--PAGE_BREAK--Глава I. Теория инфляции 1.1. Сущность инфляции. Её причины и виды.
Инфляция – это долговременный процесс обесценивания денег. На практике существует открытая и скрытая инфляция. Их различие заключается в том, что открытая инфляция проявляется росте уровня цен на протяжении длительного времени, скрытая же инфляция проявляется в усилении товарного дефицита, свидетельствующего о несовпадении спроса и предложения, а также отсутствии уравновешивающей цены. Инфляцию, сопровождающуюся дисбалансом цен, когда в одних секторах цены растут разными темпами, называют несбалансированной инфляцией. Ее сложнее выявить и урегулировать, чем сбалансированную инфляцию, при которой цены изменяются в одном направлении примерно одинаковыми темпами. Главное при определении открытой инфляции — установить, что общий уровень цен повышается. Некоторые экономисты считают, что инфляция не может быть сбалансированной в силу того, что разные рынки обладают разной скоростью адаптации. На практике наиболее гибкий рынок, способный к быстрой адаптации – это фондовый рынок, наименее мобилен рынок труда.
Согласно марксисткой трактовке, то в соответствие с формулой количества бумажных денег, необходимых в данный момент в обращении, инфляция выступает как избыток платежных средств[1].
Открытая инфляция обычно измеряется в темпах прироста уровня цен за год и подсчитывается в процентах:
(1)
где π — темп инфляции за год, (%)
Р1 — уровень цен данного года,
Р0 — уровень цен предшествующего года.
В качестве показателя уровня цен используется дефлятор ВВП, но так же можно использовать индекс потребительских цен ( и индекс промышленных цен. [2]
Расчет ( осуществляется в соответствии с формулой:
(2)
=
При этом имеются различия в подходах к расчету. Центральные банки стремятся сделать этот индекс наиболее простым, это позволяет облегчить методику расчетов, и отразить наиболее важные для населения факторы инфляции. Например расширенный ( ) для США включает цены на недвижимость и акции. Цены на недвижимость могут не совпадать с общей динамикой цен и оказывать заметное воздействие на уровень инфляции. Это характерно также и для современной России.
Уровень инфляции при ее открытой форме определяется темпом прироста уровня цен, в соответствии с которым существует несколько типов инфляции. «Ползущей инфляцией» называется инфляция, при которой темпы роста цен находятся в пределах 10% в год. Для «галопирующей инфляции» характерен темп роста цен от 20% до 200% в год. При гиперинфляции наблюдается неудержимый рост количества денег и обращения и уровня цен. Средний показатель гиперинфляции — 1000% в год, а в истории экономики была зафиксирована инфляция равная 33 000%.
Также инфляцию разделяют на ожидаемую инеожидаемую. В случае ожидаемой инфляции, ее можно прогнозировать на какой-либо период времени, что удобно для государства. При неожидаемой инфляции происходит резкий скачок цен, который в состоянии быстро дестабилизировать экономику страны и породить множество экономически-социальных проблем.
Причины инфляции различны. Инфляция зарождается на денежном рынке. Именно там, в деформациях денежного обращения, следует искать ее причины.
Во-первых, из-за неправильной денежной политики центрального банка в обращении появляется избыточная, не обеспеченная товарами денежная масса.
Если государство, стараясь подстегнуть производство, прибегает к экономически необоснованной денежной эмиссии и подключает центральный банк к решению текущих проблем, то велика вероятность, что увеличение денежной массы выйдет за пределы долгосрочного равновесия денежного рынка. Вместо того, чтобы оберегать хозяйство от инфляции, центральный банк может наводнить экономику излишними деньгами, что способствует развитию инфляционного процесса.
Во-вторых, бюджетный дефицит неминуемо ведет к инфляции. Однако ее темпы зависят от организации покрытия бюджетного дефицита. Там, где на центральный банк смотрят как на подразделение министерства финансов, и отсутствует обоснованная стратегия, дефицит финансируется посредством денежной эмиссии, что ведет к резкому ускорению инфляции.
Другая возможность покрытия бюджетного дефицита — регулярные займы правительства в центральном банке. В этом случае инфляция все равно неизбежна, хотя протекает несколько медленнее и в более цивилизованных формах. Допустим, что правительство одолжило в центральном банке определенное количество денег, обязавшись вернуть ссуду с процентами через год. Полностью выполнив свое обещание и расплатившись с центральным банком, оно вновь обращается к нему за кредитом и повторяет такую операцию из года в год. Несмотря на то, что деньги время от времени возвращаются обратно в центральный банк, заметна кредитная эмиссия, постепенно происходит разбухание денежной массы. В результате этих действий правительства инфляция получает дополнительный импульс.
Существует и третий вариант покрытия дефицита, когда правительство вынуждено размещать свои долговые обязательства где угодно, кроме центрального банка собственной страны. Подобная ситуация возникает там, где центральные банки независимы от исполнительной власти и наделены большими правами. Они отказывают правительству и дают ему кредиты только в исключительных, специально оговоренных законом случаях. Правительство может выпускать займы, т. е. брать в долг деньги у своих и иностранных граждан, корпораций, коммерческих банков, фондов и т. п.
Вручая бывшим обладателям сбережений свои долговые расписки, государство забирает денежные ресурсы, которые могли бы стать инвестициями. Это значит, что при таком способе покрытия дефицита инвестиционный спрос удовлетворяется далеко не полностью.
Во-вторых, некоторые производители благ специально поддерживают несоответствие совокупного спроса и предложения в целях обеспечения своего контроля над ценообразованием.
В-третьих, существует явление «импортируемой инфляции», обусловленной избыточным притоком в страну иностранной валюты и повышением цен на импортные товары. При избыточном притоке иностранной валюты происходит разбухание денежной массы кредитных институтов, возникает кредитная экспансия, которая ведет также к возникновению инфляции.
В зависимости от причин возникновения роста цен и обесценивания денег можно выделить инфляцию спроса, инфляцию издержек, инфляцию зарплат; «административную инфляцию».
«Административная инфляция» создается государственными органами, различными союзами и объединениями, и проявляется в повышении тарифов на железнодорожные перевозки, коммунальные услуги, почтовые тарифы, увеличении ставок импортных пошлин и др. Поднимая цены в ключевых отраслях «административная инфляция» стимулирует «инфляцию издержек».[3] Под инфляцией издержек подразумевается такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. Инфляция зарплат близка по характеру к «административной инфляции и «инфляции издержек», так как обуславливается повышением уровня заработной платы, что приводит к росту денежной массы и увеличению издержек производства, что в итоге провоцирует рост цен на товары. Соответственно рост цен на товары повседневного спроса вызывает необходимость индексации заработной платы в соответствие с ростом цен. Выпуск в обращение дополнительных средств для оплаты труда создает превышение спроса над предложением, что приводит к росту цен, т.е. порождает инфляцию спроса.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.2. Монетарные и немонетарные концепции инфляции. Последствия инфляции.
При длительном сохранении высокой инфляции стираются ее особенности и невозможно определить, к какому типу она относится. Факторы инфляции спроса и инфляции издержек переплетаются и усиливают друг друга. В связи с этим в теории инфляции выделяются два направления — монетарное и немонетарное толкование происхождения инфляции.
В соответствии с монетарным подходом инфляция -переполнение каналов обращения избыточным объемом денежной массы над товарной, что вызывает рост общего уровня цен.
Для анализа связей денежного предложения и спроса предприятий, населения, бюджета, финансового рынка, банков применяются различные формулы. Для объяснения динамики цен часто ссылаются на уравнение обмена Ирвинга Фишера:
MV=PQ, (3)
М – денежная масса в обращении, V — скорость обращения денег, Р – уровень цен, Q — национальный продукт.
Монетарная концепция рассматривает экономику с гибкими ценами в к неизменном объеме производства и считают инфляцию порождением чисто денежных факторов. В качестве основных причин инфляции сторонники монетарного подхода выделяют следующие: рост денежной массы, превышающий рост объема совокупного производства, рост скорости денежного обращения превышает рост объема совокупного производства, что может возникнуть при уменьшении спроса на реальные денежные запасы. При высокой инфляции обе эти причины действуют одновременно, ускоряя темп роста уровня цен. Аналогичное воздействие на ускорение темпов инфляции могут оказать инфляционные ожидания.[4]
Монетаризм признает лишь денежные факторы инфляции. Потом Стэнли Фишер выявил неопределенность связи между ростом денежной массы и инфляции, ссылаясь на опыт США в первой половине 1980-х годов, когда темп инфляции снижался в условиях увеличения объема денежного обращения.
Сторонники немонетарной концепции инфляции считают, что превышение темпов роста денежной массы и скорости денег над ростом производства является не причиной, а необходимым условием инфляции. Причины же инфляции они видят в следующем:
1. В росте издержек производства, при котором увеличение заработной платы обгоняет рост производительности труда, а повышение налогов обгоняет темп прироста реального дохода.
2. В несоответствии структурных изменений в совокупном спросе структурным изменениям в совокупном предложении.
3. В сохранении монопольной власти фирм, в преобладании олигополистической структуры рынка, в существовании монополизма профсоюзов.
Итак, причины инфляции лежат не только на стороне проблем денежного обращения, но и на стороне структурных проблем экономического развития. Чем выше темпы инфляции, тем ниже реальная заработная плата.
С середины 90-х гг. XXстолетия проблема инфляции урегулирована в странах с устойчивой и развитой рыночной экономикой (в США и Западной Европе). Утратив популярность в экономической науке этих стран, дискуссии о монетарном и немонетарном происхождении инфляции приобрели актуальность в странах Восточной Европы и, особенно, в России.[5] Данные теории инфляции помогают не только глубже изучить монетарные и немонетарные причины инфляции, но и выработать эффективные антиинфляционные программы.
Глава II Антиинфляционная политика государства. 2.1. Цели антиинфляционной политики. Прямые и косвенные методы борьбы с инфляцией.
Опасность инфляции вынуждает страны мира заниматься антиинфляционным регулированием. Антиинфляционная политика имеет в арсенале богатый выбор самых разных бюджетных и денежных мер, программ стабилизации и налоговых программ, действий по регулированию и распределению доходов.
Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:
· сокращение инфляционного потенциала
· предсказуемость динамики инфляции
· снижение темпов инфляции
· стабилизация цен
Как мы видим, в первую очередь необходимо бороться с глубинными причинами возникновения инфляции.
Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.[6] Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Ø Косвенные методы.
· Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
· Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
Ø Прямые методы.
· Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым — денежной массы;
· Государственное регулирование цен;
· Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
· Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, находящиеся на дотации государства, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники частных предприятий.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Кредитно-денежная политика государства. Инструменты борьбы с инфляцией.
Денежно-кредитное регулирование, за которое радеют сторонники монетаризма, косвенно и гибко воздействует на экономику страны. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики заключается в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег, иными словами посредством эмиссии. В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными интервалами, которые различны в разных странах и в разных условиях. Рассмотрим традиционные инструменты денежно-кредитной политики, влияющие на размер и структуру денежной массы:
Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.
Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента, называемой в России ставкой рефинансирования. Учетная ставка – это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.
Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.
Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.
Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.
Денежную эмиссию Центральный банк осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих в экономике активов. В связи с этим можно выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:
Ø Валютный канал эмиссии. Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.
Ø Фондовый канал эмиссии. Этот канал активно используется в некоторых странах, например в Японии и Германии. Правительство выпускает и размещает облигации займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы ЦБ, который обменивает их на деньги.
Ø Кредитный канал эмиссии. ЦБ РФ непосредственно кредитует коммерческие банки или гибко управляет их ликвидностью. Данный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка.
Монетарные методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этой ситуации возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса.[7] Преодолеть такие несоответствия, так называемый «перегрев» экономики, можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.
2.3. Политика цен и доходов.
В качестве альтернативы монетарным методам борьбы с инфляцией можно противопоставить политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов – зарплату.Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную. Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся странах в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной. В Боливии успех в борьбе с инфляцией был достигнут чисто монетарными методами, без введения какого-либо контроля за уровнем цен и доходов. Поэтому целесообразность использования «политики цен и доходов» даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае при высоком уровне инфляции.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.4. «Шоковая терапия» и градуирование денежной массы.
Когда в стране инфляция достигает таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, выбор правительства имеется только в отношении того как сокращать темп роста денежной массы: резко («шоковая терапия») или постепенно (градуировано). Эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране и экономической конъюнктуры в данный момент времени. Достоинством шоковой терапии считают то, что при ее последовательном проведении в среде экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются, следовательно, инфляция пойдет на убыль. Издержками шоковой терапии является резкое сокращение объема производства и занятости. Среди республик бывшего СССР удачными примерами шоковой терапии можно считать антиинфляционную политику, проводимую с середины 1992 г. в Эстонии, Латвии. Введя собственную валюту, эти страны защитили себя от влияния инфляционных процессов в странах рублевой зоны. Одновременно была осуществлена либерализация цен, ликвидировано большинство субсидий и дотаций, бюджетный дефицит был сведен к минимуму (1-1,5%).
Одним из вариантов шоковой терапии является проведение предваряющей либерализацию цен денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов.
Реформы конфискационного типа могут оказаться полезными при переходе от подавленной к открытой инфляции. В этом случае конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу новых денег по сложившемуся уровню реальных доходов. Такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте при условии одновременного изменения денежной и кредитной политики в сторону ее ужесточения.
При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы – градуирования (термин заимствован из физики) – инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию — прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводили лишь к увеличению инфляции. В середине 80-х годов в большинстве стран индексация как средство приспособиться к инфляции или игнорировать ее была либо существенно модифицирована, либо прекращению Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в годовом исчислении.
Необходимой составляющей антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является снижение темпа прироста денежной массы, приводящее к спаду производства и сокращению занятости. Выбор между шоковой терапией и градуирования осуществляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране. В условиях высокой инфляции перед правительством стоят две главные задачи: не допустить глубокого спада производства и защитить население от быстрого обнищания.
Глава IIIОсобенности антиинфляционной политики России. 3.1 История развития регулирования российской инфляции.
Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий.
Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами еще в начале 90-х годов в период экономической трансформации от плановой экономики к рыночной. Для России важнейшей причиной инфляции в 90-е можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Система планового ценообразования, означающая централизованное установление государственных фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью планового хозяйства. Цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать производителю динамику потребительских предпочтений.
Подобная экономическая политика порождает подавленную инфляцию, которая проявляется низком качестве товаров, дефиците и очередях.
Начиная реформировать экономику, правительство полагало, что освобождение цен на большинство товаров при ограничении в денежно-кредитной сфере и налоговой реформе позволит ликвидировать бюджетный дефицит, а либерализация внешнеэкономической деятельности приведет к насыщению внутреннего рынка и снижению взлетевших цен. До 1992 г. В России вообще не проводилось никакой антиинфляционной политики.
Нарушение пропорций в народном хозяйстве можно было устранить при помощи структурной политики государства и прямыми административными методами, которые необходимо было дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты, а также созданием для усиления конкуренции в экономике.
В 1992 году экономическая реформа в России стала делать первые шаги. В основу экономической программы правительства года была положена монетаристская концепция борьбы с инфляцией. Финансовая политика РФ была основана на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, конвертируемости рубля и стабилизации обменного курса за счет золотовалютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий.
Либерализация цен создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция превратилась в открытую. Пик инфляции в России пришелся на 1992 год, когда цены за год выросли в среднем на 2508%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен необходимой денежной массой. Фактически в период с 1994 до 1996 г.г. Россия переживала стагфляцию – стагнацию и инфляцию одновременно. На период 1995-1998 г.г. ключевой целью антиинфляционной политики стало снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения этих был осуществлен следующий комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.
Таким образом, к этому времени антиинфляционная политика РФ сводилась к следующим мерам:
· Регулярная установка ориентиров инфляции денежной массы.
· Введение прямых ограничительных мер, направленных против роста цен в отраслях-монополистах.
· Поддержание процентных ставок на уровне, незначительно превышающем темп инфляции с целью замедления оборота денежной массы.
· Ужесточение мер против просроченной дебиторско-кредиторской задолженности, которые стимулируют инфляционные процессы.
· Политика стабилизации реального валютного курса, сохранение «валютного коридора».
Конечной целью было сокращение инфляции до социально-безопасного уровня: 1-2% в месяц. Для решения этой задачи необходимо было проведение радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменение ценовых пропорций, структурных сдвигов и пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. В будущем правительство планировало уменьшить уровень инфляции до 9,1% к 1998, до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г. Однако этим планам помешал финансовый кризис, который разразился в августе 1998 года и привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году составил 84,4%.[8]
Причина финансового краха 1998 года была в том, что политика, направленная на преодоление инфляции лишь с помощью финансовых рычагов невозможна без мер по развитию и поддержанию промышленности, производства, сельского хозяйства, что вели бы к реальному увеличению доходной части бюджета.
Доктор экономических наук М.Ю. Малкина обнаруживает «закономерность инфляционного процесса в России – его цикличность, имеющая естественное происхождение и никаким образом не связанная с цикличностью денежно-кредитного регулирования».[9] М.Ю. Малкина выделяет три случая усиления инфляционного процесса. Взрыв 1992-1993 г.; инфляционный процесс, инициированный кризисом августа 1998 г.; увеличение темпов инфляции на рубеже 2004-2005 г. Все три случая усиления инфляционного процесса связаны с предшествующим накоплением дисбаланса в той или иной системе. Цикличность инфляционных процессов в российской экономике говорит о том, что в экономике действуют свои механизмы накопления скрытой инфляции, которая достигнув границы меры, превращается в открытый инфляционный процесс.
К формам накопления инфляционного потенциала последних докризисных лет можно отнести следующее:
· Монетизация льгот
· Ухудшение делового климата, повышение политических рисков
· Постоянный рост импорта на промышленные и продовольственные товары
Эти факторы тесно связаны с денежной политикой. Потребность экономики в дополнительной денежной массе порождает денежные суррогаты, сокращает денежные и кредитные ресурсы, препятствует развитию экономики.
В России значительная часть ликвидности абсорбировалась в Стабилизационном фонде, который был создан в 2004 году для аккумуляции доходов России от экспорта энергоносителей. За 2005 год объем средств, накопленных в Стабилизационном фонде, увеличился на 700 млрд. руб. 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Таким образом, накопленные средства в Стабфонде явились внешним фактором, который оказал влияние на динамику денежного предложения и, соответственно, на инфляцию.
На сегодняшний день совокупный объем средств Резервного фонда составляет 2242,09 млрд рублей[10] ( на 01.11.2009), значительная его часть была направлена на поддержание экономики в связи с мировым финансовым кризисом.
продолжение
--PAGE_BREAK--