Анализ конкурентоспособностипредприятия
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Конкурентоспособностьпромышленной организации и её оценка
2. Показателиконкурентоспособности промышленного предприятия, методика анализа
3. Основныенаправления формирования конкурентных преимуществ предприятия
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В основе экономического прогресса лежит повышение эффективностидеятельности организаций. Важнейшим, качественным показателем, отражающимэффективность работы организаций в рыночных условиях, является уровеньконкурентоспособности.
Рыночная экономика обязательно предполагает, что отношенияэкономических субъектов складываются в условиях конкуренции. С точки зрениярыночной структуры конкуренция представляет собой ряд условий, которые ставяторганизацию в положение принимающего определенные условия игры. В этом смыслеконкуренция может существовать только в условиях конкурентного рынка,противоположного монопольной структуре.
С другой стороны, конкуренция может быть определенакак производное от слова “конкурировать” (соревноваться), поведениеорганизаций-соперников на рынке. В общем виде конкуренция – соперничество,борьба за достижение лучших результатов в любом виде деятельности. Еслисоединить вышесказанное, то в условиях рынка борьба разворачивается за потребителя,более полное удовлетворение его потребностей, что и обеспечивает реализациюпроизведенного товара или услуги.
Следовательно, конкуренция – это соревнованиепредприятий на рынке за предпочтения потребителей с целью получения максимальнойприбыли или дохода. Конкуренция побуждает организации промышленногопроизводства настраиваться на удовлетворение рыночного спроса (а через него ина имеющиеся потребности), снижение расходов на производство и реализацию,максимальное использование достижений научно-технического прогресса.
Именно конкуренция и конкурентный рынок, на котором правилаигры устанавливают не производители, а потребители, приводят в действие двафактора, побуждающие организации к повышению качества и конкурентоспособностихозяйственной деятельности. Это совершенно реальная возможность провала(банкротства) и такая же реальная возможность крупного коммерческого успеха засчет обеспечения конкурентных преимуществ, для своей организации.
В современных условиях функционирования субъектов хозяйствованиявсё более очевидно, что инновации превращаются в движущую силу, которая можетопределять их стратегическое будущее. Инновационная деятельность направлена насоздание, реализацию и коммерческое применение новшеств, а также связанные сэтим дополнительные научные исследования и разработки.
Системная взаимосвязь законодательных, структурных ифункциональных компонентов обеспечивающих развитие инновационной деятельности вРеспублики Беларусь, представляет собой Национальную инновационную систему.
Целью курсовой работы является анализконкурентоспособности и выявление путей инновационного развития деятельности организации.
В соответствии с целью в работе поставлены и решеныследующие задачи:
— исследована сущность конкурентоспособностиорганизации и продукции, методика их оценки, при этом изучено понятиеконкурентоспособности продукции и организации и их оценки, рассмотреныпоказатели конкурентоспособности организаций, выявлены основные направленияформирования конкурентных преимуществ организации;
— выявлены пути повышения конкурентоспособностипродукции и организации в целях инновационного развития, при этом проведенаоценка влияния конкурентоспособности на эффективность управления организации,рассмотрены основные направления повышения конкурентных преимуществ организации.
В работе использовались как методы общенаучногохарактера, так и прикладного. Основные общенаучные методы, использованные вкурсовой работе: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстракция. Приобработке информации применялись экономико-математические методы и приемы:метод горизонтального и вертикального сравнения; абсолютных и относительныхвеличин, группировки; цепных подстановок, факторный анализ, индексный метод.
1. Конкурентоспособность промышленнойорганизации и её оценка
Проблема конкурентоспособности продукции и организацииносит в условиях инновационной экономики универсальный характер. Решение этойпроблемы является важным фактором социально-экономического развития и одним изглавных условий экономического благополучия для любой страны, а также длякаждого потребителя. Конкурентоспособность и качество являются в то же времяконцентрированным выражением возможности любого производителя создавать,производить и реализовывать товары и услуги для удовлетворения общественногоспроса на них [9, с. 425]. Мировой опыт показывает, что качество продукции вусловиях конкуренции, без которой немыслимы рыночные методы хозяйствования,является необходимым требованием для выживания товаропроизводителей иобъективной оценки их конкурентных возможностей (преимуществ).
Термин “конкурентоспособность” вошел в экономическийоборот сравнительно недавно, но уже достаточно четко сформировались два подходак его определению: со стороны товара и со стороны деятельности предприятия. Ноединой точки зрения по каждому из них до сих пор нет. В частности, подконкурентоспособностью понимают [5, с. 9-10]:
1) со стороны товара:
– характеристика товара, которая отличает его оттоваров-конкурентов как по степени соответствия конкретной общественной потребности,так и по затратам на ее удовлетворение;
– совокупность потребительских и стоимостныххарактеристик товара, определяющих его сравнительные позиции на рынке сбыта;
– соответствие товара условиям рынка не только посвоим техническим, экономическим и иным характеристикам, но и по коммерческим идругим условиям их реализации.
2) со стороны предприятия:
– возможность предоставлять покупателям преимуществапо цене, качеству и условиям поставки;
– преимущества по факторам производства (расходы нарабочую силу и оплату кредитов, производительность труда, стоимость сырья,амортизация основного капитала, налогообложение, качество изделий и др.) иреализации (цена, сроки поставки, гарантии, послепродажное обслуживание,условия кредитования и др.);
– способность продать товар на рынке или способностьорганизации постоянно увеличивать свою долю на рынке.
Конкурентоспособность товара и предприятия,производящего или реализующего товар, соотносятся между собой как часть и целое[4, с. 18]. Возможность предприятия конкурировать на определенном отраслевом рынкенепосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупностивыполняемых функций, направленных на достижение результата. Но имеется междуними и существенное отличие. Оценку конкурентоспособности продукции даетпотребитель, которого не интересует ни технологическая, ни экономическая сторонахозяйственного процесса фирмы. Оценку конкурентоспособности организации даетсам предприниматель, решающий, выгодно ли ему в конкретных условиях на рынкезаниматься производством или реализацией того или иного товара (услуги).
Противоположные интересы производителя и потребителяуказывают на диалектический характер взаимосвязи понятий “конкурентоспособностьорганизации” и “конкурентоспособность продукции”. С одной стороны, дляэффективного функционирования капитала и поддержания его конкурентоспособностипроизводителю нужен конкурентоспособный товар. С другой – повышение полезногоэффекта товара, способствующее росту его конкурентоспособности, можетсущественно повысить издержки и снизить рентабельность, что отрицательноповлияет на конкурентоспособность организации.
Таким образом, для обеспечения конкурентоспособностиорганизация должна постоянно работать над оптимизацией качества, затрат по егообеспечению и цен реализации, добиваясь преимущества по этим показателям передосновными конкурентами и оценивая результаты своей деятельности с позицийпотребителя, так как его мнение решающее. Отказ потребителя в пользу конкурентауказывает на низкую конкурентоспособность.
Следовательно, конкуренция обеспечивает стимулированиепроизводства, способствует максимальному удовлетворению потребностей. Онаотбирает наиболее эффективные организации, заставляя постоянно осуществлятьэкономию ресурсов, снижать цену.
Конкурентоспособность является экономическойкатегорией
(характеристикой), определяющей рыночный механизм воздействия на производителейтоваров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективностьпроизводственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретногоцелевого рынка [9, с. 427]. Действия этого механизма как экономического рычагазаставляют производителей постоянно заниматься повышением качества иконкурентоспособности своих товаров и услуг. Реализация этой задачи требуетпроведения необходимых изменений в производственной деятельности предприятия дляформирования конкурентных преимуществ, обеспечивающих ему сохранение иукрепление рыночной позиции в длительной перспективе. При этом рынок объективнои строго оценивает усилия всех производителей в этом направлении. Это нашлоотражение в том, что конкурентоспособность стала главным показателем успеха предприятияна рынке. Конкурентоспособность является многоаспектным понятием соответствия конкретноготовара условиям рынка и конкретным требованиям потребителей в частикачественных, технических, экономических, эстетических и других характеристик, атакже необходимым моментом его реализации в условиях конкуренции (цена, срокипоставки, каналы сбыта, сервис, реклама и т.п.). Кроме того, конкурентоспособностьхарактеризует деятельность предприятия по занятию и удержанию устойчивой позициина рынке. Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских истоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих успех этого товара иего производителя на рынке.
/>Успех конкретного товара на рынке означаетпредпочтение потребителя, отданное предприятию-производителю этого товара в условияхширокого предложения товаров-аналогов конкурентами (другими производителями). Вусловиях рынка каждый потребитель всегда приобретает тот товар, который вбольшей мере удовлетворяет его потребности. Совокупность потребителей, отдавшихпредпочтение товару конкретного производителя, является объективной оценкой(характеристикой) удовлетворения общественной потребности этим товаром посравнению с другими производителями. Таким образом, конкурентоспособность товара(услуги) характеризует и конкурентоспособность предприятия-производителя.
В последнее время в Беларуси явно проявляетсятенденция к обострению конкуренции между предприятиями, которые подвергаютсянарастающему совокупному воздействию конкурентных факторов. Тем не менее, намногих предприятиях не проводится целенаправленная работа по анализуконкурентов, отсутствуют систематизированные представления о том, что являетсяконкурентоспособностью предприятия, как ее создавать, поддерживать и какграмотно реализовывать.
Под конкуренцией понимается конфликт междухозяйствующими субъектами по поводу достижения пересекающихся целей.Конкуренция существует там, где несколько предприятий претендуют на обладаниеодними и теми же ресурсами или использование одних и тех же рыночных возможностей.Конкурентоспособность предприятия в самом широком смысле можно определить какспособность к достижению собственных целей в условиях противодействияконкурентов. Отсюда следует, что мерилом конкурентоспособности предприятия является«соотношение сил» между конкретным предприятием и его основными конкурентами нарынке. К основным конкурентам относят предприятия, близкие по характеристикам истратегическому поведению.
Цели предприятия, как правило, имеют временнуюпривязку, поэтому можно сказать, что конкурентоспособность предприятияопределяется его способностью вести успешную (в отношении достиженияпоставленных целей) деятельность в условиях конкуренции в течение определенногопериода времени.
Конкурентоспособность является многомерным свойством,что определяется многоаспектностью самого явления конкуренции. Это означает,что менеджмент предприятия не может сосредоточивать усилия только на одном изконкурентных факторов — они должны учитываться одновременно, с учетом их взаимнойзависимости и времени. Многоаспектность конкуренции также проявляется в том,что предприятия могут предвидеть поведение конкурентов, а также реагировать наодну и ту же ситуацию на рынке различным образом. Вследствие этого затрудняетсяпрогнозирование ситуаций и долгосрочное планирование.
Конкурентоспособность производителя товара объективноможет быть оценена относительным объемом его продаж на целевом рынке. Этаоценка характеризует реальное положение предприятия-производителя на рынке посравнению с другими производителями. Достижение конкретной рыночной позициинепосредственно связано с экономическими результатами деятельности оцениваемогопредприятия. Эти результаты определяют его конкурентные преимущества ихарактеризуют его успех в конкретном бизнесе. Обеспечениеконкурентоспособности, в свою очередь, определяется постояннымсовершенствованием производственно-сбытовой деятельности предприятия, в томчисле обеспечением конкурентных издержек производственно-сбытовой деятельности,поддержанием необходимого научно-технического уровня продукции, и еепроизводства.
Конкурентоспособность организации включает комплексэкономических характеристик, определяющих его положение на отраслевом рынке.
Конкурентоспособность конкретного товара определяетсяоценкой его характеристик по отношению к товарам конкурентов, конкурентоспособностьможно определить как комплексную характеристику товара, определяющую егопредпочтение на рынке по сравнению с продуктами-конкурентами как по степенисоответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ееудовлетворение. Следует иметь в виду, что технически сложные товары требуютбольших затрат в процессе эксплуатации и их учет необходим при определениипредпочтений потребителей. Поэтому общее представление о ценности товара какфункции его качества и цены требует в этом случае уточнения в части егостоимости, которая должна учитывать как цену покупки, так и эксплуатационныерасходы. Такое уточнение приводит к понятию минимальной цены потребления товараза его срок службы у потребителя. Эта стоимость во многих случаях становитьсяважным показателем конкурентоспособности товара.
Конкурентоспособность продукции измеряетсясовокупностью показателей, объединенных в три группы: качественные,экономические и организационно-коммерческие показатели. Число показателейконкурентоспособности конкретного товара (услуги) зависит от его вида,технической и эксплуатационной сложности, требуемой точности оценки, целиоценки, и других внешних по отношению к товару факторов. В то же время конкурентоспособностьопределяется только теми его свойствами, которые представляют заметный интересдля покупателя, а также гарантируют удовлетворение конкретной общественнойпотребности.
Основой для формирования системы показателейконкурентоспособности конкретного товара является анализ взаимодействияпотребности и товара, в ходе которого осуществляется их сравнение и выявляетсястепень соответствия друг другу. Суммарный, полезный эффект каждого товарапредставляет собой производную нескольких факторов, важнейшим из которыхявляется качество именно оно является основным критерием успеха товара иобразует группу качественных показателей конкурентоспособности. Приобретаятовар, покупатель стремиться затратить минимум средств на приобретение ипотребление изделия, поэтому для него непосредственную важность представляетуровень затрат, связанных с конкретным товаром.
Параметры, которые оказывают влияние на уровеньрасходов показателя, объединены в группу экономических показателей.Организационно-коммерческие показатели характеризуют условия и коммерческиезатраты на формирование спроса и стимулирование сбыта товара на конкретномрынке.
Качественные показатели конкурентоспособностихарактеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет потребность.Все качественные показатели можно подразделить на классификационные иоценочные.
Классификационные показатели характеризуютпринадлежность изделия к определенной (классификационной) группе и определяютназначение, область применения и условия пользования данного товара.
Оценочные показатели количественно характеризуютсвойства, определяющие качество продукции. В зависимости от выполняемой ролипри оценке конкурентоспособности оценочные показатели можно разделить на двегруппы: используемые для проверки обязательных условий, которым должнасоответствовать продукция (регламентируемые показатели), и используемые длясравнения потребителя определенными свойствами (сопоставляемые показатели).
Одним из основных методов оценки конкурентоспособностипродукции является рейтинговая оценка, которая широко применяется в мировойэкономической тике. Суть рейтинговой оценки заключается в том, что в ходеэкспертизы определяются и ранжируются в порядке значимости наиболее важныепараметры продукции. После проведения испытаний свойства товара оцениваются по пятибалльнойшкале, средневзвешенная оценка складывается из частных испытаний поопределенным разделам. Па основе анализа средневзвешенных оценок делается выводо конкурентоспособности продукции.
На первом этане оценки проводятся маркетинговыеисследования рынка, в результате которых определяются: емкость рынка,аналогичные изделия, состояние конкуренции, уровень цен и тенденции ихразвития, деятельность конкурентов, круг потребителей. На основании информациио потребностях покупателей формируются требования к товару.
На втором этапе осуществляется выбор показателей, покоторым будет производиться оценка конкурентоспособности. Здесь особое вниманиеследует обратить на регламентируемые показатели, несоответствие которым делаетбессмысленной дальнейшую оценку конкурентоспособности продукции. При выбореконкретных показателей конкурентоспособности предварительно проводится оценкаих важности и весомости для конкретного товара. Для определения важностипроводится ранжирование выбранных показателей в зависимости от их значимостидля потребителя. Расчет коэффициента весомости осуществляется экспертнымметодом.
На третьем этапе формируется группа аналогов,устанавливается значения их показателей и выбирается базовый образец. Четвертыйэтап является наиболее сложным и ответственным. На этом этапе проводитсясопоставление показателей оцениваемого и базового образцов, которое выполняетсяотдельно по качественным и экономическим показателям.
Необходимость оценки конкурентоспособности предприятияобусловлена рядом причин. Во-первых, ее конкурентоспособность различна на разныхэтапах жизненного цикла, а значит и должна отличаться избранная стратегия.Во-вторых, хотя в условиях рыночной конкуренции организация подвергаетсявлиянию различных сил конкуренции, но наибольшее давление ощущается на“центральном ринге” конкурентной арены. Это заставляет постоянно сравниватьпозиции организации, и ее реальных конкурентов. Поэтому принципиальнонеобходимым является постоянная оценка конкурентоспособности организации.Основными этапами оценки конкурентоспособности являются следующие [5, с. 11]:
1) Анализ хозяйственной деятельности предприятия (поосновным направлениям деятельности). В ходе анализ проводится оценкадостаточности ресурсов предприятия для работы на выбранном сегменте рынка иэффективность их использования.
2) Сравнение позиций предприятия и предприятий-конкурентов.Для этого требуется сбор данных и изучение показателей конкурентов. Большоезначение имеет определение таких рыночных потребностей, которые не могут бытьполностью удовлетворены конкурентами, а также изучение передового опыта конкурирующихфирм.
3) Оценка силы и слабости своей организации вконкурентной борьбе, т.е. собственно оценка конкурентного статуса предприятия.
4) Обоснование путей повышения конкурентоспособности предприятия.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия включаеткомплекс экономических характеристик, определяющих ее положение на отраслевомрынке. Наиболее полным следует признать понятие «конкурентоспособность», определенноена Европейском форуме по проблемам управления: “Конкурентоспособность – этореальная или потенциальная способность и возможности предприятия проектировать,производить и сбывать в тех условиях, в которых ему приходится действовать,товары и услуги по своим ценовым и неценовым характеристикам в комплексе болеепривлекательные для покупателя, чем товары конкурентов с целью максимизацииприбыли”.
2. Показатели конкурентоспособностипромышленного предприятия, методика анализа
Промышленное производство является главной отрасльюэкономики, развитие которой имеет не только коммерческие цели, но и являетсяважным фактором экономического развития страны, а также показателем качества иуровня жизни.
В условиях динамичного рынка для характеристики и определенияконкурентоспособности предприятий некоторые авторы [5, с. 31] рекомендуютприменять методику, которая получила наибольшее распространение и называется“теория эффективной конкуренции”. Суть ее заключается в использовании большогоколичества показателей, характеризующих различные направления деятельностипредприятия, которые в совокупности дают достаточно полную картину опроизводственном потенциале предприятия и его месте на рынке. Точки зренияэкономистов по составу показателей расходятся. Можно выделить пять основныхнаправлений деятельности организации, по которым будет производиться оценка(рис. 1).
При выборе критериев и показателей следует учесть, чтопоказатели могут быть измеримыми и неизмеримыми. Измеримые показатели имеютколичественную меру. К ним относятся, например, производительность труда,показатели рентабельности и т.д. Измеримые показатели характеризуютэкономические стороны конкурентоспособности.
Схематически основные, измеримые показатели конкурентоспособностиорганизации можно представить в виде рис. 2.
Измеримые показатели внутри каждой группы обычно рассчитываюти анализируют с применением традиционных методов: сравнения, средних величин,относительных величин и т.д. Следует особо выделить коэффициентный анализ,который в настоящее время широко применяется для анализа финансовыхрезультатов, но может быть использован для всех направлений. Его преимущество ввозможности устранения искажающего влияния стоимостных факторов, что особенноважно в условиях инфляции.
Неизмеримые показатели, как правило, не имеютчисленных значений и выражаются лишь в качественных описаниях. К ним относятсяхарактеристики качества обслуживания, удовлетворения спроса,организационно-управленческой деятельности. Для их оценки и анализа применяетсяконцепция “4Р”: продукт – цена – каналы сбыта – продвижение на рынок (рис. 3).
Для оценки конкурентоспособности по неизмеримымпоказателям используется метод балловых и экспертных оценок. При методебалловых оценок сначала следует выработать шкалу желательности, илиинтенсивности, выраженности данной характеристики, затем оценить, какую позициюпо сравнению с конкурентами занимает предприятие по данному показателю: очень сильную– 5 баллов, сильную – 4, умеренную – 3, слабую – 2, очень слабую – 1 балл.
Определение значений показателей конкурентоспособностиэкспертным методом осуществляется группой специалистов-экспертов. При этом основойоценки часто является субъективное восприятие уровня развития показателя, чтозависит от компетентности, опыта, количества экспертов, участвующих в оценке.Также может быть применен социологический метод (проведение широких опросовпотребителей). Понятие “конкурентоспособность” относительное, поэтому следуетрассматривать не только показатели оцениваемого предприятия на данный момент,но обязательно сравнивать их с показателями базисного периода (т.е. оцениватьконкурентоспособность организации в динамике), а также существующих ипотенциальных конкурентов. В качестве методов сравнения показателей из всехгрупп могут быть применены приемы разниц и рангов.
Ранжирование, т.е. упорядочение организаций по местам,занимаемым ими по какому-то показателю, позволяет дать общую оценку положенияпредприятий при наличии нескольких конкурентов, выявить, в чем предприятиеопережает конкурентов, а в чем отстает, не давая количественную оценку размеровотставания или опережения. Это позволяет публиковать рейтинги в специальных изданиях,не нарушая коммерческую тайну, и тем самым формировать представление опредприятиях-конкурентах у интересующихся лиц, самих конкурентов, инвесторов,местных органов управления и т.д. Более точным является прием разниц. Он даетвозможность определить, на сколько (или во сколько раз) наше предприятиеопережает или отстает от любого из конкурентов.
Итогом анализа показателей конкурентоспособностиявляется определение и прогноз ключевых факторов успеха предприятия на рыке.Ключевые факторы успеха – это управляемые показатели, достижение которых даетвозможность улучшить конкурентные позиции предприятия путем формирования конкурентныхпреимуществ. Рассмотрим основные направления формирования конкурентныхпреимуществ организации в следующем параграфе.
3. Основные направления формированияконкурентных преимуществ предприятия
Конкурентоспособность организации (ее конкурентныевозможности) характеризуется двумя группами показателей [9, с. 436]:
1) характеристики продукции, формируемые производством(в том числе ассортимент, качество, сервисное обслуживание, и другиехарактеристики), определяющие конкурентоспособность предоставляемых товаров;
2) экономические и производственно-технологические характеристики(показатели) условий производства (цена, затраты на производство и реализацию,производительность труда, ресурсоемкость и т.д.), характеризующие ценовуюконкурентоспособность продукции и конкурентоспособность организации в целом.
Кроме того, на конкурентоспособность также оказываютвлияние уровень конкуренции в отрасли, изменение соотношения спроса ипредложения, финансовые и другие макроэкономические условия.
Конкурентные преимущества организации отражаютреальные возможности предприятия в конкуренции на конкретном рынке. Ониопределяются на основе анализа сильных и слабых сторон предприятия в сравнениис конкурентами. Реализация этих возможностей осуществляется через мероприятия,разрабатываемые по результатам такого анализа. Мониторинг и изучениеконкурентоспособности должны вестись систематически и непрерывно длясвоевременного определения изменений конкурентоспособности (показателей конкурентоспособности).Оценка этих изменений и тенденций развития целевого рынка позволяет организациисвоевременно принимать упреждающие решения, направленные на сохранение илиукрепление рыночной позиции предприятия.
Базой для мероприятий служат численные показатели,определяющие позицию на рынке, степень конкурентной устойчивости этой позиции ивозможные, ее изменения.
Определение позиции организации на рынкепредусматривает идентификацию факторов, непосредственно влияющих на изменениеего доли в объеме продаж на рынке.
Систематизацию факторов, непосредственно влияющих нарыночную позицию предприятия, рассмотрим на примере организаций общественногопитания:
а) ассортимент и качество предлагаемых потребителю товаров;
б) ценовые факторы;
в) общая атмосфера организации;
г) формирование имиджа организации;
д) поддержка и содействие деятельности отраслинациональными и региональными органами.
Ассортимент и качество предлагаемых товаровопределяется уровнем технологического оснащения организации общественногопитания, использованием новых, экологически чистых продуктов, творческимподходом к определению и реализации ассортимента товаров и технологии изготовления.
Ценовая политика поддержания конкурентных преимуществпредполагает установление приемлемого для потребителя уровня цен, систему скидокс отпускных цен.
Формирование имиджа предприятия также требуетпостоянного отслеживания и учета для достижения и сохранения его рыночной позиции.Здесь учитываются факторы наличия квалифицированного персонала для обеспечениявысокого качества производства, активность рекламной деятельности. Большоезначение для обеспечения эффективности работы и формирования благоприятногоимиджа организации имеет поддержание связей с общественностью, социальная направленностьдеятельности.
Поддержка и содействие со стороны государственныхорганов и местной администрации, а также других организаций проявляется черезгарантии кредитов и других инвестиций, налоговые квоты и льготы по другимплатежам, предоставление субсидий, организацию информационной поддержки идругие меры. Поддержка государства и местной администрации создаютблагоприятные условия, стимулирующие производителей для удовлетворенияобщественных потребностей.
В экономической литературе принято разделятьконкурентные преимущества на две группы: преимущества низкого и высокогопорядка. К первой группе относятся «преимущества, которые могут легко получитьи конкуренты, например низкие цены, экономия расходов, использование доставкипроизводимой продукции в офисы, на дом и др. Получение преимуществ высокогопорядка связано с уровнем квалификации руководителей и коммерческих работников;ассортимент предлагаемых блюд, быстрое обслуживание посетителей и т.д. К числупреимуществ высокого порядка можно отнести следующие: дифференциация на основетоваров и услуг, имидж организации, тесные взаимосвязи с поставщиками сырья идр.
В качестве основных направлений формирования(укрепления) конкурентных возможностей предприятия могут рассматриваться:
1) ориентация деятельности на выпуск продукции,пользующейся спросом на рынке;
2) обеспечение через создание конкурентоспособногоассортимента получения намеченных и стабильных конечных экономическихпоказателей (объем производства, прибыль, рост капитала и т.д.);
3) поддержание более низких затрат на производство поотношению к конкурентам;
4) обеспечение качества продукции, требуемого рынком;
5) обеспечение материального и технологического уровняпроизводства, позволяющего расширять и обновлять ассортимент реализуемых блюд иувеличивать объем продаж;
6) обеспечение финансовых возможностей предприятия(наличие средств или источников заемных финансов) и другие факторы,способствующие формированию конкурентоспособных преимуществ.
Таким образом, конкурентоспособность — этомногоаспектное понятие, означающее наличие свойств и способностей объекта,позволяющих ему соперничать в экономическом соревновании для достиженияпоставленной цели в качестве объекта носителя этих свойств — конкурентных преимуществ- могут выступать различные виды продукции, предприятий, отраслей, а субъектом –товаропроизводители, работники предприятия, стремящиеся улучшить условияпроизводства его имидж, качество товара услуг. Рассматривая теориюконкурентоспособности товара, отрасли, предприятия, следует отметить, чтообъединяющим эти различные понятия является свойство достиженияпреимущественных позиций относительно конкурентов в различных формах проявленияконкуренции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема конкурентоспособности продукции и организацииносит в условиях инновационной экономики универсальный характер. Решение этойпроблемы является важным фактором социально-экономического развития и одним изглавных условий экономического благополучия для любой страны, а также длякаждого потребителя.
Конкурентоспособность товара и предприятия,производящего или реализующего товар, соотносятся между собой как часть ицелое. Возможность предприятия конкурировать на определенном отраслевом рынкенепосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности выполняемыхфункций, направленных на достижение результата.
Таким образом, для обеспечения конкурентоспособностиорганизация должна постоянно работать над оптимизацией качества, затрат по егообеспечению и цен реализации, добиваясь преимущества по этим показателям передосновными конкурентами и оценивая результаты своей деятельности с позицийпотребителя, так как его мнение решающее. Отказ потребителя в пользу конкурентауказывает на низкую конкурентоспособность.
В последнее время в Беларуси явно проявляетсятенденция к обострению конкуренции между предприятиями, которые подвергаютсянарастающему совокупному воздействию конкурентных факторов. Тем не менее, намногих предприятиях не проводится целенаправленная работа по анализуконкурентов, отсутствуют систематизированные представления о том, что являетсяконкурентоспособностью предприятия, как ее создавать, поддерживать и какграмотно реализовывать.
Список использованных источников
1. Виханский, О.С. Менеджмент. /О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.:Гардарика, 1998. – 528 с.
2. Волонцевич, Е.Ф. Конкурентоспособность фирм: Курс лекций /Е.Ф.Волонцевич. – Мн.: Министерство образования Республики Беларусь, 2003. – 103 с.
3. Глухов, В.В. Менеджмент. /В.В. Глухов. – СПб.: Специальная литература,1999. – 700 с.
4. Головачев, А.С. Методические основы конкурентоспособности предприятийи товара /А.С. Головачев //Экономика и управление. – 2005. — №1. – С. 4-8.
5. Гончаров, В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. /В.И. Гончаров. – Мн.:Мисанта, 2003. – 624 с.
6. Еленева, Ю.Я. Современные подходы к оценке и управлению конкурентоспособностьюпредприятий /Ю.Я. Еленева, А.М. Коротков //Современное управление. – 2003. — №7. – С. 4-8.
7. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник/Л.И. Кравченко. – Мн: Новое знание, 2004. – 544 с.
8. Проблемы формирования ассортимента, качества и конкурентоспособноститоваров: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции15-16 апреля 2004 г. – Гомель, БТЭУПК, 2004. – 299 с.
9. Райченко, А.В. Общий менеджмент: Учебник. /А.В. Райченко. – М.:ИНФРА-М, 2005. – 384 с.
10. Савицкая, Г.В. Рациональный подход к оценке эффективностифункционирования предприятий /Г.В. Савицкая. //Финансовый директор. – 2003. — №12. – С. 19-25.
11. Статистические материалы //Белорусский экономический журнал. – 2005.- №1. – с. 150-153.
12. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условияхкризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. /Р. Фатхутдинов. – М.: Издательско-торговыйцентр “Маркетинг”, 2002. – 892 с.
13. Цыпкин, Ю.А. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Ю.А.Цыпкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 439 с.
14. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / Под ред. В.М. Семёнова-СПб.: Питер, 2007.-384с.