Реферат по предмету "Философия"


Конспект по философии по труду Бердяева О назначении человека

Н.А. Бердяев «О назначении человека» В своей работе «О назначении человека» Бердяев рассматривает вопросы познания, этики, происхождения добра и зла, человека, его мироощущения. Следует отметить, что Бердяев в своем труде следует по стопам философов древности, средних веков и современности. Его высказывания строятся на теории Канта, Декарта, Аристотеля, Ницше, Аврелия, и т.д В вопросе познания истины

Бердяев указывает: Человек потерял силу познавать бытие, потерял доступ к бытию и с горя начал изучать познание. К бытию нельзя прийти, от него можно только изойти. Первично то, что познание само есть бытие и происходит с бытием. Познание есть акт через который происходит просветление бытия, само бытие познает себя и через познание просветляется. В человеке скрыта загадка познания и бытия.

Именно человек в этом мире есть загадка, через которую возможен прорыв к самому бытию. Человек есть носитель смысла, хотя человек есть и падшее существо, в котором смысл поруган. Объективирование в познании означает отчуждение между познающим и познаваемым, оно ведет к тому, и познающий и познание перестают быть «чем-то» и стают «о чем-то». Нравственная жизнь совсем не есть явление природы, и она неуловима, как явление природы, она всегда

предполагает свободу, нравственная оценка всегда стоит перед свободой. Свобода же никогда не может быть лишь а познаваемом, она должна быть в познающем, как основа бытия. Тайна познания в том, что познающий в акте познания возвышается над предметом познания. Познание всегда есть творческое овладение предметом и возвышение над ним. Данные утверждения Бердяева выдают в нем сторонника теории картезианства, носители которой утверждали,

что познание есть просветление бытия и любое бытие просветляется только после освещения его «светом разума». Описывая добро и зло Бердяев часто обращается к вопросу Бога, человека и дьявола: Из Божественного Ничто рождается Святая Троица, рождается Бог-Творец. Творение Богом-Творцом мира есть уже вторичный акт. С этой точки зрения свобода не сотворена

Богом-Творцом, она вкоренена в Ничто, а значит первична и безначальна. Бог-Творец всесилен над бытием, над сотворенным миром, но он не властен над небытием, над несотворенной свободой. Миф о грехопадении рассказывает об этом бессилии Творца предотвратить зло, возникающее из несотворенной им свободы. И вот Бог является не как Творец, а как Спаситель, принимающий на себя все грехи мира.

Бог в аспекте Бога-Сына нисходит в глубину свободы из которой рождается зло, но из которой нисходит всякое добро. Божественная жертва, самораспятие Христа должно победить злую свободу ничто, победить, не насилуя ее, не лишая тварь свободы, а просветляя ее. Самое слово тварь есть что-то в сознании ничтожное, жалкое, беспомощное. Тварь считают ничтожной и низкой не потому, что она связана с падшестью, а потому что она сотворена,

то, что она пала и обнаруживает ее силу свободы, ее самостоятельность, силу ее греховной воли быть больше, чем тварь. Но и сотворенная природа, и не сотворенная свобода одинаково тварь не уничтожают. Уничтожает ее не свобода, а зло, из свободы происходящее, но и зло не есть тварность, ибо оно не Богом сотворено. Рабство твари связано с монархическим понятием Бога (это идея самодержавного властелина), христианство не монотоистическая религия, а тринитарная,

а тринитарное понимание Бога преодолевает всякое рабство и обосновывает свободу и достоинство человека. Трагедия в Боге есть трагедия связанная со свободой. Бог-Творец всесилен над бытием, но не всегда всесилен над небытием. Бездонная свобода вошла уже в мир сотворенный и Бог сделал все, что бы ее просветлить, но уничтожить в ней (свободе) потенции зла, не уничтожив свободы он не смог.

Поэтому мир трагичен и в нем царит зло. Трагедия всегда связана со свободой. И с ней можно примириться только потому, что есть страдание самого Бога. Добро и зло возникли одновременно, добро существует лишь на различии и отделении от него зла. Рай представлялся как блаженная жизнь, в которой космос был в человеке, а человек – в Боге. В раю не все было открыто человеку и незнание было условием райской жизни, это – царство бессознательного.

Когда я познаю добро и зло, делаю их оценку, я теряю невинность и целостность, изгоняюсь из Рая. Но само познание есть положительное благо, обнаружение смысла – ответ на Божий призыв творить. Сознание есть мучительное раздвоение, оно причиняет боль. Но человек может идти к Раю через несчастье и боль, через опыт зла. Но существует другая точка зрения: зло и добро находится в руках

Божьих, но тогда зло нужно для достижения добра, что не хочет признавать теология. Понять человека можно лишь в соотношении к Богу, а не из природы. Антропология христианская учит о том, что человек – существо от Бога, существо свободное и падшее и греховное, но получающее от Бога благодать и спасение. Согласно протестантской антропологии – человека извратило грехопадение, помрачило

его разум, поставило в зависимость от благодати. М.Шеллер установил 4 типа антропологических учений: 1. Еврейско-христианское (творение человека Богом и грехопадение) 2. Антично-греческое (человек как носитель разума) 3. Естественнонаучное (человек как результат эволюции) 4.

Декаданское (возникновение сознания, разума, духа как биологический упадок, ослабление жизни) Антропологическая теория Маркса: человек – существо социальное, есть продукт социума, изобретатель орудий труда. Антропологическая теория Киркгардта: страх выражает духовную сущность человека, его отношение к Богу и его грехопадение. Наиболее раскрывающим сущность человека из всех приведенных антропологий есть антропология библейско-христианская, в ней лежат две идеи: •

Человек есть образ и подобие Бога-Творца • Бог очеловечился в личине Сына Божьего Отсюда человек не только существо греховное, разумное, эволюционирующее, социальное, больное от конфликта сознания и бессознательного, но и существо творческое. Обращаясь к теме Бога и человека Бердяев в указанном труде, повторяет мысли церковных философов Боэций (480-524 г.) – каким образом троица есть единый

Бог, Августина Аврелия (354 – 430) – Исповедь. Однако, конечно вносит свои коррективы, отрицая, что в появлении зла виноват один лишь Дьявол или человек. Описывая чувства человека и творчество Бердяев склоняется в сторону божественного просветления человека, особого дара данного Богом: «Творчество предпологает три момента: - Свобода человека, которая отвечает на зов Бога творить -

Элемент дара Божьего (поэтому гений чувсивует, что он действует как бы не сам, что он одержим Богом, есть его оружием) - Элемент сотворенного уже мира, как материала для творчества». Однако не отрицает и права человека утверждать – я творец: «Первичный акт творчества – зарождение идеи в глубине сознания, вторичный акт – искусство, то есть, социализация гения, это охлаждение того первозданного творческого огня внутри творца». Творчество по мнению

Бердяева, также акт излечения: «Все плохие качества человека такие как половые страсти, гнев, честолюбие, ревность, страсть к игре можно с помощью творчества направить в другое русло, то есть произойдет переход отрицательной энергии в положительную. Человек должен стремиться к свободе, а похоть порабощает дух человека, она жадна, вампирична, поэтому составляет полную противоположность творчеству». Бердяев относит и иные качества и чувства человека на

Божественное провидение, дух, просветление, а также утверждает, что чувства человека не идеальны, идеальны лишь чувства человека к Богу: « Любовь есть всегда любовь к индивидуальному и конкретному, любить общее и отвлеченное нельзя, любовь – двучленна, а не одночленна, она предполагает встречу двух, их общение и единение, образование третьего – дружества и братства. В конфликте находятся две любви: любовь к личности и любовь к идее,

Богу, ценностям, истине, добру, свободе, и в этом трагизм любви. Но никогда не следует жертвовать любовью к ближнему (к конкретному человеку) ради любви к «дальнему», такому как «сверхчеловек» Ницше, как грядущий коммунистический строй Маркса, как отвлеченная справедливость законников, как утопии социального строя социальных революционеров и т.п любовь же к Богу не предполагает эту жертву, поскольку

Бог требует любви к ближнему. Основной принцип любви – принцип богочеловеческой любви, всегда конкретно-личной, а не отвлеченно-безликой, потому что это ведет к утверждению зла». В вопросе о государстве Бердяев продвигает теорию насилия государства над обществом и его несовершенности по сравнению с царством Божьем: «Государство – это организатор природного хаоса, оно движется пафосом порядка, силы, мощи, экспансии и т.п. Доброта чужда государству, оно поддерживает лишь минимум ее для

того, что бы не распасться, оно любит силу более чем право, справедливость и добро, поэтому все утопии совершенного государства порочны в корне. Государство по своей природе греховно, хотя и борется с грехом, оно не может быть похоже на Царство Божье поскольку основано на принудительном властвовании одного человека над другим, а это по своей сути греховно. Государство нужно лишь для нашего грешного мира, поэтому анархизм совершенно неприемлем.

Основная проблема государства – это отношение его к личности, это насилие государства над личностью, поэтому всегда будет существовать конфликт между личностью и государством. Государство порождает войны, держится военной силой, ради своего сохранения, расширения, могущества оно считает все дозволенным. Поэтому заповеди Господни неприменимы к государству, а применимы лишь к личности». Рассматриваемый труд позволяет заключить следующее:

Бердяев в основном придерживается божественной теории создания человека, государства, бытия. Однако не отрицает, как это делали церковные философы, роли человека в создании «добра» и возможности самостоятельного просветления.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.