/>МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬВФ УО ИСЗГуманитарно-экономическийфакультет/>КафедраЭкономики />Курсовая работа
По дисциплинемикроэкономика на тему:
Анализ рынков: спрос и предложение. Студент Лебедев А.П. 2-го курса
по специальности: Экономика
и управление на предприятии
Витебск2002г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 3
Спрос 3
Закон спроса 4
Кривая спроса 5
Индивидуальный и рыночный спрос 6
Детерминанты спроса 6
Изменение спроса 7
Предложение 9
Закон предложения 10
Кривая предложения 11
Детерминанты предложения 12
Изменение предложения 12
Изменения величины предложения 13
Литература 14
ВВЕДЕНИЕ.
Рынок – этоинститут, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) ипродавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров и услуг.
В этой работе рассматриваются чисто конкурентныерынки. Такие рынки предполагают наличие большого количества действующихнезависимо продавцов и покупателей, обменивающихся стандартизированным товаром.Эти рынки похожи не на музыкальный магазин или соседнюю бензозаправку, где всетовары снабжены ценниками, это конкурентные рынки типа центральной зерновойбиржи, фондовой биржи или рынка иностранных валют, где равновесная цена«обнаруживается» в результате взаимодействия решений продавцов и покупателей.
СПРОС.
Спрос можно представить в виде шкалы, показывающейколичество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждойконкретной цене из ряда возможных в течение определённого периода времени.Спрос отражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить вформе таблицы. Он показывает то количество продукта на который будет предъявленспрос при разных ценах при прочих равных условиях.
Обычно мы рассматриваем спрос с точки зрения цены;иначе говоря, мы считаем, что спрос показывает количество продукта, котороепотребители будут покупать по разным возможным ценам. В такой же мереправильнее, а иногда и полезнее рассматривать спрос с количественной точкизрения. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество может быть продано поразным ценам, можно спросить, по каким ценам потребители готовы купить разноеколичество товара. В табл. 3-1 приведена гипотетическая шкала спросаодного потребителя, покупающего какое-то количество бушелей кукурузы.
Таблица3-1 Спросиндивидуального покупателя на кукурузу (в бушелях)
Цена за бушель (в долларах)
Величина спроса в неделю (бушелей)
5
4
3
2
1
10
20
35
55
80
Эта табличная схема спроса отражает связь между ценойкукурузы и её количеством, которое наш мифический потребитель желает и всостоянии купить по каждой из этих цен. Мы говорим «желает» и «всостоянии», так как одного лишь желания на рынке не достаточно. Я могупожелать купить «порше», но если это желание не подкрепляется способностьюкупить, то есть необходимой суммой денег, оно окажется недействительным и,соответственно, не получит воплощение на рынке. Как видно из таблицы 3-1, еслицена за бушель составляет на рынке 5$, наш потребитель будет готов и способенпокупать в неделю 10 бушелей; если же цена составит 4$; потребитель будет готови способен купить в неделю 20 бушелей и т.д.
Шкала спроса сама по себе не даёт ответа на вопрос,какая из 5-ти возможных цен реально существует на рынке кукурузы. Как уже былосказано, это зависит от спроса и предложения. Следовательно, спрос – этопросто выпаженные в форме таблицы планы или намерения покупателя относительнопокупки продукта.
Для того чтобы величины спроса имели какое-тозначение, они должны относиться к определённому отрезку времени – дню, недели,месяцу и т.д. Заявление о том, что «потребитель может купить 10 бушелейкукурузы по цене 5$ за бушель», неопределённо и бессмысленно. А вот заявление отом, что «потребитель будет еженедельно покупать 10 бушелей кукурузы по5$ за бушель», ясно и исполнено большого смысла. Не зная, о каком конкретнопериоде времени идёт речь, мы не сможем сказать – велик или мал спрос на товар.
ЗАКОН СПРОСА.
Коренное свойство спроса заключается в следующем: принеизменности всех прочих параметров снижение цены ведёт к соответствующемувозрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышениецены ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса. Короче говоря,существует отрицательная или обратная, зависимость между ценой и величинойспроса. Экономисты назвали эту обратную зависимость законом спроса.
Допущение «при прочих равных условиях» имеет здесьпринципиальное значение. На количество купленного товара, помимо ценырассматриваемого продукта, влияют многие другие факторы. Количествоприобретённых кроссовок фирмы Nike будет зависеть не только от их цены, но и от ценытаких заменителей этого товара, как кроссовки фирмы Reebok, Adidas.Закон спроса в этом случае гласит, что кроссовок Nike будетприобретено меньше, если их цена растёт, в то время как цена кроссовок фирмы Reebok, Adidas остаётсяпостоянной. Короче, если относительнаяцена кроссовок Nike повышается, их будет куплено меньше. Однако, еслицена кроссовок Nike, равно как и всех других конкурирующих кроссовок,возрастёт на некоторую сумму, например на 5$, потребители могут купить больше,меньше или столько же кроссовок Nike.
Что же лежит в основе закона спроса? Ответит на этотвопрос можно с разной степенью углубления в научный анализ.
1. Здравый смысл элементарное наблюдение реальной жизнисогласуются с тем, что нам показывает нисходящая кривая спроса. Обычно люди действительнопокупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Дляпотребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чемвыше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовойбарьер, тем большее количество товара они приобретут. Иными словами, высокаяцена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желаниесовершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служитнаглядным свидетельством их веры в закон спроса. «Дни торговли по сниженнымценам» основаны на законе спроса. Фирмы сокращают свои товарные запасы не путёмповышения цен, а путём их снижения.
2. В любой данный период временикаждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, илиполезности, от каждой последующей единицы продукта. Например, второй «биг-мак»даёт потребителю меньше удовлетворения, чем первый; третий приносит ещё меньшеудовольствия, или полезности, чем второй, и т.д. Отсюда следует, что, посколькупотребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности– то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продуктаприносят всё меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупаютдополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
3. Закон спроса можно такжеобъяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указываетна то, что при более низкой цене человек может себе позволить купить большеданного продукта, не отказывая себе в приобретении каких либо альтернативныхтоваров. Иными словами снижение цены продукта увеличивает покупательскуюспособность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купитьбольшее количество данного продукта, чем прежде более высокая цена приводит кпротивоположному результату.
Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляетсястимул приобрести дешёвый товар вместо аналогичных товаров, которые теперьстоят относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты болеедешёвыми.
Приведём для иллюстрации следующий пример: снижениецены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя ипозволяет ему покупать больше говядины (эффект дохода). При более низкой ценеговядины её покупка становится относительно более заманчивой, и её покупаютвместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения). Эффекты дохода изамещения совмещаются, и приводят к тому, что у потребителей возникаетвозможность и желание покупать большее количество продукта по более низкойцене, чем по высокой.
КРИВАЯ СПРОСА.
Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в видепростого графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену — на вертикальной. Разместим на графике те пять вариантов «цена-количество»,которые показаны в табл. 3-1, проведя перпендикуляры к соответствующим точкамна двух осях. Каждая точка представляет конкретную цену и соответствующееколичество продукта, которое потребитель готов купить по этой цене./> />
Рисунок 3-1. Кривая индивидуального спроса накукурузу.
Предположив, что такая же обратная связь между ценой ивеличиной спроса существует в любой дугой точке графика, можно вывести общеезаключение об обратной связи между ценой и величиной спроса и построить кривую,представляющую все возможные варианты соотношения цены и величины спроса впределах, показанных на графике. Полученная таким образом кривая называетсякривой спроса.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИРЫНОЧНЫЙ СПРОС.
До сих пор мы рассматривали проблему с позицииодно-единственного потребителя. Признание конкуренции обязывает нас рассмотретьситуацию, в которой на рынке выступает много покупателей. Перейти от шкалы индивидуальногоспроса к шкале рыночного спроса можно посредством суммирования величинспроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Если бына рынке действовали лишь три покупателя, как это показано в табл. 3-2, было былегко определить общие величины спроса при каждой цене.
Таблица3-2 Рыночныйспрос на кукурузу, 3 покупателя (в бушелях)
Цена за бушель (в $)
Величина спроса
Общая величина спроса за неделю
1-й покупатель
2-й покупатель
3-й покупатель
5
4
3
2
1
10
20
35
55
80
12
23
39
60
87
8
17
26
39
54
30
60
100
154
221 /> /> /> /> /> /> /> Разумеется, конкуренцияпредполагает намного большее число покупателей продукта на рынке. Поэтому,чтобы избежать длительного процесса суммирования, предположим, что на рынкеимеется 200 покупателей кукурузы, и каждый из них решил приобрести одинаковоеколичество кукурузы по каждой из разных цен, как это сделал наш первоначальныйпотребитель. Таким образом, мы можем определить общий рыночный спрос путём умножениявеличинспроса, приведенных в табл. 3-1, на 200.
Таблица3-3 Рыночныйспрос на кукурузу, 200 покупателей (в бушелях)
(1)
Цена за бушель (в $)
(2)
Величина спроса за неделю, один покупатель
(3)
Число покупателей на рынке
(4)
Общая величина спроса за неделю
5
4
3
2
1
10
20
35
55
80
200
200
200
200
200
2 000
4 000
7 000
11 000
16 000 /> /> /> /> />
ДЕТЕРМИНАНТЫСПРОСА.
Когда экономист строит кривую спроса –скажем, такую, как на рис. 3-1, он исходит из допущения, что цена служит самойважной детерминантой количества любогопокупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другиефакторы, которые могут повлиять и действительно влияют на объём покупок. Такимобразом, при построении кривой спроса следует также допустить, что «прочиеусловия равны», то есть что детерминанты величины спроса неизменны.Когда какие-либо из этих детерминант спроса на самом деле изменяются, криваяспроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево. Поэтому указанныедетерминанты называют факторами изменения спроса.
Основные детерминанты рыночного спроса следующие: 1)вкусы, или предпочтения, потребителей; 2) число потребителей на рынке; 3)денежные доходы потребителей; 4) цены на сопряжённые товары; 5) потребительскиеожидания относительно будущих цен и доходов.
ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА.
Изменение одной или нескольких детерминант спросаизменяет шкалу спроса, представленную в табл. 3-3, а следовательно, и положениекривой спроса на рис. 3-3. Такое изменение шкалы спроса или – графически –смещение положения кривой спроса называется изменением спроса.
Рисунок 3-3. Изменение спроса на кукурузу.
/>
Если потребители обнаруживают желание и способностьпокупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, чемпродемонстрировано в столбце (4) табл. 3-3, очевидно, что произошло увеличениеспроса. На рис. 3-3 это увеличение спроса находит выражение в смещениикривой спроса вправо, например от D1 к D2. И наоборот, уменьшение спросапроисходит тогда, когда из-за измененияодной его детерминанты (или нескольких) потребители покупают меньшее количествопродукта по каждой из возможных цен, чем указано в столбце (4) табл. 3-3.Графически падение спроса выражается в смещении кривой спроса влево,например от D1 к D3 на рис. 3-3.
А теперь рассмотрим влияние, которое оказывает наспрос каждая из перечисленных выше детерминант.
1. Потребительскиевкусы. Благоприятное дляданного продукта изменениепотребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениямимоды, будет означать, что спрос возрастёт при любой цене. Неблагоприятныеперемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещениекривой спроса влево. На вкусы потребителей могут повлиять технологическиеизменения, воплощённые в новом продукте. Например, появление компакт-дисковсильно снизило спрос на долгоиграющие пластинки. Потребители, которые озабоченыугрозой здоровью, вызванной холестерином и излишней тучностью, увеличили спросна капусту брокколи, низкокалорийные заменители сахара и свежие фрукты,сократив спрос на говядину, телятину, яйца и цельное молоко. Медицинскиеисследования, показавшие, что бета-каротин предотвращает сердечно-сосудистыезаболевания и возникновение некоторых типов рака, сильно повысили спрос наморковь.
2. Количествопокупателей. Очевидно, что и увеличение на рынке числа потребителейспособствует повышению спроса. А уменьшение числа потребителей находитотражение в сокращении спроса. Приведём примеры. Совершенствование средствсвязи необычайно расширило границы международных финансовых рынков и привело кувеличению спроса на акции, облигации и другие финансовые активы. Всплескрождаемости после второй мировой войны привёл к повышению спроса на пелёнки,детские лосьоны и акушерские услуги. Когда в 70-х годах дети, появившиеся насвет в период этого всплеска рождаемости, достигли дватцатилетнего возраста,возрос спрос на жильё. А взросление этого поколения, наоборот, вызвало спадспроса на жильё в 80-х и 90-х годах. Рост продолжительности жизни увеличилпотребность в медицинском обслуживании, услугах сиделок и домах престарелых.Недавние международные торговые соглашения, такие, как Североамериканскоесоглашение о свободной торговле (НАФТА) и Генеральное соглашение о тарифах иторговле (ГАТТ), снизили иностранные торговые барьеры для американскихсельскохозяйственных продуктов, увеличив спрос на эти продукты.
3. Доход. Воздействие на спрос изменений денежного доходанесколько более сложно. Применительно к большинству товаров повышение доходаприводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило,покупают больше бифштексов, солнцезащитных штор, стереоустановок. И наоборот,при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которыеизменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода,называются товарами высшей категории, или нормальнымитоварами.
Хотя большинство продуктов относится к нормальным товарам,существует несколько исключений. В том случае, когда доходы превышают известныйуровень, потребители могут покупать меньше хлеба, картофеля или капусты,поскольку возросший доход позволяет им покупать продовольствие с более высокимсодержанием протеина, например молочные продукты и мясо. Увеличение доходовможет также вести к снижению спроса на ношенную одежду и поддержанныеавтомобили. Точно также повышение доходов может снизить спрос на гамбургеры имаргарин, так как более состоятельные потребители переключаются на потреблениенатурального бифштекса с косточкой и сливочного масла. Товары, спрос на которыеизменяется в обратной зависимости от изменения доходов, называются товараминизшей категории.
4. Цены на сопряжённыетовары. Приведёт ли изменение цены насопряжённый товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт,зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продуктаили сопутствующим ему. Заменитель – это такой товар, который можно использоватьвместо другого товара. Сопутствующий товар используется в сочетании с другимтоваром.
Товары – заменители.Примером взаимозаменяемых товаров могут служить сливочное масло имаргарин. Когда цена на сливочное масло растёт, потребители покупают его вменьшем количестве, а это вызывает повышение спроса на маргарин. И наоборот,когда цена на масло снижается, потребители покупают его в большем количестве,вызывая этим уменьшение спроса на маргарин. Обобщим сказанное: когда двапродукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другойсуществует прямая зависимость. Именно так обстоит дело с товарами фирм Nike и Reebok, сахаром и ксилитом, автомобилями «тойота» и «хонда», напитками «кока» и «пепси».Взаимодополняющие товары. Другой типвзаимосвязанных товаров представляют собой взаимодополняющие товары.Смысл этого определения в том, что такие товары используются в сочетании друг сдругом и спрос на них сопряжённый. Когда цена на бензин снижается и вы врезультате больше ездите, увеличенный пробег вашего автомобиля увеличит вашспрос на моторное масло. И напротив, рост цены на бензин сократит спрос намоторное масло. Таким образом, спрос на бензин и масло сопряжён – этосопутствующие товары. То же относится к ветчине и яйцам, учёбе и учебникам,видеомагнитофонам и кассетам, клюшкам и мячам для игры в гольф, фотоаппаратам ифотоплёнке и т.д. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценойна один из них и спросом на другой существует обратная зависимость.
Разумеется, многиетовары не связаны между собой. Это независимые, самостоятельные товары.Для таких пар товаров, например сливочного масла и мячей для игры в гольф,картофеля и автомобилей, бананов и наручных часов, изменение цены на один изних очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой.5. Ожидания. Потребительские ожиданияотносительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров ибудущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительноповышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упредить»угрожающее повышение цен; равным образом и ожидание увеличения доходов можетзаставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожиданиепадения цен и снижения доходов ведёт к сокращению текущего спроса на товары.
Пример: введение дополнительного федерального акцизного сбора напиво, вино и чистый алкоголь с 1 января 1991г. резко повысило спрос на этитовары в декабре 1990г., так как потребители закупали их впрок, чтобы избежатьожидаемого повышения цен.
Из сказанного выше можно сделать следующий вывод. Увеличениеспроса – решение потребителей покупать большее количество товара при любойвозможной цене – может быть вызвано:
1) благоприятными изменениями вкусов потребителей;
2) увеличением числа покупателей;
3) ростом доходов, если это нормальный товар;
4) сокращением доходов, если это товар низшей категории;
5) повышением цены на товар-заменитель;
6) снижением цены на сопутствующий товар;
7) ожиданиями потребителей повышения в будущем цен и доходов.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Предложение можноопределить как шкалу, показывающую количество продукта, которое производительжелает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждойконкретной цене из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.Эта шкала предложения представляет ряд альтернативных возможностей,таких, например, которые приведены в табл. 3-5 для индивидуальногопроизводителя. Предложение показывает нам, какие объёмы продукта будутпредложены для продажи по разным ценам при прочих равных условиях.
Таблица 3-5 Предложениекукурузы индивидуальным производителем
(в бушелях)
Цена за бушель (в долларах)
Величина предложения в неделю
5
4
3
2
1
60
50
35
20
5
Согласно нашему определению этого понятия, предложение обычнорассматривается с точки зрения выгодности цены. Иными словами, мы считаем, чтопредложение указывает на количество продукта, которое производители станутпредлагать по разным возможным ценам. Однако в равной мере правильнее, а в рядеслучаев даже полезнее рассматривать предложение с точки зрения его величины.Вместо того чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разнымценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, чтобы побудитьпроизводителя предлагать разное количество товара.
ЗАКОНПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Данные табл. 3-5 указывают наположитнльную, или прямую, зависимость между ценой и количеством предлагаемогопродукта. С повышением цен соответственно возрастаети величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Этаспецифическая связь называется законом предложения. Суть его в том, чтопроизводители изготавливают и предлагают к продаже большее количество своегопродукта по высокой цене, чем по низкой. Почему? Это в основном диктуетсяздравым смыслом.
Напомним, что сточки зрения потребителя цена служитсдерживающим фактором. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель,выступающий в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительнонебольшое количество продукта; чем ниже ценовой барьер, тем больше потребительстанет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денегза продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицупродукта, поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагатьсвой продукт к продаже на рынке. При данных издержках производства, чем вышецена, тем больше прибыли получает производитель и, значит, тем сильнее егопобудительные мотивы для увеличения объёма предложения.
Теперь представим себе фермера, который имеетвозможность перераспределять свои ресурсы между несколькими альтернативнымипродуктами. При таком изменении цен, какое показано в табл. 3-5, фермер сочтётвыгодным изъять земли из производства пшеницы, овса и соевых бобов ипереключить их на производство кукурузы. К тому же более высокие цены накукурузу позволяют фермеру покрывать издержки, обусловленные более интенсивнойобработкой земли и применением в большем количестве минеральных удобрений ипестицидов. Всё это приведёт к увеличению объёма производства кукурузы.
Рассмотрим также предприятие в обрабатывающейпромышленности. На каком-то этапе промышленники обычно сталкиваются с увеличениемиздержек производства единицы продукции, поэтому для покрытия возросшихиздержек необходимо повысить цену на производимый продукт. Но почему возрастаютиздержки? Они возрастают потому, что определённые производственные ресурсы, вособенности производственные площади и машинный парк, невозможно увеличить закороткое время. Поэтому, по мере того как фирма наращивает количество болеемобильных ресурсов – например, рабочей силы, сырья и комплектующих изделий, — стационарные сооружения и оборудование в какой-то момент становятсяперегруженными, в результате чего эффективность производства снижается, аиздержки производства каждой последующей единицы продукта возрастают. Дляпроизводства этих более дорогостоящих единиц продукта производители должны получатьболее высокую цену. Между ценой и величиной предложения существует прямаясвязь.
КРИВАЯПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Понятие предложения, так же как и спроса, полезнопредставить в графическом изображении. Оси на рис. 3-4 те же, что и на рис.3-3, только место величины спроса здесь заняла величина предложения.
Рисунок 3-4. Изменения предложения кукурузы./> />
Данные о рыночном предложении, изображённые нарис. 3-4 в виде кривой S1, приведены в таблице 3-6. В ней сделано допущение,что для действующих на рынке 200 поставщиков характерны такие же шкалыпредложения, как для производителя из табл. 3-5.
Таблица 3-6 Рыночноепредложение кукурузы, 200 производителей (в бушелях)
(1)
Цена за бушель (в дол.)
(2)
Величина предложения в неделю, один производитель
(3)
Число продавцов на рынке
(4)
Общая величина предложения в неделю
5
4
3
2
1
60
50
35
20
5
200
200
200
200
200
12 000
10 000
7 000
4 000
1 000
ДЕТЕРМИНАНТЫПРЕДЛОЖЕНИЯ.
При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, чтоцена служит самой значительной детерминантой величины предложения любогопродукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, базируется надопущении «при прочих равных условиях». Иными словами, кивая предложениястроится на предположении, согласно которому определённые детерминанты величиныпредложения даны заранее и не подвержены изменениям. Если одна из этихдетерминант в действительности претерпевает изменения, положение кривойпредложения сместится.
К основным детерминантам предложения относятсяследующие: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги исубсидии; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) числопродавцов на рынке. Изменение одной (или более) из этих детерминант, илифакторов изменения предложения, приведёт к смещению кривой предложения продукталибо вправо, либо влево. Смещение вправо, от S1 к S2 нарис. 3-4, означает увеличение предложения: производители при этомпоставляют большее количество продукта по каждой из возможных цен. Смещение влево,от S1 к S3 на рис.3-4, указывает на сокращение предложения:поставщики предлагают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен.
ИЗМЕНЕНИЕПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Рассмотрим теперь воздействие на предложение каждой изперечисленных детерминант.
1. Цены на ресурсы. Существует самая тесная связь между издержкамипроизводства и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на издержкахпроизводства; за дополнительные единицы продукта фирма должна получать болеевысокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует большихиздержек. Отсюда следует, что снижение цен на ресурсы снизит издержкипроизводства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложениявправо. Пример: если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидатьувеличения предложения кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличитиздержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривуюпредложения влево. Пример: повышение цен на железную уду и кокс увеличиваетиздержки производства стали, и ведёт к сокращению её предложения.
2. Технология. Совершенствование технологии означает, что новыезнания позволяют производить каждую единицу продукции с меньшими затратамиресурсов. При данных ценах на ресурсы это приведёт к снижению издержекпроизводства и увеличению предложения. Пример: недавние мощные прорывы вобласти сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрическойэнергии почти или вовсе без потерь. В настоящее время при передачеэлектроэнергии по медным проводам потери её составляют около 30%. Каково возможноеследствие указанного открытия? Существенное снижение издержек производства иувеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которыхзатрачивается большое количество электроэнергии.
3. Налоги и субсидии. Фирмы рассматривают большинство налогов как издержкипроизводства. Поэтому повышение налогов, скажем налога с оборота или налога наимущество, увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Субсидииже считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производствокакого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает егопредложение.
4. Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместиткривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермеравыращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. Инапротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократитьпроизводство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары,может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена нафутбольные.
5. Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем такжемогут влиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящеевремя. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим,более высоких цен на текущем предложении продукта. Фермеры могут задержатьвывоз кукурузы нынешнего урожая на рынок, ожидая повышения цены на неё вбудущем. Это вызовет сокращение текущего предложения. Равным образом ожиданиесущественного повышения в ближайшем будущем цен на продукцию IBMможет сократить текущее предложение этой продукции. С дугой стороны, во многихотраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудитьфирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.
6. Число продавцов. При данном объёме производства каждой фирмы, чембольше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления вотрасль новых фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше вотрасли количество фирм, тем меньше рыночное предложение. Это означает, что помере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.
Пример.Соединённые Штаты и Канада недавно ввели ограничения на ловлю пикши впромышленных объёмах для восстановления её популяции. Требование, чтобы каждыйрыболовецкий корабль оставался в доке 80 дней в году, заставило часть рыболововотказаться от ловли и уменьшило предложение пикши.
ИЗМЕНЕНИЕВЕЛИЧИНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Различие между изменением предложения и изменением величины предложения такоеже, как различие между изменением спроса и изменением величины спроса. Изменениепредложения выражается в смещении всей кривой предложения. Увеличениепредложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает её влево.Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминантыпредложения. Экономисты используют понятие «предложение» для обозначения шкалыили кривой. Поэтому изменения предложения должно означать, что вся шкалаизменилась и что кривая сместилась в какую-то сторону.
Напротив, изменение величины предложенияозначает передвижение от одной точки к другой на постоянной кривой предложения.Причиной такого перемещения является изменение цены на рассматриваемый продукт.
ЛИТЕРАТУРА:
1. МакконеллК.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го анг. изд.– Москва, 2001г.
2. МакконеллК.Р., Брю С.Л. Экономика. – Москва, 1995г.
3. ВечкановГ.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика, СПб. 2001г.