--PAGE_BREAK--Таблица№3
1998г.
1999г.
2000г.
2001г.
2002г.
Млн. рублей (в фактически действующих ценах).
В % от общего объема инвестиций в основной капитал.
12178
3,0
19675
2,9
31442
2,7
58357
3,9
42678
3,1
Основным источником инвестиций в основной капитал аграрного сектора страны являются собственные средства предприятий и организаций. Из таблицы №4 видно, что доля собственных средств сельскохозяйственных предприятий в общем, объеме инвестиций в основной капитал отрасли превышает 3/4. Среди привлеченных сельскохозяйственными предприятиями финансовых ресурсов свыше половины составляет бюджетные средства, из них более 50% — средства из бюджетов субъектов федерации. В предреформенном 1990г. доля собственных средств предприятий и организаций была равна 56,3%, а 3/4 привлеченных являлись бюджетными, из них 55% — из федерального бюджета.
Распределение инвестиций в основной капитал, направленных на развитие сельского хозяйства России (в % к итогу).
Таблица №4
1998г.
1999г.
2000г.
2001г.
2002г.
Инвестиции в основной капитал
Из них:
Собственные средства предприятий
Привлеченные средства
100
77,4
22,6
100
77,8
22,2
100
74,2
25,8
100
74,9
25,1
100
76,0
24,0
В кодексе по субсидиям и компенсационным мерам значительное место уделено формам поддержки сельского хозяйства. Их оценка определяется тем, как они влияют на конкурентоспособность товара.
Предусмотрены три категории субсидий. «Зеленые» — разрешенные (бесспорные) субсидии. К ним отнесены поддержка племенного дела и элитного семеноводства, оплата расходов на повышение плодородия почвы, реконструкцию предприятий, направленную на охрану окружающей среды, помощь в связи с чрезвычайными ситуациями, поддержка бедствующих регионов, оплата расходов на проведение исследований, повышение квалификации работников АПК.
«Желтые» и «коричневые» субсидии могут быть оспорены: они создают помехи национальному производству остальных стран-участниц ВТО, прямо или косвенно обесценивают или уменьшают преимущества, наносят ущерб их интересам. К данным вида субсидий отнесены прямое субсидирование
отраслей сельского хозяйства, покрытие производственных убытков, списание ссуд, некоторые виды компенсаций.
«Красные», или запрещенные, субсидии – это экспортные субсидии и субсидии, направленные на создание преимуществ отечественных товаров по сравнению с импортными. К ним относятся дотации на продукцию, льготы и компенсации для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Государственная поддержка сельского хозяйства в 2001 году составляла 0,5 млрд. долларов (таблица №5).
Финансовые поступления в сельскохозяйственные предприятия из бюджета в 2001г.
Таблица №5
Вид субсидий
Федеральный бюджет
Региональный бюджет
Млн. руб.
%
Млн. руб.
%
«Зеленые»
«Желтые» и «коричневые»
«Красные»
Итого
8519,6
2768,1
7236,0
18523,1
46,0
14,9
39,1
100,0
4462,7
592,7
414,4
5469,8
81,6
10,8
7,6
100,0
Инвестиции в основной капитал на развитие аграрной сферы позволили ввести в действие ограниченные производственные мощности за счет строительства новых, расширения и реконструкции имеющихся (таблица №6).
Из таблицы 6 видно, что ввод в действие производственных мощностей за счет строительства новых, расширения и реконструкции имеющихся в последние годы был минимальным и его масштабы не могли обеспечить реальные потребности сельскохозяйственных организаций. Дефицит финансовых ресурсов (и собственных, и привлеченных) не позволил осуществить реновацию основных фондов отрасли — темпы выбытия основного капитала в несколько раз превышают темпы поступления.
Продолжалось и сокращение машинно-тракторного парка (таблица №7). По сравнению с 1985г. парк тракторов и комбайнов в течение всех лет социально-экономических преобразований в сельскохозяйственных предприятиях систематически сокращался и в 2002г. был меньше, чем в 1985г: по тракторам – в 1,9 раз, зерноуборочным комбайнам – в 2,7 раза, кормоуборочным машинам в 2,3 раза. Более 55% тракторов и 60% зерноуборочных комбайнов давно выработали нормативный срок службы. В 2002г. средняя нагрузка на трактор составляла 139 га (норматив – 131 га) на зерноуборочный комбайн – 245 га (норматив 74 га), кормоуборочный – 256 га (норматив – 158 га).
Ввод в действие производственных мощностей сельского хозяйства.
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица №6
1990
1995
1998
1999
2000
2001
2002
Животноводческие
помещения, тыс. ското-мест:
для крупного рогатого скота
для свиней
для овец
Птицефабрики:
Яичного направления, кур-несушек
Мясного направления, млн. голов
мясной птицы в год
Хранилища для картофеля, овощей и фруктов, тыс. т единовременного хранения
Автомобильные дороги с твердым покрытием ведомственные и частные в сельском хозяйстве, тыс. км.
1102,0
471,0
642,0
1053,2
5,8
639,0
28,3
153,1
110,3
73,5
398,6
0,4
99,3
1,9
46,5
30,1
7,0
47,1
-
18,0
0,27
58,1
43,2
11,8
-
11,0
30,1
0,34
102,8
30,2
9,6
36,0
0,04
26,8
0,33
50,1
23,1
12,5
-
-
59,7
0,2
43,5
23,5
8,2
39,2
0,3
61,2
0,1
Парк основных видов техники в сельскохозяйственных предприятиях (тыс. шт.)
Таблица №7
1985
1990
1995
2000
2001
2002
Тракторы
Комбайны:
зерноуборочные
кормоуборочные
Свеклоуборочные машины
1425,5
510,5
151,0
27,5
1365.6
407,8
120,9
25,3
1052,1
291,8
94,1
20,0
817,8
198,7
59,6
12,5
782,8
193,6
59,1
11,5
745,0
188,0
58,0
11,0
Аграрному сектору, от удовлетворительного состояния которого зависит не только обеспечение продовольственной независимости страны, но и материальное благополучие граждан, требуется срочная экономическая помощь.
3.3. Программы развития АПК в России.
3.3.1. «Развитие животноводства» и «Стимулирование развития малых форм хозяйствования».
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минсельхозом России разработаны приоритетный национальный проект «Развитие АПК», план его реализации и сетевой график осуществления проекта. Они были рассмотрены и одобрены на расширенном заседании Коллегии Минсельхоза России с участием Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова.
Как сообщает Минсельхоз России, в качестве основных приоритетных направлений в агропромышленном производстве проектом определены два:
Ускоренное развитие животноводства с объемом финансирования в 2006г. 7,45 млрд. руб., в 2007г. – 7,18 млрд. руб.
Стимулирование развития малых форм хозяйствования с выделением соответственно 6,6 млрд. и 9,37млрд. руб.
Для достижения поставленных целей по приоритетному направлению «Ускоренное развитие животноводства» в проекте указаны меры по повышению доступности кредитных ресурсов. На реализацию мероприятий предусматривается выделение в 2006 – 2007 гг. бюджетных ассигнований в сумме 6,63 млрд. руб. (в 2006г. – 3,45 млрд. руб., в 2007г. – 3,18 млрд. руб.)на субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, привлекаемым на срок до 8 лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов. Это позволит привлечь техническое перевооружение около 40 млрд. руб. коммерческих кредитов
Для обновления основных фондов в животноводстве, в том числе повышение генетического потенциала разводимых в России животных и улучшения условий их содержания проектом намечена закупка племенного скота и современного технологического оборудования на уровнях финансового лизинга. Для достижения этих целей планируется увеличить уставный капитал ОАО «Росагролизинг» за 2 года на 8 млрд. руб., по 4 млрд. руб. ежегодно.
Кроме финансовых мероприятий для ускоренного развития предусматривается принятие дополнительных мер по совершенствованию законодательства, в том числе налогового, таможенно-тарифного и технического регулирования, использование средств Инвестиционного фонда для привлечения частных инвестиций (государственно-частное партнерство) на строительство комплексов по переработке мясной и молочной продукции в регионах, имеющих избыток сырья.
По приоритетному направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» намечено:
Формирование в населенных пунктах снабженческо-сбытовых кооперативов, через которые будет осуществляться поставка производимой хозяйствами населения продукции в существующие и формируемые сбытовые сети.
Создание новых и увеличение действующих мощностей по переработке сельхозпродукции, производимой в крестьянских подворьях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Обеспечение развития кредитной кооперации (при участии ОАО «Россельхозбанк»).
Формирование системы земельно-ипотечного кредитования.
Для реализации второго приоритетного направления предусматривается субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченными крестьянскими подворьями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и создаваемые ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами: за счет средств федерального бюджета в размере 95% ставки рефинансирования Центрального банка России; из бюджетов субъектов федерации – 5% этой ставки. Предельные объемы кредитов с государственной поддержкой установлены для подворных хозяйств – около 0,3 млн. руб., крестьянских (фермерских) хозяйств – до 3 млн. руб., сельскохозяйственным потребительским кооперативам – до 10 млн. руб. На реализацию указанного мероприятия будет выделено 6,57 млрд. руб. бюджетных средств (в 2006г. – 2,9 млрд. руб., в 2007г. – 3,67 млрд. руб.).
Для стимулирования создания и развития сети потребительских кооперативов предусмотрено увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» на 9,4 млрд. руб. (в 2006г. – на 3,7 млрд. и в 2007г. – 5,7 млрд. руб.).
В плане реализации проекта намечено создание системы земельно-ипотечного кредитования с вовлечением в нее 5 тыс. хозяйств со средним наделом земли 100 га.
Общий объем финансирования составит 30,9 млрд. руб., в том числе в 2006г. – 14,2 млрд., в 2007г. – 16,7 млрд. руб.
Осуществление проекта к 2008г. позволит:
Нарастить производство молока на 4,5%. Мяса – на 7%.
увеличить объем реализации продукции, производимой в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах, на 5-7%.
Создать и развивать существующие 2550 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Приобрести высокопроизводительное оборудование для создания 130 тыс. ското-мест.
Закупить по лизингу 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота.
Выполнение предусмотренных проектом мероприятий повысит инвестиционную активность и конкурентоспособность животноводства, увеличит потребление основных продуктов питания на душу населения и вклад АПК в удвоение валового внутреннего продукта (ВВП).
3.3.2. Техника по лизингу – в крестьянские (фермерские) хозяйства.
Областные ассоциация фермеров и головное федеральное объединение выступил с инициативой создания специализированной организации для получения фермерами лизинговой техники на льготных условиях. В результате в 1996г. создано ЗАО «АККОР-ЛИЗИНГ». ЗА 1996-2001 гг. включительно по федеральному лизингу крестьянским (фермерским) хозяйствам Пензенской области было передано техники на 11418 тыс. руб. До 2002г. ЗАО «АККОР-ЛИЗИНГ» снабжало ею по лизингу фермеров и частных предпринимателей, а АОА «Пензаагротехника» — крупные сельхозпредприятия области.
С 2002г. система федерального лизинга сельскохозяйственной техники в России была кардинально изменена. Создана государственная компания (ГК) «Росагролизинг», основным принципом работы, которой стали возвратность и платность. Процентная ставка за приобретенную технику увеличилась с 4% до 7-8%, хотя ныне это достаточно низкая ставка. Лизинг сельхозтехники стоимостью до 700-8—тыс. руб. оформляется обычно сроком на 5 лет, а тракторов класса 5 и комбайнов стоимостью 1 млн. руб. и выше – на 7 лет.
За 2002-2004 гг. в сельское хозяйство Пензенской областипо федеральному лизингу поступило техники на 73,6 млн. руб.
Тем не менее, количество фермеров-лизингополучателей в регионе в последние годы несколько сократилось. Хотя при этом увеличилось число фермеров, которые обратились в ЗАО «АККОР-ЛИЗИНГ» из Саратовской и Ульяновской областей.
В 2004г. ЗАО «АККОР-ЛИЗИНГ» совместно с ГК «Росагролизинг» и страховой компании «Гута-Страхование» разработало схему взаимодействия по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, принимаемого в качестве залога в рамках реализации программы федерального лизинга сельхозтехники.
Расчет страховой стоимости урожая, примерного размера страхуемой площади и суммы страхового взноса по договору страхования посевов озимой пшеницы для приобретения некоторых видов сельхозтехники по федеральному лизингу для среднего крестьянского (фермерского) хозяйства приведен в таблице №8. Залоговое обеспечение для оформления лизинга сокращается в 4-5 раз. Схема очень удобна для мелких крестьянских (фермерских) хозяйств у которых имущество для залога небольшое. Проблему технического вооружения фермеров необходимо решать одновременно по нескольким направлениям. Основное из них – производство техники, максимально соответствующей специфике и размерам крестьянских (фермерских) хозяйств.
Страховая стоимость урожая озимой пшеницы для приобретения техники по федеральному лизингу, тыс. руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--