от плана или данных прошлого периода посреднему уровню реализованных торговых надбавок умножают на фактическийтоварооборот отчетного года и делят на 100. Наибольшее влияние на валовой доходоказывает изменение розничных цен. При повышении цен соответственно растетсумма торговых надбавок, и наоборот. Для измерения влияния этого фактора на валовойдоход необходимо прирост объема товарооборота за счет повышения розничных ценна товары умножить на базисный уровень реализованных торговых надбавок иразделит на 100.
Определяют ианализируют валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия. Онрассчитывается вычитанием из общей суммы валового дохода налогов и других обязательныхплатежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок. Сумма валовогодохода, остающегося в распоряжении предприятия находится в прямой зависимостиот изменения общей суммы реализованных торговых надбавок и в обратной — отналогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода.
Большоевлияние на валовой доход оказывает изменение структуры товарооборота.Увеличение в доли товарооборота доли товаров с более высокими размерамиторговых надбавок ведет к повышению среднего уровня валового дохода, инаоборот.
По покупнымтоварам средний размер наценок обычно ниже, чем на продукцию собственногопроизводства, так как большинство из них ( кроме товаров, продаваемых наразлив) реализуется предприятиями общественного питания по розничным ценам (без наценок).
Анализвалового дохода должен проводится не только сравнением данных отчетного года споказателями прошлого периода, но и в динамике за ряд лет.
Анализвалового дохода проводится также по полугодиям, кварталам и месяцам.
Изучаетсявлияние факторов на изменение уровней валового дохода от реализации собственнойпродукции и продажи покупных товаров. Эти уровни изменяются в связи соструктурными сдвигами в реализации продукции собственного производства ипокупных товаров, изменением места и времени продажи, звенности итовародвижения, размеров торговых наценок и других факторов.
В пользурозничной торговой сети при оптовом отпуске продукции предприятия общественногопитания предоставляют торговую скидку. Следовательно, уровень валового доходапо розничному товарообороту выше, чем по оптовому. 5 Анализ использования валового дохода
Такжеанализу подлежит использование валового дохода на предприятии. При такоманализе рассчитываются удельный вес чистой продукции в валовом доходе, удельныйвес хозрасчетного дохода в валовом доходе, удельный вес прибыли в валовомдоходе, удельный вес налогов и других обязательных платежей в валовом доходе.
Окончательнаяоценка динамики развития доходов может быть сделана только после изучениядинамики изменения издержек и прибыли, т.е. анализа использования валовогодохода.
Валовойдоход служит источником формирования прибыли, используется на покрытие текущихиздержек обращения, уплату налогов и обязательных платежей.
Проведеманализ доходов исследуемого предприятия, используя форму 2 приложения к балансу«отчет о прибылях и убытках» (таблица 5)
Таблица 5 — Анализдоходов АО «Юность»
Показатели
Предшествующий год
Отчетный год
Динамика
Отклонения
Сумма
Уровень % к выручке
Уд. вес. %
Сумма
Уровень % к выручке
Уд. вес. %
Уровня
Уд.
веса Доходы от реализации 37513 64,16 99,94 39113 63,19 99,96 105,9 -0,97 0,02 Доходы от участия в др.орг. 35 0,06 0,06 - - - - -0,06 -0,06 Прочие доходы 1 - 27 0,04 0,04 2700 0,04 0,04 Всего 37549 64,22 100 39140 63,23 100 105,8 -0,99 Выручка 58471 61893
За отчетныйгод доходы от реализации возросли на 5,9% или 1600 тыс.руб., их удельный вес вобщих доходах составляет 99,94% на начало отчетного периода и 99,96% на конецотчетного периода, т.е. эта статья доходов занимает основную долю в общихдоходах. По отношению к выручке доходы от реализации составляют 64,16% наначало года и 63,19 на конец года.
Доходы отучастия в других организациях составляли на начало года 35 тыс.руб. или 0,06% вобщей сумме доходов и 0,06% к выручке. На конец года доходов от участия вдругих организациях нет.
Прочиедоходы составляли на начало года 1 тыс.руб., на конец года 27 тыс.руб. или0,04% в общем объеме доходов и 0,04% по отношению к выручке. Динамика этихдоходов составила 2700%. По статье «прочие» доходы отражается прибыль,полученная организацией в результате совместной деятельности, суммавознаграждений за переданное в общее владение или пользование имуществом иливозврат имущества при его разделе сверх величины вклада (в части денежныхсредств), прибыль от продажи основных средств и иных активов, отличных отденежных средств (кроме иностранной валюты).
Проведемболее подробный анализ доходов и расходов АО «Юность», составив таблицу 6.
Таблица 6 — Анализдоходов и расходов АО «Юность»
Показатели
2005
2006
Изменения
В % к выручке
изменение
2005
2006
+ -
%
Выручка 58471 61893 3422 105,8 Себестоимость 20958 22780 1822 108,7 25,8 36,8 1,0 Валовая прибыль 37513 39113 1600 104,3 64,2 63,2 -1 Коммерческие расходы 36317 44756 8439 123,2 62,4 71,3 9,2 Прибыль (убыток) от продаж 1196 -5643 -6839 - 2,0 - - Проценты к уплате 568 1660 1092 292,2 1,0 2,7 1,7 Прочие доходы 35 - -35 - 0,0 - - Прочие расходы 345 595 250 172,5 0,6 1,0 0,4 Прибыль (убыток) до налогообложения 319 -7871 -8190 - 0,5 - -0,5 Отложенные налоговые активы 22 1827 1805 8304,5 0,0 2,9 2,9 Отложенные налоговые обязательства 12 9 -3 - 0,0 0,0 Чистая прибыль (убыток) 216 -6053 -6269 - 0,4 - -0,4 /> /> /> /> /> /> /> /> />
По отношениюк выручке самую большую долю занимают коммерческие расходы 62,1% и 71.3% наначало и конец отчетного периода соответственно. Изменение их доли составило 9,2%.В статью «коммерческие расходы» включаются затраты, связанные со сбытомпродукции, а также издержки обращения. Следовательно, руководству предприятиянеобходимо запланировать мероприятия, которые позволили бы сократить эту статьюрасходов.
Себестоимостьпроданных отваров изменилась на 1822 тыс.руб. или 8,7%, ее доля в выручкесоставляет на начало года 35,8%, на конец 36,8. изменение доли составило 1,0%.В статью «себестоимость продукции включаются учтенные затраты на производствопродукции, работ, услуг.
Прочиерасходы, которые отражают расходы, связанные с реализацией основных средств идругих активов, с оплатой услуг, оказываемыми кредитными организациями, расходыпо содержанию законсервированных производственных мощностей, а также отражаютсясуммы, причитающиеся к уплате отдельных видов налогов и сборов за счетфинансовых результатов возросли на 250 тыс.руб., или 72,5%, а их доля в выручкевыросла с 0,6% до 1%
Возросласумма процентов к уплате на 1092 или 192,2%. Доля процентов к уплате в суммевыручки выросла на 1,7% с 1,0% до 2,7%.
Возрастаниевсех статей расходов повлекло за собой получение отрицательного результата поитогам анализируемого периода, т.е. сокращение всех видов прибыли. Результат отпродаж снизился на 6839 тыс. руб и представляет собой убыток в размере 5643тыс.руб., прибыль до налогообложения снизилась на 8190 тыс.руб. и представляетпо итогам года убыток в сумме 7871 тыс.руб., поэтому конечным результатом работыпредприятия АО «Юность» за 2006 год явилось получение убытка в размере 6269тыс.руб.6. Пути повышениядоходов в общественном питании
Одной изглавных составляющих системы управления доходами предприятия, обеспечивающейприоритеты экономического развития, является ценовая политика. Она оказываетзначительное влияние на объемы деятельности и финансовое состояние предприятия,формирование его имиджа, конкурентоспособность. Коммерческих успех предприятияво многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования.Разработка ценовой политики предполагает определение целей, которых предприятиесобирается достичь с помощью установления цен на товары (максимизациярентабельности продаж, увеличение темпов роста объемов продаж и др.).
Основнымисточников доходов от реализации на предприятиях питания является наценка насырье и продукты для производства собственной продукции и на покупные товары.
Оптимизациявалового дохода представляет собой сложный и многоплановый процесс, имеющийцелью направить развитие общественного питания, в том числе и потребительскойкооперации к наилучшему состоянию, обеспечивающему не только надлежащееторговое обслуживание, но и достижение прогнозных показателей валового дохода,прибыли и издержек обращения.
Задача оптимизациивалового дохода на практике должна отвечать следующим требованиям:
— стабильноеполучение положительных финансовых результатов;
— наличиенаучного, достаточно надежного и принятого практикой методического обеспечения;
— постоянноеи эффективное управление, которое сводится к совокупности управляющихвоздействий посредством использования научно обоснованных средств преодоленияналагаемых на деятельность потребительской кооперации социальных иэкономических ограничений рынка.
Действеннымстимулом для увеличения получаемых доходов может быть организацияэкономического соревнования между предприятиями общественного питанияпотребительской кооперации.
Вобщественном питании экономическое соревнование выполняет ряд важных функций,основными из которых являются экономическая, социальная и воспитательная.
Экономическаяфункция соревнования находит свое выражение в росте трудовой активностиработников предприятий, направленной на достижение функциональной целиобщественного питания — совершенствования обслуживания населения.
Социальнаяфункция соревнования проявляется посредством его влияния на улучшение условийтруда и быта работников общественного питания, на повышение их социальнойактивности, на укрепление морально-психологического климата трудового коллективаи и.д.
Воспитательнаяфункция соревнования выражается в том, что в ходе экономического соревнования уработников отрасли формируются такие качества, как сознательная дисциплинатруда, бережное отношение к материальным ресурсам, творческий подход к выполнениюсвоих обязанностей.
Экономическоесоревнование в общественном питании, как и в других отраслях кооперативногохозяйства направлено на достижение высоких конечных результатов, максимизациюдоходов и, в конечном счете, на повышение социально-экономической эффективностидеятельности кооперативной организации и потребительской кооперации в целом.
Литература
1. Баскакова О.В.Экономика организаций (предприятия) Учебное пособие.- М.: Изд-торговаякорпорация «Дашков и К», 2003.
2. ЕмельяноваТ.В.»Экономика общественного питания: Учеб. пособие/ 2-е изд.- Мн.: Выш. шк., 2004.
3. Арзуманова Т.И.,Мачабели М.Ш. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания:Учебное пособие.- М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
4. Ефимова О.П.Экономика общественного питания / Под ред. Н.И. Кабушкина. – Мн.: ООО «Новоезнание», 2000.
5. Раицкий К.А.Экономика организаций (предприятий): Учебник.- 4-е изд., перераб. И доп.- М.:Изд-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
6. Кравченко Л.И.Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания. Учебно-практическоепособие. – Мн.: ФУА-Информ, 2003.