Реферат по предмету "Экономика"


Анализ современного состояния и направлений развития машиностроения Красноярского края

Федеральноегосударственное образовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
СибирскийГосударственный Аэрокосмический Университет
В г.Зеленогорске
Реферат
Дисциплина:Экономика отрасли
Тема: Анализсовременного состояния и направлений развития машиностроения Красноярского края
Зеленогорск 2010

Введение
Актуальность:Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровеньнаучно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, посколькуобеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население –предметами потребления. Поэтому данная тема актуальна.
Цель:Провести анализ современного состояния и направлений развития машиностроенияКрасноярского края.
Задачи:
1.  Рассмотретьособенности красноярского машиностроения.
2.  Исследоватьотрасли машиностроения.
3.  Изучитьпроблемы машиностроения Красноярского края.
4.  Рассмотретьперспективы развития красноярского машиностроения.
5.  Сделатьвыводы.

1. Особенности красноярского машиностроения
Машиностроение края —многоотраслевая, разветвленная система предприятий, сосредоточенных в гг.Красноярске (80%), Минусинске, Железногорске, Дивногорске, Боготоле, Назарово,Канске и Сосновоборске. Оно объединяет 353 предприятия тяжелого, транспортного,лесозаготовительного, электротехнического, сельскохозяйственного,инструментального, ракетно-космического, радиотехнического и др. подотраслей.
В структурепроизводства машиностроению и металлообработке принадлежит второе место почислу занятых (21%) и третье — после цветной металлургии и энергетики — постоимости продукции (7,5%).
Важная особенностькрасноярского машиностроения — высокий удельный вес оборонных производств. Вкрае создан Красноярский фонд «Конверсионный технопарк», призванныйобеспечить предприятиям участие в государственных программах развития ипроизводства товаров гражданского назначения. Вместе с тем, созданные вмашиностроении промышленно-производственные основные фонды (ок. 2 трлн. руб.)позволяют ему быть крупным поставщиком некоторых уникальных машин, изделий имеханизмов.
В крае расположенединственный в странах СНГ и Восточной Европы завод «Сибтяжмаш»,изготавливающий тяжелые электрические мостовые краны грузоподъемностью свыше200 тонн. Кранами этого завода оборудованы все ведущие предприятия цветной ичерной металлургии, тепловые, атомные и гидравлические станции,«Атоммаш» и многие другие предприятия нашей страны и 18 государствмира. Его удельный вес в крановой продукции России составляет 6,6%.
Краслесмаш"производит половину челюстных лесопогрузчиков страны, высокопроизводительныелесоповалочные машины. АООТ «Красноярский завод комбайнов» можетпроизводить 25,0% высокоманевренных современных зерноуборочных комбайнов.
На АО«Бирюса» налажено самое крупное в странах СНГ производство массовыхбытовых холодильников «Бирюса», которые перенесли столь необходимый«сибирский холод» в 40 стран мира.
В Красноярскепроизводилось ок. 13% телевизионных приемников России марки«Рассвет», пользовавшихся спросом и популярностью за высокое качествоизображения и безотказность в работе.
Красноярскиймашиностроительный завод — крупный изготовитель ракетно-космической техники. Назаводе разработан проект уникального транспортного средства многоцелевогоназначения — наземно-воздушной амфибии «Шторм». Название машинысвидетельствует о том, что она может передвигаться в трех средах — по воздуху,воде и суше. Это своеобразный самолет-крыло, способный развивать крейсерскуюскорость от 160 до 500 км в час. Грузоподъемность разных модификаций амфибии —от малютки для 1 т груза до гиганта грузоподъемностью 800 т. Применение этихмашин может увеличить грузопотоки в 5-10 раз, особенно в условиях северногобездорожья.
Особая роль вмашиностроительном комплексе края принадлежит радиопромышленности ипроизводству средств наземной и космической связи. Подотрасль объединяет НПОприкладной механики, ПО «Радиотехнический завод», АО«Искра», АО КБ «Искра».
Научно-производственноеобъединение прикладной механики было организовано в Красноярске-26 (ныне г.Железногорск) в 1959 г. для создания спутниковых информационных систем.
В настоящее время этоодна из ведущих фирм России в области космических систем связи, телевещания,навигации и геодезии. Она осуществляет руководство проектами, инженерноепроектирование спутниковых систем и спутников, изготовление, испытание и запускспутников, управление спутниками на орбите.
Со дня основания НПОприкладной механики в качестве головной фирмы реализованы более 30 космическихпрограмм, в том числе связные спутники типа «Молния»,«Радуга», «Горизонт», «Экран», «Луч»,«Галс», «Радио»; навигационные — «Цикада»,«Глонас»; геодезические — «Гео-ИК», «Эталон»;научные — высотный космический зонд, ионосферная станция.
С помощью этих средствв крае функционирует сеть распределения республиканского и краевого телевидения(системы "'Экран", «Москва», «Орбита»,«Енисей-Сибирь»"). Создается информационная спутниковая системасвязи. Она обеспечивает работу телефонной связи с удаленными и труднодоступнымирайонами края (системы «Эвенкия», «Север») и их интеграциюв республиканскую спутниковую сеть (программа «Россия»). НПО ПМзаключило ряд контрактов на коммерческий запуск спутников связи«Горизонт», «Галс», «Экспресс» для иностранныхкомпаний и государств.
На основе исследованиясвоего большого опыта в области космической технологии и в рамках конверсии НПОприкладной механики успешно разрабатывает и выпускает образцы современноготехнического оборудования для предприятий агропромышленного комплекса, товарынародного потребления, такие, как швейная краеобметочная машина — оверлок,мотодельтаплан, ремкомплект, корзины сцепления для автомобилей ВАЗ и др.
Производственноеобъединение Красноярский радиотехнический завод
Завод существует вКрасноярске с августа 1941 г. Он возник на базе эвакуированного в Красноярск изЛенинграда вместе с людьми и оборудованием одного из заводов и НИИ. В составпроизводственного объединения входит Красноярский научно-исследовательскийинститут радиосвязи (КНИЙРС), существующий с 1988 г.
В настоящее времяобъединение производит наземные стационарные приемно-передающие станцииспутниковой связи; мобильные и стационарные станции тропосферной связи;аппаратуру для радиорелейных линий связи прямой видимости; аппаратурутелекоммуникационной сети связи малой емкости, которая предназначена дляорганизации ведомственных сетей телефонной связи; радиоудлинители телефоннойсвязи для абонентов, удаленных от сети проводной телефонной связи; другуюаппаратуру связи и электропитания и товары народного потребления.
Вплоть до конца 60-хгг. основным профилем выпускаемой продукции была радионавигация: радиомаяки длянужд военно-воздушных сил в автомобильных вариантах, стационарные и мобильныесредневолновые маяки средней мощности для флота, приводные аэродромныерадиостанции для нужд военной и гражданской авиации, наземные передающиеавтомобильные станции для радионавигационной гиперболической системыдлинноволнового диапазона.
С середины 60-х гг.разрабатывающее подразделение завода начало разработку, а завод — серийныйвыпуск мобильных станций тропосферной связи, а затем наземных стационарныхприемопередающие станций спутниковой связи.
Завод выпустил более3000 приводных аэродромных радиостанций мобильного и стационарного исполнения,работающих на всех аэродромах бывшего Советского Союза, соцстран и некоторыхарабских стран. Выпущено более 500 передатчиков УКВ УМ вещания, около 300телевизионных передатчиков, 1600 станций тропосферной связи и около 900 станцийспутниковой связи, работающих в различных отраслях народного хозяйства.
КрасноярскоеАкционерное Общество «Искра» (Красноярский завод телевизоров)
Завод началфункционировать в 1952 г. и первоначально был предназначен для производстварадиопередатчиков радиовещания и магистральной связи.
В настоящее время АО«Искра» производит семейство станций спутниковой связи; семействостанций для приема спутникового телевидения; семейство телевизионныхретрансляторов метрового диапазона; антенны для станций спутниковой связи испутникового телевидения; антенны и СВЧ-узлы для радиорелейных систем связи;телевизионные приемники черно-белого изображения; удлинители телефонногоканала.
Практически все телевизионныецентры системы «Орбита» укомплектованы приемной и передающейаппаратурой этого предприятия. Многие научно-исследовательские корабли иназемные измерительные комплексы спутниковой связи, многие линии тропосфернойсвязи также оборудованы аппаратурой производства АО «Искра».
В 1958 г. напредприятии начат выпуск черно-белых телевизоров. С тех пор завод, постоянномодернизируя и наращивая мощности, выпустил их более 10,5 млн. штук. В 90-егоды завод освоил выпуск цветных телевизоров.
В кооперации с заводомработало Акционерное Общество Красноярское конструкторское бюро«Искра», которое было создано в 1954 г. в составе Красноярскогозавода телевизоров для обеспечения разработки и внедрения в серийноепроизводство специальных средств связи (акционерным обществом данноеконструкторское бюро стало в 1993 г.)
С конца 80-х гг. и понастоящее время КБ разработало серию станций спутниковой связи гражданскогоназначения для решения задач связи самых отдаленных районов России. Разработангибридный вариант станции с использованием современной импортнойканалообразующей аппаратуры. На этой основе начата модернизация станцийспутниковой связи, размещенных, в частности, на территории Красноярского края.
В начале 60-х гг.совместно с московским НИИ Радио разработаны и освоены на Красноярском заводетелевизоров магистральные станции дальней тропосферной связи«Горизонт», на основе которых построено несколько линий связи длясеверных территорий России от Салехарда до Чукотки. Совместно с тем жеинститутом разработана и произведена Красноярским заводом телевизоров серияпередающих устройств большой мощности в диапазоне СВЧ. Этими передатчиками былиоснащены все приемопередающие станции системы «Интер-спутник» запределами страны, большинство станций системы «Орбита» на территориибывшего СССР, а также обеспечены управление и связь с межпланетными станциями«Марс» и «Венера».
В середине 70-х гг. вКБ начало развиваться новое направление—станции спутникового телевидения. Этистанции обеспечивают до настоящего времени прием телевизионных программ ирадиовещания национальных систем «Экран» и «Москва».Подавляющее большинство населенных пунктов Сибири и Дальнего Востока, отКрайнего Севера до южных границ, оснащены этими станциями. В настоящее время КБсоздано, а заводом телевизоров освоено серийное производство широкого классастанций спутникового телевидения как с отечественных, так и зарубежныхспутников во всех диапазонах частот.
Благодаря мощномунаучно-техническому потенциалу в области космической связи и центральному географическомуположению в России, в Красноярске создается центр управления воздушнымдвижением международного значения на основе единой системы спутниковой связи.
2. Отрасли машиностроения
Тяжелое машиностроениеЗаводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечиваютмашинами и оборудованием предприятия металлургического,топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Длянего характерны как предприятия, выпускающие детали и узлы (например, валки дляпрокатных станов) или предприятия, специализированные на выпуске отдельныхвидов оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтноеоборудование, экскаваторы), так и универсальные, выпускающие в серийном илииндивидуальном исполнении разные виды оборудования.
В состав отрасли входятследующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное,подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевоемашиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение,атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение.
Профиль заводов горногомашиностроения — машины для разведки, а такжеоткрытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезныхископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной,промышленности и промышленности строительных материалов, транспортногостроительства.
Тепловозостроение,вагоностроение и путевое машиностроение обеспечиваетжелезнодорожный транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровымитепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами и т. д.
Турбостроение,поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины.
Электротехническаяпромышленность.
Отрасль выпускаетизделия более 100тыс. наименований продукции, потребителем которой являетсяпрактически все народное хозяйство. По объему производства она значительнопревосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Дляпроизводства электротехнической продукции требуется широкий набор техническихсредств и материалов, производимых различными промышленными комплексами.
Станкоинструментальнаяпромышленность включает производство металлорежущихстанков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования,металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонтметаллообрабатывающего оборудования.
Приборостроение. Продукцияэтой отрасли отличается небольшой материало и энергоемкостью, но для еепроизводства требуются высококвалифицированная рабочая сила инаучно-исследовательские кадры.
В структуремашиностроения доля продукции приборостроения составляет около 12%. Этанаукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизацииуправления технологическими процессами, а также управленческого иинженерно-технического труда, информационных систем и т.д.
Машиностроение длялегкой и пищевой промышленности.
Сюда входят следующиеподотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной,обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производствахимических волокон и оборудование для пищевой промышленности.
Авиационнаяпромышленность.
В авиационнойпромышленности кооперируются предприятия практически всех отраслейпромышленного производства, поставляющие разнообразные материалы иоборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификацииинженерно-технического и рабочего персонала, что обусловило возникновение иразвитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах.
Автомобильнаяпромышленность.
По объему производства,а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отрасльюмашиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всехотраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров врозничной торговле. Свыше 80% перевозимых грузов приходится на автомобильныйтранспорт.
Судостроительнаяпромышленность. Большинство предприятий отрасли,несмотря на потребляемое ими значительное количество металла большихпараметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупныхметаллургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку наних разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационныхсвязей с предприятиями-смежниками. Строительство судов начинается на суше, азаканчивается на плаву, поэтому многие верфи размещены в устьях крупных рек илив защищенных от моря гаванях.
3. Проблемы машиностроения Красноярского края
Главная проблема –техническое перевооружение. Точнее, его отсутствие. В условиях кризиса, спадазаказов по гражданской продукции предприятия вынуждены отказываться отмодернизации, от технологического переоснащения, что в принципе создаетопределенную угрозу. Это показала авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Сегоднярентабельность машиностроительных предприятий в лучшем случае достигает 5-10процентов. Прибыль, которая имеется в отрасли, дает возможность поддерживатьимеющиеся технологии, но ни о каком развитии, техническом перевооружениипредприятий за счет собственных средств речь не идет. Здесь нужна программагосподдержки как на федеральном, так и на краевом уровнях.
Вторая проблема –загрузка. Конечно, предприятия сами должны решать ее, и тут вновь надо говоритьо качестве продукции, сроках исполнения заказов, ценовой политике и т.д.
Но все же, краевоеправительство должно способствовать тому, чтобы в рамках госзаказа крупныезаказчики, работающие в крае («Ванкорнефть», «Газпром» и пр.), даваливозможность нашим машиностроительным предприятиям на конкурсной основе получатьзаказы на изготовление оборудования. Конечно, рыночная экономика диктует своиусловия, но у государства есть определенные регуляторы, которые должныиспользоваться. У нас большой потенциал, и практически всю машиностроительнуюпродукцию, которая сегодня завозится в край (а ее очень много с учетом крупныхкраевых инвестиционных проектов), мы можем изготавливать сами. Кроме того, нашапродукция требует и эксплуатационных издержек, ее нужно обслуживать.
4. Перспективы развития машиностроения Красноярскогокрая
На сегодняшний моментмашиностроение находится в состоянии кризиса, развиваясь низкими темпами, ононе может обеспечить прогресс других отраслей. Происходит отставание вгражданском секторе машиностроения, низкие темпы обновления оборудования, а наустаревшем оборудовании нельзя создать конкурентно способную технику.
Перспективными направлениямив машиностроении является — развитие наукоёмких производств, выпусккачественных потребительских товаров, демонополизация и установление новыххозяйственных взаимосвязей.
Стратегия развитияданной отрасли на среднесрочную перспективу предусматривает внедрение новейшихзарубежных технологий с возможностью импорта оборудования, постепенноенакопление опыта его производства на собственных мощностях, а затем развитиеотечественных приоритетных технологий.
При этом машиностроениепри благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях:
1) выпускмодернизированных машин и оборудования для предприятий с морально устаревшими,но еще функционирующими технологическими линиями;
2) производство (в томчисле сборочное) наукоемкой продукции на импортном оборудовании с привлечениемв различных формах иностранного капитала;
3) участие в проектах,предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий длятехники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российскихтехнологий в международную систему технологического сотрудничества);
4) точечное развитиеотдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий как наимпортной, так и на собственной технологической базе.

Заключение
 
Машиностроение края —многоотраслевая, разветвленная система предприятий, сосредоточенных в гг.Красноярске (80%), Минусинске, Железногорске, Дивногорске, Боготоле, Назарово,Канске и Сосновоборске. Оно объединяет 353 предприятия тяжелого, транспортного,лесозаготовительного, электротехнического, сельскохозяйственного,инструментального, ракетно-космического, радиотехнического и др. подотраслей.
Главная проблема –техническое перевооружение. Точнее, его отсутствие.
Вторая проблема –загрузка. Конечно, предприятия сами должны решать ее, и тут вновь надо говоритьо качестве продукции, сроках исполнения заказов, ценовой политике и т.д.
Перспективныминаправлениями в машиностроении является — развитие наукоёмких производств,выпуск качественных потребительских товаров, демонополизация и установлениеновых хозяйственных взаимосвязей.

Список литературы
1. БандманМ.К. Анализ социально-экономических и финансовых проблем Красноярского края. /М.К. Бандман. – Красноярск, Дрофа, 2003. – С. 186 – 191.
2. БыструшкинаВ.Г. Экономика Сибири и Дальнего Востока. / В.Г. Быструшкина. — Новосибирск.:ГПНТБ СО РАН, 2003. С. 267 – 275.
3. Винокуров,А.А. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: Учеб.пособие. / А.А. Винокуров, В.Г. Глушакова, С.В. Макар и др. – М.: ДРОФА, 2003.– С. 234 – 236.
4.  Кистанов, В. В. Региональная экономика России: учеб./ В. В. Кистанов, Н. В. Копылов. – М.: Финансы и статистика, 2006. – С.421–438.
5. МироновМ.Г. Экономика отрасли (машиностроение): Учебник. / М.Г. Миронов. — М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2005. С. 302 – 304.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат England under Henry VIII
Реферат Русский флотоводец ФФ Ушаков жизненный путь и деятельность
Реферат Конфликтологические теории социального действия
Реферат Формирование продуктовой политики на примере авиакомпании Народный экспресс
Реферат Организации сельскохозяйственного производства на примере ООО Дуслык
Реферат Полномочия и ответственность, распределение и делегирование полномочий и ответственности в системе менеджмента
Реферат Алкогольный вопрос в Российской империи во второй половине XIX начале ХХ века
Реферат Повреждение сосудов кровотечение и кровопотеря Шок и синдром длительного сдавливания
Реферат Службы Windows
Реферат Rencontre avec Hélène richard-favre встреча с Элен ришар-фавр
Реферат Корпоративный праздник как инструмент внутреннего PR
Реферат Effects Of Computers And The Internet On
Реферат From Sinner To Martyr The Evolution Of
Реферат Учетные регистры их виды и содержание
Реферат Лекции по линейной алгебре (МГИЕМ)